Уважение человеческого достоинства. Права в сфере образования Учитель унижает учеников

"Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам" (ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"Кожен має право на повагу до його гідності.

Ніхто не може бути підданий катуванню, жорстокому, нелюдському або такому, що принижує його гадність, поводженню чи покаранню.

Жодна людина без її вільної згоди не може бути піддана медичним, науковим чи іншим дослідам" (ст.28 Конституції України).

Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию Украины свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Отсутствие уважение к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявление его творческих и интеллектуальных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, понятие прав человека отображает тот факт, что за каждым лицом определяется некоторый комплекс природных, неотъемлемых прав и свобод, которые обусловливаются самим фактом существования человека и должны рассматриваться как гарантии ее достоинства.

Идея природного права, общего для всего человечества, так само как и существование того, что называется "правами человека", признано достаточно давно, как и то, что человек не может быть свободным в обществе, которое само не является свободным.

Самоопределение народа, являющееся предпосылкой его свободы, само по себе недостаточно для того, чтоб права и свободы человека стали реальностью. Крайне важной основой возможности их реализации является формирование гражданского общества и построение правового государства, которое обеспечит использование прав и свобод человека в законодательно установленных, достаточно гибких границах, обусловленные как природой самого права, так и общественными обстоятельствами. Речь идет о личных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, которые являются социальными по своей сути.

Поэтому в Конституции Украины закреплены крайне важные положения: главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека и установление такого правового порядка, по которому никто не может быть принужден делать то, что прямо не предусмотрено законом. Комплекс закрепленных в Конституции Украины прав, свобод и обязанностей представляет собой определенную систему, составными которой являются личные, политические, социальные, экономические и культурные права. Система этих конституционных норм определяет правовой статус человека и гражданина в Украине.

Комплекс прав и свобод человека в целом отвечает положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, которые ратифицированы Украиной. В некоторой мере этот комплекс согласуется и с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека и Протоколами №2, 3, 8 и 11 к этой Конвенции, подписанными от имени Украины. Это дает основания для вывода, что в Украине перестраивается вся правовая система: права и свободы человека определены неотъемлемыми основами нового конституционного строя. Более того, государство отвечает перед человеком за свою деятельность (ст.3 Конституции Украины), а возможность ограничения конституционных прав и свобод обусловлена как по объему, так и по времени только случаями военного либо чрезвычайного положения (ст.64 Конституции Украины).

Права и свободы человека, на которые государство не может посягать, обеспечивают каждому лицу возможность быть самостоятельным субъектом общественной жизни. Государство не только не должно вмешиваться в использование человеком этих прав и свобод, но и обязана обеспечивать их реализацию и защиту. Более того, Конституция Украины определяет право каждого защищать свои права и свободы, права и свободы других людей от посягательств, в том числе от посягательств представителей власти либо должностных лиц.

Важной является статья 22 Конституции Украины, по которой права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, не являются исчерпывающими. Исходя из части 3 статьи 22 Конституции Украины при принятии новых либо внесении изменений в действующее законодательство могут быть предоставлены новые права.

Следует акцентировать внимание еще на одном, на мой взгляд важном, вопросе: об разграничении в Конституции Украины терминов "человек" и "гражданин". Большинство статей Конституции, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, начинаются так: "Кожен має право.".

Такой подход согласуется с законодательной практикой международного сотрудничества. По общепризнанным нормам международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, должны уважаться любым государством. Эта гуманная норма утверждается ст.26 Конституции Украины, по которой иностранцы и лица без гражданства имеют такие же права, свободы и обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией Украины, законами и международными договорами Украины.

Одновременно Украина, как и любое другое государство, защищая свой суверенитет и независимость и ставя своей целью обеспечения достойных условий жизни, закрепляет некоторые права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только свои гражданам. Так, участие в управлении государственными делами, свобода объединения в политические партии и общественные организации, право на проведение митингов и сборов, шествий и демонстраций принадлежит исключительно гражданам Украины. Также только для граждан Украины государство создает условия для осуществления права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности; гарантирует право на социальную защиту; право на бесплатное высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях и др. Исходя из решающего значения для будущего Украины основной ценности украинского народа - его земли, Конституция предоставляет право собственности на землю только гражданам Украины.


Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы . Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы . Данный принцип закреплён Уставом ООН.

Учитель унижает учеников

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

В соответствии со ст. 45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения.

Право на честь и достоинство

Таким образом, если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих — речь идет о чести, а если самооценка — о достоинстве личности. Правом на достоинство обладают все члены общества независимо от их социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих.

Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ

«Преступления против свободы, чести и достоинства личности»
наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств на достоинств личности, как клевета (ст.

129 УК РФ)

Право на уважение человеческого достоинства

Гарантией достоинства личности является конституционное требование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 43 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Право на достоинство личности

Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам», Целям защиты достоинства служат и многие другие нормы Конституции РФ; право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др, Защите достоинства человека посвящены многие нормы уголовного права и уголовного процесса.

Глава 6 Личные права и свободы

Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, пытки означает действие, которым умышленно причиной сильную боль аб потому страдания (физическое или моральное) любому человеку с целью o дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание вызываются государственными должностными лицами или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома, или и с их молчаливого согласия.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. 1. Достоинство личности охраняется государством. В контексте исторического развития государства и права можно выделить одну очень важную тенденцию - возвышение человеческого достоинства, путем предоставления человеку всё большего объема прав и свобод, а также обеспечения гарантий их реализации.

Конкретизацией права на достоинство личности служит и ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, в которой установлено, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

1. В комментируемой статье нашли воплощение положения Конституции Украины, согласно которым человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3), никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию (ст. 28); каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55); каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68).

Положение ч. 1 комментируемой статьи в общих чертах воспроизводят содержание концептуальных основ, содержащихся в преамбулах ЗДПР и МПГПП, согласуются со ст. 3 КЗПЛ, Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, чем и обусловливают соответствие международным стандартам защиты прав человека в уголовном производстве.

Положения статьи, коммент, направленные на защиту личности, ее чести и достоинства, прежде всего от любых злоупотреблений со стороны тех должностных лиц, которые наделены в уголовном производстве властными полномочиями, позволяющими им применять в отношении участников уголовного процесса меры обеспечения уголовного производства, в том числе и меры, совершать иные действия, связанные с ограничением прав и свобод человека.

В то же время эта статья предусматривает обязанность органов и должностных лиц, ведущих уголовное производство, принимать меры к обеспечению уважения человеческого достоинства, прав и свобод одних участников процесса от посягательств других.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства. Традиционно под ней понимают морально-этическую категорию, что означает уважение и самоуважение человеческой личности, неотъемлемой и неотчуждаемой свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ей от рождения независимо от того, как она сама и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В свое время Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 27 февраля 2009 г. № 1 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица»: растолковал, что во достоинством следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной био-психо-социальной ценности. С честью связывается положительная социальная оценка лица в глазах окружающих, которая основывается на соответствии ее деяний (поведения) общепринятым представлениям о добре и зле.

Права и свободы человека, о которых говорится в статье, это определенные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его нормального существования и развития в конкретно историческом социуме, объективно обусловлены достигнутым уровнем развития общества и должны быть общими и равными для всех людей. Все основные права человека, предусмотренные в разделе II Конституции Украины, являются взаимозависимыми, взаимосвязанными и неделимыми, но в уголовном производстве беспрекословно прежде всего должны быть обеспечены право на жизнь и здоровье (статьи 3, 27 Конституции Украины), уважение достоинства (статьи 3, 28 Конституции Украины), на свободу и личную неприкосновенность (статьи 29 Конституции Украины), на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (статьи 3031 Конституции Украины), на невмешательство в личную и семейную жизни (ст. 32

Конституции Украины). Именно эти права является материальной основой и предпосылкой осуществления любых других прав.

2. В уголовном производстве недопустимы любые проявления пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или наказания, угрозы применения такого поведения, содержание лица в унизительных условиях, принуждение к действиям, которые унижают человеческое достоинство.

В национальном законодательстве термин «пытки» определен как умышленное причинение сильной физической боли или физического или морального страдания путем нанесения побоев, мучений или других насильственных действий с целью принудить потерпевшего или другое лицо совершить действия, противоречащие их воле, в том числе получить от него или другого лица сведения или признания, или с целью наказать его или иное лицо за действия, совершенные им или другим лицом или в совершении которых он или другое лицо подозревается, а также с целью запугивания или дискриминации его или других лиц (см. ст. 127 УК).

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вводит свое определение, согласно которому «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, что основывается на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или по их молчаливого согласия. В этот срок не включаются боль или страдания, вызванные только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Термин «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания» должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного лица в условиях, лишают ее, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные унизить или оскорбить ее, сломить его физическое или моральное сопротивление (см.: Примечание к Принцип 6 Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению каким-либо образом, утвержденного резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.).

Жестокими и оскорбляющими личное достоинство, необходимо считать действия, которые наносят лице особого физической боли или нравственных страданий. Как отметил ГВСУ в постановлении от 26 декабря № 15 «О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий» "они могут заключаться в противоправном применении специальных средств (наручники, резиновые дубинки, ядовитые газы, водометы и т.п.), длительном лишении человека пищи, воды, тепла, оставлении ее во вредных для здоровья условиях, использовании огня, электротока, кислоты, щелочи, радиоактивных веществ, ядов, а также в унижении чести, достоинства, причинении душевных переживаний, глумлении т.д. ».

В решении по делу «Михеев против Российской Федерации» от 26 января 2006 ЕСПЧ констатировал, что во время нахождения в отделении милиции заявитель был подвергнут представителями государства жестокому обращению с целью получения показаний, в которых он признавал бы себя виновным в совершении преступления или информации о преступлении, в котором его подозревали. Жестокое обращение, примененное к нему, вызвало настолько тяжелые психические и физические страдания, что заявитель совершил попытку самоубийства, результатом которой стала полная физическая недееспособность. Учитывая критерий жестокости и особенно цель жестокого обращения, ЕСПЧ пришел к выводу, что жестокое обращение в данной ситуации было пыткой в??свете ст. 3 КЗПЛ.

Данная статья является одной из общих принципов уголовного судопроизводства, имеет воплощение в положениях, касающихся отдельных уголовно-процессуальных процедур. В частности, следственный судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании в случае необходимости предотвратить разглашения сведений о личной и семейной жизни или обстоятельств, которые унижают достоинство лица (п. 3 ч. 2 ст. 27 УПК) получения доказательств вследствие пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения влечет признание их недопустимыми (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК), проведение следственного эксперимента допускается при условии, при этом не создается опасность для жизни и здоровья лиц, принимающих в нем участие, или окружающих, не унижаются их честь и достоинство, не наносится вред (ч. 4 ст. 240 УПК), при освидетельствовании не допускаются действия, которые унижают честь и достоинство или опасные для его здоровья (ч. 4 ст. 241 УПК); перед решением вопроса о передаче осужденного для отбывания наказания с Украиной в иностранное государство последняя должна предоставить гарантии того, что осужденный не будет подвергнут пыткам, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 606 УПК) и т.д..

3. Этой статьей каждому предоставляется право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные при осуществлении уголовного производства. Положения этой части статьи корреспондирует гарантиям, которые содержатся в ч. 5 ст. 55 Конституции Украины.

Под средствами защиты в контексте статьи следует понимать право лица на все формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих производство, право обращения в суд, органы государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. В частности, решение действия или бездеятельность органов досудебного расследования, прокурора, следователя судьи во время досудебного расследования могут быть обжалованы лицом в соответствии с требованиями гл. 26 УПК; судебные решения, принятые судами первой инстанции и не вступившие в законную силу могут быть обжалованы в апелляционном порядке (гл. 31 УПК); приговоры и другие решения после их пересмотра в апелляционном порядке, а также определены в законе решения суда апелляционной инстанции также могут быть обжалованы в кассационном порядке (гл. 32 УПК). Согласно Конституции Украины каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной

Рады Украины по правам человека, а после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (части 3, 4 ст. 55).

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. В понятие права человека на достоинство составной частью входит право на честь и доброе имя. В соответствии со ст. 23 (ч. 1) Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Право на достоинство тесно связано с правом на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, но в то же время имеет самостоятельное содержание.

Достоинство — признание за человеком его ценности со стороны общества, уважительное отношение человека к самому себе. Достоинство следует отличать от чести. Честь — это внешнее выражение достоинства, высокий авторитет, который завоевывается заслугами человека, его поступками, в то время как достоинство подразумевает уважительное отношение к человеку как к личности независимо от его достижений и заслуг, признание его высшей ценностью. Таким образом, если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих - речь идет о чести, а если самооценка - о достоинстве личности.

Правом на достоинство обладают все члены общества независимо от их социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.

Право на достоинство означает, что люди должны быть свободны в своих стремлениях и выборе образа жизни. Признание этого права предполагает отказ от любых форм рабства и принуждения.

Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется прежде всего нормами уголовного и гражданского права.

Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств на достоинств личности, как клевета (ст. 129 УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Согласно ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК РФ). Если же моральный вред (физические или нравственные страдания) был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом - выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК РФ). Если соответствующие сведения распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ.

Хотелось бы заметить, что при судебном рассмотрении дела, заявитель не обязан доказывать несоответствие действительности распространенных сведений; доказывание невиновности, т.е. того факта, что сведения соответствуют действительности, возлагается на распространителя этих сведений.

Далее. В ряде уголовно-процессуальных норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности. Так, например, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК). Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст. 183 УПК).

Кроме всего выше перечисленного, особые меры установлены законодательством и для защиты чести и достоинства лиц, осуществляющих важные публичные функции, в том числе судьи, следователя, прокурора, судебного пристава, военнослужащего, представителя власти. Например, в соответствии с ч.2 ст. 297 УК РФ, Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

В соответствии со ст. 298, клевета в отношении с удьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 ст. 298 УК РФ). То же деяние, совершенное в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 2 ст. 298 УК РФ).

Деяния, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст 298 УК РФ, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о здравоохранении. Например, при обращении за медицинской помощью и при ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеет право на: уважительное и внимательное отношение; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство. Также «Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства», должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод

Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав.

Все действия, связанные с нарушением запрета на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения при определенных условиях влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 286 (Превышение должностных полномочий), 301 (Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), 302 (Принуждение к даче показаний) УК РФ. Ущерб чести и достоинству человека наносит также его необоснованное и несправедливое осуждение.

Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституция медицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласия лица.

Основами законодательства об охране здоровья граждан не допускаются испытания новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест (ст. 29 Основ).

В заключение хотелось бы заметить, что самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности - ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх