Статья 1 18. Кодекс рф об административных правонарушениях

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности -

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Положения статьи 18.1 КоАП РФ используются в следующих статьях:
  • Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
  • Судьи
  • Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
    1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.4, частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, частями 1 и 2 статьи 18.1 (в части нарушения воздушного пространства Российской Федерации), статьей 19.7.5 КоАП РФ.
  • Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
    1) пограничными органами - при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 1.1 статьи 18.2, частью 2 статьи 18.4 КоАП РФ;

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -
влекут наложение административного штрафа в размере до двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
(в редакции Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности -
(в редакции Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.
(в редакции Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
(примечание введено Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Комментарии к ст. 18.1 КОАП РФ


1. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп.) устанавливают понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяют порядок ее пересечения.

2. Защита Государственной границы как часть системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы РФ, определяемым международными договорами РФ и законодательством РФ.

3. Защита Государственной границы РФ обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска).

4. Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

5. Режим Государственной границы РФ включает правила: а) содержания госграницы; б) пересечения госграницы лицами и транспортными средствами; в) перемещения через госграницу грузов, товаров и животных; г) пропуска через госграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; д) ведения на госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; е) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (см. ст. 7 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также Правила пограничного режима, утвержденные Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 458 // РГ. 2007. 24 нояб.).

Однако комментируемая статья предполагает привлечение к ответственности за нарушение не всех правил режима, а только правил пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами (в том числе порядка следования до нее от пунктов пропуска и обратно) и ведения на госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

6. Пересечение Государственной границы РФ на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения госграницы, устанавливается порядок следования от госграницы до пунктов пропуска через госграницу и в обратном направлении, при этом не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Правила пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами непосредственно связаны с порядком пропуска через границу, который производится только в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию РФ, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов РФ. Признание законности пересечения Государственной границы РФ и разрешение на ее пересечение в процессе пропуска относятся только к компетенции пограничных органов.

Основанием для пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу РФ граждан РФ и граждан сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Содержание, средства и методы контроля при осуществлении пропуска через Государственную границу РФ, порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации", утвердившим соответствующее Положение.

7. Для квалификации по данной статье также важны пределы пункта пропуска через Государственную границу РФ. Пределы и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Правила определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 253).

8. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы РФ, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно осуществляемая непосредственно на границе либо вблизи нее на территории РФ (в пределах пятикилометровой полосы местности), должна отвечать всем правилам пересечения границы и вестись на основании разрешения пограничных органов, а в остальной части пограничной зоны - с их уведомлением. Указанное разрешение включает сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

9. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются конкретные правила режима Государственной границы РФ.

10. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с: а) нарушением правил пересечения Государственной границы РФ гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; б) нарушением правил пересечения Государственной границы РФ автомобильными, иными транспортными средствами; в) нарушением лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; г) ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время. Соответствующие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, действующих в этой сфере, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, касающихся ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе или вблизи нее.

Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются путем активных противоправных действий.

11. Административные правонарушения, охватываемые данной статьей, необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. 322 УК РФ "Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации".

Уголовная ответственность по ст. 322 УК РФ применяется за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в установленном законодательством порядке.

12. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил, регулирующих режим Государственной границы РФ, а также юридические лица (ч. 3 данной статьи).

Согласно примечанию к данной статье индивидуальные предприниматели применительно ко всем статьям главы 18 несут административную ответственность как юридические лица, если иное не предусмотрено в соответствующих статьях гл. 18.

13. Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.

14. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), а по ч. ч. 1 и 2 - органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43).

Дело об административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства при въезде в Российскую Федерацию, за которое в качестве меры наказания предполагается применить административное выдворение, рассматривается уполномоченным должностным лицом пограничных органов (ч. 2 ст. 3.10). Данное дело также может быть рассмотрено районным судьей в случаях, если должностное лицо пограничных органов передаст его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3).

РЕШЕНИЕ Дело № 12-458/2017

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Судоходная компания Морвенна» Баранова Н.Н. на постановление старшего специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району майора юстиции Бойко А.А. по делу об административном правонарушении от <Дата> №СА/447-17,

установил:

постановлением старшего специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району майора юстиции Бойко А.А. от <Дата> №СА/447-17 общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания Морвенна» (далее – ООО «СК Морвенна») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

Законный представитель ООО «СК Морвенна» — генеральный директор Баранов Н.Н. не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

Жалобу мотивирует тем, что ответственность за данное правонарушение должен нести капитан судна «<№>» Ткачев С.А., поскольку в силу п.10 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 863, обязанность передачи в пограничный орган информации о судне, времени и географических координатах места пересечения судном государственной границы Российской Федерации возложена исключительно на капитана судна. Обществом были приняты все необходимые меры по доведению до капитана информации о его обязанностях, в том числе по соблюдению им требований законодательства, так в рамках договора агентирования <№>, заключенного с ООО «АрктикТрансАгентство», с капитаном до выхода в рейс проведен инструктаж о соблюдении вышеназванных правил. Кроме того указывает, что в силу договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) <№> от <Дата> судно «<№>», <№> (флаг – Российская Федерация) находилось во временном владении и пользовании у ООО «РЕЧМОРСЕРВИС». Капитан Ткачев С.А. в соответствии с трудовым договором <№> от <Дата> и приказом о приеме работника на работу <№>/ОД от <Дата> о назначении капитаном на судно «<№>» исполнял трудовые обязанности и являлся капитаном судна, то есть лицом, выполняющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции, и действовал от имени и в интересах ООО «РЕЧМОРСЕРВИС». Также в жалобе ссылается на нарушение должностным лицом административного органа сроков составления протокола об административном правонарушении, который в силу требований ст. 28.5 КоАП РФ, который должен составляться немедленно либо в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Размер назначенного наказания полагает чрезмерно суровым. Просит изменить обжалуемое постановление в части привлеченного к ответственности субъекта, заменив юридическое лицо – ООО «СК Морвенна» на должностное – капитана судна «<№>» Ткачева С.А., наложив на него наказание в виде штрафа в пределах санкции ст.18.1 КоАП РФ.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитника ООО «СК Морвенна» Николаева М.М., поддержавшего жалобу, старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району Касьянова А.В., исследовав дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Основанием для привлечения ООО «СК Морвенна» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей послужили выявленные должностными лицами Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в ходе проведения проверки нарушения требований части 21 статьи 9 Закона Российской Федерации от <Дата> N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и положений пункта 10 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 863, выразившиеся в пересечении Государственной границы Российской Федерации с нарушением установленных Правил уведомления пограничного органа при пересечении Государственной границы РФ (информации о фактическом пересечении Государственной границы Российской Федерации капитаном российского судна в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте передано не было).

Как следует из представленных в материалы дела документов, <Дата> в 22 часа 47 минут судно «<№>» под управлением капитана Ткачева С.А., принадлежащее ООО «СК Морвенна», пересекло границу Российской Федерации, а именно, осуществило вход в территориальное море Российской Федерации в географических координатах <***>, при этом уведомление о фактическом пересечении Государственной границы РФ в пограничные органы ФСБ России по западному арктическому району не направило. В материалах дела сведений о подаче такого уведомления не имеется и такового суду не представлено.

Между тем, в соответствии с ч. 21 ст. 9 Закон РФ от <Дата> N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу РФ судами установлены Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> «Об утверждении правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля» (далее — Правила).

В соответствии с п.10 названных Правил при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна.

Установив, что <Дата> в 22 часа 47 минут судно «<№>», принадлежащее ООО «СК Морвенна», пересекло линию Государственной границы Российской Федерации, а капитан судна в нарушение требований, установленных Правилами, не информировал пограничный орган о данном пересечении, старший специалист по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району Бойко А.А. пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения.

Событие административного правонарушения по ч.1 ст.18.1 КоАП РФ и вина ООО «СК Морвенна» подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Действия ООО «СК Морвенна» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ как нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Порядок и процедура привлечения юридического лица к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения соблюдена.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований главы 29 КоАП РФ, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно, вынесенное постановление отвечает установленным законом требованиям.

Довод подателя жалобы о том, что ООО «СК Морвенна» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, несостоятелен в силу следующего.

Как следует из представленных материалов и не оспаривалось ни подателем жалобы, ни защитником в судебном заседании, по договору тайм-чартера <№> от <Дата> судно «<№>» передано во временное владение и распоряжение ООО «РЕЧМОРСЕРВИС» с экипажем, работодателем которого является ООО «СК Морвенна».

Капитаном судна «<№>» являлся Ткачев С.А. в соответствии с трудовым контрактом от <Дата> <№>, заключенным с ООО «СК Морвенна», и приказом от <Дата> <№>-ОД.

Статьей 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что по договору фрахтования судна на время (тайм — чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания.

Статьей 204 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации определено, что фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером.

В силу ст. 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна (ч. 1). Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна (ч. 2).

В рассматриваемом случае ответственность за действия капитана судна, связанные с судовождением, в том числе за действия по пересечению Государственной границы несет судовладелец – ООО «СК Морвенна».

Следовательно, ООО «СК Морвенна» правомерно признано надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вынесение по данному факту нарушения постановления в отношении капитана судна Ткачева С.А. не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Из указанной нормы следует, что в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Заключение ООО «СК Морвенна» договора агентирования с ООО «АрктикТрансАгентство», в рамках которого ООО «АрктикТрансАгентство» поручены организация работ, услуг, поставок и иных действий в отношении судов «<№>» и «<№>», и проведение ООО «АрктикТрансАгентство», при отсутствии такой предусмотренной данным договором обязанности, инструктажа с капитаном судна «<№>» Ткачевым С.А. о соблюдении норм права, установленных Законом Российской Федерации от <Дата> N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и Правилами уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 863, не влияет на наличие вины ООО «СК Морвенна» в совершении вмененного правонарушения, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых ч.1 ст.18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Установленный статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным и нарушение этого срока не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством и не является основанием для отмены постановления по делу.

Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

Утверждение подателя жалобы о том, что Службой в г.Архангельске не были предприняты меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения, не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «СК Морвенна» состава вмененного Обществу административного правонарушения, поскольку на сотрудников Службы в г. Архангельске, осуществляющих контроль движения судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, не возлагается обязанность оповещать капитанов судов и судовладельцев о допущенных ими нарушениях законодательства РФ, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта правоотношений.

Решения суда по иным делам, на которые имеется ссылка в жалобе, не имеют преюдициального значения при рассмотрении данного дела.

Основания для признания правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности также отсутствуют, поскольку допущенное правонарушение нарушало установленный порядок обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации, входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ООО «СК Морвенна» наказания.

Санкция ч.1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу положений ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, согласно ч.3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Из правовых позиций, изложенных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> N 1-П и от <Дата> N 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для индивидуального предпринимателя суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.

Учитывая изложенное, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, подтвержденное представленными в судебном заседании защитником документами, полагаю возможным снизить ООО «СК Морвенна» сумму административного штрафа до 200 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Руководствуясь п. п. 3.2, 3.3 ст. 4.1, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление старшего специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району майора юстиции Бойко А.А. по делу об административном правонарушении от <Дата> №СА/447-17, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания Морвенна» по ч.1 ст.18.1 КоАП РФ изменить, снизив размер назначенного штрафа до 200 000 (двести тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.Э. Пяттоева

Копия верна

Судья Л.Э. Пяттоева



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх