Расчет сзз предприятия. Нормативная и расчетная санитарно-защитная зона предприятия. Принципы очистки пылегазовых выбросов

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

  • основные этапы :

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Подробнее о разработке данного документа см.:

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) создается в целях уменьшения отрицательного влияния промышленных предприятий на окружающее население. СЗЗ представляет собой зону зеленых насаждений, которая располагается между промышленной и жилой зонами.

Ширина СЗЗ определяется как расстояние между промышленной площадкой (территорией) и жилым районом, а не между основным источником выбросов и жилой территорией. Зона должна быть озеленена не менее чем на 40 % установленной ширины.

Санитарно-защитные зоны делятся на пять классов:

1 класс – 1000 м;

2 класс – 500 м;

3 класс – 300 м;

4 класс – 100 м;

5 класс – 50 м.

Санитарно-защитные зоны при необходимости могут быть увеличены. Само по себе удаление предприятий от жилого района не решает проблему уменьшения загрязнения атмосферы. Тем не менее наличие зеленых насаждений в них способствуют очищению пыли в 2 раза и сернистого газа – в 3 раза. Если СЗЗ будут малоэффективными, то предприятие должно быть выведено за пределы города или населенного пункта.

Размеры СЗЗ предприятий устанавливаются в соответствии с разделом 8 СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

Полученный путем расчета размер СЗЗ уточняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от розы ветров района расположения предприятия по формуле:

где L 0 – расчетное расстояние, м, от источников загрязнения до границы СЗЗ без учета поправки на розу ветров, для которого концентрация вредных веществ превышают ПДК;

Р – среднегодовая повторяемость направлений ветров рассматриваемого румба, %;

Р 0 – повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (например, при восьмирумбовой розе ветров
).

Расчет массы выбросов вредных веществ при покраске

Количество вредных веществ, выделяющихся в процессе покраски, зависит от марки краски, вида растворителя и определяется согласно формуле:

Т/год, (5.11)

где q м – расход краски, кг/ч;

k k - содержание рассчитываемого компонента в составе летучей части отделочного материала, %, определяется в соответствии с таблицами 2, 3, 4, 5, 6;

0,8 – коэффициент поступления летучих веществ в атмосферу;

Т – годовой фонд рабочего времени, ч/год;

10 -3 – коэффициент пересчета массы выбросов с килограмм на тонны.

Таблица 5.6 Состав растворителей, %

Компонент

Бутиловый спирт

Метилэтилкетон

Сольвент-нафта

Циклогексанон

Этилглюкольацетат

Этилцеллозольв

Продолжение таблицы 5.6

Компонент

Метилэтилкетон

Пропиленкарбонат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Хлорбензол

Циклогексанон

Этилацетат

Этилгликольацетат

Этилцеллозольв

Таблица 5.7 Состав нитрогрунтовок, нитроцеллюлозных лаков распределительной, разравнивающей жидкостей, %

Компонент

Грунтовка

Разравнив. жидкость РМЕ

Распред. жидкость НЦ-313

Нитрополитура

Полировочная вода № 18

Бутилацетат

Этилацетат

Этилцеллозольв

Циклогексанон

Окситерпеновый растворитель

Сольвент-нафта

Формальдегид

Бензин «галоша»

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.8 Состав полиэфирных, поли- и нитроуретановых лаков, %

Компонент

ПЭ-251, «Б»

УР-249, 2М»

Бутилацетат

Метилизобу-тилкетон

Циклогексанон

Этилгликоль-ацетат

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.9 Состав эмалей, %

Компонент

Бутилацетат

Этилцеллозольв

Этилацетат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Циклогексанон

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.10 Состав шпатлевок и грунтовок

Компонент

ПР-032, ГС или ГФ-0163

Бутилацетат

Сольвент-нафта

Этилацетат

Уайт-спирит

Летучая часть

Сухой остаток

Предприятие «ГРАНИТ»

Для нахождения величины х (расстояния до участка местности в данном направлении, где концентрация загрязняющего вещества равна 1 ПДК с.с.), при условии 1 < x/x max ≤ 8 следует использовать формулу

x = 2,77 * x max (1,13 * C max / C * - 1) 1/2 ,

где C * = 1 ПДК с.с.

Определяем значения х для каждого из четырёх загрязняющих веществ:

    x (аммиак) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,104 / 0,04 - 1) 1/2 = 1107,956 м;

    x (диоксид углерода) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,140 / 3,0 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (зола) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,130 / 0,5 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (формальдегид) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,065 / 0,03 - 1) 1/2 = 3856,786 м

Рассчитываем соотношение Р/Р о для каждого из восьми румбов:




Размер санитарно-защитной зоны в зависимости от розы ветров определяется по формуле:

L = х * ,

где L – расстояние от источника выбросов до границы СЗЗ в рассчитываемом румбе розы ветров, м.

для аммиака

L ю (аммиак) = 1107,956 * 0,72 = 797,7 м

L ю-в (аммиак) = 1107,956 * 0,80 = 886,4 м

L в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с-в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с (аммиак) = 1107,956 * 2,96 = 3279,5 м

L с-з (аммиак) = 1107,956 * 1,28 = 1418,2 м

L з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

L ю-з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

для формальдегида

L ю (формальдегид) = 3856,786 * 0,72 = 2776,9 м

L ю-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,80 = 3085,4 м

L в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с (формальдегид) = 3856,786 * 2,96 = 11416,1 м

L с-з (формальдегид) = 3856,786 * 1,28 = 4936,7 м

L з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

L ю-з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

Вариант № 5. Предприятие «ГРАНИТ»

Характеристика

Загрязняющее вещество

диоксид углерода

формальдегид

ПДК с.с. , мг/м 3

С max , мг/м 3







по формальдегиду

Ю-З Ю-В

С-В Ю-В

Масштаб: 1см = 1км.

Вывод: Согласно полученным результатам делаем вывод, что для нашего предприятия «ГРАНИТ» санитарно-защитная зона необходима, так как концентрация выбросов формальдегида и аммиака превышает предельно допустимые нормы.

Вопрос № 4. В пробе воды сразу же после взятия количество кислорода составляло m 1 = 6,0 мг, а в плотно закрытой бутылке с той же пробкой, хранящейся в темноте 5 суток, количество кислорода составляло m 2 = 5,0 мг. Первоначальная проба загрязнённой воды, впоследствии разбавленной, имела объём V 1 = 10 мл. Рассчитать БПК. Определить, какие из перечисленных водных организмов могут обитать в этой воде: личинка веснянки, личинка мошки, личинка крыска.

Ответ. Количество израсходованного на окисление органических веществ кислорода в V 1 =10 мл загрязнённой воды составило

m 1 - m 2 = 6,0 – 5,0 = 1 мг.

Таким образом, на V 1 =10 мл загрязнённой воды было израсходовано 1 мг кислорода. На 1 литр (1000 мл) загрязнённой воды потребуется для окисления органических веществ 100 мг кислорода. Отсюда следует, что БПК равняется 100 мг×л -1 .

Вопрос № 5. Биогеоценотический уровень воздействия загрязнения биосферы.

Ответ.

БИОГЕОЦЕНОЗ (от био..., гео... и лат. coenosis, от греч. koenosis - общность, общение), участок земной поверхности с определённым составом живых организмов и косных компонентов (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.), объединённых обменом вещества и энергии в единый природный комплекс. Загрязнённые биогеоценозы становятся источниками загрязнения других, относительно чистых экосистем.

Производственная деятельность человека, как мощный фактор воздействия на биогеоценозы, способствующий нарушению в них равновесия, их изменению. Загрязнение биогеоценозов (воздуха, почвы, воды) промышленными и бытовыми отходами, его последствия (кислотные дожди, вызывающие гибель растений, особенно деревьев; накопление в почве и водоёмах солей тяжёлых металлов – результат работы автомобильного транспорта, поглощение этих веществ грибами, растениями, которые иногда приводят к отравлению людей, и др.).

Изменения в биогеоценозах под влиянием сельскохозяйственной деятельности. Например, перевыпас скота на пастбищах способствует резкому ухудшению их качества; исчезновение из травостоя видов съедобных высокорослых трав и заселению биогеоценоза низкорослыми, колючими и горькими растениями (чертополох, полынь).

Изменение экосистемы леса под влиянием деятельности человека. Заготовка древесины ценных пород деревьев без учёта годичного прироста – причина смены видового состава леса, замены ценных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы) на малоценные (берёзу, осину, ольху) и др. Изменение экосистемы леса при использовании его в рекреационных целях (для отдыха людей): уплотнение почвы – причина заболевания корневых систем, смены травянистой растительности; заселения леса устойчивыми к вытаптыванию травами, которые препятствуют появлению всходов древесной растительности. Всё это ведёт к изреживанию древостоя, изменению видового состава деревьев, трав, птиц, насекомых и др.

Вопрос №6. Каковы причины глобального процесса атмосферного загрязнения?

Ответ.

Причины загрязнения атмосферного воздуха:

Лабораторная работа

Уточнение границ санитарно-защитной зоны предприятия

Цель работы: уточнение границ санитарно-защитной зоны предприятия (указать какое предприятие ) загрязняющих веществ (указать какое загрязняющее вещество ) в приземном слое атмосферы.

Контрольные вопросы: Гигиенические нормативы атмосферного воздуха. Санитарно-защитная зона предприятия. Нормативная санитарно-защитная зона предприятия. Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы в соответствии с ОНД-86.

Порядок выполнения лабораторной работы

Уточнение размеров нормативной СЗЗ и определение размеров расчетной СЗЗ предприятия проводится согласно ОНД-86, р. 8. п. 8.6.1, с учетом расчетов рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы при различных направлениях ветра и среднегодовой розы ветров.

Определение границ расчетной санитарно-защитной зоны осуществляется от изолинии 1,0 ПДК загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками предприятия с учетом фонового загрязнения атмосферы, по формуле:

L = L o * Р /Р о, (7)

где L o - расчетный размер участка местности в данном направлении, где концентрация вредных веществ превышает 1,0 ПДК, м;

P - среднегодовая повторяемость направления ветров расчетного румба, %;

P o - повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров, %; при восьмирумбовой розе ветров Р о = 100/8 = 12,5 %.

Исходные данные:

1. Карта рассеивания выбросов ЗВ (указать какое загрязняющее вещество ) в виде изолиний в долях ПДК.

2. Значения среднегодовой повторяемости направления ветров расчетного румба для предприятия в зависимости от района расположения предприятия (таблица 1).

Графическое построение расчетной санитарно-защитной зоны предприятия проводится в тех направлениях, в которых изолиния 1 ПДК выходит за границу предприятия. В этих направления определяется расчетный размер участка местности (L o), где концентрация вредных веществ превышает 1,0 ПДК Данные заносятся в таблицу 1. Если линия 1 ПДК не выходит за границу предприятия, то для данного направления L o = 0.

При построении расчетной СЗЗ необходимо учитывать, что направление ветра – Северный (С), означает, что ветер дует с севера на юг, и расчетный отрезок откладывается в южном направлении от площадки предприятия.

По полученным значениям L o определяют границу расчетной санитарно-защитной зоны L по формуле (7) с учетом розы ветров (среднегодовой повторяемости направления ветров). Значения L для каждого направления заносят в таблицу 1 и откладывают на карте рассеивания соответствующие отрезки и строят расчетную СЗЗ путем соединения их.

Проведено уточнение размеров расчетной санитарно-защитной зоны предприятия. Если расчетная граница СЗЗ оказывается внутри изолинии 1 ПДК, то уточненная граница СЗЗ проходит по линии 1 ПДК; если не выходит за пределы предприятия – то по границе предприятия. В тех случаях, когда изолиния 1 ПДК внутри расчетной СЗЗ, уточненная граница СЗЗ проходит по расчетной.

При построении на рисунке отмечены

    линия 1 ПДК красным,

    нормативная санитарно-защитная зона зеленым,

    расчетная санитарно-защитная зона синим,

    уточненная санитарно-защитная зона черным,

Результаты построения расчетной и уточненной СЗЗ представлены на рис. 1.

выводы.

    Дать описание линии 1 ПДК. Выходит ли линия 1 ПДК за границу предприятия, в каких направлениях?

    Построена расчетная санитарно-защитная зона ОАО «Омский каучук» по результатам расчета рассеивания выбросов (указать какое загрязняющее вещество ) в приземном слое атмосферы в соответствии с ОНД-86.

    Результаты определения расчетной санитарно-защитной зоны приведены в таблице 1.

    Дать описание расчетной и уточненной СЗЗ, как они проходят. Полученные расчетная и уточненная санитарно-защитные зоны предприятия представлены на рис. 1.

    Попадает ли жилая зона в уточненную, расчетную СЗЗ предприятия? Наблюдается ли превышение 1 ПДК в жилой зоне?

Литература

2. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Таблица 1.

Уточнение границ санитарно-защитной зоны предприятия ОАО «Омский каучук»

по результатам расчета рассеивания выбросов

_________________________________

загрязняющее вещество

Уточненная граница СЗЗ

Уточненная граница СЗЗ

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

Штраф за отсутствие Санитарно-защитной зоны СЗЗ

За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы.

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и пром.объекты по видам деятельности , которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности пром-объектов и производств:

Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам . К 1-3 классам опасности также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.

Если на предприятии замкнутый цикл производства, и вредные выбросы в атмосферу отсутствуют, то размер СЗЗ вычисляется с учётом возможных аварий.

Бывает, что ветер дует с предприятия в сторону селитебной (жилой) застройки. Это может служить сигналом госорганам: этому предприятию нужно увеличить радиус зоны СЗЗ.

Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ в 2018 году

Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала «Экология производства»:

Санитарно-защитная зона – ключевое понятие для вредных производств

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств.

Санитарные зоны создаются с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух.

Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно защитные зоны

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Кому требуется санитарная зона предприятия

Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

  • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
  • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

Для действующих предприятий IV и V класса СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано , что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ — письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя II I класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется .

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ:

  • жилые застройки
  • ландшафтные зоны
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • коттеджи
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения
  • детские игровые площадки
  • детские учреждения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

Этапы разработки проекта СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах ВВ

Первый этап разработки СЗЗ — сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома , если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ — Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП «Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве», которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП «О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы».

На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

С недавнего времени в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Роспотребнадзором было опубликовано письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон»:


Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат. Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. Сейчас такая практика повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) СЗЗ

Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

5. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план и в правила землепользования и застройки

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
  2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
  3. просто перенести свое производство на другое место.

Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

Чтобы пресечь такую практику, были проведены изменения в федеральном законодательстве, а именно изданы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН»;

Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельный кодекс РФ.

Кроме того, письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 и письмо от 30 мая 2016 года № 01/6719-16-32 расставили точки над «i», и теперь данные о расположении СЗЗ, ее границах, координатах узловых точек границ СЗЗ и самого предприятия передаются Роспотребнадзором в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в правила землепользования.

6. Зонирование СЗЗ, режим территории СЗЗ

После установления границ территории СЗЗ предприятие должно определённым образом ее обустроить и поддерживать в надлежащем порядке. Для этих целей разрабатывается план организации территории СЗЗ. В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ.

Согласно требованиям раздела, в границах СЗЗ запрещено размещать жилую застройку и иные нормируемые территории, объекты других отраслей промышленности, объекты по производству лекарств, объекты пищевой промышленности, водопроводные сооружения.

Допускается размещать нежилые помещения для дежурного персонала предприятия, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники и гостиницы, объекты торговли, объекты коммуникаций, АЗС и СТО и т.д. СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Организация СЗЗ включает мероприятия по благоустройству СЗЗ, ее озеленению и предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировке территории. При этом устанавливаются типы и конструкции зеленой зоны, выбираются породы деревьев, кустарников и трав, например, согласно ассортименту из Приложения 5 к Рекомендациям.

Существующие в границах СЗЗ зеленые зоны максимально сохраняются. Если территория не пригодна для озеленения, проводится ее инженерно-техническая подготовка. В границах СЗЗ могут проектироваться дороги и пешеходные дорожки. За зеленой зоной необходим уход и полив, для чего планируется поливочная система.

При проектировании зеленых насаждений используются растения, эффективные в санитарном отношении и устойчивые к загрязнению атмосферы и почвы. Посадки планируются в виде плотной структуры изолирующего типа для создания преграды воздуху и частичного поглощения и осаждения вредных веществ, либо ажурной структуры-фильтра.

На планировочном плане территории показываются границы расчетных зон воздействия, все существующие здания и сооружения, указывается градостроительное зонирование территории и т.д. Для цели озеленения составляется дендроплан с существующими зелеными насаждениями и планируемыми посадками. В сметах учитываются все затраты на строительные работы и озеленение, а также затраты на расселение жилых домов с территории СЗЗ при необходимости. Объекты и элементы, которые допускается размещать на территории СЗЗ, приводятся в Приложении 4 к Рекомендациям.

  • Припромышленное защитное озеленение;
  • Приселитебное защитное озеленение;
  • Планировочное использование, которое включает подзоны: призаводская, подзона промышленного озеленения, подзона санитарных ограничений планировочного использования, подзона сопутствующих предприятий, подзона коммунальных объектов, подзона приселитебного озеленения и общественного центра.

Для планировки озеленения используются рекомендации из Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, Москва Стройиздат 1984. Для свободного прохождения воздуха в СЗЗ организуются коридоры проветривания в направлении господствующих ветров. Это могут быть существующие трассы, железные дороги, водоемы.

В дальнейшем на территории СЗЗ проводится контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв и т.д. в рамках производственного контроля. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх