Административно-территориальное деление российской федерации. Формат административно-территориального деления Типы территориальных единиц
|
Сущность административно-
территориального устройства
Административно-
территориальное устройство в
современных условиях
Законодательное регулирование
административно-
территориального устройства
1.1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Для управления государством используется его территориальное устройство (деление)
Функциональное территориальное деление обслуживает управленческие потребности отдельных сфер деятельности и отраслей хозяйства. Таковы, например, специальные округа - военные, путей сообщения (управления железных дорог), горные, энергетические (энергосистемы) и т.д.
Не стоит забывать, что важнейшим будет административно-территориальное устройство, предназначенное для общего управления, т.е. организации всей хозяйственной, социальной, культурной, общественной, религиозной и иной жизни в стране. Его единицы (регионы) носят в разных странах различные наименования (области, губернии, округа, провинции, земли, штаты и др.) Стоит заметить, что они хорошо известны жителям, обозначают фактический и юридический адрес человека, учреждения (в том числе органа регионального и местного управления), фирмы и пр.
Понятие административно-территориального устройства (АТУ) или деления (АТД) как объекта и инструмента управления более узкое, чем понятие государственного устройства, куда включаются также характеристики организационно-правового типа государства (унитарное, федерация, конфедерация) и статуса его единиц (субъектов)1.
Но административно-территориальное деление неразрывно связано с государственным устройством страны, характеризующим особенности политико-территориальной организации власти. Главным в ней считается правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центром, т.е. степень централизации и децентрализации власти. Учитывая зависимость от ϶ᴛᴏго исторически сложились две наиболее распростра-
Важно заметить, что одно и то же административно-территориальное деление может сохраняться и в унитарном государстве, и при его преобразовании в федеративное, и наоборот. Но статус единиц в различных государствах разный; с другой стороны, разделение федерации на крупные или мелкие субъекты может определить и разный объем их правомочий.
ненные формы государственного устройства: унитарное, единое государство, когда административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью (большинство государств), и федеративное государство, представляющее союз относительно самостоятельных государственных образований, кᴏᴛᴏᴩые имеют одинаковый статус (равные права)
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что под административно-территориальным устройством понимают разделение территории страны на определенные составные части, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми строится структура и осуществляется деятельность органов государственной или муниципальной власти для выполнения ими установленных задач и функций ".
Что касается государственно-территориального устройства (ГТУ), то ϶ᴛᴏ, по нашему мнению,- часть АТУ, образуемая подсистемами территориального деления и управления государственного уровня (например, федеральные округа и регионы - субъекты федерации); другая часть АТУ- местное территориальное устройство.
В специальной литературе нет ясности, каким термином лучше пользоваться: «административно-территориальное устройство» или «административно-территориальное деление». Важно заметить, что одни авторы считают данные термины тождественными, другие стараются их разграничить. Очевидно, правильнее подходить к использованию терминов с учетом их особенностей, поскольку, хотя часто они и употребляются как однопорядковые, нельзя не видеть различий между ними.
Среди правоведов распространено также понимание административно-территориального (или политико-государственного) устройства не только как разделения территории государства на составные части с населением и органами власти, но и как характера и системы взаимоотношений между государством в целом и его территориальными частями, т.е. между ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими властями (см., например: Чир-кин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. -М.: Ин-т гос. и права РАН, 1994, с. 58; Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. -М.: Ин-т гос. и права РАН, 1997, с. 6-7) При этом данные «взаимоотношения» надо рассматривать в самом общем виде, ɥᴛᴏбы не вторгаться в другую научно-практическую область -территориальное управление. Следует иметь в виду и то, что к государственно-территориальному устройству тесно примыкают официальные экономическое и военно-административное районирования, установленные высшими органами государственной власти.
Государственно-территориальное устройство России
государственных, муниципальных и общественных органов и организаций, территориальных форм государственного и местного управления (без рассмотрения конкретной деятельности последних) «Этим подчеркивается, - отмечал М.А. Шафир, - что административно-территориальное устройство - внутреннее согласованное объединение административно-территориальных единиц, имеющее упорядоченную структуру. В результате такого объединения обеспечивается необходимое организационное единство, создается определенная система административно-территориального устройства, где каждая административно-территориальная единица охватывает определенный территориальный коллектив, интересы кᴏᴛᴏᴩого выражают ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие представительные органы»1. Но во многих случаях целесообразно пользоваться понятием «деление».
Вместе с тем, в государственно-правовой литературе имеются высказывания и о том, что термин «административно-территориальное устройство» устарел, не отвечает новому содержанию системы территориального деления государства, а потому нуждается в замене. Предлагали заменить его, например, термином «политико-территориальное устройство», а административно-территориальные единицы именовать «территориальными коллективами»2 и т. п.
Что можно сказать по ϶ᴛᴏму поводу? Представляется, что проблема территориальных коллективов имеет достаточно серьезные основания и, видимо, требует дальнейшей научной разработки. При этом эта проблема связана не только и не столько с административно-территориальным устройством, сколько с различными аспектами территориальной организации общества. А ϶ᴛᴏ, как будет показано ниже, отнюдь не одно и то же.
Видимо, нет никаких оснований менять устоявшуюся терминологию и в погоне за новыми терминологическими формами отказываться от привычных и традиционных понятий.
Философским обоснованием юридических конструкций территории как элемента государства и, следовательно, его сущности с конца XVIII в. занимались различные теоретики геополитики и географического детерминизма, признававшие территорию и географическое положение стра-
1 Шафир М.А. Административно-территориальное устройство Советского государ
ства (Конституционные основы) - М.: Наука, 1983, с. 31.
2 Страшун Б.А. Отметим, что территориальный коллектив в политической системе социализма.
/В кн.: Проблемы государства и права. - М., 1974, вып. 9, с. 36-37.
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
ны самодовлеющими моментами, фатально предопределяющими
характер, организацию и внешнюю политику государств.
Стоит отметить, что особенно широкое
распространение получила «трехэлементная» теория государства, в соответствии с
кᴏᴛᴏᴩой всякое государство рассматривается как сочетание трех элементов:
территории, людей, ее населяющих, и власти. По мнению сторонников ϶ᴛᴏй теории,
если есть определенная территория, есть населяющий ее народ («союз людей»),
есть власть, распространяющаяся на население в пределах данной территории, -
значит, налицо государство.
Такое трехэлементное определение государства довольно распространено и в новейших работах зарубежных ученых в области политической и юридической наук. При ϶ᴛᴏм государство и государственная власть трактуются не только как социально-политическое, но и абстрактно-правовое явление, где территория понимается как пространственный предел действия государственной власти. Отметим, что территория - не только географическое или топографическое понятие. Многие современные авторы видят в ней категорию, кᴏᴛᴏᴩой присущ публично-правовой характер, заключающийся в том, что территория, в пределах кᴏᴛᴏᴩой государство осуществляет ϲʙᴏю волю и силу, представляет собой его (государства) составной элемент и как неделимая и неотчуждаемая часть живого тела служит одним из проявлений его сущности1.
Марксистская наука придает большое значение вопросам территории и административно-территориального устройства государства, поскольку данные вопросы теснейшим образом связаны с классовой сущностью государства и политической власти. «По сравнению со старой родовой организацией, - повествовал Ф. Энгельс, - государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям... Вторая отличительная черта - учреждение публичной власти, кᴏᴛᴏᴩая уже не совпадает непосредственно с населением...»2.
Сформулированное здесь понимание признаков государства, отличающих его от доклассовой организации общества, базируется на том, что государство по ϲʙᴏей сущности есть орудие политической власти. Оба приведенные признака государства будут существенными, отражают такие
1 «Отметим, что территория в ее политико-правовом смысле - ϶ᴛᴏ наиболее прямая ипостась госу
дарства. В ней наиболее емко ощущается такой признак системной организации,
как целостность» /Бабурин С.Н. Отметим, что территория государства: правовые и геополитичес
кие проблемы/. - М.: Изд-во МГУ, 1997, с. 56.
2 Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., т.21, с.170.
Государственно-территориальное устройство России
его черты и ϲʙᴏйства, кᴏᴛᴏᴩые отличают государство от первобытнообщинного строя.
Следовательно, только в процессе разложения последнего и возникновения государства создается административно-территориальное деление как политико-правовая надстройка общества. И хотя государство немыслимо без определенной территории, по-видимому, не территория сама по себе как некᴏᴛᴏᴩое пространство земного шара, а определенное устройство («разделение подданных по областям»), обусловленное потребностями господствующего общественного слоя (власти), служит необходимым признаком государства. С появлением государства вопросы территории стали разрешаться уже в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его волей и интересами. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными будут принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности1.
Деление подданных по «областям» было наиболее удобным способом разделения людей для наилучшего управления ими в интересах господствующего класса и по϶ᴛᴏму, как отмечал Ф.Энгельс, представлялось естественным.
Административно-территориальное устройство ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует целям и сущности исторически определенного типа государства. Стоит заметить, что оно находится в неразрывной связи с политической структурой государства и складывается исторически в зависимости от того, какие основные функции осуществляет государство, какую политику оно проводит на местах, в какой степени население участвует в политической жизни, а также как разрешается вопрос о государственно-правовом положении национальных меньшинств.
В ϶ᴛᴏм отношении большинство современных государств характеризуется одними и теми же общими чертами, хотя в процессе создания административно-территориального деления в отдельных государствах было немало особенностей.
Так, французская буржуазия, придя к власти в результате революции 1789 г., сразу же упразднила старую королевскую систему административ-
Общая теория государства и права. Академический курс. Учебник. Т.1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1998, с. 97.
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
но-территориального деления и ввела совершенно новое деление территории Франции на 83 департамента, кᴏᴛᴏᴩые, в ϲʙᴏю очередь, делились на округа, а округа - на коммуны. В Англии же сохранилось прежнее административное деление страны на графства, округа и приходы. В Германии после буржуазной революции перестройка административно-территориального деления также почти не производилась (там объединялись немецкие государства)
Административно-территориальное деление современных государств приспособлено для осуществления их основных функций. Исходя из задач централизации и децентрализации управления (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно разным формам и уровням) оно учитывает (не всегда достаточно полно) экономические, культурные и другие местные особенности, национальный состав населения. Но обычно при его создании принимались во внимание главным образом только численность населения и размеры территории. Причем ее конфигурация нередко становилась довольно ϲʙᴏеобразной.
К примеру, во Франции департаменты были построены прямоугольниками, в ряде случаев их границы искусственно определялись по географическим меридианам и параллелям. По геометрическому методу строились административно-территориальные единицы и в США.
На территориальное устройство накладывает отпечаток организационно-правовая форма государства, ее особенности. Существенное различие федеративных государств - их национальная или территориальная или смешанная основа - демонстрируется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих административных единицах. Не стоит забывать, что важно иметь посредством последних и объективные условия для федерации, выступающей как самоуправляемое договорное государство. Поскольку такое самоуправление все больше «приобретает ϲʙᴏйства самоорганизованной публичной власти и самоосуществляемого управления»1, то достаточно эффективным и жизнеспособным оно может быть только при экономически самодостаточных административных единицах.
Нельзя не отметить, что административно-территориальное деление, включая выделение административных центров, будет чрезвычайно косным и сохраняется в неизменном виде в течение длительного времени, несмотря на происходящие значительные изменения в экономике и поли-
Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М.: БЕК, 1995, с. 116.
Государственно-территориальное устройство России
тической жизни стран. Роль важнейших административных центров подчас выполняют не крупные промышленные города, а малозначительные населенные пункты (хотя оценка ϶ᴛᴏго неоднозначна)
В связи с развитием и усложнением государственного аппарата неподвижность и косность административных границ потребовали введения сложного и разветвленного специального деления, создаваемого для осуществления административных целей различных центральных ведомств. Специальные округа (или районы) представляют собой территориальные единицы, в пределах кᴏᴛᴏᴩых действует орган одного из центральных ведомств, осуществляющий полномочия, входящие в круг деятельности только ϶ᴛᴏго ведомства. Количество таких специальных округов чрезвычайно велико, причем их границы не совпадают с границами общего административно-территориального деления. Это обычно налоговые, военные, военно-воздушные, судебные, финансовые, почтовые, транспортные, лесные, топливные округа, округа по медицинскому обслуживанию, просвещению, оказанию помощи безработным, по радиовещанию, электричеству и целый ряд других. Часть таких округов имеет, в ϲʙᴏю очередь, более мелкие подразделения. Все ϶ᴛᴏ ведет к чрезвычайному усложнению административно-территориальной структуры.
В СССР административно-территориальное устройство являлось комплексной системой, теснейшим образом связанной с развитием экономики, размещением производительных сил, с условиями и задачами социально-политического развития общества на том или ином историческом этапе.
Этому отнюдь не противоречит то обстоятельство, что унаследованное от царской России административно-территориальное деление, основанное на губернско-волостной схеме, в течение нескольких лет использовалось новым государством. Известно, что в первые месяцы после Октябрьской революции функционировали городские думы и земства, было созвано Учредительное собрание, разрешалось использовать старые законы, если они не противоречили «революционному правосознанию», сохранялось в течение известного времени и прежнее административно-территориальное деление. В большей степени в силу особенностей и традиций отдельных стран старые формы использовались в зарубежных социалистических государствах. При этом и там ϶ᴛᴏ имело место в течение сравнительно непродолжительного времени. К тому же существенно изменялось само на-
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
значение административно-территориального устройства, а также его структура. Сохраняется пока в основном советское административно-территориальное деление (и устройство) в новой России (с другими названиями органов управления)
Сказанное позволяет считать административно-территориальное устройство важным государственно-правовым институтом Советского государства. Несмотря на имевшиеся недостатки ϶ᴛᴏго административно-территориального устройства (в первую очередь раздробленность - глава 5), в его определение считалось вполне возможным включить такие положительные качества, как хотя и неполный «учет естественно-исторических, экономических, национальных и других принципов»; в известной мере «разделение территории на внутренне согласованные составные части»; и даже частичное «обеспечение комплексного экономического и социального развития территории и эффективной деятельности государствен-
ного аппарата»1.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Административно-территориальное устройство России, оставаясь важным инструментом регулируемого экономического и социального развития управляемой территории, представляет собой достаточно сложное и многостороннее явление. Его роль должна возрасти особенно теперь, когда государству приходится решать задачи переходного периода.
Стоит сказать - политические, экономические, социальные трансформации 90-х годов сопровождались рассогласованием механизмов государственного управления, потерей управляемости на всех уровнях - федеральном, региональном и местном. И по϶ᴛᴏму, как никогда прежде, возрастает значение
1 Шафир М.А. Административно-территориальное устройство Советского государства. (Конституционные основы) - М.: Наука, 1983, с. 19.
Государствен ни- герриториальное устройство России
важнейшего инструмента управления - государственно-территориального устройства с властными (управленческими) органами первых двух уровней (хотя в количественном отношении данные территориальные единицы составляют 0,3%, а местного устройства - 99,7%)
Конституционное право России содержит понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». При ϶ᴛᴏм первая включает вторую. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Отметим, что территориальное море - примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км. По сложившемуся обычаю в понятие государственной территории входят также недра под сухопутной и водной территориями. К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя и не входят: континентальный шельф (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега); исключительная экономическая зона (морское пространство шириной до 200 миль от берега, где прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов) Исключая выше сказанное, законом регулируется прилежащая к территориальному морю зона (морской пояс, кᴏᴛᴏᴩый расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница кᴏᴛᴏᴩого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от кᴏᴛᴏᴩых отмеряется ширина территориального моря)1.
В Конституции Российской Федерации отражены федеративный характер государства, его деление на субъекты Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа, т. е. единицы государственно-территориального деления регионального уровня, разграничение предметов ведения Федерации, ее субъектов и совместного ведения, а также другие вопросы государственного территориального устройства и управления.
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2001, с. 308-309.
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
Не стоит забывать, что важнейшая проблема федеративного государства - достижение гармонии в отношениях между ним и его субъектами как целого и частей. Обычное решение - закрепление конституцией статуса (правового положения) федерации и субъектов. В России нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, но возможность расширения состава субъектов не исключается (см. ниже)
В основе федеративного государственного устройства лежат базовые принципы федерализма: государственной и территориальной целостности России; ее государственного суверенитета на всей территории; единства системы государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов Федерации; равноправия и самоопределения народов; равноправия субъектов Федерации; верховенства Конституции РФ и федеральных законов; единства конституционно-правовой системы (ст. 4, 5 и 15 Конституции РФ)
При этом, хотя субъекты Федерации провозглашены равноправными, федеративное устройство России приняло ярко выраженный ассиметрич-ный характер и представляет собой пережиток, нарушение под видом реализации федеративных начал фундаментальных прав человека; по϶ᴛᴏму Россия, являясь Федерацией де-юре, еще не стала ею де-факто, и в ней только создаются предпосылки для перерастания в подлинную федерацию1.
Данный принципиальный вывод особенно касается чрезмерной разнородности российского государственно-территориального устройства.
Наряду с некᴏᴛᴏᴩым политическим неравноправием республик в составе России и остальных субъектов Федерации (первые - государства со ϲʙᴏей конституцией, президентом, парламентом и т.д., чего нет у вторых) обращают на себя внимание весьма большие экономические различия между территориями - субъектами Федерации. Это ставит под сомнение объединение в один высший ранг - субъектов Федерации - все данные территориальные единицы, разномасштабные в правовом и экономическом отношении.
" См., например: Правоведение / Под ред. Ю.А. Тихомирова и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, с. 60.
Государственно-территориальное устройство России
Так, если численность населения г. Москвы составляет 8,5 млн человек, Московской области - 6,5 млн., Краснодарского края - 5 млн., республики Башкортостан - 4,1 млн. человек, то Еврейской автономной области - 197 тыс., республики Алтай - бывшей автономной области - 204 тыс., а Эвенкийского автономного округа - всего 19 тыс. человек (на 1 января 2000 г.) Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что диапазон численности населения достигает 447 раз! При этом при совершенно различном характере и масштабе экономического потенциала все субъекты Федерации направляют, например, в верхнюю палату Федерального Собрания - Совет Федерации - двух представителей.
Рассматривая правовую природу современного административно-территориального устройства, следует подчеркнуть, что ϶ᴛᴏт важный институт государственной и муниципальной структуры носит вместе с тем комплексный характер и тесно связан с системой властных органов государства, общественных организаций, федеративных отношений. В ϶ᴛᴏм смысле административно-территориальное устройство - не конгломерат административно-территориальных единиц, а их внутренне согласованное объединение. Такое объединение обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры единого федеративного государства.
В России с ее огромной и многоресурсной территорией и федеративной государственностью административно-территориальное устройство имеет важнейшее значение для успешного функционирования всей политической системы общества и решения задач хозяйственного и социально-культурного строительства.
Прежде всего, пробудет тесная связь административно-территориального деления с построением региональных и местных представительных (законодательных) и исполнительных властных структур. На основании Конституции федеративное государство делится полномочиями по управлению страной со ϲʙᴏими субъектами. Это относится к различным вопросам их жизнедеятельности - государственного строительства, регулирования экономики и социального развития, внешней политики и внешнеэкономической деятельности, обороны и охраны границ, деятельности правоохранительных органов и правовой системы и др. Конституция РФ содержит перечень предметов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов, отмечая, что вне данных пределов субъекты Феде-
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
рации обладают всей полнотой государственной власти. Административно-территориальное деление служит организационно-правовой и социально-экономической основой для всей системы территориальных органов власти (государственных и местного самоуправления), поскольку каждый из них в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией создается в административно-территориальной единице определенного ранга.
Иная позиция в ϶ᴛᴏм вопросе, состоящая в том, что не региональные и не местные власти должны приспосабливаться к административно-территориальному устройству, а, наоборот, последнее должно быть приспособлено к работе государственного и муниципального аппарата1, мало обоснована. Стоит заметить, что она неизбежно влечет за собой сугубо волевой подход к оценке административно-территориального устройства, кᴏᴛᴏᴩое в ϶ᴛᴏм случае рассматривается исключительно только как пространственный предел компетенции территориальных органов власти и, следовательно, может искусственно «подгоняться» под схему их заранее постулированного построения. Это не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует особенностям российского административно-территориального устройства, кᴏᴛᴏᴩое в силу его неразрывной потенциальной связи с потребностями экономического развития неизбежно должно служить объективной основой (сложившейся в результате учета реально существующих экономических, географических, демографических и других условий) для организации и деятельности региональных и местных органов власти.
При ϶ᴛᴏм между системой административно-территориального устройства и системой территориальной власти могут быть некᴏᴛᴏᴩые расхождения, вызванные объективными условиями. Нужно помнить, такие расхождения, например, продиктованы особенностями в руководстве хозяйственным и социально-культурным строительством отдельных городов. В частности, в РСФСР было свыше 100 городских советов, распространявших ϲʙᴏю деятельность на территорию прилегающих сельских районов, не имевших ϲʙᴏих районных советов, что, кстати говоря, далеко не во всех случаях считалось оправданным.
«Властная» функция способствует решению административно-территориальным устройством (АТУ) хозяйственных и социально-культурных за-
1 Именно такая точка зрения высказана в книге: Круталевич В.А. Административно-территориальное устройство БССР. - Минск, 1966, с. 12, 20.
Государственно-территориальное устройство России
дач, стоящих перед страной, проведению демократических реформ в политической и экономической жизни.
Нельзя не отметить, прежде всего, значения АТУ для государственного регулирования рыночной экономики, поскольку теперь «всемогущая» роль отраслевого управления померкла. Система прямых (целевые программы регионов, бюджетные трансферты и инвестиции) и косвенных (налоги, кредиты и т.д.) регуляторов построена в территориальном разрезе, по субъектам Федерации.
При этом переход к территориальной системе управления отнюдь не означает игнорирования отраслевых связей. Речь идет о таком управлении, которое бы достаточно гибко сочетало интересы экономических районов, административно-территориальных единиц с интересами отраслевых комплексов и рынков.
Существенные функции выполняют административные и экономические регионы как официальные единицы государственной статистики и прогнозирования, сбора, учета и обобщения разнообразной политической, экономической, социальной и иной информации.
Немаловажна роль административно-территориального устройства в осуществлении нормотворческой деятельности, позволяющей обеспечивать применение правовых норм на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории.
Следует иметь в виду, что административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов определенных государственно-правовых отношений и располагают необходимыми полномочиями, связанными с их реализацией.
Наконец, административно-территориальное устройство имеет большое значение для осуществления гражданами их прав и ϲʙᴏбод, предусмотренных Конституцией.
Административно-территориальное устройство тесно связано с положением личности, ее интересами, и ϶ᴛᴏ совершенно понятно, поскольку оно призвано создавать наиболее благоприятные условия для удовлетворения материальных и культурных запросов людей, для наилучшей организации их бытового обслуживания и т.д. Широкие и реальные возможности для осуществления гражданами России их прав и ϲʙᴏбод, безусловно, предполагают наличие таких территориальных пределов административ-
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
но-территориальных единиц, кᴏᴛᴏᴩые способствовали бы развитию подлинной демократии, повышению политической активности граждан, укреплению единства соотечественников.
Из тесной связи, существующей между административно-территориальным устройством и положением личности в обществе, следует также вывод о том, что для граждан России далеко не безразлично, как решаются вопросы организационно-территориальной структуры. Вот почему учет мнения населения - обязательное предварительное условие для правильного решения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих вопросов.
При исследовании особенностей административно-территориального устройства крайне важно выяснить его соотношение с понятием территориальной организации государства.
В отечественной государственно-правовой науке понятие территориальной организации употребляется в двух смыслах. В первом случае оно означает построенную по территориальному принципу государственную организацию общества, во втором - определенный порядок устройства частей, на кᴏᴛᴏᴩые подразделяется государственная территория, создание экономических районов, национально-государственных единиц, избирательных округов, ведомственное деление и т.д."
Отметим, что территориальная организация не может и не должна быть сведена исключительно к административно-территориальному устройству. Стоит заметить, что она носит более широкий характер и затрагивает не только область государственно-правовых отношений.
Содержание территориальной организации не исчерпывается разделением территории на области, районы, населенные пункты и т.д., а включает целый ряд аспектов, предполагает наличие различных по ϲʙᴏему значению территориальных единиц, между кᴏᴛᴏᴩыми существуют определенные отношения. Именно данным определяются основания для территориального построения государственного аппарата, всей системы реальной демократии в центре и на периферии.
1 См.: Ржевский В.А. Отметим, что территориальная организация Советского государства. - Саратов, 1966, с. 26. Различные определения территориальной организации, отражающие потребности управления производством, содержатся в экономической литературе. См.: Кистанов В.В. Отметим, что территориальная организация производства. - М.: Экономика, 1981, с. 5; Хорев Б.С. Отметим, что территориальная организация общества. - М.: Мысль, 1981, с. 23-25.
Государственно-территориальное устройство России
Отметим, что тесная связь между территориальной организацией и организацией политической власти не может служить основанием для ее характеристики только как совокупности органов публичной власти, как территориальной организации государственного аппарата. Более правильно было бы считать, что территориальная организация государственного аппарата, хотя и соответствует территориальной структуре государства, не равнозначна последней и составляет самостоятельный институт государственного (конституционного) права. В первую очередь, ϶ᴛᴏт институт включает и иные критерии построения системы органов государства, а во-вторых, территориальная структура государства не ϲʙᴏдится к организации его аппарата, а активно способствует осуществлению производственной деятельности, служит основой для построения общественных организаций, осуществления гражданами их прав и ϲʙᴏбод.
В социальном государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, кᴏᴛᴏᴩый определяется прежде всего активной ролью ϶ᴛᴏго государства в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в данных условиях включает несколько уровней, каждый из кᴏᴛᴏᴩых предстает в качестве самостоятельной территориальной системы. Отметим, что тесная связь и взаимодействие данных систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации. При этом такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на базе последовательного осуществления объективных принципов территориальной организации государства, обеспечивающих использование научного подхода к экономическому районированию, сочетание экономических и административно-политических границ на базе создания в рамках любого звена территориальной организации экономических комплексов, построенных с учетом перспектив хозяйственного развития, и т.д. Не касаясь содержания и значения данных принципов, отметим исключительно, что они тесно взаимосвязаны, чем обеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с тем, некᴏᴛᴏᴩые из данных принципов находят наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, чем подчеркивается ее специфика.
В регулируемой экономике территориальная организация включает, прежде всего, экономическую организацию государственной территории, представляющую собой совокупность экономических районов, кᴏᴛᴏᴩые складываются объективно как результат территориального разделения и кооперации общественного труда. Эти районы служат для осуществления тер-
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
риториального планирования и прогнозирования, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав территорий.
Отметим, что теперь в России на их базе созданы административно-экономические макрообразования - федеральные округа для координации и контроля центром развития субъектов Федерации.
Объективный характер возникновения и развития экономических районов требует всестороннего изучения их действительных границ и тенденций развития, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия между экономическим районированием и административно-территориальным устройством. Исследование экономических основ административно-территориального устройства так же важно, как и его государственно-правовых основ.
Более того, поскольку экономика - жизненная база любого административного региона, а хозяйственно-регулирующая функция государства - важнейшая, то экономическое районирование будет научной основой административно-территориального устройства. Под экономическим районом понимают территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую определенную специализацию и тесно связанную с другими районами территориальным разделением труда1. Материальным стержнем экономического района служит территориальный хозяйственный комплекс.
Экономическое районирование реализует три важнейших функции: 1) политическую - способствует укреплению целостности и устойчивости государства; 2) хозяйственную и социальную - создает наилучшие условия для формирования и развития эффективных региональных комплексов хозяйства и товарных рынков; 3) организационную - обеспечивает хорошую управляемость территориями, прямое и косвенное регулирование и интеграцию их развития.
В наибольшей степени эффективное разделение страны на административные регионы должно проводиться на базе территориально-экономического деления.
См.: Алампиев П. М. Экономическое районирование СССР. - М.: Госпланиздат, 1959, с. 11.
Государственно-территориальное устройство России
Административно-территориальное деление и экономическое районирование образуют территориально-организационную систему страны, формирование кᴏᴛᴏᴩой определяется требованиями государственной региональной политики. Ибо крайне важно четко представлять, какие задачи придется решать в выделенных регионах.
Далее, построение территориальной организации Российского государства предполагает обязательный учет его федеративного устройства. Исходя из ϶ᴛᴏго, высшие государственные органы осуществляют изменение состава территориальных образований, установление порядка изменения административно-территориального устройства и т.д.
С особой полнотой территориальная организация пробудет именно в системе административно-территориального устройства. Справедливо отмечалось, что административно-территориальное устройство существует не в отрыве от территориальной организации государства, а, напротив, в сочетании с комплексом институтов, регулирующих всю совокупность территориальных отношений. Это нашло подтверждение в действующей Конституции России, конституциях ее республик, уставах краев и областей.
Необходимо особо указать на тесную взаимосвязь между экономическим районированием, национально-государственным и административно-территориальным устройством, а также на то обстоятельство, что административно-территориальные единицы служат основой для построения и функционирования массовых общественных организаций граждан.
Таковы некᴏᴛᴏᴩые вопросы, имеющие отношение к территориальной организации как сложному, комплексному понятию, включающему целый ряд аспектов. По϶ᴛᴏму правы ученые, когда указывают, что территориальная организация - наиболее широкое междисциплинарное понятие в сфере региональных (или территориальных) географических, социальных, экономических и иных исследований и т.д. В него входят и размещение производства и социальной инфраструктуры, и взаимосвязи в территориальной социально-экономической системе общества, и процессы пространственного воспроизводства, и проблемы управления ими1.
Хорев Б.С. Отметим, что территориальная организация общества. - М.: Мысль, 1981, с. 3.
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
Переход России от директивно-плановой к регулируемой рыночной экономике в условиях активного влияния мировых процессов глобализации, прежде всего, научно-технического прогресса, неизбежно требует совершенствования территориальной организации как важной части государственно-правовой надстройки, сущность и развитие кᴏᴛᴏᴩой определяются, в конечном счете, объективными потребностями экономического развития. Все более отчетливо пробудет закономерность формирования территориальных единиц, связанная с необходимостью наиболее рационального развития и размещения производительных сил, обеспечивающего экономию общественного труда, комплексное развитие районов, специализацию и диверсификацию их хозяйства, содействующего дальнейшему выравниванию уровней развития регионов. Данная закономерность требует улучшения состава и границ территориальных единиц, приведения их в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с современными экономическими критериями, всестороннего учета при ϶ᴛᴏм перспектив дальнейшего развития общества, а также потребностей научного управления им.
Вместе с тем надо учитывать, что, в отличие от непрерывного развития производительных сил, развитие административно-территориального устройства носит дискретный характер. Это порождает неизбежное противоречие между ростом производительных сил и относительной консервативностью административно-территориальных границ. По϶ᴛᴏму границы экономических районов различного масштаба и ранга не всегда совпадают с административными границами. В процессе формирования новых производственно-территориальных комплексов, промышленных узлов и региональных рынков все отчетливее выбудет их расхождение с административно-территориальным устройством. Такое противоречие может быть успешно разрешено на базе последовательного осуществления принципов административно-территориального устройства.
Противоречие нельзя снять путем эпизодических мероприятий, направленных на изменение границ отдельных регионов, образование новых городов, городских поселков и т.д. Речь идет о необходимости осуществления по мере накопления качественных изменений, с учетом потребностей и условий экономического развития, а также государственного строительства и управления, более глубоких преобразований в административно-территориальном устройстве и, прежде всего, в направлении его более тесного сочетания с экономическим районированием.
Государственно-территориальное устройство России
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Вопросы государственного и местного территориального устройства затрагиваются в ряде разделов Конституции Российской Федерации. В главе 1 «Основы конституционного строя» устанавливается, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации и что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны (ст. 5, ч. 1 и 4) Глава 3 «Федеративное устройство» содержит перечень всех 89 субъектов Федерации: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов (ст. 65, ч. 1)
Предусматривается (ст. 65, ч. 2) изменение количества субъектов не только путем принятия, но и образования новых субъектов, что означает объединение или разъединение имеющихся в порядке, установленном Федеральным конституционным законом1.
В статьях 71 и 72 определяются полномочия - предметы ведения Российской Федерации и предметы ведения совместно с субъектами Федерации, а статья 73 устанавливает, что вне указанных предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Глава 8 посвящена местному самоуправлению, кᴏᴛᴏᴩое (ст. 131) осуществляется в городах, сельских поселениях и «на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций». Стоит сказать - полномочия органов местного самоуправления установлены ст. 132.
Исходя из ст. 71, п. «б» Конституции РФ, «территория Российской Федерации» относится к ведению Федерации. При этом толкование ϶ᴛᴏго положения вызывает затруднения. Важно заметить, что один из вопросов - территориальное устройство Федерации и ее субъектов. Из ст. 67, 71-73 следует, что право регули-
1 Комментарии см.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997, с. 389; Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А.Тихомирова - М.: Городец, 1999, с. 84.
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
рования территориального устройства субъектов Федерации (их внутреннего деления) принадлежат им самим. Это касается и определения границ территорий субъектов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть изменены только при их взаимном согласии (ст. 67, ч. 3) По мнению юристов, в отношении территории Российской Федерации как объекта власти права должны быть разделены между Федерацией и ее субъектами1. По нашему мнению, ϶ᴛᴏ не может относиться исключительно к федеральным территориям (федеральные округа и т.п. согласно ст. 71, п. «г», 78, 83)
Аналогично обстоит дело с п. «б» ст. 71, ᴏᴛʜᴏϲᴙщим к ведению Федерации федеративное устройство государства. К примеру, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 66, ч. 5, статус субъекта Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта.
Представляется, что в будущем, при уточнении Конституции, было бы желательно в ϶ᴛᴏм документе выделить специальную главу, посвященную административно-территориальному устройству, отразив его важнейшие задачи, принципы и особенности.
Не стоит забывать, что важно в конституционном порядке предусмотреть четкое размежевание компетенции между Федерацией и входящими в ее состав субъектами в области административно-территориального устройства, а также установить различные виды административно-территориальных единиц.
На основе и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с конституционными установлениями предстоит разработка и принятие других законодательных актов.
Надо сказать, что в России давно не было каких-либо законов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к регулированию административно-территориального устройства. Тогда как в советские времена еще 17 августа 1982 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Стоит сказать - положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР.
Это Стоит сказать - положение состоит из следующих разделов: 1) образование и упразднение краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах и сельсоветов; 2) отнесение населенных пунктов к категории городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, а также рабочих, курортных и дачных
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. -М.: Дело, 2000, с. 204-205.
Государственно-территориальное устройство России
поселков; 3) включение населенных пунктов в состав городов, рабочих, курортных и дачных поселков; 4) установление и изменение границ краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, районов в городах и сельсоветов; 5) наименование и переименование административно-территориальных единиц, населенных пунктов, предприятий, учреждений, организаций и других объектов, а также приϲʙᴏение им имен государственных и общественных деятелей; 6) учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов; 7) перечень документов и материалов, представляемых в Президиум Верховного Совета РСФСР по вопросам административно-территориального устройства.
Из изложенного видно, что данное Стоит сказать - положение, кᴏᴛᴏᴩое, по существу, действовало до недавнего времени, охватывает ограниченный круг вопросов, имеющих, главным образом, чисто процедурный характер. Кроме того - и ϶ᴛᴏ самое главное - оно чрезвычайно устарело и не отвечает условиям и потребностям современного развития.
Не затрагивая конкретных предложений, кᴏᴛᴏᴩые ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к решению важнейших проблем, касающихся необходимого совершенствования существующего административно-территориального устройства, а также концепции и структуры ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего закона, выскажем некᴏᴛᴏᴩые общие замечания.
Прежде всего, о компетенции Федерации и входящих в ее состав субъектов в области административно-территориального устройства. С учетом накопленного опыта национально-государственного строительства следует признать, что данное законодательство должно относиться к сфере совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Следовательно, закон Федерации надлежит называть «Основы законодательства (или Основные начала) об административно-территориальном устройстве». Стоит заметить, что он должен будет в обязательном порядке содержать общие положения, а также конкретные главы, посвященные регулированию наиболее важных аспектов административно-территориального устройства и тем критериям, которые целесообразно положить в основу при образовании или реорганизации административно-территориальных единиц различного уровня. Отдельно следует выделить вопросы государственно-территориального и местного территориального устройства.
При этом законодательный процесс вначале пошел по другому пути - решения более частных вопросов. Сперва начал готовиться законопроект
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
«Об изменении статуса субъекта Федерации». По нему, как там было сказано, могут производиться изменения в административно-территориальном делении, но ведь ϶ᴛᴏ более широкий вопрос, чем изменение статуса субъекта Федерации (и должен решаться, согласно ст. 137 Конституции РФ, законом об образовании нового субъекта Федерации)
Представляется, что для разработки концепции и содержания системного и комплексного закона об основных принципах административно-территориального устройства должна быть создана рабочая группа, включающая специалистов различного профиля - юристов, экономистов, географов, демографов и др. как из числа ученых, так и практических работников. Предстоит провести с использованием современных математических методов ряд социологических исследований, позволяющих применительно к отдельным географическим зонам сделать выводы о тех критериях, кᴏᴛᴏᴩые должны быть положены в основу определения и классификации различных территориальных систем.
Следует также внести предложения о создании при Парламенте или Правительстве Российской Федерации специальной комиссии, кᴏᴛᴏᴩая осуществляла бы руководство и координацию всей деятельности по разработке проблем административно-территориального устройства и его правовому регулированию.
Не стоит забывать, что важную роль при отсутствии комплексного административно-территориального закона должен сыграть вышедший 17 декабря 2001 г. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Согласно ему, образование нового субъекта возможно в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Федерации, что может повлечь прекращение существования субъектов, территории кᴏᴛᴏᴩых объединяются. Такой акт осуществляется на добровольной основе в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ, данным Федеральным конституционным законом и федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
При ϶ᴛᴏм, как и в случае принятия в состав Федерации нового субъекта (присоединение иностранного государства или его части), должны соблюдаться государственные интересы России, принципы ее федеративного устройства, права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина, а также учитываться
Государственно-территориальное устройство России
сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально-экономические возможности.
Указанным законом установлен механизм образования в составе Федерации нового субъекта. В частности, инициатива образования принадлежит субъектам, на территории кᴏᴛᴏᴩых образуется новый субъект, и вопрос подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов.
Особого внимания заслуживает вопрос различных иерархических ступеней подчиненности административно-территориальных единиц. Пока в предварительном порядке можно указать на необходимость выделения следующих категорий административно-территориальных единиц:
административно-территориальные единицы федерального под
чинения. Сюда в первую очередь ᴏᴛʜᴏϲᴙтся республики, края, об
ласти и города федерального значения;
административно-территориальные единицы, подчиненные
субъектам Федерации, включая города республиканского, крае
вого и областного подчинения, сельские районы;
низовые административно-территориальные единицы местного
уровня - городские и сельские поселения, а также сельские сове
ты (в основном районного подчинения)
Дискуссионным долго являлся вопрос об отнесении к федеральному уровню или уровню субъектов Федерации автономных областей и округов. Что касается сельских советов, то их название совпадает с недавним наименованием ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего местного органа государственной власти. В связи с упразднением сельских советов народных депутатов возникла необходимость в новом наименовании низовой территориальной единицы, охватывающей один или несколько сельских населенных пунктов. Здесь могут быть использованы различные варианты (сельская община, волость и т.п.), что позволит внести необходимую ясность в организацию и деятельность в пределах такой единицы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов местного самоуправления.
Важно знать, что большое значение при разработке нового законодательства имеет установление понятия населенного пункта. При ϶ᴛᴏм сельские населенные пункты можно было бы определить как населенные пункты, не отнесенные к категории городов и поселков городского типа, имеющие сосредоточенную застройку и установленный применительно к данной республике, краю
Роль административно-территориального
Глава 1 устройства в жизнедеятельности государства
или области минимум постоянного населения. Следует оговорить, что небольшие поселения с рассредоточенной застройкой и малой численностью постоянного населения (во всяком случае, менее установленной нормы), не имеющие перспективного значения, а также поселения в системе какой-либо отрасли хозяйства (полевые станы, метеостанции, железнодорожные будки и т.д.) не составляют отдельных населенных пунктов и числятся за ближайшим более крупным населенным пунктом, с кᴏᴛᴏᴩым они связаны в хозяйственном, административном или территориальном отношении.
С правовой позиции представляется необходимым разработка и включение в законодательство как общего понятия населенного пункта, так и достаточно детальной и единой в масштабах Российской Федерации классификации всех населенных пунктов с указанием важнейших критериев (экономических, социальных, бытовых, организационных), определяющих отнесение того или иного населенного пункта к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей категории.
Требуют внимания вопросы учета и регистрации населенных пунктов. В настоящее время ранее действующая система такого учета и регистрации не соблюдается. Перестали издаваться также справочники административно-территориального устройства. Представляется, что надо восстановить ранее существовавшую практику ежегодного издания ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих справочников, как применительно ко всей Федерации, так и к отдельным ее субъектам.
При разработке нового законодательства необходимо, в частности, обратить внимание на уточнение и отражение основных критериев применительно к различным звеньям административно-территориального устройства. В качестве таких критериев могут рассматриваться социально-экономический потенциал и численность населения административного центра, общая численность населения, площадь, финансово-экономический потенциал территории, система расселения, исторические и национальные особенности, организационно-управленческие факторы и т.д. Все такого рода критерии могут содержаться как в самом тексте закона, так и в специальных рекомендациях, принятых упоминавшейся ранее комиссией по вопросам административно-территориального устройства.
Заслуживает обсуждения возможность включения в текст закона специального раздела о различных территориальных образованиях, имеющих особый статус. Речь идет о ведомственных (специальных) округах, а также межрегиональных объединениях, основанных на заключенных соглаше-
Государственно-территориальное устройство России
ниях и договорах. Нужно помнить, такие объединения и ассоциации формируются на основе федерального законодательства представительными органами административно-территориальных единиц без передачи им полномочий органов власти и управления.
Специальные округа образуются органами управления в целях реализации определенных функций или решения каких-либо конкретных задач. В качестве специальных могут выступать военные, пограничные, природоохранительные, судебные, избирательные и другие округа. Их границы и статус определяются создавшими органами в пределах ϲʙᴏей компетенции. Деятельность органов управления специальных округов координируется органами представительной или исполнительной власти административно-территориальных единиц, на территории кᴏᴛᴏᴩых они функционируют. Решения последних, принятые в пределах их полномочий, будут обязательными для выполнения органами управления специальных округов.
Национально-культурные образования создаются по решению
населения или органов власти ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих административно-территориальных единиц
в целях реализации права национальностей на развитие национальной культуры и
образования. В такие образования объединяется население без объединения
населенных пунктов территорий проживания соответствующей национальности. Материал опубликован на http://сайт
Отношения органов управления национально-культурных образований с органами
представительной или исполнительной власти ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих
административно-территориальных единиц строятся на договорной основе.
Представляется, что в законодательстве об основах административно-территориального устройства Российской Федерации могут содержаться исключительно указания о возможности создания специальных округов и региональных организаций. Поскольку более конкретные положения, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к их задачам и функционированию, должны найти выражение в ряде других правовых актов.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что административно-территориальное устройство как установленная законом система составных частей территории страны выступает в качестве важнейшего в их границах инструмента государственного и местного управления, целью кᴏᴛᴏᴩого будет наиболее эффективная на каждом историческом этапе организация механизма центральных, региональных и муниципальных органов власти всех ветвей (законодательной, исполнительной и судебной) ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно их назначению, задачам и функциям.
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Минэкономразвития России и РАН (экономические и правовые основы) - А.Г. Гранберг В.В. Кистанов. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Глава 1 Роль
административно-территориального устройства в жизнедеятельности государства") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Минэкономразвития России и РАН (экономические и правовые основы) - А.Г. Гранберг В.В. Кистанов. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Минэкономразвития России и РАН (экономические и правовые основы) - А.Г. Гранберг В.В. Кистанов., 2015. Глава 1 Роль административно-территориального устройства в жизнедеятельности государства.
(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (устро́йство - разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами.
Вся история Российского государства связана с изменениями ее территории и административно-территориального устройства. С начала XYIII в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. Петр I в 1708 г. учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые, в свою очередь, делились на уезды и волости.
С 1922 по 1991 г. Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.
В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 89 регионов - субъектов федерации. Среди них республики, края, области, автономные округа одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации
Отметим один парадокс территориально-государственного устройства России, уникальный в мировой практике. Девять автономных округов (все, зa исключением Чукотского) входят в более крупные территориальные единицы. Например, Ненецкий автономный округ входит в Архангельскую область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа включены к состав Тюменской области и т.д. Но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) являются равноправными субъектами федерации.
Каждый регион - субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. в России было:
21 республика;
49 областей;
2 города федерального значения;
1 автономная область;
10 автономных округов;
1867 районов;
1091 город;
329 городских районов (округов);
1922 поселка городского типа;
24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления).
В мае 2000 г. на территории России образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента Российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.
Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования.
Регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу, но тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации. Спецификой России является районирование на основе двух критериев. Первый - это административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края). Второй - национально-территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий. Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.
Субъекты федерации делятся на более мелкие административно-территориальные образования (административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельские администрации).
Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.
Под администативно-териториальным делением государства понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношений между государством и его составными частями. Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. Малько А. В. - М.: Норма, 2004. - С. 138.
Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий. В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (поданных) на конкретной территории. В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации - штатам, провинциям, землям.
Совокупность территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.
Чаще всего, государства с большой территорией имеют трехзвенную систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, графства, в свою очередь, делятся на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты - округа - кантоны - коммуны (общины). Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта нежесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Обычно низовой административно-территориальной единицей является небольшое городское или сельское поселение типа общины (коммуны), а в некоторых афро-азиатских странах такую роль играют кочевое племя или род. Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, в Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред.. Баглая М. В., Лейбко Ю. И. Энтина Л. М. - М.: Норма, 2004 - С. 411.
В административно-территориальных единицах имеется высоконазначенное лицо, управляющее соответствующей территорией, либо выбранный гражданами представительный орган или назначенное должностное лицо. Представительные органы власти создаются далеко не во всех административно-территориальных единицах. В некоторых странах принята “государственная” теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром. Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2006 - С. 125.
В маленьких по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Брунее).
К административно-территориальным единицам примыкают столичные округа, имеющие самостоятельный статус. Они объединяют столицу и ее окрестности (федеральные округа в США, Бразилии). Местное (городское) самоуправление в этом случае ограничено.
Правовой статус административно-территориальных образований в унитарных государствах определяется центральной властью. Она же определяет на какие административно-территориальные единицы делиться государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство. В федеративных государствах административно-территориальное деление -- это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем составе только один уровень административно-территориальных единиц -- общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена -- районное и общинное.
В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах тоталитарного социализма). Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В.; Под общ. Ред. Малько А. В. - М.: Норма, 2004. - С. 139.
Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. Эти процессы начинают получать отражение и в конституциях. Например, в Конституции штата Минас Жераис (Бразилия) 1989 года регионализации специально посвящен разд. VII части III (ст. 41- 51). Согласно этим положениям штат будет принимать административные меры, чтобы объединять планирование, организацию и осуществление публичных функций, представляющих общий интерес, в районах интенсивной урбанизации. Он должен содействовать: сокращению межрегиональных различий посредством формирования региональных и секторальных планов, программ и проектов, направленных на развитие территориальных коллективов в единый геоэкономический и социальный комплекс; включению муниципий со скудными ресурсами в интенсивное региональное социально-экономическое развитие. Очерки конституционного права иностранных госудаств: Учеб. И науч.-практич. пособие / Отв. Ред. Ковачев Д. А. М.: Норма, 1999. - С. 253.
Во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т. п.). Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. Б.А. Страшун - 3-е изд., обновл. и дораб.- М.: Издательство БЕК, 2000. - С. 354.
Однако, понятие административно - территориального деления неразрывно связано с понятием местного самоуправления. Различаются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.
В соответствии с англосаксонской системой для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на два -- четыре года. Он состоит из трех -- семи членов, в крупнейших городах -- из 35--50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц -- шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах -- графствах), казначея и т. д.
Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами. Она строится на основе сочетания выборности и назнчаемости местных органов. Никаких назначенных сверху администраторов -- представителей государственной власти нет.
Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах.
Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Она применяется в странах тоталитарного социализма. Совет рассматривается как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган -- исполнительный комитет -- коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей, местной промышленностью и т.д.). Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003. - С. 269.
Таким образом в данном пункте нашей работы мы рассмотрели понятие «административно-территориальное устройство государства» - это разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Привели виды данного устройства в зависимости от количества звеньев и дали краткую характеристику каждого из них.
Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни.
Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни.
Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица.
Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции.
Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры.
Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д.
Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы.
Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан.
Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.
Варианты местных органов
Отметим, что иногда местные органы классифицируют на несколько групп. Называют страны, где существуют только органы самоуправления; возможны страны, где существуют только органы управления (назначаемые правительством). Это бывает после военных переворотов и в условиях диктатуры. А чаще всего существуют смешанные системы, где есть элементы самоуправления и управления. Классическим примером последнего является французская система: там есть и избираемые органы, и назначаемые центральной властью.
Мы называли иные способы построения структуры местной власти: четырехзвенная система применяется в ряде стран Африки (Камерун, Сенегал), трехзвенная присуща ряду стран Европы (Италия, Африка, Кения), двухзвенная система существует обычно в небольших странах (Дания).
Датская система, к примеру, выглядит следующим образом. В Дании есть округа (это более крупные единицы) и муниципалитеты (сельские единицы). Кроме этого, есть города. Округа объединяют муниципалитеты и являются как бы вторым звеном для них, а города вообще не имеют второго звена и существуют по принципу самоуправления, над ними нет никакой вышестоящей структуры, они подчиняются только закону.
Достаточно своеобразная система самоуправления существует в США. Там штаты традиционно делятся на так называемые графства (county), а графства делятся на округа. Округа могут быть самыми различными, в том числе и не административно-территориальными, а может быть школьный округ, избирательный округ, церковные приходы и т.д. Важно отметить, что существует прямая зависимость системы местных органов от формы государственного устройства.
В унитарных государствах установление административно-территориального деления относится к ведению центральной власти и правительства. А в федеративных государствах административно-территориальная структура – это компетенция субъекта федерации. В разных штатах, землях, провинциях могут быть свои особенности, сложившиеся исторически или по воле и желанию жителей и власти субъекта федерации.
Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориалъного устройства (или административно-территориального деления – АТД). Обычно такое деление проводят с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов. К его главным функциям относятся: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, региональной политики, проведение избирательных компаний и др.
Исследования политико-географов показывают, что сетка административно-территориального деления стран формируется эволюционно под влиянием нескольких факторов, подходов. При этом преобладают исторический и этнокультурный подходы. Историческое АТД характерно, например, для многих стран зарубежной Европы. В основу его там были положены исторические провинции, бывшие в средние века феодальными государствами (Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг и другие в ФРГ, Тоскана, Ломбардия, Пьемонт в Италии). Этническое АТД чаще встречается в развивающихся странах, особенно многонациональных. Примером такого рода может служить Индия, где при определении границ штатов в первую очередь учитывают этнические границы. Этот принцип был положен также в основу формирования административно-территориального деления бывшего СССР, в состав которого входили автономные республики, области и округа. Впрочем, четко разделить оба эти принципа часто не представляется возможным, поэтому правильнее, очевидно, говорить об историко-этническом подходе. Соответственно и границы между административными единицами часто проводятся по историко-этнокультурным рубежам, которые, в свою очередь, нередко связаны с природными (речными, горными) рубежами. Не так уж редко (например, в США) встречаются и геометрические административные границы.
Страны мира сильно различаются и по степени дробности административно-территориального деления. В большинстве из них количество административных единиц колеблется в пределах от 10 до 50: это считают более или менее оптимальным с точки зрения управления. В ФРГ, например, 16 земель, в Испании 50 провинций и 17 автономных областей. Существуют и страны с меньшим числом таких единиц (в Австрии 8 земель).
Наиболее яркими примерами стран с очень дробным АТД могут служить Франция, Россия и США. Во Франции декрет о преобразовании старых исторических провинций в небольшие департаменты был принят еще в 1793 г. Ныне эта страна в административном отношении делится на 100 департаментов (96 во Франции и 4 «заморских») и 36,6 тыс. коммун. Это ставит ее на первое место в зарубежной Европе по степени децентрализации низовой власти. В России до 2007 г. было 86 субъектов Федерации (21 республика, 1 автономная область, 7 автономных округов, 48 областей, 7 краев и 2 города федерального подчинения – Москва и Санкт-Петербург). В США низовой административной единицей следует считать округ или графство (всего их более 30 тыс.), которые входят в состав 50 штатов. Однако некоторые графства подразделяются еще на тауншипы и муниципалитеты, не говоря уже о многих тысячах так называемых специальных округов, ведающих жилищным и дорожным строительством, водоснабжением, здравоохранением, школьным образованием и др.
В 60-90-х гг. XX в. во многих странах Запада были проведены реформы административно-территориального деления, направленные прежде всего на его укрупнение и упорядочение. Как правило, они носили компромиссный характер. В развивающихся странах с 50-х гг. также проводят реорганизацию. Однако, в отличие от стран Запада, она направлена преимущественно на разукрупнение такого деления. Что касается бывшего СССР и России, то сложившееся здесь АТД давно уже подвергается критике, в том числе и со стороны ученых-географов – прежде всего за его расстыковку с экономическим районированием. Однако в нынешней ситуации его радикальная реформа вряд ли возможна, хотя некоторое укрупнение АТД уже началось.
Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную . Первая из них появилась значительно раньше. Однако и некоторые федерации имеют уже длительную историю.
Классический пример такого рода – Швейцария, где зачатки федеративного строя возникли более 700 лет назад.
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой в стране действует единая конституция, существуют единые законодательные и исполнительные органы власти, а имеющиеся в ее составе административные единицы не обладают сколько-нибудь значительным самоуправлением. Таких государств в мире подавляющее большинство. Их примерами могут служить Белоруссия, Польша, Франция, Швеция, Япония, Турция, Египет, Чили, Куба.
Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой, наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти, существуют самоуправляющиеся административные единицы – республики, штаты, провинции, земли, кантоны, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка». Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы власти, структура и компетенция которых определены конституцией данного штата.
В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. (таковы, например, функции сената в конгрессе США). В 2007 г. в мире было 24 федеративных государства (табл. 10). Как нетрудно заметить, их официальные названия в большинстве случаев прямо отражают эту особенность государственного строя.
В таблице 10 обращает на себя внимание Швейцария, имеющая официальное название Швейцарская Конфедерация. Конфедерацию можно считать разновидностью федеративного государственного устройства, при котором образующие государство единицы юридически приравниваются к самостоятельным государствам со своими органами власти, а единые для всей страны органы государственной власти ведают только внешнеполитическими и военными делами. В данном случае каждый кантон имеет свои конституцию, парламент и правительство. Но фактически эта форма довольно близка к федеративной.
Интересно, что при федеративном (конфедеративном) государственном устройстве столицей страны часто становится не крупнейший ее город. Примерами могут служить Вашингтон в США, Оттава в Канаде, Бразилиа в Бразилии, Канберра в Австралии, Исламабад в Пакистане, Абуджа в Нигерии, Ямусукро в Кот-д"Ивуар, Берн в Швейцарии. В некоторых случаях столичные функции оказываются разделенными между двумя городами. Так, в ЮАР резиденция правительства находится в Претории, а парламент заседает в Кейптауне.
Таблица 10
СТРАНЫ МИРА С ФЕДЕРАТИВНЫМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ
Довольно широко распространено мнение о том, что федеративная форма административно-территориального устройства характерна прежде всего для многонациональных и двунациональных стран. Конечно, такие примеры есть – Россия, Индия, Швейцария, Бельгия,
Канада, Нигерия. И все же большинство существующих ныне федераций – это страны с более или менее однородным национальным (этнолингвистическим) составом. Следовательно, их возникновение отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности развития. В качестве примеров стран с федеративной структурой, предусматривающей четкое распределение компетенций между различными уровнями управления, чаще всего приводят Австралию, Австрию, Германию, Канаду, США, Швейцарию, что должно свидетельствовать об их продвижении к «новому федерализму» и отходе от старого «казенного федерализма».
Тем не менее мировой опыт свидетельствует о том, что часто конфликтные внутриполитические ситуации связаны как раз с федеративными государствами, где продолжает проявляться сепаратизм. В особенности это относится к многонациональным и двунациональным странам, где внутренняя обстановка осложняется из-за межнациональных и религиозных противоречий. В СФРЮ и 4ехословакии, а в значительной мере и в СССР на рубеже 1990-х гг. они привели к распаду федераций, казавшихся вполне устойчивыми, причем этот «развод» не везде происходил мирным путем.
В качестве своего рода сепаратистского курьеза можно привести пример крошечного островного федеративного государства Сент-Китс и Невис в Карибском море. Эти два острова общей площадью 269 км 2 с населением около 45 тыс. человек образовали свою федерацию в 1983 г. В 1998 г. 10 тыс. жителей Невиса потребовали выхода из нее и полной политической самостоятельности. Однако во время проведенного с этой целью референдума им не удалось собрать необходимые 2/3 голосов, так что самое маленькое в мире федеративное государство не распалось.
Можно добавить, что во многих федеративных государствах (пример – Россия) проявляются довольно сильные элементы унитаризма. А в некоторых унитарных государствах (пример – Испания) – элементы федерализма. Сочетание же тех и других зависит в первую очередь от интересов различных политических и финансово-экономических групп.
В заключение приведем интересную типологию современных федераций, предложенную В. А. Колосовым, который выделяет следующие их типы: 1) западноевропейский (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария); 2) североамериканский (США, Канада, Австралия); 3) латиноамериканский (Мексика, Венесуэла, Аргентина, Бразилия); 4) островной (Микронезия, Сент-Китс и Невис, Коморские Острова); 5) афро-азиатский (Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР); 6) нигерийский (Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма); 7) постсоциалистический (Россия, Югославия).