Первобытные религии и их особенности возникновение первобытных религий. Какая современная религия самая древняя

В мире существует бесчисленное количество религий. Некоторые из них давно позабыты, а некоторые только набирают обороты. А какая из них самая древняя религия на земле?

Какая религия признана самой древней?

При определении самой древней веры нужно учесть несколько фактов. Есть некоторые религии, упоминания о которых остались только в старых преданиях и легендах. Среди таких можно выделить религию инков и ацтеков. Это развитое вероисповедание, имеющее в своих рядах множество последователей. Вера инков богата разнообразием богов. Это обусловлено военной деятельностью племен. При захвате новых народов божества из преданий и легенд пленников добавлялись в существующее вероисповедание. Благодаря возможности появления новых божеств данное верование не исчезло бесследно, а просто трансформировалось в новые течения.

Из ныне существующих одним из первых было вероисповедание шумеров. Оно отличалось множеством богов, у каждого из которых были свои последователи, именуемые ануннаками. Они были жрецами, помогавшими обычным людям общаться со своими идолами и передавали народу пожелания богов.

Древнейшая из мировых религий – это иудаизм, зарожденный на учениях ведизма. В его основе лежит вероисповедание, в дальнейшем положившее начало христианству. Но несовершенство существующих богов и множество противоречивых высказываний этого вероисповедания послужило тому, что оно стало одним из самых краткосрочных.

Какая религия появилась одной из последних?

Понятие «молодая» весьма относительно, ведь когда счет идет на тысячелетия, несколько веков большого значения не имеет. Именно поэтому самая ранняя вера – «ислам» кажется нам уже давно известной и распространённой.

В основе верования лежит служение Аллаху, мусульманин ставит учение бога выше собственных пожеланий. В наше время ислам довольно популярен, мусульмане проживают в 50 странах мира. Почти четверть всего населения земного шара являются приверженцами мусульманства. Это вероисповедание появилось в седьмом веке нашей эры, когда пророк Мохаммед получил первые аяты Корана. Распространенному учению уже больше тринадцати веков, но более молодые религии современности не известны.

Популярность этого верования обусловлена строгими правилами и праведным образом жизни. В мусульманских семьях рождается много детей, отчего приверженцев ислама становится все больше. Для общения между богом и человеком служит мулла. Он проводит обряды и читает молитвы, будь то никах, аят или другие церемонии.

Когда появилось древнее христианство?

Нынешнее летоисчисление начинается от Рождества Христова, поэтому зарождением христианства считается начало первого века нашей эры в землях Восточного Средиземноморья.

До появления данной религии люди поклонялись множеству мифологических божеств. В христианстве существует единый бог, который всех поймет и простит, если человек искренне раскается в своих проступках. Он объединяет в себе все положительные качества существовавших ранее божеств.

В основе христианства лежат страдания и боль Иисуса Христа, выбравшего такой путь ради искупления людских грехов. Именно поэтому путь к истинному просветлению лежит через страдания. Единый бог готов принять любого человека любой веры, если он действительно этого желает. Христианин ассоциируется с миролюбивым странником, проповедующим путь истины и желающим помочь каждой заплутавшей душе.

Благодаря своим миролюбивым учениям христианство получило большую популярность и вошло в тройку самых распространенных верований в мире наряду с исламом и буддизмом. Сейчас эта религия разделена на три течения:

  1. православие;
  2. католицизм;
  3. протестанизм.

Какие древние религии существовали ранее?

К другим не менее старым вероисповеданиям относится буддизм. Он зародился в пятом веке до нашей эры. Появлению буддизма предшествовало изменение учений и основных положений брахманизма.

В основу данной веры положены учения о стирании границ между замкнутых каст и разделений общества. Все люди равны перед богом вне зависимости от их материального достатка и положения. Первоначально буддизм появился в Индии, но быстро распространился и в других странах, таких как Китай, Монголия, Тибет и другие. В современном мире приверженцами буддизма считаются почти полмиллиона людей.

К другим менее популярным древним религиям относятся финские божества в Финляндии, вера ханаанов и атонизм. На берегах острова Крит было известно минойское вероисповедания, во главе которого стояла богиня природы. У ассирийского народа было принято почитание бога Ашура.

В европейских землях был популярен митраизм. Его распространение стало возможно благодаря завоеваниям Александра Македонского. Митра – это бог небесного светила и справедливости.

Какая вера самая старая в мире?

Некоторые полагают, что индуизм – самая первая религия. Он объединял в себе языческие божества и основы для зарождения христианства. В свое время индуизм был также популярен, как и тройка самых распространенных религий в наше время.

В третьем веке до нашей эры было известно тенгрианское вероисповедание, зародившееся в Центральной Азии. В его основе лежит вера в духов предков. Учения передавались из поколения в поколение, хотя письменных подтверждений тому факту не существует.
Буддизм появился в пятом веке до нашей эры, что также делает это верование одним из старейших.
Одним из первых верований считается зороастризм. Точных данных о зарождении этой религии не существует, хотя первые упоминания о ней появились еще в шестом веке до нашей эры в землях Ирана. Первые письменные упоминания появились примерно в первом веке до нашей эры, но тогда зороастризм уже считался древней верой. Главным священным собранием законов вероисповедания является Авесты. Эта книга написана на ныне мертвом языке. Главный бог – это Ахура Мазду, создатель всего мира. Он послал на землю только одного пророка – Заратустру.

Одной из древнейших религий, насчитывающей десятки тысячелетий, является и . Это верование было распространено у большинства народов на земле, например, у сибирских якутов. Шаманизм основан на единстве человека и природы, а связующим звеном между ними выступал шаман, он умел общаться с духами и применять методы народной медицины. Эта вера оказала больше влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

Вполне возможно, что существовали и более ранние религии, но из-за недостатка письменных доказательств это доказать невозможно.

Религия - это определённое мировоззрение, стремящееся познать высший разум, который является первопричиной всего существующего. Любое верование открывает человеку смысл жизни, его предназначение в мире, помогающее обрести цель, а не безличное животное существование. Различных мировоззрений всегда было и будет много. Благодаря вечному человеческому поиску первопричины образовались религии мира, список которых классифицируется по двум основным критериям:

Сколько в мире религий?

Основными мировыми религиями признаются , ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты. Сложно сказать, сколько в мире религий, верований и убеждений, по причине регулярного создания новых группировок, но по некоторым сведениям, религиозных течений на современном этапе насчитываются тысячи.

Мировые религии называются так потому, что вышли далеко за пределы нации, страны, распространились на огромное число народностей. Немировые исповедуются в пределах меньшего количества людей. В основу монотеистического взгляда положено верование в одного Бога, а языческие предполагают наличие нескольких божеств.

Крупнейшая мировая религия, возникшая 2 000 лет назад в Палестине. Насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11-м веке произошло разделение на католицизм и православие, а в 16-м от католицизма отделился ещё и протестантизм. Это три крупные ветви, остальных мелких существует более тысячи.

Основная сущность христианства и его отличительные особенности от других религий состоят в следующем:

Православное христианство придерживается традиции веры с апостольских времён. Основы её сформулированы Вселенскими Соборами и догматически закреплены в Символе Веры. Учение базируется на Священном Писании (в основном Новый Завет) и Священном Предании. Богослужения совершаются по четырём кругам, зависящими от главного праздника - Пасхи:

  • Суточный.
  • Седмичный.
  • Подвижный годовой.
  • Неподвижный годовой.

В православии существует семь основных Таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (Причастие Святых Христовых Тайн).
  • Исповедь.
  • Соборование.
  • Венчание.
  • Священство.

В православном понимание Бог един в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, но как Любящий Небесный Отец, заботящийся о своём творении и дарующий благодать Святого Духа в Таинствах.

Человек осознаётся образом и подобием Божьим, со свободной волей, но падшим в пучину греха. Желающим восстановить прежнюю святость, избавиться от страстей Господь помогает на этом пути.

Католическое учение - крупное направление в христианстве, распространённое в основном в Европе, Латинской Америке и США. Данное вероучение имеет много общего с православием в понимании Бога и отношений между Господом и человеком, но есть принципиальные и важные отличия:

  • непогрешимость главы церкви Папы Римского;
  • Священное Предание сформировано из 21 Вселенского собора (в православии признаются первые 7);
  • разграничение между духовенством и мирянами: люди в сане наделены Божественной Благодатью, им отводится роль пастухов, а мирянам - стада;
  • учение об индульгенции как о сокровищнице добрых дел, совершённых Христом и Святыми, и Папа, как наместник Спасителя на земле, раздаёт прощение грехов кому желает и кто нуждается в этом;
  • добавление своего понимания в догмат о Святом Духе, исходящем от Отца и Сына;
  • внесение догматов о непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищающейся от грехов в результате тяжёлых испытаний.

А также есть отличия в понимании и совершении некоторых Таинств:

Возник в результате Реформации в Германии и распространился по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую Церковь, избавив от средневековых представлений.

Протестанты соглашаются с христианскими представлениями о Боге как Творце мира, о человеческой греховности, о вечности души и спасении. Разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.

Отличительные особенности протестантизма от католицизма и православия:

  • сведение к минимуму церковных таинств – до Крещения и Причащения;
  • нет разделения на духовенство и мирян, каждый хорошо подготовленный человек в вопросах Священного Писания может быть для себя и для других священником;
  • богослужение проходит на родном языке, строится на совместной молитве, чтении псалмов, проповедей;
  • нет почитания святых, икон, мощей;
  • не признается монашество и иерархическое устройство церкви;
  • спасение понимается только верой, а добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
  • признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий по своему усмотрению трактует слова Писания, критерием является точка зрения основоположника церковной организации.

Основные направления протестантизма: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.

Самая молодая мировая монотеистическая религия. Число верующих около 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священная книга - Коран. Для мусульман главное - жить по предписанным правилам:

  • совершать молитву пять раз в день;
  • соблюдать пост рамадан;
  • творить милостыню 2,5 % в год от дохода;
  • совершать паломничество в Мекку (хадж).

Некоторые исследователи добавляют шестую обязанность мусульман - джихад, проявляющуюся в борьбе за веру, рвение, усердие. Выделяется пять видов джихада:

  • внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
  • вооружённая борьба с неверующими;
  • борьба со своими страстями;
  • разделение добра и зла;
  • принятие мер в отношении преступников.

В настоящее время экстремистские группировки используют джихад меча как идеологию, оправдывающую их кровавую деятельность.

Мировая языческая религия, отрицающая наличие Божества. Основана в Индии царевичем Сиддхартхой Гаутамой (Будда). Кратко сводится к учению о четырёх благородных истинах:

  1. Вся человеческая жизнь - страдание.
  2. Желание - причина страдания.
  3. Чтобы победить страдание, нужно избавиться от желания при помощи специфического состояния - нирваны.
  4. Чтобы освободиться от желания, нужно следовать восьми основным правилам.

По учению Будды приобрести спокойное состояние и интуицию, очистить ум помогут:

  • правильное понимание мира как удела страдания и скорби;
  • обретение твёрдого намерения урезать свои пожелания и стремления;
  • контроль речи, которая должна быть доброжелательной;
  • совершение добродетельных поступков;
  • старание не приносить вреда живым существам;
  • изгнание злых мыслей и настрой на добрые;
  • осознание, что плоть человека - это зло;
  • настойчивость и терпеливость в достижении цели.

Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Наряду с ним в Индии существуют другие религии, распространённые в различной степени: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.

Какая религия самая древняя в мире?

Для Древнего мира было характерно многобожие (политеизм). Например, шумерская, древнеегипетская, греческая и римская религии, друидизм, асатру, зороастризм.

Одним из древних монотеистических верований считается иудаизм - национальная религия иудеев, основанная на 10 заповедях, данных Моисею . Главная книга - Ветхий Завет.

Иудаизм имеет несколько ответвлений:

  • литваки;
  • хасидизм;
  • сионизм;
  • ортодоксальный модернизм.

Также имеются различные виды иудаизма: консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический и обновленческий.

На сегодняшний день трудно дать однозначный ответ на вопрос "Какая религия самая древняя в мире?", поскольку археологи регулярно находят новые данные для подтверждения возникновения различных мировоззрений. Можно сказать, что верования в сверхъестественное были присущи человечеству во все времена.

Огромное многообразие мировоззрений и философских убеждений с момента возникновения человечества не дает возможности перечислить все религии мира, список которых регулярно пополняется как новыми течениями, так и ответвлениями от уже существующих мировых и остальных верований.

Согласно мнению невежественных историков, Ислам был создан человеком Мухаммадом (мир ему и благословение Господа миров), которого мусульмане почитают в качестве главного и единственного исламского пророка, вложившего краеугольный камень в основание религии.

Кроме того, многие необразованные люди уверены, что является единственной священной книгой Ислама, что иных священных текстов мусульмане не приемлют, не изучают их и не верят в них.

Но правдивы ли все эти представления или история возникновения Ислама гораздо шире и сложнее? Правда ли, что люди, воспринявшие учение от пророка стали первыми на нашей планете мусульманами? Можно ли считать исторически справедливыми утверждения о том, что Исламу с момента основания только 14 веков? Давайте разберемся.

Ислам – самая древняя из всех религий и единственная от Бога

Прежде всего, необходимо ознакомиться с терминами. Само слово Ислам в переводе с арабского языка значит «покорность», «смирение». То есть, носители этой религии следуют только за Единым Господом, смиряясь перед ним и отвечая перед ним за каждый свой поступок или провинность. Создатель Един, у Него нет сподручных, Он ни на кого не ориентируется в своих деяниях. Воля Бога абсолютна, как и его власть над людьми и всем, что происходит на планете.

От слова Ислам происходит другое слово – «муслим», которое можно перевести, как «покорный Господу». Именно от этого слова и происходит русское слово «мусульманин». Для сравнения, слово «кришнаит» означает – последователь Кришны, буддист – Будды, христианин – Христа. По аналогии с этими словами многие думают, что мусульманин – это только последователь пророка Мухаммада. На самом же деле, слово означает человека, покорившегося Единому Господу. Само слово «покорность» является прямым синонимом слова Ислам.

Но как развивалась история Ислама, как религии покорности перед Всевышним? Когда первый человек назвал себя предавшимся Господней воле?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вернуться в глубокую древность – во времена, когда жизни на Земле еще не было.

Известно, что творение всего сущего началось с того, как Всевышний создал письменную трость. Этому уникальному предмету было приказано начертать бытие от начала и вплоть до Конца Света, или Судного Дня. Вся история человечества должна храниться в Скрижалях, которые постепенно вскрываются одна за другой. Трость исполнила повеление Аллаха, начертав в Книге Небес все, что ожидало человечество на его непростом жизненном пути. Перо можно назвать первым исполнителем воли Аллаха и, соответственно, первым мусульманином.

После творения всего сущего Бог взял частички солнечного света и создал из них покорных себе ангелов. Ангелы были правоверными последователями учения Аллаха, ни один из них не пошел против своего Создателя. Эти сакральные существа по сей день исполняют повеления Господа. Вера ангелов невероятно сильна, а праведность – безупречна.

Мы выяснили, что Ислам, как покорность Аллаху, возник еще до того, как было сотворено все сущее на земле. Именно в этот момент все жители Земли были мусульманами. Но со временем появились и те, кто отошел от учения Господнего, кто стал непокорным Богу.

Еще до сотворения людей Аллах населил пустынную и безмолвную планету духами. Эти существа были созданы из огня, и природа их коренным образом отличалась от человеческой. Люди ограничены возможностями своего тела, их полностью поработило материальная. Для духов подобных преград не существует. Всевышний призвал духов к покорности ему, и поначалу они следовали его просьбе. Шло время, духов одолевали необузданные желания и страсти, которым они не в силах были противиться. Страсти – это всегда злоба, всегда насилие. Скоро духи погрязли во всевозможных грехах: они развратничали, лгали и даже убивали.

В истории возникновения Ислама духов принято считать первыми предателями веры, неверными и отступниками. После того, как создания Всевышнего отвернулись от него, у них появилась новая религия, имя которой «похоть». Эта религия сделала их злобными, жадными, охочими до власти, разврата и славы. У новой религии были свои храмы – бордели, кабаки, наркотические притоны.

Духам, вооруженным грехом, показалось, что их могущество не знает границ, и они прокляли Всевышнего. Аллах не мог терпеть подобное обращение, он послал своих ангелов на Землю, чтобы те сокрушили нечестивцев. Небесное воинство сокрушило основанную на разврате религию. Духи-отступники были повержены. Несколько оставшихся в живых духов спрятались от гнева Господа в самых глубоких расселинах.

Покарав грешников, ангелы решили взять с Земли на небеса ребенка одного из духов. По их мысли, мальчик, выросший среди воинов Господних вблизи от Всевышнего, мог напитаться великой мудрости и впоследствии принести эту мудрость на Землю.

Ребенок рос в окружении ангельской заботы и любви. Однако, Аллаху было известно, что земное существо не может до конца избавиться от похоти, коварства и ненависти. Когда этот мальчик-дух вырастет, он пойдет по стопам своих грешных родителей и станет известен всем людям как «Иблис» (дьявол).

Спустя время, известное только Всевышнему и которое человек просто не может осознать, Аллахом был создан первый человек. Он получил имя Адам. Господь считал это свое создание идеальным для жизни на Земле, и он приказал ангелам на коленях приветствовать Адама, выражая ему свое уважение и любовь.

В Коране сказано, что все ангелы послушались Бога и склонились перед человеком, только один ослушался Аллаха. Как вы уже догадались, этим единственным нарушителем воли Божьей был Иблис.

Господь разгневался на непокорного духа, сокрушил его и сбросил с небес. С этого момента Иблис возненавидел род человеческий, род Адама. Дьявол считал, что люди виновны в его падении и изгнании из Рая.

Иблис поклялся совратить людей, но признал свое бессилие перед настоящими рабами Господа, по-настоящему ему преданных. В ответ на слова Иблиса, Бог молвил, что Он создаст самое страшное место из существующих – Ад, и именно в этом месте будет находиться дьявол, и в это место будут отправляться его последователи.

Очевидно, что к моменту разделения Ада и Рая все существа были мусульманами, за исключением части низвергнутых духов. Духи признали, что спастись от кары Господней они не смогут нигде: ни в море, ни под землей, ни в воздухе. И единственным спасением для них была покорность Аллаху, вера в его величие, силу и всеобъемлющий разум. Уверовавший в единого Господа становился сильнее, переставал бояться земных горестей, обид, всяческих притеснений.

Духи сказали, что среди них есть и отступники, те, кто отказались идти единственно правильной дорогой. В Коране отмечено, что этих нарушителей воли Аллаха ждет Геенна Огненная.

За исключением некоторых духов все существовавшие на тот момент создания выразили Творцу свою искреннюю покорность. Коран взывает к сомневающимся, указывая им, что перед Господом пали ниц даже ангелы небесные, духи подземные, все живое и неживое на нашей планете.

Даже небесные птицы возносят Господу свою славную песнь – так почему же люди, которых Бог наделил разумом, уклоняются от своего долга перед Творцом? У каждого живого существа есть своя молитва Богу, и Аллах знает и чувствует всех молящихся.

В Коране Господь назван всепрощающим. Бог обладает невероятной выдержкой, он может долго ждать, пока человек поумнеет, сойдет с пагубного пути. Но если терпение Аллаха закончится ­– горе нечестивцу, его ждут кары земные и небесные.

В начале акта Творения Господь сказал земле и небу, всем тварям, населяющим Вселенную, чтобы они пришли к Нему по своей воле, и стали послушны ему.

И все существа покорились Единому Богу, как по собственной воле, так и пройдя через пути кары небесной. Но только с духами и людьми Господь заключил особый договор, только им он даровал свободу воли, ограниченную только Заветом – Священным писанием. По этому завету должны были жить все поколения людей, пока не закончится бег времен.

Из всех существующих созданий только люди и духи могли сделать выбор – покориться Богу или отвернуться от него. И другим видам живых существ предлагался Завет, но они испугались, предпочтя остаться неразумными.

В Коране сказано, что предложенный всему сущему договор – тяжкая ноша, и люди не побоялись взвалить ее на себя, за что им даровано многое, но и спрос с них огромный.

Данный людям завет позволяет Аллаху отыскивать души лицемерные, неискренние, злые, и наказывать их. Добрым же, верующим и любящим душам Бог дарит свою любовь и милосердие. Ведь нет в мире никого справедливей и милосерднее Господа.

Адам заключил с Аллахом договор, согласно которому человек может выбрать для себя два пути – путь покорности и путь ослушания. На первой дороге его ждет награда, на второй – суровые испытания. Единственный запрет, который Бог наложил на Адама – ему, находящемуся в райских кущах, нельзя было подходить к единственному дереву и вкушать его плоды. В остальном же человек мог ходить везде и делать, что ему заблагорассудится.

Предок всех людей тщательно соблюдал завет Господа, он был правоверным мусульманином и никогда не пытался нарушить слово, данное Богу. Однако, Иблис начал свою разрушительную работу. Дьявол нашептывал на ухо Адаму, что ему и его жене, Еве, необходимо вкусить плод. Иблис говорил, что плод может сделать Адама столь же могущественным, как и его создатель. Тщеславие и похоть заставили Адама и Еву вступить на гибельный путь. Они вкусили запретный плод, нарушив клятву, данную Господу.

Бог был сильно разочарован людьми, но их глубокое раскаяние растопило его душу. Создатель решил не отталкивать их окончательно, как преступного Иблиса.

В книгах по истории возникновения Ислама сказано: Аллах учел то обстоятельство, что Адам и Ева не сами пошли на путь греха, но были выведены на него Сатаной.

Тем не менее, отступники были жестоко наказаны. Господь низверг их из рая, заставил тяжким трудом добывать себе пищу, Ева должна была рожать детей в муках, а Земля стала для людей временным пристанищем. После окончание времен людей ждет суд Господа, на котором будут приняты во внимание их грехи и добрые поступки.

Адам покаялся, признал свое преступление перед Богом и справедливость возложенной на род человеческий кары. Аллах принял покаяние человека.

Так первые люди стали жителями Земли, и были они, как не трудно понять, мусульманами. Адам, Ева и их дети верили в Единого Господа. На протяжении тысячелетий люди даже не помышляли о том, чтобы поклоняться кому-то другому, кроме Создателя. Человеческий род был покорным.

Все сущее повиновалось Богу, соблюдало Ислам. Даже небесные тела, Солнце, Луна, звезды были послушны Создателю и всячески славили Его. Вселенная была послушна Господу. Но скоро все изменилось.

В самой темной и неизведанной части мироздания находился крошечный мир, в котором жили духи. На этих существ обратил свое внимание Иблис. Подначиваемые сатаной, духи отвернулись от своего Создателя, прокляли ему. Это место во Вселенной стало средоточием Зла, местом, где состоялась битва покорных Аллаху праведников с полчищами Ада. Теперь людям предстояло постоянно выбирать – на какой они стороне. Им нужно было учиться отличать правду от лжи, добро от зла, дьявольское от божественного. Каждый человек волен выбрать для себя место, в котором он продолжит загробную жизнь. Это могут быть райские кущи и единение с Господом, а может быть и ужасающий Ад – место, более страшное, чем любые фантазии людей.

Но Иблис не успокоился, низвергнув с небес Адама и Еву, сделав жизнь людей тяжелой и грустной. Дьявола злило, что потомки Адама могут в любой момент вернуться обратно в райские кущи сразу после смерти и воскрешения. Конечно, для этого им необходимо было быть праведными в своем земном пути. Таким образом, Иблис стал не только мешать людям жить на Земле, подстраивая им всяческие козни, терзая и мучая их. Кроме того, сатана стал делать все, чтобы люди отказались от Господа, попали в Ад на вечные муки.

Поначалу люди были прекрасно помнили о договоре, который заключил праотец рода человеческого с Аллахом. Задача дьявола по искушению людей была очень сложной. История Адама и Евы произошла относительно недавно, память людская еще не успела забыть ее. Кроме того, ангелы в этот период истории Ислама были частыми гостями на Земле, они наставляли людей на путь истинный, всячески помогали им.

Сатана выбрал единственный возможный для него путь – путь ожидания, терпения и тщательного познания природы человека. Иблис очень скоро понял, что слабостей у новых созданий Господа хоть отбавляй. И одним из главных несовершенств людей была плохая память. Очень скоро они забыли о своем Создатели, погрузившись в похоть, грех и разврат. Именно в этот момент дьявол вышел на авансцену, и теперь уже практически ничто не мешало ему вести людей к погибели. Величайшая мечта Иблиса – мечта о погружении людей в греховность и низвержение любимых созданий Бога в адскую Геенну – стала максимально близка к исполнению.

С момента изгнания Адама и Евы из рая прошли тысячи лет. Люди заселили всю планету, достигнув больших успехов в освоении данной им Богом территории. Многие были праведниками, другие нарушали заповеди Аллаха, но ни один человек не сомневался в единой сущности Господа. Многобожия в те времена не существовало как явления. Люди не превозносили ни одно существо или явления до божественного уровня, не приносили ему молитвы, не связывали с ним свое бытие или загробную жизнь. Подобное поведение было чуждым и странным для людей.

В те времена на нашей планете появились первые праведники – исключительно богобоязненные, самоотверженные и искренние люди. В любом месте на Земле праведников принимали, как верных рабов Аллаха. Согласно истории возникновения Ислама, праведников было пять, их имена – Наср, Сува, Яук, Вадд и Ягус. Это были искренние мусульмане, никогда не забывавшие единственную религию, переданную людям праотцом Адамом.

Через некоторое время праведники скончались, причем в один день. Для людей это стало сильным ударом, ведь они считали Насра, Сува, Вадда, Ягуса и Яука своими защитниками перед Богом.

И тут в игру вступил сатана. Иблис заметил, как сильна была любовь людей к праведникам, насколько мощные эмоции они испытывали при прощании с ними. И дьявол решил, что настало время свести род человеческий с единственного пути. Сатана понял, что смерть праведников дарит ему возможность создать новую религию, многобожие, которое разъединит людей, заставит их ненавидеть и убивать друг друга.

Так, используя человеческое горе и любовь к погибшим правоверным, дьявол начал внушать людям, что необходимо помнить об умерших, необходимо возводить храмы в их честь, писать их образа и строить памятники. По словам Иблиса, человек, помнящий о праведниках, был угоден и Аллаху.

И люди пошли на поводу у сатаны, стали изготавливать истуканы, ставить их на центральных площадях городов. Пока еще род человеческий оставался верным Единому Господу, но яд лжи, щедро вылитый Иблисом, уже начал разрушать людские души.

Прошло еще несколько столетий, сменилось много поколений. Постепенно цель, с которой были установлены статуи, начала забываться. Теперь уже мало кто помнил, что изваяния были установлены лишь для того, чтобы не забывать праведников. Постепенно люди стали просить у истуканов помощи, решения каких-то проблем, стали возносить им молитвы. Они думали, что передаваемые через памятники молитвы скорее достигнут Аллаха.

Среди людей стал быстро развиваться культ мертвых. Мертвым стали поклоняться, бояться их, возносить им молитвы.

Постепенно изваяния из камня стали прообразами новых богов, идолами. Люди забыли, кому принадлежали эти памятники, имена праведников стерлись из их памяти. Конечно же, умершие никоим образом не слышали людских молитв, не чувствовали их жертв и не решали их проблемы.

Перейдя к многобожию, человечество совершило преступление перед Аллахом. Вместо покорности создателю люди создали себе новых богов из ничего не подозревающих праведников. Конечно же, радости Иблиса не было пределов. Дьявол смог довольно легко увести людей с единственно верного пути, просто придумав новую религию.

Но Аллах всемогущ, поэтому радость сатаны была преждевременной. Когда Господь послал на Землю пророка Нуха (или Ноя), Иблис впал в уныние. Нуху было приказано возвратить человечество в лоно единобожия, религии праотца Адама, низвергнуть новых богов и воззвать к праведной жизни.

Задача Нуха оказалась крайне сложной. Пророк делал все, чтобы вразумить людей, но грех глубоко вошел в их души и разум. Человечество не желало отказаться от религий, которым, кстати, к тому моменту были уже сотни и тысячи лет. Ислам стал для них чужим, странным и пугающим, как и все то, что мы не знаем. Люди не хотели понять, что молитвы, обращенные к праведникам – это не то же самое, что молитвы Господу.

Конечно, нашлись и те, кто вняли проповедям Нуха, и вернулись под лоно Единобожия. Как говорится в истории Ислама, эти люди заявили, что они не знают другого бога, кроме Аллаха, а Нух является его посланником.

Но раскаявшихся было мало, большинство людей остались верны языческим богам, остались непокорны Богу. Нух не терял надежды, многие годы он всячески увещевал человеческий род, искал ключик к их душам. Ему мешали невежество, разврат и похоть, таящиеся в самой людской природе. Нух пережил многое на пути своего служения Господу – над ним смеялись, ему угрожали и даже швыряли в него камни. Людей можно понять – они пытались защитить те взгляды, что сформировались у их отцов. Но эти взгляды были ложными и зачастую в их основе стояли грехи – жажда власти, сребролюбие, гордыня.

И, увидев, что народ Нуха не имеет праведности, не хочет принять в свои сердца единого Бога, Аллах разгневался. Создатель низверг на людей потоки воды с небес. Улицы городов превратились в реки, род людской почти прервался. Выжили только те, кто успел принять Ислам, в том числе, семья Нуха.

Выжившие стали строить мир по канонам покорности единому Богу. Но человечество устроено таким образом, что оно постоянно наступает на одни и те же грабли. Опять же, свою разрушительную деятельность не прекратил и вездесущий Иблис.

Людей снова ждало испытание. Дьявол учел свои ошибки и стал действовать более изощренно, внушая людям новые религиозные представления и верования.

Иблис знает подход к каждому человеку. Если он имеет дело с богатым человеком, он играет на его тщеславии. Нуждающимся он внушает постоянный страх перед бедностью.

Человечество, по большому счету, еще только начало возвращение к Единому Богу, и на этом пути его ожидают искушения Иблиса, тяжелые ошибки и суровые заблуждения. Но те, кто встанут на сторону Аллаха, смогут ощутить любовь Господа к себе и его безмерную доброту ко всему живому на Земле.

Видео: самая первая и единственная религия от Создателя

Еще одно интересное видео мусульман Англии с переводом с английского языка на русский.

Видео: Как прийти к истине?

Кафедра философии, политологии и социологии

Дисциплина: философия

Религиозное сознание и его структура

Выполнила: студент группы 8-Э-1

А.С. Стрелкова

Проверил: доцент

А.В. Воецкий

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения религии……………………………..5

Глава 2.Определение религиозного сознания………………………...12

Глава 3. Структура религиозного сознания…………………………...14

Заключение……………………………………………………………....17

Список используемой литературы…………………………………….18

Введение

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.

Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Глава 1. История возникновение религии.

Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев, имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

В первобытном обществе возникают:

Тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

Магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

Фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

Мифология

Анимизм (вера в духовные существа).

Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.

Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

Стадия приспособления (II в);

Стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.

Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.

Христианство, по И.Н. Яблокову, обладало качествами чрезвычайно важными во всех отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.

Полагается, что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас.

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие — при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах — все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего — добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий — земледелия, пророк Илья — дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги — все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх