Евреи в польше. История евреев в польше, беларуси и литве

К XVI столетию в центральной и восточной Европе складывается отдельный еврейский субэтнос – ашкенази, значительная часть которого проживала на территории Речи Посполитой. Здесь в отличие от соседней Германии евреи не были стеснены большим количеством законов, ограничивавших сферы их профессиональной деятельности, что обеспечивало постоянный приток представителей иудейской веры в польские и литовские земли. В XVI столетии из 11-миллионного населения Речи Посполитой примерно 800 тысяч были евреями.

Свобода, в которой оказались евреи, беспокоила многих поляков. В частности, в 1485 году краковские католики попытались запретить евреям любую деятельность, кроме «закладов за просроченные долги». Однако превратить евреев исключительно в ростовщиков им не удалось. В 1521 году уже главы львовского магистрата жаловались в Познань:

«Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания. Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего». Однако и в этом случае никакой реакции не последовало. Король не желал терять в лице польского еврейства мощный торгово-экономический пласт, который обеспечивал в том числе и финансовую стабильность государства.

Тем не менее, евреи постепенно сосредотачивали свою деятельность в нише, в которой их не могли побеспокоить представители других национальностей и вероисповеданий – это посреднические функции между горожанами и крестьянами. Суть деятельности такова: сначала еврей-посредник скупал у крестьян сырье и перепродавал его в город, затем закупал у горожан готовую продукцию и снова перепродавал ее уже в село.

Занять такую нишу не евреям было тяжело: нужно было много и упорно работать, лавировать и приспосабливаться, чтобы стать полезным одновременно горожанину и крестьянину. «Навар» от такой деятельности был небольшой: чуть завысь тариф, и крестьянин с горожанином стали бы договариваться напрямую.

Ближе к концу XVI столетия евреи постепенно выходят из-под влияния короля и попадают в сферу интересов магнатов. Евреи превращаются в пусть и зависимое, но вполне обособленное феодальное сословие. Они строят корчмы и кабаки, дороги и гостиницы, мастерские и заводы, тем самым участвуя в создании транспортной и хозяйственной инфраструктуры Королевства. С евреями в Речи Посполитой считаются, но главное – в них нуждаются.

О роли поляков в Холокосте или почему Освенцим (и многие другие фабрики смерти) были построены гитлеровцами именно в Польше?

Евреев убивали в Польше и после разгрома немцев и окончания Второй мировой войны. Погромы проходили с молчаливого одобрения властей, многие из них происходили прямо на улицах, где толпа поляков наблюдала за действиями мучителей.
Из шести миллионов жертв Холокоста половина была евреями с польским гражданством.
Я спрашивал поляков с месяц назад - сколько евреев сегодня в Польше. Цифры отличаются незначительно - несколько сот человек. Во время съемок фильма "Список Шиндлера" (1993 год) их было более трех тысяч.
На протяжении столетий евреи жили среди поляков, но жили изолированно, сохраняя свою культуру и свою историю. На протяжении столетий отношения между поляками и евреями складывались... по-разному.

Из истории евреев в Польше

Впервые еврейские торговцы стали переселяться из Западной Европы (в основном из Испании и Германии) в Польшу примерно в X в., в поисках убежища от преследований крестоносцев. По Калишскому статуту 1264 г. (Привилегии Болеслава V Благочестивого (Калишского) евреям Великой Польши) евреи находились непосредственно под юрисдикцией князя (а не городских судов), позволявшего им свободно отправлять религиозные обряды. Им дозволялось также свободно заниматься торговлей и предоставлением ссуд под залог недвижимости. Власть предержащие имели определенные выгоды от такого весьма терпимого отношения к евреям, и благодаря этому евреи долгое время избегали изгнания в гетто, изгнания, о котором вновь и вновь поднимал вопрос католический костел.

Такое в целом благоприятное положение евреев регулировалось обновляемыми время от времени декретами и продолжалось примерно с XIV в. до первого раздела Польши в конце XVIII в., что привлекало в Польшу евреев из других общин, чаще всего тех, что подвергались гонениям. Этим и объяснялось значительное увеличение еврейского населения в Польше, особенно в XVI-XVII вв. Что же касается прав, то не везде в Польше евреи были в равном положении.

К концу 19 века отношение к евреям ухудшилось настолько, что
с 1881 по 1914 гг. из Восточной Европы выехали 2,5 млн. евреев (большинство из них осели в США, некоторые - в Центральной и Западной Европе и Палестине). Хотя официальное представительство евреев в польском парламенте предусмотрено не было, после Первой мировой евреи, по сути, впервые признавались национальным меньшинством. Равноправие всех граждан и право на развитие культурной жизни этнических и религиозных меньшинств было узаконено и в конституции 1921 г. (хотя и без упоминания о еврейском меньшинстве). Однако в действительности все выглядело иначе. Большинству поляков единственно возможным представлялось польское национальное государство - в то время как в Польше наряду с поляками жили евреи, белорусы, украинцы и немцы. Но национализм не был сугубо польским феноменом - в каждом из меньшинств были сторонники национального суверенитета. Польский национализм отличала явно выраженная антиеврейская позиция: национал-демократы видели в евреях врагов государства, а "поскольку они не поддаются ассимиляции", речь могла идти только об их эмиграции. Эта политика, имевшая целью ослабление еврейского влияния, была продолжена поддерживавшими Пилсудского социалистами (Польская социалистическая партия - ППС) и после майского переворота 1926 г., хотя последние поначалу считали ассимиляцию (полонизацию) евреев возможной. " Антисемитизм в Польше имел глубокие корни: костел часто выступал с обвинениями против евреев. В начале 20-х гг. дошло даже до погромов. Но в последующие десять лет их число сократилось. Однако дискриминация евреев сохранялась. Евреи практически не получали работу в государственных учреждениях, вследствие враждебных выпадов против еврейских студентов резко сократилось их число в университетах. Существовали и другие ограничения: например, запрет на работу по воскресеньям, что значительно осложняло еврейскую жизнь. Депрессия в конце 20-х гг. вновь обострила антисемитские настроения. В 1929 г. газета "Judische Welt" ("Еврейский мир") - центральный орган Союза восточно-еврейских организаций в Германии (издавался в Гамбурге) сообщала: "К сожалению, из этой страны [Польши - Ред.] вести для евреев безрадостные... В отличие от довоенного времени евреи имеют равные права с другими гражданами, но только на бумаге"(41). Причин тому было несколько, в частности, экономический кризис, правый национализм и нарождающийся нацизм. Из польских партий лишь социалистическая (ГТПС - левое крыло) открыто выступила против антисемитизма. Но она не могла изменить настроений широких масс. В период с 1935 г. по 1939 г. участились выпады против евреев: евреев исключали из всех сфер общественной жизни, в университетах еврейские студенты должны были сидеть отдельно, в 1937 г. еврейским врачам и журналистам было отказано в членстве в соответствующих профессиональных объединениях. Бойкот еврейской торговли в 1937 г., поддержанный национал-демократами, привел к новым нападкам на евреев. Можно выделить три основные направления в реакции евреев на возрастающий антисемитизм: сионизм, социализм и ортодоксальный иудаизм. Часто эти ориентации проявлялись в смешанных формах, и в 20-е - 30-е годы они вели к развитию экстремизма как левого, так и правого. Знаменательно, что и те евреи, которые ранее считали себя ассимилированными (в основном молодежь), стали искать поддержки в многочисленных еврейских (политических) организациях. Но даже несмотря на возрастающую угрозу извне, единение евреев представлялось невозможным. Наряду с идеологическими разногласиями основной причиной раскола еврейской фракции в польском парламенте был вопрос о сотрудничестве с правительством, которое было антисемитским. Несмотря на тяжелые времена и несогласованную еврейскую политику, культурная жизнь евреев в межвоенное двадцатилетие не замерла: сторонники ортодоксальной и религиозной сионистской ориентации открывали иешивы (от древнееврейск. "сидение", "заседание"; высшие школы по изучению Талмуда). Еврейская пресса, прежде всего газеты на идише, была многочисленной и многообразной. В 1930 г. в Польше выходили 180 еврейских журналов и газет. Из них 135 - на идише, 16 - на иврите, 28 - на польском, 1 - на немецком. (Эти данные почерпнуты из "Juciisches Lexikon", 1927-1930, Bd. IV, s. 1027). Идиш вообще пережил в это время небывалый взлет - и в театре, и в литературе. На идише творили такие ставшие впоследствии известными писатели, как Шалом Аш (1880-1957), Исаак Башевис Зингер (1904-1991) и многие другие. В 1925 г. в Вильне был основан научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (YIVO), который положил начало исследованиям светской еврейской культуры (позже этот институт был переведен в Нью-Йорк). В сфере воспитания значительным было стремление ввести в него идишистские светские, социалистические элементы. С этой целью в 1921 г. было создано объединение "Цисхо" (Central Yiddish School Organisation - Центральная организация школ на идише), курировавшее 120 школ, в первую очередь в восточных регионах Польши. Однако их влияние в целом было скромным. Аналогично обстояло дело и с еврейскими школами, открытыми сионистами, в которых занятия велись на двух языках: на польском и иврите либо на идише и иврите. Из еврейских школ наиболее популярными среди населения были ортодоксальные, те, в которых иврит изучался как язык Библии, а не как живой язык новой культуры (к чему стремились сионистские школы). Но большинство еврейских детей ходили в обычные государственные школы, а определенная часть (как, например, дети из Дома сирот Корчака) посещала специальные, так называемые субботние государственные школы, в которых разрешалось не писать по субботам. Тяжелым было положение еврейских студентов в средней и в высшей школе. Здесь существовала квота для евреев, поэтому многие были вынуждены учиться за пределами Польши. Положение в польских университетах Э. Рингельблюм описывает следующим образом: "Разделение аудиторий на левую (еврейскую) и правую (арийскую) половину, бойкотирование и применение насилия против либерально настроенных профессоров еврейского происхождения, забастовки в университетах с требованием ввести "нулевую квоту" для евреев превратили высшую школу в очаг бандитизма: кастеты, бритвы, ножи, дубинки были здесь обычным делом. Постоянно проливалась кровь студентов: среди еврейских студентов были раненые и даже убитые" (42).


37) Н. Ben-Sasson. Geschichte des judischen Volkes. Band 3. Munchen, 1980, s. 34.
38) S Levin. Jugend in Aufruhr. Berlin, 1935.
39
)В главе использованы материалы Н. Ben-Sasson . Geschichte des judischen Volkes. s. 112; P. Osten-Sacken Das Ostjudentum Einfuhrungen. Studien, Erzahiungen und Lieder Berlin, 1981, s 9
40
) М. Shereshevski The problem of Janusz Korczak national identity. Dissertation an der Universrtat Tel-Aviv, 1984, P 250. 41 CM Jiidische Welt Mr. 4, 1.4.29, s. 4.
42) Цит. по: J. Switalski-Ebersmann Die politisch-kulturelle Entwicklung .
43) В главе использованы материалы: Е Mendelsohn. The Jews of East Central Europe between the World Wars Bloommgton, 1983, p. 69. 56ff

Еврейские организации в Польше заявили, что принятие в стране спорного закона о Холокосте привело к «растущей волне нетерпимости, ксенофобии и антисемитизма», в результате чего многие польские евреи не чувствуют себя в безопасности.

Музей истории польских евреев в Варшаве.
Фото: Depositphotos

Открытое письмо на сайте Союза еврейских общин Польши, подписанное несколькими организациями, гласит, что угрозы для еврейской общины возросли после того, как парламент принял закон, запрещающий обвинять поляков в соучастии в преступлениях, совершенных нацистской Германией, в том числе и в Холокосте, пишет CNN .

Закон также в отношении Освенцима и других лагерей, которые были расположены на территории оккупированной нацистами Польши. Нарушение этого запрета грозит тюремным заключением на срок до трех лет.

«Нынешняя волна антисемитизма возникла в ответ на поправку к Закону об Институте национальной памяти. Мы считаем, что этот закон составлен плохо и наносит ущерб открытому обсуждению истории. Если правительство Польши считает, что даже единичные упоминания о «польских лагерях смерти» должны быть криминализированы, то непременно следует ввести настолько же серьезную ответственность за нетерпимость и антисемитизм, растущие в нашей стране. Наше правительство обладает правовыми инструментами борьбы с ненавистью, но не имеет политической воли к этому. Мы призываем наших политиков изменить курс», — говорится в открытом письме.

Президент Польши Анджей Дуда подписал закон в начале февраля, теперь документ должен рассмотреть Конституционный трибунал страны.

Принятие такого закона вызвало осуждение со стороны еврейских организаций Израиля, США и Франции.

Напряженность усугубилась 17 февраля, когда премьер-министр Польши Матеуш Моравецки на конференции по безопасности в Германии заявил, что евреи были среди лиц, совершивших Холокост, чем вызвал волну негодования.

Представитель польского правительства стремился к ясности замечаний. При этом Моравецки подчеркнул, что Польша «не намерена отрицать Холокост или обвинять еврейских жертв Холокоста в геноциде, совершенном нацистской Германией».

Комментарии польского премьера вызвали осуждение в Израиле, премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху позвонил своему польскому коллеге, чтобы выразить свое негодование.

Слова Моравецки также расстроили многих евреев в Польше, где около 10% из 3,5 миллионов ныне живущих в Польше евреев пережили Холокост.

Многие из тех, кто выжил, и члены их семей были затем депортированы в 1968 году в разгар кампании «антисионистов», в ходе которой коммунистическое правительство обвиняло еврейскую общину в экономических проблемах. Многие потеряли работу, подверглись нападениям в прессе и потеряли свое гражданство и право вернуться в Польшу.

Только в 1989 году после падения коммунизма в стране польским евреям было разрешено вернуться домой.

«Накануне пятидесятилетия антисемитских событий марта 1968 года и 75 лет после восстания в Варшавском гетто польские евреи не чувствуют себя в безопасности в Польше», говорится в открытом письме еврейских групп Польши.

«Существующие угрозы для еврейской общины в Польше отличаются от тех, которые мы переживали в прошлом. В отличие от многих европейских евреев сегодня мы не сталкиваемся с прямыми физическими угрозами. Однако, несмотря на отсутствие физического насилия, наша ситуация далека от нормальный», — отмечается в документе.

Польские евреи подчеркнули, что антисемитизм является «растущей проблемой» в Польше, а правительство отрицает этот факт.

«Мы воспринимаем бездействие властей как молчаливое согласие на ненависть к еврейской общине и призываем руководство Польши наказать тех, чьи действия угрожают нашему благополучию. Мы призываем государственные учреждения, полицию, средства массовой информации, школы и представителей польской общественности к борьбе с антисемитизмом, и мы очень хотим сотрудничать с ними в этой важной миссии», — говорится в документе.

Главный раввин Польши Михаэль Шудрич заявил, что последствия нового закона настолько жестоки, что многие члены еврейской общины задались вопросом, хочет ли Польша видеть их членами своего общества.

Шудрич сказал, что открытое письмо было не политическим шагом, а желанием показать, как чувствуют себя польские евреи.

Напомним, в начале февраля Сенат Польши , вводящий уголовное наказание за упоминание, что нацистские концентрационные лагеря были польскими. Также запрещено утверждать, что Польша несет ответственность за преступления нацистов.

Долгое время история польского государства и евреев развивалась в едином русле, даже можно сказать неразрывно. Древнейшие легенды говорят о сосуществовании этих народностей, начиная с IX века. Согласно одной из них некий еврейский торговец медом Авраам Проховник даже сыграл определенную роль в основании королевской династии Пястов. С тех пор евреи настолько прочно обосновались в Польском королевстве, что их количество относительно коренного населения на протяжении нескольких веков было наибольшим в Европе. И только трагические события Второй мировой войны смогли изменить это соотношение. Что же привело к тому, что евреи в Польше могли столь свободно развиваться, создав самую большую в Европе диаспору?

Исторические факты точно указывают на IX столетие. Тогда на территорию Польши начали в больших количествах проникать еврейские торговцы из разных стран, и в первую очередь с немецких земель. Это неудивительно, ведь в то время через польские территории проходили важнейшие торговые пути: «пушной», ведущий на Русь и Хазарию, и «янтарный», направлявшийся к Балтийскому морю. Для нормального ведения бизнеса им требовалось иметь на польских землях возможность для проживания. Считается, что один из польских князей Лешко, впечатлившись рассказом евреев о своей истории, дал им привилегии, открывавшие широкие возможности.

Так, начиная с 905 года (момента появления привилегий), еврейские купцы могли спокойно расселяться по территории Польше, оседая в узловых пунктах стратегических торговых путей. Данную ситуацию ускорило и то, что один из последующих польских правителей, князь Мечислав I‚ в 966 году принял католичество, попутно став вассалом германского императора. С этого момента западные границы Польши стали свободно пересекать представители немецкого купечества, среди которого значительную часть составляли евреи.

Расселение иудеев по польскому государству происходило довольно активно, что подтверждает первый же документ, напрямую связанный с ними. Это купчая на участок земли, которую граф Петр Власт приобрел в деревне Малый Тынец у некоего еврея, которая датируется серединой XII века. В этот же период в Кракове представители местной еврейской диаспоры даже управляли монетным двором, подтверждением чему служит наличие монет с отчеканенными на них надписями на иврите: «Мешко-король», «Мешко-король Польский». Мало того, на части монет встречаются даже еврейские имена: «Йосеф Калиш», «Авраам Йосеф» и некоторые другие. Современные исследователи предполагают, что на них выбиты имена мастеров либо евреев, взявших монетное дело на откуп.

Серьезная еврейская община на границе XII-XIII веков существовала в городе Вроцлав. Именно оттуда в настоящее время пришли первые имена иудеев, проживавших в Польше. Это Йосеф и Хацкель, владельцы земельных наделов в деревне Сокольники, а также кантор Давид, умерший в 1203 году, чья могильная плита найдена на вроцлавском кладбище.

XIII век принес Европе множество испытаний. Начало им положило монголо-татарское нашествие. Огромная армия кочевников за несколько лет почти полностью сумела подавить сопротивление древнерусского государства и хлынула в Центральную Европу. Главный удар пришелся по Польше. Непривычные к оригинальной тактике боя татарской конницы польские рыцари терпели постоянные поражения и теряли территории. Захваченные кочевниками населенные пункты грабились и разрушались, оставшиеся в живых люди уводились в плен. После прохождения чужеземного войска оставались только руины городов и невозделанные поля.

Чтобы оживить страну, требовались люди, и польские князья стали для этой цели приглашать немцев, вместе с которыми в Польшу стало прибывать множество евреев. Из новых поселенцев в Польше стало образовываться еще одно сословие, дополнившее два прежде существовавших, состоящих из помещиков и крестьян. С их помощью экономика страны стала понемногу восстанавливаться, а города возрождаться. Видя значительную пользу от прибывающих в страну еврейских мигрантов, польские правители старались максимально облегчить их проживание в новых условиях. Так, правящий в Калише князь Болеслав Благочестивый в 1264 году принял закон, названный Калишским статутом, который гарантировал евреям широкие полномочия и поощрял их деятельность.

Княжеская генеральная грамота гарантировала иудеям, проживающим в его уделах, широкий ряд привилегий. Им гарантировалась полная свобода перемещений и торговли. Споры между евреями были подсудны только князю. Противоправные действия против представителей данной нации жестко наказывались, начиная от довольно внушительного штрафа и заканчивая конфискацией имущества, шедшего в княжескую казну. Любые обвинения в сторону иудеев должны были подтверждаться равным количеством поляков и евреев, что практически полностью выводило их из-под наказания. В свою очередь, при нападении преступников на еврея поляки обязаны были прийти тому на помощь, в противном случае им грозил внушительный штраф.

Разрабатывая данный статус, князь Болеслав как базу использовал перечень привилегий князя Лешко, изданных в 905 году. Чтобы его собственный закон не был отменен потомками, Болеслав Благочестивый утвердил свою грамоту с припиской «На вечные времена» и заставил подписать ее всех своих вассалов. В дальнейшем, в период правления короля Казимира Великого, положения Калишского статуса были распространены на территорию всей Польши, хотя церковь старалась всеми силами противостоять подобному движению. Но, несмотря на серьезное противодействие церкви, светское руководство государства видело перспективы от сотрудничества поляков с евреями и всячески способствовало иудейской колонизации государства. В данном случае интересы польских князей и государства практически полностью совпадали, ведь евреи напрямую подчинялись сначала им, а впоследствии королям, принося в казну солидные доходы.

Спустя 100 лет после варварского татарского нашествия на Европу обрушилась новая напасть. Март 1348 года отметился появлением «черной смерти» – эпидемией чумы. Началась она в Генуе, куда болезнь завезли моряки. Страшный недуг в считанные недели охватил большую часть Западной Европы, после чего попал в Скандинавию и на Британские острова. Во всех местах, где появлялась чумная зараза, начинали массово умирать люди, причем количество жертв в крупных центрах исчислялось десятками и сотнями тысяч.

Как ни парадоксально, но меры противодействия еврейской колонизации стран Европы со стороны католической церкви, во многом поспособствовали тому, что процент иудеев, погибших от болезни, был гораздо меньшим, чем среди европейцев. Согласно требованиям церковников евреи должны были проживать в отдельных кварталах, не посещать мероприятия, организовываемые представителями титульных наций, не принимать пищу за одним столом. Кроме того, уровень личной гигиены, сохранившийся в еврейской среде еще со времен их проживания в Израиле, был значительно выше.

Однако малограмотные европейские обыватели были далеки от понимания данного факта. Они видели другое: евреев умирает гораздо меньше, чем европейцев, поэтому здесь не обходится без злого умысла. Первые слухи о том, что в массовых смертях виноваты евреи, появились спустя 3 месяца после начала эпидемии. Это произошло в Испании, в Барселоне. Подогретая слухами толпа, ринулась в еврейские кварталы, громя дома иудеев и убивая их хозяев. Тогда погибли несколько десятков человек. После этого случая папа Климент VI вынужден был издать указ, в котором отвергалась версия причастности иудеев к массовой гибели людей. Однако на обычных людей он не оказал никакого влияния.

Вскоре в Савойе местный герцог распорядился взять под стражу группу евреев и подвергнуть их пыткам. Один из арестованных, врач Балавиньи, не выдержав истязаний, оговорил себя и нескольких своих «собратьев», сказав, что они составили заговор против европейского населения. Их группа разработала рецепт особой смеси, убивающей исключительно европейцев, а потом полученную отраву начали рассылать своим соплеменникам. Те стали разбрасывать ее по христианским колодцам, отчего люди стали массово умирать. Немедленно во все концы были разосланы гонцы с тревожной вестью, и сразу же повсюду началось истребление евреев.

Практически во всех странах Западной Европы поднялась волна антиеврейских действий. Их убивали, дома разрушали, а бизнес отбирали. Наиболее щадящими действиями были простые изгнания иудеев с мест их постоянного проживания. Среди всей этой вакханалии насилия единственным светлым пятном выглядела Польша, в которой действовал Калишский статус, поэтому погромы имели локальный характер. Выжившие среди эпидемий и погромов евреи потянулись в Польшу. В те годы страной правил Казимир Великий, относившийся к вынужденным переселенцам весьма благосклонно. Беженцы из европейских стран могли свободно расселяться по Польше, получив в ней еще на несколько столетий спокойное убежище.

У евреев даже существует поверье, что само название Польши обозначает место для получения убежища. На иврите название этой страны звучит как «Полин». В то же время, еврейское словосочетание «по лин» дословно переводится, как «здесь живи». Легенда даже гласит, что во времена переселения бегущих от погромов евреев с неба им упала записка с данной надписью, будто бы сам Всевышний указал им дорогу к спасению. Таким образом, евреи и поселились в Польше.

К XVI столетию в центральной и восточной Европе складывается отдельный еврейский субэтнос – ашкенази, значительная часть которого проживала на территории Речи Посполитой. Здесь в отличие от соседней Германии евреи не были стеснены большим количеством законов, ограничивавших сферы их профессиональной деятельности, что обеспечивало постоянный приток представителей иудейской веры в польские и литовские земли. В XVI столетии из 11-миллионного населения Речи Посполитой примерно 800 тысяч были евреями.

Свобода, в которой оказались евреи, беспокоила многих поляков. В частности, в 1485 году краковские католики попытались запретить евреям любую деятельность, кроме «закладов за просроченные долги». Однако превратить евреев исключительно в ростовщиков им не удалось. В 1521 году уже главы львовского магистрата жаловались в Познань:

«Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания. Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего». Однако и в этом случае никакой реакции не последовало. Король не желал терять в лице польского еврейства мощный торгово-экономический пласт, который обеспечивал в том числе и финансовую стабильность государства.

Тем не менее, евреи постепенно сосредотачивали свою деятельность в нише, в которой их не могли побеспокоить представители других национальностей и вероисповеданий – это посреднические функции между горожанами и крестьянами. Суть деятельности такова: сначала еврей-посредник скупал у крестьян сырье и перепродавал его в город, затем закупал у горожан готовую продукцию и снова перепродавал ее уже в село.

Занять такую нишу не евреям было тяжело: нужно было много и упорно работать, лавировать и приспосабливаться, чтобы стать полезным одновременно горожанину и крестьянину. «Навар» от такой деятельности был небольшой: чуть завысь тариф, и крестьянин с горожанином стали бы договариваться напрямую.

Ближе к концу XVI столетия евреи постепенно выходят из-под влияния короля и попадают в сферу интересов магнатов. Евреи превращаются в пусть и зависимое, но вполне обособленное феодальное сословие. Они строят корчмы и кабаки, дороги и гостиницы, мастерские и заводы, тем самым участвуя в создании транспортной и хозяйственной инфраструктуры Королевства. С евреями в Речи Посполитой считаются, но главное – в них нуждаются.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх