Религиозный календарь. Православный церковный календарь
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Православный календарь на 2016 год:
Непереходящие праздники:07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Дни особого поминовения усопших
05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о
Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)
О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .
По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:
По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:
Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .
Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы
(по церковнославянски седмицей называется неделя
- дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и
пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом
или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца,
рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Однодневные посты
, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без
рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне
праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя
для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для
очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день
установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и
беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о
печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на
Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в
молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:
1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из
Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей
Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого
Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной
жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются
рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные
седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и
пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни
недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея"
("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую,
после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и
пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с
маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель
постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом
мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца,
рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий
пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в
последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют
"Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник)
установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи
(благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи
и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу
- холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла
(овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается
растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого
виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память
великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о
праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается
два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если
праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В
Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная
икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до
выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали
пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается
во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до
Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя
между Троицей и Петровым постом - сплошная.
2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и
заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру
и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что
святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем
странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.
Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня
празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6
недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и
пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий
пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные,
грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому
святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На
праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед)
среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут
праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и
пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь,
готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же,
духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к
посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби.
Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому.
Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а
если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день
также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла,
вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища
с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память
великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста
до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний
мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни
двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и
пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники
памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой
накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в
это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили
явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак
того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа
(27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста
до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм
Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на
понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти
святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2
января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В
предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни
Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается
только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6
января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой
вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные
в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях
сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и
происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед
праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не
вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать
которую начинают уже в сам день сочельника.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Православный календарь на 2016 год:
Непереходящие праздники:07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Дни особого поминовения усопших
05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о
Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)
О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .
По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:
По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:
Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .
Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы
(по церковнославянски седмицей называется неделя
- дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и
пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом
или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца,
рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Однодневные посты
, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без
рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне
праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя
для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для
очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день
установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и
беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о
печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на
Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в
молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:
1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из
Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей
Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого
Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной
жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются
рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные
седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и
пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни
недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея"
("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую,
после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и
пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с
маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель
постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом
мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца,
рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий
пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в
последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют
"Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник)
установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи
(благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи
и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу
- холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла
(овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается
растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого
виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память
великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о
праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается
два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если
праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В
Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная
икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до
выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали
пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается
во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до
Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя
между Троицей и Петровым постом - сплошная.
2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и
заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру
и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что
святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем
странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.
Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня
празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6
недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и
пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий
пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные,
грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому
святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На
праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед)
среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут
праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и
пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь,
готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же,
духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к
посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби.
Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому.
Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а
если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день
также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла,
вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища
с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память
великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста
до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний
мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни
двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и
пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники
памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой
накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в
это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили
явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак
того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа
(27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста
до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм
Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на
понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти
святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2
января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В
предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни
Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается
только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6
января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой
вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные
в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях
сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и
происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед
праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не
вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать
которую начинают уже в сам день сочельника.
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» ().
Корень богоугодной жизни - страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок - космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, - о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, - о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, - о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство, - придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Книги, статьи, стихи
Говение – значит «предусмотрительность».
Слово «говение» звучит в православном обиходе постоянно, но приобретает особое значение в связи с приближением Великого поста. «Отговеть» хотя бы раз в год, причём, именно в этот священный период времени, - непременная обязанность христианина. Этим принципом руководствовалось раньше большинство населения Российской империи. Сейчас многое меняется, поэтому полезно обратиться к смыслу этого термина и его реальному значению в настоящее время...
Почему в некоторые дни в Уставе запрет на растительное масло (сухоядение)? Причина в том, что вместо масла в южных странах употребляют оливки, и включать в свой постный рацион еще и растительное масло в монашеской практике воспринималось как излишество.
Можно провести такую параллель: не услаждайте в пост свой вкус яблочным соком, ешьте яблоки. Требуется с брать на себя постные гастрономические подвиги.
Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).
Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.
Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:
- Непереходящие
Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников. - Переходящие
Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.
Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.
Православные посты и сплошные седмицы
Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.
Выделяют 4 многодневных поста: Великий, Петров (Апостольский), Успенский, Рождественский и 3 однодневных: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Также существует пост по средам и пятницам.
Сплошные седмицы – это недели, в течение которых отменяется пост по средам и пятницам. В году 5 таких седмиц: Святки, Мытаря и фарисея, Сырная (запрещено мясо), Пасхальная, Троицкая.
Дни особого поминовения усопших
В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них. В кругу богослужебного года такими датами являются: Вселенская родительская суббота, 2-4 субботы Великого Поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Троицкая и Димитриевская родительская субботы.
В 2016 году православный календарь состоит из неподвижных событий и событий пасхального круга, даты которых привязаны к дню празднования Светлого Христова Воскресенья.
Календарь содержит:
- праздники, дата которых неподвижна из года в год;
- праздники, дата которых соотнесена с днем, когда выпадает Пасха;
- посты, многодневные и дневные;
- дни, когда поминают усопших.
Традиционно календарь содержит двунадесятые и великие праздники.
Великие православные праздники
Январь
14–Обрезание Господне
Июль
7–Иоанна Предтечи рождество
12–Святые апостолы Павел и Петр
Сентябрь
11–день казни Иоанна Крестителя, когда верующие держат особо строгий пост
Октябрь
14–Покров Богородицы
В числе двунадесятых праздников наиболее чтимые церковью события евангельской истории.
Январь
2-6 церковный календарь устанавливает строгий пост, 6 числа, в сочельник, не едят до первой звезды, а затем разговляются кутьей из пшеницы с медом и фруктами.
7 – православное Рождество.
7-17 – идут святки, когда на стол подают любые блюда.
14 – празднуют Обрезание Господне.
18 – готовят крещенскую воду.
19 – Крещение (Теофания или Богоявление), освящают воду и водоемы.
20 – начинается мясоед. В этот период каждый день разрешено мясо. Только по средам и пятницам его лучше заменить рыбой.
Февраль
15 – Сретение, которое знаменует объединение Ветхого завета с Новым.
Март
8 – день 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Крестителя.
14 – начинается . Первую неделю от скоромной пищи воздерживаются все без исключения, есть можно только вечером – один раз. Первые дни желательно вообще отказаться от еды.
22 – день 40-а Севастийских Мучеников, умерших за веру. Также ко дню весеннего равноденствия выпекают печенье в форме пташек – встречают весну.
Апрель
7 – Благовещение Богородицы.
23 – Лазарева суббота, в этот праздник на стол подают икру.
24 – Пальмовое или Вербное воскресенье – празднуется в последнее воскресенье Великого поста. Сегодня верующие могут подать к столу рыбу и виноградное вино.
30 – завершение Великого поста.
Май
1 – Светлое Христово Воскресенье, Пасха. Сегодня все верующие отмечают самое значимое событие евангельской истории – воскресение Христа. Вся неделя после пасхи – Светлая неделя Пасхи, когда православные празднуют без ограничений. Куличи и крашение яйца являются обязательными атрибутами празднования. Многие православные праздники привязаны к дню, на который, в соответствие с лунным циклом и григорианским календарем, выпадает Пасхальное воскресенье.
8-14 – Красная горка.
10 – Родительский день, когда с радостью вспоминают умерших родичей и друзей.
23 – день памяти Симона Зилота – апостола.
Июнь
7 – день, когда патриарх Игнатий во время молитв получил знание о местонахождении головы Иоанна Крестителя, это было 3-е чудесное обретение головы святого.
9 – Вознесение Господне, на 40-й после Пасхи день, явление святой Троицы апостолам и Пресвятой Деве.
16 – Семик, день памяти умерших насильственной смертью, самоубийц.
18 – Родительская суббота.
19 – Святая Троица, Пятидесятница.
20-26 – Троицкая неделя.
27 (по 11 июля) – . В понедельник, среду и пятницу едят только хлеб и растительную пищу, а по вторникам и четвергам подают к столу и рыбу.
Июль
6 (ночь на 7-е) – ночь Ивана Купала.
7 – Рождество Иоанна Крестителя.
8 – день покровителей брака и семьи православных, Февронии и Петра.
12 – день Павла и Петра. Начинается летний мясоед, до 13 августа. В отличие от зимнего мясоеда по средам и пятницам к столу подают только растительную пищу и хлеб.
Август
2–день пророка Илии, после которого наложен запрет на купания.
14 – спас медовый, после которого, считают в народе, пчелы не носят мед. Сегодня едят мед и мак. Начинается Успенский пост (до 27-го), когда употребляют только растительную еду и хлеб, а в выходные к рациону добавляется растительное масло.
19 – Преображение Господне, спас яблочный. Сегодня на стол подают рыбу, яблоки и виноград.
29 – спас ореховый.
Сентябрь
11 – день памяти Иоанна Крестителя и умерших за Родину воинов.
21 – день рождения Пресвятой Марии, Богородицы.
27 – Воздвижение Креста Господня. Питание ограничено растительной едой.
Октябрь
8 – поминают Сергия Радонежского.
14 – Покров Пресвятой Девы Марии.
Ноябрь
5 – поминовение усопших родителей.
21 – память Михаила, архангела.
28 – начинается Рождественский пост.
Декабрь
4 – день, когда произошло Введение в храм юной Марии, которую родители посвятили Богу.
9 – Юрьев день, памяти Георгия Победоносного.
19 – память Николая Чудотворца.
25 – память Спиридона Святителя.
Посты
Календарь православных постов в 2016 году устанавливает однодневные и многодневные посты. Отказ от определенных видов пищи либо полное воздержание от еды вместе с молитвой, духовными поисками и добрыми поступками способствуют очищению души и укреплению тела.
На протяжении всего года верующие постятся каждую среду и пятницу кроме тех, что приходятся на святки, неделю мытаря и фарисея, масленицу, пасхальную и троицкую неделю. В эти дни (среды и пятницы) поста нет, на столе могут быть любые блюда. Это следующие даты:
- Январь 8, 13, 15
- Февраль 24, 26
- Март 9, 11
- Май 4, 6
- Июнь 22, 24.
Дневные посты
Январь 18 – накануне Крещения, Сентябрь 11 – день казни Иоанна Крестителя, 27 – на Воздвижение Креста Господня
Длительные посты в течение 2016 года
Великий пост: март, 14 – апрель, 30 Петров пост: июнь, 27 – июль, 11 Успенский пост: август 14-27
Поминовение усопших
В определенные дни православные обязательно поминают с любовью и светлой памятью усопших родичей и друзей.
Март
5 – родительская суббота, мясопустная
26 – суббота на 2-ю неделю Великого поста
Апрель
2 – суббота на 3-ю неделю Великого поста
9 – суббота на 4-ю неделю Великого поста
Май
9 – день памяти усопших воинов
10 - Радоница
Июнь
18 – Троицкая суббота
Ноябрь
Православный календарь на 2016 год мало отличается от других лет. Смещаются лишь дата Пасхи и соотнесенные с ней события.