Что такое бакалавриат и магистратура? Жизнь после бакалавриата: магистратура, аспирантура, армия

Posted On 14.05.2018

Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы. Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста. По специальным программам вузы готовят магистров. Аспирантура является следующей образовательной ступенью.

Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.

Аспирантура – система подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров из числа лиц, имеющих диплом специалиста или бакалавра. Аспирантура может быть учреждена при высшем учебном заведении или научно-исследовательском институте.

Сравнение

В магистратуре проходят подготовку студенты, имеющие диплом бакалавра и выбравшие магистерскую программу дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.

В магистратуре преобладает индивидуальный подход к работе каждого студента с учетом углубленного изучения некоторых предметов по выбранной специализации.

Диплом магистра дает право заниматься практической деятельностью, соответствующей полученной специальности, а также педагогической и преподавательской работай в средних специальных учебных заведениях. Еще одно преимущество магистратуры: уровень подготовки по ее программам позволяет выпускникам претендовать на обучение в аспирантуре.

Срок обучения в магистратуре – 2 года.

Аспирантура – структурная единица высшего учебного заведения, учрежденная для подготовки высшего и среднего преподавательского состава.

Аспирантом может стать лицо, имеющее диплом магистра или специалиста, получившее рекомендации научного руководителя и кафедры, на которой проводилась специализация по предметам с углубленным изучением. Выпускники аспирантуры защищают кандидатскую диссертацию и могут продолжить научную работу.

Срок обучения в аспирантуре – 3 года; заочная форма обучения – 4 года.

Выводы TheDifference.ru

  1. Магистратура – второй уровень системы подготовки в вузах, работающих в рамках Болонского процесса.
  2. Аспирантура – одна из форм подготовки профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
  3. Магистратура – часть вузовской системы.
  4. Аспирантура может быть учреждена не только в вузе, но и в научно-исследовательском институте.
  5. Для поступления в магистратуру требуется подтверждение диплома бакалавра или специалиста.
  6. В аспирантуру имеют право поступать лица, имеющие диплом специалиста или магистра.
  7. Выпускники вузов, окончившие магистратуру, имеют право заниматься преподавательской деятельностью в средних специальных учебных заведениях.

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/
Степень
Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что - первым?

Бакалавр - это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше - бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр - это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре - на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе - это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет - для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе - бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов - к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза - здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра - более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр - «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п.

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру?

Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура - третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 - в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры.

Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

Обязательные образовательные программы в разных странах могут преподноситься студентам в разных интерпретациях. Однако во многом их выделяет двухуровневая основа, созданная для профессиональной полноценной подготовки специалистов.

Уровни высшего образования в России. Бакалавр, магистр, специалист

Первый уровень – бакалаврат. Квалификация специалиста еще не выдается, этот уровень предусматривает прохождение базового комплекса информации, необходимой для второго уровня. И только потом выдается диплом бакалавра.

Магистров подготавливают высшие учебные заведения по разным программам, которые основаны на всестороннем учете специализации. Аспирантура – следующий шаг в получении образования.

Определение

Магистратура предусматривает возможность получить образование по выбранному профилю. Студент оставляет за собой право выбирать не только профессию, но и ряд предметов по актуальным для него направлениям, доступным для выбора в соответствии с предусмотренными программами.

Аспирантурой является система подготовки научных, а также преподавательских кадров. Профессиональное направление, которое актуально для студентов, уже ранее получивших диплом бакалавра или специалиста.

Аспирантура открывается и работает только при научно-исследовательском институте или высшем учебном учреждении.

Сравнение

Студенты, которые получили диплом бакалавра, могут остаться в ВУЗе для получения дальнейшего образования.

Отличия аспирантуры от магистратуры

Речь идет об магистратуре.

В магистратуре система образования устроена таким образом, что студень может, отталкиваясь от его специализации, выбирать интересующие направления, которых обычно предлагают несколько. В соответствии с выбором проводятся обучения по ряду предметов.

Диплом магистра необходим для того, чтобы специалист мог на практике применять полученные на протяжении всех лет обучения знания в рамках специализации. Также он может браться за преподавательство, педагогику в средне-специальных учреждениях. После прохождения обучения в магистратуре можно рассчитывать на обучение в аспирантуре.

Магистратура – система образования, которая требует от студента прохождение необходимых курсов в течение двух лет.

Аспирантура нужна не просто для практики, а для получения возможности получить работу в качестве преподавателя.

Что необходимо для поступления на аспиранта?

Диплом магистра/специалиста. Для углубленного изучения и ведения своей деятельности в последующем этот документ оказывается актуальным. Для защиты необходима кандидатская диссертация.

  • Аспирантура предусматривает длительность обучения 3 года.
  • Заочная форма прохождения обучения на аспирантуре – 4 года.
  • Для выпускников, получивших корочку магистра, есть возможность устроиться на работу в средних специальных учреждениях на место в соответствии с пройденным курсом (направлением).
  • При поступлении на магистратуру вузовец подтверждает образование дипломом специалиста или бакалавра.
  • Аспирантура есть в научно-исследовательских институтах, а не только доступна для студентов ВУЗов.
  • Студент после прохождения обучения может устроиться на другую работу, сохраняя право применения полученных знаний по специальности в будущем.

Вузовцы могут получить диплом магистра, обучаясь на заочной форме образования по аналогичной программе, которая предусмотрена для очников (с возможной небольшой разницей в длительности и скорости изучения информации). После защиты студенческой работы, необходимой для сдачи с целью получения документов о получении образования, выдается диплом.

Который ориентирован на гармоничное сближение систем высшего образования в странах Европы. После подписания Болонской декларации в России произошла реформа системы высшего образования и постепенный размеренный переход на двухуровневую систему. Бакалавриат и магистратура являются этими двумя ступенями, из которых теперь состоит система высшего образования.

В России бакалавриат и магистратура соответствуют общепринятым системам образования в Европе, что, несомненно, поднимает ценность дипломов российских высших учебных заведений в вопросе трудоустройства как на территории России, так и за рубежом. Помимо может претендовать на магистратуру по другому профилю, в другом ВУЗе, в другой стране. Это не противоречит правилам и вполне приветствуется, как и поступление в магистратуру после получения трудового опыта.

Неверным считается мнение, что бакалавриат в России - это образование. И бакалавриат, и магистратура - это образование, различия возникают при трудоустройстве на серьезные ответственные должности. Так, например, на административную работу без особой ответственности с удовольствием примут и бакалавра, и магистра. А в случае с производственной работой и высокой ответственностью предпочтение отдадут, скорее, магистру. Однако юридическая магистратура в России выпускает те кадры, уровень квалификации которых позволяет принимать их на работу в должности судьи или прокурора, в отличие от юридического бакалавриата, и это играет определенную роль в глазах студентов - теперь они получают образование в соответствии со своими планами и амбициями.

Безусловно, такая ситуация происходит не только при подготовке кадров в юриспруденции, это распространенная практика. Фундаментальный уровень подготовки без узкой специализации - и магистратура доступна только бакалаврам, а аспирантура - только магистрам.

После разделения системы высшего образования на ступени у работодателей возникают вопросы об уровне квалификации соискателей, но в большинстве случаев все решает опыт и личные качества вчерашних студентов. Важно понять грань между бакалавром, магистром и специалистом - каждый является профессионалом, у каждого есть высшее образование. Но бакалавр после окончания обучения - это теоретик без узкоспециальных знаний (но с профильным образованием), магистр после окончания обучения - это теоретик с приличным багажом узкоспециальных знаний. Специалист выходит из стен ВУЗа хорошим практиком с необходимыми узкоспециальными знаниями, навыками и умениями.

Нельзя также не отметить тот факт, что после принятия Болонской декларации сократилось минимальное время получения высшего образования. Стать бакалавром можно, пройдя четыре года обучения, а это значит, что обучение в магистратуре можно проходить параллельно с работой по своей специальности.

За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Подать заявку на обучение

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Обязательные образовательные программы в разных странах могут преподноситься студентам в разных интерпретациях. Однако во многом их выделяет двухуровневая основа, созданная для профессиональной полноценной подготовки специалистов.

Уровни высшего образования в России. Бакалавр, магистр, специалист

Первый уровень – бакалаврат. Квалификация специалиста еще не выдается, этот уровень предусматривает прохождение базового комплекса информации, необходимой для второго уровня. И только потом выдается диплом бакалавра.

Магистров подготавливают высшие учебные заведения по разным программам, которые основаны на всестороннем учете специализации. Аспирантура – следующий шаг в получении образования.

Определение

Магистратура предусматривает возможность получить образование по выбранному профилю. Студент оставляет за собой право выбирать не только профессию, но и ряд предметов по актуальным для него направлениям, доступным для выбора в соответствии с предусмотренными программами.

Аспирантурой является система подготовки научных, а также преподавательских кадров. Профессиональное направление, которое актуально для студентов, уже ранее получивших диплом бакалавра или специалиста.

Аспирантура открывается и работает только при научно-исследовательском институте или высшем учебном учреждении.

Сравнение

Студенты, которые получили диплом бакалавра, могут остаться в ВУЗе для получения дальнейшего образования. Речь идет об магистратуре.

В магистратуре система образования устроена таким образом, что студень может, отталкиваясь от его специализации, выбирать интересующие направления, которых обычно предлагают несколько. В соответствии с выбором проводятся обучения по ряду предметов.

Диплом магистра необходим для того, чтобы специалист мог на практике применять полученные на протяжении всех лет обучения знания в рамках специализации. Также он может браться за преподавательство, педагогику в средне-специальных учреждениях. После прохождения обучения в магистратуре можно рассчитывать на обучение в аспирантуре.

Магистратура – система образования, которая требует от студента прохождение необходимых курсов в течение двух лет.

Аспирантура нужна не просто для практики, а для получения возможности получить работу в качестве преподавателя.

Что необходимо для поступления на аспиранта?

Диплом магистра/специалиста. Для углубленного изучения и ведения своей деятельности в последующем этот документ оказывается актуальным. Для защиты необходима кандидатская диссертация.

  • Аспирантура предусматривает длительность обучения 3 года.
  • Заочная форма прохождения обучения на аспирантуре – 4 года.
  • Для выпускников, получивших корочку магистра, есть возможность устроиться на работу в средних специальных учреждениях на место в соответствии с пройденным курсом (направлением).
  • При поступлении на магистратуру вузовец подтверждает образование дипломом специалиста или бакалавра.
  • Аспирантура есть в научно-исследовательских институтах, а не только доступна для студентов ВУЗов.
  • Студент после прохождения обучения может устроиться на другую работу, сохраняя право применения полученных знаний по специальности в будущем.

Вузовцы могут получить диплом магистра , обучаясь на заочной форме образования по аналогичной программе, которая предусмотрена для очников (с возможной небольшой разницей в длительности и скорости изучения информации). После защиты студенческой работы, необходимой для сдачи с целью получения документов о получении образования, выдается диплом.

Глобализация, стремительно охватывающая мир, вносит свои коррективы и в системы национального образования. Ведь до недавнего времени в отечественной высшей школе не были так широко распространены такие понятия, как бакалавриат и магистратура. Что это такое? И как эти образовательные формы влились в российскую систему?

Истоки

Начало внедрению зарубежных степеней в российскую практику положило подписание Болонской конвенции. Этот документ коротко излагает концепцию создания единого образовательного пространства в Европе. Одно из базовых требований состоит в приведении национальных систем обучения к «общему знаменателю» - единой двухуровневой концепции образования. Она предусматривает введение таких ступеней, как бакалавриат и магистратура. Что это такое?

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к соответствующему законодательному акту, регулирующему сферу образования.

Нормативная трактовка понятий

Следует заметить, что оба они являются производными от слов: первое - от бакалавра, второе - магистра. И то и другое нормативные акты, регулирующие деятельность российской высшей школы, представляют как определённую квалификацию или степень высшего профессионального образования. Это позволяет сориентироваться с определениями бакалавриата и магистратуры. В обоих случаях речь идёт об установленных законом уровнях высшего профессионального образования.

Для получения первого - бакалавриата - учиться следует 4 года. Обучение заканчивается сдачей экзаменов и получением диплома. Дальше выбор за студентом. Он может продолжать учёбу или идти работать.

Следующим уровнем является магистратура. Здесь срок обучения составляет 2 года. Поступить в неё можно сразу после окончания бакалавриата. Если студент ещё не определился в своём выборе, то учёбу можно продолжить после нескольких лет работы. Закон допускает такой вариант.

Кроме названных выше уровней, в отечественной практике существует ещё один - проверенный многолетним опытом - специалитет. Это тоже уровень высшего образования. С той лишь разницей, что продолжительность его составляет 5 или 6 лет. Введение Болонской системы предполагало упразднение этого уровня, но пока этого не произошло.

Рассмотрение того, что такое бакалавриат и специалитет, ставит перед абитуриентом новые вопросы. На чём остановить свой выбор? Что предпочтительнее: магистратура с бакалавриатом или специалитет? Обе формы имеют свои преимущества и недостатки.

Что такое бакалавриат?

Сформировать представление о нём поможет обращение к этимологии слова. Оно пришло в отечественную практику из Европы. Базовое понятие - бакалавр - трактуется по-разному. Здесь можно встретить самые неожиданные версии:

  • владелец поместья или земельного участка;
  • человек, готовящийся обзавестись семьёй;
  • увенчанный лавровыми ягодами;
  • первоначальная степень, приближенная к учёной.

Как видим к образованию более всех подходит последняя.

Получить представление о том, что такое бакалавриат, поможет обращение к концепции европейского образования. Здесь этот уровень предполагался как базовый и на его освоение отводилось 3-4 года. Такой период отводился для обучения студента фундаментальным наукам. Специализированных предметов в учебных планах практически не было. Такой шаг был направлен на то, чтобы дать студенту время выбрать подходящую специальность и продолжить обучение на следующем уровне (в магистратуре), основываясь на вполне осознанном выборе профессии.

Отечественные трансформации

Европейское понимание о том, что такое бакалавриат, несколько отличается от российского. В последнем случае конвенция базового образования претерпела изменения и стала относительно самостоятельной ступенью.

В российском варианте на вопрос, что такое бакалавриат, можно ответить так. Это самостоятельное высшее образование, которое предусматривает не только фундаментальную составляющую, но и общетехническую, а также и профильные знания, умения и навыки, позволяющие выпускнику-бакалавру решать различные профессиональные задачи. Обучение продолжительностью 4 года завершается итоговой аттестацией.

Однако следует заметить, что эта система прижилась не везде. Опыт её применения показал, что есть специальности, полноценное освоение которых невозможно провести за 4 года. Именно поэтому специалитет до сих пор существует в отечественной системе.

Что даёт получение этого уровня?

Возможности, которые открывает бакалавриат перед выпускником:

  1. Продолжение обучения, для того чтобы стать специалистом или магистром.
  2. Широкие возможности трудоустройства и смены профессионального направления.
  3. Признание бакалавриата за границей даёт шанс найти работу за рубежом.

В России этот уровень образования пока ещё вызывает ряд вопросов. Такая ситуация обусловлена тем, что первое время в ряде источников он приравнивался к среднему специальному образованию. Второй проблемой является то, что некоторые технические и медицинские специальности не втискиваются в обозначенные этим уровнем временные рамки.

Виды бакалавриата

Со вступлением в силу положений нового закона Министерство образования и науки разработало приказ, который вводит новшества относительно этого уровня. Теперь он может быть двух видов: прикладной и академический бакалавриат. Что это такое?

Оба направления рассчитаны на одинаковый срок обучения - 4 года. Задачи, напротив, совершенно разные и продиктованы стремлением разделить будущих бакалавров на две группы:

  • прикладную (ПБ) - практиков, которые планируют сразу после окончания вуза идти работать;
  • академическую (АБ) - теоретиков, продолжающих обучение в магистратуре или специалитете и возможно, в аспирантуре.

То есть уже при поступлении необходимо определиться, что для абитуриента предпочтительней: наука или практика.

Для некоторых вузов введение такого новшества является весьма проблематичным. Поскольку есть специальности, на которых очень сложно провести подобное деление.

Что выбрать: АБ или ПБ

Рассмотрим академический бакалавриат - что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.

Второй вид - прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.

Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов - их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.

Таким образом, подытоживая все рассмотренное выше, определились, что такое бакалавриат. И магистратура, и специалитет являют собой продолжение этого уровня и предполагают более глубокое освоение теории и практики.

Поэтому, будущие студенты - нынешние абитуриенты, выбор за вами!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх