Организация эксплуатации автотранспорта на предприятии. Организация эксплуатации автотранспортных средств. Особые виды перевозок

В соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортные средства, должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда, а вновь приобретаемые - как правило, иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности труда.

Запрещается эксплуатация транспортных средств без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

Вновь приобретенные, арендованные или полученные после капитального ремонта транспортные средства допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию. Перечень неисправностей, при которых запрещается их эксплуатация, определяется согласно документации завода-изготовителя.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств осуществляется только после остановки и выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

При техническом обслуживании и ремонте сборочные единицы машины, транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей.

Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения. Включение, запуск и работа транспортных средств должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

При использовании транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте водителя не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

Техническое состояние и оборудование автомобилей всех типов, марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать правилам по охране труда на автомобильном транспорте. Они должны проходить технические осмотры в соответствии с правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России,.

При размещении и эксплуатации транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта. Перемещение, установка транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.

Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца линии и наряда-допуска.

При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее установленных нормативов;

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

Установка стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщиков.

При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м. от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.

Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

При работе на автомобильном транспорте необходимо:

Соблюдать меры осторожного обращения с источниками огня, высоких температур;

Контролировать параметры газовоздушной среды, не допуская их до пороговых значений и др.;

Не допускать пролива и протечек топлива, открытого выделения паров топлива.

Стоянка автотранспортных средств в помещении с работающим двигателем внутреннего сгорания запрещается. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар. Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.

Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

Движение транспортных средств по льду рек и водоемов допускается только по специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы. Движение должно осуществляться при открытых дверях кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя). Дату открытия и прекращения движения по ледовой переправе устанавливает руководитель организации, в ведении которой находится переправа.

В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей. Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения.

Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для общего пользования, должна выполняться с соблюдением требований инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.

При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:

Навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;

Ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.

Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:

а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;

б) поворотными кругами.

Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад. Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.

Перевозка автотранспортом опасных грузов должна выполняться в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

Перевозка взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под этих грузов должна производиться в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке с органами надзора.

Емкости с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.

Перевозка бензина допускается только в специальных цистернах или в металлической таре с плотно завинчивающимися пробками. Бензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, а емкости для хранения бензина - заземлены. Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля не разрешается.

В соответствии с требованиями иностранных компаний водители и транспортные средства подрядчика и субподрядчика, предоставленные для выполнения работ, должны соответствовать Стандарту по управлению вопросами безопасности дорожного движения компании основные требования котрого изложены ниже.

Характер строительных работ и производственной деятельности по проекту компании определяет требования к дорожно-транспортным операциям. Комбинация дорожных условий и экологической ситуации, удаленности мест работы и стандартов вождения делает весьма существенным риск, связанный с автомобильным транспортом. Угрозы, связанные с управлением транспортными средствами, представляют собой одну из 6 основных категорий опасностей, установленных в обосновании вопросов ОТОСБиСД для автомобильного транспорта.

Поэтому очень важно, чтобы весь персонал, участвующий в выполнении дорожно-транспортных операций, применял обязательные средства управления, установленные стандартом. Данный персонал, а также подрядчики обязаны предпринять адекватные меры по снижению рисков, связанных с дорожно-транспортными операциями до ПЦНУ и обеспечить охрану труда и безопасность персонала, использующего автомобильный транспорт при выполнении своих обязанностей.

Весь персонал Компании при движении по дорогам на транспортных средствах Компании или по делам Компании всегда обязан выполнять приводимые ниже «золотые правила» по безопасности дорожного движения.

Обязательно:

пользоваться ремнями безопасности -- на передних и задних сидениях в легковом, грузовом автомобиле или в автобусе,

руководствоваться Планом поездки.

Ни в коем случае:

не превышать оптимальную (для данных погодных, дорожных условий и состояния покрытия) скорость,

не употреблять спиртных напитков в дороге.

Для дорог используемых компанией:

Профессиональный инженер-строитель дорог должен официально проверить план дороги до начала производства работ по этому плану;

Официальные пуско-наладочные работы должны быть произведены и подписаны профессиональным инженером-строителем дорог и хозяином объекта до введения дороги в эксплуатацию;

Инспекции должны проводиться регулярно через промежутки времени, определяемые частотой использования дороги, местными климатическими условиями и уровнем подверженности рискам;

Предложения по текущему обслуживанию должны быть одобрены профессиональным инженером-строителем автомагистралей;

Отчеты о состоянии дороги и корректирующих действиях должны быть доступны всем водителям, чтобы они могли сообщать о достоянии дороги, покрытия и дорожных знаков.

Известные места с повышенным риском, включая общественные и принадлежащие третьей стороне дороги, должны быть отмечены на карте, чтобы быть включенными в процедуру по управлению поездками.

При использовании автомобильного транспорта в компании необходимо применять систему управления поездками. Существуют пять основных причин применения системы управления поездками:

Проверка обоснованности каждой поездки с точки зрения производственной необходимости;

Выбор наиболее приемлемого вида транспорта для каждой поездки;

Совместное использование транспорта с другими сотрудниками, совершающими поездки по тому же маршруту, для сведения к минимуму пробега транспортного средства;

Обеспечение способности водителей управлять транспортным средством в течение всего времени пребывания в пути;

Обеспечение активного мониторинга совершаемых поездок, чтобы гарантировать их безопасное завершение и оказание эффективной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия или задержки транспортных средств.

Компания должна разработать процедуры по регулированию поездок для удовлетворения приведенным выше критериям. Подрядчики должны либо использовать процедуру Компании, либо применить свою собственную систему регулирования командировок при условии, что она соответствует и удовлетворяет вышеупомянутым критериям.

Управление транспортными средствами в темное время суток (которое определяется как период времени через 30 минут после заката солнца и за 30 минут до восхода солнца) не разрешается. Исключения составляют случаи реагирования в аварийной ситуации или явно выраженной производственной необходимости. Ответственность за разрешение на управление транспортными средствами в ночное время, которое выдается в индивидуальном порядке, несет лицо, санкционирующее поездку. Это требование не относится к перемещениям на автобусах сменных бригад.

Управление транспортными средствами Компании в условиях бездорожья разрешается только в случае явно выраженной производственной необходимости. Термин «вождение в условиях бездорожья» означает управление автомобилем на участках почвы, не подготовленных для езды, то есть не выровненных и не имеющих дорожного покрытия. В этом случае в Плане поездки должны быть предусмотрены дополнительные меры по управлению ОТОСБиСД для компенсации рисков, связанных с вождением в условиях бездорожья.

Транспортные средства должны быть оснащены бортовыми системами мониторинга (БСМ). БСМ должны использоваться для предоставления информации супервайзерам с тем, чтобы обеспечить квалифицированную помощь для водителей, постоянное улучшение ими стиля вождения, а также создать основу для идентификации водителей и системы их премирования.

Менеджеры автомобильного транспорта должны обеспечивать наличие необходимых организационных мер для выявления и реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с транспортными средствами. Планы управления поездками должны предусматривать, каким образом данные меры применяются для конкретных поездок:

Организация мер реагирования на чрезвычайные ситуации должна включать в себя:

Определение способа выявления потребности в реагировании (например, экстренная связь, задержка прибытия и т.д.), и возможности применения различных способов для разных видов поездок;

Организацию мер по оказанию соответствующей технической и медицинской помощи на месте аварии;

Организацию мер по нахождению потерявшегося персонала и починке/эвакуации транспортного средства;

Организацию сбора груза, выпавшего из транспортного средства во время аварии;

Организацию ликвидации всех утечек загрязняющих веществ, которые могут повлиять на окружающую среду.

Компания, ее подрядчики и субподрядчики должны сформировать группы мониторинга дорожной безопасности, ответственные за оценку соответствия стандартам и процедурам по автомобильному транспорту. Группы мониторинга дорожной безопасности будут проводить проверки на дорогах, чтобы удостовериться в соответствии автомобильного транспорта требованиям СЭИК. Сюда входят проверки пригодности транспортных средств и их технического состояния, грузов и методов их крепления, проверки водительских документов и документов на транспортные средства, скорости движения и поведения водителей.

Результаты таких проверок - положительные и отрицательные - сообщаются водителям и их работодателям.

Подрядчик обязан сообщить компании об отстранении водителя подрядчика или субподрядчика от выполения работ в рамках проекта по следующим причинам:

Отстранение от работы за вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения;

Отстранение от работы за несоблюдение скоростного режима;

Явился причиной ДТП (которое, согласно матрице оценке рисков, оценивается по 3-му или более высокому уровню в отношении людей);

Лишение водительских прав органами власти при исполнении служебного задания;

Уволен, в связи с кражей корпоративного имущества.

Все транспортные средства должны быть соответствующим образом застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом тех видов операций, для которых они используются.

Компенсации за травмы, полученные водителем или пассажиром, должны оговариваться в договоре между компанией ее подрядчиками. Данное обстоятельство предусматривает взаимную компенсацию за ущерб между компанией и подрядчиками, которая должна быть основным положением при нанесении повреждения или причинении ущерба людям или имуществу. По соглашению о взаимной компенсации компания несет ответственность за имущество и людей даже в случае, когда ущерб причинен в результате небрежности Подрядчика (и наоборот).

Если участником дорожно-транспортного происшествия оказался российский служащий, будь он водителем или пассажиром, то данное происшествие рассматривается как «профессиональный инцидент» и при расследовании по нему в случае травмы или смертельного исхода применяются правовые нормы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Посторонние лица не должны находиться в транспортных средствах Компании за исключением случаев, когда перед поездкой они заполняют и сдают в Транспортный отдел форму «Освобождение и отказ от ответственности» Любые лица, не относящиеся к указанным в настоящем стандарте категориям, но желающие совершить поездку в транспортном средстве компании, должны заполнить форму «Освобождение и отказ от ответственности».

по охране труда
ГЛАВА 12
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

223. Эксплуатация автомобильных транспортных средств (далее – автотранспорт) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 199, 2/1375), Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/881), требованиями настоящих Правил, Правил дорожного движения, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, санитарных правил и норм СанПиН 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г., эксплуатационных документов организаций – изготовителей автотранспортных средств.

224. Техническое состояние автотранспорта, находящегося в эксплуатации, должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», утвержденного постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 2 декабря 1991 г. № 1851.

225. Перевозка работников и других лиц (далее – пассажиры) и грузов автотранспортом осуществляется в соответствии с Правилами организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортном, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 97, 8/8453).

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 194, 8/11762).

226. Каждое автотранспортное средство, находящееся в организации, подлежит государственной регистрации и закрепляется за конкретным водителем.

К эксплуатации допускаются автотранспортные средства, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр.

227. Руководитель организации для обеспечения безопасной перевозки пассажиров и грузов создает службу безопасности движения (назначает лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств).

228. Автотранспортные средства должны проходить ежедневное обслуживание, включающее проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств, уход за ними и заправочные операции.

Проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств осуществляют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.

По прибытии с линии проверяется комплектность автотранспортных средств, наличие неисправностей, поломок и повреждений, устанавливается потребность в текущем ремонте.

Перед выпуском на линию проверяется внешний вид, комплектность и техническое состояние автотранспортных средств.

229. Перед направлением в рейс непосредственный руководитель знакомит водителя с условиями работы на линии и особенностями перевозимого груза.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней один из водителей назначается старшим, ответственным за охрану труда. Выполнение требований указанного ответственного лица обязательно для всех водителей автомобилей данной группы.

230. Перевозка пассажиров осуществляется автомобилями, оборудованными соответствующим образом. Количество пассажиров, перевозимых в кабине, салоне, не должно превышать количества, указанного в техническом паспорте на данный автомобиль.

231. Допускается перевозка пассажиров в кузове грузового автомобиля или кузове-фургоне, оборудованных сиденьями с прочными спинками. Сиденья должны быть закреплены на высоте 0,3–0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

232. Перед посадкой пассажиров в кузов грузового автомобиля водитель инструктирует их о порядке посадки в кузов, размещения в кузове и высадки из кузова. Начинать движение следует убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

233. Посадка и высадка пассажиров осуществляются только после полной остановки автомобиля. Движение автомобиля начинается только с закрытыми дверями. Открытие дверей производится после полной остановки автомобиля.

234. Не допускается отдыхать и спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на стоянках, а также применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины (салона) автомобиля или приготовления в ней пищи.

235. При возникновении неисправностей автотранспортных средств во время работы на линии водители прекращают движение, устанавливают знак аварийной установки за автотранспортным средством на расстоянии не менее 15 м в населенных пунктах и 40 м – вне населенных пунктов и принимают меры по устранению неисправностей.

236. Устранение неисправностей осуществляется в соответствии с требованиями безопасности, содержащимися в инструкциях по охране труда, технологических документах на ремонт автотранспортного средства, эксплуатационных документах организаций-изготовителей.

При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается, необходимо следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности, а при невозможности движения сообщить в организацию.

Не допускается привлекать к устранению неисправностей автотранспортных средств лиц, не имеющих на это права.

237. Для поддержания автотранспорта в исправном состоянии организуется техническое обслуживание и текущий ремонт в соответствии с требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 67.

238. Техническое обслуживание и ремонт производят работники, имеющие соответствующую квалификацию по профессии (специальности), прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

При техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств выполняются требования СТБ 960-94 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 июня 1994 г. № 6, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, эксплуатационных и ремонтных документов организаций-изготовителей, технологической документации.

Техническое обслуживание и текущий ремонт производят на специально отведенных местах (постах) технического обслуживания и ремонта, оснащенных осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и тому подобными необходимыми устройствами и механизмами, приборами, приспособлениями, инвентарем, инструментом.

239. Проведение предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей автотранспорта организуется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 3, 8/8898).

УТВЕРЖДЕНА

________________________

«___»______________201_г

Тема № 27

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

Г. ИВАНТЕЕВКА

Тема 27.

Основные вопросы темы:

Организация технического обслуживания автотранспорта.

Дорожно-транспортные происшествия и их профилактика.

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.- 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с. : ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

3. Методика организации профессионального отбора водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Практическое пособие.
Год: 2011

4. Техническая эксплуатация автотранспортных средств. Выбор стратегии организации и управления.

5. Требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Уч. пособие. 2012 г.

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.

4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

Организация работы автотранспортного предприятия

Нормативная база

Федеральный закон «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности».

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»

Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте"



Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"

Приказ Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов

Основные принципы государственной политики в сфере автомобильного транспорта :

1) единство политики в области автомобильного транспорта на федеральном, региональном и местном уровнях;

2) обеспечение безопасности автотранспортной деятельности на основе применения единых требований норм, правил и стандартов;

3) установление ответственности государства за осуществление предупредительных мер в сфере обеспечения безопасности автотранспортной деятельности;

4) социальная направленность государственного управления автотранспортной деятельностью и обеспечение приоритета вопросов охраны жизни и здоровья граждан;

5) обеспечение доступности автотранспортных услуг для всех граждан, включая создание социальных гарантий для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных граждан;

6) установление стандартов транспортного обслуживания граждан, организаций, территорий;

7) интеграция в международный рынок автотранспортных услуг на основе гармонизации российского законодательства в области автомобильного транспорта с действующими международными соглашениями Российской Федерации.

Основные понятия:

Автомобильный транспорт – вид транспорта, на котором в качестве подвижного состава используются самоходные и прицепные колесные транспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам.

Автомобильный транспорт общего пользования организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом по обращению любого лица на условиях публичного договора перевозки.



Автотранспортная деятельность – деятельность, осуществляемая с использованием автотранспортных средств для выполнения всех видов перевозок пассажиров, багажа и грузов (за исключением перевозок для личных, семейных или бытовых нужд), деятельность по выполнению иных организационных и технологических операций, связанных с перевозкой автомобильным транспортом, а также иная деятельность по оказанию услуг и выполнению работ в сфере эксплуатации автотранспортных средств.

Стандарты автотранспортной деятельности – нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к условиям и порядку осуществления автотранспортной деятельности, требования к производственно-техническому обеспечению автотранспортной деятельности, квалификационные требования к персоналу, документированию результатов автотранспортной деятельности и качеству оказываемых услуг.

Особые виды перевозок.

Положение о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Перевозка детей

При организации перевозок детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:

Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар.

Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.

Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами.

Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.

Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.

Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.

При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Заблаговременно согласовать маршрут движения.

Рабочее время водителей

Постановление Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями от 23 октября 2001 г.)

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов , а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя .

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (п.12б настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Должен знать

· организацию технической эксплуатации автомобилей;

· технологическое проектирование автотранспортных предприятий и подразделений;

· безопасность дорожного движения;

· организацию автомобильных перевозок;

· организацию материально-техническое обеспечение, лицензирование и сертификация;

· технологические основы механизированных работ.

Должен иметь

· Знание порядка работы по регистрации автомобиля в ГИБДД.

· Знание периодичности и объема ТО автомобилей.

Должен уметь

· Организация транспортного обслуживания подразделений

· Организация обеспечения эксплуатации служебного автотранспорта.

· Приобретение и реализация автотранспорта

· Проведение регистрационных действий в ГИБДД и ВК,

· Проведение мероприятий с водителями по БДД,

· организовать хранение и контроль за использованием служебного автотранспорта.

· Ведение учета по автотранспорту, расходам на его эксплуатацию и отчетности.

УТВЕРЖДЕНА

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 27

«Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на объекте экономики».

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

Г. ИВАНТЕЕВКА

Тема 27.

Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на ОЭ.

Основные требования при эксплуатации автомобилей изложены в Ме­жотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском элект­рическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и ком­муникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила).

В соответствиями с требованиями Правил должностные и иные лица транс­портных и других организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не должны допускать к участию в дорож­ном движении транспортные средства и водителей при нарушении требова­ний, установленных Правилами дорожного движения и данными Правилами.

Водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр со­гласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицин­ских обследований водителей механических транспортных средств (за ис­ключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министер­ства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84.

Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем двумя противо­откатными упорами для подкладывания под колеса, собранной из двух слоев деревянной подкладкой под пяту домкрата, равной двух-, трехкратной пло­щади пяты, и толщиной не менее 30 - 40 мм, медицинской аптечкой; знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплекто­вываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.

При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью бо­лее 12 часов) грузовые автомобили и автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспо­соблением, в зимнее время - дополнительно цепями противоскольже­ния. Укомплектованность автомобиля данными приспособлениями долж­на подтверждаться записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя.

Наниматель обязан перед выездом информировать водителя об усло­виях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направ­лении водителя в рейс продолжительностью более одного дня - прове­рять укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность.

Наниматель не вправе:

Требовать от водителя (водитель не имеет права) выезжать на транс­портном средстве, если его техническое состояние и дополнительное обо­рудование не соответствуют Правилам дорожного движения, данным Правилам;


Направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного законодательством о труде.

Направляя водителя в рейс продолжительностью более одного дня, нани­матель обязан записать в путевой лист маршрут следования и режим работы водителя, провести инструктаж по безопасности дорожного движения.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней наниматель обязан приказом назначить лицо, ответственное за соблюдение требований по охране труда. Выполнение распоряжений этого лица обязательно для всех водителей данной группы автомобилей.

Работа автомобилей на строительных площадках, территории промыш­ленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения соответствующих должностных лиц, ответственных за безопасность труда на указанных объектах.

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть допол­нительно проинструктирован по правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Не допускается выполнение работ по обслуживанию и ремонту транс­портных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.

Наниматель перед направлением автомобилей в рейс по зимним до­рогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местах нахождения ближайших струк­турных подразделений государственной автомобильной инспекции, орга­низаций здравоохранения, дорожно-эксплуатационных организаций и тому подобных, а также помещениях для отдыха по всему пути следования.

Перевозка опасных грузов должна осуществляться только на специ­ально оборудованных автомобилях для конкретных грузов и при наличии аварийной карточки, предоставляемых заводом-изготовителем или отпра­вителем груза водителю, сопровождающему лицу.

Ежедневно при выпуске на линию и приемке с линии газобаллонные авто­мобили должны подвергаться дополнительному осмотру с целью проверки гер­метичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соедине­ний, газопроводов, клапанов газового редуктора проверяется с помощью специ­альных приборов или мыльной эмульсией. Обнаруженные неисправности га­зовой аппаратуры устраняются только в цехах (на постах) по ремонту и регули­ровке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

Не допускается запускать двигатель и эксплуатировать автомобили с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью.

При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан со­блюдать требования безопасности, установленные для ремонта и техни­ческого обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водите­ля необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается. Не допускаются к ремонту на линии посторонние лица (грузчики, сопро­вождающие, пассажиры и другие).

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень среднего профессионального образования).

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» является одной из дисциплин по выбору студентов по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Изучение предмета базируется на знаниях студентов, полученных при изучении дисциплин: «Автомобили», «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей», «Правила безопасности дорожного движения».

Целью дисциплины является формирование у учащихся системы профессиональных знаний и навыков по эксплуатации автотранспортных средств.

В процессе изучения дисциплины учащиеся знакомятся с организацией работы грузового автомобильного транспорта в условиях нового хозяйственного механизма.

При изучении дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» особое внимание уделяется вопросам технологии транспортного процесса по перевозке грузов, эффективности использования автотранспортных средств, экономии трудовых и материальных ресурсов.

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» имеет целью помочь учащимся колледжа представить современное состояние и тенденции развития работы автотранспортных предприятий по организации грузоперевозок; эксплуатации, поддержанию технического состояния и повышению экономичности работы подвижного состава.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: типы и организационную структуру автотранспортных предприятий, основные показатели работы автотранспортных средств, классификацию и основные эксплуатационные свойства подвижного состава, основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия, классификацию грузов, организацию грузоперевозок, правила технического содержания подвижного состава, организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава.

Студенты должны уметь: составлять и оформлять техническую и отчетную документацию по эксплуатации и техническому обслуживанию подвижного состава; разрабатывать графики эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава; организовать работу персонала по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильного транспорта, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины; обеспечивать безопасность работ по эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей.

Учебному заведению предоставляется право корректировки содержания, последовательности изучения учебного материала, распределения учебных часов по темам, а также замены отдельных практических работ другими, сходными по содержанию. При этом могут вноситься дополнительные требования к уровню подготовки специалистов с учетом региональных особенностей специфики учебного заведения и требований заказчика.

Все изменения в программу вносятся по решению цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

2. Тематический план дисциплины.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение

2

Раздел 1.

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

2

Тема 1.2. Организационная

2

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта . Классификация автомобилей.

4

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

2

Итого по разделу

10

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава (КТГ).

2

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава (КВЛ, КИП, КИГ).

6

Итого по разделу

8

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы АТП . Экономическая подготовка. Техническая подготовка. Организационная подготовка.

6
2
2

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки . Учет выполненных работ

4

. Оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих. Оплата труда водителей. Особые случаи оплаты труда.

8

Итого по разделу

22
2

. Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов. Особенности перевозки различных грузов. Технологические, смешанные, централизованные перевозки.

8

. Централизованное и децентрализованное диспетчерское руководство.

4

Итого по разделу

14

. Планово-предупредительная система ТО и Р автомобилей.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания на автотранспортных предприятиях . Организация ремонта на автотранспортных предприятиях. Производительность труда. Рабочее место, инструмент и приспособления.

. Методы и средства диагностирования.

Итого по разделу

Тема 6.1. Топливо . Бензины. Дизельное топливо. Сжатые и сжиженные газы.

Тема 6.2. Моторные масла

Тема 6.3. Трансмиссионные масла

Тема 6.4. Специальные масла

Тема 6.5. Пластичные смазки

Тема 6. 6. Эксплуатационные жидкости. Электролит, амортизаторные, тормозные жидкости. Антифризы.

Тема 6.7 Жидкости для гидравлических систем.

Тема 6. 8. Вспомогательные материалы. Клеи и герметики. Средства по уходу за автомобилем.

Тема 6. 9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов. Изменение норм.

Итого по разделу

Тема 7.1. Обкатка автомобиля

Тема 7.2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях . Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7.3. Правила хранения подвижного состава. Кратковременное хранение. Консервация.

Итого по разделу

Всего по дисциплине

120

3. Содержание учебной дисциплины

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств». Значение дисциплины в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Связь с дисциплинами по специальности, последовательность изложения тем.

Раздел 1. Структура автотранспортных предприятий

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

Студент должен: знать:

— типы автотранспортных предприятий;

уметь:

— определять тип автотранспортного предприятия в зависимости от характера грузоперевозок .

Тема 1.2. Организационная структура автотранспортных предприятий

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные задачи автотранспортных предприятий;

— основные процессы автотранспортных предприятий;

организационную ;

уметь:

— определять основные задачи автотранспортных предприятий;

— составлять организационную структуру автотранспортных предприятий ;

Содержание учебного материала

Основные задачи автотранспортных предприятий, основные процессы автотранспортных предприятий.

Организационная структура автотранспортных предприятий .

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— классификацию подвижного состава

— маркировку автомобильного транспорта и прицепов

уметь:

— определять схему выбора подвижного состава в зависимости от характера груза.

Содержание учебного материала

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта, грузовой, пассажирский и специализированный подвижной состав, автомобильные прицепы.

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— грузоподъемность и вместительность

— тягово-скоростные свойства

— топливная экономичность

— надежность и безопасность движения

уметь:

— определять основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Содержание учебного материала

Определение эксплуатационных свойств подвижного состава, грузоподъемность и вместительность, тягово-скоростные свойства, топливная экономичность, надежность и безопасность движения

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава

Требования к представлениям, умениям

Студент должен знать:

показатели технической готовности подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент технической готовности парка (КТГ) за определенный период.

Содержание учебного материала

Готовность подвижного состава к транспортной работе, зависимость коэффициента технической готовности автомобильного парка от организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— показатели оценки работы автотранспортных предприятий

технико-экономические показатели работы подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент выпуска на линию (КВЛ)

— определять коэффициент использования пробега (КИП)

— определять коэффициент использования грузоподъемности (КИГ)

Содержание учебного материала

Показатели оценки работы автотранспортных предприятий, определение коэффициента выпуска на линию, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая, эксплуатационная скорость, пробег автомобиля, работа грузового автомобиля.

Раздел 3. Основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы автотранспортных предприятий

Требования к представлениям, знаниям

Студент должен знать:

— основные задачи на автомобильном транспорте

— планирование работы автотранспортных предприятий

уметь:

— определять рентабельность

— составлять трансфинплан

Содержание учебного материала

Основные задачи на автомобильном транспорте, доходы автотранспортных предприятий, экономическая, техническая и организационная подготовка по перевозке грузов.

Тема 3.2. Организация труда на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные производственные подразделения автотранспортных предприятий

— особенности централизованной и децентрализованной формы организации перевозок

уметь:

— определять функции основных производственных подразделений автотранспортных предприятий

Содержание учебного материала

Назначение службы эксплуатации (организации перевозок), централизованная и децентрализованная форма организации перевозок, служба маркетинга.

Тема 3.3. Факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

Студент должен: знать:

— факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

уметь:

— определять себестоимость перевозки груза

Содержание учебного материала

Себестоимость транспортного процесса, факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта. Методика определения себестоимости расходов, связанных с транспортированием.

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки и учет выполненных работ

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— технические измерители процесса перевозки грузов

Содержание учебного материала

Транспортная масса Транспортная работа (объем перевозок), грузопоток, транспортное время, транспортный путь транспортные тарифы, учет выполненных работ.

Тема 3.5. Техническое нормирование и оплата труда

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— техническое нормирование труда

— структура технически обоснованной нормы времени

типовые нормы времени

уметь:

— определять технически обоснованную норму штучного времени

— определять норму выработки

Содержание учебного материала

Техническое нормирование труда, расчет комплексной нормы, оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих, оплата труда водителей, система оплаты труда отдельных групп рабочих АТП, особые случаи оплаты труда, надбавки и доплаты, премирование, хозяйственный расчет.

Раздел 4. Организация грузоперевозок

Тема 4.1. Классификация грузов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля

— классификация грузов по способу погрузки и разгрузки

— классификация грузов в зависимости от условий перевозки

Содержание учебного материала

Классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля, по способу погрузки и разгрузки, в зависимости от условий перевозки.

Тема 4.2. Организация перевозок различных видов грузов и пассажиров

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— погрузочно-разгрузочные работы

— маркировка грузов

— особенности перевозки различных грузов

— технологические перевозки

— смешанные перевозки

— централизованные перевозки

— междугородные перевозки

— перевозки пассажиров

Содержание учебного материала

Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов, особенности перевозки различных грузов, технологические перевозки, смешанные перевозки, централизованные перевозки, междугородные перевозки, перевозки пассажиров

Тема 4.3. Диспетчерское руководство работой подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— функции диспетчерской службы

— централизованное и децентрализованное диспетчерское управление

уметь:

— организовывать диспетчерское руководство подвижного состава

— выдавать сменное (суточное) задание водителям

Содержание учебного материала

Назначение диспетчерской службы, централизованное и децентрализованное диспетчерское управление. Сменное (суточное) задание.

Раздел 5. Правила технического содержания подвижного состава

Тема 5.1. Подготовка автомобильных транспортных средств к работе на линии

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

— обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

уметь:

— проводить подготовку автомобильных транспортных средств к работе на линии

Содержание учебного материала

Составление задания, действия водителя перед выездом на линию, обязанности механика, виды и оформление путевых листов, товарно-транспортных накладных.

Тема 5.2. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей

Требования к представлениям, знаниям, умениям

Студент должен

знать:

— положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта

уметь:

— определять объем работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Содержание учебного материала

Планово-предупредительная система ТО и ремонта, техническое обслуживание, ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава

уметь:

— составлять план-график по ТО и ремонт

— учитывать ТО и ремонт автомобилей

Содержание учебного материала

Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях. Схема производственного процесса автотранспортных предприятий. Ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт. Производительность труда, рабочее место, инструмент и приспособления.

Тема 5.4. Диагностика технического состояния автомобилей

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— цель диагностирования

— методы диагностирования

— средства диагностирования

Содержание учебного материала

Цель диагностирования при ТО. Цель диагностирования при ремонте. Общее и поэлементное диагностирование. Методы диагностирования. Средства диагностирования..

Тема 5.5. Механизация и автоматизация производственных процессов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— определение механизации и автоматизации

— средства механизации и автоматизации

Содержание учебного материала

Механизация и автоматизация производственных процессов. Средства механизации и автоматизации.

Раздел 6. Топлива, масла, эксплуатационные жидкости и вспомогательные материалы

Тема 6.1. Топливо

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— виды применяемых автомобильных топлив

уметь:

— определять основные эксплуатационные характеристики автомобильных топлив

Содержание учебного материала

Автомобильные бензины. Дизельные топлива. Сжиженный углеводородный газ. Сжатый газ.

Тема 6.2. Моторные и трансмиссионные масла

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение моторных и трансмиссионных масел

— классификацию моторных и трансмиссионных масел

— маркировку моторных и трансмиссионных масел

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики моторных и трансмиссионных масел

Содержание учебного материала

Получение моторных и трансмиссионных масел. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.3. Пластичные смазки

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение пластичных смазок

— классификацию пластичных смазок

— маркировку пластичных смазок

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики пластичных смазок

Содержание учебного материала

Получение пластичных смазок. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.4. Эксплуатационные жидкости

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение эксплуатационных жидкостей

— классификацию эксплуатационных жидкостей

— маркировку эксплуатационных жидкостей

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики эксплуатационных жидкостей

Содержание учебного материала

Получение эксплуатационных жидкостей. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.5. Вспомогательные материалы

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение вспомогательных материалов

— классификацию вспомогательных материалов

уметь:

— определять возможность применения вспомогательных материалов

— определять эксплуатационные характеристики вспомогательных материалов

Содержание учебного материала

Промывочные средства. Клеи и герметики. Растворители, разжижители и разбавители. Средства для шлифования кузовов автомобилей. Шпатлевки и грунтовки. Эмали. Материалы и средства по уходу за автомобилем и для его защиты от коррозии.

Тема 6.9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— необходимость нормирования расхода топлива и смазочных материалов

— виды расходов жидкого топлива

— возможность изменения норм топлива

— нормирование расхода смазочных материалов

уметь:

— определять нормы расхода топлива и смазочных материалов

Содержание учебного материала

Контрольный расход топлива. Эксплуатационный расход топлива. Расход топлива на единицу транспортной работы. Повышение норм. Снижение норм. Меры по экономии масла и смазочных материалов.

Раздел 7. Организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава

Тема 7 .1. Обкатка автомобиля

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями

— основные требования при обкатке автомобиля

Содержание учебного материала

Обкатка автомобиля. Процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями. Основные требования при обкатке автомобиля.

Тема 7 .2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях

— особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время

— особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях

Содержание учебного материала

Мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях. Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7 .3. Правила хранения подвижного состава

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— способы хранения подвижного состава

— расстояния между автомобилями

— средства облегчения пуска двигателя

— длительное хранение (консервация) автомобилей

Содержание учебного материала

Способы хранения подвижного состава, расстояния между автомобилями. Средства облегчения пуска двигателя. Длительное хранение (консервация) автомобилей. Операции по вводу автомобиля в эксплуатацию после консервации.

    Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Ефимова А.В., под редакцией Трофименко А.С., Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте, Ростов, Феникс, 2002

    Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфилд В.Д., Устройство и эксплуатация автотранспортных средств, М., Транспорт, 1997



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх