Решение по вопросу «О состоянии миграционной ситуации и организации миграционного контроля на территории Тихорецкого района. Распоряжение губернатора тульской области Мероприятия по борьбе с незаконной миграцией

29 сентября губернатор Анатолий Артамонов провел координационное совещание по обеспечению правопорядка в области. В его работе принял участие федеральный инспектор по Калужской области Алексей Лебедев .

Обсуждалось состояние работы по противодействию незаконной миграции, нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дополнительные меры по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в данной сфере.

Отмечалось, что на протяжении последних лет в области наблюдается увеличение миграционного потока. За восемь месяцев текущего года поставлено на миграционный учет 153 869 иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 15 709 патентов для осуществления трудовой деятельности. На территории региона активно продолжается реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2021 годы. В 2017 году на учет поставлено 5634 ее участника.

В целях повышения эффективности государственного контроля в сфере миграционных отношений и принятия мер к работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, УМВД России по Калужской области проводятся оперативно-профилактические мероприятия. В ходе операции «Нелегал-2017» за 8 месяцев текущего года выявлено 295 фактов нарушения миграционного законодательства и возбуждено 114 уголовных дел, в период проведения «Цунами» – 1655 фактов нарушений.

Помимо этого – 2600 лиц, находящихся на территории РФ с нарушением режима пребывания и незаконно осуществляющих трудовую деятельность. В отношении них приняты меры административного воздействия, в том числе 214 человек выдворены за пределы России. Вынесено решений о наложении административных штрафов на общую сумму около 22 миллионов рублей.

В целях пресечения нелегальной трудовой миграции особое внимание уделяется определению объективной потребности в иностранных работниках и подготовке оптимальных предложений по объемам квот на осуществление ими трудовой деятельности. Повышение требований к соблюдению работодателями действующего законодательства позволило сократить численность привлекаемых в регион иностранных работников с 3877 человек в 2015 году до 2289 – в 2016 году и 1818 – в 2017 году.

В этом году в области , где иностранным гражданам предоставляют все государственные услуги по оформлению документов по системе «единого окна».

Положительно оценив первые результаты работы ММЦ и его эффективность, Анатолий Артамонов особо подчеркнул, что это позволило организовать прием мигрантов на современном уровне, не оставив возможностей для проявления коррупции в данной сфере. Участники совещания внесли ряд предложений по дальнейшему улучшению работы учреждения.

Говоря о необходимости повышения уровня противодействия незаконной миграции, Анатолий Артамонов отметил, что основные направления данной работы намечены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На основе решений главы государства в области реализуется Концепция миграционной политики до 2025 года.

В этом документе изложены основные принципы, которыми мы должны руководствоваться для регулирования любых отношений в этой сфере,

– подчеркнул глава региона.

В ходе совещания речь также шла об эффективности функционирования системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых на территории области несовершеннолетними.

В этой работе участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные структуры, здравоохранение, учреждения социального обслуживания. Межведомственное взаимодействие заключается в обмене информацией, проведении совместных профилактических мероприятий, реализации социальных программ и проектов. В области действуют 303 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Приоритетным направлением является выявление и оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Количество таких семей за последние три года снизилось в регионе на 23,7%. Численность безнадзорных детей сократилась на 27,3%. За 8 месяцев текущего года поставлены на профилактический учёт 510 родителей, отрицательно влияющих на своих детей и не занимающихся их воспитанием. В целях недопущения популяризации в подростковой среде криминальной субкультуры проведено более 2300 профилактических лекций для учащихся по данной тематике. Во всех школах области созданы родительские патрули, которые в этом году более 550 раз осуществили выходы в места массового пребывания молодежи. Эффективно были проведены оперативно-профилактические мероприятия «Здоровье» и «Подросток».

Благодаря принимаемым мерам за 8 месяцев текущего года в области на 20,5% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, на 26,4% сократилось число групповых преступлений. Более 700 правонарушителей, состоящих на учете (72 % от общего количества подростков указанной категории), вовлечены в организованные формы досуга – кружки, секции, клубы.

Комиссия рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований области активнее осуществлять работу по подготовке проектов и привлечению грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Состоялся обмен мнениями.

Подводя итог, Анатолий Артамонов отметил необходимость привлечения в образовательную сферу талантливых педагогов и спортивных тренеров, способных своим личным примером повлиять на воспитание «трудных» детей. При этом, по мнению губернатора, стоит вспомнить положительный исторический опыт нашей страны в борьбе с подростковой преступностью.

Только заинтересованная воспитательная работа может дать результат. Каждый ребенок должен получить возможность приобщиться к интересной для него части общества, где ему уделят внимание,

– подчеркнул глава региона.

Он также заметил, что в такой заботе нуждаются не только семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, но и вполне благополучные.

Пресс-служба Правительства Калужской области

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

Что относится ко второму типу:

  • Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
  • Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
  • Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
  • Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
  • Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.

Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.

Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов

В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и . Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.

Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 — 2 млн человек, другие приводят цифру 10 — 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.

По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).

Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.

Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда

По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.

По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.

А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с , странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.

Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.

Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.

Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ

Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.

По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы.
Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).

20.09.2018 с участием Губернатора Новосибирской области Травникова А.А. под председательством прокурора Новосибирской области Фалилеева В.А. проведено Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Новосибирской области, на котором рассмотрен вопрос: «О состоянии работы правоохранительных и контролирующих органов по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере миграции».

По сведениям ГУ МВД России по Новосибирской области по состоянию на 01.07.2018 на территории области на учете состояло 100 539 иностранных граждан (АППГ – 95045, +5,8%). По итогам 7 месяцев 2018 года наблюдается увеличение потока иностранных граждан, въезжающих в Россию через Новосибирскую область. Через контрольно-пропускные пункты въехало 232 853 гражданина (АППГ - 163 971), что на 42% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Общий приток иностранных граждан составил 43 710 человек.

Большая часть этих лиц прибывает на территорию региона с целью осуществления трудовой деятельности. Основные отрасли, в которых трудятся иностранные граждане: сфера услуг (20%), строительство (14,5%), обрабатывающее производство (11%), оптовая и розничная торговля (5,5%) и другие.

В 2017 году на территории области труд иностранных граждан использовали 3 042 организации, 560 индивидуальных предпринимателей. В целях осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в 2017 году оформлено 4 324 разрешения на работу, 31 881 патент. За 7 месяцев 2018 года оформлено 839 разрешений на работу, 25 261 патент.

В 2017г. - 1 полугодии 2018 года органами прокуратуры выявлено более 900 нарушений миграционного и иного законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции, внесено 250 представлений, принесен 51 протест на незаконные правовые акты. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 165 должностных лиц, к административной ответственности - 99 лиц, возбуждено 70 уголовных дел.

В отношении 633 лиц в январе-июле 2018 года судами вынесены решения об их выдворении за пределы России, из них 274 лица – в принудительном порядке.

За 7 месяцев 2018 года принято 115 о депортации, из них исполнено – 107.

По материалам Управления по вопросам миграции в 2017 году приняты решения о запрете въезда в Россию более 3 тысячам иностранным гражданам и лицам без гражданства (за 7 месяцев 2018 г. – более 2,5 тысяч таких решений).

Мерами прокурорского реагирования пресекаются факты регистрации мигрантов в так называемых «резиновых квартирах».

В 2016 – августе 2018 года вскрыты факты фиктивной регистрации 895 иностранных граждан по 71 адресу, по инициативе прокуроров возбуждено 87 уголовных дел.

Уровень нелегальной миграции и преступности на территории Новосибирской области свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия и координации, повышения результативности работы правоохранительных органов, прокурорского надзора.

В целях укрепления законности и правопорядка в сфере миграции Координационным совещанием принят комплекс организационных мер.

В рамках данной задачи Управлением осуществляется реализация миграционной политики Российской Федерации, проводится работа по предупреждению и пресечению незаконной миграции, при этом, с одной стороны, осуществляется контроль и надзор за пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации, а с другой стороны, Управление принимает участие в формировании нормативной правовой базы в области контрольно-надзорной деятельности (вырабатывает и направляет соответствующие предложения).

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливается ограничение срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, периодом в 90 дней суммарно в течение каждого периода в 180 суток. За данное нарушение следует не разрешение въезда в Российскую Федерацию в течение 3-х лет.

Комплекс мероприятий по противодействию незаконной миграции осуществляется Управлением с использованием механизмов межведомственного взаимодействия. В 2013 году реализованы мероприятия, предусмотренные «Планом взаимодействия УФМС России по Краснодарскому краю с подразделениями ГУ МВД по Краснодарскому краю, УТ МВД России по ЮФО, УФСБ по Краснодарскому краю, Черноморско-Азовского пограничного управления ФСБ России, Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю по противодействию незаконной миграции на территории Краснодарского края». Реализуются планы информационного взаимодействия с ЦСС ФСО России в Краснодарском крае и РУФСКН по краю. Налажено взаимодействие с УФПС Краснодарского края Филиалом ФГУП «Почта России» по вопросам миграционного учета иностранных граждан. В каждом территориальном структурном подразделении реализуются и при необходимости корректируются планы взаимодействия с заинтересованными службами и ведомствами по противодействию незаконной миграции.

Ежеквартально проводятся совещания руководства Управления с представителями руководства Черноморско-Азовского пограничного управления ФСБ России, в ходе которых рассматриваются вопросы организации взаимодействия и информационного обмена между службами.

На расширенные совещания по подведению итогов работы Управления приглашаются представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, УФСБ России по Краснодарскому краю, прокуратуры, администрации Краснодарского края, а также представители других взаимодействующих ведомств. Информация об их участии фиксируется в протоколах.

В рамках обеспечения информационного взаимодействия о состоянии и изменениях миграционной обстановки в крае регулярно информируется аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации по Краснодарскому краю, администрация Краснодарского края, силовые структуры и другие заинтересованные ведомства края.

Осуществляется постоянный информационный обмен данными о лицах, представляющих оперативный интерес, по всем линиям работы с УФСБ, ГУ МВД, УФСКН по Краснодарскому краю, другими заинтересованными службами, особенно в отношении иностранных граждан, прибывающих на территорию края из потенциально миграционно-нестабильных стран и регионов, в том числе из республик Северного Кавказа, Закавказья, Абхазии, Южной Осетии.

В отчетном периоде выявлено лиц, представляющих оперативный интерес, в отношении которых проинформированы соответствующие службы - 1383. В целях пресечения проникновения на территорию края лиц, въезд которым запрещен, незамедлительно передаются установочные данные ИГ, выдворенных по решению суда за пределы России.

В 2013 году Управлением совместно с УФСБ России по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, АЧ УВДТ, РУФСКН по Краснодарскому краю проведено и принято участие в 35 оперативно-профилактических мероприятиях и специальных операциях: «Нелегальный мигрант», «Нелегал-2013», «Регион-Магистраль», «Маршрутка», «Курорт-2013», мероприятия на олимпийских объектах, «Лизинг», «Анаконда», «Патент-Юг», «Рынок». Всего в ходе проведенных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций выявлено 13961 нарушение миграционного законодательства.

Контрольно-надзорные функции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализуются в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 294-ФЗ (редакция от 28.07.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Деятельность Управления на территории Краснодарского края имеет существенную особенность, обусловленную комплексом мероприятий по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Реализуется «План организационных, оперативно-розыскных, оперативно-профилактических, рейдовых и иных мероприятий, реализованных в рамках межведомственного взаимодействия УФСБ России по Краснодарскому краю, УФМС России по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по Краснодарскому краю по контролю режима пребывания трудовых мигрантов в Сочинском регионе, по окончанию строительства олимпийских объектов» от 06.06.2013 № 2/2/3-4883.

В рамках выполнения задачи по своевременному и полному выводу с олимпийских объектов иностранной рабочей силы в г. Сочи утвержден (12 августа 2013 г.) и реализуется совместный с полицией, со Службой УФСБ России по Краснодарскому краю, а также, с Государственной инспекцией труда по Краснодарскому краю в г. Сочи План «Профилактических мероприятий, направленных на соблюдение работодателями и заказчиками работ (услуг) правил привлечения иностранных работников и использования их труда на строительстве олимпийских объектов и обеспечения контроля за их выездом после сдачи объектов в эксплуатацию».

Информационный обмен о состоянии и изменениях миграционной ситуации Управлением по г. Сочи с УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Службой по г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю, ГК «Олимпстрой», Администрацией г. Сочи в осуществляется на постоянной основе.

В рамках данной работы на территории г. Сочи с 01.07.2013 г., в соответствии с приказом УФМС России по Краснодарскому краю № 598 от 17.06.2013, на КПП «Магри» в Лазаревском районе г. Сочи, являющемся единственным сухопутным пропускным пунктом на территорию г. Сочи, организовано круглосуточное дежурство сотрудников Управления.

При администрации Краснодарского края, под председательством Первого заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Д.Х. Хатуова создан оперативный штаб для решения вопросов, связанных с организацией профилактики правонарушений в сфере миграционного законодательства в городе-курорте Сочи.

С 4 июня 2013 г. вопросы обеспечения миграционной безопасности в период подготовки и проведения Олимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в еженедельном режиме рассматриваются на заседаниях Совета Безопасности Краснодарского края.

Динамика взъезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации и их выезд с территории страны остается достаточно стабильной. По итогам обработки миграционных карт в 2013 году через пункты пропуска государственной границы Российской Федерации, расположенные на территории Краснодарского края, въехало 808 054 иностранных граждан, что на 17,2% больше чем в 2012 году (689 637), выехало - 791 935 человек, что на 22,7% больше чем за 2012 год (645 677). Управлением за 2013 год обработано 1 591 079 миграционных карт, информация с которых направлена в ГИСМУ, что на 54% больше, чем за 2012 год (1 031 726).

Общий пассажиропоток ИГ и ЛБГ составил 1 599 989 (+19,8% к АППГ, 1 335 314) человек, из которых проверено в пунктах пропуска 604 770 (+27% к АППГ, 476 736).

В целях предупреждения и пресечения незаконной миграции Управление проводит работу по выявлению ИГ и ЛБГ, нарушивших правила пребывания, а так же лиц и организаций, причастных к нелегальной миграции иностранных граждан.

В текущем году осуществлено 65932 проверочных мероприятия (рост в 7,3 раза к АППГ, 9088), в ходе которых проверено: строительных объектов - 1476 (+14,2% к АППГ, 1292), торговых - 596 (+8,4% к АППГ, 550), бытового обслуживания - 129 (+4,9% к АППГ, 123), 130 промышленных (рост в 2,5 раза к АППГ, 53) и 164 сельскохозяйственных предприятий (+51% к АППГ, 109), мест проживания и пребывания иностранных граждан - 57950 (рост в 9,7 раз к АППГ - 5963).

Существенный рост числа проверочных мероприятий обусловлен введением беспрецедентных мер безопасности в период подготовки к Олимпийским играм 2014 года в г. Сочи, в ходе которых была проведена тотальная проверка объектов.

В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции в 2013 году должностными лицами Управления было составлено 68 929 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главами 18 и 19 КоАП, что на 6% меньше, чем за 2012 год (73 641). Привлечено к административной ответственности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 70853 нарушителей (-4,4% от АППГ, 74077). По линии иммиграционного контроля выявлено 24561 (+3,7% к АППГ, 23679) нарушителей.

Доля судебных решений об оставлении постановления должностного лица территориального органа ФМС России без изменения, а жалобы без удовлетворения от общего количества обжалованных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами территориальных органов ФМС России в 2013 году составила порядка 49% (в 2012 году - 4%).

В судах и органах прокуратуры обжалуется ежегодно менее 1% вынесенных должностными лицами Управления решений о привлечении нарушителей миграционного законодательства к административной ответственности, в 2013 году обжаловалось 65 решений Управления (0,1% от общего числа вынесенных решений), из них отменено либо изменено 27 решений (0,05% от общего числа вынесенных решений), такое число отменяемых решений связано с наложением больших сумм штрафов, которые при обжаловании заменяются в ряде случаев на административное приостановление деятельности.

По материалам Управления наложено административных штрафов на общую сумму - 643 млн. 880 тыс. 60 руб. (рост в 2,4 раза к АППГ, 267 млн. 39 тыс. 190 руб.), из них должностными лицами Управления - 396 млн. 997 тыс. 400 руб., (рост в 2,2 раза к АППГ, 181 млн. 902 тыс. 300 руб.), из которых взыскано - 126 млн. 650 тыс. 600 руб. (+5,3% к АППГ, 120 млн. 312 тыс. 640 руб.). Судами наложено штрафов на сумму 246 млн. 882 тыс. 700 руб. (рост в 3 раза к АППГ, 85 млн. 136 тыс. 900 руб.), из которых взыскано - 10 млн. 569 тыс. 500 руб. (рост в 2 раза к АППГ, 5 млн. 495 тыс. 600 руб.).

В подразделения Управления поступают на рассмотрение материалы об административных правонарушениях, выявленных сотрудниками органов внутренних дел. В текущем году рассмотрено 3074 материалов (-11,8% от АППГ, 3487). Основная часть административных материалов составляется сотрудниками органов внутренних дел по статьям 18.8 КоАП РФ (1567, 51% от общего числа поступивших из подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю) и 19.16 КоАП РФ (1315, соответственно 43%).

В текущем году Управлением значительно активизирована работа по проведению административных расследований, возбуждено 2215 расследований (рост в 2 раза к АППГ, 1056). Подавляющее большинство административных расследований возбуждено по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ (89%, 1970).

23 июля 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 207-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение», в соответствии с которым безальтернативно назначается наказание в виде административного выдворения при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ, скорректирован перечень оснований, по которым иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть не разрешен въезд на территорию Российской Федерации.

В 2013 году по решению суда выдворен за пределы Российской Федерации 3971 иностранный гражданин (рост в 5 раз к АППГ, 788), депортировано 25, вынесено 1558 решений о сокращении сроков пребывания (-5,6% от АППГ, 1651), направлено 6683 (рост в 5,2 раза к АППГ, 1 294) представления о не разрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе 3971 представлений в отношении административно выдворенных и 25 - в отношении депортированных лиц.

Принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий увеличение до 10 лет срока ограничения въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых ранее уже выносились решения о реадмиссии, депортации либо административном выдворении.

Продолжается работа по созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии.

По материалам Управления возбуждено 7 уголовных дел по фактам организации незаконной миграции (ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), в 2012 году - 7 уголовных дел.

Взаимодействие подразделений ФМС России с Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой безопасности при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. № 728 и от 13 июля 2012 г. № 715 соответственно. На постоянной основе Управлением проводится мониторинг с целью установления лиц, подлежащих реадмиссии с территории Российской Федерации, в том числе среди иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, расположенных на территории края.

Однако, лиц рассматриваемой категории в 2013 году не установлено, запросы, в соответствии с международными Соглашениями о реадмиссии, не направлялись (в 2012 году в рамках реализации данной задачи в соответствии с Соглашением о реадмиссии с Республикой Узбекистан был направлен 1 запрос). Прием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Краснодарского края не осуществлялся.

Для оценки степени выполнения задачи 1 используются следующие показатели:

Таблица 10

Показатели выполнения задачи «Противодействия незаконной миграции»

Показатель

Количество проведенных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства

Количество выявленных нарушений миграционного законодательства сотрудниками территориальных органов ФМС России выявлено

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, депортированных за пределы Российской Федерации

Количество материалов, направленных территориальными органами ФМС России для возбуждения уголовных дел по статьям 322.1 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации

Наложено административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции

Взыскано административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции

Доля взысканных административных штрафов от общего количества штрафов, наложенных должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции

Доля судебных решений об оставлении постановления должностного лица территориального органа ФМС России без изменения, а жалобы без удовлетворения от общего количества обжалованных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами территориальных органов ФМС России

Количество граждан Российской Федерации, принятых территориальными органами ФМС России от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, переданных Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

Количество иностранных граждан, осуществивших транзитный проезд в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих реадмиссии, размещенных в соответствующих специальных учреждениях

· Показатель «Количество проведенных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства»:

Показатель в 2013 году составил 65932 (рост в 7,2 раза к АППГ, 9088);

· Показатель «Количество выявленных нарушений миграционного законодательства сотрудниками территориальных органов ФМС России выявлено»:

В отчетном периоде - 24561 (+0,3% к АППГ, 24486);

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, депортированных за пределы Российской Федерации»:

В 2013 году депортировано 25 иностранных граждан (АППГ - 25);

· Показатель «Количество материалов, направленных территориальными органами ФМС России для возбуждения уголовных дел по статьям 322.1 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации»:

Показатель составил 71 (+6% к АППГ, 67);

· Показатель «Наложено административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции»:

В отчетном году наложено 26258 административных штрафов (+13% к АППГ, 23231);

· Показатель «Взыскано административных штрафов должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции»:

В 2013 году взыскано 18909 административных штрафов (-7,2% от АППГ, 20378);

· Показатель «Доля взысканных административных штрафов от общего количества штрафов, наложенных должностными лицами территориальных органов ФМС России, по делам об административных правонарушениях в сфере миграции»:

Показатель в 2013 году составил 91,7% (АППГ - 92,8%).

· Показатель «Доля судебных решений об оставлении постановления должностного лица территориального органа ФМС России без изменения, а жалобы без удовлетворения от общего количества обжалованных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами территориальных органов ФМС России»:

В 2013 году составил 49% (в 2012 году - 2%).

· Показатель «Количество граждан Российской Федерации, принятых территориальными органами ФМС России от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых территориальными органами ФМС России от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

В отчетном периоде иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых от иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, как и в 2012 году на территории края не было.

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, переданных Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

В отчетном периоде иностранных граждан и лиц без гражданства, переданных Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, как и в 2012 году на территории края не было.

· Показатель «Количество иностранных граждан, осуществивших транзитный проезд в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии»:

В 2013 году составил - 0 (в 2012 году - 0);

· Показатель «Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих реадмиссии, размещенных в соответствующих специальных учреждениях»:

В 2013 году составил - 0 (в 2012 году - 0).

Четверткова М.Ю.

Аспирант, Хабаровская государственная академия экономики и права

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ – АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

В статье представлены основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации в области борьбы с незаконной миграцией. Автором рассмотрены меры противодействия незаконной миграции и предложены рекомендации для эффективной работы Федеральной миграционной службы в области борьбы с незаконной миграцией.

Ключевые слова : незаконная миграция, противодействие незаконной миграции, миграционная политика.

Chetvertkova M.

Postgraduate student, Khabarovsk state academy of economics and law

COUNTERACTION ILLEGAL MIGRATION IS A ACTUAL TASK IN THE STATE MIGRATION POLICY

Abstract

The article presents the main directions of state migration policy of Russian Federation in the field of combating illegal migration. The author focuses on the measures to сounteract illegal migration and suggests ways how to make Federal migration service more effective in combating illegal migration.

Keywords: illegal migration, counteraction illegal migration, migration policy

В последнее время важное и приоритетное значение в области государственной миграционной политики приобретают вопросы противодействия незаконной миграции.

Незаконная миграция как часть международных миграционных процессов существовала во все исторические времена. Однако в настоящее время под влиянием процесса глобализации, который затрагивает самые разные стороны общественной жизни, незаконная миграция приобрела ряд новых качеств, которые поставили её, в центр внимания не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Об этом свидетельствует активная деятельность большого числа государств по выработке соответствующих мер в рамках их национальной политики, а также договорная и иная правотворческая деятельность государств и международных организаций.

Рассматривая вопрос о незаконной миграции, необходимо отметить, что это понятие в законодательстве не определено, а в юридической литературе ввиду своей многоаспектности имеет различные толкования.

Так, в статье 1 Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 06 марта 1998 г. к незаконным мигрантам отнесены граждане третьих государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории сторон Соглашения, а также граждане Сторон, нарушившие правила пребывания на территории одной из Сторон, установленные её национальным законодательством.

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху , дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. , в статье 3 определяет незаконный ввоз мигрантов как обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство – участника любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Под незаконным въездом для целей Протокола понимается пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство.

В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации.

Если незаконную миграцию рассматривать, как незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, то незаконная миграция – это въезд в Россию, транзитный проезд через её территорию, пребывание в России и выезд с её территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства России, регулирующего порядок въезда и пребывания иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации .

Таким образом, следствием незаконной миграции, отраженной во всех определениях является нарушение действующего законодательства Российской Федерации, в частности административное правонарушение.

Эффективное противодействие тому или иному правонарушению осуществимо лишь в том случае, если известно, что оно собой представляет, т.е. определено его понятие. Как верно отмечает Э.Е. Гензюк, вряд ли возможно всерьез вести речь о какой-либо предупредительной или прогнозной деятельности, не принимая во внимание изучение административно-правовых категорий, рассматривающих содержание административного проступка, его правовых признаков и свойств.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) содержит понятия общего порядка – «административное правонарушение», «производство по делам об административных правонарушениях» и не формулирует понятия административно-правового противодействия незаконной миграции, раскрывающего его сущность и содержание, способствующего правильному понимаю его юридической природы.

Прежде чем перейти к раскрытию понятия административно-правового противодействия незаконной миграции, необходимо отметить, что термин «противодействие» используется в юридической литературе и законодательстве для обозначения системы или комплекса мер, направленных на предупреждение и борьбу с правонарушениями определенной категории.

По мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, понятие «противодействие» означает действие, препятствующее другому действию .

Попов И.А., Попова О.И. под противодействием незаконной миграции понимают принятие должностными лицами компетентных правоохранительных органов мер по предупреждению, выявлению, пресечению правонарушений, связанных с нарушением иностранными гражданами (или лицами без гражданства) правил въезда в Российскую Федерацию (РФ) либо режима пребывания (проживания) в ней, а также с организацией незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через ее территорию, а также привлечению к установленной действующим законодательством Российской Федерации ответственности совершивших их лиц . Имеются и другие похожие определения термина противодействия незаконной миграции, в которых не отражен комплексный характер деятельности государственных органов по борьбе с незаконной миграцией .

На наш взгляд можно сформулировать следующее определение: административно-правовое противодействие незаконной миграции – это комплекс упорядоченных действий государственных органов по выявлению, пресечению, устранению нарушений миграционного законодательства совершаемых иностранными гражданами, лицами без гражданства и применению к ним мер воздействия с целью ликвидации негативных последствий вызванных незаконной миграцией.

Комплекс упорядоченных действий по противодействию незаконной миграции в Российской Федерации осуществляется во взаимодействии следующих федеральных органов исполнительной власти: Федеральной миграционной службы, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности (органов пограничного контроля), Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по труду и занятости населения.

Организованное взаимодействие между данными государственными органами способствуют обмену информацией, проведению совместных контрольно-проверочных и оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления, пресечения и предотвращения противоправных действий в области незаконной миграции со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства пребывающих на территории Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы государственных органов в данном направлении предлагаем принять меры:

– по внедрению современных информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций;

– по улучшению материально-технического обеспечения территориальных подразделений ФМС России;

– по увеличению штатной численности сотрудников подразделений ФМС России деятельность, которых направлена на выявление незаконных мигрантов;

– по совершенствованию межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

– провести «амнистию мигрантов», то есть легализовать незаконных трудовых мигрантов, не совершавших преступлений и имеющих стабильную работу;

– создать консультационные центры для поддержки мигрантов по вопросам миграционного законодательства;

– проводить информационную работу с гражданами и работодателями по вопросам нарушения миграционного законодательства;

– организовать работу по набору рабочей силы в странах происхождения трудовых мигрантов;

– подписать международные соглашения между странами СНГ об организованном привлечении на работу иностранных граждан и лиц без гражданства.

Наличие незаконных мигрантов пребывающих в Российскую Федерацию с нарушением норм миграционного законодательства представляет собой актуальную проблему, так как это явление связано с нарушением трудового, налогового, административного, уголовного законодательства. В ряде случае отсутствие у иностранных граждан и лиц без гражданства законного статуса для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации, а также отсутствие документов, подтверждающих право заниматься трудовой деятельностью, обостряет социальную напряженность в обществе.

Анализ миграционной обстановки в нашей стране позволят прийти к выводу о необходимости принятия мер административно-правового противодействия незаконной миграции. С учетом того, что факты нарушения миграционного законодательства в приграничных районах Российской Федерации носят массовый характер, решение проблемы лежит в плоскости международного взаимодействия Российской Федерации и иностранных государств. Отдельные рейды и мероприятия по выявлению незаконных мигрантов, проводимые органами исполнительной власти не приносят должного результата, так как требуется постоянное правовое воздействие и контроль со стороны государства.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня административно-правовое противодействие незаконной миграции является одним из основных средств государственного регулирования данной сферы общественных отношений и одной из задач миграционной политики. Полагаем, что меры административно-правового противодействия незаконной миграции в настоящий момент требуют совершенствования. Эффективность противодействия незаконной миграции зависит не только от целенаправленной работы органов исполнительной власти, общественных объединений прямо или косвенно занимающихся решением вопросов по противодействию незаконной миграции, но и необходим всеобъемлющий международный подход, включающий сотрудничество, обмен информацией и другие надлежащие меры на национальном, региональном и международном уровнях.

Литература

  1. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 81-86.
  2. Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 46-55.
  3. Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3-33.
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. С. 4029.
  5. Гусев В.А., Никитенко И.В., Худина Т.Ф. «Уголовно-правовые и криминалистические аспекты противодействия преступлениям в сфере незаконной миграции: учебно-практическое пособие. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2011. С.11.
  6. Гензюк Э.Е. Административная деликтология: автореф. дис. …док-ра юрид. наук. – М., 2002. С.22.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: изд-во ИТИ «Технологии», 2008. С. 543.
  8. Попов И.А., Попова О.И. Миграционное право Издательской группы «ЮРИСТ». 2013. № 2. С. 12-18.
  9. Орешина Н.И. Административно правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах. диссер. канд. юрид. наук. – М., 2010. С.11.

References

  1. Informacionnyj vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav pravitel’stv SNG. 1998. № 1. S. 81-86.
  2. Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2. S. 46-55.
  3. Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2. S. 3-33.
  4. Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 34. S. 4029.
  5. Gusev V.A., Nikitenko I.V., Hudina T.F. «Ugolovno-pravovye i kriminalisticheskie aspekty protivodejstvija prestuplenijam v sfere nezakonnoj migracii: uchebno-prakticheskoe posobie.- Habarovsk: Dal’nevostochnyj juridicheskij institute MVD Rossii, 2011. S. 11.
  6. Genzjuk Je.E. Administrativnaja deliktologija: avtoref. dis. dok-ra jurid. nauk. – M., 2002. S. 22.
  7. Ozhegov S.I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka. 4-e izd., dop. M.: izd-vo ITI «Tehnologii», 2008. S. 543.
  8. Popov I.A., Popova O.I. Migracionnoe pravo Izdatel’skoj gruppy «JURIST». 2013. №2. S. 12-18.
  9. Oreshina N.I. Administrativno pravovoe regulirovanie protivodejstvija nezakonnoj migracii v zarubezhnyh stranah. disser. kand. jurid. nauk. – M., 2010. S.11.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх