Антидемпинговые законы. Международный антидемпинговый кодекс. Каковы негативные последствия демпинга

Введение


Демпинг - продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортера или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

Ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещён. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечёт убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путём применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортёра.

Так же весьма пагубно отражается демпинг и на уровне роста экономики в локальном масштабе. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом.


1. Сущность демпинга в международной торговле


Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли. Английским термином «демпинг» (dumping) обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью засорить рынок импортера, создать хаос на нем, чтобы захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов.

Демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке . Иначе демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками. Отмечается, что это определение теоретически охватывает и ситуацию, в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене ниже, чем за границей, и ситуацию, в которой он продает товары на национальном рынке по цене выше, чем на экспортных рынках, однако в начале двадцатого столетия было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей стране .

Согласно ст. 2.1 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле «товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране» .

Демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства. В современных международных торговых отношениях как фирмы, так и государство зачастую прибегают к демпингу как к способу быстрого получения необходимых валютных средств, а также реализации своих экономических интересов. Демпинг может преследовать и политические цели, в частности для подавления экономически более мощным государством конкуренции национальных производителей в менее развитых странах и постепенного установления над ними экономического контроля.

Вне зависимости от формы проявления демпинг создает негативные последствия как для государства-экспортера, так и для государства импортера. Для первого это выражается, в частности, в том, что налогоплательщики - граждане этого государства в конечном счете несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом. Для государства-импортера это приводит к общему ухудшению положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что проявляется в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и ряд других показателей. Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

Экономический механизм, составляющий основу демпинга, состоит в следующих трех вариантах действий:

Во-первых, временный демпинг - это когда сниженные цены устанавливаются компанией, реализующей товар, на ограниченный срок. Такой демпинг направлен на вытеснение конкурентных фирм с рынка. После достижения данной цели, цены возвращаются к прежним пределам. В том случае, если фирма - экспортер - монополист на внутреннем рынке, то тогда она получает прибыль по максимуму, несмотря на сниженные цены.

во - вторых, в ряде случаев сниженные цены могут быть покрыты государственными субсидиями. Их государство предоставляет с целью стимуляции и активизации экспорта. Также убытки можно покрыть при помощи получения кредитов на льготных условиях.

в - третьих, демпинг позволяет устранить всех конкурентов на рынке, заняв их ниши и став монополистом.

На современном рынке присутствуют две разновидности демпинга: постоянный и временный.

временный демпинг предполагает снижение цен компанией - экспортером на небольшой срок, он преследует цель - устранить конкурентов. После ее достижения, цены возвращаются к исходным рыночным позициям;

постоянный демпинг предполагает снижение цен на длительное время.

Механизм демпинга, как показывает практика, имеет место в период экономических кризисов и потрясений. В истории прошлого столетия наиболее ярким примером может послужить мировой экономический кризис 30-х. гг., новой волной демпинга ознаменовались 70-е.гг. Многие иностранные компании получили официальное обвинение в демпинге, в частности, такого рода обвинения были предъявлены японской фирме Sony. Исследования показали, что на американском рынке телевизоры этой фирмы стоили почти в 2 раза дешевле, чем на японском рынке.

Сегодня демпинг активно используется и существует в основном в скрытой форме. Борьба с демпингом ведется еще со времен окончания Второй мировой войны. На конференции 1967 года был принят антидемпинговый международный кодекс. Государства приобрели право включать меры антидемпинговой политики в свои стратегии экономического развития. Нормы международного права расценивают демпинг как инструмент недобросовестной конкурентной борьбы, считая его противозаконным действием. Одним из способов борьбы с демпингом является антидемпинговая пошлина. Антидемпинговые тарифы дают таможенным органам право облагать фирмы дополнительным сбором, сумма которого равна разнице между стоимостью товара на рынке экспортирующей фирмы и ценой товара, по которой он экспортируется. В экономике, такой сбор именуется величина демпинговых «ножниц - цен».

Основными видами демпинга в развитых странах являются следующие:

ценовой демпинг - это разница между ценой, по которой товар реализуется на внешнем рынке и ценой, по которой товар реализуется на рынке компании - экспортера.

стоимостный демпинг - реализация товара на внешнем рынке по цене, которая ниже его себестоимости.

Практика международной торговли показывает, что демпинг способен принимать и иные формы:

спорадический демпинг - он заметен в ситуации, когда товар реализуется на внешнем рынке по сниженным ценам эпизодически, по причине того, что внутренний рынок имеет меньшую емкость относительно произведенных товаров, иначе, чтобы не создавалась ситуация перепроизводства производителем, встает выбор: либо сократить объемы производства, либо реализовывать товар по «бросовым» ценам на внешнем рынке.

преднамеренный демпинг создается умышленно, и преследуют цель - устранить конкурентов и стать монополистом.

постоянный демпинг - регулярная реализация товаров по цене, которая ниже их номинальной или реальной стоимости.

обратный демпинг - это ситуация, когда реализация товара по сниженным ценам на внешнем рынке, приводит к увеличению их стоимости на внутреннем рынке.

взаимный демпинг - это своего рода партнерские отношения между странами, когда они реализуют идентичные товары на рынках друг друга по бросовым ценам.

Следует отметить, что последние две разновидности распространены крайне редко.


2. Международные антидемпинговые меры


Изначальной целью применения антидемпинговых мер в международной торговле является противодействие недобросовестной конкуренции. Закон РФ «О защите конкуренции» дает следующее понятие недобросовестной конкуренции: «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» (статья 4). Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

На борьбу с демпинговым импортом в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего нацелено применение антидемпинговых мер, под которыми понимаются мероприятия по ограничению демпингового импорта товара, осуществляемые исполнительной властью, посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятию ценовых обязательств. Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций выступает в качестве эффективной формы государственного регулирования международной торговли. В то же время сегодня и предприятия все чаще стали прибегать к доступным им способам защиты своих интересов -инициировать антидемпинговые расследования, результатом которых, как правило, для производителей - импортеров становится ограничение экспортных квот, применение огромных штрафных санкций или выдворение товаров с рынка.

В соответствии с международными правилами антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам и того обстоятельства, что это причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Для целей применения антидемпинговых (как, впрочем, и компенсационных) расследований большую роль играет наличие «рыночного статуса» или признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика страны, против товаров которой проводится расследование, является рыночной.

Одной из разновидностей антидемпинговых мер является введение антидемпинговой пошлины.

Механизм воздействия антидемпинговой пошлины предусматривает обложение импортных товаров в целях повышения цен. Размер ставки антидемпинговой пошлины должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая антидемпинговую и обычные таможенные пошлины, взимаемые при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами. Антидемпинговая пошлина должна устанавливаться в размере, не превышающем демпинговую маржу по данному товару, при этом под демпинговой маржей понимается разница между нормальной внутренней ценой в экспортирующей стране и экспортной ценой товара, вывозимого в другую страну по демпинговой цене. Разновидностью антидемпинговых мер является предварительная антидемпинговая пошлина. По итогам антидемпингового расследования могут быть введены временные (предварительные), а затем (по его итогам) установлены окончательные антидемпинговые пошлины. Однако подобные протекционистские меры, как правило, ведут к вытеснению с рынка иностранных предпринимателей. Такому негативному повороту событий есть альтернатива - принятие в ходе антидемпингового процесса особых обязательств (англ. undertakings - обязательства) (рис. 1).



В РФ на нормативном уровне, а именно в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» закреплена следующая схема: «Расследование может быть приостановлено или прекращено органом, проводящим расследования, без введения предварительной антидемпинговой пошлины или окончательной антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара, являющегося объектом расследования, обязательств в письменной форме, добровольно принятых экспортером, о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации по ценам ниже нормальной стоимости данного товара, если в результате анализа этих обязательств орган, проводящий расследования, приходит к заключению, что принятие этих обязательств устранит неблагоприятные последствия демпингового импорта, и если Правительством Российской Федерации будет принято решение об одобрении этих обязательств» (статья 15). Содержание подобных норм свидетельствует о том, что односторонность антидемпингового обязательства весьма относительна: в ответ на принятие обязательств уполномоченный государственный орган не должен совершать определенные действия - устанавливать антидемпинговые пошлины.

Антидемпинговые обязательства принципиально отличаются от антидемпинговых пошлин. Первые берет на себя иностранный экспортер демпингового товара, вторые уплачиваются местным импортером. Одним из отличий антидемпинговых обязательств от окончательных антидемпинговых пошлин является то, что обязательства могут быть приняты практически в любое время после инициирования антидемпингового расследования. Как правило, по итогам антидемпингового расследования (предварительным или окончательным) принимаются два вида антидемпинговых обязательств:

а) добровольное обязательство об отказе от демпинговых цен - имеет целью немедленное прекращение негативного воздействия демпингового импорта, наносящего ущерб определенной отрасли экономики государства-импортера;

б) добровольное обязательство о сокращении объема демпингового импорта - его задача состоит в сдерживании такого эффекта.

Оба эти вида обязательств закреплены в п. 1 ст. 8 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле.

По силе воздействия антидемпинговое обязательство практически равнозначно пошлинам, но в отличие от последних выполняет только регулирующую функцию и не является напрямую источником дохода соответствующего бюджета.

Следует отметить, что кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин и принятия ценовых обязательств по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные («предформальные») методы. Это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых мер (они, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового). Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о «добровольном» ограничении экспорта .

Таким образом, рассмотрев отдельные виды антидемпинговых мер, можно утверждать, что формально эти меры созданы для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет.

Либерализация в сфере тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты - меры защиты внутреннего рынка. На протяжении всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка страны - члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка в праве ВТО

Первым документом ВТО, который включил в себя нормы, регулирующие меры защиты внутреннего рынка, было ГАТТ 1947 года (статья VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины»), закрепившее определение демпинга и установившее условия, позволяющие государствам - членам ГАТТ взимать антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В литературе существует мнение, что при всем важном историческом значении впервые сформулированных на многостороннем уровне правил обращения к антидемпинговым мерам статье VI ГАТТ присущи нечеткие положения, позволяющие странам относительно свободно ее толковать, обходить и продолжать использование антидемпинговых пошлин не только по прямому назначению, но и сугубо в протекционистских целях . Отмечается, что к 1960-м годам формальное применение статьи XIX и процесса нового согласования стало сходить на нет. Крупные проблемы, такие как импорт тканей и одежды, решались путем заключения добровольных соглашений об ограничении экспорта .

Для преодоления разногласий в толковании и применении ст. VI ГАТТ неоднократно приходилось составлять дополняющие ее документы в форме договоренностей об общих правилах толкования и применения, получившие неофициальное название «Антидемпинговые кодексы». Третий Антидемпинговый кодекс появился в итоге переговоров «Уругвайский раунд» (1987-1993 гг.) в форме специального соглашения, наиболее полно регулирующего все проблемы, связанные с применением ст. VI ГАТТ.

Официально названный новый документ «Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г.» дополняет и конкретизирует положения указанной статьи ГАТТ и последующих договоренностей. Это позволяет говорить о достигнутом более высоком уровне современного многостороннего регулирования и применения антидемпинговых мер, базирующихся на совокупности значительно возросших прав и обязанностей участников ВТО в случае возникновения подозрений в демпинге, возбуждения соответствующих обвинений и применения антидемпинговых мер .

Соглашение состоит из трех разделов, устанавливающих:

* основы механизма антидемпингового регулирования;

* необходимые органы и процедуры;

* некоторые уточнения принципиального характера.

Документ содержит 18 статей, где детальнейшим образом прописаны правила борьбы с демпингом и злоупотреблениями в этой борьбе. К Соглашению относятся и два решения о направлениях дальнейшего совершенствования антидемпингового регулирования в рамках ВТО.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка по законодательству ЕС

На сегодняшний день основным актом ЕС в области антидемпингового регулирования является Регламент ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» (Базовый антидемпинговый регламент). ЕС дополняет условия применения антидемпинговых мер ВТО своими положениями, используя Соглашение о применении статьи VI ГАТТ 1994 г. как институциональные рамки. Оно, в частности, содержит два дополнительных, более либеральных положения, которые применяются не всеми членами ВТО. Этими положениями, направленными на установление сбалансированного применения антидемпинговых правил, являются «проверка интересов ЕС» и «правило меньшей пошлины».

В общем виде правило меньшей пошлины (Lesser duty rule) содержится в Соглашении по применению статьи VI ГАТТ-1994 ВТО (статья 9.1), а также в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам ВТО (статья 19.2). Оно предусматривает положение, согласно которому на продаваемый по демпинговым ценам или субсидируемый импортный товар вводится пошлина меньшего размера (чем тот, который можно было бы определить, исходя из установленного ущерба), если она достаточна для компенсации понесенных в результате демпинга или субсидирования потерь. В результате антидемпинговые пошлины могут быть определены на уровне меньшем, чем установленная демпинговая разница.

В отличие от принятого ВТО Антидемпингового кодекса, в ЕС обязательна проверка каждого возможного антидемпингового расследования на предмет его соответствия интересам ЕС в целом. ЕС считает, что меры искажают действие рыночных механизмов и могут принести европейским компаниям больше вреда при использовании другими странами, чем пользы.

Еще одним положением, отличающим антидемпинговое законодательство ЕС от Соглашения о применении статьи VI ГАТТ 1994 г., является разделение стран на рыночные и нерыночные. Статья VI ГАТТ дает формальную возможность для проведения такого различия. Выделение отдельной категории стран с нерыночной экономикой было проведено в Сообщество времена «холодной войны» и по инерции сохраняется по сей день, являясь уже скорее средством дискриминации в международной торговле, нежели средством ее защиты (кстати, до 1 июля 1998 г. в этом списке находились также Россия и Китай. Лишь в ходе прошедшего в мае 2002 г. саммита «Россия - Европейский союз» на высшем уровне была достигнута договоренность о предоставлении РФ рыночного статуса для целей антидемпинговых процедур).

Законодательство ЕС устанавливает некоторые более жестокие правила применения антидемпинговых мер и сроки проведения отдельных этапов антидемпингового процесса.


3. Российское законодательство в части антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка и тенденции развития мер защиты внутреннего рынка в рамках Таможенного союза


В России также сформирована система законодательства по реализации антидемпинговых мер, аналогичная законодательству стран - участниц ВТО. В настоящее время вопросы, связанные с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». До недавнего времени данный закон был основным нормативно- правовым актом в рассматриваемой сфере регулирования. Однако, в свете того, что РФ с

года является членом Таможенного союза (наряду с Белоруссией и Казахстаном), в рамках него был разработан свой нормативный блок, направленный на регулирование этого вопроса.

В частности, с 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран от 25 января г. (далее - Соглашение 2008 года), положения которого устанавливают возможности и механизмы применения единых мер защиты внутреннего рынка на территории Таможенного союза (далее - ТС). Это соглашение (с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 года) продублировало основные положения Закона 2003 г. и в настоящее время является базовым документом, регулирующим правоотношения в области применения обусловленных защитных мер на территории ТС.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о наличии двух уровней нормативного регулирования мер защиты: наднациональном (законодательство ТС) и внутреннем регулировании (законодательство РФ). Более того, вопрос правового регулирования защитных мер еще больше усложняется в свете вступления России в ВТО. В связи с этим можно условно выделить и третий уровень - это правовой пакет ВТО (включающий в том числе и Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 года, по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам). Ключевой становится проблема соотнесения всех трех уровней не только нормативного регулирования, но и практики применения защитных мер.

Напомним, что Белоруссия и Казахстан в настоящее время участниками ВТО не являются. Соответственно обязательства по выполнению основных соглашений ВТО, принятые Россией, на эти страны не распространяются. В итоге нельзя не согласиться с тем, что «государство ведет одновременно на двух площадках переговоры по одному и тому же вопросу - торговая политика и обязательства, связанные с ее проведением» . Как связано законодательство ТС и правовой пакет ВТО?

Президент РФ 20 октября 2011 года подписал Федеральный закон от 19.10.2011 г. «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» . Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (далее - Договор) был подписан 19 мая 2011 г. и требовал ратификации. Договор призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Договором, который вступает в силу с даты присоединения России к ВТО, установлен приоритет положений ВТО над соответствующими положениями и решениями ТС. Это означает, что положения ВТО становятся обязательными, в том числе для остальных членов ТС, не вступивших в ВТО. Отступление от положений ВТО для страны - члена ТС, не являющейся членом ВТО, возможно лишь в определенных случаях. Таким образом, несмотря на то, что базовые принципы ВТО уже заложены в международные договоренности, связанные с функционированием Таможенного союза, в случае коллизий для России приоритет будут иметь нормы ВТО.

Вторым вопросом в части регулирования мер защиты является соотношение законодательства и процедур расследования в ТС и РФ.

Фактически Соглашение 2008 года (наряду с другими документами, регулирующими вопросы применения мер защиты) призвано заменить собой Закон 2003 г. В частности, с 18 октября 2011 года специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования на единой таможенной территории ТС проводятся единым органом - Департаментом по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза. Необходимо отметить, что до этого времени проводить расследования на переходный период было поручено уполномоченным органам государств - членов ТС (в России - это Министерство промышленности и торговли). Следует отметить, что Соглашение 2008 года на сегодняшний день пока не действует в полной мере, в связи с чем рамках ТС принято также Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19 ноября 2010 года (Соглашение переходного периода).

Таким образом, в целом нормативно- правовая база, разработанная в рамках ТС, представляет собой детально отрегулированный механизм мер защиты внутреннего рынка, эффективность которого мы сможем реально оценить только после того, как Соглашение 2008 года будет действовать в полной мере.

С другой стороны, к нашей и так многоуровневой системе законодательства, когда к национальному законодательству прибавляется еще огромный массив правил ведения внешней торговли и других видов деятельности, связанных с внешней торговлей, который регулируется ВТО, мы получили еще и наднациональную надстройку в виде международных соглашений и решений органов ТС. В итоге процедура расследований в рамках защитных мер, и так непростая, будет еще осложнена тем, что потребуется представлять статистические данные для введения таких мер уже по всем трем экономикам. Однако это также означает, что мы выходим из правовой неопределенности, будут работать четкие правила: как, в каком порядке, по какой процедуре, у кого нужно требовать защиты того или иного производства.


4. Примеры демпинга в России

демпинг таможенный союз туризм

Демпинг в туризме

Клиенты, как правило, рассматривают предложения в рамках «своей» ценовой категории. Стоимость турпакета в большой степени зависит от перелета, а стоимость перелета - от его длительности. Поэтому можно выделить три группы направлений с разной длительностью перелета. В первую, с относительно коротким перелетом (до 5 часов), войдет Египет, Иордания, Израиль, ОАЭ. Во вторую - с перелетом 7-10 часов - Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Вьетнам, Сейшелы, Мальдивы. Третья группа - направления с перелетом более 10 часов, это Доминикана, Куба, Мексика, Бали.

В 2011 году произошло то, что в сегменте каждой группы по какому-либо из направлений непременно был переизбыток перевозки, следовательно - демпинг. И это привело к оттоку туристов на наиболее доступное направление внутри группы. Например, из-за демпинга на египетском рынке Иордания, показывающая целый год стабильный рост, «просела» в декабре. В Иорданию едут те, кого интересует не только море, но и экскурсии. Но и для этих клиентов низкая стоимость предложений по Египту - $400-600 за пакет против иорданских $1000 - стала решающим факторам выбора направления. В результате Иордания недополучила существенную часть турпотока.

В сезоне 2011/2012 уже вроде бы привычный для относительно близких стран демпинг принял катастрофические масштабы и перекинулся на дальние направления. Большое количество бортов на Гоа и Пхукет из разных регионов России поставило в сложное положение операторов по Шри-Ланке, Мальдивам и Китаю. Переизбыток рейсов на Доминикану оттянул часть клиентов от других направлений группы - Кубы, Мексики, США (Майями). А пакеты стоимостью более 2000 долларов продавались с большим трудом - все привыкли к низким доминиканским ценам. В результате не заработал никто - ни те, кто демпинговал, ни те, кто потерял «своих» клиентов.

Демпинг в строительстве

Когда Заказчик (Инвестор) объекта строительства в Москве начинает выбор подрядчика, то, в ряде случаев, особенно у неопытных Заказчиков (Инвесторов) побеждает компания, давшая наименьшую цену. За счет чего получается более низкая цена? 1. Часть работ не учитывается в предложении, а потом в контракте. 2. Часть материалов не учитывается там же. 3. В предложении (и контракте) включена стоимость более низкого оборудования и материалов, по сравнению с проектным решением. Результат: заключение контракта. С последующим выставлением счета за дополнительные работы. С попытками пересогласовать замену оборудования у Проектировщика. Или на свое усмотрение поставить несогласованное оборудование. В половине случаев проходит, в половине - оказывается настоящим демпингом (исходя из его определения). Такие организации ведут помногу объектов одновременно. А Заказчики, когда понимают, в чем дело, уже не могут ничего сделать: часть контракта оплачена, люди приступили к работам, или даже сделали довольно значительную часть работ.

В этом примере демпинг отрицательно сказался именно на потребителе.

Демпинг в системе грузоперевозок

На примере одной из компаний, осуществляющих перевозку грузов.

Вход в новый регион вначале всегда убыточен. Необходимо иметь определенную частоту подхода транспортных средств, чтобы поддержать имидж быстрого перевозчика. Чтобы иметь возможность отправлять ТС с необходимой частотой нужно иметь клиентов для заполнения ТС грузом. Чтобы иметь клиентов, надо иметь имя в регионе и скорость. Круг замкнулся. Вход в Красноярск был уникален в том, что рынок был: а) занят перевозчиками, имеющими хорошую скорость и очень приемлемое качество услуг б) очень низок, то есть цены конкурентов были слишком низки для того, чтобы компании в принципе было интересно по ним работать, имеющиеся на рынке две крупных транспортных компании активно боролись за рынок путем постоянного снижения цен и работе с низкой рентабельностью. Нужно было: а) схватить хорошую долю и быстро б)поднять ценовую планку городских цен на приемлемый уровень для обеспечения плановой рентабельности. Работая в условиях ограниченных ресурсов необходимо оптимизировать их использование, нельзя отправлять вагоны на рынок с низкой рентабельностью, в то время как высокие рынки не полностью заняты. Особенность ранка транспортных услуг: высокая вовлеченность потребителя в конечный результат. Было принято простое решение - ОЧЕНЬ сильный демпинг вкупе с ОЧЕНЬ сильной рекламой. Плюс выход в город в низкий сезон, когда и так у ТС загрузка не полная. Результат: через 7 мес. владельцы двух других транспортных компаний, имеющий серьезные обороты пришли с просьбой о ПОДНЯТИИ цен до приемлемого этой компании уровня. И условия ценообразования и скидок уже диктовала именно она.

Данный пример является положительным для компании снизившей начальную цену. Она достигла нужных результатов и вышла на хороший уровень.


Заключение


В торговых отношениях между отдельными государствами есть традиционные виды товаров, по которым конкурентоспособная борьба между государственными производителями и иностранными экспортерами ведется довольно остро, и государство оказывает функциональную помощь национальным бизнесменам, устанавливая на пути импорта конкретных товаров преграды в виде антидемпинговых пошлин. Например, во внешней торговле США и Японии среди таковых товаров, в отношении торговли которыми государство исполняет неизменное функциональное вмешательство, включая принятие антидемпинговых мер, разрешено назвать продукцию сталелитейной индустрии, компьютерную технику, автомобили, сельскохозяйственные товары. В торговле между ЕС и Японией таковыми товарами являются автомобили, аудио- и видеокассеты, продукция электронной индустрии. В торговле между ЕС и США - сельскохозяйственные продукты и продукция сталелитейной промышленности. Большой резонанс вызвало возбуждение в США расследования и принятие антидемпинговых пошлин в отношении экспорта продукции сталелитейной индустрии из 19 государств в 1992 году.

Практика внедрения антидемпинговых мер в интернациональной торговле указывает, что в настоящее время правовое регулирование экспорта и импорта, промышленно развитых капиталистических стран исполняется в рамках правил, сделанных на базе ГАТТ. Введение таможенных пошлин в нарушение положений ГАТТ, в том числе и антидемпинговых пошлин, служит базой для начала переговоров между заинтересованными государствами и с участием ВТО, целью которых является возобновление равновесия в международных торговых отношениях.


Список использованной литературы


1.Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.

2.Большой Юридический Словарь - #"justify">.Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999. С. 22.

4.Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) - . wto.ru

Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 253, 17.12.2003.

Попов Е., Попова Е. Враждебен ли иностранный рынок? (Антидемпинг в России, США и ЕС) // Закон. 2003. № 4. С. 105-107.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле. // Закон и бизнес. СПб., 1994. С. 17-19.

Анжелика Сальви Дель Перо, Джорджо Барба Наваретти. Субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины: правила ВТО и экономический анализ// Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. М., 2006. С. 372.

Григорян С.А. Соглашение о применении статьи 6 ГАТТ// Государство и право. 2000. № 3. С. 107.

Регламент Европейского совета ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» // СПС «Гарант».

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» // Таможенный вестник. № 11. 2010.

Баландина Г.В. Таможенный союз и перспективы интеграции // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 8. C. 4.

Федеральный закон от 19.10.2011 г. № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»// Российская газета. № 237. 21.10.2011.

Соглашение от 19.11.2010 г. «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» //Бюллетень международных договоров. 2011. № 6.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

По действующему закону нет ограничений по снижению цены, хоть в ноль уходи, хоть бесплатно строй. Новый № 44-ФЗ ставит грань по снижению цены контракта во время аукциона? Какие существуют антидемпинговые меры?

Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам. В 44-ФЗ не предусмотрено технологических запретов по снижению цены во время аукциона. Остается и возможность перехода цены через ноль (ч.23,ст.68).

Снижать цену безнаказанно теперь не получится!

Одной из важнейших новаций № 44-ФЗ являются антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов (ст.37, № 44-ФЗ).

При снижении участником цены на 25% и более, к нему предъявляются дополнительные требования.

Если НМЦ больше 15 млн. , участник аукциона при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

Если НМЦ до 15 млн. , участник аукциона при подписании контракта может предоставить на выбор:

  • или полуторакратное обеспечение исполнения контракта,
  • или документы, подтверждающие добросовестность.

Что может подтвердить вашу добросовестность?

Например, три контракта, исполненные без штрафов и пеней. Причем, заказчика будут интересовать не просто последние месяц-два, а ваша «репутация» в течение периода не менее чем один год до даты подачи заявки.

Если на вашем счету четыре или более контрактов за год, из них должно быть 75% контрактов без штрафов, а цена одного из контрактов — не менее 20% цены контракта.

Особые случаи:

  • Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦ (ч.7, ст.37);
  • Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи и т д.), кроме обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения или подтверждение добросовестности участника), все равно необходимо обосновывать снижение цены (ч.9, ст.37).

Кроме того, снижая цену, не забывайте, что Контракт придется исполнять в полном объеме на условиях документации и по цене, которую предложили во время аукциона. Если качество работ не соответствует требованиям, заказчик может не принимать работы, требовать исправить недоделки, начислять пени, штрафы. Если работы так и не выполнены должным образом, можно расторгнуть контракт по суду или в одностороннем порядке с подачей сведений о таком нерадивом участнике в РНП. По новому № 44-ФЗ это полностью лишит участника возможности участвовать в госзакупках на два года.

И еще вопросы о штрафах, секретах и демпинге

Какие именно документы могут подтвердить выполнение контрактов без штрафов и пеней? Справки о стоимости выполненных работ? Достаточно ли будет одной справки от организации, или нужно будет представить исполненные контракты?

А может быть, можно ни в чем не признаваться и никто об этих пенях узнает?

А выполненные контракты все за год, или те, которые поставщик сам выберет для демонстрации своей добросовестности?

И еще ответы

В законе написано: «К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки …» (ч.3, ст.37).

Информация о контрактах должна содержаться в Реестре контрактов на ООС (общероссийский официальный сайт). Заказчик обязан вносить информацию о заключении контракта, о ходе исполнения, о внесении изменений, о факте исполнения контракта. Информация по пеням и штрафам в реестре тоже есть.

Контракты могут быть с разными заказчиками или с одним, это не важно. Главное, что в течение года до подачи заявки все контракты были исполнены добросовестно. Если контрактов за последний год более трех, то 75% из них должны быть исполнены без штрафов и пеней, и хотя бы один из контрактов был не менее 20% стоимости от того контракта, на который вы претендуете.

Пока не ясен вопрос, как будут учитываться контракты и гражданско-правовые договоры до ста тысяч рублей, заключенные по п.14, ч.2, ст.55 №94-ФЗ. В реестр контрактов их вносить не обязательно. Видимо, в этом случае можно будет при необходимости прикладывать копии самих договоров.

Антидемпинговые меры предусмотрены для конкурсов и аукционов (ст.37 № 44-ФЗ).

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « ». Вы разберетесь в контрактной системе, научитесь готовить заявки для участия в государственных и муниципальных закупках и заключать контракты.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об антидемпинговых мерах, а также об эффективности их применения. Эти меры направлены на снижение рисков Заказчиков в связи с искусственным занижением цен при проведении конкурсов и аукционов. В 44-ФЗ антидемпинговые меры регулируются статьей 37, а при проведении закупок по 223-ФЗ, могут устанавливаться Заказчиками в Положении о закупке. Обо всех нюансах использования данных мер, мы и поговорим ниже в этой статье. (Примечание: настоящая статья актуализирована 25.04.2019 г.).

1. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

1.1 Понятие демпинга

Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженным ценам.

Ни для кого не секрет, что контракты с искусственно заниженными ценами в большинстве своем – мошенничество. Демпингующий участник закупок получает аванс (при его наличии), а работа остается невыполненной. Помимо этого демпинг способствует общему падению уровня работ (оказываемых услуг) и качества поставляемой продукции.

Однако, как показала практика, к демпингу прибегают не только мошенники или фирмы однодневки, но и вполне порядочные организации. И причина таких действий очевидна – отсутствие должного опыта и квалификации для здоровой конкуренции.

1.2 Демпинговая схема “Таран”

Молодым организациям, а также вновь испеченным ИП без опыта работы довольно сложно участвовать в госзакупках. Поэтому демпинг для «новичков» был и скорее всего ещё долго будет единственным рабочим инструментом в конкурентной борьбе. В ранее действующем 94-ФЗ антидемпинговые меры не были предусмотрены, поэтому случаи серьезного снижения в ходе торгов встречались довольно часто. В у нерадивых поставщиков излюбленной была так называемая схема «Таран».

Коротко напомню смысл данной схемы. Как правило, в сговоре участвовало три организации. Первый участник, который должен был победить в аукционе, делал первый шаг с незначительным снижением цены (0,5-1% от НМЦК). Затем в игру вступали два других участника, которые максимально быстро сбивали НМЦК контракта до тех пор, пока подача ценовых предложений другими участниками была бы бессмысленной. Затем, при рассмотрении вторых частей заявок, заявки этих участников отклоняли, т.к. они заведомо приложили неверные документы. И победителем признавался участник, который успел сделать ценовое предложение с минимальным шагом.

1.3 Какие антидемпинговые меры предусмотрены в 44-ФЗ?

С приходом же 44-ФЗ ситуация изменилась в лучшую сторону, но, на мой взгляд, весьма незначительно. И так, какие же антидемпинговые меры появились в 44-ФЗ?

Согласно ч.1 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн. рублей , контракт заключается только после предоставления таким участником в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

То есть, если НМЦК более 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта.

Согласно ч.2 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК , контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

То есть, если НМЦК до 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта может предоставить на выбор:

— или полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

— или документы, подтверждающие добросовестность такого участника + обеспечение исполнения контракта, установленное в документации.

1.4 Для каких закупок применяются антидемпинговые меры?

Многие участники закупок ошибочно полагают, что антидемпинговые меры применяются абсолютно ко всем закупочным процедурам, в том числе к и . Согласно ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются ТОЛЬКО к и .

1.5 Подтверждение добросовестности участника закупки

Свою добросовестность участник закупки может подтвердить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе:

При проведении открытого конкурса , конкурса с ограниченным участием , двухэтапного конкурса , закрытого конкурса , закрытого конкурса с ограниченным участием , закрытого двухэтапного конкурса указанная информация должна быть представлена в составе заявки (ч.4 ст.37 44-ФЗ).

А при проведения открытого конкурса в электронной форме , конкурса с ограниченным участием в электронной форме , двухэтапного конкурса в электронной форме , аукциона документ, подтверждающий добросовестность должен быть предоставлен Заказчику вместе с подписанным контрактом (ч.5 ст.37 44-ФЗ).

Важно! Выявление недостоверности представленной информации в случае с «бумажными» конкурсами влечет к отклонению заявки, а в случае проведения электронных закупок приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.

1.6 Что делать, если сведения о вашем контракте отсутствуют в реестре?

Если контракт с Заказчиком заключен, но сведений о контракте в реестре нет, необходимо в первую очередь обратиться к Заказчику для выяснения причины отсутствия записи в реестре. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о заключении контракта и его исполнении предусмотрена административная ответственность Заказчика.

1.7 Особые случаи применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ

1. Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, Заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦК (ч.7 ст. 37 44-ФЗ);

2. Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи, лекарственные средства, топливо и т.д.), помимо обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения контракта или подтверждение добросовестности участника закупки) участнику необходимо также обосновывать снижение цены путем предоставления заказчику (ч.9 ст.37 44-ФЗ):

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (в свободной форме);
  • документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки (товарная накладная, чеки);
  • иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене

3. Согласно ч.12 ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Как вы видите, с приходом 44-ФЗ требования к участникам закупок, прибегающим к демпингу, ужесточились. Однако сказать о том, что это кардинальным образом изменило ситуацию в лучшую сторону сложно.

Во-первых , те участники, которые и до 44-ФЗ пользовались демпингом, также продолжают им пользоваться. Безусловно, это «удовольствие» стало дороже, но не настолько, чтобы от него полностью отказаться.

Во-вторых , те участники, которые, как и раньше имеют достаточный уровень квалификации и опыта, вряд ли будут стараться выиграть заказ только за счет цены.

Лишь совокупность факторов, таких как: обеспечение заявки, антидемпинговые меры, обеспечение исполнения контракта, штрафы и пени, а также отсутствие аванса отсекли от закупок нерадивых поставщиков. То есть антидемпинговые инструменты работоспособны только в комплексе вышеперечисленных мер, и не дают должного эффекта при использовании по отдельности.

2. Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Компании, которые попадают под действие 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (ЕИС) Положением о закупке.

Согласно ч.2 ст.2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Это означает, что каждый Заказчик самостоятельно разрабатывает свое Положение о закупках, в котором прописывает способы закупки, порядок их подготовки и проведения, в т.ч. и применяемые антидемпинговые меры. Эти меры могут отличаться от тех, что предусмотрены ст.37 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье.


Мощный регулирующий инструмент в виде кодекса, принятого в рамках ГАТТ и подразумевающего выполнение серии специальных процедур, а также применение санкций при установлении фактов валютного демпинга.

Международный антидемпинговый кодекс: история появления

Антидемпинговое регулирование берет начало еще с первых лет прошлого столетия. При этом специалисты сразу отметили разделение данной сферы на две составляющие:

1. Национальную. Одним из первых антидемпинговый статут появился на территории Канады в 1904 году. Есть мнение, что его задачей было пресечение действующих в тот период американских схем демпинга. Тем законом была предусмотрена . Ее размер вычислялся как разница между стоимостью продажи товара, который шел на экспорт, и его реальной рыночной ценой (устанавливалась для внутреннего потребления).

После Канады подобные законы появились в Новой Зеландии, Австралии и Южно-Африканской республике (в 1905, 1906 и 1914 годах соответственно). Что касается США, то здесь противодействие демпингу производилось через изменение таможенных тарифов и некоторых положений в законодательной сфере.

2. Международную. Как только большая часть стран «испробовала» принцип работы антидемпинговой политики, возник вопрос выноса данных законов на международный уровень. Так, уже в 1922 году со стороны представителей Лиги Наций производилось активное обсуждение демпинга. При этом первое антидемпинговое законодательство в ряде стран начало работать в 1930 году.

В 1946 году в Лондоне на сессии подготовительного комитета были внесены первые предложения по антидемпинговым пошлинам. Сразу утвердить новый устав МТО так и не удалось. Но уже в 1947 году о данных пошлинах была перенесена в шестую статью ГАТТ.

С появлением такой записи антидемпинговое законодательство активно развивается в целом ряде стран - Греции, Германии, Австрии и так далее. В 1958 году секретариатом ГАТТ было опубликовано исследование по антидемпинговому законодательству. При этом в качестве примера была приведена практика восьми стран - США, Новой Зеландии, Канады, Бельгии, Австралии, Федерации Родезии и Ньясаленда, ЮАР и Швеции. Главной проблемой стало лишь различное толкование многих терминов.

Чтобы проверить технические вопросы была сформирована группа экспертов, которые проверили основные вопросы и составили доклад. Последний и стал базой для создания антидемпингового кодекса.

В 1962-1967 годах проводились активные переговоры с участием Кеннеди, на которых было рассмотрено множество вариантов антидемпингового кодекса. Итогом проведенной работы стало принятие в 1967 году Международного антидемпингового кодекса, который стал одним из первых соглашений, заключенных на международном уровне для развития ГАТТ.

Международный антидемпинговый кодекс: сущность и последствия принятия

Вновь принятый кодекс предусматривал ряд правил, благодаря которым можно было решить множество проблем международной торговли. К примеру, в статье №3 уделялось внимание определению ущерба. В ней упоминалось, что расчет ущерба осуществляется только в том случае, когда власти были уверены в опасности демпингового импорта. То есть должны были быть неоспоримые акты, что именно такой несет угрозу национальной промышленности и может стать главной причиной материального ущерба. Со временем данная формулировка была расширена и дополнена еще двумя статьями (№7 и №10).

Международный антидемпинговый кодекс начал работать не сразу после принятия, а с нового года (1 января 1968 года). В роли подписантов документа выступили представители 17 разных стран. При этом хитрее всех оказались США, которые ратифицировали документ только в сфере, соответствующей их национальному законодательству. В частности, было прописано, что в своей работе тарифная комиссия и Казначейство должны работать по акту США 1921 года и лишь принимать во внимание новый международный кодекс.

С появлением нового документа многие страны наконец-то продвинулись в вопросе создания антидемпинговых положений. К примеру, в этом же 1968 году первые положения появились в законодательстве Финляндии. Интересен тот факт, что после раунда Кеннеди появилась тенденция протекционизма. Впоследствии вопросы в отношении нетарифных барьеров были вынесены на серьезное обсуждение в Токио (период с 1973 до 1979 года).

На данном этапе возник вопрос внесения первых изменений в антидемпинговый кодекс. И здесь было несколько причин :

Во-первых, необходимо было привести в соответствие кодекс 1967 года с вновь разработанными положениями Соглашения по толкованию и применению нескольких статей ГАТТ - 6, 16 и 23-й (документ был заключен в 1969 году);

Во-вторых, в Европейском Союзе многих не устраивало, что Тарифной комиссией США многие пункты кодекса в отношении требований к промышленности толковалось по-своему, а не с учетом общепринятого мнения. Таким образом, через внесенные изменения члены ЕС хотели внести ясность в кодекс и «подкорректировать» отношение к нему со стороны США.

Результатом длительных обсуждений стал новый вариант Антидемпингового кодекса 1979 года. Вновь утвержденная версия начала действовать с начала 1980-го года. Здесь в качестве подписантов выступало уже 25 стран (в том числе и государства-члены ЕС). С принятием нового Кодекса первый Международный антидемпинговый кодекс был денонсирован.

После появления на свет нового соглашения Правительство США было вынуждено пересмотреть Акт «О торговых отношений». Из нового документа можно выделить три основных нюанса:

Во-первых, американцы утвердили новую версию Антидемпингового кодекса 1979 года;

Во-вторых, в Акте США, выпущенном в 1930 году, было внесено дополнение с включением формулировки «материальный ущерб»;

В-третьих, старый Акт США, касающийся законов антидемпинга и выпущенный в 1921 году, был отменен.


К последствиям принятия Международного антидемпингового кодекса 1979 года можно отнести:

1. Существенное повышение активности всех стран, которые выступали в качестве подписантов соглашения.

2. Законодательства многих стран оказались под непосредственным действием антидемпингового регулирования. Но со временем некоторые представители высказывали свои недовольства комитету ГАТТ в отношении слабых мер по предотвращению обмана со стороны некоторых стран-участников.

3. Стартовала активная деятельность в пределах Комитета по антидемпинговой практике. При этом уже в 1981 году удалось сформировать проект договоренностей в отношении базовой цены. Со временем был принят ряд рекомендаций, исполнение которых взяли на себя договаривающиеся страны ГАТТ. Именно они воплотили главную функцию в развитии антидемпингового регулирования. Так, в ближайшие годы были разработаны следующие документы:

По информационной открытости антидемпинговых процессов;
- по временному лимиту, предоставляемому в отношении ответов на антидемпинговые анкеты;
- в отношении процедур расследования на месте;
- о выявлении угрозы материального ущерба и так далее.

4. На антидемпинговой "сцене" стали появляться новые игроки. Уже к 1980 году антидемпинговое законодательство было поддержано еще группой стран. На тот период Кодекс работал в 49 государствах.

Первыми странами, которые внесли антидемпинговые положения в свои законы, стали Швеция и Австралия (1985 год). После них в 1986 году подключаются к законодательству Республика Корея и Мексика, еще через два года - Бразилия, в 1991-м - Колумбия и Польша. Еще через год - Индия. В тот период (еще до развала) стали появляться первые антидемпинговые положения и в законах Советского Союза.

В 1994 году снова был поднят вопрос о реформе Международного антидемпингового кодекса. Инициатором стала Республика Корея. При этом в дискуссии основной упор делался на суверенитет стран-участниц. Дело дошло даже до телефонных звонков Гендиректору ГАТТ и председателю Финансового комитета Сената. Но последние заявили, что не допустят внесения существенных изменений в уже действующий протекционистский кодекс.

Итогом долгих переговоров стал новый Антидемпинговый кодекс 1994 года. Если раньше документ распространялся только на его подписантов, то с этого года он начал действовать для всех участников ВТО. Чтобы упростить переход на новый документ, был организован переходной период, выраженный решением «О переходных договоренностях».


С момента принятия нового Кодекса многие участники ВТО были вынуждены внести изменения в свои законы. При этом эксперты отмечают, что главным достижением Кодекса 1994 года стала его универсальность. Страны, которые ранее могли обходиться без антидемпинговых законодательств, приняли новые положения в своих законах. В частности, изменения внесли практически все страны-участники ВТО. Появились нововведения и в России.

Таким образом, антидемпинговое законодательство возникло на национальном уровне, но со временем стало общим для многих стран мира. И сегодня данный инструмент активно применяется для защиты торговли и интересов каждой страны-участницы ВТО.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

О специальном органе, на который возлагается обязанность исполнения закона, то есть обязанность принятия антидемпинговых мер;

О процедуре, связанной с принятием указанных мер.

Антидемпинговое законодательство детально регламентирует действия указанных органов в части квалификации обстоятельств как демпинга и в части порядка проведения процедуры принятия антидемпинговых мер.

В процедуру принятия антидемпинговых пошлин входит определение демпинговой разницы и материального ущерба, причиненного отрасли демпингом.

а) Определение демпинговой разницы

Для того, чтобы квалифицировать определенные обстоятельства как демпинг, необходимо руководствоваться тем, какова разница в экспортных ценах и в ценах, существовавших в момент экспорта на рынке страны-экспортера.

Существуют три способа определения обычной (справедливой) стоимости товара:

1) руководствуясь ценой на указанный товар, существующей на рынке в стране-экспортере;

2) руководствуясь подсчетом непосредственных издержек при производстве данного товара;

3) руководствуясь ценой, по которой экспортер продает указанный товар на рынках третьих стран.

Указанные три способа определения демпинга упоминаются и в Антидемпинговом кодексе - международном многостороннем соглашении ГАТТ/ВТО. При этом ГАТТ рассматривает первый из перечисленных способов определения демпинговой разницы в качестве основного, допуская применение и двух других способов. Законодательство США и Канады закрепляет применение всех трех методов определения демпинговой разницы при квалификации обстоятельств как осуществление демпинга. С учетом норм о демпинге, содержащихся в соглашениях ГАТТ/ВТО, строится также и практика компетентных органов США и Канады в части определения демпинговой разницы. В то же время применение того или иного метода определения демпинговой разницы сказывается на общих результатах проводимых расследований, в частности, на том, будет ли проводимая государством политика носить протекционистский характер. Применение второго и третьего из перечисленных способов ведет к увеличению числа антидемпинговых расследований и свидетельствует о протекционистском характере внешнеторговой политики государства.

Первый метод установления факта демпинга, основанный на сравнении с рыночной ценой страны-экспортера, применяется между странами с рыночной экономикой, где рыночные цены носят характер объективной реальности. При этих условиях экспортные цены и внутренние цены страны-экспортера могут считаться сопоставимыми для определения демпинговой разницы. При отсутствии рыночной цены и невозможности выделить покупателей аналогичных товаров на рынке страны-экспортера применяются другие способы определения демпинговой разницы. Такой подход к выбору методов подсчета демпинговой разницы характерен для законодательства стран с рыночной экономикой.

Практика применения международных антидемпинговых норм в США и Канаде имеет свои особенности. Различие заключается в определении условий сопоставимости цен на рынке США и на рынке страны-экспортера. Законодательство США предусматривает использование формального критерия, присутствие которого предопределяет применение метода определения демпинговой разницы, основанного на сравнении рыночной и экспортной цены. Таким формальным критерием является объем продаж иностранным экспортером на американском рынке. Только когда объем продаж иностранным экспортером на внутреннем рынке США превышает пять процентов его экспорта, применяется метод определения демпинговой разницы, основанный на сравнении экспортной цены с ценой внутреннего рынка страны-экспортера. Такая особенность американского антидемпингового законодательства ограничивает применение указанного метода и приводит к тому, что число случаев признания факта демпинга растет, а вместе с ним усиливаются протекционистские тенденции в регулировании внешней торговли.

Метод, основанный на подсчете издержек производства товара, является более жестким критерием квалификации экспорта как демпинга, чем метод, основанный на сравнении рыночной и экспортной цены, и, как следствие, обеспечивает осуществление более жесткой протекционистской политики государством. Например, экспорт товаров, в подсчете стоимости которых основу составляют дешевая рабочая сила, дешевое сырье, всегда будет находиться под угрозой квалификации как демпинг. А продажа товара ниже обычной (справедливой) цены может быть оправдана для каждого конкретного случая успехами в проведении торговых переговоров, предоставлением ценовых уступок экспортером при заключении внешнеторговой сделки и другими обстоятельствами.

При действии метода подсчета издержек производства при определении демпинговой разницы у компетентного органа появляется более широкий круг оснований для введения антидемпинговых пошлин на ввозимый в результате заключения такой сделки товар. Опасения слишком частого применения антидемпинговых мер на основе издержек производства демпингового товара, то есть его фактической стоимости, подтверждаются практикой применения соответствующих методов определения антидемпинговой разницы.

Более строгий метод определения демпинга, основанный на выявлении издержек производства товара при отсутствии рыночной цены, придает антидемпинговым мерам протекционистский характер и направлен против торговли с государством с нерыночной экономикой, то есть имеет дискриминационный характер. Вывод о неравноправном положении в ГАТТ государств с рыночной и нерыночной экономикой подтверждается, если учитывать особенности национального законодательства, определяющего обычную стоимость путем исчисления фактических издержек производства.

Определение обычной (справедливой) стоимости товара по методу подсчета полной бухгалтерской стоимости действует не в пользу экспортера, если страна экспортера является страной с нерыночной экономикой. Наша попытка найти объективное объяснение причин того, почему антидемпинговые меры, применяемые в отношении экспорта из государств с нерыночной экономикой, носят внешне дискриминационный характер, отнюдь не означает одобрения сложившегося положения вещей. И в американской литературе дается критическая оценка методу определения справедливой цены путем подсчета издержек производства экспортируемого товара. Применение его, по оценке американских юристов, создает две трудноразрешимые проблемы. Одна из них заключается в установлении общего критерия выявления факта наличия демпинга, вторая - в совместимости антидемпингового законодательства с антитрестовским (антимонопольным), поскольку и то, и другое направлено против недобросовестной конкуренции.

При применении антидемпинговых мер принимаются во внимание не только прямые субсидии государства, но также и возможное субсидирование экспорта самой компанией. Метод подсчета издержек производства, как это предусмотрено в антидемпинговом законодательстве США и Канады, исходит из того, что компания-экспортер должна получить от внешнеторговой операции прибыль не менее чем восемь процентов (согласно законодательству Канады) или десять процентов (в США). Если при низких экспортных ценах прибыль экспортера составляет менее 8-10 процентов всех материальных затрат на изготовление товара, то государство, применяющее антидемпинговые меры, обосновывает их применение, утверждая, что компания субсидирует свой экспорт из прибыли и, следовательно, действия этой компании-экспортера следует расценивать как применение демпинга. При этом никому не известно, чем обоснована эта условная цифра (8-10 процентов) и, главное, эта условность, точнее, формальность критерия, увеличивает для экспортера риск обложения его экспорта дополнительными антидемпинговыми пошлинами.

Другой проблемой, возникающей при применении метода определения обычной или справедливой цены путем подсчета издержек производства для применения антидемпингового законодательства, является проблема соответствия антидемпингового законодательства требованиям, содержащимся в антитрестовском законодательстве. Антидемпинговое законодательство относит к правонарушению случаи продажи товара ниже его обычной, или справедливой стоимости, которая пресекается путем введения антидемпинговых пошлин. В антитрестовском (антимонопольном) законодательстве продажа товаров ниже их стоимости может быть квалифицирована как "обычная деловая практика".

В соответствии с антитрестовским законодательством допускается совершение отдельных сделок по цене ниже стоимости издержек производства, если такая сделка обоснована "законными деловыми целями". Критика метода определения обычной, справедливой цены путем подсчета издержек производства в целях применения антидемпингового законодательства в данном случае является оценкой американских юристов положений своего антидемпингового законодательства с позиции действующего в США антитрестовского законодательства. Однако аналогичные проблемы применения антидемпингового законодательства существуют и в других странах.

Метод выявления обычной (справедливой) стоимости товара на базе сравнения экспортной цены с ценами экспорта в третьи страны (third country method) применяется в случаях экспорта из стран с нерыночной экономикой, в том числе из бывших социалистических стран. Предполагается, что названные выше два других метода определения обычной (справедливой) стоимости товара не могут дать объективной оценки обстоятельств экспорта как демпинга.

Метод выведения цены на рынках третьих стран в результате этого становится настолько искусственным, что его также относят к числу протекционистских мер по защите национального рынка. А поскольку он применяется к случаям торговли с бывшими социалистическими государствами, то опасность активного применения антидемпинговых мер как протекционистских обращена, прежде всего, против этих государств.

В США антидемпинговое законодательство, регламентируя применение данного метода при определении цены рынка третьих стран, так же, как и законодательство Канады, исходит из необходимости обеспечивать сопоставимость уровней стоимости рабочей силы и других составляющих общую сумму материальных затрат при изготовлении экспортируемого товара.

Таким образом, из всех трех методов определения обычной (справедливой) стоимости товара и, соответственно, антидемпинговой разницы, которые предусмотрены в национальном законодательстве США и Канады, только первый из применяемых в торговле между странами с рыночной экономикой отвечает целям, поставленным ГАТТ. Очевидно, что именно поэтому ГАТТ рассматривает его в качестве основного метода, стимулируя тем самым переход стран - участниц ГАТТ от системы прямого регулирования цен к системе рыночной экономики. Сохранение же системы прямого регулирования цен и одновременное участие в ГАТТ может привести к созданию неравноправных условий торговли для стран с нерыночной экономикой. Вступление в ГАТТ страны с нерыночной экономикой может лишь усилить уже сложившееся к этому моменту ее экономическое неравенство по отношению к промышленно развитым странам, участвующим в ГАТТ.

Названные три метода определения обычной (справедливой) стоимости товара с целью квалифицировать отдельные случаи продажи иностранным экспортером своего товара как демпинг составляют часть процедуры расследования, по завершении которой могут быть введены антидемпинговые пошлины. Обычно квалификация конкретного случая продажи как демпинга - предварительная часть официальной процедуры. После того как компетентные органы квалифицируют конкретный случай продажи импортного товара как демпинг, начинается так называемая официальная процедура расследования, куда входят подсчет причиненного материального ущерба, определение размера и взимание антидемпинговой пошлины.

б) Определение материального ущерба в процедуре принятия антидемпинговых мер

Национальное законодательство США и Канады уделяет большое внимание также официальной части процедуры проведения расследования случаев демпинга. Соблюдение всех правил процедуры - своего рода гарантия того, что государство не отклонилось от принципа свободы торговли, зафиксированного в ГАТТ. Принятие же антидемпинговых мер следует рассматривать как средство защиты от действий иностранного экспортера, характеризуемых как недобросовестная конкуренция.

Процедура антидемпингового расследования предполагает представление в компетентный орган заявления от национального изготовителя о том, что был осуществлен демпинг и национальной промышленности был причинен материальный ущерб. На этом первом этапе процедуры расследования существенными являются два момента:

Чтобы заявление было сделано от имени всей отрасли промышленности, а не конкретного изготовителя;

Чтобы отрасли, а не конкретному изготовителю, был причинен материальный ущерб в результате демпинга.

В основе определения отрасли и материального ущерба, содержащегося в национальном законодательстве, лежат соответствующие определения ГАТТ. В соответствии с определениями, содержащимися в Антидемпинговом кодексе, под отраслью понимается группа производителей аналогичного товара. Вопрос о том, как в заявлении формулируются положения о защите интересов отрасли, решается на основе национального законодательства.

Материальный ущерб определяется в соответствии с критериями, к которым относятся сокращение объема выпуска продукции, падение занятости, падение цены акций компаний, чья деятельность оказалась затронутой демпингом, замедление темпов роста производства, уменьшение получаемой прибыли. Перечень критериев, свидетельствующих о материальном ущербе, не носит закрытый характер. Это позволяет государствам - участникам ГАТТ принимать в своем законодательстве в случае необходимости дополнительные критерии определения материального ущерба от демпинга.

Определение материального ущерба, которое содержится в антидемпинговом законодательстве США, отличается от определения, содержащегося в ГАТТ. Антидемпинговое законодательство США определяет материальный ущерб как "вред, который не является незначительным и нематериальным". При этом закон обязывает компетентный орган проанализировать следующие данные в их взаимосвязи: объем экспорта товаров по демпинговым ценам, изменение внутренней цены в результате демпинга, изменение экономического положения изготовителей. Если в США соответствующий компетентный орган большое внимание уделяет статистическому анализу, в Канаде такой же орган руководствуется приблизительной оценкой причинной связи между демпинговой разницей в ценах и материальным ущербом, причиненным отрасли. И тот, и другой подход таят в себе достаточно много субъективизма в оценке этой связи.

В круг действий по проверке достоверности фактов демпинга входит получение от импортера демпингового товара исчерпывающей информации о ценах на аналогичный товар, продаваемый на рынке страны-экспортера, и принятие соответствующего решения о том, имел ли место демпинг. При наличии положительного решения Министерства о факте демпинга Суд начинает официальную процедуру, которая включает в себя определение материального ущерба и окончательного размера вводимой антидемпинговой пошлины.

Размер антидемпинговой пошлины соответствует сумме антидемпинговой разницы. При этом антидемпинговая разница, выявленная в ходе предварительного расследования при участии DMNR, лежит в основе предварительной таможенной пошлины, взимаемой с иностранного экспортера. Если Суд не подтверждает наличие материального ущерба, то расследование прекращается и сумма предварительной пошлины, уплаченной экспортером, компенсируется этому экспортеру.

Нормы антидемпингового законодательства США отличаются от соответствующего законодательства Канады также и в части определения порядка взимания антидемпинговых пошлин. Если в Канаде оно производится по мере пересечения товаром границы и компании, импортирующие демпинговый товар, заранее знают размер взимаемых антидемпинговых пошлин, то в США антидемпинговые пошлины взимаются ретроспективно.

Антидемпинговое законодательство США направлено против его нарушений в одинаковой степени как со стороны иностранных экспортеров демпингового товара, так и со стороны национальных предпринимателей - импортеров антидемпингового товара. Если учесть, что положение американского антидемпингового законодательства более активно применяется против импорта из стран с нерыночной экономикой, то можно предположить, что американские импортеры, вероятнее всего, будут проявлять осмотрительность при заключении внешнеторговых сделок с экспортерами из этих стран, дабы избежать риска возникновения ситуации, требующей доплаты антидемпинговых пошлин. При существующем в США порядке взимания антидемпинговой пошлины импортер демпингового товара может оказаться перед фактом необходимости доплаты ранее объявленной ему "оценочной" суммы антидемпинговой пошлины.

Важную часть процедуры введения антидемпинговых пошлин составляет право обжалования решения компетентного органа об их введении. Национальное антидемпинговое законодательство, как правило, не ограничивает право обжалования решения, принимаемого компетентным органом в судебном порядке. В ГАТТ и в других международных соглашениях о торговле допускается обращение государства страны-экспортера с заявлением о рассмотрении разногласий, возникших в связи с неправомерным принятием антидемпинговых пошлин, в арбитражный орган, созданный на основании соглашений ГАТТ/ВТО. Жалоба иностранного экспортера на неправомерное введение антидемпинговых пошлин в государстве-импортере может быть рассмотрена только после того, как она получит поддержку государства страны-экспортера и будет представлена в созданный на основе ГАТТ арбитражный орган.

Процедура разрешения межгосударственных споров в области внешней торговли, в том числе и в связи с принятием антидемпинговых пошлин, предусмотрена не только в Генеральном соглашении о торговле и тарифах, но также и в дву- и многосторонних соглашениях о свободной торговле. Так, для рассмотрения разногласий в связи с осуществлением торговли между США и Канадой в Соглашении о свободной торговле, заключенном этими странами, предусмотрена процедура разрешения споров между ними.

Введенные антидемпинговые пошлины могут действовать лишь в течение определенного времени, после чего, если это действительно необходимо, подается новое заявление от пострадавших от демпинга предпринимателей и проводится новая процедура расследования. Это положение содержится в статье IX Антидемпингового кодекса ГАТТ. Аналогичные положения предусмотрены в антидемпинговом законодательстве большинства стран - участниц ГАТТ. Они получили в литературе название "закатные положения". Норма о прекращении действия антидемпинговой пошлины по истечении определенного срока отсутствует в законодательстве США.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх