Виды и функции конституции. Конституция российской федерации как источник отрасли государственного права. Функции конституции РФ

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Политическая функция конституции

РФ можно рассмотреть в более широком социальном контексте — ее влиянии на общественную практику, на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между , государством и личностью. Можно выделить следующие социальные функции Конституции РФ : политическую, экономическую, социальную, культурологическую, духовно-идеологическую, внешнеполитическую.

Как Основной закон одновременно представляет собой и политический документ. «Все юридическое в основе своей имеет политическую природу», — писал К. Маркс. Как уже отмечалось, конституция представляет собой результат политического развития, подчас итог острой борьбы политических сил. В этом отношении политическая функция конституции складывается из ряда направлений ее воздействия (подфункций) на политические, прежде всего государственные, отношения.

Конституция призвана выражать общественный компромисс, баланс разных общественно-политических сил, интересов, те ценности, которые принимают все социальные слои и группы населения, и тем самым она гарантирует от проявления крайнего политического экстремизма, от силового противоборства.

Стабильность конституции, се реализация обеспечивают многопоколенную преемственность в обществе . К сожалению, такая социальная и правовая преемственность была прервана в октябре 1917 г., когда начался эксперимент по созданию социализма и коммунизма как самого гуманного общества недемократическими, негуманными и несправедливыми методами. Вместо преемственности российский капитализм как народное достояние со всеми его недостатками был разгромлен, а опыт работы производственного аппарата не был не только изучен и претворен на практике на новых началах, но был сломлен и уничтожен.

Конституция РФ в своей преамбуле наиболее полно отразила идею многовековой преемственности в жизни многонационального народа России. Эта идея, как и другие, содержащиеся в преамбуле, раскрывают философию Конституции РФ. Преамбула Конституции РФ провозглашает: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные обшей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что политическое движение, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных ею. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу это порядок функционирования политической системы, ее институтов. Тем самым конституция выступает как основной закон гражданского общества , создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государственную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.

Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и свобод личности (избирательные права граждан, свободы мысли и слова; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства, в отправлении правосудия и др. (ст. 29-33 Конституции РФ). Реализация указанных политических нрав и свобод ориентирована на стимулирование социально-политической активности граждан и их объединений.

Использование социально-политического потенциала конституции направлено на углублении демократии, на функционирование механизма публичной власти в рамках правового поля и приоритета конституции в нормативно-правовой системе, на обеспечение баланса ветвей власти с помощью ее разделения, механизма сдержек и противовесов. Осуществление установлений конституции имеет цель не допустить захват власти, присвоение властных полномочий вопреки требованиям конституции. Указанная функция направлена на становление независимой судебной власти, реального федерализма, местного самоуправления. В конечном счете эта политическая функция приобретает характер миротворческой (третейской, примирительной) функции , направленной на разрешение политического конфликта конституционно-правовыми способами, в том числе путем использования процедур конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 125 Конституции РФ). Одна из задач функции состоит в противодействии левому и правому радикализму, планам революционного переустройства общества, национализму и сепаратизму.

Конституция РФ уделяет большое внимание организации , призванной обеспечивать исполнение законов и других решений органов законодательной (представительной) ветви государственной власти. Организационно- управленческое воздействие заключается в установлении Конституцией РФ системы органов и механизма управления общественными процессами, в закреплении нормативной основы управленческих отношений.

В условиях многонационального российского общества особое значение имеет национальная политика в сфере государственно-правового строительства, в экономической, социальной, культурной сферах общественной жизни, которая находит воплощение в Конституции РФ. Это дает основание для выделения национально-интегративной функции , содержание которой состоит в обеспечении интеграции общества, в формировании национальной идентичности в рамках формирующегося конституционного сообщества, что возможно при условии формирования в Российской Федерации российской нации в политическом и гражданском смыслах (а не только в этническом), объединяющих лиц, обладающих российским гражданством, новой политической и правовой культурой и продолжающих сохранять свои этнические и религиозные традиции и истоки. Формирование единой нации россиян не отрицает, а предполагает поддержку и развитие мультикультуризма (т. е. культурного многообразия, развитие национальных языков, национального своеобразия в духовной сфере, в быту и т. д.). В Российской Федерации существует тесная связь разнообразных культур, их взаимодействие. Эти тенденции могут усиливаться лишь при условии действительного уважения прав каждого народа, нации, национального меньшинства, культурного разнообразия.

Экономическая функция конституции

В период коренной трансформации и модернизации общественной системы возрастает роль экономической функции конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционных положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституционность в сфере социально-экономических отношений.

Всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.

Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, финансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют сферу частного права и обеспечивают защиту права частной собственности, права на свободное предпринимательство и других конституционных экономических прав.

Действие конституционных принципов единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8). В отношениях между властью и бизнесом органы публичной власти должны быть равноудалены от различных предпринимательских структур, ограничены в «дирижировании» частными предприятиями. Принцип соразмерности и эквивалентности должен применяться во всех случаях изъятия имущества частных собственников для государственных нужд.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственности, невысокий уровень корпоративного управления, использование механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значительные проблемы в исполнении судебных решений.

Социальная функция конституции

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Конституции РФ устанавливаются свобода труда, наличие гарантированного минимума оплаты труда, государственная поддержка различных категорий малоимущих граждан, государственная и социальная защита и т. д.

Осуществление социальной функции во многом зависит от материально-финансовых ресурсов, от экономической и социальной мощи и политики государства.

Значение социальной функции конституции особенно возрастает в условиях российской действительности. Нищета и бедность подавляющей части населения как величайшее современное социальное зло, криминализация экономической жизни чреваты социальными конфликтами, взрывами. Поэтому в качестве первоочередных политических задач должны выступать построение сильного государства, ликвидация бедности населения, ускоренный экономический подъем в целях повышения благосостояния граждан.

Культурологическая функция конституции

Конституция — важный фактор культурной жизни общества, утверждения характерных для данного общества духовно-культурных ценностей. Конституция есть существенный элемент культуры общества, от развития и уровня которой зависит качественное состояние всего социума, его прогресс. Установления Конституции РФ исходят из особой роли культуры в развитии и самореализации личности, в гуманизации общества, в сохранении национальной самобытности народов, их достоинства и процветания. Соответствующие положения Конституции РФ направлены на сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Согласно Конституции РФ каждому предоставляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Уровень культурной жизни в обществе зависит от гарантированности получения образования, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и защиты интеллектуальной собственности.

Духовно-идеологическая функция конституции

Вопрос о духовно-идеологической функции конституции вызывает дискуссию: от ее безоговорочного признания до полного отрицания, полагая, что конституция стоит над идеологией, она — вне идеологии.

Конституция РФ закрепила принцип политического и идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя, в противовес идеологическому монополизму в условиях , согласно которому официально признавалась в качестве общеобязательной лишь марксистско-ленинская идеология (ч. 1 ст. 13). Идеологический монополизм пронизывал все содержание советских конституций, был необходимым критерием функционирования конституционных институтов и осуществления прав граждан. Как реакция на официальное признание господства лишь идей научного коммунизма, социалистической идеологии в ч. 2 ст. 13 появилось следующее положение: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данное установление не может интерпретироваться вне контекста других конституционных положений, регулирующих сферу идеологических отношений, политического плюрализма, прав и свобод человека и т. д. Естественно, конституция не может быть идеологически нейтральной.

Конституция РФ является политико-идеологическим документом. В ней выражается конституционно-правовое мировоззрение, закрепляется государственная политика, направленная на обеспечение достоинства личности, прав и свобод человека, демократических институтов, общечеловеческих ценностей, составляющих основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем демократической идеологии, охраняются и защищаются Конституцией РФ.

Духовно-идеологическая функция раскрывает воздействие Конституции РФ в сфере духовной жизни общества, в формировании политического и правового сознания народа, в утверждении принципов социальной, расовой, национальной и религиозной терпимости. Духовно-идеологическая функция наряду с правовыми включает и нравственные, психологические, культурологические факторы воздействия конституции на общественную и государственную жизнь.

Конституция, обладая духовно-идеологическим, нравственным содержанием, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующихся на их взаимной ответственности.

Духовно-идеологическая функция Конституции РФ в се реализации — важный фактор правового воспитания депутатов, должностных лиц органов публичной власти, населения в целом, повышения их правосознания и правовой культуры. В целях повышения эффективности действия данной функции необходим качественно новый уровень правового воспитания, правового просвещения и юридического образования.

Внешнеполитическая функция конституции

В Конституции РФ закладывается основа внешнеполитической деятельности государства. Роль данной функции возрастает по мерс развития интеграционных процессов в современном мире, повышения роли норм международного права, стремления человечества к справедливому мировому правопорядку.

Конституция РФ закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров России. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Так, в ст. 79 сказано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

Понятие конституции РФ

Конституцией Российской Федерации называется правовой акт высшего уровня, который занимает особенное место в системе права современного государства, датой ее принятия считается 12 декабря 1993 г.

Особенности Конституции РФ:

1. Конституция представлена актом, который может приниматься народом или от его имени.

2. Народ представлен в демократическом государстве носителем суверенитета и источником власти, вследствие этого он обладает учредительной властью, которая вправе изменить базисы устройства, общества, и государства.

3. Наличие особого предмета конституционного регулирования – специфика тех отношений в обществе, которые она вправе регулировать и закреплять.

4. Юридические особенности Конституции предопределяют ее юридическую специфику, а именно:

  • Верховенство Конституции – все государственные, общественные структуры, граждане должны действовать согласно принципам, нормам, концепциям, заложенным в Конституцию РФ.
  • Юридическая сила Конституции – законы и правовые акты не должны вступать в противоречия с Конституцией РФ, все должны соблюдать ее и законы.
  • Центральная роль в правовой системе – именно Конституция определяет, какие акты могут принимать разные органы.
  • Охрана Конституции – осуществление охраны в разных формах органами государственной власти.
  • Особенный порядок принятия и последующего пересмотра Конституции, внесение в нее исправлений.

Алгоритм внесений изменений и поправок.

Основными политико-правовыми свойствами Конституции РФ признано легитимность и стабильность.

  • Легитимность – это принятие Конституции в установленном правом порядке или в порядке, признанном обществом. Содержание Конституции должно быть одобрено обществом, то есть легитимность Конституции является основой власти демократии и правового государства, условием авторитета, конституционной законности и правопорядка.
  • Стабильность – это свойство присущее Конституции РФ, которое отражает ее устойчивый характер, слабую подверженность изменениям и переменам вследствие воздействия временных политических и социально-экономических конъюнктур.

Сущность Конституции РФ заключается в утверждении общедемократических основ, предполагает жизнь граждан в государстве как полноправных ее членов, которые согласны или не согласны с ней. Все граждане имеют право высказывать свои взгляды и их отстаивать.

Конституция РФ , которая действует на данное время – это выражение воли народа РФ, представителей разных национальностей, которая выражается всенародным голосованием, направленным на закрепление основы жизнедеятельности государства и общества, с помощью которых могут воплотить принципы общей демократии, и признают человека, его права и свободы.

Структурой Конституции РФ является порядок, с помощью которого группируются однородные конституционные нормы в разделы, главы и обуславливается последовательность их расположения.


Функции Конституции РФ

1. Юридическая функция – Конституция РФ представлена главным Законом государства и базой действующего законодательства.

2. Учредительная функция закрепляет основные базисы организации и развития государства. А именно, Конституция учреждает:

  • наименование государства – Российская Федерация;
  • полную власть народа – демократию;
  • название всех органов государственной, исполнительной и судебной власти, наделяя их полномочиями;
  • главу государства – Президента РФ.

3. Организационная функция означает регламентацию организации деятельности разных государственных институтов.

4. Политическая функция показывает роль Конституции РФ в обществе, и ставит цель ограничение политической жизнь и борьбы за власть рамками.

5. Ограничительная функция – заключается в правовом ограничении государственной власти.

6.Стабилизирующая функция свидетельствует об устойчивости государственных институтов, с помощью норм Конституции.

7. Воспитательная функция – ее задачей является формирование у граждан уважения к Конституции РФ, к личности и праву, к суду, власти, обществу и государству.

8. Внешнеполитическая функция является базисом внешнеполитической деятельности государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие конституции. Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства. Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях.

Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию как основной закон государства. В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.

Функции конституции и ее социальное назначение . Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции РФ); б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1-16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу. Мировоззренческий характер конституции может проявляться и в том, что ее нормы в определенных политических условиях могут закреплять основы (принципы) соответствующего политического учения в качестве господствующего, своего рода официальной идеологии. Для государств с авторитарными режимами или квазидемократическими режимами подобный характер конституции возможен. Чрезмерная идеологизация конституции (как и всякого иного правового акта) превращает ее в политическую декларацию правящих элит.

Кроме указанных функций конституция также осуществляет интеграционную. Современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Понятие и функции Конституции

Конституция юридическая и фактическая

В конституционно-правовой науке существует ряд понятий конституции - прежде всего это конституция юридическая и конституция фактическая.

Юридическая (или формальная) конституция - это правовой документ, обладающий определенными особенностями формы и содержания, порядка принятия и изменения, а также особой юридической силой. Конституция стоит во главе системы источников национальной системы права и отрасли конституционного права, содержит их исходные начала.

Фактическая конституция - отношения по поводу применения юридической конституции в конкретных жизненных ситуациях 1 В отечественной юридической литературе распространено мнение, в соответствии с которым «фактическая конституция - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует. Она, следовательно, не охватывается данным выше определением конституции. (См., например: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2010. С. 74. 75). Если исходить из того, что юридическая конституция - это «система правовых принципов и норм», а фактическая - это «сами такие отношения», то какая между ними связь? Зачем нужна юридическая конституция, если можно обойтись «самими такими отношениями»? И самое главное, если все это так, то почему тогда в период принятия юридической конституции появляется так много страстей? . Иными словами, это юридическая конституция в совокупности с правовыми прецедентами, конституционными обычаями, иной практикой ее применения и других форм реализации. При таком понимании фактической конституции наглядно видна ее связь с юридическим текстом, допускается наличие некоторого несовпадения (в силу различных причин) юридической и фактической конституции, и известны те средства (обычаи, прецеденты), с помощью которых происходит сближение их друг с другом, а юридической конституции - и с фактическими жизненными обстоятельствами. В идеальном, эталонном правовом государстве юридическая и фактическая конституции должны полностью совпадать. Но такого государства не существует, поэтому не наблюдается и совпадения юридической и фактической конституций.

Конституционная история России включает в себя несколько основных этапов: дореволюционный период, советский период и современный период. Конституционное развитие дореволюционной России также проходило в несколько этапов, которые принципиально отличаются друг от друга 2 Подробнее см.: Осавелюк А.М. Конституция дореволюционной России и этапы ее развития // Актуальные проблемы государствоведения: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. С.Н. Бабурина. М.: Изд-во РГГЭУ, 2010. С. 12-29. .

Этапы развития

Первый этап длился с начала XVII в. до начала XIX в. В этот период принимались разными способами и действовали конституционные акты, закладывавшие основы, фундамент общегосударственной власти Московского царства и Российской империи. В число актов этого периода вошли, например, Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова 1613 г., Закон о престолонаследии и Учреждение об Императорской Фамилии, утвержденные императором Павлом 15 апреля 1797 г.

Второй этап - начало XIX в. - февраль 1861 г. В это время на общегосударственном уровне постепенно продолжалось создание Конституции, состоявшей из ряда конституционных законов, регламентировавших властные отношения и структуру исполнительной власти Империи; на региональном уровне (Великое княжество Финляндское и Царство Польское) появились свои писаные конституции: Конституция Великого княжества Финляндского 1908 г., Манифест от 9 мая 1815 г. «... О присоединении к империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского под наименованием Польского Царства»; была предпринята попытка разработки новых проектов конституции на обще государстве ином уровне, которые, по мысли ее создателей, должны превратить Конституцию Российской империи в единый кодифицированный нормативный правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой 3 См.: Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. М.: РГГУ. 2010. С. 435-457; Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М.: Мысль. 1990. С. 11-74. .

Третий этап длился с февраля 1861 г. по октябрь 1905 г. и характеризовался тем, что в этот период принимались конституционные нормативные правовые акты, направленные на закрепление и защиту прав и свобод человека и проведение реформы местного самоуправления (земская реформа). Первый серьезный акт этого периода - Манифест от 19 февраля 1861 г., превративший в свободных граждан 22 миллиона крепостных, Положение о крестьянах 1861 г., Городовое положение 1870 г. и многие другие. Кроме того, были приняты акты 1864-1870 гг. о независимом суде, городском и земском самоуправлении, Манифест от 17 октября 1905 г. В течение этого периода в Российской империи на общегосударственном уровне постепенно сложилась писаная Конституция (наподобие конституций Австрии, Канады, Швеции), состоявшая из ряда конституционных законов. Иными словами, Конституция состояла из серии принятых в разное время конституционных актов.

Четвертый этап - октябрь 1905 г. - февраль 1917 г. 6 августа 1905 г. манифестом Николая II была учреждена Госдума. 17 октября 1905 г. манифестом даровались политические свободы. 20 февраля 1906 г. Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, 8 марта 1906 г. изданы правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 г. В результате к февралю 1917 г. в России действовали независимый суд присяжных, двухпалатный парламент, городское и сельское местное самоуправление; Сводом основных государственных законов регулировались вопросы существа Верховной самодержавной власти, веры, прав и обязанностей российских подданных, о законах, о Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями: и т.д. 4 Любителей сравнивать отсылаем к Конституции (Основному закону) РСФСР 1918 г. и предлагаем сделать самостоятельно сравнительный анализ и выводы. См.: Конституционное право России. Сб. нормативных правовых актов и документов / Сост. и автор вступ. ст. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. С. 56-61.

Таким образом, постепенно с большими трудностями в России восстановили разделение властей, разрушенное действиями Петра I. До реформы Петра I в России был уникальный национальный принцип разделения властей: законодательная власть осуществлялась боярской Думой совместно с царем, исполнительная - царем и назначаемыми им приказами, судебная власть частично осуществлялась судьями, назначаемыми царем, а часть дел (некоторые государственные преступления, преступления против Церкви и религии, бракоразводные дела) рассматривались судами, формируемыми патриархом.

Первым из советских конституционных документов были декреты Советской власти, а затем Конституция РСФСР 1918 г., в основе которой Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 января 1918 г. Эта Конституция юридически оформила установление Советской власти и определила ее конструкцию.

Первая советская Конституция действовала до образования Союза ССР, в который РСФСР вошла как один из субъектов. Дальнейшая конституционная история Российской Федерации (вплоть до декабря 1993 г.) предопределялась этапами развития Конституции СССР: основные законы всех республик, образовывавших Союз ССР, принимались вслед за союзной конституцией и должны были ей соответствовать. В РСФСР такими конституциями были акты 1925, 1937 и 1978 гг. Эти акты последовательно отражали этапы развития российского общества и государства в рамках СССР и были непосредственно связаны с изменениями политической системы в стране.

Изменения в политической организации общества, происходившие в стране с начала политики перестройки, радикальные экономические реформы, необходим ость реализации принципа разделения властей, совершенствование государственного устройства, ориентация страны на общепризнанные международно-правовые стандарты - все это постепенно находило отражение в тех дополнениях и поправках, которые вносились в Конституцию РФ 1978 г.

Распад СССР и образование Российского суверенного государства в декабре 1991 г. поставили задачу правового закрепления основ нового конституционного строя, правового положения человека и гражданина, чего невозможно было достигнуть лишь путем внесения изменений в действовавшую Конституцию РСФСР 1978 г. Стала очевидна необходимость разработки и принятия новой Конституции России. Эта работа сопровождалась многочисленными дискуссиями, столкновениями мнений и позиций, взглядов на будущее устройство России, привела к противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти, трагическим событиям октября 1993 г.

Конституция Российской Федерации была принята на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Эта Конституция юридически закрепила фактические отношения, сложившиеся в обществе и государстве к моменту ее принятия.

Характеристика Конституции как основного закона не умаляет значения всех других действующих законов. Такая ее характеристика показывает, во-первых, первостепенную роль Конституции в правовом государстве, ориентированном на достаточный уровень свободы и демократии, идеологическое и политическое многообразие, на разделение властей. Во-вторых, характеристика Конституции как основного закона подчеркивает, что она имеет собственный предмет регулирования, гораздо более широкий, чем законы, составляющие в своей совокупности текущее законодательство.

Через понятие Конституции раскрываются те общие черты, которые ставят ее на особое место в иерархии нормативных правовых актов, а сущность Конституции позволяет определить, чью волю она выражает

Современной наукой конституционного права Конституция рассматривается как форма выражения не классовых, а народных интересов, как итог сотрудничества и компромисса различных социальных и политических групп, как своеобразный общественный договор, основанный на общедемократических началах и ценностях. Будучи выражением баланса различных интересов в обществе, Конституция «служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества...» 5 Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 44. .

Функции Конституции

Современные демократические конституции, к числу которых относится и Конституция РФ 1993 г., характеризуются рядом основных черт, которые позволяют проследить ее связь с общественным развитием, определить в нем роль Основного закона страны. Основными чертами Конституции России можно назвать ее народность, легитимность, преемственность, реальность, прямое действие.

Как уже отмечалось, Конституция играет значительную роль в жизни граждан, общества и государства. Ее влияние на государственную власть, гражданское общество, фактическое положение личности проявляется в функциях Конституции. В функциях также раскрываются сущность и социальное назначение Конституции. К ним относятся учредительная, юридическая, социально-политическая, идеологическая функции.

1. Учредительная функция . Конституция является итогом фундаментальных изменений в жизни общества, закрепляет те общественные отношения, которые в данном обществе сложились. Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Одним из главных проявлений рассматриваемой функции Конституции выступает придание правовой формы, узаконивание возникших и развивающихся общественно-политических институтов, наделение их необходимыми юридическими качествами. Учредительная функция Конституции РФ проявилась и в сфере организации государственной власти на основе разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами, реализации принципа разделения властей. В то же время Конституция РФ выступает правовой основой для развития новых общественных отношений. Нормы Конституции РФ выполняют роль юридического учредителя: Конституция предусмотрела создание новых государственных органов: Федерального Собрания РФ. Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека.

2. Юридическая функция Конституции проявляется в том, что она является первостепенным источником права, регулятором фундаментальных общественных отношений, основой правовой системы страны. Принятие Конституции рождает необходимость приведения в соответствие с ней всего массива законодательства, принятия новых нормативных правовых актов.

3. Социально-политическая функция проявляется в закреплении общегуманитарных принципов построения общества, учете интересов различных сил этого общества. Безусловно, Конституция не может в равной степени учесть все социальные интересы, но отражает баланс таких интересов для того, чтобы служить прогрессивному социальному развитию. Конституция создает правовую основу для развития не только государства, но и всего общества. Она определяет основы политической системы, основное внимание уделяя ее центральному звену - государству, а также другим ее институтам, устанавливая принципы многопартийности и свободы объединения, определяет рамки избирательной системы.

Конституция является также правовым фундаментом внешней политики государства, провозглашая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права и что международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.

4. Суть идеологической функции Конституции РФ заключается в том, что она признает идеологическое многообразие, закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, государственной. Этим действующая Конституция как бы отмежевывается от предшествовавших ей советских конституций, которые представляли собой типичные идеологические документы, формулирующие основные постулаты социализма. Конституция закрепляет систему общественных ценностей, отражающих общечеловеческие идеалы (свобода, равенство, демократия, права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д.), и должна быть нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов.

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства, личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

По мнению некоторых ученых, например, Ген Н.Л. «Юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях, к которым относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции.

Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства.

Как правовой акт особого свойства Конституция выполняет следующие юридические функции: правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции РФ); охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Охранительная функция проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных и правоприменительных актов. Она выражается также в том, что конституционные нормы предусматривают наличие ответственности как системы средств и способов охраны и защиты данного вида общественных отношений, а в ряде случаев и конкретные санкции».

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Учредительная функция выражается в признании юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст.1-16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения Конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом Конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Современные Конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх