Что значит уважать человека. Республика узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка Почему необходимы специальные гарантии уважения человеческого достоинства

Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство со-страдания в другом человеке , желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода при-звание или моральное основание двух профессий – врачебной и ветеринарной. На протяжении веков чувство сострадания выступало основой солидарности людей перед угрозой смертельно опасных заболеваний. Системы современного здравоохранения вырастают из этого древнейшего основания. На этом же основании сейчас выстраивается экологическая этика (см. также БИОЭТИКА), предписывающая гуманное отношение ко всем живым существам.

Нельзя забывать и об ином – страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому отношения врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Именно это обстоятельство подчеркивает фундаментальное требование биоэтики – моральный долг врача – относиться к пациенту как личности и моральный долг пациента перед самим собой – оставаться личностью даже в условиях заболевания. Слово личность имеет много смыслов, среди которых наиболее существенны в биоэтике три аспекта:
1. уважение человеческого достоинства;
2. самостоятельность поступка;
3. право на справедливое отношение.

УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ. Во-первых, это существа подобные нам, или «люди». Во-вторых, существа как одушевленные (животные), так и неодушевленные (вещи), которые нам не подобны. К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей (хотя мучить животных не допускает чувство сострадания).

В отношениях между людьми действуют древнейшие запреты (например, запрет каннибализма) и моральные заповеди (заповедь «Не убий!» и др.). Человек достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального положения, черт характера, пороков, заслуг и пр. Если человек в силу состояния здоровья или возраста не может в полной мере отвечать своему статусу (к примеру, играть роль субъекта, способного совершать моральный выбор), то его достоинство обязаны защищать другие – опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.

Именно этот факт применительно к ситуациям в современной биомедицине и выражает принцип уважения человеческого достоинства.

1. Каждый человек достоин сострадания. Поэтому современное общество тем более гуманно и цивилизованно, чем в большей степени оно может гарантировать достойный минимум медицинской помощи всем своим членам. Унижением человеческого достоинства является так же проведение экспериментов на людях без их согласия.

2. Людей недопустимо рассматривать как подопытных лабораторных животных. Это категорически запрещает Конституция и законы Российской Федерации и других стран.

3. Унижением человеческого достоинства в биомедицине считается усиливающаяся тенденция рассматривать тело человека (в том числе после смерти) или части тела (например, органы для пересадки другим людям) в качестве товара – вещи, которую можно продать и купить. Здесь по сути – та же форма моральной ущербности, что и в случае с проституцией. Человек не должен относиться к себе как к вещи для продажи, и не должен позволять подобного отношения со стороны других.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТУПКА

В основе этого требования биоэтики лежит простое соображение – жизнь и тело пациента принадлежат ему. Никто не в праве распоряжаться ими по своему усмотрению, не получив соответствующего разрешения «хозяина». Однако больному человеку может быть трудно реализовать это естественное право и в силу недомогания, и в силу незнания природы заболевания. Не случайно традиционно врачи считали себя в праве принимать решения и действовать, игнорируя «невежественное» мнение о содержании собственного блага пациента. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, хозяином собственного тела, «автором» собственной биографии. Но это ограничение самостоятельности казалось оправдано самим фактом заболевания. В современной медицине ситуация изменилась. Заболевание перестало восприниматься просто как телесное страдание, а здоровье – просто как отсутствие такового. Болезнь – это не только нарушения в организме, но и нарушения в течении жизни заболевшего человека. Одновременно, здоровье – это не просто отсутствие «поломок» в организме, но и полноценная жизнь индивидуума. В центре оказалась проблема «образа жизни», ее качества. В решении этой проблемы врач не может играть главную роль. Он лишь советчик и помощник в нормализации нарушенных функций организма. Выздоровление как возвращение к полноценной жизни во многом зависит от самого пациента.

Пациент выступает как самостоятельная личность и «хозяин» своего тела лишь тогда, когда он к своему телесному существованию сам относится по-хозяйски. Здоровье – его важнейший «капитал», без которого невозможна реализация любой человеческой цели. Величина этого «капитала» зависит не столько от врачей, сколько от самого человека – его образа жизни, его способности противостоять «модным» в определенной среде привычкам, разрушающим здоровье (курение, употребление наркотиков , злоупотребление алкоголем). Многое зависит от способности и воли пациента сотрудничать с врачами в случае возникновения нарушений в жизнедеятельности организма, особенно при хронических заболеваниях, когда полная нормализация невозможна. Человек не может отложить свою жизнь на потом – ждать когда будут изобретены методы лечения, способные полностью исправить поломку в организме. Его моральный долг перед самим собой как самостоятельной личностью – путем сотрудничества с врачами и изменения образа жизни достичь максимально возможной для его состояния реабилитации – степени возвращения к полноценной жизни. Здесь ему могут помочь книги, информация в Интернете, содействие таких же, как он, больных людей, объединенных в многочисленных организациях взаимопомощи пациентов, страдающих разного рода хроническими заболеваниями (раком, метаболическими заболеваниями, астмой, алкоголизмом и наркоманией, психическими расстройствами, диабетом и др.).

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ НА СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Уважать в конкретном человеке личность означает так же относиться к нему справедливо (см. также СПРАВЕДЛИВОСТЬ).Органической частью справедливого общества является справедливая система здравоохранения (система, в которой взаимные претензии граждан решаются на основе демократических норм). Отношение к пациенту как личности обеспечивается защищенными законом правами пациентов. Перечислим только основные права – на получение медицинской помощи; на выбор врача и медицинского учреждения; на получение правдивой информации о диагнозе и прогнозе заболевания, а так же доступных методах лечения; на неприкосновенность частной жизни (исключает сбор любой информации о человеке, включая медицинской, без его разрешения); на обеспечение конфиденциальности медицинской информации (врачебная тайна); на получение добровольного информированного согласия пациента для проведения любого медицинского вмешательства или включения в научное исследование в качестве подопытного субъекта.

Справедливость в здравоохранении.

Законы и другие общепринятые в конкретном сообществе нормы призваны устанавливать справедливые отношения равенства (неравенства) людей при распределении благ.

Легитимность законов и обязательств.

Законы устанавливаются людьми, и они могут быть оценены как несправедливые, т.е. как защищающие интересы одних социальных групп и нарушающие интересы других. Например, если врач не оказывает пациенту гарантируемую законом помощь, требуя дополнительного вознаграждения, то он поступает несправедливо. Однако, если законодатель декларативно гарантирует всему населению бесплатную медицинскую помощь и, одновременно, устанавливает низкую оплату за высококвалифицированный труд врача, то и его действие можно назвать несправедливым (сложное переплетение этих двух форм несправедливости образует центральный и наиболее болезненный конфликт современного российского здравоохранения). Справедливость закона обозначается как его «легитимность ».

Для оценки легитимности законов существует два моральных правила.

Требование беспристрастности

основное, которое предъявляется к человеку, рассуждающему о справедливости.

Каждый рассуждающий о справедливости закона обязан совершить моральное усилие и «встать над собой», взглянув на ситуацию не с точки зрения интересов врача либо пациента, а взглядом человека, незаинтересованного в конкретном исходе конфликта. Американский философ Джон Роулз ввел образное понятие «вуали незнания» для характеристики беспристрастной позиции человека, справедливо судящего об общезначимой норме распределения благ и тягот.

Требование равноправного участия всех заинтересованных сторон.

Второе моральное правило подходит к оценке общезначимой нормы на легитимность с прямо противоположной точки зрения. Учитывая моральное несовершенство людей, для которых чрезвычайно трудно быть беспристрастными, оно требует адекватного представительства всех заинтересованных сторон в законотворческой процедуре. Иными словами, установленная общезначимая норма (например, закон) легитимны, если в ее создании и принятии на основе демократической процедуры принимали равноправное участие все заинтересованные стороны, втянутые в тот или иной социальный конфликт.

Верность партнеров принятым на себя обязательствам.

Однако законы регулируют отношения между людьми в самом общем виде. Основная масса реальных отношений оформляются договорами сторон, данными друг другу гарантиями и обещаниями. Поэтому понятие справедливости включает верность партнеров принятым на себя обязательствам. Легитимность этих обязательств определяется степенью, в которой стороны принимают их добровольно. Например, если пациент подписывает договор на участие в клиническом испытание нового зарубежного лекарственного средства только потому, что лечение в этом случае будет бесплатным (иначе ему придется самому покупать лекарства), то подобный договор несправедлив (нелегитимен).

Важнейший аспект оценки любого поступка в качестве справедливого или несправедливого связан с его соответствием закону, т.е. с его «легальностью».

Таким образом, легальность, легитимность и верность принятым обязательствам образует формальные условия оценки действий человека как справедливых или несправедливых . Они же помогают определить уместность и соразмерность применения нередко вступающих в конфликт друг с другом требований – равенства, учета индивидуальных потребностей или индивидуальных заслуг при распределении дефицитных ресурсов здравоохранения и возможных тягот.

Павел Тищенко

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым - попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса - очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение - он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию , инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается - родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей ; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1. в Уважение человеческого достоинства - это правовое положение, согласно которому должностные лица государственных органов, осуществляющих уголовное производство, обязаны относиться с уважением к каждой личности, которая привлекается к производству.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства, поскольку оно является морально-этической категорией и одновременно личным неимущественным правом, которому закон придает значение самостоятельного объекта судебной защиты.

В судебной практике под достоинством понимают признание ценности каждого физического лица как уникальной біопсихосоціальної ценности (п. 4 ППВС от 27 февраля 2009 года № 1 "О судебной практике по делам о защите достоинства и чести физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица").

2. Консптгушя1, что признает достоинство одной из высших социальных ценностей в Украине (ст. 3), декларирует, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах (ст. 21), и что каждый имеет право на уважение его достоинства (ст. 28); международные правовые акты, ратифицированные Украиной, в частности: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 5); МПГПП от 16 декабря 1966 года (ст. 7 и ст. 10); ЕКПЧ (ст. 3); Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года; Конвенция ООН против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года; УПК (ст. 11).

Право на уважение к достоинству закреплено и в ГК. В частности, достоинство признано личным неимущественным благом (ст. 201) и задекларировано право на уважение и неприкосновенность "достоинства и чести" физических лиц (ст. 297).

3. Положения, раскрывающие содержание этой основы в уголовном производстве:

o во время уголовного производства должна быть обеспечена уважение человеческого достоинства, прав и свобод каждой личности. Следователь, прокурор, следственный судья, судья, другие должностные лица правоохранительных и судебных органов обязаны вести себя с участниками уголовного производства таким образом, чтобы не унижать их достоинство. В уголовном процессуальном законе на обязанность обеспечивать право на достоинство личности во время следственных (розыскных) действий прямо указано только в нормах, регламентирующих следственный эксперимент (ч. 4 ст. 240 УПК) и освидетельствование (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако это не означает, что во время других процессуальных действий указано право лица можно игнорировать. Поскольку уважение человеческого достоинства закреплена в уголовном процессуальном законе (ст. 11 УПК) как принцип уголовного производства, она подлежит применению при проведении всех процессуальных действий и принятия всех процессуальных решений;

o запрещается во время уголовного производства подвергать человека пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию, прибегать к угрозам применения такого поведения, удерживать человека в унизительных условиях, принуждать к действиям, которые унижают его достоинство.

"Пытки" означает любое действие, которым лицу умышленно причиняются сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или с их молчаливого согласия (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания).

Термин "жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания" должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по мере возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного человека в условиях, которые лишают его, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные принизить или оскорбить их, сломать их физическое или моральное сопротивление (Примечание к Своду принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или аресту в любой форме, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года).

Актами жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения является лишение сна, питания и воды, много часовое стояние у стены, одевание капюшона, содержание в помещении с постоянным и громким звуком или в подвале, где человек рискует подвергнуться опасности нападения крыс, развод матери с младенцем, помещение здорового человека в психически больных и т.п.

Такими, которые унижают достоинство человека, являются такие действия, как принуждение есть несъедобные вещества, выставление обнаженного человека на обозрение других людей, принуждение одеваться так, чтобы это вызвало насмешки, и т.д.

Определение уголовно наказуемого пытки дано в ст. 127 УК.

Уголовное процессуальное законодательство содержит существенные гарантии соблюдения права человека не быть подвергнутой пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению. Так, Конституция устанавливает, что обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем (ст. 62). В УПК это положение конкретизировано в ч. 2 ст. 87, согласно которой доказательства, полученные в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения, через существенное нарушение прав человека и основополагающих свобод, являются недопустимыми. Статьей 373 УК установлена уголовная ответственность для работников органов досудебного расследования за такие незаконные действия;

o запрещается добиваться показаний подозреваемого и других лиц, которые принимают участие в уголовном производстве, путем других незаконных мер; шантажа, обещаний предоставить льготы, подкупа и т.п.;

o каждый имеет право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные во время осуществления уголовного производства. Выбор способа защиты своего достоинства, прав, свобод и интересов, нарушенных во время осуществления уголовного производства, принадлежит участнику производства, который считает нужным их защитить. Участники уголовного судопроизводства вправе использовать уголовные процессуальные средства защиты ценностей, в частности: обжалование; заявления ходатайств и отводов и т.п.;

o обязанность следственного судьи во время любого судебного заседания зафиксировать заявление лица о применении к ней насилия и принять меры к организации ее проверки (ч. 6 ст. 206 УПК);

o во время подготовки и проведения мероприятий по контролю за совершением преступления запрещается влиять на поведение лица насилием, угрозами, шантажом (ч. 3 ст. 271 УПК);

o нарушение запрета подвергать человека пыткам и другом незаконном обращению (ч. 2 ст. 11 УПК) может влечь уголовную ответственность. Это может иметь место в случаях, когда в действиях следователя, прокурора как должностных лиц есть состав уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 365 "Превышение власти или служебных полномочий" УК. Превышение служебных полномочий следователя, прокурора заключается в совершении действий (истязание и т.п.), которые никто не имеет права выполнять или разрешать (п.п. "г" абз. 2 п. 5 ППВС от 26 декабря 2003 года № 15 "О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий").

Согласно п. 3 примечания к ст. 364 УК жаль, если он заключается в причинении материальных убытков, признается существенным при условии, что она в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Если вред заключается в причинении общественно опасных последствий нематериального характера, то вопрос о ее существенность решается с учетом конкретных обстоятельств уголовного производства. В частности, существенным вредом могут признаваться нарушения охраняемых Конституцией или другими законами прав и свобод человека и гражданина. Например, задача существенного вреда здоровью, чести человека, подрыв авторитета и престижа органов досудебного расследования, прокуратуры и суда;

o во время производства следственных (розыскных) действий запрещается осуществление действий, опасных для жизни и здоровья их участников. Этот запрет сформулирован законодателем в УПК только по 2 следственных действий: 1) следственного эксперимента - в отношении жизни и здоровья (ч. 4 ст. 240 УПК); 2) освидетельствование - по здоровью (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако, исходя из конституционной нормы о том, что жизнь и здоровье человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, запрет на осуществление действий, которые являются опасными для жизни и здоровья, распространяется на все следственные (розыскные) действия. Проводя следственную (розыскной) действие, следователь, прокурор должны принять меры к обеспечению безопасности причинения вреда жизни или здоровью его участников;

o освидетельствования, сопровождающегося обнажением освидетельствованной лица, осуществляется лицами того же пола, с участием понятых того же пола, за исключением его проведения врачом и с согласия лица, освідується. Следователь, прокурор не вправе присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажать лицо, подлежит освидетельствование (ч. 2 ст. 241 УПК);

o в случае необходимости предотвратить разглашение обстоятельств, которые унижают достоинство лица, следователь судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании на протяжении всего судебного разбирательства или его отдельной части (ч. 2 ст. 27 УПК);

o получение доказательств в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения является существенным нарушением прав человека и основополагающих свобод и влечет признания судом доказательств недопустимыми (п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК).

4. Исключения из основы:

o термином "пытки" не охватываются боль или страдание, возникшие вследствие только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания);

o право человека без его свободного согласия не быть подвергнутой опытам (ч. 3 ст. 28 Конституции), что является одной из составляющих принципах уважения человеческого достоинства, в уголовном производстве может быть ограничено во время проведения следственного эксперимента путем воспроизведения действий, обстановки, обстоятельств определенного события, проведение необходимых опытов или испытаний (ч. 1 ст. 240 УПК).

В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, - это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек, как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью.

Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей Декларации прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. В этой связи социальная работа, представляющая собою деятельность по социальной поддержке граждан, в этическом смысле может оцениваться как деятельность, утверждающая человеческое достоинство граждан, находящихся в затруднительном положении .

Уважение достоинства каждого человека является исходной ценностной установкой этики социальной работы. Понимание сущности этого принципа связано с необходимостью осмысления содержания этого понятия.

Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей.

Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств. Социальный работник в профессиональной деятельности вступает во взаимоотношения с клиентами, коллегами, руководителем, экспертами и др. Залог успешности профессиональных отношений состоит в том, чтобы социальный работник «строил» отношения с другими людьми на основе уважения.

Уважительное отношение к другим людям проявляется только в том случае, если социальный работник испытывает почтительное отношение к клиентам, коллегам и др., признавая их личностное достоинство .

Социальный работник в отношениях с клиентами не должен участвовать в тех действиях, которые унижают их человеческое достоинство (в частности, формами благотворительной помощи, разглашением тайн клиентов, оскорбительным отношением к их целям и т.д.).

Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В частности, это касается тех клиентов, которые своими действиями, опытом своей жизни показали, что были «далеки от моральных поступков». Однако социальный работник не должен выступать в роли судьи для такой категории клиентов. Более «продуктивным» с точки зрения морали будет желание социального работника видеть в клиенте человека, способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на добрые дела и т.п.

По отношению к коллегам социальный работник должен признавать их профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т.д. Сотрудничество с коллегами возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства коллег тесно увязано с позицией социального работника о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.

Как видим, рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия. Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости .

Представляется, что признание достоинства других людей в социальной работе не отделимо от оценки социальным работником своей профессиональной значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «профессиональная гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о профессиональной и прочих разновидностях достоинства (гордости).

Применимо это понятие и к профессиональной гордости социального работника, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе. Это связано с осознанием такого факта, что Я, как социальный работник, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны.

Самоуважение играет большую роль в профессиональной деятельности, оно сохраняет у социального работника ощущение своей значимости. Однако социальному работнику необходимо адекватно оценивать собственную значимость, с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т.п.

Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность».

Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека, если оно проявляется в профессиональных отношениях, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других коллег.

Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны в профессиональной деятельности уважать достоинство других людей.

Итак, отметив роль самоуважения в профессии социального работника, необходимо :

Утверждать собственное достоинство по результатам своей работы, в самооценке профессиональной значимости учитывать мнение других людей (клиентов, коллег, руководителя службы);

Способствовать развитию чувства самоуважения у коллег в тех случаях, когда у них «налицо» неуверенность в собственной значимости (речь не идёт о случаях неквалифицированной практики);

Поддерживать чувство собственного достоинства коллег, одобряя их успешные методы и т.п.;

Какова роль самоуважения в жизни клиента социального работника, который нуждается в социальной помощи, защите? Ответить на этот вопрос - значит определить те направления деятельности социального работника, которые способствуют укреплению достоинства клиентов.

Социальный работник, оказывая помощь клиенту, стремится помочь клиенту обрести самоуважение . Жить с самоуважением - значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой за свои чувства и мысли.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх