Дорожно-транспортное происшествие – ДТП

Защита прав потерпевшего

Потерпевшим считается лицо, права и интересы которого нарушены преступлением. При этом потерпевший - не только лицо, которому непосредственно причинен вред, но им может быть и иное лицо (к примеру, близкие родственники лица погибшего в результате ДТП). Однако фактическое нарушение прав должно быть подтверждено юридически. Выражается это в том, что следователь, расследующий уголовное дело выносит постановление, согласно которому лицо признается потерпевшим. После этого действия лицо приобретает права, предоставляемые потерпевшему уголовно-процессуальным законодательством.

Компенсация для велосипедиста - два сценария

Существует два сценария для велосипедиста и водителя автомобиля. В первом случае водитель несет ответственность за ущерб, причиненный водителю. Как мы имеем дело с ущербом в обеих ситуациях? Для этого вы должны сообщить об ущербе страховщику или телефонной линии.

Когда байкер виноват, дело сложное

Если роли отменены, и велосипедист несет единственную вину за столкновение, то ситуация немного сложнее. «Байкер несет ответственность как за ущерб, нанесенный имуществу, так и в этом случае за ущерб, нанесенный автомобилю, и ущерб, нанесенный ему раненым», - говорит Конрад Милевски. Это несет ответственность искусство. Статья 415 Гражданского кодекса.

Так, потерпевший имеет следующие права:

  1. Право на возмещение материального ущерб а, причиненного преступлением. К примеру, если ДТП произошло в результате столкновения нескольких транспортных средств, то водитель, вина которого установлена должен возместить владельцу второго транспортного средства причиненный ущерб. Следует, однако, отметить, что при возмещении материального вреда рассматриваемого вида к участию в деле привлекаются страховые компании. Страховая компания выплачивает сумму страхового возмещения в пределах 120 тыс. рублей (при повреждении нескольких ТС либо причинении вреда жизни или здоровью - 160 тыс. рублей). В случае если ремонт автомобиля требует средств, превышающих указанные суммы, разница взыскивается с виновника аварии.
  2. Право на возмещение морального вреда . Жизнь и здоровье - нематериальные блага, принадлежащие каждому человеку от рождения. Нарушение нематериальных прав также должно быть компенсировано. Моральный вред оценивается потерпевшим исходя из его субъективных представлений о собственных физических и нравственных страданиях. Если же вопрос о сумме компенсации морального вреда рассматривается судом, то суд при определении размера компенсации исходит из своих внутренних убеждений с учетом физических и нравственных страданий потерпевшего. Для справедливости следует отметить, что в законодательстве РФ отсутствует объективный механизм, позволяющий произвести расчет компенсации морального вреда.

Моральный вред возмещается только в денежной форме. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, согласно которому суммы возмещения морального вреда имеют тенденцию к постоянному увеличению и, в целом, составляют значительную денежную сумму.

Если велосипедист не застрахован, необходимо отремонтировать повреждение транспортного средства самим велосипедистом или по закону. Поэтому компенсация от велосипедистов может быть заявлена ​​в результате гражданского иска. Если он закончится, травмированный человек заглянет в карманы преступника через судебного пристава.

Если компания выплачивает компенсацию водителю, он может потребовать возмещение от исполнителя, то есть велосипедиста. Однако следует помнить, что, если пострадавшая сторона получает ранения и способствовала возникновению или увеличению ущерба, обязательство по ее устранению уменьшается соответственно в соответствии с обстоятельствами и, в частности, по степени вины обеих сторон.

  1. Расходы на лечение (питание, лекарства, протезирование, санаторно-курортное лечение и иные расходы, необходимые для восстановления здоровья) . Если в результате ДТП пострадавший был вынужден походить лечение, приобретать лекарственные средства, средства передвижения, то его расходы должны быть возмещены виновником ДТП. Следует сразу оговориться - расходы на лечение взыскиваются только те, которые не входят в ОМС, и назначены лечащим врачом.
  2. Компенсация утраченного заработка . Если в результате преступных действий водителя пострадавший был вынужден в течение определенного времени не принимать участия в трудовой деятельности и, как следствие, потерять тот заработок, который он получил, если бы продолжал работать, потерпевший может потребовать возместить ему утраченный заработок. Утраченный заработок рассчитывается в процентном соотношении к среднему заработку пострадавшего, исчисляемому за год, предшествующий ДТП, соответствующим степени утраты трудоспособности. Другими словами для того, чтобы определить размер утраченного заработка, необходимо: 1) вычислить совокупный доход (все поступления, подлежащие обложению НДФЛ) потерпевшего за год, предшествующий ДТП, и разделить на 12. Таким образом, высчитывается среднемесячный заработок. 2) необходимо определить степень утраты трудоспособности. Определяется она отдельно в медицинском учреждении. Однако, если потерпевший находится на «больничном», то можно говорить о 100% утрате трудоспособности на весь период его нетрудоспособности. Таким образом, лицо, пострадавшее в результате ДТП, может определить свой утраченный заработок.
  3. Возмещение расходов на погребение . Если в результате ДТП погиб человек, то потерпевшим признается один из его близких родственников (к примеру, супруг). В данном случае потерпевший имеет право на возмещение расходов на погребение. Такие расходы должны быть документально подтверждены квитанциями, договорами, чеками об оплате, выданными соответствующими организациями. Пособие на погребение в данную сумму не входит.
  4. Компенсация в связи с потерей кормильца . Право на компенсацию в связи с потерей кормильца имеют: ребенок, один из родителей либо супруг, ухаживающий за детьми, братьями, сестрами погибшего, нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего. В зависимости от лица, имеющего право на возмещение вреда, срок возмещения может быть различен. К примеру, несовершеннолетнему ребенку виновный водитель будет выплачивать компенсацию вплоть до его совершеннолетия, инвалидам - на срок инвалидности, пенсионерам - пожизненно.

Размер компенсации рассчитывается исходя из среднемесячного заработка погибшего (совокупный доход погибшего за 12 месяцев делится на 12) в размере той доли, на которую указанные лица имели право при жизни погибшего. К примеру, для несовершеннолетних детей эта доля, согласно Семейному кодексу РФ составляет 25% от заработка. Таким образом, размер ежемесячной выплаты составляет ¼ суммы среднемесячного заработка погибшего. Также следует отметить, что родственник погибшего имеет право требовать возмещения материального вреда, причиненного имуществу погибшего, и морального вреда. Квалифицированную помощь потерпевшему должен оказать

Первый также защищает велосипедиста, второй - только собственность и пострадавший человек. Одна из компаний предлагает пакет «Безопасный велосипедист». Характерной особенностью такого страхования является то, что они связаны с пользователем велосипеда не только с его владельцем. Таким образом, защита также работает, когда мы используем арендованный велосипед. Большинство людей просто не могут этого себе позволить. В небольших городах деревня часто служит средством передвижения на работу. Кроме того, велосипедисты избегают оживленных дорог, и в Польше для велосипедистов создаются все больше путей.

В этой рубрике я буду рассматривать разнообразные дорожные ситуации, а также рассказывать о том, как определить виновную сторону в самых разных ДТП.

Ну а в этой статье я хочу рассмотреть нормативные документы, которые определяют, кто из водителей платит при ДТП за ремонт автомобилей и в каких случаях водитель может за ДТП не платить.

Начну, пожалуй, с того, что скажу о том, что такое ДТП, и почему при ДТП всегда есть пострадавшая сторона. На самом деле, здесь все очень просто и вытекает из самого определения дорожно-транспортного происшествия, которое дается в :

"Дорожно-транспортное происшествие" – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Т.е. из самого понятия ДТП следует, что пострадавшая сторона - это обязательный элемент ДТП . Нет пострадавшей стороны, нет и ДТП.

Ущерб, полученный в результате ДТП, можно разделить на несколько видов:

  • ущерб нанесенный жизни и здоровью людей,
  • ущерб нанесенный транспортным средствам, сооружениям и грузам;
  • иной материальный ущерб.

Сразу же хочу отметить, что если произошло столкновение автомобилей (или автомобиля и другого участника дорожного движения, например, или ), но в результате такого столкновения не было нанесено ущерба, т.е. автомобили не были разбиты, водители остались здоровы и счастливы, то такое столкновение не является дорожно-транспортным происшествием .

С необходимыми признаками дорожно-транспортного происшествия определились. Теперь давайте рассмотрим вопрос, связанный с возмещением ущерба после ДТП.

Кто платит при ДТП?

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения здравого смысла, то становится очевидно, что оплачивать результаты ДТП должен водитель (или другой участник дорожного движения), который является виновником этого события.

Примерно то же самое закреплено и в Российском законодательстве, а именно в гражданском кодексе Российской Федерации.

Для начала давайте рассмотрим статью 1079, которая называется "" и относится как раз к автомобилям и ДТП:

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств , механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Итак, прочитав подробно текст первой части статьи 1079 можно сделать вывод о том, что в случае столкновения двух автомобилей каждый из их водителей (т.е. владелец, или лицо управляющее автомобилем на праве аренды, или лицо управляющее автомобилем по доверенности) должен возместить вред, причиненный автомобилем.

В нашем случае с ДТП это можно рассматривать следующим образом: каждый из владельцев автомобилей оплачивает ремонт чужого автомобиля .

Однако на практике не всегда оба водителя оплачивают друг другу ремонт, и это в полной мере соответствует здравому смыслу. Ведь в ДТП не всегда виноваты оба водителя (не всегда оба водителя нарушают ). Довольно часто виновником является лишь один водитель, и именно он и должен оплачивать ремонт чужого автомобиля.

Об этом можно судить на основании статьи 1083 гражданского кодекса:

Статья 1083. Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

2. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Т.е. водитель, который двигался по дороге спокойно, никого не трогал и, что самое важное, не нарушал , не должен возмещать ремонт автомобиля, водитель которого виноват в ДТП.

Зато вот виновный в ДТП водитель должен оплатить ремонт в полной мере. На практике обычно оплата ремонта осуществляется с использованием полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), но страхование - не тема этой статьи, поэтому на нем останавливаться подробно не будем.

Что касается ремонта автомобиля самого виновника, то его оплачивать должен он сам по собственному желанию и только из собственного кармана.

Причинение вреда третьим лицам в результате ДТП

Кто такие третьи лица, откуда они взялись в ДТП и почему им был нанесен вред? Третьими лицами могут быть, например, пассажиры , случайно задетые во время столкновения пешеходы или водитель третьего автомобиля, который не нарушал .

Так вот, ущерб третьим лицам возмещается водителями автомобилей солидарно, т.е. совместно. Об этом говорится в части 3 статьи 1079 гражданского кодекса:

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Так что пешеходы и пассажиры автомобилей, получившие вред в результате ДТП, могут требовать возмещения ущерба от водителей транспортных средств.

Екатерина-2

Здравствуйте.Такая ситуация,я продала автомобиль(составили договор купли-продажи),новый хозяин совершает ДТП(по его вине),но на себя оформить машину он еще не успел. Максимальная выплата 120000 тысяч рублей,ущерб больше 150000 тысяч рублей. Подскажите пожалуйста кто должен выплачивать недостающую сумму. Спасибо

Остаток ущерба будет возмещать новый владелец ТС. У Вас есть ДКП, подтверждающий, что он новый собственник.

Светлана-17

Здравствуйте! Подскажите как мне поступить в этом случае: 27 января муж взял машину съездить по делам, я в это время была на работе. Страховка закончилась 25 января. И в этот день он врезается в дорогую иномарку (государственную машину). Вызвали инспекторов ГАИ и был составлен протокол. Сегодня пришла бандероль, это документы поданные в суд, где ответчиком выступаю Я, т.к. машина зарегистрирована на меня. И ущерб должна выплачивать я (сумма оч приличная). Муж не против сам выплачивать постепенно сумму, как мне вину снять с себя.

Светлана , здравствуйте.

Статья 1079 Гражданского кодекса:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством , в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

На практике требования о возмещении вреда должны предъявляться к Вашему мужу, т.к. он управлял автомобилем в момент ДТП.

Поскольку пока что Вы выступаете ответчиком, Вам нужно заменить ответчика. Для этого нужно составить соответствующее ходатайство и подать его в суд. Рекомендую по поводу данного документа проконсультироваться с грамотным адвокатом.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте у меня было ДТП месяц назад, Виновника увезли на скорой теперь дело очень долго крутят, у него нету страховки, сейчас ведут судмедэкспертизу, и при этом дело продлили до декабря, и кто виноват в даном дтп не говорят так как говорят будет выяснена виновность после этой экспертизы, хотя если так подумав я двигался прямо под зелёный сигнал светофора, а другой участник выехал прямо мне в лоб совершая манёвр. Пострадавший уже без больничного, но я не понимаю что так долго, и кто будет оплачивать лечение.

Александр-247

Добрый день. произошло ДТП в котором пострадала моя машина. виновный водитель не имел водительского удостоверения и страховки управляя чужим транспортным средством. по решению суда виновным был признан собственник ТС. как выяснилось после суда, виновник как два года назад умер. машина виновника в угоне со слов наследника собственника, но заявить угон наследник не может так как у него отсутствуют документы на право собственности. вступать в наследство транспортного средства он не хочет так как на него может быть возложено возмещение ущерба. кто должен возместить ущерб? спасибо.

Александр , здравствуйте.

Человек, который был за рулем второго автомобиля в момент ДТП, является его виновником. К нему и предъявляйте все претензии. Если нет страховки, то обращайтесь в суд.

Я не понял, почему суд назначил виновником ДТП человека, которого вообще на месте этого ДТП не было. Напоминает анекдот: "Столкнулись на перекрестке машина генерала МВД и подполковника ФСБ. Виновником был признан сотрудник ГИБДД, оформивший данное происшествие".

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Произошло дтп в котором мой автомобиль не пострадал, а вот другая машина врезалась в забор. На крестообразном перекрестке с горящим поворотником на лево заехал на перекресток сбавив скорость на мигающий зеленый цвет светофора (дело было зимой, был гололед) и доехал до середины (полной остановки не было) Совершил маневр на лево на желтый цвет светофора. Не проехав и метра услышал сигнал гудка автомобиля что двигался по встречному пути,я старался уйти от удара как и он. К сажалению от маневров он попал в забор и помял бампер и выбил фару. Вызвали гаи, мене выписали штраф за то что не уступил дорогу тс (с приоритетом). Что может сделать второй водитель? И ждать ли мне что нибудь плохого? Или же штраф и я свободен.(осаго было у обоих)

Степан , здравствуйте.

Вы правильно сделали, что не покинули место ДТП. В похожих ситуациях водителей, которые стали причиной ДТП, но не участвовали в столкновении и уехали с места ДТП лишают прав.

Что касается последствий. Если виновником ДТП будете признаны Вы, то страховая компания выплатит второму водителю стоимость ремонта по ОСАГО. В этом случае в следующем году стоимость Вашего ОСАГО возрастет.

Удачи на дорогах!

Безответственный водитель, сдавая задом и не смотря куда едет, (ездит без страховки), наносит ущерб моему автомобилю. Закон не предусматривает административного правонарушения за езду задом, поэтому к ответственности ее призвать сложно. Как быть и что делать? Куда обращаться, что будет основанием для иска о возмещении ущерба?

Надежда-39

Попала в автоаварию на КАД. Сразу после аварии была в жутком стрессе, вплоть до того, что не могла уже вести самостоятельно автомобиль до ДПС и не понимала вообще куда надо ехать для составления заявления о ДТП. В дополнение ко всему упавшие на пол очки разбились (дальнозоркость). На место дтп подъехал мой знакомый, выяснил куда надо ехать, затем на пункт приехала подруга и писала заявление за меня. Второй водитель уже написал заявление и по словам подруги она писала мое со слов инспектора ДПС, я была не в состоянии собраться, к тому же один из инспекторов оказывал давление "пишите быстрее, что тут расселись, нам пора уезжать" - в итоге мне был приписан маневр на съезд, хотя никакого маневра я не совершала - я замешкалась, увидев, что проезжаю съезд, машина тормозила двигателем (скорость ~80 км/ч). Но двигалась я однозначно по крайней правой полосе (пропустила переходную полосу на съезд, поняла, что съезд тоже пропускаю, поэтому была на секунду в замешательстве). Было темно и дождь с колеей, на которой, естественно, я подруливала, чтобы не попасть в колею, заполненную водой, а ехать по "промежуткам". Тут я получила удар в заднюю часть машины (в правую часть, но не сбоку и не с угла, удар именно сзади, немного по косой), в то время как другая машина врезалась в меня центром переднего бампера, что лишь подтверждает - я была на полосе. Я, затормозив, сразу отъехала в "карман" к отбойнику и встала на аварийках. Замечу, я не пересекала никаких полос на почти перпендикулярный съезд, после чего невозможно было бы даже отъехать к отбойнику, я была бы уже в отбойнике! На дознании я узнала, что второй водитель написал в заявлении, что я появилась слева! Откуда слева, не пояснил, но предположительно с центральной полосы! Получить такой удар, минуя правую крайнюю полосу с центральной (участок КАД трехполосный) и якобы уезжая на съезд, я ни физически, ни геометрически никак бы не могла - как минимум получила бы удар в бок автомобиля, но не в заднюю его часть. Ни о каких моих перестроениях другой водитель подробно не писал. Мой автомобиль на момент аварии был полностью технически исправен - все огни, фары работали идеально и, утверждаю, что двигалась я по той же полосе, что и машина за мной, которая врезалась. После аварии, я предложила поставить свою аварийку сзади того автомобиля, чтобы не устроить в темноте еще чью-то аварию (его автомобиль стоял на крайней правой у съезда, почти перегораживая съезд, что подтверждает - авария произошла уже почти по окончанию съезда и сделать такую петлю перед длинным грузовиком я бы вряд ли смогла на легковом "автомате"), но водитель проигнорировал мое предложение. Затем он, воспользовавшись моим стрессом, попросил подвинуть мой автомобиль и сам заехал в карман. Инспекторы ДПС появились после, они не замеряли тормозной путь обеих машин, не фотографировали место аварии (часть моей расколотой правой фары валялась на полосе). Только сфотографировали повреждения, который утверждал, что виновата я, и уехали в пункт ДПС, куда подъехала где-то через час я. Меня обвинили уже на пункте ДПС, объяснив это, что у того водителя стаж 33 года (у меня 4, которые проездила безаварийно) На дознавание тот водитель не явился. Как поступить в подобной ситуации? Нужно ли делать трасологическую экспертизу и возможно ли это по месту аварии, по геометрии шоссе и съезда и по повреждениям автомобилей уже после аварии?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх