Медицина катастроф - цели и обучение. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях Жгучая простреливающая боль во всем теле

КАФЕДРА мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

Методическая разработка

Тема 2: Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф

вопросы:

Формирования и учреждения службы медицины катастроф Минздрава России.

Формирования и учреждения Минобороны,

МВД и МПС России, входящие во Всероссийскую службу

Медицины катастроф.

Организация и основы деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы России

В чрезвычайных ситуациях.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие промышленного производства, химизация сельского хозяйства, использование атомной энергетики, возрастающие с каждым годом, перевозки экологически опасных грузов, участившиеся случаи террористических актов, повышают вероятное возникновение аварий и катастроф, создающих ЧС.

В городах на водозаборных станциях хранятся запасы хлора, на мясокомбинатах и других предприятиях пищевой промышленности имеются системы охлаждения, заполненные аммиаком, на объектах химической промышленности различные СДЯВ.

Анализ организации медицинского обеспечения пораженных при различных технологических и природных катастрофах, при террористических актах свидетельствует о необходимости наличия в составе здравоохранения мобильных сил, способных обеспечить оказание помощи пострадавшим при катастрофах. Это, прежде всего, связано с объективной необходимостью сокращения фазы изоляции, обеспечением медицинской эвакуации и своевременным оказанием медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах. Все это привело к созданию ВСМК.

Вопрос № 1: Формирования и учреждения службы медицины катастроф Минздрава России.

Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представлены:

· подвижными госпиталями;

· отрядами;

· бригадами;

· группами.

Формирования создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначены для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Формирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.

Нештатные формирования (отряды, бригады, группы) создаются на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждениях, за счет персонала на всех уровнях службы медицины катастроф.


Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений.

При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы Медицины катастроф соответствующего уровня.

Средствами СМК являются: медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное имущество и техника состоящая на оснащении.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием СМК является Полевой многофункциональный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита».

Он предназначен для:

· выдвижения в зону ЧС;

· приема пораженных;

· сортировки пораженных;

· оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным;

· подготовки к эвакуации пораженных;

· временной госпитализации нетранспортабельных пораженных (больных);

· оказания амбулаторной помощи населению.

При полном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных.

Для госпитализации пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек.

К штатным подразделениям госпиталя относятся:

· управление;

· основные отделения (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-диагностическое, госпитальное, эвакуационное);

· подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения).

К нештатным подразделениям госпиталя относятся 17 бригад:

· сортировочная;

· диагностическая;

· дежурная экстренного реагирования;

· общехирургическая;

· хирургическая детская;

· травматологическая;

· нейрохирургическая;

· ожоговая;

· офтальмологическая;

· реанимационная;

· экстрокаранарной детоксикации;

· терапевтическая;

· психиатрическая;

· инфекционная;

· радиологическая;

· токсикологическая;

· эвакуационная.

Эти бригады формируются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично, в зависимости от характера ЧС, госпиталь комплектуется бригадами различного профиля и развертывается как хирургический, терапевтический, радиологический или лечебно-профилактический.

Бригады специализированной медицинской помощи являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учреждений участвующих в ликвидации последствий ЧС. Бригады могут быть штатными или нештатными.

Задачи БСМП:

· медицинская сортировка пораженных;

· оказание специализированной медпомощи пораженным и лечение нетранспортабельных пораженных;

· подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ;

· оказание консультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

Бригады формируются органами управления здравоохранения на базе республиканских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифицированных специалистов на добровольной основе.

Назначение и изменение основного состава и дублеров персонала БСМП осуществляют руководители учреждения – формирователя в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчиняются руководителю учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчинении руководителя соответствующего центра медицины катастроф.

В режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад в праздничные и выходные дни осуществляют дежурство на дому – по графику. В ЧС руководство деятельностью бригады возлагается на руководителя центра медицины катастроф.

Сроки выезда БСМП с имуществом в район ЧС не позднее 6 часов после получения распоряжения. Режим работы бригады в ЧС – в среднем 12 ч. в сутки.

Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осуществляется решением соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Снабжение БСМП медицинским, хозяйственным и специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в укладках у формирователя, готовых к быстрой выдаче.

Руководитель учреждения-формирователя имеет прямую ответственность за формирование БСМП и их готовность к выполнению возложенных на них задач, он обязан:

· укомплектовать БСМП специалистами;

· обеспечить БСМП табельным имуществом и организовать ее сохранность, своевременное обновление и возможность быстрой выдачи;

· при получении указания центра медицины катастроф обеспечить оповещение персонала БСМП и его сбор, своевременную доставку бригады на место сбора для отправки в район ЧС.

· организовать специальную подготовку специалистов БСМП и их аттестацию;

· осуществлять финансирование дежурства и работы БСМП в ЧС, соблюдать установленные законодательством нормы социальной защиты специалистов БСМП.

Руководитель бригады назначается руководителем учреждения-формирователя из числа наиболее квалифицированных специалистов и отвечает за состояние готовности бригады к работе в ЧС и выполнение возложенных на него задач, он обязан:

· обеспечивать постоянную готовность бригады к выполнению своих штатных задач;

· организовывать и проводить специальную медицинскую подготовку персонала бригады;

· знать табельное имущество бригады, место его хранения, порядок получения и обеспечивать своевременное его получение;

· четко организовать работу бригады в соответствии с задачами, поставленными местными руководителями здравоохранения и ЛПУ, которому она придана.

Специалисты бригады подчиняются руководителю бригады, они обязаны:

· знать свои действия при оповещении, место сбора;

· знать задачи бригады и свои обязанности;

· совершенствовать профессиональные знания и навыки работы в составе БСМП;

· знать табельное оснащение бригады;

· принимать участие в проведении медицинской сортировки, оказании специализированной медицинской помощи и организации эвакуации пораженных;

· осуществлять консультативно-методическую помощь специалистам ЛПУ в зоне (районе) ЧС.

В типовом положении о бригадах специализированной медицинской помощи медицины катастроф имеются 21 типовых бригад. Наиболее часто привлекаются для работы при ликвидации ЧС ниже перечисленные бригады:

Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным хирургического профиля.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное обследование пораженных; комплексную противошоковую терапию; вмешательства по неотложным показаниям; проведение всех видов оперативных вмешательств при повреждении органов грудной и брюшной полостей, таза; хирургическую обработку ран; оказание помощи пораженным с синдромом длительного сдавления, повреждением магистральных кровеносных сосудов, различными видами острой сосудистой патологии в сочетании с обширными повреждениями прилегающих анатомических образований; антибактериальную терапию и др.

Состав бригады : руководитель (врач-хирург), 2 врача-хирурга, врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) – всего 8 человек.

Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с механическими повреждениями, главным образом опорно-двигательного аппарата и их лечения.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное обследование пораженных, комплексную противошоковую терапию, иммобилизацию и обезболивание, операции остеосинтеза, различные хирургические вмешательства по жизненным показаниям, анестезиологические и реанимационные мероприятия.

Состав бригады : руководитель (врач-травматолог), врач-травматолог, врач-анестезиолог-реаниматолог,2 операционные медицинские сестры и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) – всего 7 человек.

За 12 ч. работы бригада может выполнить до 10 операционных вмешательств.

Нейрохирургическая БСМП: предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с травмами черепа, ушибами головного мозга и позвоночника, нуждающимся в хирургической помощи.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное обследование пораженных; первичную хирургическую обработку ран мягких тканей головы; устранение вдавленных переломов костей свода черепа; наложение трепанационных отверстий; резекционные косно-пластические трепанации; остановку внутричерепного кровотечения; удаление внутричерепных гематом, очагов разможения мозга и инородных тел; декомпрессионные и стабилизирующие вмешательства на позвоночнике, удаление гематом и инородных тел из позвоночного канала и спинного мозга; анестезиологические и реанимационные мероприятия и др.

Состав бригады : руководитель (врач-нейрохирург), врач-нейрохирург, врач-анестезиолог-реаниматолог,2 операционные медицинские сестры и медицинская сестра анестезист – всего 6 человек.

За 12 ч. работы бригада проводит до 6 операционных вмешательств.

Ожоговая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с термическими поражениями.

Объем медицинской помощи бригады включает: проведение (продолжение) мероприятии по профилактике илечению ожогового шока; интенсивную инфузионно-трансфузионную дезинтоксикационнуютерапию; трахеостомиюпри ожогах дыхательных путей; лампасные разрезы при циркулярных ожогах груди, затрудняющих дыхание, и конечностей (с нарушением кровоснабжения); проведение (продолжение) мероприятий по профилактике и лечению острой сердечно-легочной недостаточности, инфекционных осложнении и др.

Состав бригады: руководительбригады (врач-хирург-комбустиолог), врач-хирург-комбустиолог. врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинскихсестры и медицинская сестра-анестезист - всего 6 чел.

Детская хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной хирургической помощи детям и их лечения. Эти бригады создаются на базе детских клиник медицинских ВУЗов, НИИ, институтов усовершенствования врачей, областных, городских детских больниц, имеющих отделения хирургического профиля.

Необходимость иметь в службе медицины катастроф такие БСМП обусловлена тем, что среди пораженных в ЧС в среднем 25 % составляют дети.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное обследование пораженных; комплексную противошоковую терапию; хирургическую обработку ран; все виды оперативных вмешательств, при повреждении органов грудной, брюшной полостей и малого таза; хирургическую помощь при переломах костей, син­дроме длительного сдавления. термических повреждениях; трансфузионную и антибактериальную терапию; анестезиологические и реанимационные мероприятия и др.

Состав бригады : руководитель (врач-хирург детский), врач-хирург-травматолог-ортопед детский, врач-анестезиолог-реаниматолог,2 операционные медицинские сестры, 2 медицинские сестры-анестезистки имедицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего7 чел.

За 12 ч работы бригадаможет провести до 10 оперативных вмешательств.

Акушерско-гинекологическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной акушерско-гинекологической помощи пораженным и больным, нуждающимся в ней, и их лечения.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное обследование; комплексную противошоковую терапию; выскабливание полости матки при маточных кровотечениях любой этиологии; принятие неосложненных (неотложных) и патологических родов, в том числе оперативнымпутем через естественные родовые пути и кесарево сечение; оперативное пособие при внутрибрюшном крово­течении гинекологической этиологии; операции надвлагалищнои ампутациии экстирпации матки; анестезиологические и реанимационные мероприятия; трансфузионную и антибактериальную терапию и др.

Состав бригады; руководитель (врач-акушер-гинеколог), врач-акушер-гинеколог, врач-анестезиолог-реаниматолог, акушерка, старшая операционная сестра, 2 ме­дицинские сестры (анестезист идетская) - всего 7 чел.

Трансфузиологическая БСМП предназначена для проведения инфузионно-трансфузионной интенсивнойтерапии, лечебного плазмафереза, гемодиализа и гемосорбции пораженным. Бригадасоздается па базе институтов (станций) переливания крови, гематологических центров.

Объем медицинской помощи бригады включает: проведение трансфузионной терапии, лечебного плазмафереза, гемодиализа, гемосорбции; определение групповой и резус-принадлежности крови доноров и пострадавших; проведение биологической пробы и пробы на совместимость при переливании крови и ее компонентов; медицинское освидетельствование доноров; заготовку и апробацию донорской крови и ее компонентов.

Состав бригады: руководитель (врач-реаниматолог), врач-хирург-трансфузиолог, врач-терапевт-организатор по заготовке крови доноров, врач-нефролог, врач-лаборант, старшая медицинская сестра (гемодиализ, заготовка крови, плазмоферез), медицинская сестра-анестезист и фельдшер-лаборант - всего 8 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Токсико-терапевтическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения, пораженных аварийноопасными химическим веществами и отравляющими веществами. Создается на базе токсикологических центров, токсикологических отделений и отделений интенсивной терапии больниц.

Лечебные учреждения, закрепленные за химически опасными объектами иимеющие в своем составе токсикологическое отделение или отделение интенсивной терапии, формируют бригады из своего состава. При отсутствии таких отделении БСМП закрепляются за соответствующими объектами решением территориальных или местных органов здравоохранения.

Объем медицинской помощи бригады включает: мероприятия интенсивной терапии и реанимации; интенсивную и поддерживающую антидотную терапию; интенсивнуюдетоксикации; симптоматическое лечение осложнений соматогенной фазы.

Состав бригады; руководитель (врач-анестезиолог-реаниматолог-токсиколог), врач-терапевт-токсиколог, медицинская сестра (анестезист) ифельдшер (медицинская сестра) - всего 5 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 пораженным.

Психиатрическая БСМП предназначена для организации иоказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с острыми реактивными психозами и другими психическими расстройствами в ЧС. Она создается на базе психиатрических больниц и диспансеров.

Объем медицинской помощи бригады в зависимости от места работы включает: дифференциально-диагностическую оценку психических расстройств; купирование реактивных состояний; психолого-психиатрическую помощь при стрессовых состояниях; адекватную терапию пораженных с реактивными психозами и выраженными невротическими расстройствами до их эвакуации; лечение пораженных в ЛПУ испециализированных медицинских учреждениях; профилактику невротических, астенических, психосоматических расстройств среди пострадавшего населения и лиц, выполняющих аварийно-спасательные работы.

Состав бригады: руководитель (врач-психиатр), 2 врача (психиатр и психофизиолог), 2 медицинские сестры - всего 5 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 -100 пораженным.

Инфекционная БСМП предназначена для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных. Создается на базе ЛПУ инфекционного профиля и ЛПУ, имеющих инфекционные отделения.

Объем медицинской помощи бригады включает: введение лечебных сывороток, гамма-глобулинов, иммунных препаратов; антибактериальную терапию антибиотиками направленного действия, химиопрепаратами; дезинтоксикационную терапию, введение десенсибилизирующих препаратов; симптоматическое лечение и др.

Состав бригады: руководитель (врач-инфекционист), 2 врача (терапевт - инфекционист и педиатр), 3 медицинские сестры - всего 6 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50-100 больным.

Лечебные учреждения, участвующие в ликвидации последствий ЧС, при необходимости могут усиливаться и другими БСМП: анестезиологическими, логическими, офтальмологическими, оториноларингологическими, челюстно-лицевой хирургии, терапевтическими, педиатрическими, лабораторно-диагностическими бригадами. Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специальностей еще 2-3 врачей и 3-5 средних медицинских работников.

В состав санитарно-токсикологической БСМП входят: руководитель (врач-гигиенист), 1 врач-токсиколог, 2 химика - аналитика, инженер по электронной технике - всего 5 чел.

Радиологическая БСМП включает: руководителя (врача-гигиениста), 2 врачей-специалистов по радиационной медицине, врача-лаборанта-гематолога, 2 физиков-дозиметристов, физика-спектрометриста - всего 7 чел.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основными задачами бригады являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады : руководитель - врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра-анестезистка), санитар и водитель - всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формированиями службы медицины катастроф, предназначенными для оказания первой врачебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных из очага. Они создаются на базе городских, центральных районных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и здравпунктов.

Состав бригады: руководитель - врач, старшая медицинская сестра, 2 медицинские сестры, санитар, водитель-санитар - всего 6 чел.

Укомплектование медицинским имуществом врачебно-сестринских бригад осуществляется учреждениями-формирователями согласно табелю. Имущество, готовое к работе, хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках. Укомплектование транспорта водителями проводится распоряжением руководителя учреждения-формирователя или решением администрации города (района).

За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 пора»

Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной помощи, являются бригады доврачебной помощи и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи.

Бригады доврачебной помощи являются подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пораженных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

Они создаются и укомплектовываются согласно табелю на основании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений,здравпунктов и используются для работы в очаге ЧС (на границе очага).

На объектах бригады могут создаваться по решению руководителя объекта за счет персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель - фельдшер (медицинская сестра), 1-2 медицин­ские сестры, водитель-санитар - всего 3-4 чел.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады : 2 фельдшера (один из них - руководитель), санитар иводитель - всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Учреждениями службы медицины катастроф Минздрава России являются центры медицины катастроф, больницы и базы снабжения, выполняющие свои зада­чи на местах постоянной дислокации.

Лекция 1: Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф.

Вопросы:

  1. медицина катастроф: общая характеристика.
  2. Виды поражений при катастрофах.
  3. Служба медицины катастроф: цели, задачи.
  4. Структура службы медицины катастроф.
  5. Служба медицины катастроф омской области.

1. Медици́на катастро́ф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти 20 в.

Чрезвыча́йная ситуа́ция — внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии.

Различают чрезвычайные ситуации локального (1—10 пострадавших), территориального (10—50 пострадавших), регионального (50—500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня.

Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине» — положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды Различают К. по объекту, на котором она произошла, по причинам или характеру воздействия на окружающую среду.

2. Виды поражений при катастрофах:

А) Травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

Б) Ожо́г — повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.).

В) Отравле́ние — заболевание или иное расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина, а также действие, вызвавшее такое заболевание (например, убийство или самоубийство с помощью яда).

Г) Синдро́м дли́тельного сдавле́ния (синонимы: компартмент-синдром, краш-синдром, травматический токсикоз, синдром (длительного) раздавливания, компрессионная травма, синдром размозжения, эпоним: синдром Байуотерса (англ. Bywaters)) — возникающий вследствие продолжительного нарушения кровоснабжения (ишемия) сдавленных мягких тканей токсикоз, характеризующийся, помимо местных, системными патологическими изменениями в виде гиперкалиемии и почечной недостаточности. Встречается у пострадавших при землетрясениях, завалах в шахтах, обвалах и т. п.

Д) Лучева́я боле́знь — заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений и характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.

Е) Инфекцио́нные заболева́ния — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью; лат. virus — яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие — освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).

3. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.

Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Основными задачами Службы являются:

Разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК и Службы;

Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

Координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);

Участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;

Выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;

Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;

Совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

Создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;

Разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

Координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;

Разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;

Международное сотрудничество в области медицины катастроф.

4. Структура службы медицины катастроф

А) Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас» МЧС РФ — единственное формирование МЧС, в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами. Данному формированию придан аэромобильный госпиталь. В составе других подразделений МЧС медиков нет. На должность спасателя охотно принимаются люди с медицинским образованием, но они не экипируются медицинским оборудованием, медикаментами и не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. «Центроспас» не относится непосредственно к Службе Медицины Катастроф, но принимает активное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС.

Б) Головное учреждение СМК — Всероссийский Центр Медицины Катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ. Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня. В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) — решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом. Участвует в различных гуманитарных операциях совместно с Пограничной службой ФСБ России и МЧС России. Обычно медики полевого многопрофильного госпиталя работают на базе аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас» МЧС России или же развёртывается совместный (сводный) госпиталь в районе ЧС. Также авиамедицинская эвакуация пострадавших осуществляется авиатранспортом МЧС с использованием специальных авиаэвакомодулей, совместно разработанных специалистами МЧС и ВЦМК «Защита».

В) Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) — учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области. В Москве — свой отдельный центр Медицины Катастроф — Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).

Г) Станции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.

Д) Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)(в начале 90-х годов 20 века носило название «Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем», «ФУМБЭП» — термин иногда встречается в документах того периода и в литературе) — правопреемник 3-го Главного управления Минздрава СССР. ВЦМК «Защита» в своё время был организован в самостоятельное учреждение с прямым подчинением Минздраву, из двух подразделений ФМБА и многие медики из больниц и медсанчастей ФМБА работали по совместительству в ВЦМК «Защита». Занимается медицинским обеспечением предприятий атомной промышленности, военно-промышленного комплекса и других, а также «закрытых» населённых пунктов при засекреченных предприятиях, ликвидацией медицинских последствий ЧС на этих предприятиях и в населённых пунктах. Начиная с 2008 года сотрудники ФМБА всё активнее участвуют в ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС совместно с ВЦМК «Защита» и МЧС России.

5. О службе медицины катастроф Омской области

Омская область является высокоразвитой индустриальной и аграрной областью России. Наибольший удельный вес в объеме производства промышленной продукции занимает нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленность. концентрация 95% промышленных предприятий, в том числе 100% предприятий ВПК и 100% электроэнергетики делают г. Омск в значительной степени уязвимым от воздействия современных средств поражения и от возможных аварий и катастроф. В результате ЧС, которые могут произойти на территории области, может пострадать большое количество населения, нанесен значительный материальный ущерб области и нарушена жизнедеятельность. Кроме того географическое расположение, климат, большая площадь области не исключают возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного характера, а наличие в природе области очагов различных инфекционных заболеваний делает возможным массовые эпидемии.

Особенности Омской области, влияющие на организацию защиты населения и ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС:

1. Континентальный климат с холодной зимой, непродолжительным летом, со значительными колебаниями по территории области.

2. Выраженное весеннее половодье с подтоплением населенных пунктов.

3. Затрудненное транспортное сообщение с северными районами области, особенно весной и осенью.

4. Значительная протяженность области и большие расстояния между населенными пунктами.

5. Наличие на территории области мощного нефтехимического и обрабатывающего комплекса промышленных предприятий, насыщенных потенциально-опасными производствами.

6. Наличие крупных, большой протяженностью и государственного значения транспортных магистралей.

7. Наличие на территории области магистральных нефте-, прдукто-, газопроводов

8. Наличие в области очагов природно-очаговых инфекций и возможный занос их из приграничных районов Казахстана.

Официально начало созданию в области службы медицины катастроф положено в январе 1992 года, когда было принято постановление Главы Администрации Омской области "О создании в области службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях". В апреле того же года был создан и начал один из первых в России территориальный центр экстренной медицинской помощи. Реально же проблема медицины катастроф встала на повестку дня в области более 15 лет назад, когда в октябре 1984 года в аэропорту города Омска, в результате авиакатастрофы сгорел самолет со 160 пассажирами на борту и практическое здравоохранение оказалось не готовым к действиям в этой ситуации.

Уже в 1985 году на базе МСЧ № 1 было проведено специальное учение

  • 1.2. Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 1.3. Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 1.4. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения
  • Глава 2. Задачи и организационная структура всероссийской службы медицины катастроф
  • 2.1. Краткий очерк истории возникновения медицины катастроф
  • 2.2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях
  • 2.3. Определение, задачи и мероприятия по режимам деятельности службы медицины катастроф
  • 2.4. Основные принципы организации службы медицины катастроф
  • 1. Государственный и приоритетный характер.
  • 2. Территориально-производственный принцип.
  • 3. Централизация и децентрализация управления.
  • 4. Плановый характер.
  • 5. Принцип универсализма.
  • 6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.
  • 8. Принцип единства медицинской науки и практики.
  • 10. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в чс.
  • 11. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
  • 2.5. Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф
  • Силы службы медицины катастроф
  • 2.6. Организационная структура службы медицины катастроф министерства здравоохранения Российской Федерации
  • 2.7. Служба медицины катастроф Министерства Обороны Российской Федерации и силы мвд, мпс России, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чс
  • 2.8. Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны
  • 2.9. Санитарно-эпидемиологическая служба медицины катастроф
  • 9. Центры местного уровня - центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, которые осуществляют:
  • Глава 3. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
  • 3.1. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных
  • 3.2. Понятие об этапе медицинской эвакуации
  • 3.3. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения
  • 3.4. Виды и объем медицинской помощи
  • 3.5. Понятие о медицинской сортировке пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях
  • 3.6. Медицинская сортировка на этапах медицинской эвакуации
  • Медицинская документация форма № 167/у-96
  • 3.7. Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 4. Организация медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях мирного времени
  • 4.1. Организация оказания первой медицинской помощи
  • 4.2. Организация оказания доврачебной и первой врачебной помощи
  • 4.3. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи
  • 4.4. Организация работы этапов медицинской эвакуации в зоне (районе) чс
  • 4.4.1. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания первой врачебной помощи в чс
  • 4.4.2. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированной медицинской помощи в чс
  • 4.4.3. Основные положения организации работы функциональных подразделений этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированной медицинской помощи в чс
  • 4.5. Подвижной многопрофильный госпиталь
  • 4.5.1. Содержание деятельности и основные задачи госпиталя
  • 4.5.2. Организационно-штатная структура госпиталя
  • 4.5.3. Задачи основных подразделений госпиталя
  • 4.5.4. Принципы развертывания госпиталя
  • 4.5.5. Организация работы функциональных подразделений госпиталя
  • Перечень обязательных учетных документов пмг
  • 4.5.6. Организация материально-технического обеспечения
  • 4.5.7. Перемещение и организация охраны госпиталя
  • 4.6. Организация работы больницы в чрезвычайных ситуациях
  • 4.7. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях
  • 4.8. Особенности организации медицинского обеспечения при ликвидации радиационных аварий и катастроф
  • 4.9. Особенности организации медицинской помощи населению в очагах химического поражения аохв
  • 4.10. Учет и отчетность в системе Всероссийской службы медицины катастроф
  • 4.11. Некоторые социально-психологические аспекты управления службой медицины катастроф
  • Основные общие недостатки системы "руководитель-коллектив" в управлении медицинской службой
  • 1. Руководитель формального типа (попустительского, анархического):
  • Глава 5. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах массового поражения военного времени
  • 5.1. Организация ввода группировки сил го в очаг массового поражения
  • 5.2. Организация оказания первой медицинской помощи в очаге ядерного поражения
  • 5.3. Организация оказания первой врачебной помощи в очаге ядерного поражения
  • 5.4. Особенности организации оказания первой медицинской и первой врачебной помощи в очаге химического поражения
  • 5.5. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в очагах массового поражения
  • Заключение
  • Основные понятия
  • Список сокращений
  • Литература
  • 2.2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях

    Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.

    В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинскои помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.

    Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф заключается в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.

    При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

    Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

    Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.

    Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, т. е. в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе ЧС и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатическо-погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.

    При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    Он должен:

      хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

      знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;

      владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, представители которых могут работать в службе катастроф;

      быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев РСЧС, знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;

      знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на обслуживающей территории (регионе), места расположения их учреждений;

      быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.

    Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении - медицины катастроф.

    Постоянно расширяющееся участие врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий требует заблаговременной подготовки кадров в этой области.

    Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.

    В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинской помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.

    Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф заключается в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.

    При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

    Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

    Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ1, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.


    Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, т. е. в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе ЧС и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатических и погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.

    При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    Он должен:

    · хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

    · знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;

    · владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, представители которых могут работать в службе катастроф;

    · быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев РСЧС, знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;

    · знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на обслуживающей территории (регионе), места расположения их учреждений;

    · быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.

    Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении - медицины катастроф.

    Постоянно расширяющееся участие врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий требует заблаговременной подготовки кадров в этой области.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх