Для чего нужна речь людям? Речь – первое, что характеризует человека

Речь для человека является самым главным средством общения. Она помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Также она управляет человеческим поведением, благодаря чему люди умеют грамотно излагать свою мысль и действовать по обстоятельствам.

Как появилась речь

Человеческая речь появилась еще в доисторические времена, потому что людям необходимо было понимать друг друга. Вначале они научились объяснять друг другу только самые главные понятия, например: «еда», «огонь», «опасность». Со временем запас слов расширялся, люди научились охотиться, шить для себя одежду, делать орудия труда. Все это требовало своих обозначений. Так, постепенно отдельные слова превращались в осознанную речь.

Какие свойства речи бывают

Современные лингвисты (люди, что занимаются изучением языков) выделяют самые главные свойства речи. Это:

  • содержательность (сколько информации передается);
  • понятность (насколько понятна данная речь другим людям);
  • действенность (насколько действенна речь к размышлениям, поступкам);
  • выразительность (окрашена ли она эмоциональным фоном).

Данные свойства помогают украсить речь, придать грамотность и содержание в ней полезной информации.

Для чего людям нужна речь

В нашем мире трудно представить общение без речи, как письменной (письмо и чтение), так и устной (это говорение, слушание и произношение). Без ее развития невозможно было бы достичь существующего уровня развития культуры и науки. Соответственно, речь жизненно необходима для передачи своих мыслей, желаний другим людям. Понимая друг друга, человек может существенно подняться на ступеньку развития во всех областях: науки и образования, медицины и географии, в познании и изучении окружающего мира и многого другого. Человеку сложно донести свое понимание, умение, не владея речью. Таким образом, речь - главный способ выражения мыслей и основной механизм человеческого мышления. Поэтому очень важно стараться усовершенствовать свою речь, наполняя свой словарный запас новыми грамотными выражениями.

Речь - это особая форма общения людей, при помощи которой люди взаимодействовали друг с другом на протяжении многих веков. Изначально это были лишь звуки, больше похожие на звуки животных. Но со временем человеческая речь развивалась все больше - в ней появлялись новые слова, человек при помощи речи мог общаться не только с людьми, принадлежащими к его языку. Но так же с иноязычно говорящими гражданами.

Веками при помощи речи люди передавали друг другу важную информацию. Не обладая даром речи, человек не смог бы удовлетворить свою потребность в общении, он не смог бы понимать других людей, и его никто не понял бы.

Речь присутствовала в жизни человека всегда - примитивная (на уровне звуков) с рождения и развитая, когда человек изучал буквы, слова.

Без речи никто из людей не смог бы написать ни одного письма, потому что речь бывает не только устной, но и письменной. Не зная слов, человек не смог бы изложить их на бумаге и донести до другого человека.

Речь объединяет людей, она делает нас людьми, теми, кто мы есть.

Говори по делу, живи по совести (русская пословица)

Согласно буддийской концепции, основным источником растраты жизненной энергии является разговор. Многие монахи и святые практикуют обеты молчания, с целью накопления энергии. Пустые разговоры очень сильно влияют на энерго-информационное поле человека и создают массу преград на пути духовного и ментального развития.

Во всех иерархиях люди, у которых культура речи низкая, занимают последние места. Это касается и стран - развитые страны с высокой культурой речи занимают ведущие позиции в мировой политике и экономике. В скором будущем грядет расцвет Китая и Индии, как стран, где культуре речи уделяется очень большое внимание. На Востоке человек, который не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя на Западе он может быть профессором.

Речь - первое, что характеризует человека . Существуют тесные связи между умом, речью, телом и душой. Мы становимся тем, о чем мы думаем и о чем говорит. И слово наше сильнее наших мыслей. Хотя, мысли иногда могут быть очень навязчивыми. Как говорится, в начале было Слово, и Слово было Бог. Причем, если вы будете контролировать свою речь и выполнять все свои устные обязательства, ваше слово будет приобретать все большую силу. Только помните, что вы всегда можете отказаться от обязательства, если вдруг обстоятельства меняются. Пожалуйста, относитесь внимательно ко всему, что вы говорите.

Важно помнить, что критика негативно сказывается на карме. Критикуя себя и других, мы ухудшаем свою карму, поэтому очень важно отказаться от самокритики и критики. В то же время мы присоединяемся к позитивным и положительным качествам тех личностей, которых мы восхваляем, вот почему так важно изучать биографии, истории жизни и успеха известных и просветленных людей и обсуждать их достоинства. Это самый простой способ присоединиться к ним и привнести в свою жизнь присущие им качества.

Нужно стремиться к тому, чтобы в жизни было как можно меньше эгоизма и зависти, как можно больше благости и добра. Тогда уровень и качество нашей жизни существенно повысится. Здоровые тело, ум и речь создают гармоничную личность. Своей речью за несколько минут можно значительно понизить свой энергетический уровень и даже испортить карму. Гнев, страх, негативные эмоции разрушают отношения между людьми и каждого человека в отдельности.

Существуют различные расстройства речевого аппарата. Например, запинания, заикания, картавость. Все это свидетельствует о серьезных эмоциональных расстройствах. Помните, что практически все заболевания имеют под собой психосоматическую основу, то есть, непосредственно связаны с вашей психикой. В идеале, хорошо быть самому себе врачом (конечно, не ортодоксальным) и врачевать свое тело, психотерапевтом и исцелять свою душу, филологом и следить за своей речью, развивать ее, духовным практиком и наставником - развивать внутренний духовный мир и обогащать свою душу. Это имеет прямое отношение и к тем, кто стремится к духовным вершинам, и к тем, кто нацелен на блага материального мира. Во вселенной существуют общие законы, которые работают на всех уровнях.

Самое главное, для чего дан нам наш язык, это чтение мантр и молитв, обсуждение тем, приближающих к высшим сферам.

В аюрведе говорится, что речь - проявление жизненной силы и энергии - праны. Чем больше праны, чем выше качество речи, тем более здоровый, успешный, харизматичный человек. Наиболее активно прана расходуется, когда человек говорит - особенно, критикует, материться, предъявляет претензии, жалуется или осуждает.

Пока человек молчит, можно строить лишь догадки о его внутреннем мире. По разговору же, по интонациям, выражениям, громкости и отчетливости речи можно многое узнать о личности человека. Недаром есть пословица: «Молчи, за умного сойдешь». В нашей стране культуре речи последнее время, к сожалению, уделяется мало внимания. Повсеместно распространен мат, который является жалкими обесцененными остатками от древних мощных заклинаний. Последствия употребления мата очень велики и катастрофичны: человек с каждым матным словом выплескивает в пространство свою жизненную энергию. Даже существует мнение, что люди, общающиеся матом, получают пробои в своих энергетических тонких телах, на месте этих пробоев, в дальнейшем, могут образоваться раковые опухоли.

Во всех бизнес-школах особое внимание уделяется искусству говорить и слушать. Качественный руководитель, политик, бизнесмен обязан в совершенстве овладеть искусством ораторского мастерства. Иначе, он не сможет завести аудиторию, быть эффективным лидером, проводить успешные переговоры.

По статистике более 90% ссор происходят из-за того, что мы говорим или думаем о ком-то плохо. В жизни наиболее успешны те люди, речь которых приятна и которые умеют контролировать содержание разговора. Важно, чтобы мысли были позитивными и упорядоченными. Так как хаотичность, неорганизованность и отрицательная наполненность мыслей переносится на нашу речь. Избавляйтесь от претензий, как в мыслях, так и в словах. Только вы являетесь автором своей жизни, и только вы выбираете и создаете все, что в ней происходит. Следовательно, претензии вы можете предъявлять только к себе. А мы уже говорили о важности принятия себя такими, какие мы есть. Учитесь принимать критику от других людей - это благословение свыше, ценный дар, ваш шанс стать лучше в этом мире и проявляться более качественно, на высоких уровнях. Ум и эго привычно оправдывают себя в любых положениях, стремитесь к усмирению того и другого.

Если вам нестерпимо хочется сказать какую-то резкость или гадость - досчитайте мысленно до 10. В этом случае больше шансов, что ваша речь будет более приятной и обдуманной, а гадости, возможно, говорить уже и не захочется. По началу, это может быть крайне сложно, но, к счастью, что тренируется, то развивается. Кроме того, внутреннее ожидание порождает спокойствие и осознанность, снижается эмоциональный шум, который часто мешает воспринимать ситуацию адекватно. Человек, который стремится к саморазвитию, следит за своей речью, не болтает без толку, осознанно относится к своим словам, мыслям и поступкам.

Все, что мы делаем с любовью, приближает нас к совершенству. В жизни имеет смысл проявлять как можно больше любви и благодарности, к себе и ко всему, что нас окружает. Претензии блокируют сердечную чакру, а любовь и благодарность раскрывают ее. Каждый человек и ситуация приходят к нам для того, чтобы мы имели возможность получить опыт, научиться чему-то, что нам необходимо, пройти какие-то определенные, нужные каждому из нас этапы развития сознания, личности, сущности.

Напряжение и отсутствие гармонии ведет к ужесточению уроков, чем дальше, тем страшнее. В то время, как любовь и благодарность, принятие ситуаций, людей и, в первую очередь, себя, очень позитивно сказываются на нашей карме и будущем развитии. Принятие влечет за собой расслабление, что дает возможность наслаждаться жизнью, во всех ее проявлениях.

Выбор за вами!

Речь можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней речью человека можно понимать его общение с самим собой. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Проблема заключается в том, что трудно четко определить и обозначить природу и особенности внутренней речи..

Каждый человек ведет разговор с самим собой. Обычно это происходит на уровне мыслей. Губы не двигаются, слова не произносятся, однако человек их проговаривает в своей голове. Внутреннюю речь определяют как своеобразную форму , когда человек анализирует, думает, ведет спор с самим собой и т. д.

Во многом внутренняя речь похожа на внешнюю. Только отличаются формы ее проявления и функции. Это рассмотрим в статье.

Что такое внутренняя речь?

Что такое внутренняя речь? Это сложное мыслительное функционирование, которое включает операции, языковые компоненты, коммуникационное взаимодействие и сознание.

Общение ведется в голове у человека, который при этом не использует свой голосовой аппарат для выражения слов. Все происходит на уровне мыслей, которые помогают человеку обдумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения и т. д.

Внутреннюю речь можно назвать мыслительной. Для нее не всегда необходимы слова. Иногда человек представляет образы, картинки, чего достаточно для мыслительной деятельности. Достаточно часто человек даже не отмечает самого процесса мышления, который проходит автоматически и самостоятельно. Однако мыслительная речь помогает человеку в принятии решений, анализе происходящего, постановке задач и решении проблем. Это своеобразная связь человека с окружающим миром, из которого он получает информацию.

Внутренняя речь обычно носит вербальный характер, то есть человек думает на уровне слов. Это делает ее обслуживающей внешнюю речь и связывает с окружающим миром. Человек сначала думает, потом действует или говорит. Соответственно, сначала возникает внутренняя речь, а затем – внешняя или прочие проявления человека.

Достаточно трудно психологам разделить, где есть внутренняя речь, а где – мышление. Поэтому некоторые совмещают данные понятия воедино. На самом деле мышление и внутренняя речь являются компонентами, но нисколько не замещают друг друга.

Происхождение внутренней речи также неоднозначно. Некоторые утверждают, что она возникает в результате ухода человека вглубь себя. Он мыслит, сам с собой ведет беседу, размышляет и т. д. Другие утверждают, что внутренняя речь сопутствует внешней. Когда человек с кем-то общается, он параллельно ведет внутреннюю речь с самим собой, где договаривается, находит доказательства, выискивает нужные факты и пр.

Достаточно трудно изучать то, что скрытно. Внутренняя речь всегда является скрытой частью человека. Как ее можно исследовать? Путем самонаблюдения или различными инструментами, которые воспринимают сигналы. Наиболее доступными остаются методы самоанализа тех процессов, которые происходят внутри человека.

Внутренняя и внешняя речь

Коммуникативные процессы условно разделяются на три вида: внешняя, внутренняя и письменная речь. Чем отличается внутренняя речь от внешней? Внешняя речь направлена на окружающий мир, когда человек вслух произносит собственные мысли. Он использует речевой аппарат (голосовые связки, язык, губы и пр.), чтобы произнести слова, которые передадут информацию, исходящую из него. Внутренняя речь направлена на самого себя. При этом голосовой аппарат может вообще не использоваться.

Посредством внутренней речи человек общается с самим собой, рассуждает, размышляет, делает анализы и выводы, принимает решения, сомневается и т. д.

Отмечается возрастной период, когда человек начинает прибегать к внутренней речи. Этим возрастом является 7 лет. В этот период ребенок переходит от обращения во внешний мир к своему внутреннему, эгоцентрическому. Он начинает осознавать, что не каждое слово может быть произнесено вслух.

Характерными становятся особенности внутренней речи, которая является:

  • Обрывочной.
  • Фрагментарной.
  • Краткой.

Если была бы возможность записать внутреннюю речь, то она оказалась бы:

  • Непонятной.
  • Бессвязной.
  • Обрывочной.
  • Неузнаваемой по сравнению с внешней.

Характеристикой внешней речи является ее направленность вовне. Здесь человек использует четкие структуры и фразы, которые будут понятны собеседнику. Устанавливается зрительный контакт, при котором люди обращают внимание на слова, язык жестов и интонацию голоса. Все это позволяет распознать не только смысл, произнесенный вслух, но и рассмотреть под ним то, что было скрыто.

Внутренняя речь может быть разной, в зависимости от степени вовлеченности в нее человека. Если человек действительно разговаривает сам с собой, тогда он пользуется той речью, которая имеет вид внешнего характера. Если же разговор ведется неосознанно, тогда может наблюдаться директивный или предикативный характер речи, которая является короткой и целенаправленной. Здесь нет рассуждений. Человек просто принимает короткие решения и побуждения к действию.

Характеристики внутренней речи:

  1. Обобщенность.
  2. Беззвучность.
  3. Вторичность (образованность от внешней коммуникации).
  4. Обрывочность.
  5. Большая скорость произношения.
  6. Отсутствие строгого грамматического оформления.

Чтобы что-то сказать вслух, человек сначала обдумывает и подбирает слова, составляет фразы и предложения. При внутренней речи такого не происходит. Зачастую предложения вовсе отсутствуют. Имеются короткие фразы, даже просто слова.

Таким образом, внутренняя речь подготавливает внешнюю, которая в свою очередь делится на устную и письменную.

  • Устная речь включает в себя произношение слов и их слушание. Она бывает разговорной (обиходной) и публичной.
  • Письменная речь имеет строгие правила передачи мыслей при помощи слов.

Внутренняя речь по Выготскому

Выготский и многие другие эксперты психологии изучали внутреннюю речь. По Выготскому внутренняя речь является следствием эгоцентрической речи или коммуникации для себя. Она формируется в младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно начинает пользоваться внешними формами речи.

Внутренняя речь отмечается у младших дошкольников, которые пока пользуются непонятными для взрослого понимания формулировками.

Эгоцентрическая речь является основной, на которой и развивается внутренняя речь. Сначала она понятна только ребенку, затем трансформируется, становясь все более похожей на осмысленный мыслительный процесс.

Формирование внешней и внутренней речи у малышей отличается. Внешняя речь формируется от простого к сложному: от слова к фразам, от фраз к предложениям и т. д. Внутренняя речь формируется от сложного к простому: от целого предложения к осмыслению каждой ее отдельной части – фразы или слова.

Проблема внутренней речи

Достаточно трудно изучать внутреннюю речь, которая лишь на первый взгляд отличается от внешней отсутствием звукового сопровождения, что и создает проблему. На самом деле внутренняя речь не похожа на внешнюю по своей структуре. Здесь уже возникает много различий, не только отсутствие произнесенных вслух слов.

Внутренняя речь является свернутой и обрывочной. Она по своей структуре абсолютно отличается от внешней. Если внешняя речь имеет четкую структуру, где есть подлежащее и сказуемое, дополнительные слова, то внутренняя речь часто отмечается в действиях. Здесь отсутствует предмет, который рассматривается, обозначается лишь действие, каким предмет должен быть, что носит побудительный характер.

Во внутренней речи участвуют не только слова, но и прочие формы, понятные для человека. Это могут быть схемы, детали, картинки, образы. Человеку не нужно выражать словами все, что он себе представляет. Достаточно лишь вспомнить увиденную картину, чтобы далее приступить к размышлению, где также могут быть использованы образы, виденные из жизни.

Особенности внутренней речи человека

В процессе внутренней речи участвует множество компонентов, которые не ограничиваются словесными структурами. Особенность внутренней речи человека заключается в том, что ее трудно четко разграничить, поскольку в процессе мышления индивид использует все известные и понятные ему формы предоставления смысла того, о чем он думает.

Для построения внутренней речи нет необходимости составлять сложные предложения. Почему? Потому что человек их и так понимает. Более того, порой легче представить некий образ, который более полно передает весь смысл того, о чем думает человек, нежели подбирать слова.

Внутренняя речь не является следствием мыслей, она, наоборот, порождает мысли. Таким образом, мысль формируется после того, как человек ее сгенерировал. Она является связующим звеном между мыслями и внешней речью, которую потом человек применяет, чтобы выразить собственные идеи.

Несмотря на то, что внутренняя речь зарождается в детском возрасте и полна фантастических объектов, которые ребенок себе воображает, она присуща взрослым. Только уже во взрослом возрасте человек больше прибегает к словесным формам внутренней речи, а также к картинкам, увиденным в реальной жизни.

Здесь следует рассмотреть феномен, как звучание внутреннего голоса, который производится не человеком, а неким другим существом. Так называемое слышание голосов относится к этой категории. Ученые провели исследования и выяснили, что данные феномены являются внутримозговыми импульсами, когда человеку кажется, что голос звучит извне, хотя на самом деле он идет изнутри.

Итог

Все люди общаются сами с собой. Это нормальный процесс, который позволяет обдумывать мысли, себя убеждать в чем-то, успокаивать, принимать решения, анализировать ситуации и т. д. Человеку нужно общение с самим собой, когда он приходит к внутреннему балансу, договаривается с самим собой, находит компромисс, который выгоден ему. Итог – сохранение спокойного душевного равновесия.

Нет ни одного человека, который бы не общался с собой. Порой человек просто не осознает данного процесса, который происходит автоматически. Человеку необязательно осознанно находиться в процессе общения с самим собой. Достаточным является акт, когда мысли просто генерируются в голове часто в автоматическом режиме.

Неосознаваемость поступков и произнесенных слов формируется на данной основе. Человек не участвует сознательно в процессе генерации идей, он автоматически их формирует, подчиняясь им. Только потом он анализирует и делает выводы, насколько правильными они были в той или иной ситуации. Если человек не согласен с чем-то, тогда он начинает сожалеть о том, что не принимал в процессе мышления активного участия.

1. Наименование и область использования
1.1. Наименование дисциплины – Психофизиология

1.2. Условное обозначение программы – РП

1.3. Шифр специальности – 0303010.65

1.4. Номер дисциплины в учебном плане - ОПД.Ф.18

1.5. Аббревиатура кафедры – ОП

1.6. Год разработки - 2010

2. ОСНОВАНИЕ

2.1. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 030301.65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ЕН. Ф. 04) от 17 марта 2000 г..

2.2. Утвержденные учебные планы специальности 030301.65 «Психология» в соответствии с ГОС ВПО – 2000.

2.3. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

2.4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 - 2003. М., 2004.

2.5. Стандарт АГТУ 02-2000.
^ 3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

Цель курса:

Обеспечить фундаментальную подготовку высокоспециализированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями о нейробиологических основах психических явлений, процессов и состояний, включая высшие психические функции и сознание; ознакомить с современными методами психофизиологического исследования и прикладными направлениями в области психофизиологии; предоставить необходимые знания для научно-исследовательской и научно-педагогической работы.

^ Задачи курса :


  • дать будущему специалисту-психологу необходимые фундаментальные знания о мозговых механизмах психики и поведения, формирующие представления о психике как системном явлении, представленном на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях;

  • ознакомить с принципами психофизиологического исследования, с современном состоянием знаний в области механизмов кодирования и декодирования информации, психофизиологии сенсорных процессов, памяти и научения, эмоций и функциональных состояний, программирования и исполнения двигательных актов, мозговых механизмов речевой деятельности и мышления.
4. ИСТОЧНИКИ

4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему.

4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

4.4. Учебные планы специальности 030501 «Психология».

5. ТРЕБОВАНИЯ
В целом курс “Психофизиология» носит основополагающий научный характер и построен таким образом, чтобы ввести в сознание студентов необходимые базовые понятия для формирования представлений о строении и функционировании человеческой психики.

Студенты должны

Знать:


  • знать принципы и современные методы психофизиологического исследования: полиграфии, электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функциональной магнитно-резонансовой томографии мозга (МРТ);

  • знать методы интеграции данных ЭЭГ и МЭГ со структурной функциональной МРТ, а также ЭЭГ – данных с психофизикой;
- знать нейрофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

Уметь:

Анализировать нейрофизиологические показатели сна и бодрствования, сенсорных и моторных реакций, внимания, памяти и речевых функций.


  • анализировать процессы переработки информации, включая нейронный уровень, связав их с нейрофизиологической основой психических процессов (внимания, восприятия, памяти, эмоций, движений, мышления, речи) и целенаправленного поведения.
Владеть:

Терминологией, принятой в психологии и биологии;

Методами сбора нейрофизиологической информации и ее анализа, в том числе регистрацией электроэнцефалограммы и тестирования функциональной асимметрии полушарий;

6. Содержание

6.1. Тематический план


Наименование

темы


Кол-во

час.


1

3

Принципы переработки информации в центральной нервной системе.

Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений, памяти, обучения. Психофизиология функциональных состояний


2

Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решения. Психофизиология высших психических функций. Когнитивная психофизиология. Прикладная психофизиология

2

Методы психофизиологического исследования. Системная психофизиология. Психофизиология индивидуальных различий

2

6

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тест контроля остаточных знаний студентов по дисциплине «Психофизиология»
Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии
1. Укажите основную цель курса "Психофизиология".

Цель курса - познакомить студентов с:

а) морфо-функциональной организацией мозга;

б) с физиологическими основами психических процессов и поведения;

в) с основными принципами мозговой деятельности;

г) закономерностями формирования психики в онтогенезе;

д) закономерностями формирования психики в филогенезе.
^ 2. Какой из перечисленных ритмов ЭЭГ соответствует активному бодрствованию?

а) альфа-ритм;

б) бета-ритм;

в) гамма-ритм;

г) тета-ритм;

д) дельта-ритм.
^ 3. С какой целью в психофизиологии используют метод навязывания ритма?

a) определение фокуса максимальной активности;

б) регистрация суммарной биоэлектрической активности мозга;

в) определение нарушения кровообращения мозга;

г) определение умственной работоспособности;

д) оценка уровня внимания.
^ 4. С какой целью используется метод регистрации КГР?

а) оценки уровня непроизвольного внимания;

б) оценки уровня произвольного внимания;

в) оценки уровня эмоционального напряжения:

г) оценки кратковременной памяти;

д) оценки агрессивности.
5. ^ Каково основное преимущество психофизиологических исследований в модельных опытах на животных?

а) возможность проведения серийных исследований;

б) непосредственное наблюдение за поведением;

в) применение объективных электрофизиологических методов;

г) возможность активно влиять на функциональное состояние различных мозговых структур;

д) возможность проведения лонгитюдных исследований.

Тема 6. Психофизиология памяти

1. Индивидуальная память - это:

а) восприятие информации,

б) переработка информации;

в) хранение информации,

г) воспроизведение информации;

д) восприятие, переработка, хранение и воспроизведение информации.
^ 2. Для большинства людей ведущей является:

а) зрительная память;

б) слуховая;

в) словесно-логическая;

г) смешанная;

д) эмоциональная.
^ 3. В основе кратковременной памяти лежат:

а) изменения в синапсах;

б) изменение синтеза белка;

в) изменение количества РНК в мозге;

г) изменение количества ДНК в мозге;

д) синтез нейропептидов.
^ 4. Синоптические теории памяти предполагают:

а) увеличение количества синапсов при обучении;

б) изменения морфо-функциональной организации синапсов;

в) смена медиатора в везикулах;

г) подавление тормозных синапсов;

д) подавление дофаминовых нейронов.
^ 5. Ухудшение с возрастом памяти связано в основном:

а) структурными изменениями мозга;

б) уменьшение массы мозга;

в) гибелью нейронов;

г) нарушением кровоснабжения мозга в результате атеросклероза;

д) уменьшением потока новой информации.
Тема 7. Внимание и ориентировочная реакция

^ 1. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?

а) в коре больших полушарий;

б) в коре мозжечка;

в) в подкорковых ядрах;

г) в верхних буграх четверохолмия;

д) в нижних буграх четверохолмия.
^ 2. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?

а) во внутреннем ухе;

б) в верхних буграх четверохолмия;

в) в нижних буграх четверохолмия;

г) в височной коре;

д) в теменной коре.
^ 3. При каких условиях возникает депрессия альфа-ритма?

а) при действии нового раздражителя;

б) при повторных действиях раздражителя;

в) во время сна,

г) во время сноведений;

д) при полном покое.
^ 4. В дошкольном периоде?

а) непроизвольное внимание отсутствует;

б) произвольное внимание отсутствует;

в) непроизвольное внимание преобладает над произвольным;

г) произвольное внимание преобладает над непроизвольным;

д) произвольное и непроизвольное внимание развиты в равной степени.
^ 5. Какая из перечисленных структур мозга обуславливает процесс внимания?

а) гиппокамп;

б) гипоталамус;

в) миндалина;

г) обонятельная луковица; е) полосатое тело.
Тема 8. Психофизиология эмоций

1. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны качеством удовлетворения:

а) биологических потребностей;

б) познавательной деятельностью;

в) развитием двигательной активности;

г) игровой деятельностью;

д) социальных потребностей.
^ 2. Укажите из перечисленных смешанную эмоцию:

а) радость;

г) гнев.
3. В чем основное биологическое значение эмоций?

а) оценка биологической значимости раздражителей;

б) средство коммуникации;

в) улучшение памяти;

г) активизируют внимание;

д) бесполезны для организма.
^ 4. Какие стриктуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?

а) специфические проводящие пути;

б) ганглии;

в) ретикулярная формация;

г) лимбическая система;

д) комиссуаральные волокна.
5. ^ Какой из факторов оказывает большое влияние на подавление трусости?

а) физическая депривация;

б) психическая депривация;

в) сенсорно обогащенная среда;

г) стресс;

д) материальное благополучие.
Тема 9. Речевая деятельность

1. Дайте определение речи (языка).

а) система знаков;

б) система символов;

в) система знаков или символов;

г) сигналы сигналов;

д) система сигналов, подчиненных грамматическим правилам.
^ 2. Наибольшее отличие языка человека от "языка животных".

а) множественность языков и наречий;

б) множественность функций;

в) богатый звуковой репертуар;

г) высокая степень абстракции;

д) наличие письменной и устной речи.
^ 3. У большинства людей ведущим по речи является:

а) правое полушарие;

б) левое полушарие.
4. Центр Вернике расположен в коре:

а) лобной левого полушария;

б) лобной правого полушария;

в) височной левого полушария;

г) височной правого полушария;

д) теменной левого полушария.
5. ^ Центр Брака - это центр:

а) моторной речи;

б) сенсорной речи;

в) расположен в теменно-затылочной доле левого полушария;

г) расположен в височной доле левого полушария;

д) его локализация определяется национальностью человека.
Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности

1. Сознание как восприятие окружающей среды характерно:

а) только для животных;

б) только для человека;

в) и для животных, и для человека.
2. Сознание как восприятие окружающей среды связано:

а) с продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий;
^ 3. Сознание как восприятие собственного "я"характерно:

а) ля всех высших позвоночных животных;

б) для приматов;

в) для человекообразных обезьян;

г) для человекообразных обезьян и человека;

д) только для человека.
^ 4. Сознание как восприятие собственного "я" связано с:

а) продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий большого мозга.
^ 5. Какое из определений наиболее адекватно понятию "мышление"?

а) рекомбинация ранее выработанных условных рефлексов;

б) выработка новых условных рефлексов;

в) решение новых задач в проблемной ситуации;

г) сочетание индивидуального опыта с опытом историческим;

д) интуиция.
^ Вопросы к зачету по ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология».


  1. Цель и задачи психофизиологии. Объект исследования.

  2. Развитие психофизиологии в нашей стране и за рубежом (В.Вундт, Б.Гудвин, Д.Хебб, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын).

  3. Характеристика основных отраслей психофизиологии.

  4. Место психофизиологии среди других отраслей научных знаний.

  5. Методы психофизиологических исследований. ЭЭГ.

  6. Методы психофизиологических исследований. Электромиография, электропроводность кожи, электроокулография.

  7. Строение и функции нейрона.

  8. Принципы передачи и переработки информации в ЦНС.

  9. Учение о функциональных системах П.К.Анохина.

  10. Узловые механизмы функциональных систем.

  11. Формирование целостного поведенческого акта.

  12. Понятие о сенсорных системах, свойства сенсорных систем.

  13. Виды анализаторов.

  14. Особенности кодирования в сенсорных клетках.

  15. Адаптация сенсорных систем, виды адаптации.

  16. Взаимодействие сенсорных систем. Системное распознование образов.

  17. Общие сведения о мышечной системе.

  18. Двигательный навык, его формирование и автоматизация.

  19. Центральный аппарат управления движениями.

  20. Характеристика основных типов движения: сохранение позы и равновесия, локомоция, произвольные движения.

  21. Уровни двигательных реакций (палеокинетический, синергизм и штампы, пространственное поле).

  22. Виды биологической памяти.

  23. Механизмы кратковременной памяти.

  24. Механизмы долговременной памяти.

  25. Роль памяти и научения в процессе адаптации человека.

  26. Методы изучения памяти.

  27. Психофизиологичекие аспекты внимания.

  28. Виды внимания.

  29. Модели внимания Бродбента, Дойча.

  30. Теория фильтрации внимания.

  31. Основные показатели внимания. Проблемы исследования внимания.

  32. Значение эмоций в жизнедеятельности организма.

  33. Теории эмоций.

  34. Морфо-функциональные основы эмоций.

  35. Роль вегетативных реакций в реализации эмоций.

  36. Участие эмоций в компенсаторно-приспособительных реакциях организма.

  37. Понятие функционального состояния.

  38. Основные компоненты функционального состояния человека.

  39. Основные виды функциональных состояний.

  40. Проблема разработки и использования методов оценки, прогнозирования и оптимизации функциональных состояний человека.

  41. Ориентировочный рефлекс, его сущность. Значение в исследовательской деятельности.

  42. Механизмы ориентировочных рефлексов.

  43. Основные концепции сознания.

  44. Нейрональные механизмы мыслительной деятельности.

  45. Концепция коммуникативной природы сознания (П.В.Симонов). Нейронные механизмы.

  46. Дифференциальная психология. Предмет, цели, задачи, объекты исследования.

  47. Интегральная индивидуальность и ее структура.

  48. Биологические основы личностных черт, характеристика темпераментальных свойств.

  49. Психофизиологические компоненты работоспособности. Их характеристика.

  50. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности.

Основные источники:


  1. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2007. - 464с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-94723-732-0.

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 368с. - ISBN 978-5-7567-0220-0.

  3. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 410с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-10990-8

  4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.

  5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1981.

  6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

  7. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999.

  8. Гудвин Б. Временная организация клетки. - М., 1986.

  9. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992. № 11-12.

  10. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

  11. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. - М., 1985.

  12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

  13. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М., 1984.

  14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

  15. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - М., 1997.

  16. Основы психофизиологии/ Под ред. Александрова Ю.Б. -М.,1998.
17. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001.

18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. - М, 1979.

19.Русалов В.М. Программа дисциплины "Дифференциальная психофизиология"/Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 02.04. Психология (практическая). - М., МГУ, 1991.

^

Дополнительная литература


  1. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987

  2. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2.

  3. Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Хенцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995.

  4. Маунткасл В. Организационный принцип функционирования мозга - элементарный модуль и распределенная система // ЭделъманДж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

  5. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

  6. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1985.

  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1987.

  8. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М.,1981.

  9. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1996. Т. 46. Вып. 2.

  10. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4.

  11. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2.

  12. Уолтер I. Живой мозг. М.: Мир, 1966.

  13. Хрестоматия по физиологии сенсорных систем / Ред.-сост. А.М.Черноризов. М.: РПО, 1999.

  14. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.

  15. Шеперд I. Нейробиология: В 2 т. М., 1987. Т. 1,2.

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх