Статус и функции международных клубов кредиторов. Международные клубы кредиторов. Хьюстонские условия Парижского клуба

В случае внешнего госдолга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках. В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Парижский клуб.

К первой группе кредитов государства относятся иностранные кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является и Россия, объединяет около двух десятков крупнейших мировых кредиторов. При этом Россия занимает в Парижском Клубе достаточно двойственное положение. Наша страна выступает в нем и в качестве должника одних стран, причем долг России оценивается суммой порядка 50 млрд. долл. Но в то же время, достаточно большое количество стран является должниками России, как члена Парижского Клуба. Таких стран более 50, причем 25 из них обратились с просьбой в Клуб о реструктуризации задолженности.

Крупнейших должников у России в рамках Клуба лишь пять. Это Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Причем Йемен не платит нам уже 10 лет, как, впрочем, и другим своим кредиторам. Однако именно на Россию приходится около 80% всей задолженности Йемена, а потому именно в отношениях с Россией и будут урегулироваться вопросы погашения Йеменом своей задолженности Парижскому Клубу.

В его рамках страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, даже само название "Парижский Клуб" 1 не совсем точное, хотя это неформальная организация, а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, нет устава, другими словами этот Клуб не имеет юридического статуса.

При этом, что странно, Парижский Клуб не очень широко известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Кредиторы стараются не распространяться об информации, касающейся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. При этом, решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Парижский клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два основных принципа:

Клуб был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и первые переговоры с официальными кредиторами в Париже, которые инициировало Правительство Аргентины, с целью выработки взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбой о пересмотре графиков платежей обращались Бразилия, Чили и Турция.

Однако наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около ста стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую сумму 350 млрд. долл.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия: 2 При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет.

Хьюстонские условия: 3 До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

Были разработаны и соответствующие критерии о пересмотре долга:

годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;

соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;

установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Тринидадские и Лондонские условия: 4

Вместо списания 2/3 долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:

    аннулирование 50% долга и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;

    реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода;

    реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;

    реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом.

В то же время продолжают действовать стандартные (классические) условия реорганизации внешнего долга для стран со средним уровнем дохода на душу населения. При этом Лионские условия предполагают:

Реструктуризацию 100% долга на условиях: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодов по рыночным процентным ставкам.

Лондонский клуб.

Во вторую группу попадают межбанковские кредиты, предоставленные какому-либо банку от объединения коммерческих банков в рамках Лондонского Клуба. При этом если рассматривать опять-таки случай с Россией, то это, прежде всего, кредиты предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (учет векселей). Интересы этой группы кредиторов и представляет Лондонский Клуб, объединяющий по разным данным более 600-1000 коммерческих банков. При этом в отличие от Парижского Клуба Лондонский Клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции, которые заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резком сбросу долгов.

Лондонский Клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. 5 При этом предметом переговоров с Лондонским Клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались "проблемы Заира", то есть трудности, возникшие у этой страны с платежами по внешним долгам.

Деятельность Лондонского клуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с достаточно широким кругом развивающихся стран. Общие обязательства России перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского Клуба, оцениваются цифрой порядка 30 млрд. долл.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

На сегодняшний день Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.


Парижский клуб - неформальное объединение правительств 20 мировых ведущих стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония, Россия). Это международное объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации погашения и обслуживания внешних государственных долгов.
Парижский клуб не имеет юридического статуса. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в этой области. Здесь не рассматриваются кредиты частным организациям, международным финансовым организациям, кредиты для военных целей, кредиты до одного года.
Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам

более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.
Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство- должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации ее внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.
В рамках Парижского клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.
Особенность структурной организации Парижского клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Периодически некоторые принципы пересматриваются и уточняются.
Основные принципы долговой политики Парижского клуба: наличие у должника непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Остановимся более подробно на названных принципах долговой политики Парижского клуба. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей.
Чтобы Парижский клуб начал действовать, должнику необходимо доказать, что он не в состоянии платить. Как доказать? Показать размер задолженности в соответствии с макроэкономическими показателями: состояние платежного баланса, бюджета, динамику ВВП, темпы инфляции.
Парижский клуб либо сам, либо с помощью МВФ проводит анализ проблемы: есть ли действительно угрозы прекращения платежей. Если такие угрозы усматриваются, то разрабатываются условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации долга.
Реструктуризация долга - одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.
В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги. Реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран.
В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников: беднейшие страны (ВВП на душу населения до 785 долл. в год) - применяются Торонтские, Лондонские, Неапольские условия урегулирования задолженности; беднейшие из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 785 до 3600 долл. в год) - применяются Хьюстонские условия; богатые из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 3600 до 10-12 тысяч долл. в год) - применяются стандартные условия Парижского клуба; исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.
Торонтские условия. Данные условия, принятые в 1988 г., могут применяться лишь в отношении стран с годовым ВВП на душу населения не более 540 долл. и имеющих право на получение кредитов от Международной ассоциации развития. Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др.
Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам.
Вариант А (уменьшение суммы долга): списание трети долга; пересмотр условий погашения остальной части долга по рыночным процентным ставкам; срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет, в течение которого проценты по долгу не выплачиваются.
Вариант В (долгосрочные долги): проценты начисляются по рыночным ставкам; срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.
Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга): предоставление льготных процентных ставок (кредитор может выбрать большую из двух величин - 3,5% в год или половину рыночной процентной ставки); срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.
Однако Торонтские условия предназначены не для всех стран-
должников. Они применяются лишь в случае очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.
Хьюстонские условия. Приняты в 1990 г. в отношении стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время - 785 долл. на душу населения), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.
По данным условиям: срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок 8 лет; срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - до 10 лет; кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10%).
Чтобы претендовать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий, страна должна удовлетворять двум из трех следующих критериев: годовой ВВП на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долл.); соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1: 1,5; необходимо иметь следующие показатели масштабов задолженности: сумма долга - не менее 50% объема ВВП; сумма долга/стоимость экспорта - не менее 275%; коэффициент обслуживания долга - не менее 30%.
Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия.
Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)
А. Тринидадские условия аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории; гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника: реструктуризация оставшейся части долга на 25 лет, предоставление льготного периода в 5 лет; капитализация процентов за первые 5 лет; отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, аналогичным Торонтским условиям.
Б. Лондонские условия аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам; реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода; реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом; реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке оказания официального содействия развитию, на 30 лет с 20-летним льготным периодом.
Этими условиями воспользовались такие страны, как Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне.
Неапольские, Лионские условия, Инициатива HIPC
А. Неапольские условия
Такие условия предусматривают:
67%-ное списание или реструктуризацию суммы долга с целью его сокращения. Данное условие действует для стран, у которых годовой ВВП на душу населения менее 500 долл. или долг/экспорт более 350%. Для других стран применяется 50%-ное списание долга; выплату оставшейся части долга в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом или в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой амортизации долга; реструктуризацию долга на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, с выплатой процентов по прежней ставке. В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя.
Б. Лионские условия, Инициатива HIPC
С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-ное снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.
Проект под названием «Инициатива HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению долгового бремени самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Стандартные (классические) условия Парижского клуба реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг); срок погашения 10 лет с пятилетним льготным периодом; рыночные ставки.
Для реализации этих принципов должник должен представить программу макропреобразований для улучшения финансового состояния страны. В данную программу должны быть заложены следующие меры. Ограничение роста денежной массы (запрет Центральному банку кредитовать правительство, отказ от льготных кредитов, повышение налогов и т.п.). Сокращение дефицита госбюджета (одно из главных направлений - уменьшение государственных расходов, в том числе и социальных). Совершенствование политики обменного курса национальной валюты (не допускать повышения или понижения). Устранение госконтроля над ценами. Ограничение государственного вмешательства в экономику. Равномерное распределение бремени непогашенных долгов среди кредиторов (принцип равных услуг). Этот принцип обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с обеспечением условий долговых обязательств (срок погашения, процентные ставки).
Россия и Парижский клуб. 17 сентября 1997 г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Россия выступает в Парижском клубе не только как страна-кредитор, но и как страна-должник.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и базируется на следующих основных принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании. Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба. Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР. Предоставление начальной скидки на задолженность госу- дарств-должников перед Россией.
Уже к 2001 г. России удалось достичь успехов: долг нашей стране со стороны многих развивающихся государств был реструктурирован. Часть долга из долга кредитного была переведена в долг по ценным бумагам, т.е. произошла секьюритизация долга.
Негативные моменты присоединения к Парижскому клубу. Россия должна была признать часть царских долгов по облигациям, главным образом, перед гражданами Франции. Россия лишилась суверенитета в улаживании отношений со своими должниками, необходимо было учитывать условия урегулирования долга, принятые Парижским клубом. В частности по условиям Парижского клуба не допускается погашение долга товарами, правами на разработку полезных ископаемых. Кроме того, пришлось списать значительную сумму долга некоторым стра- нам-должникам: Ираку - 100% (11 млрд долл.); Монголии - 98% (11 млрд долл.); Вьетнаму - 86% (9,4 млрд долл.); Сирии - 70% (9,8 млрд долл.).
Кроме того, наша страна присоединилась к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения. Это предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований к государствам-должникам из числа развивающихся стран в зависимости от их экономического положения.
Вместе с тем вступление в Парижский клуб имело и положительные моменты. Оно дало возможность России подписать ряд соглашений со странами-должниками. Среди них - 33 многосторонних меморандума о реструктуризации задолженности с 24 странами, в том числе с Бенином, Боснией и Герцеговиной, Мали, Мозамбиком. С 1999 по 2002 г. Россией было заключено 13 двусторонних соглашений о реструктуризации задолженности с Йеменом, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Бенином, Экваториальной Гвинеей, Замбией, Пакистаном, Танзанией, Албанией, Мозамбиком, Мали и Конго.
В результате реструктуризации странам-должникам были установлены льготные графики погашения консолидированных сумм задолженности. Большая часть выплат будет осуществляться после 2015 г. Почти все соглашения о реструктуризации предусматривают возможность осуществления конверсионно-обменных операций оставшейся и неоплаченной задолженности, а также переуступку или продажу долга третьей стороне.
Проведенная реструктуризация долгов способствовала началу платежей некоторыми странами, увеличению доли выплат в СКВ, консолидации задолженности по процентам и основному долгу.

Парижский клуб - основной форум, на котором страны-кредиторы ведут переговоры по долгам официального сектора. Долги официального сектора - это обязательства, которые либо эмитированы, либо застрахованы или гарантированы правительствами стран-кредиторов. Парижский клуб включает 19 постоянных членов: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США , Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Другие страны-кредиторы могут принимать участие в переговорах в случае, если они являются кредиторами стран-должников и заинтересованы в учете их интересов.

Парижский клуб кредиторов не представляет собой формальную организацию. Но у клуба есть секретариат в рамках Казначейства Франции, который возглавляет представитель казначейства.

В ходе переговоров о снижении долговой нагрузки правительств стран-должников члены Парижского клуба, исходя из общих согласованных принципов, все же применяют дифференцированный подход к разработке условий конкретных реструктуризаций. После обращения страны-должника в Парижский клуб с заявлением о необходимости реструктуризации постоянные члены формируют Комитет, который совместно с представителями международных финансовых институтов и региональных банков развития проводит переговоры с правительством страны-должника об условиях реструктуризации. МВФ и МБРР представляют экспертные оценки степени обремененности страны-должника суверенным долгом и перспективам ее социально-экономического развития. В настоящее время наличие согласованной с МВФ программы кондишинелити и выделения кредита «стэнд-бай» выступает обязательным условием начала переговорного процесса в рамках Парижского клуба. Общие данные о деятельности Парижского клуба за время функционирования отражает таблица 1.

Общие итоги функционирования Парижского клуба, 1956-2015 гг.

1. Общее число соглашений о реструктуризации

2. Число стран, заключивших соглашения о реструктуризации

3.Общий объем реструктурированного долга

583 млрд долл.

4. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе «классических условий»

5. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Хьюстонских условий

6. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Неапольских условий

7. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Кельнских условий

Источник: http://www.clubdeparis.org.

При разработке условий реструктуризации суверенного долга Парижский клуб преследует цель стабилизации платежей по обслуживанию долга для страны-должника. В основу переговоров положены общие принципы и детализирующие их правила реструктуризации официального долга стран-должников.

Общие принципы Парижского клуба:

  • 1. Решения Парижского клуба принимаются на основе от случая к случаю;
  • 2. Все решения достигаются при полном консенсусе стран-кредиторов;
  • 3. Переговоры о снижении долга применяются только к странам, действительно нуждающимся в освобождении от долга, предпосылкой начала переговоров выступают программы МВФ по адаптации экономической политики (кон-дишинелити) страны-должника;
  • 4. Требуется солидарность в том смысле, что все кредиторы будут применять согласованные в ходе переговоров условия при заключении двусторонних соглашений со страной должником;
  • 5. Парижский клуб стремится к сопоставимости условий реструктуризации для разных кредиторов, т.е. страна-кредитор не может предоставить стране-должнику более благоприятные условия, чем те, что согласованы членами Парижского клуба.

Детализирующие правила клуба определяют:

  • 1) типы долга: соглашения Парижского клуба охватывают только средне- и долгосрочный долг общественного сектора и кредиты, привлеченные официальным сектором страны-должника до определенной даты «отсечения»;
  • 2) разграничение потока и запаса платежей по обслуживанию и погашению долга; выделение потока платежей позволяет стране-должнику преодолеть временные трудности дефицита платежного баланса, а запаса - помогает оценить, какую долю накопленного страной долга будет охватывать соглашение с Парижским клубом;
  • 3) условия текущих платежей суверенным кредиторам;
  • 4) провизии по долговым свопам, т.е. сделкам по обмену накопленной задолженности на другие активы, такие как иностранная помощь, материальные активы или долг, номинированный в национальной валюте страны-должника.

Достигнутое в ходе переговоров консенсусное решение оформляется как соответствующий протокол («согласованная минутка»), оно носит рекомендательный характер и не является юридически обязательным соглашением.

Условия Парижского клуба реструктуризаций суверенного долга.

Классические условия - стандартные условия, они доступны для любой страны, столкнувшейся с кризисом суверенного долга. Их конкретные параметры в наименьшей степени детализированы. Величина задолженности, подлежащей реструктуризации, может охватывать до 100% официального долга, хотя в отдельных случаях учитывается задолженность только по запасу долга. Срочность долга может быть продлена до 10 лет, а льготный период - до 5 лет. Процентные ставки по новым условиям устанавливаются на уровне рыночных ставок на момент достижения кредиторами консенсуса.

Хьюстонские условия были разработаны в 1990 г. на встрече Большой семерки в Хьюстоне, штат Техас. Они применяются при выработке условий реструктуризации задолженности официального сектора стран, относимых к группе стран с низкими средними доходами. По новым условиям обслуживания и погашения задолженности обычно предусматриваются более длительный серый период и период погашения по сравнению с классическими условиями.

Неапольские условия (заменили Торонтские и Лондонские условия) были разработаны в 1994 г. на встрече Большой семерки в Неаполе и применяются в отношении группы бедных стран. Страна-должник может рассчитывать на такие условия, если способна получить кредит от Мирового Банка или Международного агентства содействия развитию. Неапольские условия предусматривают более льготные условия реструктуризации для стран-должников. Так, если Лондонские условия допускали списание до 50% от номинала запаса долга, то Неапольские условия - до 67% чистой текущей стоимости долга для стран, у которых среднедушевой размер ВВП менее 500 долл, или уровень долга 350% от доходов от экспорта, и до 50% для остальных стран-должников. Лондонские условия содержали три варианта реструктуризаций:

  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 23 лет по сниженным процентным ставкам без льготного периода;
  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 25 лет по рыночным процентным ставкам с 16-лет-ним льготным периодом;
  • - реструктуризация условий обслуживания долга по кредитам официальной помощи развитию с продлением периода до 30 лет с 20-летним льготным периодом.

Неапольские условия, помимо больших списаний номинала долга, предусматривали также несколько вариантов:

  • ? капитализация процентных платежей (50%) и их погашение в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом;
  • ? общая сумма долга погашается в течение 23 лет с 6-лет-ним льготным периодом и прогрессивной шкалой обесценения;
  • ? реструктуризация долга на 40 лет с 16 или 20-летним льготным периодом при неизменности процентной ставки для кредитов по программам официальной помощи развитию.

Кельнские условия (заменили Лионские) были согласованы в июне 1999 г. Они были разработаны для урегулирования проблемной задолженности стран, которые МВФ и Мировой Банк отнесли в 1996 г. к группе сильно обремененных долгом беднейших стран (Highly Indebted Poor Countries Initiative, HIPC). Если первоначально в 1988 г. при реструктуризации задолженности Мали было списано 33,3% (по торонтским условиям), то данные условия допускают списание до 90% запаса долга.

Эвианский подход. В 2003 г. Парижский клуб объявил о новом, более гибком подходе к разрешению долгового бремени. Вместо использования экономических индикаторов для определения возможности освобождения от долга, данный подход делил потенциальных соискателей снижения суверенного долга на две группы. Первая группа - это страны, подпадающие под Н1РС, а вторая - все остальные. Страны-должники из первой группы могли рассчитывать на возможность реструктуризации суверенного долга по кельнским условиям. До начала переговоров о списании долга страны должны пройти через тщательный анализ социально-экономических условий от МВФ, который оценит степень устойчивости долга, потребности в инвалютной ликвидности, или же страна столкнулась с обеими проблемами. Если эксперты МВФ приходят к выводу, что страна-должник столкнулась с временными проблемами дефицита инвалютной ликвидности, ей в ходе переговоров о реструктуризации долга кредиторы Парижского клуба могут перенести платежи по обслуживанию и погашению задолженности на будущие периоды. Если эксперты МВФ заключают, что долговая динамика страны неустойчива, у нее отсутствуют долгосрочные ресурсы для погашения долговых обязательств, а накопленный объем долга негативно влияет на ее будущую способность платить, страна может рассчитывать на реструктуризацию долга. При этом по официальным кредитам помощи развитию срок может быть установлен до 40 лет при льготном периоде до 18 лет.

В соответствии с Эвианским подходом отсутствуют стандартные условия снижения долгового бремени суверена, при обращении правительства страны в Парижский клуб кредиторы могут предлагать к обсуждению спектр возможных вариантов, как применявших в прошлом, так и новых.

Лондонский клуб кредиторов официально получивший название «Комитет коммерческих банков-советников», является форумом, в рамках которого проводятся переговоры о реструктуризации долга, предоставленного суверенным заемщикам коммерческими банками без гарантий (страхования) своих правительств. В таблице 2 представлено сопостав-

Отличительные особенности работы Парижского и Лондонского клубов кредиторов 1

Лондонский клуб

Парижский клуб

Тип долга

Реструктуризация долга перед коммерческими структурами

Реструктуризация долга перед официальными кредиторами

Начало переговоров

Определяется должником (дата, указанная в заявлении должника о неспособности платить по долгу)

Определяется кредитором (дата, когда страны-кредиторы отказываются предоставить стране-должнику новые кредиты)

Представление интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Комитет банков-советников, образованный из наиболее заинтересованных банков-кредиторов

Интересы кредиторов представляют наиболее влиятельные банки, вне зависимости от их доли в финансировании долга

Возможность пересмотра основной суммы долга и процентов

Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб ведет переговоры о пакете мер по реструктуризации долга, банки становятся собственниками новых евробондов

Соглашения предыдущих периодов могут быть пересмотрены

Необходимость поддержки должников со стороны

МВФ и других финансовых институтов

Не требуется

Реструктуризация долга сочетается с требованием подписания соглашения о выделении траншей со стороны МВФ и альтернативного кредитования из других

источников

ление отличительных черт функционирования Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

Переговоры о реструктуризации в рамках Лондонского клуба основаны на трех основных принципах:

  • 1) недопущение дискриминации любого кредитора;
  • 2) равного подхода ко всем кредитам в зависимости от объема риска каждого банка;
  • 3) обязательности соблюдения условий реструктуризации.

Различия между Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Хотя у обоих клубов общая цель - реструктуризация задолженности стран-должников, в их деятельности есть существенные различия. Лондонский клуб кредиторов разрабатывает и ведет переговоры об условиях реструктуризации суверенной задолженности перед частными кредиторами, а Парижский клуб - перед официальными кредиторами. У Лондонского клуба кредиторов нет постоянных членов или секретариата, а у Парижского клуба есть секретариат и постоянные члены. Урегулирование суверенной задолженности в рамках Парижского клуба опирается на согласованные принципы и правила, Лондонский клуб более свободен в выборе условий реструктуризаций и учете особенностей социально-экономических условий развития конкретных стран-должников.

После обращения страны-должника в Лондонский клуб, из коммерческих банков, на долю которых приходится основная доля задолженности суверена, формируется Комитет банков-советников, как правило, его состав не превышает 15 банков. Комитет уполномочен выражать интересы всех банков-кредиторов в переговорах с официальными представителями данной страны-должника. После достижения консенсуса со страной-должником Комитет обязан получить согласие от банков-кредиторов, на долю которых приходится 90-95% официальной задолженности страны-банкрота, только после этого может быть подписано официальное соглашение. Поскольку у страны-должника может быть более сотни банков-кредиторов или тысячи розничных инвесторов в ее долговые инструменты, то процесс достижения ими согласия может быть продолжительным. По этим причинам переговоры с Комитетом Лондонского клуба носят более длительный характер и сопряжены с большими затратами для страны-должника, чем переговоры о реструктуризации с Парижским клубом кредиторов.

Обычно в объем реструктурируемого долга Лондонским клубом не включаются процентные платежи, в то время как Парижский клуб пересматривает первоначальные условия обслуживания и погашения и основного долга, и процентных платежей. Лондонский клуб кредиторов, в отличие от Парижского, может пересматривать условия обслуживания и погашения долга без получения страной-должником кредитов «стенд-бай» от МВФ. Парижский клуб кредиторов обычно не соглашается на продолжительность периода консолидации долга, превышающую один год, в то время как у Лондонского клуба кредиторов этот период может длиться 2- 3 года. Задолженность официального сектора перед кредиторами Лондонского клуба может пересматриваться несколько раз, а перед кредиторами Парижского клуба - только один раз, за исключением группы наиболее бедных стран-долж-ников.

  • Weiss M. A. The Paris Club and International Debt Relief. - Congressional Research Service, 2013, December 11. - 8 p.

Учитывая тот факт, что Парижский клуб состоит из стран-кредиторов, считающихся лидерами мировой экономики, его влияние намного выше Лондонского. Парижский клуб имеет два основных направления деятельности:

  1. Выдача кредитов развивающимся странам, то есть странам третьего мира.
  2. Реструктуризация задолженности и урегулирование долговых споров между странами-кредиторами и странами-должниками.

Парижский клуб не имеет формального статуса, поэтому в своей деятельности он руководствуется выработанными правилами и принципами. Членство в этом клубе неформальное, поэтому на заседаниях по урегулированию задолженности может участвовать любая страна, имеющая непогашенный межправительственный кредит.

Чтобы получить помощь Парижского клуба в реструктуризации долга стране-должнику необходимо предъявить убедительные доказательства того факта, что без реструктуризации она никак не может более выплачивать долг. Как правило, этими доказательствами являются другие крупные кредиты. Кроме того, на решения Парижского клуба влияют прогнозы МВФ относительно той или иной страны.

Еще Парижский клуб оказывает реальную помощь странам-должникам, проводящим определенную экономическую политику. Помощь в этих макроэкономических преобразованиях оказывается в виде дополнительных ссуд и займов.

Кредиты, полученные от стран-участников Парижского клуба, распределяются равномерно между всеми странами-должниками. То есть для всех стран-кредиторов устанавливается один и тот же льготный период погашения. И если одна из стран-кредиторов пошла на уступки своему должнику, должник имеет право требовать таких же уступок и от остальных своих кредиторов.

Основная идея Парижского клуба - оказание всесторонней помощи беднейшим странам-должникам, совершенно не способным самостоятельно справиться со всеми кредитами. Опираясь на общественное мнение, участники Парижского клуба периодически списывают таким странам часть их долгов. С 1994 года клуб таким образом списывал до 67% от общей суммы задолженности, а в настоящее время - до 80%.

Конечно, такая скидка предоставляется не всем странам. Они должны не только принадлежать к числу беднейших стран планеты, но и проводить позитивные экономические преобразования.

Лондонский клуб

Структура Лондонского клуба состоит из коммерческих банков и различных фондов, оказывающих кредиторские услуги различным странам. Основная деятельность Лондонского клуба - урегулирование вопросов погашения проблемной задолженности стран перед банками. Причем Лондонский клуб занимается только теми долгами, которые не обеспечены гарантиями какого-либо государства.

В своей деятельности Лондонский клуб придерживается следующих принципов:

  1. К каждому должнику обязательно вырабатывается индивидуальный подход.
  2. Пересмотр условий погашения долга должен быть подкреплен доказательствами невозможности должника выполнять свои обязательства.
  3. Потери от реструктуризации чьего-либо долга равномерно распределяются между всеми участниками Лондонского клуба.
  4. Руководство клуба (председатель и секретариат) периодически обновляется.

Так же как и Парижский клуб, Лондонский ставит перед собой цель облегчить долговое бремя бедных стран планеты. Впервые свою деятельность Лондонский клуб начал в 1976 году, облегчив кредитное бремя Заиру.

Особенности Лондонского и Парижского клубов

Несмотря на схожесть в их деятельности, клубы все же сильно отличаются друг от друга. Парижский клуб, объединяющий центральные банки и министерства финансов развитых стран, имеет гораздо большие финансовые возможности. Страны-участники Парижского клуба из соображений политики дают взаймы много и с большим удовольствием.

Члены Лондонского клуба всегда ограничены в деньгах, поэтому кредиты дают крайне осторожно, под большие проценты и комиссии. Их можно понять: частные банки денег не печатают, дают в долг кровно заработанные и в случае невозврата их не защитят ни гарантии, ни страховки.

При рассмотрении вопросов урегулирования проблемной задолженности в Лондонском клубе создается комитет, в который входят представители банков, выдавших 90-95% от суммы всех кредитов должника. В парижском клубе комитет представлен главами центральных банков и министрами финансов независимо от их доли в рассматриваемом долге.

Таким образом, правила и принципы реструктуризации и списания долгов в Парижском клубе всегда одни и те же для всех должников. В Лондонском клубе те же правила и принципы могут существенно различаться в зависимости от страны, в которой проходит совещания и от состава консультационного комитета.

Окончательное решение по долговым вопросам в Лондонском клубе принимается на основе решений консультационного комитета, в Парижском клубе - на основе прогнозов МВФ.

Кафедра « Банковское Дело».

Доклад .

Тема: « Парижский Клуб Кредиторов ».

Выполнила: студентка 4 курса группы 2417

Института Финансов

Грибовская Надежда Васильевна.

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.……….…………………2

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

1. Принципы Парижского клуба……………………………………...………………3

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности…………………………………………...…………………………………3

3. Условия погашения для должников………………...………………………………4

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обяза­тельств среди кредиторов…………………………………………………………………………..5

II. условия реструктуризации долга………………...……………………….6

1. Торонтские условия……………………………………………………………….…….6

2. Хьюстонские условия………………………………………………….………………7

3. Тринидадские и Лондонские условия………………………………………….……..7

4. Последние варианты………………………………………………………..………….8

5. Стандартные условия…………………………………………………………….……8

III. РОССИЯ И ПАРИЖСКИЙ КЛУБ……………………………………………………9

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью…………….………………..9

2. Задолженность России по Парижскому клубу……………………...……………10 3. Внеклубная задолженность России……………...………………………………..10

4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба…………….………11

5. Последствия вступления России в Парижский Клуб……………….……………11

6. Сегодняшняя ситуация…………..…………………………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………………..15

Список литературы………………………….……………………………………………..16

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Вели­кобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейца­рия, Швеция, Франция, Финлян­дия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

I . ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

1. Принципы Парижского клуба .

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоя­нии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может про­анализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью про­гноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосред­ственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учрежде­ниям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридиче­ским лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме за­долженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в на­циональной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ва­люте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается на­личием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задол­женности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

3. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих ре­форм и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-креди­торы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пере­смотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «По­ложения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополни­тельных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапли­ваются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следова­тельно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможно­сти урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разра­ботал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осу­ществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно за­воевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту заверше­ния указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном по­рядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить опреде­ленную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валют­ном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную эко­номическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

· огра­ничение роста денежной массы,

· сокращение дефицита государственного бюджета,

· контроль над предоставлением кредитов, совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации),

· устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,

· ограничение вмеша­тельства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам про­тив собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государ­ства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Па­рижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обяза­тельств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бре­мени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных дан­ной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должни­ками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями креди­торов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредито­ров, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отно­шении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренно­стей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что перего­воры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда переговоры почти полностью проваливаются в результате возникно­вения в последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, - вспо­минает один из участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. - Помню, как совершенно неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского Центрального банка».

II. Условия реструктуризации долга.

Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя не всегда.

В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников:

1. Торонтские Условия.

Были приняты в 1988 году.

ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ

Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития (в настоящее время – 540 долларов в год).

Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

Вариант А (уменьшение суммы долга):

Списать треть долга;

В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

Вариант В (долгосрочные долги) :

Проценты начисляются по рыночным ставкам;

Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.

Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

Предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.

Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским Клубом было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму в 5,8 млрд. долл.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.

2. Хьюстонские условия.

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.

Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода, государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.

Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд. долларов.

3. Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия).

Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.

За период 1991-1993 гг. были пересмотрены долги 10 стран на общую сумму 4 млрд. долл. (Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне).

  1. Последние варианты (Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC)

В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода (в том числе 20 африканским странам южнее Сахары) Парижский Клуб сократил задолженность на условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.

С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

  1. Стандартные условия Парижского Клуба.

III . РОССИЯ И Парижский Клуб .

Официальный документ.

О присоединении Российской Федерации к Парижскому клубу кредиторов

17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника.

Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и основывается на следующих принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба.

Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР.

Предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения, и в этой связи присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований б. СССР к государствам-должникам в зависимости от их экономического положения.

В течение 1998-1999гг. планируется подписание двусторонних соглашений с 27 государствами-должниками о реструктуризации их задолженности перед Россией на условиях Парижского клуба кредиторов.

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется.

Сегодня внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

· займы международных организаций(64% или 128,3 млрд.$)

· реструктурированный долг СССР;

· кредиты и займы российских банков(9%);

· кредиты и займы российских компаний(12,5% или 25 млрд.$);

· валютные облигации внутреннего займа(6% или 11,4 млрд.$);

· еврооблигации(8% или 16,2 млрд.$)

· субфедеральные внешние займы и кредиты(1% или 2,8 млрд.$).

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран(37 млрд. $) и, одновременно, кредитора других стран(50-100 млрд . $).

На 1999-2001 года приходится пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна тратить 18-20 млрд. долларов (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик образовался из-за того, что обязательства по старым, еще советским долгам, наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1.01.92 года. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 года общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд. $, из них 100 млрд. осталось от СССР. До прихода к власти С. Кириенко сумма внешнего долга не превышала 35% ВВП и не являлась критической. Однако за 5 месяцев правления "технократический кабинет" к этой сумме добавил примерно 16-17 млрд. долларов: крупные заимствования, сделанные за Апрель-Август; конверсия внутреннего долга во внешний и резкая девальвация рубля привели к тому, что внешний долг сейчас близок к 45% ВВП.

1. Задолженность России по Парижскому клубу.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция посту­пала всем быв­шим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках базо­вого соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной за­долженности России заключены двусторонние межправительственные согла­шения с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Вели­кобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейца­рией, Швецией, Францией, Финлян­дией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столь­ко же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит по­гашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком пла­тежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.

2. Внеклубная задолженность России.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолжен­ности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Ос­татки задолженностей предполагается гасить в основном товар­ными постав­ками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд.перед Венгрией - 480 млн., Республикой Корея - 170 млн., Болгарией - 100 млн., Польшей - 20 млн. долл. Неурегулированы вопросы пока с некото­рыми стра­нами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом.

Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа 1998 года.

Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях - самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.

Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.

Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

Список литературы.

1. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под ред. Л. Н. Красавиной, Москва, 2000.

2. Паниев Ю. ”Вступление в клуб стоит мессы” // “Сегодня” №125, 1997

3. Саркисянц А. Г., «Проблемы внешней задолженности России.» Деньги и кредит, 1999 г., №2, с 94-108.

4. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»

под ред. Л. А. Дробозиной. Москва, 1997.

5. www.rambler.ru

6. www.minfin.ru

8. Национальная электронная библиотека, 1998 год


International Monetary Fund, World Economic Outlook, 1992-1998, Washington D.C.,IMF, 1992-1998.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх