Понятие отдельные категории граждан. Категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Государственная поддержка федеральных льготников

Хотелось бы выделить особую категорию участников жилищных правоотношений - отдельные категории граждан.

Понятие отдельных категорий граждан не новое для законодательства Российской Федерации, вместе с тем в теории права данная категория субъектов не достаточно изучена. Отдельные категории граждан - понятие сложившиеся в праве социального обеспечения. Вместе с тем для жилищного права данные субъекты имеют огромное значение.

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан известно различным правовым системам. Так, в настоящее время во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья, которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия. Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья. Во Франции существует Закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье. Следует отметить, что во Франции на приобретение жилья и его бесплатное (льготное) содержание ежегодно выделяется 1,9% ВВП. По действующему законодательству в каждой комплексной застройке должно выделяться как минимум 20% под социальное жилье. Согласно новому законопроекту с конца 2008 г. наиболее нуждающиеся категории - собственно бездомные, а также низкооплачиваемые работники и матери-одиночки - смогут добиваться предоставления жилья через суд. С начала 2012 г. такое же право получат те, кто живет в ветхом и неприспособленном жилье. Благодаря такой законодательной инициативе право на жилье во Франции окажется на одном уровне с правами на другие формы государственного социального обеспечения, такие как образование и здравоохранение. Аналогичное право в мире предусмотрено пока только в Шотландии, где в 2003 г. был принят Акт о бездомных. Однако из проекта закона остается неясным, в каких именно судах можно будет требовать предоставления жилья и кто конкретно в конечном счете будет обязан обеспечивать им нуждающихся Дышекова А. М. Государство и современное ипотечное кредитование // Общество и право. 2010. № 1. С. 31..

Так, согласно Закону об основах социального обслуживания к подобным категориям относятся: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные несовершеннолетние; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; граждане без определенного места жительства и определенных занятий; граждане, пострадавшие от физического и психического насилия, и проч.

В дополнительной помощи нуждаются молодые семьи, молодые ученые, семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждане РФ, постоянно работающие на комплексе "Байконур" и подлежащие отселению; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска; вынужденные переселенцы Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации. М., 2009. С. 2..

Российским жилищным законодательством установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

По всей стране действует единый закон об оказании государственной поддержки. Список преференций значительно широк, но доступны они не всем гражданам. Зачастую у людей возникает вопрос о том, в чём разница между региональными и федеральными льготниками. Разница на самом деле имеется – первым и вторым полагается различный перечень льгот. Рассмотрим кто относится к федеральным льготникам в 2019 году.

Федеральные льготники – кто к ним относится

Прежде чем разбираться в том, какие льготы полагаются отдельным категориям граждан, давайте выясним, кого на законодательном уровне принято относить к федеральным льготникам:

  • детей с инвалидностью;
  • инвалидов всех групп;
  • участников Великой Отечественной Войны, включая трудящихся, обеспечивавших работоспособность систем ПВО и строительных прифронтовых объектов;
  • героев РФ, СССР, кавалеров Ордена Славы;
  • бывших военных, побывавших в плену у врага в период Второй Мировой Войны;
  • пострадавших и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • членов семей умерших ветеранов войны;
  • ветеранов войны;
  • жителей блокадного Ленинграда.

Чем отличаются федеральные льготники от региональных

Рассмотрим основные отличия федеральных льготных категорий граждан от региональных:

Федеральные Региональные
Льготы финансируются из государственного общероссийского бюджета Финансирование льгот производится за счёт регионального бюджета
При принятии финансовой и натуральной помощи на федеральном уровне невозможно претендовать на меры поддержки, предоставляемые в регионах При оформлении региональных льгот нельзя оформить федеральные преференции
Льготы могут быть оформлены только в согласии с федеральными законодательными актами, действующими на территории всей страны Льготы предоставляются в соответствии с законами субъектов и не согласуются с Правительством России

Льготы инвалидам и детям с инвалидностью

  • инвалиды, которым была присвоена недееспособные I и II группа или трудоспособная III группа;
  • дети-инвалиды;
  • инвалиды детства.

По форме предоставления выделяют следующие льготы:

По периодичности предоставления льготы можно разделить на следующие категории:

  • те, что предоставляются на протяжении года (как бесплатный проездной на городской транспорт);
  • те, что начисляются каждый месяц (как скидка в размере 50% на оплату услуг ЖКХ);
  • разовые виды помощи (внеочередное подключение городского телефона).

Чтобы доказать наличие права на льготы по инвалидности, необходимо предоставить в Пенсионный Фонд заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы.

Льготы по инвалидности предоставляются в зависимости от категории, к которой принадлежит инвалид:

  • инвалиды, которым группа инвалидности была присвоена после происшествия на ЧАЭС;
  • дети-инвалиды;
  • инвалиды детства;
  • бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами в период несения службы.

Ветераны войны и жители блокадного Ленинграда

Ветераны войны имеют право на освобождение от уплаты имущественного налога в отношении одного объекта недвижимости, а в некоторых регионах они могут не уплачивать также земельный и транспортный налоги.

  • различные меры социальной поддержки;
  • возможность получения бесплатной квартиры по установленным законом нормативам жилой площади – 36 м2 для льготника и по 18 м2 на каждого члена семьи, проживающего с ним;
  • возможность оформления ЕДВ, дополнительного денежного обеспечения, нескольких видов пенсионных выплат одновременно – по старости или инвалидности.

Что касается мер социальной помощи, их перечень практически одинаков для всех льготных категорий граждан:

  • определение в дом престарелых без очереди в случае возникновения необходимости;
  • бесплатная социальная помощь на дому;
  • обслуживание без очереди в поликлиниках, кассах, магазинах;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью до 35 дней в любое удобное время без учёта графика отпусков;
  • бесплатное протезирование, в том числе зубное;
  • бесплатные лечебные процедуры в районных поликлиниках;
  • внеочередное подключение городского телефона;
  • скидка в размере 50% от стоимости услуг коммунальных служб.

Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС

Для ликвидаторов аварии на ЧАЭС и граждан, пострадавших от её последствий, предусмотрен следующий ряд льгот:

  • разовое пособие при условии наличия инвалидности;
  • скидка в размере 50% на оплату счетов от коммунальных служб;
  • ежегодная выплата в качестве компенсации за непоправимый вред здоровью из-за последствий аварии на Чернобыле;
  • ежемесячная денежная компенсация на покупку продуктов питания льготнику и его детям в возрасте до 14 лет.

Зачастую ликвидаторам аварии на ЧАЭС присваивается инвалидная группа, и в этом случае им будет полагаться набор дополнительных льгот:

  • зачисление детей в ДОУ без очереди (в случае, если и мать, и отец относятся к льготной категории граждан);
  • доплата, связанная с понижением по должности на работе, которое произошло из-за инвалидности или ухудшения здоровья;
  • принятие в жилищные и иные кооперативы без очереди по просьбе льготника;
  • выплата пособия по безработице в сумме 100% среднемесячного дохода на последнем месте работы;
  • предоставление дополнительного неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 14 дней;
  • предоставление жилого помещения или субсидии на улучшение жилищных условий.

Социальная поддержка иных федеральных льготников

Среди льгот, предоставляемых всем прочим льготным категориям граждан, о которых мы не упоминали выше, можно обозначить:

  • возможность оформления ЕДВ, выплат по инвалидности, компенсаций за путёвку в санаторно-курортное учреждение и за билет на ж/д транспорт до места лечения (монетизация льгот);
  • бесплатное оказание медицинской помощи в муниципальных поликлиниках, безвозмездное протезирование (кроме протезирования зубов);
  • постановка в льготную очередь на предоставление бесплатной квартиры, скидка в размере 50% на оплату счетов за коммунальные услуги, внеочередное подключение городского телефона.

Основные виды предоставляемых льгот

Мы уже упоминали о том, что федеральным льготникам полагаются следующие виды льгот:

  1. Социальный набор услуг:
    • проездной билет на городской транспорт, включая пригородный;
    • путёвки в санаторно-курортные учреждения и бесплатный проезд на ж/д транспорте до места лечения;
    • специализированное питание для детей с инвалидностью;
    • бесплатное предоставление медикаментов из утверждённого перечня или продажа их со скидкой (по рецепту врача).
  2. ЕДВ , зависящий от категории льготника и набора социальных услуг, от которых он отказался в пользу денежной компенсации. Величина ЕДВ составляет 2,4 – 4,8 тысяч рублей.
  3. ДЕМО (дополнительное материальное обеспечение) в размере:
    • 1 тысячи рублей для участников Великой Отечественной Войны;
    • 500 рублей для военных, их вдов и жителей блокадного Ленинграда.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ Определение федеральных льготников, перечень предоставляемых им льгот
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ О льготах для детей-инвалидов и инвалидов
Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 О льготах для ликвидаторов аварии на ЧАЭС
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5 О льготах для ветеранов

Типичные ошибки

Ошибка: Пенсионер, принадлежащий к льготной категории граждан, оформив региональные льготы, претендует также на получение федеральных льгот.

Сами по себе льготы подразумевают существование особых преимуществ или предоставление частичного освобождения от общих для всех граждан:

  • правил;
  • обязанностей.

Льготы служат орудием, призванным обеспечить выполнение ряда первостепенных по важности функций государства. В частности, они являются средством обеспечения равенства социально-общественного. Речь идет здесь о привилегиях:

  • женщинам;
  • несовершеннолетним лицам;
  • инвалидам;
  • многодетным.

Предоставляют их и гражданам в качестве поощрения за имеющиеся у них заслуги перед страной и государством:

  • семьям погибших военных;
  • участникам военных конфликтов;
  • работникам некоторых организаций.

Дают также в виде компенсации за тяжелые условия труда на благо государства:

  • железнодорожникам;
  • шахтерам;
  • военнослужащим;
  • лицам, пострадавшие от радиации.

Также льготы могут быть стимулом для граждан, к примеру, молодым людям облегчают совмещение обучения и трудовой деятельности.

Привилегии такого рода предоставляются на основе действующего законодательства как Российской Федерации, так и ее субъектов, а кроме этого:

  • правительственных постановлений;
  • президентских указов;
  • инструкций и других локальных нормативных актов.

Льготные категории граждан

В реальности в РФ льготников очень много. Однако основная проблема состоит в том, что немало граждан даже не догадываются о своих правах. Как известно, преференции предоставляются в стране в большинстве случаев в заявительном порядке, а люди, не будучи осведомлены о собственных возможностях, не считают целесообразным обращаться в госорганы.

Также в немалой степени льготы отличаются в разных регионах страны. Таким образом, важно понимать все нюансы и, основываясь на точных знаниях, отстаивать свои права.

Так, федеральные перечни льготников содержат такие категории:

  • инвалиды-дети и взрослые, причисленные к разным группам;
  • граждане пенсионного возраста;
  • многодетные семьи;
  • военнослужащие;
  • все дети в возрасте до 3-х лет;
  • нуждающиеся;
  • молодые семьи;
  • безработные;
  • ветераны труда и Великой Отечественной войны;
  • доноры крови.

В числе прочего определенные льготы также получают:

  • нетрудоспособные;
  • иждивенцы, утратившие кормильцев;
  • вдовы и дети погибших военных;
  • беременные женщины.

Дети

Защита социально уязвимых групп населения лежит в основе деятельности Российского государства. И власти страны достаточно активно помогают им. Забота о маленьких детях является во многом приоритетом. В частности, они обладают правом пользоваться бесплатно общественным транспортом, если им не требуется отдельное место. Имеется в виду:

  • поезд (до 5 лет);
  • автобус (до 7);
  • самолет (до 2-х);

При этом детям школьного возраста предоставляется возможность покупать проездные документы со скидкой, если у них будет при себе соответствующее удостоверение.

Помимо того, родителям детей, которым не исполнилось еще 3-х лет, предоставляется наравне с другими льготными категориями право приобретать на особых условиях медикаменты.

Причем некоторые из них, входящие в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный правительством, выдаются совершенно бесплатно.

Детям-инвалидам государство выплачивает пенсию. Для ее получения необходимо написать заявление в службу соцобеспечения по месту жительства и представить документы, подтверждающие статус.

Ветераны

Этой категории населения также предоставляется властями ряд льгот. Речь идет о ветеранах труда и ВОВ. При этом перечень привилегий определяется не только на федеральном уровне, но и на региональном. Таким образом, чтобы узнать, какие именно льготы точно положены, необходимо навести справки в своем регионе.

В целом же ветераны могут рассчитывать на:

  • обеспечение медикаментами;
  • изготовление бесплатных протезов (кроме зубных);
  • внеочередное обслуживание в лечебных заведениях;
  • медпомощь за счет бюджета;
  • доплаты к пенсии;
  • вычеты по налогам;
  • освобождение от имущественного и транспортного фискальных сборов (в зависимости от региона);
  • покупку лекарств по сниженным ценам;
  • скидки на оплату услуг коммунальных организаций (50 процентов);
  • внеочередную установку стационарного телефона;
  • санаторно-курортное лечение за бюджетный счет.

Родственники ветерана имеют право получить денежную компенсацию на их погребение.

При этом лица, принадлежащие к этой группе и получившие звание Героя СССР или РФ, также могут потребовать от властей бесплатные земельные участки или отдельное жилье.

Многодетные семьи

Для этой категории государство предусмотрело целый ряд мер, направленных на поддержку. Им назначаются разного рода выплаты, а в некоторых случаях даже предоставляется возможность улучшить жилищные условия.

В настоящее время в большинстве регионов РФ многодетной считают семью, в которой воспитывается от 3-х детей, не достигших еще совершеннолетия. При этом они могут быть как родными, так и усыновленными. Следует отметить, что такие семьи имеют льгот практически столько же, что и ранее упомянутые ветераны.

В частности, государство предоставляет многодетным право на:

  • получение выплат до того момента, пока детям не исполнится 16;
  • выдачу ряда лекарственных средств бесплатно;
  • запись в детсады без очереди и пользование ими без денег;
  • кормление ребятишек в школе за счет госбюджета;
  • предоставление государством школьной и спортивной формы;
  • обеспечение необходимыми для учебы вещами;
  • бесплатное получение жилья;
  • выделение участка земли;
  • пособия, выдаваемые к первому сентября;
  • билеты в музеи (один раз в месяц).

Не стоит забывать и про материнский капитал. В числе прочего таким семьям также положены и вычеты из налогов.

Инвалиды

Отдельные льготы предоставляются также и инвалидам. Их перечень во многом зависит от присвоенной группы. В частности, лица, достигшие совершеннолетия, имеют возможность обучаться в ВУЗах за счет государства. При этом нередко им назначают стипендию выше средней.

Обязательно инвалидам платят пенсии. В случае необходимости представителям этой категории также предоставляются совершенно бесплатно:

  • лечение;
  • медикаменты;
  • протезы;
  • устройства, нужные для реабилитации.

Причем они могут по своему усмотрению получить компенсацию после оплаты указанных выше услуг или предметов.

Работающим инвалидам также должны создать подходящие условия. Их не могут определять в ночные смены, а сверхурочные часы назначаются только с их согласия. В то же время они трудятся по сокращенному графику.

Инвалиды, как и вышеназванные категории, имеют право получать жилье или земельный надел бесплатно.

Пенсионеры

Граждане, ушедшие на пенсию, также принадлежат ко льготникам. В целом перечень привилегий для них выглядит таким образом:

  • выплата пенсии, даже в том случае, если гражданин продолжает работать;
  • бесплатный проезд в городском транспорте;
  • скидки на покупку билетов на поезд;
  • иногда им также разрешается платить меньше за коммунальные услуги;
  • пожилые лица могут бронировать себе билеты на пригородные электрички (в Москве за 10 дней);
  • их освобождают от налога на жилье и транспортного сбора;
  • установка городского телефона;
  • получение лекарств из перечня, составленного правительством.

Пенсионерам, служившим в российской армии, также доплачивают за стаж. Вдовы же военнослужащих получают выплаты, даже в том случае, если они не достигли определенного законом возраста.

В Российской федерации действует единый закон об оказании социальной поддержки отдельным категориям граждан. Кроме этого в каждом субъекте существуют определенные программы помощи населению. В связи с этим социальные категории граждан делятся на две группы: федеральные льготники и областные.

Кто к ним относится

Кто такие льготники? Федеральная поддержка предоставляется следующим категориям:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • ветераны и инвалиды ВОВ и блокадники;
  • , принимавших участие в боевых действиях;
  • , дети с инвалидностью;
  • герои труда;
  • пострадавшие на ЧАЭС;

Рассмотрим подробнее, какие привилегий имеют граждане, получающие федеральную поддержку по закону.

Участники войн, блокадники

  1. Возможность одновременного оформления нескольких пенсионных пособий одновременно: по старости или инвалидности. Это регламентировано законом РФ No166. Кроме этого существует возможность получать дополнительное денежное обеспечение и ЕДВ.
  2. Право на получение жилья бесплатно из расчета 36 м2 на ветерана. В случае проживания с ним членов семьи, то на каждого человека приходится еще по 18 м2.
  3. Разнообразная поддержка в социальном плане, при этом можно выбрать соцпакет или деньги.

Ветераны войны освобождаются от налога на 1 квартиру или дом, в случае если он является собственностью ветерана. Есть регионы, освобождающие эту категорию лиц от транспортного и земельного налогов.

Инвалиды, дети-инвалиды

Закон РФ No181 определяет помощь гражданам этой категории, под него попадают: инвалиды с детства, инвалиды 1 и 2 группы, в определенных случаях даже 3 гр, дети-инвалиды.

  1. Инвалиды 1, 2, 3 групп получают денежные выплаты , и имеют .
  2. В натуральном виде, например, получение бесплатно : продуктов, лекарств, из федерального перечня, проезд на транспорте бесплатно.
  3. Право на услуги в любого учреждения вне очереди.

Так же эти льготы подразделяются на виды, по временному предоставлению:

  • единовременное пособие;
  • ежемесячные льготы, например, скидка на оплату коммуналки в размере 50%;
  • ежегодная помощь – проезд на транспорте.

Пострадавшие на ЧАЭС

Как оформить преференцию

  1. Согласно , нужно посетить поликлинику и проконсультироваться с лечащим врачом о возможном получении помощи от государства, будь то региональные или федеральные льготы.
  2. Если у вас есть право на получение помощи от государства, то вам следует отправиться в отделение ПФ в вашем городе. Следует написать по образцу, который вам предоставит сотрудник ПФ и собрать пакет документов.
  3. Пенсионный фонд выдаст справку, в которой будет указано, что с такого-то числа вы обладаете правом на получение лекарств.
  4. Затем каждый месяц с этой справкой нужно ходить к своему доктору, и он будет выписывать рецепт на льготные медикаменты или на приборы медицинского назначения. В амбулаторной карте появится соответствующая запись.
  5. Если вы имеете право на региональные льготы, то документы следует сдать в поликлинику для оформления преференции.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Именно этот конституционный принцип во многом предопределяет содержание статей гл. 7 Кодекса и многих других его положений.

Разъясняя указанную норму Конституции РФ, специалисты отмечают, что она закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья.

В новой системе государство и муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир.

Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов.

Время новоселья будет определяться не многими годами ожидания в очереди на получение жилья, не решением органов управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина, материальной возможностью купить, построить или нанять жилье. Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, указанные в законах, будут

обеспечиваться жильем исходя из традиционных для отечественного законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными нормами из государственного или муниципального жилищного фонда. Эмоциональная оценка приведенных рассуждений может быть различной, однако необходимо признать, что они объективно отражают существующую в современной России экономико-правовую реальность.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Кодекса. Согласно ч. 3 ст. 49 Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Отметим, что положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах и указах Президента РФ, постольку органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 49 Кодекса нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(14). Обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ", который применяется в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. N 40-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями*(15). Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (см. ч. 2 ст. 49 Кодекса).

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 г. N "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"*(16). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. N 512.

При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим. Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это – существенный недостаток указанной нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия "члены семьи" на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 49 Кодекса). Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным "пробелом" в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. N 17*(18) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина- заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином- заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином- заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством: в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: – , компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров: – ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

Стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно- исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; – пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ежемесячное пособие на ребенка; – ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; – ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; – ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства:

Ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подпункте "д", и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями; ж) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину-заявителю, к которым относятся: – доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества ( , домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств; – доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются: – денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в п. 3.6 данных Методических рекомендаций), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации; – единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; – оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; – материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования; – доходы от занятий ской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства: – доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций; – , получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином заявителем; – проценты по банковским вкладам; – наследуемые и подаренные денежные средства: – денежные эквиваленты полученных членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. При принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов, не указанные в Постановлении Правительства РФ от 20.08.2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи": а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (то есть денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг); б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг); в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

г) денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного; д) денежные средства из любых источников (за исключением собственных средств гражданина-заявителя или членов его семьи), направленные на оплату обучения гражданина-заявителя или членов его семьи в образовательных учреждениях; е) доходы, полученные от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования; ж) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных; з) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(19); – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "*(20); – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(21); – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(22); – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; и) суммы предоставленной государственной социальной помощи. При принятии закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан не рекомендуется включать:

Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; – компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"*(23); – пособия на погребение, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"*(24): ежегодные компенсации и разовые (единовременные) пособия, предоставляемые различным категориям граждан в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской

АЭС"; – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "; – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Из дохода семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется исключать суммы уплачиваемых алиментов. Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с ч. 9 ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем). Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса. Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 49 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Напомним, что по общему правилу участниками жилищных отношений могут быть как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства

(см. ст. 4 Кодекса). Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила: по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам России, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует полагать, что эта правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильем прежде всего российских граждан.

Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений – "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г. – 65 с.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх