Обжалование постановления о наложении штрафа. Обжалование административного штрафа

Законодательство Российской Федерации, в том числе и Кодек об административных правонарушениях предполагает, что штрафы могут налагаться любыми органами в случае действия или бездействия штрафуемого лица. В небольшое противоречие с этим вступает Конституция Российской Федерации, где четко разъяснен порядок наложения штрафов, в том числе, что имущества можно лишиться только по постановлению судебных органов.
Для этого существует такой инструмент, как , которым можно воспользоваться в течение десяти дней с момента выхода постановления судебного органа о наложении штрафа. Если в случае непредвиденных обстоятельств не удалось уложиться в указанный срок, как можно обжаловать административный штраф? Для этого есть возможность подать жалобу на действие органов или должностных лиц. Срок подачи такой апелляции – три месяца с момента выхода постановления суда. В этом случае действие решения суда приостанавливается.
Все же, ? Прежде всего необходимо составить заявление для обжалования административного штрафа, которое направляется либо в суд вышей инстанции, либо вышестоящему руководству должностного лица или органа. В случае обращения в суд чаще удается добиться пользы, хотя и апелляция, направленная в вышестоящие органы или начальству также приносит свои плоды. Как минимум можно приостановить действие решения суда. Апелляцию на наложение штрафа, как и другие виды обжалований можно направлять во все инстанции.

Заявление о жалобе на действия органов направляется через должностное лицо, составившее постановление о наложении штрафа или просто в ведомственное управление, чтобы не тратить понапрасну время на выяснение кому же именно необходимо направить жалобу. Если оно попадет в слишком высокие круги, то его отправят поручением нужному должностному лицу. Кроме того существует вероятность, что за ходом рассмотрения такого заявлению будет пристальный контроль. Если апелляция направляется в суд, то необходимо обратиться в судебные органы по месту регистрации.
Какие сведения необходимы для того, чтобы обжаловать штраф.

    1. Название суда, в который подается апелляция.
    2. Фамилия, имя, отчество и адрес истца.
    3. Сведения из постановления о наложении административного штрафа.
    4. Доводы, жалобы на действие должностных лиц, изложенные в краткой и лаконичной форме.
    5. Просьба об отмене постановления о наложении штрафа, оформленная в виде заявления.
    6. Реестр прикладываемых документов и копий, в том числе и само постановление о наложении штрафа.

Пакет документов должен быть максимально полным. Для разбирательства в вышестоящей инстанции – это огромный плюс, в отличие от суда, где недостающие документы и доводы можно представить и во время процесса.

Процесс оспаривания юридическим лицом административного штрафа в суде имеет свою специфику: здесь компания судится не с коммерческим партнером, находясь с ним в равных правах, а с органом, ведущим административный процесс, по сути – органом государственного управления. И по привычке многие компании пасуют, даже если не считают себя виновными в совершении административного правонарушения. Однако ситуация меняется, рассказал Дмитрий Семашко, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».



Что является административным правонарушением, а что – нет?


Допустим, по итогам проверки деятельности организации выявлена неуплата налогов и зафиксирована в акте проверки. На основании акта выносится решение о взыскании, начисляется пеня. И это всего лишь обязанность уплатить налоги в соответствии с нормами Налогового кодекса.


Административная же ответственность наступает после составления органом, ведущим процесс, протокола административного правонарушения, в котором будут разъяснены права плательщику и на основании которого выносится постановление по делу об административном правонарушении. И это тот штраф, который можно обжаловать не только в вышестоящем государственном органе, но и в суде.


Доказать невиновность из принципа


Дмитрий Семашко отмечает, что некоторые клиенты не хотят этого делать: «Заплатим штраф – бороться нет смысла». Не хотят браться за «административку» и многие юристы: кто-то ввиду отсутствия опыта, кто-то из-за сомнений в целесообразности трудозатрат. Они считают, что сначала нужно полностью исключить виновность, что сделать достаточно проблематично при наличии объективных обстоятельств, подтверждающих правонарушение.


В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях юрлицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. То есть, когда в результате проверки выявляется нарушение, вина считается установленной. И кажется, что в такой ситуации сделать ничего нельзя. Особенно когда нет обстоятельств, которые исключают административный процесс как таковой – например, отсутствие деяния, состава, события правонарушения.


«Мой опыт участия в административных процессах говорит о том, что административная ответственность – это не безусловность и не безысходность, – рассказывает Дмитрий Семашко. – Законодательством предусмотрен механизм оспаривания решений. И этот механизм работает».


«Множество предприятий идут на обжалование просто потому, что считают, что их права нарушены, – продолжает он. – Несмотря на результат. Прежде чем взяться за дело, адвокат всегда делает правовую оценку, а также обращает внимание на экономические перспективы обжалования, и, конечно, затраты на административный процесс ничуть не меньше, чем на хозяйственный. Но отстаивать свои права нужно вне зависимости от того, большая или малая выгода от этого будет. В этом смысл правового государства».


Оспариваем штрафы


Итак, существует ряд оснований, которые дают субъекту хозяйствования возможность минимизировать последствия правонарушения. Для налоговых правонарушений существует специальная норма КоАП, которая гласит, что если будут установлены такие смягчающие обстоятельства , как добровольное исполнение обязанностей, возмещение вреда либо стечение тяжелых обстоятельств, то размер административного взыскания снижается вдвое.


Например, дела по несвоевременной уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. Существуют разъяснения ФСЗН о том, что если плательщик своевременно разместил платежное поручение в банк, то к ответственности такие плательщики не привлекаются. Случается, что платежку в банк организация разместила, а денег на счете не оказалось (не заплатил контрагент, не пришла выручка и т.п.). Соответственно деньги в Фонд не поступили. Проверяющий говорит: «Да, мы вас понимаем, но сделать ничего не можем. Мы вынуждены руководствоваться Законом». В таком случае по протоколу об административных правонарушениях штраф составляет 20% от неуплаченных взносов, а это огромная сумма, если такой казус с платежкой случался на протяжении нескольких лет. Даже если сумма перечислялась уже на следующий день – неважно, она все равно считается неуплаченной.


Таких процессов сейчас очень много, подтверждает Д.Семашко. А каков результат? «В одном нашем случае суд первой инстанции привлек юридическое лицо к ответственности без учета обстоятельств дела, однако на обжаловании постановления в вышестоящем суде размер штрафа был снижен с Br600 млн до Br300 млн», – делится адвокат.


В оспаривании штрафов работает такое понятие, как малозначительность . Ведь по многим правонарушениям предусмотрены очень большие размеры штрафов, конфискации, во много раз (1:1000, 1:1000000) превышающие нанесенный государству ущерб. Если деяние не причинило значительного ущерба, можно говорить о малозначительности правонарушения. Это еще один инструмент оспаривания штрафов.


И, наконец, еще одно «железное» условие, исключающее административный процесс, – истечение сроков привлечения к ответственности. Кодексом установлены сроки, по истечению которых наложение административного взыскания невозможно. Общий срок – 2 месяца; для правонарушений в области рынка ценных бумаг, финансов и налогов – 3 года (с момента совершения) и 6 месяцев (с момента обнаружения правонарушения проверяющим).


Контролирующие органы следят за этими сроками, учитывают их при проверке. Если вдруг это не было учтено при проверке, то при обжаловании требование будет удовлетворено 100%. В акте проверки под каждым разделом проверяющий отмечает, что административная ответственность предусмотрена такой-то статьей и не может быть применена в связи с истечением сроков. «И опять же, не забывайте, что необходимо разделять само решение о доначислении налогов и административную ответственность. Когда у вас на руках решение и акт проверки – это не означает, что административная ответственность к вам применена», – подчеркивает Д.Семашко.


Каждый день на счету


Специфика обжалования административных постановлений такова, что нужно успеть обжаловать не вступившее в законную силу постановление в течение 10 дней после вынесения либо оглашения решения. Процесс обжалования достаточно стремительный, предупреждает Д.Семашко. Получив постановление об административном правонарушении, нужно сразу информировать своего консультанта, адвоката. А еще лучше привлекать его еще на этапе проверки – ведь вопросы могут возникнуть у проверяющего, а у организаций не по всем делам есть собственный опыт и практика.


За 10 дней, которые даются на обжалование, нужно успеть подготовить жалобу и направить ее в органы, выносившие постановление. Однако если срок упущен, то и тогда не все потеряно. Его можно восстановить по уважительной причине – например, директор в отпуске. В ином случае также есть варианты: можно обратиться с жалобой к прокурору, который имеет право внести протест, можно обращаться в органы, вынесшие постановление.


Кроме того, никто не мешает подавать повторные жалобы на уже вступившее в силу постановление и добиваться своей правоты, если организация считает, что выполнила все обязательства. Дела такого типа трудоемкие для исследования и подготовки, однако решаются они сравнительно быстро.


Кстати, решение по акту проверки (не административное правонарушение) также можно обжаловать, но только по другой процедуре, в соответствии с Указом № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В вышестоящий орган в течение 30 дней либо в суд в течение года с момента вынесения.


***


28 августа 2013 года вступили в силу изменения в КоАП, касающиеся субъектов хозяйствования. Эксперты говорят о существенной либерализации и гуманизации законодательства об административных правонарушениях. собрал некоторые из изменений:


  • расширен перечень деяний, которые не признаются административным правонарушением: теперь эта норма распространяется и на случаи неуплаты иных обязательных платежей, которые взимаются налоговыми органами (помимо налогов, сборов, пошлин). Кроме того, деяние должностного лица теперь также не признается правонарушением, если неуплата обязательных платежей допущена в сумме, не превышающей 1% от суммы таких платежей, начисленных за период выполнения должностным лицом своих функций, но не более чем за проверенный период;

  • расширен перечень оснований, по которым юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности: введена новая норма (ст. 8.8 КоАП), содержащая специальное основание освобождения юридического лица от административной ответственности – если совершенное административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением таким юридическим лицом выгоды имущественного характера;

  • изменен порядок и условия наложения административного взыскания при наличии смягчающих обстоятельств: теперь сумма штрафа может быть уменьшена по всем правонарушениям, а не только налоговым;

  • расширен перечень правонарушений, за совершение которых может быть наложено самое мягкое административное взыскание – предупреждение. Это правонарушения в области финансов, ценных бумаг и банковской деятельности, предпринимательства, таможенного оформления, экологической безопасности.

  • усовершенствованы правовые гарантии защиты добросовестных приобретателей и собственников от конфискации товара: конфискации не подлежат товары, приобретенные у граждан, не являющихся ИП, для целей, не связанных с коммерческой деятельностью, если приобретатель не знал и не мог знать о совершении продавцом таможенного правонарушения. Вместо конфискации применяется взыскание их стоимости также и в случае, если указанное имущество не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. Данное нововведение, однако, не распространяется на административные таможенные правонарушения.

Галина Абрамович

Обжалование административного штрафа: с чего начать, куда обратиться, в каких случаях составляется. Как добиться успеха и обжаловать?

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, если гражданин не согласен с правонарушением, в котором он был признан виновным, он имеет право обжаловать его. Таким образом, вполне реально обжалование административного штрафа и других санкций и наказаний. Давайте разберем последовательность действий, необходимую для достижения желаемого результата.

Правонарушение может быть оспорено только в том случае, если обжалован акт, содержащий постановление государственных органов в процессе рассмотрения состава дела. Заключительным и наиважнейшим документом при этом является постановление по тому или иному делу.

Сам процесс оспаривания может быть начат и реализован следующими лицами:

  • гражданами, которые должны понести административное наказание;
  • гражданам, которые являются законными представителями первой категории;
  • представителями либо защитниками первой категории граждан, которые принимают участие в рассмотрении дела с целью оказания компетентной помощи.

Обжалование запускается после подачи жалобы.

Жалоба

Составленная жалоба направляется в органы судебной власти по месту расположения органа, постановление которого необходимо оспорить.

Таким образом, жалобы подразделяются на несколько типов в зависимости от органа, в который они направляются, а именно:

  1. Вышестоящему лицу или вышестоящий органу, если постановление было вынесено и утверждено должностным лицом.
  2. В суд района, в котором находится коллегиальный орган, если постановление было установлено коллегиальным органом.
  3. В суд вышестоящей инстанции, если решение было принято судьей.

Оформленная жалоба, с прилагаемыми к ней документами и материалами, направляется судье, должностному лицу, которые вынесли постановление и занимались рассмотрением дела. Далее в течение трех суток, вышеуказанные органы должны перенаправить жалобу со всеми приложенными документами и материалами в государственные органы с более широкими полномочиями, либо должным лицам, занимающимся решением данных вопросов. Обратите внимание, что подача жалобы не требует внесения оплаты и каких-либо государственных пошлин.

Срок подачи жалобы об административном правонарушении составляет 10 дней с того момента, когда гражданин получил решение уполномоченного органа относительно его вопроса. Если же данный период истек, но необходимо подать жалобу, процедура осуществляется уже в кассационном порядке. Если был выявлен факт неправомерных действий, постановлений или решений государственных органов власти, обжаловать их решение можно в течение трех суток. Трехдневный срок начинается с даты, когда пострадавший узнает о том, что его законные права и свободы были нарушены.

Правильно составляем жалобу

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо немалое внимание уделить составлению жалобы. Она должна содержать суть проблемы, подробно описывать занимаемую позицию и приводить соответствующие доводы или решения. В обязательном порядке документ должен содержать такие данные, как данные о истце (то есть о человеке, который подает жалобу) и наименование организации, структуры, в которую жалоба направляется.

Также важно расписать и дать подробную характеристику обстоятельствам, когда было совершено правонарушение и описать действия должностных лиц, правомерность их действий. Еще один обязательный пункт: перечисление требований. Например, это может быть замена административного штрафа или другого вида наказания на более строгое или же полное снятие взыскания, компенсация причиненного вреда и так далее.

Споры с должностными лицами

Наиболее распространенным типом дел по поводу обжалования являются процессы об административных правонарушениях, которые были утверждены не только должностными лицами, но и различными другими структурами, организациями, которые обладают такими правами.

Чтобы обжаловать постановление руководителей организаций различного профиля, также подается жалоба. При этом руководители, директора не составляют специальную группу, которая обладает специфичными правами и обязанностями. Дела, связанные с ними, рассматриваются на общих основаниях и принципах. А это значит, что оспаривание осуществляется на основании тех же требований и правил, что и при рассмотрении всех остальных случаев.

Как добиться желаемого

Чтобы обжалование штрафа за совершенное правонарушение было принято, и в конечном итоге вы добились желаемого результата, необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Только профессиональные юристы владеют знаниями относительно всех «подводных камней» и осведомлены в вопросах административного права. Действуйте решительно и отстаивайте свою позицию!

Вконтакте



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх