Представление счетной палаты российской федерации. Счетная палата российской федерации специализированный орган бюджетного контроля. Организация и планирование работы Счетной палаты

Счетная палата осуществляет годовое и текущее планирование своей деятельности. План работы Счетной палаты представляет собой совокупность контрольных мероприятий, экспертно-аналитических и других работ.

Проект годового плана работы рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты, после чего становится обязательным для исполнения всеми должностными лицами и сотрудниками аппарата. Любые изменения, дополнения, уточнения могут быть внесены в план работы Счетной палаты не иначе как по решению Коллегии Счетной палаты.

Текущее планирование реализуется в ежеквартальных планах работы Коллегии. Эти планы определяют конкретные сроки (месяц, число) представления и рассмотрения на заседаниях Коллегии отчетных материалов по контрольным мероприятиям.

В соответствии с законом обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации.

Счетная палата информирует Федеральное Собрание о результатах проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона.

Обращения иных организаций и отдельных граждан рассматриваются по поручению Председателя или заместителя Председателя Счетной палаты аудиторами, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы. При этом в любом случае организации или гражданину дается официальный ответ по принятому решению.

Представления и предписания Счетной палаты

По результатам контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям объектов проверки представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.

Если при проведении проверки или ревизии обнаружены хищение государственных денежных или материальных средств, иные злоупотребления Счетная палата незамедлительно передает материалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 29 сентября 1999 г. N 12-22/544
Настоящее представление направляется в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" по результатам проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников в Министерстве образования Российской Федерации.
В ходе проверки выявлены нарушения Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федерального закона "О науке и государственной научно - технической политике", федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующие годы, Федерального закона "О бухгалтерском учете", а также других законов, инструкций и иных нормативных документов, включая Положение о министерстве, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.97 N 395.
Так, в значительной степени вследствие пассивной позиции Минобразования России работа по реформированию образования должным образом не осуществляется, в результате чего, например, в нарушение Закона Российской Федерации "Об образовании" (п. 4 ст. 7) не утвержден государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Более того, до настоящего времени отечественное образование не имеет четкой перспективы своего развития. Несмотря на неоднократные попытки министерства, не сформирована общественно признанная концепция (доктрина) развития образования. В нарушение Закона Российской Федерации "Об образовании" (п. 2 ст. 1) с 1992 года и до настоящего времени не утверждена Федеральная программа развития образования, которая должна являться основой государственной политики Российской Федерации в области образования. В ходе этой работы не была обеспечена должная координация деятельности Минобразования России с Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации, региональными органами управления. Такое положение в принципе не может обеспечить последовательное развитие образовательной системы и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на развитие образования.
Общий объем выявленных средств федерального бюджета, использованных в проверенный период незаконно и не по целевому назначению (денежный зачет, проект "Шаг за шагом", организация производства школьной мебели в г. Соколе и др.), составил 1,66 млрд. рублей, или 10,9 процента к годовому бюджету Минобразования России на 1999 год.
Минобразование России не в полной мере и недостаточно активно выполняет свои функции в части участия в разработке и реализации государственной финансовой политики в сфере образования. Это подтверждается и тем, что в министерстве отсутствуют полные и систематические расчеты исполнения положения Закона Российской Федерации "Об образовании" о государственной гарантии ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере 10 процентов национального дохода. В последнее время этот показатель практически не используется, что объясняется переходом отечественной экономики в соответствии с мировой практикой на расчеты с применением ВВП (валового внутреннего продукта). В то же время Минобразование России не выступало с предложениями о соответствующей корректировке или отмене указанной законодательной нормы.
В проверяемый период нормативы, на основе которых должно осуществляться финансирование образовательных учреждений (ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании"), министерством не разрабатывались и на утверждение не представлялись.
Нуждается в активизации работа министерства по совершенствованию сети образовательных учреждений, в том числе подведомственных, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.98 N 600 "Об утверждении Программы экономии государственных расходов" в части совершенствования сети образовательных учреждений.
В нарушение п. п. 1 - 4, 24 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" не определен порядок регистрации образовательных учреждений, находящихся за пределами России.
Подавляющее большинство приказов министерства (84 процента) подписано заместителями министра, что противоречит требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009.
В Минобразовании России отсутствует целостная, четкая и достаточно полная научно обоснованная система (порядок) определения объемов финансирования основной деятельности подведомственных образовательных учреждений всех уровней (по всем статьям расходов бюджетной классификации) за счет средств федерального бюджета, текущее распределение ассигнований по учебным заведениям в полном объеме не утверждается руководством министерства.
Отсутствуют также основанные на богатом опыте образовательных учреждений научно обоснованные рекомендации, регламентирующие построение экономического механизма образовательных учреждений, в том числе в части формирования их системы оплаты труда, а также достаточные методические проработки, что особенно необходимо в условиях большой хозяйственной самостоятельности вузов.
В условиях широкой хозяйственной самостоятельности министерство не принимает должных мер по обеспечению в подведомственных учебных заведениях полного аналитического учета поступления и расходования всех внебюджетных средств (Государственный университет - Высшая школа экономики и др.).
При значительном бюджетном недофинансировании Минобразование России допускало незаконное финансирование (в отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности) Межрегионального института менеджмента (экспериментального учебного комплекса) в г. Оренбурге и Государственной полярной академии в г. Санкт - Петербурге (3187,0 тыс. рублей в 1998 г. и в проверяемом периоде 1999 г.), а также двойное бюджетное финансирование Государственного университета - Высшая школа экономики. В указанном университете имело место нарушение положения о статусе ректора (в части установления надбавок), заключение контракта с одним из руководителей с нарушениями действующего законодательства, значительная дифференциация заработной платы руководителей и сотрудников. Кроме того, по данному вузу министерством фактически была введена должность, не предусмотренная действующим законодательством (президент университета).
Минобразованием России в проверенном периоде использовалась порочная и незаконная практика денежного зачета (в счет погашения бюджетной задолженности за 1996 г.), часть из которого была осуществлена по схеме товарного зачета с системой РАО "Газпром" и нанесла прямой ущерб федеральному бюджету и системе образования в сумме 737,5 млн. рублей (общий объем денежного зачета - 1,5 млрд. рублей). При освобождении (в основном в качестве аванса) в 1997 г. системы РАО "Газпром" от платежей в федеральный бюджет на сумму 1,5 млрд. рублей образовательные учреждения министерства к моменту проверки погасили свою задолженность по коммунальным услугам и получили товарно - материальных ценностей (без учета более чем двукратного завышения цен на поставляемые товары) в общей сложности только на 762 млн. рублей (не поставлены товары и услуги на сумму 387,5 млн. рублей, 350 млн. рублей (расчетно) составляет превышение цен). Выявленные же нарушения порядка проведения данного зачета делают весь его объем (1,5 млрд. рублей) нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Министерством допускалось неправомерное использование централизованных средств бюджета (включая расходы на содержание центрального аппарата), образующихся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование образовательных учреждений. В соответствии с действующим порядком, включая требования Федерального закона "О бухгалтерском учете", нецелевые расходы централизованных средств в 1998 году составили в целом 14,2 млн. рублей. Аналогичные нарушения имеют место и в использовании Фонда стабилизации и развития, формируемого за счет добровольных отчислений вузов.
Министерство допускало и другие нарушения в финансировании центрального аппарата. В частности, часть средств, вырученных от реализации бумаги (выделенной Госкомрезервом в целях поддержки системы образования), в сумме 2661,0 тыс. рублей была использована на оплату коммунальных и эксплуатационных расходов центрального аппарата министерства, что также является нецелевым использованием средств.
Продолжается практика создания многочисленных посреднических организаций, на содержание которых необоснованно отвлекаются значительные средства, выделяемые государством. Имеются недостатки в реализации Международной образовательной программы в области точных наук, проводимой совместно с институтом "Открытое общество - Фонд содействия". При этом расходы в сумме 32,5 тыс. долларов США, включенные в смету, не были предусмотрены программой (организационные расходы), а следовательно, являются нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
Нарушается порядок формирования бюджетных заявок министерства.
В ходе выборочной проверки установлены факты получения должностными лицами Минобразования России доходов от работы по совместительству или по договорам в образовательных учреждениях и других организациях министерства, в том числе за счет средств федерального бюджета, выделенных данным организациям. При этом выполняемая работа входила в прямые должностные обязанности этих работников или выполнялась без соответствующего документального подтверждения объема, содержания и качества работы. В число таких должностных лиц входили бывший заместитель министра (по экономике) В.А. Галанов (40 тыс. рублей), начальник Управления экономики Г.В. Боровский (52 тыс. рублей), заместитель начальника Управления экономики Н.Б. Озерова (108,4 тыс. рублей), заместители начальника Управления бухгалтерского учета и финансового контроля Т.П. Кочнова и Н.С. Пашковская (соответственно 68,4 и 19,5 тыс. рублей), бывший начальник Управления экономики С.А. Беляков (97,5 тыс. рублей), начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля С.Н. Кокодеев (34,4 тыс. рублей), начальник Управления лицензирования, аттестации и аккредитации В.Н. Гуничев (11,8 тыс. рублей), его заместители В.Н. Шаулин и С.М. Калабин (соответственно 38,5 и 1,3 тыс. рублей) и начальник отдела того же управления В.В. Шибелева (40,5 тыс. рублей).
В 1998 г. Государственный научно - методический центр бухгалтерского учета и аудита Минобразования России по трудовым соглашениям оплачивал работникам указанных управлений центрального аппарата Минобразования России участие в распространении нормативно - правового справочника (НПС), изданного центром (В.С. Леонтьева, Г.В. Башкина, К.Н. Котлярова, Т.Н. Подколзина, Т.И. Ветрова, И.И. Кононыхина, А.З. Демидова и другие), оказание консультационных услуг подведомственным образовательным учреждениям (М.Ю. Герасимова, Н.Б. Озерова, Т.П. Кочнова, Т.И. Ветрова и др.), участие в составлении НПС (С.Н. Кокодеев, В.А. Павлюков и др.). Указанная оплата осуществлялась в нарушение Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (п. 1 ст. 11), в соответствии с которым государственным служащим запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельностью. Кроме того, участие в распространении некой коммерческой печатной продукции лиц, причастных к кредитованию подведомственных организаций, является по меньшей мере нарушением профессиональной этики.
В целом указанные выплаты составили более 700 тыс. рублей, в том числе за счет прямых ассигнований из федерального бюджета данным организациям - 141,1 тыс. рублей, что является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Кроме того, бывший начальник Управления экономики С.А. Беляков в 1998 году получил совокупный доход в Государственном университете - Высшая школа экономики в сумме 85,3 тыс. рублей (0,5 ставки доцента по совместительству). Необходимо отметить, что в указанный период Минобразованием России неоднократно выделялись ГУВШЭ дополнительные бюджетные ассигнования на выплату заработной платы (на общую сумму 750,0 тыс. рублей), а также осуществлялось незаконное двойное финансирование указанного вуза за счет средств федерального бюджета (Минэкономики России и Минобразованием России). Кроме того, Минобразование России не контролировало движение и учет внебюджетных средств в ГУВШЭ.
Несмотря на то, что бюджетные ассигнования не обеспечивают в полном объеме выполнение ряда федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации в части социального обеспечения студентов и учащихся (расходы на стипендии и продукты питания), Минобразование России разрешало за счет указанных статей производить выплату заработной платы преподавателям и сотрудникам учебных заведений на общую сумму 770,2 тыс. рублей, что является нецелевым использованием бюджетных ассигнований.
В 1998 году министерством допускались грубые нарушения в реализации комплексного образовательного проекта "Шаг за шагом". В частности, приемка работ у ЗАО НПО "Школа", которое должно было издавать за счет средств федерального бюджета рабочие тетради, была произведена министерством без представления исполнителем отчета о фактических затратах, предусмотренного договором с исполнителем, а также без других необходимых расчетно - платежных документов. При этом значительная часть рабочих тетрадей не прошла соответствующую экспертизу и не имела грифа министерства, а часть тетрадей не была рекомендована к изданию Федеральным экспертным советом. Средняя стоимость одной рабочей тетради, изданной за счет средств федерального бюджета, значительно (более чем в два раза) превышает ее стоимость в розничной продаже, а также среднюю стоимость одного учебника из федерального комплекта учебников. В результате отсутствия должного финансового контроля со стороны министерства часть средств (2,4 млн. рублей) федерального бюджета, полученных в счет оплаты выпуска рабочих тетрадей, была направлена исполнителем на оплату собственных расходов.
Учитывая изложенное, средства федерального бюджета, затраченные Минобразованием России на реализацию комплексного образовательного проекта "Шаг за шагом" в 1998 - 1999 гг. (50,0 млн. рублей), использованы неэффективно и не по целевому назначению. Необходимо отметить, что финансирование данного проекта осуществлялось со значительным приоритетом по сравнению с другими направлениями издательской деятельности министерства (обеспечение литературой слепых и коренных народностей Крайнего Севера). В результате в 1998 году 85,9 процента (50,0 млн. рублей) всех бюджетных ассигнований министерства на обеспечение учебной литературой было использовано для реализации данного проекта, практическая ценность которого в современных условиях подвергается сомнению специалистами в области образования.
Направление средств, затраченных на проект "Шаг за шагом", на другие направления учебного книгоиздания, предусмотренные федеральным бюджетом 1998 г. (литература для слепых, коренных народностей Крайнего Севера и специального образования), позволили бы Минобразованию России полностью реализовать их.
Выявленные недостатки в научно - организационной деятельности министерства не позволяют с достаточной эффективностью использовать выделяемые средства федерального бюджета.
В частности, министерство не проявляет должной активности и последовательности в развитии педагогической науки. В нарушение Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ст. 13) на эти цели в 1998 году было израсходовано лишь около 4,5% всех бюджетных средств, выделяемых министерству на научные исследования, в 1999 году запланировано увеличение объема финансирования в 2,85 раза (до 12%). Остальные 88% бюджетных средств в 1999 году предназначены для финансирования НИР, прямо с проблемами развития образования не связанных.
В то же время в научно - организационной деятельности Минобразования России отсутствует четкая инновационная направленность. В нарушение Положения о министерстве (п. 4) в Минобразовании России не проводится должная работа по внедрению вузовских разработок (указанный недостаток также был отмечен предыдущей проверкой). Министерство не формирует заказы на реализацию научно - технических разработок, производственное освоение их результатов. Определить эффективность использования средств федерального бюджета, затраченных на научные исследования по тематическим планам вузов, не представляется возможным, так как в министерстве нет сведений о внедрении результатов данных исследований в народное хозяйство в целом и в развитие системы образования в частности. Вопросы планирования реализации будущих результатов прикладных исследований в министерстве не рассматриваются, не решается вопрос о бюджетном финансировании прикладных исследований на возвратной основе. Механизм определения приоритетов в научно - технической сфере в Минобразовании России не создан. Фундаментальные исследования, ведущиеся по обширному спектру науки, не позволяют сконцентрировать финансовые ресурсы на решении крайне необходимых народно - хозяйственных проблем. Абсолютное большинство межвузовских программ не связано ни с федеральными целевыми программами, ни с региональными программами.
В нарушение Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.05.98 N 441 и от 22.03.99 N 327 Минобразование России в 1998 - 1999 годах не доводило до подведомственных учреждений и организаций утвержденные объемы годового бюджетного финансирования по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу". В процессе организации научных исследований не в полной мере учитываются поступления из всех источников на финансирование НИР в подведомственных министерству учреждениях и организациях. Отсутствуют научно обоснованные критерии планирования по подведомственным организациям расходов на НИОКР. Прогноз развития российского образования находится в стадии неопределенности. Имеет место также отсутствие ежегодного отчета о научной деятельности министерства, мелкотемье исследований и другие недостатки научно - организационной деятельности.
Без каких-либо правовых оснований Минобразование России в 1998 г. и первом полугодии 1999 г. создавало и использовало резерв бюджетных средств, выделяемых на проведение НИР. Допускалось финансирование не утвержденной в установленном порядке Федеральной программы "Развитие образования". Общий объем бюджетных средств, выделяемых на НИР, использованных министерством нецелевым образом в 1995 - 1999 гг., составляет 44,2 млн. рублей.
В нарушение Закона Российской Федерации "Об образовании" (ст. 33) в деятельности министерства имеют место недостатки и упущения в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, контроля за соблюдением лицензионных требований и нормативов. Имеют место случаи функционирования образовательных учреждений или их филиалов без лицензий или с просроченными лицензиями, длительные задержки в выдаче уже оформленных лицензий, выдача лицензий без внесения платы в федеральный бюджет, незаконно выданной лицензии.
В нарушение Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п. п. 6, 7 ст. 10) в Минобразовании России не сформирована достаточная и юридически корректная нормативно - правовая база в этой области. В частности, критерии аттестации Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определены. Отсутствует порядок аккредитации образовательных учреждений, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в министерстве отсутствует реестр выданных лицензий, не установлен единый порядок оплаты за лицензию при ее переоформлении, не установлены нормативы затрат на проведение аттестации, которые оплачиваются образовательным учреждением, не ведется учет средств, полученных за проведение государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования. Практически не проводится проверка вузов, имеющих лицензию более 5 лет и не выходящих на государственную аттестацию, не применяется на практике предоставленное министерству право отзыва лицензий (даже при выявлении отдельных нарушений). Проводилось незаконное лицензирование образовательной деятельности по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для частной детективной и охранной деятельности.
В нарушение Закона Российской Федерации "Об образовании" и Положения о министерстве Минобразование России не осуществляет должного контроля в проведении единой государственной политики в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений органами управления образованием в субъектах Российской Федерации. Органы управления образованием, осуществляющие государственную аккредитацию, не представляют в Минобразование России соответствующие сведения.
При наличии в структуре министерства Управления лицензирования, аккредитации и аттестации, часть функций передана организациям министерства (Главному государственному экспертному центру оценки образования Минобразования России и Московскому государственному университету печати), деятельность которых министерством контролируется в недостаточной степени.
Нуждается в активизации и совершенствовании инвестиционная деятельность министерства, в ходе которой допускается неэффективное использование и без того крайне ограниченных бюджетных средств, их значительное распыление, включение в инвестиционную программу министерства образовательных учреждений, не находящихся в его прямом ведении. В Минобразовании России не ведется достаточной аналитической работы в инвестиционной области, отсутствует комплексная программа развития материально - технической базы подведомственных предприятий, учреждений и организаций, разработанная с учетом современных финансовых возможностей. Министерством не приняты достаточные меры по усилению взаимодействия Минобразования России, Минэкономики России, Миннауки России по вопросам инвестиционной деятельности, по повышению эффективности использования выделяемых капитальных вложений.
До настоящего времени не возмещен ущерб федеральному бюджету в размере 5,0 млн. рублей, выделенных Государственному университету управления (ранее Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе) на централизованные капитальные вложения.
В деятельности министерства имеет место нецелевое и неэффективное использование средств федерального бюджета, выделенных министерству для организации в г. Соколе Вологодской области производства специализированной мебели для образовательных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.94 N 688. В результате сложной и в достаточной степени необоснованной схемы организации данного производства, его недофинансирования, пассивности министерства и отсутствия должного контроля за этим процессом, неверной информации Правительству Российской Федерации со стороны Минобразования России и Минэкономики России поставка импортного оборудования для данного производства была осуществлена в 1998 году в отсутствие подготовленной для этого площадки. Проверкой установлено, что работы по подготовке площадки находятся в начальной стадии. Задержка монтажа импортного оборудования лишает российскую сторону права воспользоваться гарантией фирмы, поскольку согласно контракту гарантийный срок составляет 12 месяцев с даты ввода в эксплуатацию оборудования и не более 24 месяцев с даты его поставки.
Учитывая изложенное, все произведенные к настоящему времени затраты (116,4 млн. рублей и 38,8 млн. немецких марок) являются крайне неэффективным использованием средств федерального бюджета и заемных валютных ресурсов. Кроме того, 23,6 млн. рублей, использованных на уплату аванса по контракту, являются нецелевым расходованием средств федерального бюджета, поскольку они были произведены за счет средств, выделенных на прочие текущие расходы высших учебных заведений.
В случае переноса площадки (решение о котором принято на совещании в администрации Вологодской области 20 - 21 января 1999 г.) 6,6 млн. рублей бюджетных средств окажутся бросовыми затратами.
Вскрытые проверкой недостатки и упущения стали возможны в значительной степени вследствие практического отсутствия в министерстве системы внутреннего контроля, недостаточной требовательности руководства министерства к работникам аппарата за выполнение возложенных на них служебных обязанностей.
Более подробно о выявленных недостатках изложено в материалах проверки.
Счетная палата Российской Федерации предлагает рассмотреть настоящее представление и принять дополнительные меры по устранению недостатков и упущений, выявленных настоящей проверкой, включая обеспечение возмещения в федеральный бюджет средств в сумме 1,68 млрд. рублей, использованных незаконно и не по целевому назначению, наведение должного порядка в финансовой деятельности, бухгалтерском учете и отчетности министерства.
О принятых мерах необходимо сообщить до 25 октября 1999 г.
П.В.ЧЕРНОМОРД

Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и по структуре, объему, целевому назначению.

Историческая справка

Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны. До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок. Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость. Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию. Корме этого, он составил формы учета.

В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена. Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г. прошла еще одна реорганизация. Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена. Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан. Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ. С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го - городские, а с 2006-го - районные.

Общая характеристика

В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами. При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.

Функции Счетной палаты РФ

Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают:

  1. Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре.
  2. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.
  3. Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета.
  4. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.
  5. Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса.
  6. Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.
  7. Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

Структура

В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат. Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет. Соответствующее постановление принимается большинством голосов. Кандидатом на должность может выступать гражданин России, который имеет высшее образование и стаж работы в сфере госуправления, госнадзора и экономики. Председатель Счетной палаты РФ не может быть родственником президента и руководителя его администрации, председателей Совета Федерации, правительства и Госдумы, а также ВАС, ВС и КС.

Задачи должностного лица

Председатель палаты:

  1. Руководит работой органа и организует ее в соответствии с утвержденным регламентом.
  2. Представляет совместно с заместителем отчеты о деятельности СФ и Госдуме.
  3. Выступает от имени палаты в органах госвласти и за рубежом.

Должностное лицо вправе издавать распоряжения и приказы, осуществлять принятие на работу и увольнение сотрудников аппарата, заключать хозяйственные и другие договоры. В случаях, установленных законодательством, председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комиссий и комитетов, на собраниях правительства и его президиума. Должностное лицо не может быть депутатом Госдумы. Не допускается членство и в правительстве. Кроме этого запрещается осуществление иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.

Заместитель

Он назначается на должность Советом Федерации на 6 лет. Соответствующее постановление утверждается большинством от общего числа членов совета. Заместителем председателя СП может выступать гражданин России, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере финансов, экономики, госуправления и госконтроля. Должностное лицо не может иметь родственных отношений со следующими лицами:

  1. Президентом России и руководителем его администрации.
  2. Председателями Госдумы и Совета Федерации.
  3. Генпрокурором.
  4. Председателями КС, ВАС и ВС, а также правительства.

Свои обязанности заместитель исполняет в соответствии с регламентом. В отсутствие председателя СП он исполняет его задачи, представляет палату за рубежом и в российских органах госвласти. Заместитель вправе присутствовать на заседаниях в Госдуме и СФ, их комиссий и комитетов, а также правительства и его президиума. Должностному лицу запрещено быть депутатом, осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической. Не допускается его членство в правительстве.

Аудиторы

Счетная палата РФ включает в свой состав должностных лиц, руководящих определенными направлениями работы органа. Они охватывают группу, комплекс либо совокупность конкретных статей расходов и доходов госбюджета. Конкретное содержание возглавляемого тем или иным аудитором направления, в рамках которого реализуются функции Счетной палаты РФ, определяется Коллегией. В качестве кандидатов на должности могут выступать граждане России, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере госнадзора, экономики и денежной политики. 1/4 аудиторов может иметь высшее образование и стаж иного профиля.

Специфика формирования штата

Госдума и СФ могут назначить по 6 аудиторов на шесть лет. Соответствующие постановления принимаются большинством от общего количества членов (депутатов). В случае появления вакантной должности аудитора она должна быть занята в двухмесячный срок. Сотрудники в рамках свей компетенции самостоятельно решают вопросы, касающиеся организации работы направлений, возглавляемых ими. Аудиторы несут ответственность за ненадлежащее исполнение либо невыполнение своих задач. Служащие вправе участвовать в заседаниях Госдумы и СФ, их комиссий и комитетов, коллегий федеральных исполнительных и иных госорганов. Аудиторам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, творческой и педагогической.

Коллегия

Она образуется для рассмотрения вопросов, касающихся организации и планирования работы органа, формирования информационных сообщений и отчетов, направляемых в Госдуму и СФ. Коллегия также утверждает порядок, в соответствии с которым осуществляется контроль. Счетная палата РФ работает в соответствии с положениями регламента. Он также утверждается Коллегией. В ее составе присутствуют председатель палаты, заместитель, аудиторы. Коллегия вправе утверждать содержание направлений работы, возглавляемых служащими.

Аппарат

В него входят инспекторы и прочие штатные сотрудники. Первые осуществляют непосредственную организацию и выполнение ревизий в пределах компетенции СП. Обязанности, ответственность и права сотрудников аппарата, условия их работы устанавливаются в федеральном законодательстве, ТК и иных нормативных актах.

Полномочия Счетной палаты РФ

Ключевые направления работы органа устанавливаются федеральным законодательством и регламентом. Счетной палаты РФ включает в себя ревизии и тематические инспекции. При этом рассматриваемая структура не вправе вмешиваться в непосредственную работу поднадзорных организаций. О результатах проведенных мероприятий орган информирует Госдуму и СФ.

В полномочия Счетной палаты РФ входит направление предписаний администрации поднадзорной организации в случае выявления нарушений при выполнении хозяйственных и иных операций, причиняющих вред интересам страны и требующих пресечения. При неисполнении либо ненадлежащем выполнении полученных указаний надзорная структура может применить санкции. В частности, по согласованию с Госдумой Счетная палата РФ может заморозить все операции по банковским счетам.

Спорные моменты

В процессе работы бюджетных учреждений достаточно часто происходят проверки Счетной палаты РФ. У руководства таких предприятий возникает вопрос: может ли орган выполнять ревизии по направлениям, не связанным с расходованием госсредств, использованием имущества, находящегося в хозяйственном ведении, применением таможенных/налоговых послаблений и преимуществ? В действующих нормативных актах четко определяется круг задач, которые решает Счетная палата РФ. Они касаются исключительно надзора за исполнением расходных и доходных статей госбюджета. Полномочия палаты не могут дублировать задачи других органов госвласти и затрагивать текущую работу экономического субъекта.

Данный вывод обосновывается следующими положениями. В части 5 ст. 101 Конституции определяется, что Госдума и СФ формируют Счетную палату с целью обеспечения контроля исполнения федерального бюджета. Это положение отражено и конкретизировано в ст. 2 ФЗ № 4. Из нормы следует, что задачи палаты в сфере контрольно-ревизионной работы связаны с выполнением статей бюджета и внебюджетных фондов. По ст. 245 БК, реализацией доходной части признается:

  1. Перечисление и зачисление поступлений на единый бюджетный счет.
  2. Распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным финансовым планом.
  3. Возврат сумм, излишне уплаченных субъектами.
  4. Учет доходов госбюджета и отчетность о поступлениях в соответствии с принятой классификацией.

Из указанного выше следует, что вопросы по текущей экономической деятельности предприятия, осуществляемой в рамках гражданской правоспособности, не относятся к исполнению статей финансового плана. В частности, речь идет о заключении договоров, совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом, принятии решений об участии в юрлицах и так далее. Таким образом, проверки палаты могут признаваться правомерными только в части управления и использования госсобственности, средств федерального бюджета или применения налоговых послаблений. В остальных случаях ревизия будет противоречить установленным задачам.

Заключение

Счетная палата выступает как один из ключевых контрольных органов в стране. В ее ведении находятся важнейшие задачи, касающиеся исполнения статей бюджета. В этой связи к сотрудникам палаты предъявляются особые требования. В органе должны работать только высококвалифицированные кадры, четко понимающие свои обязанности и ответственность. Именно поэтому в процессе формирования Счетной палаты участвуют Госдума и СФ. Несмотря на определенную самостоятельность органа, он подотчетен Совету Федерации и нижней палате парламента. В его обязанности входит составление отчета по своей деятельности и представление его в вышестоящие структуры.

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основным нормативным документом является федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью .

Счетная палата является , имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты — г. Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты:

  • осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с регламентом Счетной палаты;
  • представляет Совету Федерации и Государственной думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о ее работе;
  • представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Аудиторы счетной палаты

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов .

В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Полный состав аудиторов Счетной палаты должен быть сформирован не позднее чем через три месяца после вступления в силу настоящего федерального закона.

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной думы , их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются настоящим федеральным законом, законом о федеральной государственной службе, законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной думой принять решения о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх