Пример экспертного заключения. Пример рецензирования заключения.

Заключение эксперта составляется специалистом – профессионалом в выбранной области знания по результатам проведенной процедуры экспертизы.

Экспертиза может быть назначена, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для какого-либо дела, необходимы специальные знания в рамках любой познавательной сферы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Что это за документ и его назначение

Экспертное заключение представляет собой официальный письменный документ, составленный в установленном законом порядке, и являющийся результатом работы эксперта или экспертной комиссии, в котором четко и обоснованно даются аргументированные ответы на поставленные заказчиком вопросы для экспертизы.

Заключение эксперта содержит оценки, описывает состояние объектов для принятия ответственных решений по отдельным вопросам (в рамках судебных заседаний, в деле управления предприятиями и проектами, для оценки различных артефактов, открытий и изобретений и др.).

Виды

В зависимости от характера выводов, то есть степени раскрытия основных вопросов, различают несколько видов экспертного заключения:

Качество экспертного исследования, степень его достоверности во многом зависят от того, какие материалы взяты за основу исследования (достаточные, недостаточные, противоречивые). Если материалов для составления заключения недостаточно, нет соответствующих методик, необходимого оборудования или исследуемый вопрос лежит за пределами специальных знаний эксперта, он не дает заключения, о чем должен поставить в известность орган, назначивший экспертизу. В случае недостаточности полученных для категорического вывода данных, эксперт может либо заявить в заключении о невозможности решения поставленного вопроса, либо предоставить вероятное заключение.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Нормативные и законодательные акты, регулирующие эту сферу

Составлять экспертные заключения могут только эксперты (от лат. «опытный») – профессионалы в отдельных сферах знаний. Данные специалисты приглашаются для выдачи квалифицированного заключения по определенному вопросу за вознаграждение. Назначенный для проведения экспертизы специалист должен быть профессионалом в какой-либо области и не быть заинтересованным в исходе дела, по которому проводится экспертиза. Эксперт несет личную ответственность за предоставленные в заключении выводы.

В основном, экспертные заключения составляются в специальных учреждениях (при Минюсте, Минздраве, МВД и др.). Также проведение процедуры и составление заключения может быть поручено и частному эксперту, который не является сотрудником конкретного экспертного учреждения.

Заключение эксперта только в общем плане описывается нормативно-правовыми актами. Процедура составления и утверждения экспертного заключения регламентируется ст. 25 Федерального закона № 73-ФЗ от 31мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ст. 86 АПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 204 УПК РФ, п. 5 ст. 26.4 КоАП.

Заключение эксперта является процессуальным документом и может быть представлено в качестве письменного доказательства в ходе судебного заседания. Оно подлежит обязательной оценке судом или следователем и не имеет преимуществ перед другими доказательствами. Кроме того, согласно ст. 80 УПК РФ, экспертное заключение не является обязательным для суда и следствия.

Форма составления, требования и процедура выдачи

Экспертное заключение составляется на бланке единого вида , имеющего индивидуальный номер и несколько степеней защиты. Обязательной является письменная форма документа, при этом каждая его страница должна содержать подпись эксперта и печать экспертного учреждения (если исследование проводилось при его содействии). Заключение экспертизы должно быть составлено по каждой исследуемой проблеме отдельно.

Акт экспертизы составляется экспертом лично от руки, либо четко печатается на компьютере без помарок и сокращений. Если в документе были сделаны ошибки или опечатки, это оговаривается экспертом в заключении и ставится его подпись. Необходимо сделать 2 экземпляра документа, один из которых выдается заказчику, а второй – сдается в архив.

К составлению акта экспертизы предъявляются достаточно строгие требования :

  • соблюдение определенной структуры построения документа;
  • достоверность (правильность и обоснованность данных);
  • достаточность исследуемого материала;
  • последовательность изложения;
  • полнота ответов на существующие вопросы;
  • конкретность сделанных выводов;
  • применение единообразной и грамотной терминологии;
  • надежность применяемой методики исследования.

Приветствуется краткость, конкретность и обоснованность составления заключения, чтобы после его прочтения у заинтересованных лиц не возникло дополнительных вопросов или сомнений в его выводах.

Процедура выдачи экспертного заключения носит добровольный характер и осуществляется либо в экспертных учреждениях, либо вне их имеющими соотвествующие полномочия специалистами.

Структура и содержание

  1. Основания, в соответствии с которыми необходима процедура экспертизы;
  2. Данные об эксперте;
  3. Условия проведения экспертных действий;
  4. Объекты над которыми проводится экспертиза;
  5. Вопросы, на которые в результате исследования должен ответить эксперт;
  6. Описание процесса экспертного исследования;
  7. Методики, которые получили применение в ходе осуществления экспертизы;
  8. Фактические данные, полученные по итогам экспертного процесса;
  9. Выводы эксперта по экспертизе в целом.

Структура документа включает три основные части:

  1. Вводную;
  2. Исследовательскую;
  3. Заключительную (выводы).

В вводной части отмечаются дата документа, номер и наименование экспертизы, приводятся данные эксперта или группы специалистов, а также экспертного учреждения (если процедура проводилась при его содействии), перечисляются объекты экспертизы, основания по которым она проводится, список поставленных вопросов, справочно-правовая информация. Если была проведена повторная или дополнительная экспертиза, то это также упоминается.

В исследовательской части дается полное описание процесса экспертного исследования, а также подробное истолкование выявленных фактов. Конкретизируется информация об объектах исследования, применяемых методах, экспериментах, прописываются полученные результаты и делаются предварительные выводы по экспертизе.

Выводы прописываются в виде ответов на поставленные перед экспертом вопросы. Ответы формулируются кратко, четко, недвусмысленно. Эксперт также может предоставить в заключении выводы, выходящие за рамки темы, но которые имеют существенное значение для дела.

Также заключение эксперта может содержать приложения, в которые помещаются рисунки, фотографии, графики, чертежи и т.д. с обязательным сопроводительным пояснительным текстом.

К экспертному заключению могут быть приобщены и справки о расходах на экспертизу для возможности компенсации судебных издержек.

Срок действия и стоимость

Законодатель не устанавливает конкретного срока действия экспертного заключения, что означает постоянную правомочность его действия. Однако такой срок может возникнуть в случае необходимости рецензирования уже имеющегося заключения или проведения новой экспертизы. Также заключение может иметь срок действия, если могут со временем измениться параметры исследуемого в нем объекта (например, если речь идет об экологических экспертизах, экспертного заключения на строительные материалы и др.).

Стоимость экспертного заключения будет зависеть от сферы исследуемых объектов, а также от сложности самой процедуры. Так, стоимость экспертного заключения на строительные материалы может начинаться от 20 тыс. рублей, а потребитель, неудовлетворенный качеством товаров или услуг, может заказать экспертное заключение за 3,5-7 тыс. рублей.

Нюансы составления в различных исследовательских сферах

Экспертное заключение для судебных дел может быть затребовано специалистом, ведущим уголовное производство, или сторонами по делу в суде. Соответственно, данное заключение будет охватывать вопросы, призванные прояснить ситуацию по уголовному делу. Следует отметить сложность толкования результатов такой экспертизы для специалистов в области юриспруденции, поскольку выводы в заключении могут быть сделаны учеными в узких физических, химических, биологических, медицинских, археологических и др. областях знания. Часто судебное экспертное заключение позволяет восстановить все обстоятельства дела.

Экспертное заключение на строительные материалы составляется по результатам испытаний, призванных описать и оценить их основные параметры (качество, долговечность, прочность и др.). Как правило, такие заключения необходимы при вводе в эксплуатацию новых строительных объектов, в целях соблюдения промышленной безопасности.


Экспертное заключение о соответствии продукции оформляется в РФ органом сертификации в российских системах оценки соответствия. В специальных лабораториях проводятся испытания продукции определенного вида с указанием ее свойств (физических параметров, качества, безопасности и др.). Данные характеристики в обязательном порядке сравниваются с нормативами и эталонами. Положительное решение выносится только в случае соответствия нормам всех исследуемых аспектов.

Экспертное заключение в медицинской сфере – это документ, который может быть составлен госучреждениями сферы здравоохранения, иными аккредитованными организациями, частными экспертами. Он может подтверждать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытаний и иных видов оценок в соответствии с существующими регламентами, нормативами и правилами, с использованием утвержденных методик.

Экспертное заключение для экологических проверок имеет целью оценить состояние объектов природной сферы. Его получение часто необходимо при строительстве сооружений, оценке земельного фонда и т.д. Такое заключение имеет четкие ограничения по сроку действия в зависимости от изменяющегося состояния исследуемых объектов.

Экспертное заключение на социальный проект необходимо для оценивания объекта на всех этапах его разработки и осуществления. Его основной задачей является установление полезности социального проекта для населения, в связи с чем исключительно важны диагностические и прогнозные экспертные процедуры.

Об экспертных заключениях Роспотребнадзора смотрите в следующем видеосюжете:

Результаты экспертизы, без которой, как правило, не обходится ни одно уголовное, гражданское или арбитражное разбирательство, оформляются заключением эксперта (экспертов).

Такое заключение:

  1. должно содержать ответы на конкретные вопросы специалистам — экспертам;
  2. и быть оформлено согласно требованиям соответствующего процессуального кодекса, иначе может быть опротестовано заинтересованной стороной по формальным признакам.

Понятие

По итогам назначенного судом, следствием или органом дознания исследования (экспертизы), лицо, проводившее его обязано составить заключение эксперта.

  • время и место производства;
  • основания назначения;
  • кто именно назначил экспертизу;
  • подробные сведения об эксперте (или экспертной комиссии);
  • вопросы, которые надо разрешить;
  • меры ответственности, предупреждения о ней;
  • какие были представлены материалы, что именно исследовалось;
  • выводы по вопросам с их обоснованием;
  • при необходимости дополнительно: схемы, фотографии и др. материалы, приложенные к заключению.

Документы, фиксирующие сам ход выполнения экспертизы, ее условия и полученные результаты, хранятся в организации, проводившей экспертизу, и представляются в суд по его запросу.

Необходимо сказать, что отсутствие одного или нескольких установленных процессуальными кодексами элементов заключения, дает возможность признать экспертное заключение недопустимым доказательством, а явное несоответствие выводов материалам исследования, позволяет суду подвергнуть само заключение сомнению.

На что влияет

Заключение эксперта в некоторых случаях является необходимым (обязательным), и без него решение не может быть вынесено (в частности, о признании гражданина недееспособным, о причинах смерти или причинах и степени вреда здоровью), однако оно не имеет заранее установленной силы или обязательности для суда.

Заключение оценивается вместе с другими доказательствами (согласно ГПК, АПК, УПК РФ). Это общее правило, применяемое в любом судопроизводстве.

К примеру:

  • в гражданском процессе данные генетической экспертизы (по вопросу определения отцовства) являются лишь одним из доказательств ();
  • в уголовном судопроизводстве заключение эксперта не считается единственным (исключительным) средством доказывания ().

Обжалование

Выводы экспертизы, принятые судом как доказательство, указываются в решении суда (в его мотивировочной части). Должно быть указано, на чем основаны выводы, приняты ли во внимание экспертом все материалы, проведен ли анализ (достоверны ли выводы). В свою очередь, несогласие суда должно быть также мотивировано, и изложено в определении или решении.

Такое решение может быть обжаловано в вышестоящий суд. Пример жалобы

Часто возникающими вопросами, связанными с заключением эксперта являются:

  1. Как оспорить решение суда о несогласии с выводами эксперта? В этом случае оно обжалуется в вышестоящий суд в общем порядке (апелляция).
  2. Можно ли оспорить сами выводы эксперта?Да, стороны процесса вправе оспорить заключение экспертизы в суде, обосновав свою позицию (указать обстоятельства, согласно которым выводы экспертизы не могут быть приняты во внимание).

При оспаривании выводов экспертизы стороны могут обжаловать:

  • как процессуальные нарушения (порядок назначения, проведения, оформления заключения, достоверность материалов);
  • так и квалификацию эксперта;
  • методику;
  • научность и точность проведенной экспертизы.

В зависимости от выбранного основания оспаривания, можно просить суд о назначении повторной экспертизы, признании заключения недостоверным, отводе эксперта и т.д.

Административный регламент по ведению реестра заключений экспертизы

Согласно российскому законодательству, экспертные исследования могут проводиться не только по назначению суда или органов дознания.

Граждане вправе обратиться к независимым экспертам или в специализированную организацию, обладающую соответствующей лицензией за заключением экспертизы по интересующему вопросу (наиболее востребованы и часто встречаются обращения за экспертным заключением по поводу соответствия результатов оказания услуг или объемов выполненных работ установленным требованиям или заданию заказчика, определению размера убытков или ущерба).

Также востребована экспертиза объектов промышленной безопасности (о соответствии объекта требованиям промышленной безопасности). Такие заключения выдаются экспертными организациями (в том числе и негосударственными), обладающими соответствующей лицензией Ростехнадзора.

Положительное заключение негосударственной экспертизы должно быть включено в реестр заключений экспертизы промбезопасности.

Это осуществляется согласно Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности ().

Некоторые нюансы

Существует несколько нюансов, связанных с оформлением результатов экспертизы, от которых зависит, не будет ли подвергнуто сомнению заключение в целом, либо опротестовано по формальным признакам.

  1. Форма. Экспертное заключение составляется на бланке учреждения. Каждое заключение имеет индивидуальный номер, страницы нумеруются и подписываются экспертом, заверяются печатью (если исследования проводились в учреждении).
  2. Рецензия. При возникновении обоснованных сомнений в достоверности заключения экспертизы, для назначения повторной экспертизы, либо признания заключения ненадлежащим доказательством, заинтересованное лицо должно подтвердить перед судом свою позицию, привести доказательства своей правоты. В этих целях к соответствующему ходатайству целесообразно приложить рецензию на заключение эксперта, выполненную специалистом соответствующего профиля.

    Рецензия представляет собой оценку правильности, полноты, научности методик и обоснованности заключения экспертизы силами заказчика (образец заполнения документа можно найти на сайтах организаций, предоставляющих соответствующие услуги). Лицо, составившее рецензию, выступает в данном случае как специалист, привлеченный заинтересованной стороной, не выполняя роли эксперта.

Вопросы, связанные с проведением экспертизы:

  • на стадии заключения мирового соглашения. АПК РФ и ГПК РФ установлено, что при назначении экспертизы судом, происходит приостановление производства по делу;

    В связи с этим, заключение мирового соглашения возможно только после возобновления производства. Об этом сторонами подается соответствующее ходатайство. Выводы экспертизы в случае согласия сторон на мировую не повлияют на ее заключение.

  • срок действия экспертного заключения.

    Российское законодательство не определяет срока действия экспертного заключения. Однако если предметом экспертизы были материалы, объекты, имеющие свойство изменяться с течением времени (например, экологическая экспертиза), срок действия будет ограничен отрезком времени, в течение которого объект был неизменным.

Вариант написания экспертного заключения

Экспертное заключение об уровне профессиональной компетентности

педагогического работника

(Ф.И.О. аттестуемого, место работы, должность)


Эксперт:

(Ф.И.О., место работы, должность эксперта)



провел(а) экспертизу в форме анализа портфолио


(дата проведения экспертизы)

Анализ материалов (пример анализа материалов ) :

А-ва Е.В. имеет высшее образование, закончила пед. университет в 1993 г., квалификация по диплому - учитель химии и биологии. Стаж работы 15 лет, в данной школе - 5 лет, квалификационная категория - первая, В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: 2008 г. ГАОУ ДПО (пк) С РК «Курсы повышения квалификации учителей химии и биологии» (72 часа); 2010 г. дистанционные курсы повышения квалификации «Организация и проведение тестового контроля».

За свою работу А-ва Е.В. награждена Грамотой ___________________, 2006 г.; Почетной грамотой школы № 12, 2008 г.

Принимала участие в районном этапе конкурса «Учитель года». В 2008-2009 учебном году приняла участие в республиканском этапе конкурса «Учитель года».

Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как общая культура, отношение к людям, высоко развиты. Педагог занимает гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляет внимание к личности ученика, является для окружающих образцом этики и общей культуры. Дополнительно проведенное исследование школьного психолога показало, что на уроках химии низкий уровень тревожности учеников и стабильная психологическая обстановка. Однако, педагог не всегда проявляет стрессоустойчивость в сложных педагогических ситуациях. Данный факт свидетельствует о необходимости психологической поддержки и формировании навыков саморегуляции эмоций.

Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить степень сформированности у него отдельных компетенций.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности. Е.В. может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Цели занятий формулируются в соответствии с той программой, которая выбрана педагогом как наиболее адекватная предмету и запросам обучающихся. На протяжении нескольких лет Е.В. работает в классах, которые с начальной школы обучаются по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. При использовании данной системы педагог решает все заявленные в течение урока педагогические задачи. Как преподаватель химии, Е.В. использует методы развивающего учения, которые позволяют достигать необходимого уровня принятия целей обучающимися.

Учитель характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации компетенции обеспечения мотивации учащихсяна осуществление учебной деятельности . Владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого. Побуждает интерес к предмету на уровне ярких примеров из содержания предмета. Использует индивидуальный подход в оценивании учеников. Включает элементы практической значимости материала для учеников, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые. Преимущественно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Умеет создать ситуации успеха для обучающихся с различным уровнем владения учебным материалом. Учитывает интерес обучающихся к соревнованию как форме работы и использует взаимное сравнение и сравнение с прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся. Хороший уровень мотивированности обучающихся косвенно доказывается и показателями результативности деятельности. Половина учащихся осваивает предметное содержание не только на базовом уровне, но и на повышенном (49,8% -2005 - 2006 учебный гoд; 51,1% в 2006 - 2007 учебном году). Серьёзное внимание учитель уделяет привлечению учащихся к участию в школьных олимпиадах. Каждый год количество участников олимпиад увеличивается: если в 2004 году в олимпиаде приняли участие 14 школьников (13,14%), то в 2008-2009 учебном году уже 37 учеников (35,6%) по химии и 40% по биологии. Победители школьного этапа олимпиады участвуют в олимпиадах муниципального уровня. Отсутствие победителей на этом уровне можно объяснить тем, что школа № 12 имеет гуманитарную направленность. Ученики показывают достаточно высокий уровень знаний и занимают места в первой десятке. Однако, нельзя говорить о том, что все возможные ресурсы для поддержания мотивации учебной деятельности у обучающихся используются педагогом. Мотивация иногда поддерживается и негативным подкреплением, иногда педагог бывает невнимателен к переживаниям, возникающим у обучающихся по поводу низкой оценки. Данное замечание не снижает общей оценки педагога в области мотивирования обучающихся, но оно указывает на необходимость дополнительного внимания к целенаправленному формированию ситуаций успеха в учебной деятельности.

В области обеспечения информационной основы деятельности учитель характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. На высоком уровне владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета. Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме, понятной ученикам различных способностей. Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизировали деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками. Учитель прошла курсы «I ntel» и успешно применяет новые информационно - коммуникационные технологии. В настоящее время с появлением компьютера в кабинете химии возможности применения компьютерных технологий на уроках химии значительно расширились. В своей работе учитель использует материалы мультимедийных дисков, интернет - материалы (коллекции видеофрагментов и 3D моделей, анимации процессов и явлений, изучаемых на уроках химии), а также фрагменты научно - популярных фильмов. Применение дисков стало частым явлением при организации повторения домашнего задания по демонстрируемым фрагментам, при изучении нового материала (просмотр химических экспериментов, требующих специальных условий проведения), при контроле знаний учащихся (проведение тестирования, которое также способствует дифференциации учебного процесса).

Использует в своей работе Е. В. и метод проектной деятельности как при изучении отдельных тем курса (1О класс « Природные источники углеводородов», «Волокна»; 11 класс «Химия и современное общество»), так и во внеурочной деятельности (9 класс «Тайны стекла» и др.). Опрос учащихся показал, что наибольшее предпочтение они отдают урокам, проводимым с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий. Работая в классах развивающего обучения, Е.В. серьёзное внимание уделяет предметно-практической деятельности. Она способствует формированию предметных знаний по химии, общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся.

В последние годы в школе стали практиковаться исследовательские конференции, например, «Эврика». Тематика работ различна: «Полимеры - материалы будущего», «Анализ природной воды», «Химия в криминалистике», «Переработка нефти», «Атом - сложная частица». Для активизации исследовательской и проектной деятельности Елена Владимировна применяет разнообразные приёмы: ставит проблемные вопросы, привлекает интересную дополнительную информацию, организует самостоятельную работу по осмыслению и усвоению нового материала и др. В помощь учащимся создана коллекция видео и аудиоматериалов по химии, собран обширный иллюстративный материал.

При анализе уровня сформированности компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности была выявлена недостаточная осведомленность педагога в субъективных условиях деятельности. В частности, педагог не всегда учитывает социальную ситуацию в классе при решении педагогических задач. Необходимы консультации с психологом школы, повышающие осведомленность педагога в области социально-психологических характеристик обучающихся.

В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Е.В. отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту, реализующему типовую образовательную программу. Анализ деятельности показывает, что такая самокритичность необоснованна. Педагог успешно реализует модифицированные с учетом принципов индивидуализации и дифференциации образовательные программы и целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы. Е. В. подготовила компьютерные презентации с помощью программ Power Poi nt практически по всем темам в 8 - 11 классах.

С целью расширения теоретических знаний и приобретения опыта работы в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Е. В. с 2005-2006 учебного года обучается в Открытом институте «Развивающее обучение» при Международной Ассоциации «Развивающее обучение» по дистанционной форме. В марте 2007 года учитель встречалась с автором учебников по природоведению и биологии для классов развивающего обучения и методистом системы развивающего обучения. В школе хорошо оборудованный кабинет химии, в нём есть всё для проведения работ исследовательского характера и химических опытов, предусмотренных программой, наработан большой дидактический материал для проведения уроков любых типов в 8-11 классах по программе О.С.Габриеляна. Учитель хорошо владеет методикой составления тестовых заданий, навыками составления текстов проверочных работ. В кабинете химии оформлены специальные стенды, на которых вывешиваются наиболее интересные материалы для учащихся.

Е.В. руководит школьным методическим объединением учителей естественно - математического цикла, регулярно выступает на методических и педагогических советах. Является руководителем педагогической практики студентов.

Большое внимание Е.В. уделяет методической работе. За последние годы она принимала участие в семинарах, выступала на конференции в педагогическом университете. В 2006 -2007 учебном году провела мастер - класс «Проектная деятельность на уроках химии и биологии» для учителей района.

Имеющийся у Е.В. опыт является основанием для большей активности педагога в области самостоятельной разработки программы, дидактических и методических материалов. Однако на данном этапе профессионализации это умение практически не реализуется, что осознается и самим педагогом.

Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: организовать учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной профессиональной деятельности и сотрудничества; реализовать контроль и коррекцию учебной деятельности; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание. Е.В. отличают творческое отношение к организации взаимодействия с обучающимися, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.

Е.В. отличает самокритичность в оценке уровня собственной квалификации.

Общее заключение: на основании анализа портфолио, свидетельствующих об уровнепрофессиональной компетентности


(Ф.И.О. аттестуемого)


можно сделать вывод, что представленные материалы соответствуют / не соответствуют требованиям, предъявляемым к _______ квалификационной категории .


Подпись эксперта.

ВВЕДЕНИЕ

Оказывая многостороннее воздействие на общественные отношения как социальный регулятор, право, с одной стороны, выступает «индикатором» социальных и политических процессов, а с другой - социально-культурной и духовной силой, способной оказывать существенное влияние на процессы культурных, политических трансформаций. Данные силы выполняют следующие функции: регулятивную, интегрирующую, политическую, коммуникативную, мировоззренческую.

Во всех случаях позитивное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений. Кроме того, волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена воля или всего общества, или какой-то его части (например, тех или иных классов, социальных групп и т. д.).

Правовая экспертиза нормативных правовых актов - это структурный элемент правообразования, т. е. составная часть формирования права, которая характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативных правовых актов.

Материальное законодательство далеко от совершенства. Законы излишне сложны, порой противоречивы. Их создатели не хотят или не могут заглянуть немного вперед, чтобы представить, как должна в реальной жизни работать та или иная норма, и будет ли она работать вообще. Поэтому с нашими законами работать очень сложно. Возникает множество вопросов, которые приходится решать на практике.

Российское общество находится в процессе сложного качественного роста, когда принципиально меняются механизмы его социального и политического устройства. Усложнение структурно-функциональной направленности общественного воспроизводства в условиях глобального кризиса по рождает многочисленные нестабильные состояния, актуализирует проблему неопределенности, создает различные социальные проблемы. Связанные с этим локальные кризисные ситуации требуют социальной" консолидации и мобилизации, перераспределения управленческой воли и ответственности в рамках антикризисных стратегий государственного управления социальными процессами.

Посредством правовой экспертизы можно сокращать риски негативно-
го влияния права на меняющиеся в соответствии с современными условиями
общественные отношения.

Необходимым элементом правовой экспертизы является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

Институты демократии имеют выраженную прямую связь с основными
категориями политики: принятием решений, каналами доступа к процедурам,
связанным с принятием решений, к формированию интересов и субъектов,
претендующих на этот доступ. Они могут являться официальными организа-
циями, которые принадлежат к конституционной структуре государства, ли-
бо иметь периодическое организационное оформление. Главный критерий
для их оценки - качество функционирования этих институтов, степень их
важности в качестве центров принятия решений в структуре влияния, властии политики.

Целенаправленность противодействия коррупции начинается с воспитания личности и выражается в идейной целеустремленности ее поведения, с использованием мотивов, побуждающих к деятельности на основе антикоррупционных идей самодостаточности личности, которые становятся основной целью большинства индивидов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является
одной из учебных юридических дисциплин, изучаемых студентами по на-
правлению подготовки «Юриспруденция». Изучение данного предмета со-
пряжено с приобретением как теоретических знаний в области юридической
техники, особенно в процессе правотворчества, так и практических навыков,
в том числе осуществления правовой экспертизы нормативных правовых ак-
тов. Настоящее пособие, опираясь на достижения современной науки и прак-
гики, имеет целью вооружить студентов необходимым минимумом знаний по
технологии проведения правовой и антикоррупционной экспертиз законода-
тельных и иных нормативных актов (проектов). В нем показана особая роль
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, ориентиро-
ванной на выявление в законодательстве факторов нарушения, прежде всего,
прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральным государ-
ственным образовательным стандартом высшего профессионального образо-
вания по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация
(степень) «бакалавр»), Предлагаемое пособие призвано обеспечить профее-
сиональные компетенции в экспертно-консультационной и правотворческой
деятельности. В этой связи оно ориентировано на подготовку выпускника к
участию в проведении юридической экспертизы проектов нормативных пра-
вовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствую- щих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14), даче квалифици-
рованных юридических заключений.

Использование данного пособия в учебном процессе поможет студенту
понять значение и роль нормативных правовых актов в процессе государст-
венно-правового регулирования общественных отношений; освоить систему
требований к подготовке проектов законодательных актов и осознать степень
важности экспертных исследований на всех этапах правотворческого процес-
са.

Структурно оно разбито на три раздела, которыми охватываются об-
щие и специальные вопросы правовой экспертизы нормативных правовых
актов. Первый раздел «Понятие, содержание и технология правовой (юриди-
ческой) экспертизы нормативных правовых актов» включает современные
подходы к пониманию правовой экспертизы нормативных правовых актов,
очерчивает круг вопросов, подлежащих исследованию и составляющих
предмет право вой экспертизы законодательства. Рассматривается порядок
проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов согласно
действующему правовому регулированию в России.

Второй раздел «Антикоррупционная экспертиза нормативных право-
вых актов» анализирует содержательный аспект антикоррупционной экспер-
тизы как инструмента повышения эффективности действующего законода-
тельства посредством выявления факторов коррупциогенности.

Третий раздел имеет междисциплинарную связь с таким предметом как
формальная логика. Он предполагает констатацию проблем диагностики ло-
гических дефектов в нормативной и правоприменительной деятельности.


Раздел I

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ
(ЮРИДИЧЕСКОЙ) ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

§ 1. Понятие, предмет и субъекты право вой экспертизы
нормативных правовых актов

Изучение понятия правовой экспертизы нормативных правовых актов
на сегодняшний день носит неопределенный характер. Это связано с двумя
очевидными факторами: во-первых, данная категория приобрела свой науч-
ный статус относительно недавно и, в основном, в рамках развития такого
направления в структуре науки теории государства и права, как законода-
тельная (юридическая) техника; во-вторых, правовая экспертиза норматив-
ных правовых актов получила свое развитие первоначально как практическая
деятельность по оценке законопроектов в рамках правотворческого процесса
и поэтому имела больше прикладной, нежели теоретический характер.

В современных учебных изданиях по нормографии, нормотворчеству,
законодательной технике, юридической технике уделяется очень скромное
самостоятельное внимание право вой (юридической) экспертизе нормативных правовых актов, но предприняты попытки выработки категориального аппарата и унификации вопросов, подлежащих выяснению в ходе ее проведения.

Кроме того, исследование обобщений практики производства правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных в научных статьях
специалистов управлений Министерства юстиции субъектов РФ, федераль-
ных округов, департаментов законопроектной деятельности и сотрудников
научных учреждений при Правительстве РФ и законодательных региональ-
ных органах, позволяет сделать вывод об актуальности оценки (правовой,
лингвистической, антикоррупционной и иной) качества нормативного право-
вого акта и, прежде всего, на стадии его разработки.

В юридической науке стали появляться отдельные диссертационные
исследования различных видов экспертиз нормативных правовых актов, но
все также отсутствует единый теоретический подход к дефинициям «право-
вая экспертиза нормативных правовых актов», «законодательная эксперти-
за», «антикоррупционная экспертиза» и т. п.

Анализ имеющихся точек зрения на понятие правовой экспертизы нор-
мативных правовых актов позволяет понимать под правовой экспертизой
нормативных правовых актов
исследовательскую деятельность специаль-
ных организаций и лиц по оценке право во го качества нормативного правового акта, соответствия его системе действующего законодательства и требованиям юридической техники. Так как правовая (юридическая) экспертиза нормативных правовых актов имеет первостепенное значение для качественной подготовки нормативных правовых актов, содержащих первичные нормы, т.е. законов, то и наиболее всестроннее развитие и применение получила именно в качестве правовой экспертизы законопро-
ектов. Российские ученые (Ю. А. Тихомиров, Р. К. Надев, О. А. Короткова и
др.) под правовой экспертизой законопроекта понимают специальное ис-
следование, проводимое для оценки эаконопроекта на предмет его соответст-
вия Конституции РФ, федеральному законодательству и международным до-
говорам РФ, а также общепринятым правилам юридической техники. Встре-
чается и несколько иной подход (Ю. Г. Арзамасова, В. В. Игнатенко,
А. В. Ильина), связанный с активизацией научного обеспечения правотвор-
ческого процесса в России, направленный на выявление законотворческих
ошибок и просчетов, их своевременное устранение. Так, В. В. Игнатенко
вводит в оборот категорию научно-правовой экспертизы законопроектов,
под которой понимает «специальное исследование, производимое учеными и
специалистами в области юридических наук по поручению соответствующе-
го законодательного органа с целью оценки правового качества законопроек-
тов и выявления прогнозных характеристик действия будущих законов, при-
нятых на основе этих законопроектов.

Современная юридическая наука и практика идет по пути внедрения
экспертно-правовой деятельности в процесс правотворчества нормативных
правовых актов всех уровней, в том числе регионального и муниципального.
Имея свои особенности, правовая (юридическая) экспертиза подзаконных
нормативных актов базируется на общих принципах и требованиях эксперти-
зы законодательства в целом. Однако с точки зрения соответствия подзакон-
ного нормативного правового акта правилам юридической техники представ-
ляется целесообразным учитывать особенности его структуры и содержания.

Характеристика правовой экспертизы нормативных правовых актов
пока не имеет четкой Системной основы изложения материала: понятие, при-
знаки, структура, содержание и т. п. И затрудняет его подачу в русле фунда-
ментальных знаний. Однако имеют место отдельные научные взгляды по
проблеме темы пособия. Рассмотрим некоторые из них.

Уместно указать на авторскую позицию Е. В. Журкиной, которой
предпринята попытка выделить специфические черты, присущие правовой
экспертизе нормативных правовых актов. К их числу она относит: 1) особый
предмет исследования - допустимость и правомерность принятия потенци-
ального нормативного правового акта с учетом действующей системы источ-
ников (форм) права; 2) определенный набор методов исследования (фор-
мально-юридический, системный, логический, сравнительно-правовой);
3) наличие специальных субъектов, уполномоченных осуществлять ее прове-
дение; 4) особый характер экспертного заключения, содержащего результат
проведенного экспертами-юристами анализа.

Давая оценку предложенным признакам, можно подтвердить, что по
предмету
исследования могут проводиться разнообразные виды экспертиз
нормативных правовых актов (лингвистическая, экономическая, экологиче-
ская и иные). Значимость данного признака учтена и в определении правовой
экспертизы проектов нормативных правовых актов, рассматриваемой
Т. Н. Москальковой в качестве «составной части нормотворческой деятель-
ности, предполагающей исследование проектов нормативных правовых актов
на предмет их соответствия актам высшей юридической силы и предъявляе-
мым к ним требованиям». А, к примеру, предметом лингвистической экс-
пертизы законопроектов является качество выражения лексической, грамма-
тической и логической основ текста закона. Сама же Е. В. Журкина включает
вопросы, являющиеся предметом право вой экспертизы, в характеристику с
точки зрения содержания последней.

Второй признак предполагает, что эксперт, проводящий правовое ис-
следование нормативного правового акта, использует целый арсенал специ-
альных методов исследования. Так, системный метод позволяет выявить ме-
сто и взаимодействие будущего нормативного правового акта применительно
к действующему законодательству, логический лежит в основе структуры проекта и т. д.

Указание на специальных субъектов, осуществляющих правовую экс-пертизу, основано на закреплении в действующих нормативных правовых
актах обязанности отдельных государственных органов по ее проведению.
Более того, для законов определенного вида федерального и регионального
уровня, подзаконных нормативных актов подобная экспертиза является обя-
зательной и входит в компетенционные полномочия органов государственно- го аппарата.

Особый характер экспертного заключения связан с особым предметом правовой экспертизы. И хотя в настоящее время предприняты попытки практической формализации и теоретического структурирования, чаще всего правовая экспертиза имеет локальную форму, предлагаемую в рамках методики той или иной экспертной организации.

Важное значение при характеристике данной темы имеет вопрос о
предмете правовой экспертизы нормативного правового акта. Как мы видим,
данный вопрос не нашел должного отражения в общей теории юридической
науки, а если косвенно затронут, то подменяется категорией объекта либо его
определение «обходят стороной». Среди встречающихся подходов надо при-
знать обоснованной точку зрения профессора В. В. Игнатенко, высказанную
еще в конце 1990-х гг. Предметом научно-правовой экспертизы, по его мне-
нию, выступает правовое качество проекта закона. Под правовым качеством
законопроекта В. В. Игнатенко понимает устойчивую совокупность содержа-
тельно-правовых, социально-обуславливающих и технико-юридических
свойств проектируемого закона, обеспечивающих его эффективное и ста- бильное действие в случае принятия. По аналогии с данным подходом можно
заключить, что предметом правовой экспертизы нормативных правовых ак-
тов в целом может выступать правовое качество проекта нормативного пра-
вового акта.

В диссертационных работах последнего времени уже уделено внима-
ние предмету как с точки зрения общетеоретического смысла, так и с точки
зрения предмета правовой экспертизы законопроектов федерального и ре-
гионального уровня. На сегодняшний день можно выделить два подхода в
рассмотрении предмета экспертизы нормативных правовых актов:

• через критерии качества нормативного правового акта (соответст-
вие, непротиворечие действующим нормативным правовым актам; соответ-
ствие формы (вида) нормативного правового акта компетенции субъекта,
правилам юридической техники и т. д.). В том числе М. А. Мушинский пред-
лагает рассматривать категорию «качество нормативного правового акта»
посредством дискачества, т. е. «диагностики правотворческих дефектов;

• через определение содержания предмета нормативного правового
акта, формируемого кругом вопросов, подлежащих выяснению при проведе-
нии правовой экспертизы (анализ предмета правового регулирования, анализ
соблюдения принципа разграничения предметов ведения и компетенции,
анализ соблюдения требований юридической техники и т. д.).

Определение предмета экспертизы не следует смешивать с объектом,
что тоже можно встретить в литературе по данной проблематике. Под объек-
том
правовой экспертизы нормативного правового акта (в единстве формы и
содержания, т. е. как юридического документа), скорее всего, нужно пони-
мать сам проект нормативного правового акта, подлежащий или прошедший
такую экспертизу. Некоторые специалисты включают в объект правовой экс-
пертизы законопроекта и сопроводительные документы: пояснительную за-
писку, финансово-экономическое обоснование, прилатаемый перечень нор-
мативных правовых актов, требующих отмены, изменения или принятия и
др.

Субъектами правовой экспертизы нормативных правовых актов явля-
ются организации и лица, осуществляющие экспертное исследование и даю-
щие оценку правового качества нормативного правового акта. Субъектов
правовой экспертизы можно классифицировать по нескольким критериям.
По категории субъектов : индивидуальные (отдельные специалисты, должно-
стные лица) и коллективные (организации). К первой категории относятся
специалисты, лица, как правило, имеющие научные степени и ученые звания
(профессор, доктор юридических наук, доцент, кандидат юридических наук и
т. п.), КО второй - органы государства, государственные инегосударственные
учреждения (научные, учебные). По наличию полномочий у субъектов выде-
ляют компетенционных и независимых экспертов, а экспертизу подраздел я- ют на служебную инезависимую. Компетенционные субъекты (государст-
венные органы и специалисты) обладают служебными полномочиями, а не-
зависимые (негосударственные организации и специалисты) не имеют слу-
жебно-функциональной связи с правотворческими органами. Например, За-
кон Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотвор-
ческой деятельности в Иркутской области» от 12 января 2010 г. в СТ. 38 пре-
дусматривает, что служебная экспертиза проектов правовых актов области
проводится специалистами, замещающими государственные должности об-
ласти или должности государственной гражданской службы в государствен-
ных органах области в ходе исполнения ими своих должностных (служеб-
ных) обязанностей. В качестве независимых экспертов оправдано привлекать
научных работников, зарекомендовавших себя как крупных специалистов,
имеющих навыки в теории и ирактике юриспруденции.

В учебной литературе можно встретить и другие способы классифика-
ции.
Так, выделяют официальную и неофициальную экспертизу законопроек-
тов в зависимости от субъекта экспертизы и от статуса нормативного право-
вого акта. Официальная проводится по проектам, зарегистрированным в Го-
сударственной Думе, на основании обращения в экспертную организацию
уполномоченных структур. Неофициальная - по инициативе неуполномо-
ченных парламентом органов и лиц, а равно в отношении не зарегистриро-
ванных в Государственной Думе проектов, Т. е. не получивших официально-
го признания. Данный подход в целом поддерживается и в учебно-
методическом пособии «Нормография» под редакцией Ю. Г. Арзамасова.
Ю. Г. Арзамасов связывает официальный и неофициапьный характер прове-
дения научно-правовой экспертизы со статусом законопроекта, утверждая,
что придание проекту закона статуса законопроекта - это неотъемлемое пра-
во самого законодательного органа, призванного предварительно удостове-
риться в том, отвечает ли он всем предъявляемым к законопроекту требова- ниям.

В качестве субъектов правовой экспертизы выступают юридические службы государственных органов, специальные государственные органы,
специалисты в отдельных отраслях юридических наук. Самостоятельными
государственными субъектами проведения официальной экспертизы в Рос-
сии являются: 1) Правовое управление Аппарата Государственной Думы РФ
в отношении федеральных законопроектов; 2) Министерство юстиции РФ >
в отношении: а) проектов законодательных и иных нормативных правовых
актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти; б) подза-
конных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти при проведении государственной регистрации.

Так, согласно «Методическим рекомендациям по проведению правовой
экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», разработанным и утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 31
мая 2012 Г. N2 8711, юридическую экспертизу проводят:

1. Департамент законопроектной деятельности и мониторинга право-
применения Министерства юстиции РФ. Так, в положении об этом органе""
названы следующие его экспертные полномочия:

а) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных
нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполни-
тельной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, по во-
просам, относящимся к компетенции Департамента;

б) проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых ак-
тов Министерства юстиции РФ по вопросам, относящимся к компетенции
Департамента.

2. Территориальные органы:

а) проводят правовую экспертизу правовых актов, поступивших в по-
рядке, установленном п. 2 Указа Президента РФ от 10 августа 2000 Г. N2 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и П.7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 Г. N2 904;

б) проводят повторную правовую экспертизу по поручениям Мини-
стерства юстиции РФ, запросам аппарата полномочного представителя Пре-
зидента РФ в федеральном округе, органов государственной власти субъек-
тов РФ или по собственной инициативе, а управления Министерства юсти-
ции РФ по субъектам РФ также по поручению Главного управления Мини-
стерства юстиции РФ по субъектам РФ.

§ 2. Цели и принципы правовой экспертизы
нормативных правовых актов

Прежде чем приступить к обсуждению основных задач и принципов
правовой экспертизы нормативных правовых актов, необходимо сформули-
ровать ее цели.

В самом общем смысле целью осуществления именно правовой экс-
пертизы нормативных правовых актов являются проведение исследования
правового акта и оценка его формы и содержания на соответствие опреде-
ленным критериям для реализации эффективного регулирования обществен-
ных отношений.

Определяя цели правовой экспертизы нормативных правовых актов,
можно обратиться к Закону Иркутской области «О правовых актах Иркут- ской области и правотворческой деятельности в Иркутской области». Хотя
этот закон говорит о проведении экспертизы проектов правовых актов вооб-
ще, это не мешает конкретизироваться в отношении нормативных правовых
актов. Выделим две основные цели:

1) исследование нормативного правового акта на законность, обосно-
ванность и своевременность;

2) выявление возможных позитивных и негативных правовых послед-
ствий принятия проекта, подлежащего оценке.

«Методические рекомендации по проведению юридической эксперти-
зы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» иначе
закрепляют цель юридической экспертизы нормативных правовых актов
субъектов РФ: это выработка мер по обеспечению соответствия конституций,
уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов рф Консти-
туции РФ и федеральным законам.

Корифей в области правотворческого процесса Ю. А. Тихомиров видит
предназначение правовой экспертизы нормативных правовых актов в иссле-
довании и оценке допустимости правового вмешательства в общественные
отношения, а также правомерности самого регулирующего воздействия.

В основе ПРИНЦИПОВ экспертизы нормативных правовых актов лежат принципы правовой экспертизы правовых актов в целом. «Под принципами правовой экспертизы следует понимать систему взаимосвязанных между собой основополагающих начал, идей, применение которых в процессе экспертного исследования направлено на достижение единой цели - получение качественного результата, используемого в юридическом процессе. Среди базовых принципов выделяются: принцип компетентности; независимости; законности. Вопрос об основных принципах экспертизы нормативных правовых актов является предметом довольно детального обсуждения и не имеет явных разночтений. Представляется возможным обобщить уже имеющиеся точки зрения, отраженные в учебной литературе. Так, в научно-практическом пособии Т. Н. Москальновой и В. В. Черникова названы следующие принципы: всеобщности, независимости, временной достаточности, полноты, профессионализма, многоступенчатости, обязательности. В учебно-методическом пособии 10. Г. Арзамасова указывается на законность, обоснованность экспертного заключения и ответственность экспертов. Специалист в области правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов М. А. Васильев в монографии «Правовая и лингвистическая экспертиза проектов актов местного самоуправления» предлагает рассматривать принцип самостоятельности экспертов в принятии решений, который тесно связан с принципом профессионализма, поскольку эксперт в своих выводах опирается на собственные специальные знания в сфере юриспруденции. Представляется интересным подход О. А. Коротковой", подразделяющей принципы на две категории: объективные, раскрывающие основные начала проведения экс-
пертизы законодательных актов, и частные, характеризующие основопола-
гающие требования, относящиеся к самому субъекту проведения экспертизы,
к его нравственным и моральным взглядам. К разряду объективных, наряду с
традиционными принципами, автор относит: соблюдение прав и свобод че-
ловека и гражданина; информационной обеспеченности; научности; финан-
совой обеспеченности. К числу частных принципов экспертизы законопроек-
тов она относит: принцип ответственности эксперта; объективности эксперт-
ного исследования; независимости результата экспертизы от заказчика; ква-
лификационный принцип; принцип состязательности. Следуя данной логике,
можно выделить приниипы, которые лежат в основе экспертной деятельно-
сти, а также экспертного заключения как формально-определенного резуль-
тата (законности, полноты, объективности, всеобщности, обязательности за-
ключений и т. п.), И принципы - требования к субъектам, осуществляющим
экспертное исследование и дающим правовую оценку нормативного право-
вого акта (независимости, профессионализма, ответственности и т. п.). Оста-
новимся на характеристике наиболее важных из них.

1. Принцип законности - один из основных принципов, лежащих в
основе организации и деятельности органов (организаций) и лиц, участвую-
щих прямо или косвенно в осуществлении правового регулирования общест-
венных отношений. Так как правовая экспертиза приобретает обязательный
характер на стадиях подготовки и обсуждения нормативных правовых актов,
следовательно, она получает свою регламентацию в рамках нормативных
правовых актов, детализирующих правотворческие процедуры на всех уров-
нях (федеральном, региональном и муниципальном). Поэтому ее проведение
ставится в довольно жесткие правовые рамки (рамки закона) и должно осно-
вываться на положениях Конституции РФ, специального законодательства в
области экспертизы нормативных правовых актов, а также на подзаконных
актах, конкретизирующих порядок ее назначения и проведения. Поскольку
экспертиза является правовым институтом, «не может быть экспертных про-
цедур, свободных от правовой регламентации или противоречащих дейст-
вующим принципам и нормам правая.

2. Полнота экспертного исследования должна быть основана на оцен-
ке правового качества всех параметров нормативного правового акта. Выяв-
ление правотворческих дефектов, несоответсгвий не должно быть однобо-
ким. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, должны соответство-
вать характеру подлежащих выяснению вопросов, составляющих содержание
правовой экспертизы проекта закона или подзаконного нормативного акта.

3. Профессионализм как принцип правовой экспертизы нормативных
правовых актов - это залог качества принимаемых законов и эффективности
осуществления правового регулирования. Здесь важно при влечение не про- сто специалистов, «обладающих широкой эрудицией»l6, специалистов из
различных наук (технических, естественных, гуманитарных), а обладающих
непосредственными знаниями в той или иной отрасли юридических наук,
знающих специфику регулирования в сфере частного или публичного права,
в установлении материальных или процессуальных норм. Например, в струк-
туре Министерства юстиции РФсозданы департаменты (законопроектной
деятельности и мониторинга правоприменения, нормативного правового ре-
гулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и
судебных актов, по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной
системой и т. д.), В обязанности специалистов которых входит проведение
правовой экспертизы нормативных правовых актов, относящихся к их ком- петенции.

4. Независимость экспертизы носит двойственный характер. С одной стороны, это выражается в отсутствии непосредствеиного подчинения экс-
перта заказчику. Орган или лицо, разработавшее законопроект, не может
участвовать в осуществлении экспертизы данного нормативного правового
акта. Эксперт не должен иметь личной заинтересованности в результатах
проводимой экспертизы конкретного проекта. Как правило, это обязательное
требование при осуществлении официальной экспертизы. С другой стороны,
принцип независимости приобретает особое значение при привлечении неза-
висимых экспертов из других государственных или негосударственных орга-
низаций, никак не связанных субординацией, и именно в этом случае нахо-
дит свое непосредственное воплощение.

§ 3. Технология правовой (юридической) экспертизы
нормативных правовых актов

3.1. Правовое регулирование порядка проведения
юридической экспертизы нормативных правовых актов
в Российской Федерации

Порядок осуществления юридической экспертизы нормативных право-
вых актов не имеет должного теоретического и правоного закрепления. В
юридическую науку только начинает внедряться такая категория, как «экс-
пертный процесс». Попытка определения данной категории применительно к
правовой экспертизе и включаемых в нее стадий предпринята И. А. Заки-
РОВЫМ. Стадии экспертного процесса следуют друг за другом и имеют определенные временные границы. Именно по этим основаниям, а также по совокупности действий, их образующих, автор выделяет следующие стадии:

1) назначение, поручение производства или заказ на производство пра- вовой экспертизы;

2) направление материалов для производства правовой экспертизы;

З) подготовка к производству правовой экспертизы;

4) производство экспертного исследования и оформление его результа- тов;

5) направление результата экспертного исследования субъекту, его на-
значившему, заказавшему или поручившему производство правовой экспер-
тизы;

6) исследование и оценка результатов правовой экспертизы.

Т. Н. Москалькова, рассматривая методику правовой экспертизы нор-
мативных правовых актов, тоже выделила шесть последовательных стадий:

1) прием документов на экспертизу;

2) предварительное изучение проекта нормативного правового акта и сопровождающих его документов;

3) сбор дополнительной информации;

4) исследование проекта (собственно правовая экспертиза);

5) доработка проекта в ходе проведения экспертизы;

6) б) составление заключения по результатам экспертизы.

Еще одна точка зрения в отношении экспертного процесса высказана
О. Н. Шишпаренон по поводу производства право вой экспертизы проектов
законов субъектов РФ. По ее мнению, производство право вой экспертизы
должно включать следующие стадии:

1) назначение правовой экспертизы;

2) проведение правовой экспертизы;

3) документальное оформление результатов правовой экспертизы.

Каждый из предложенных подходов отражает процедурные стадии, но не все учитывают функциональные (содержательные) аспекты порядка ее проведения. Совместив эти подходы и учитывая обе стороны экспертного
процесса, можно представить его следующим образом:

1. Стадия назначения правовой экспертизы (процедурная стадия), пока-
зывающая связь, как правило, между правотворческим органом и экспертной
организацией. (Например, согласно СТ. 41Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркут-
ской области» служебная или специальная экспертиза проекта правового акта
области назначается Губернатором Иркутской области или руководителем
соответствующего правотворческого органа области). На этой стадии опре-
деляется выбор субъекта правовой экспертизы нормативного правового акта
и при необходимости конкретизируются вопросы, ставящие перед экспертом,
а также определяются сроки, если они не регламентированы законодательст-
вом. Заканчивается данная стадия направлением материалов субъекту право-
вой экспертизы нормативного правового акта. Данная стадия может быть за-
менена стадией принятия решения самого субъекта о проведении экспертизы нормативного правового акта, если она носит общественный характер и не
является обязательным условием правотворческого процесса.

2. Стадия собственно правовой экспертизы нормативного правового
акта (процедурная), включающая такие функциональные стадии, как:

· предварительное изучение проекта нормативного правового акта и сопровождающих его документов;

· сбор (получение) дополнительной информации;

· исследование проекта и оценка его правового качества;

· доработка проекта в ходе проведения экспертизы.

В научно-практическом пособии Т. Н. Москальковой эксперту на этой
стадии рекомендуется получить ответы на три основных вопроса: 1) наличие
юридических и фактических оснований для принятия нормативного правово-
го акта; 2) обоснованность и определенность предмета правового регулиро-
вания; 3) правоспособность органа принимать (издавать) данный норматив-
ный правовой акт.

3. Стадия подготовки и оформления экспертного заключения (проце-
дурная стадия). Заключение должно отражать результаты проведеиного пра-
вового исследования. В него включаются замечания, выявленные в ходе про-
ведения экспертизы, и предложения по совершенствованию проекта норма-
тивного правового акта, итоговые выводы о правовом качестве нормативного
правового акта.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх