Путь из варяг в персы проходил. Водные пути

Тверской купец Афанасий Никитин называл свое хождение в Индию грешным, так как его влекли за три моря торговля и простое любопытство. Богатств купец не нажил – «перец да краски это дешево, зато пошлины большие, да на море разбойников много!» А что до грехов, так на то и торговля – кто в ней безгрешен?

Не было бы этой волжской торговли – не было бы и России. В XV веке Тверь и другие русские города были лишь торговыми станциями на древнем пути, ведущем из Индии в страны Балтии. А ведь уже Святослав Игоревич осознал его державное значение.

Русь изначально складывалась как городская военно-торговая корпорация. В отличие от франков, стремившихся к контролю сельской округи в ущерб городской жизни, русско-балтийские князья вышли из урбанизированной южной Балтики. Гамбургский хронист XI века полагал, что славянский Волин в Померании – самый большой город мира. Там жило, по его сведениям, 900 семей. Это была одна из пиратских столиц в длинном ряду славянских поселений этого региона: Старград у вагров, Рерик у ободритов, Дымин, Узноим, Велегощ, Гостьков у лютичей, Волин, Штетин, Камина, Клодно, Колобрег и Белград у поморян описаны у немецких авторов как поселения с богато украшенными храмами и хорошо устроенные в хозяйственном отношении, с многочисленными ремеслами, откуда множество людей отправляется в чужие земли для торговли или войны, сажая и лошадей на корабли, что позволяет быстро проходить чужие земли.

Укрепившись на Старой Ладоге, воинственные балтийские славяне развивали дальнейшую экспансию в двух направлениях – в сторону Днепра и в сторону Волги. Волжский путь защищали более сильные соперники. Но и цена приза была выше.
Согласно подсчетам, приведенным в книге Д. Гребера «Долг: первые 5000 лет истории», греки были попросту не в той весовой категории.

Собственно, потому-то волжские государственные образования булгар и хазар, контролировавшие торговые пути на Ближний Восток и в Китай, и были так сильны, что могли сопротивляться завоеванию дольше населения Поднепровья. Собственно, поэтому русские правители стремились эти пути отобрать.

Но и Поволжье, будучи однажды завоеванным, в дальнейшем держалось за Русь. В Смутное время от Руси отпали все ее западные города, а центральное правительство присягнуло польскому королю Владиславу. Только Поволжье оставалось очагом сопротивления как внешним захватчикам, так и коллаборационистам. А ведь Поволжье начала XVII века даже не было преимущественно русским! Оно и само лишь недавно попало в московский плен. Но деньги волжских купцов и татарские отряды сослужили службу не полякам, а России.

Не в меньшей степени Поволжье сыграло роль станового хребта России в годы гражданской войны, сохранив лояльность центральному правительству большевиков. К Волге рвались европейские захватчики в критическом 1942 году. Снова Волга.

Лишь однажды – в годы пугачевского бунта – Поволжье восстало против России, и любой объективный анализ покажет, что это было самое страшное восстание в русской истории. Опасно для русского государства забывать о том, где оно, собственно, находится, в какой культурно-географической реальности. Опасно забывать о развитии волжского торгового пути.

Но это путь из Индии через Иран на Балтику. Торговля с этими странами – прямое продолжение и смысл волжского пути.Деньги стремятся туда, где рождаются товары. Это означает, что денежная река из Европы течет по Волге на юг, в Индию.

Точнее, могла бы, если бы новая «семибоярщина» не упражнялась так долго в присягах западным «партнерам».

В 2015 году нашими главным торговыми партнерами были Китай и Нидерланды, из балтийских государств Германия заняла 4-е место, Финляндия – 10-е место. Индия «отдельной строкой» не просматривается. Волга как международный торговый путь не используется или почти не используется. Стоит ли удивляться падению нашего внешнеторгового оборота, если мы не занимаемся этим вопросом системно и с учетом опыта нашей истории?

Опасность нашего положения состоит также в том, что «партнеры», значительно превосходящие нас в экономической мощи, как на Западе, так и на Востоке, напротив, мыслят системно и прекрасно осознают конкурентные возможности пути «из варяг в персы». Они приложат любые усилия, что этого пути не было. А нас – в отсутствие такой альтернативы, затрут между АмероЕвропой и БританоКитаем, превратив в нищего транзитера, готового работать за кредитные подачки, наподобие Украины.

Напротив, на южном маршруте мы, помимо Индии, – единственная крупная экономическая величина, а в технологическом плане превосходим всех своих потенциальных партнеров – но активности в налаживании этого маршрута Россия не проявляет, если не считать встреч на высшем уровне, где ведутся соответствующие разговоры. Но ведутся от случая к случаю, как правило, не с нашей подачи. А воз уже 20 лет все на том же месте. Такое положение следует менять и, конечно, инициатива не может исходить только «сверху». В Москве, к сожалению, слишком много сторонников альтернативных интересам России путей ее «развития».

Транспортный коридор «Север-Юг» должен обслуживать целый комплекс интересов: торговых, финансовых, военных и гуманитарных. Для таких крупных стран, как Индия и Россия это не только «федеральный», но и региональный проект. Логично, если его будут активнее двигать снизу региональные силы – деловые или политические. Это прекрасная возможность для политической партии заявить о себе и получить поддержку в Волжском регионе и на Каспии. Это также повод для налаживания международного гуманитарного сотрудничества по образцу тех инициатив, которые уже предпринимаются с российской стороны на Ближнем Востоке. Волжский торговый путь – задача русского масштаба, и патриотическая, и выгодная.

До сих пор из книги в книгу, из учебника в учебник кочует такая схема древнерусской истории. Русская государственность возникла на Днепре, вокруг Киева (или сначала на севере, вокруг Великого Новгорода, но центр потом всё равно переместился на Днепр).
В XI - XII вв. переселенцы из Поднепровья начали интенсивно заселять земли будущей Центральной России. Благодаря этому к концу XII века Ростово-Суздальская (или Владимиро-Суздальская) земля усилилась, и её князья стали доминировать над всей Русью.

Обоснование этому находят в совпадении многих названий старинных городов Центральной России с городами Киевской Руси. Галич, Звенигород, Переяславль, Владимир… В черте Владимира-на-Клязьме есть речки Ирпень (Рпень) и Лыбедь – как в Киеве. Переяславль-Русский (что ныне Переяславль-Хмельницкий в Киевской области Украины) стоит на речке Трубеж. В Северо-Восточной Руси возникли два Переяславля – и оба на речках по имени Трубеж: Переяславль-Рязанский (теперешняя Рязань) и Пере(я)славль-Залесский.

Но так ли уж верна и безупречна эта версия?

Сто лет назад замечательный русский историк А.Е. Пресняков подверг её развёрнутой критике. Он отметил, что в летописях нет указаний на то, что князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский основывали в Северо-Восточной Руси новые города, а не просто возобновляли и укрепляли старые. Он обратил внимание на то, что цивилизация в Суздальской земле должна иметь глубокие исторические корни, не уступающие в древности городам Поднепровья. Об этом свидетельствуют прекрасные каменные храмы второй половины XII – начала XIII столетия во Владимире, Суздале, Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском. Такое строительство и выработка своеобразного художественного стиля были возможны только в области с давними традициями городской жизни и развитой культурой.

Ещё одну черту отмечал в этой связи Пресняков. Город Суздаль моложе Ростова Великого, тем не менее в XII веке он уже явно доминирует над Ростовом, и земля именуется Суздальской. Аналог возвышения города Владимира над другими городами этой земли ранее уже произошёл как возвышение Суздаля. То есть эта земля обладала богатой историей к тому моменту, как летописные источники её фиксируют.

Наконец, по сообщению «Повести временных лет», ещё в конце IX века вятичи, жившие в верховьях Оки, платили хазарам дань «по шлягу с дыма». Дым это очаг, т.е. один дом, а шляг – серебряная монета германского происхождения (шиллинг). Это свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и широких торговых связях этого, казалось бы, «медвежьего угла».

Та же «Повесть» говорит нам о «пути из варяг в греки» по Днепру, что знакомо всем со школьной скамьи. И все учебники видят в этих словах указание на торную торговую дорогу. Но имел ли он в действительности такое значение?

Академик В.Л. Янин составил карту находок монетных кладов IX века на территориях европейской части России, Украины и Беларуси. На ней отчётливо видно, что большинство находок концентрируется в бассейне верхней Волги. В то же время вдоль Днепра таких кладов найдено очень мало. О чём это говорит? О том, что наиболее интенсивным торговым путём по Русской равнине того времени был Волжский, который, таким образом, можно назвать «путём из варяг в персы». И главные выгоды от этой торговли доставались Северной Руси.

Академик В.В. Седов установил, что проникновение славянского населения в будущую Центральную Россию началось, самое позднее, в VI веке. И шло оно из бассейна Западной Двины и Приильменья. Седов, основываясь на данных лингвистики и археологии, обосновал иное разделение славян VII - IX вв. на группы. Племена, заселившие Приильменье и бассейн Верхней Волги, относились к венедской группе, тогда как жившие в Нижнем Поднепровье – к антской.

Согласно данным археологии, до конца IX века – времени, когда он впервые упоминается в письменных источниках – поселения на месте Киева не выделялись из массы окрестных славянских поселений. Тогда как на месте Ростова Великого уже в VII веке существовал племенной центр мери – народа, согласно летописи, участвовавшего в основании Древнерусского государства. По мнению Седова, меря к IX веку была уже в значительной степени славянизирована.

Мощная волна славянской колонизации из того же Приильменья накрыла бассейн верхней Волги в X - XI вв.

Всё это означает, что цивилизация в будущей Центральной России имела происхождение, независимое от Киевской Руси. Подчинение этой земли Киеву началось где-то в XI веке и продолжалось по середину XII столетия. Но уже сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский (1157-1174) восстановил её независимость, утвердив её походом на Киев и взятием этого города в 1169 году.

В «первый период обращения дирхема » (конец VIII-первая треть IX веков) ильменскими словенами было основано Рюриково Городище (предшественник Новгорода) и захвачена построенная варягами и перестроена Старая Ладога , ставшие важными пунктами на торговом пути между Балтикой и Каспием . В этот период арабские монеты поступали вверх по Оке , Клязьме и Нерли (приток Клязьмы), затем вниз по Нерли (приток Волги) в верхнюю Волгу, далее на Балтику двумя основными путями :

  • через озеро Ильмень, Волхов, Ладожское озеро и Неву. Для связи между Новгородом и «низовыми землями », использовались несколько путей через озеро Селигер или более северный путь через реку Мсту , все выводящие на Торжок и далее вниз по реке Тверце в Волгу;
  • в верхний Днепр и вниз по Западной Двине (Западнодвинский торговый путь).

Из 16 кладов восточных монет первого периода в балтийском регионе 12 обнаружены в полосе «Померания -Мекленбург -Пруссия » и только 4 на острове Готланд и в материковой части Швеции . Согласно исследованиям Т. Нунана , во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной IX века, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути из Северной Руси в Скандинавию .

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX-X веках выступали варяги , то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария . На Волге стоял крупнейший город государства - Итиль . Нижнее течение Дона защищала мощная крепость Саркел . Связь Волги и Дона осуществлялась через волгодонскую переволоку .

Связь волжского пути со средним Поднепровьем

Участок Волжского торгового пути между волоком из Дона и Каспием использовался и русскими купцами, приходившими сюда из нижнего Днепра, по сведениям арабских географов Ибн Хордадбеха , Ибн Русте и Ибн Фадлана , прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921-922 годах. Достигнув Каспийского моря , купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад , Балх и Мавераннахр . Автор «Книги путей и стран » Ибн Хордадбех (IX век ) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая ». В середине X века византийский император Константин Багрянородный в его трактате «Об управлении империей » сообщал, что через Перекоп существовал древний канал, позволявший купцам попадать от устья Днепра в Азовское море, не обходя с юга Крым, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес» .

Вместе с тем существовала и сухопутная дорога между Булгаром и Киевом (Джейхани , начало X века), проходящая по границе со степью, имевшая протяжённость около 1400 км и оснащённая 20 «станциями».

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка ». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI-XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин - голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

См. также

Напишите отзыв о статье "Волжский торговый путь"

Примечания

Литература

  • Logan, Donald F. (1992). The Vikings in History 2nd ed. Routledge. ISBN 0-415-08396-6
  • Леонтьев А.Е. Волжско-Балтийский торговый путь в IX в.//

19 июня пять часов стояла в речном порту Волгограда древнерусская ладья «Русич». За это время волгоградцы, пришедшие на набережную, смогли пообщаться с путешественниками, потрогать невиданный ранее корабль, попробовать настоящей русской каши, подержать в руках древнее оружие или примерить тяжёлый железный шлем.

На ладье воссоздан быт древних славян. Примерно так и жили наши предки 11 веков назад: носили холщовые рубахи, открывали новые торговые пути, не боялись трудностей дальних походов. Руководитель экcпедиции Сергей Синельник - известный российский путешественник. Он вместе со своим братом-близнецом Александром воплотил в жизнь уже не один экстремальный проект. Среди них кругосветное путешествие на мотоциклах «Урал», покорение горных вершин, гребной марафон через Индийский океан… И вот сейчас путешествие «Великий волжский путь - из варяг в персы».

Ладья, созданная на Петрозаводской верфи одним из продолжателей деревянного кораблестроения Мартюковым Павлом Михайловичем, выполнена по древним чертежам и полностью повторяет суда, которые бороздили моря в 10-11 веках. По первоначальному плану всё должно было соответствовать духу древнего времени. Но, как говорит Сергей Синельник, полностью абстрагироваться от 21 века никак не удаётся. Например, хотели отказаться от сотовых телефонов, но оказалось, что современные люди не могут обходиться без связи с внешним миром. Так же как и невозможно оказалось запретить курение. В 10 веке не знали табака, но сейчас приходится мириться с вредными привычками экипажа. Свои корректировки в путешествие по воде вносят и правила речного судоходства, по которым в каналах и шлюзах нельзя ходить на вёслах и под парусами. По этой причине и Волжскую ГЭМ ладья миновала на моторе.

А вообще на открытой воде мы идём под парусами, если ветер попутный, и на вёслах, - говорит Сергей. - Мозоли вот одни сходят, а другие появляются. Это всё-таки тяжёлая работа. Весло весит почти 40 килограммов. Но ощущения под парусом и с вёслами совсем другие, чувствуется какое-то единение с природой и с прошлым.

Сам Сергей очень серьёзно увлекается историей Руси. Он считает, что мы обязаны знать прошлое своего народа, тем более, что это очень интересно и познавательно. В экспедиции принимает участие порядка 16 человек. Сюда входит и конный отряд, который сопровождает ладью по береговой линии. Наличие конницы в подобных походах - обычное дело для 10 века и тем самым точно копируется способ древнерусских походов: ладья по воде, а конная дружина по суше, проводя разведку проходимых путей, знакомясь с жителями для дальнейшей возможной торговли, занимаясь поиском мест для стоянки. Участники экспедиции периодически меняются местами. И всем достаётся и вёслами поработать, и на лошади поскакать. Руководит конным отрядом Павел Болдырев, исследователь конной истории Руси. Он прекрасно разбирается во всех тонкостях «лошадиного» дела и прекрасно справляется с поставленной задачей. Во время длительных стоянок члены экспедиции знакомят зрителей с историей Древней Руси, демонстрируют битву на мечах, угощают кашей и делают всё для того, чтобы пробудить интерес к истории своего государства.

Поначалу всё кажется забавным и развлекательным. Но потом наступают будни, и приходится мириться с тяготами, довольно однообразной пищей, теснотой и просто друг с другом. Путешествие длится уже более 40 дней, и за это время в ней приняли участие около 30 человек. Кто-то с самого начала воспринял всё как игру и затем не выдержал быта, кому-то срочно пришлось покинуть экспедицию по личным делам. Бывали и скандалы. Как сказал Сергей, самое трудное в таком походе - это взаимодействие с командой. Все люди разные, у всех свой характер и свои амбиции, и нужно большое терпение, чтобы находить с каждым общий язык.

На ладье плывут трое детей. Софии 6 лет, она путешествует вместе с мамой и старшим братом. «Мой папа в конном отряде» - с гордостью говорит светловолосая крошка, одетая в древнее платьице и чудный чепчик - явный предок панамки. Мама Софии присоединилась к экипажу в Самаре, до этого компания была чисто мужская, теперь в обязанности единственной «древнерусской» женщины входит забота о мужчинах всего экипажа.

Дети путешественников немного утомлены походом, но очень гордятся своим званием юнги и тем, что их отцы - настоящие герои-мореплаватели.

На разработку чертежей и строительство ладьи ушло почти два года - рассказывает Александр Синельник. - Всё, что на нас надето и обуто (кстати, очень удобная обувь была у наших предков) - сделано тоже по эскизам 10 века.

Очень хотелось провести эксперимент - пройти только на вёслах и под парусами. Но не получается по независящим от нас причинам. С цивилизацией современного мира приходится сталкиваться постоянно. Где-то процентов на 90-95 мы соответствуем 10 веку. Если не можем отказаться от пользования мотором и навигационным оборудованием, то стараемся хотя бы в быте приблизиться к прошлому. Например, с самого начала экспедиции мы не едим картошку и помидоры, так как в 10 веке на Руси их не выращивали. Нет у нас кофе и разных пирожных. Поначалу даже пили самодельный квас, но сейчас покупаем его в городах, где останавливаемся, так как процесс производства очень длительный и трудоёмкий, а для нашей команды напиток надо производить сотнями литров.

Поскольку на ладье нет привычных радио и телевидения, приходится придумывать свои развлечения. Одно из них - бег по вёслам. Все гребцы держат вёсла горизонтально, а смельчаки перебегают с одного из них на другое. Провинившегося наказывают, окуная за борт…

А ещё, - смеётся Сергей, - когда нет ветра, мы устраиваем порку юнге, он начинает реветь и этим вызывает нам попутный ветер. Такова древняя примета.

Пилигримы путешествуют только днём, на ночь останавливаются, разминаются, разбивают палаточный лагерь, разводят костры, устраивают купания и постирушки.

По бортам ладьи висят щиты, на самой ладье имеются топорики на длинных топорищах и мечи. Это произведения историка Олега Калеткина, который взял на себя оснащение экспедиции оружием и предметами быта 10 века. Сам Олег доволен походом и с радостью рассказывает о том, что наши предки были очень искусны в кораблестроении. Ладья очень надёжна и может преодолевать тясячи километров, спокойно выдержит на своём борту и 30, и 40 человек.

Из Петрозаводска до Волгограда ладья прошла долгий путь, и ей ещё предстоит покорить Каспийское море, так как финиш экспедиции намечен в Иране. Но на этом экспедиция не будет закончена, потом будет обратный путь домой.

Кстати, - интересуюсь у Сергея, - где на самом деле Ваш дом?

Я и сам не знаю. Родились и долгое время мы жили в Казахстане, прописка у меня сейчас тольяттинская, живу то в Москве, то ещё где-нибудь. Я просто пилигрим, человек мира. Основная часть нашей с братом жизни приходит в путешествиях. Мы с ним начали свои странствия с 8 лет. И это настолько захватывает, что на другое времени не остаётся.

- Вот мы стоим в ладье. Вокруг простирается водная гладь, чем-то воды морей и океанов отличаются?

Очень, - говорит Александр. - Везде разная вода, разная волна. Например, в Каспийском море волна короткая, она бьёт по судну. А в океане, когда отходишь от берега и под днищем 4 тысячи метров глубины - судно скользит очень плавно.

- Среди вашей команды есть профессиональные моряки?

Нет. Мы с Сергеем имеем большой опыт путешествия по морям и делимся своими знаниями с остальными.

- Как вас принимают?

Везде замечательно. Кое-где даже помогают: кто воды пресной даст, а кто и пивом от души угостит.

Очень хочется, чтобы труды кораблестроителей не пропали даром. Надеемся, что «Русич» кто-нибудь купит, и ладья ещё долго будет жить, напоминая о великих древних мореплавателях.



Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский - фиолетовым.

Волжский или волго-балтийский торговый путь - самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных - ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований - Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Картина С. В. Иванова изображает продажу варягами рабов (сакалиба) хазарам согласно описанию ибн Фадлана.

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX-X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства - Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921-922 гг.

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование - Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.


Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, поэтому это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI-XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. В то время Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.


В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин - голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх