Финансовая деятельность государства: правовые основы, задачи, методы, формы. А. Ю. ИльинФинансовое право Правовое регулирование финансовой деятельности
Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом тех общественных отношений, которые оно должно регулировать, а также особенностями этого регулирования. Отсюда следует, что финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.
1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой дея-тельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.
2. Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства - в порядке государственного управления органами исполнительной власти.
3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.
Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством.
В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения го-сударственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме-нению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) пред-приятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. ос-новополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.
Среди таких принципов можно выделить следующие.
1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных инте-ресов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.
2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогооб-ложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финан-совых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.
3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование фи-нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
6. Распределение функций в области финансовой деятельности происходит на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.
7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
8. Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).
9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.
Финансовую деятельность осуществляют также органы дарственного управления отраслями экономики во взаимоотношениях с подведомственными им предприятиями. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с представленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в с осуществлением задач по руководству отраслью экономики. Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.
Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных предприятий и муниципальных предприятий:
а) по планированию своих финансовых ресурсов (как собственных, так и выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей лимитов, плановых заданий, государственных или муниципальных заказов, а также показателей эффективности использования государственного и муниципального имущества федеральными унитарными предприятиями; 1. б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширения производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;
в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др. Государственное или муниципальное предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;
г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;
д) по осуществлению финансового контроля на предприятии.
При осуществлении государственными и муниципальными предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:
а) по формированию уставного фонда подведомственных им государственных и муниципальных предприятий. Названный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, имеющих денежную оценку. Размер фонда государственного унитарного предприятия определяется в рублях и должен составлять не менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, а муниципального предприятия - не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (в казенном предприятии уставный фонд не формируется);
б) по определению порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных унитарных предприятий;
в) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов,
заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;
г) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;
д) по распределению и перераспределению денежных
и накоплений между подведомственными предприятиями;
е) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями;
ж) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;
з) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата;
и) по утверждению бухгалтерской отчетности и отчетов под-ведомственных унитарных предприятий.
За финансовой деятельностью унитарного государственного и муниципального предприятия, помимо собственника, в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляют контроль и другие уполномоченные государственные органы - налоговые, финансовые и др. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. По окончании отчетного периода предприятие представляет уполномоченным федеральным и региональным органам власти или местного самоуправления отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики уполномоченный орган ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий.
Еще по теме Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий § 1. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий:
- ПРОБЕЛЬНОСТИ В ТЕМАТИКЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРАВОВЫМ НАУКАМ
- § 1. Нормативно-правовое обеспечение организации и деятельности холдингов
- 1.2. Правовое регулирование организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности за рубежом
- 2.1. Правовое регулирование организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности в рамках одной организации
Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства и муниципальных образований, осуществляется в правовой форме.
Правовое регулирование – это, по мнению ученых, нормативно-организационное воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения с целью их упорядочения, развития и охраны в соответствии с потребностями общества. Важнейшей составляющей правового регулирования общественных отношений является норма права, правило поведения, установленное или санкционированное государством и муниципальными образованиями, которое представляет собой образец для поведения участников соответствующего правоотношения. Правоотношение так же входит в понятие правового регулирования, как и норма права, но в отличие от абстрактной (идеальной) нормы права носит конкретный характер, участники которого реализуют свои субъективные права и исполняют обязанности, предусмотренные соответствующей нормой права. Существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений оказывают органы государства и муниципальные органы в процессе применения норм права, которые, по образному выражению С. С. Алексеева, "подхватывают" начатое правотворчеством, обеспечивая проведение в жизнь юридических норм с учетом конкретной жизненной ситуации .
Правовое регулирование отношений в сфере финансов и финансовой деятельности государства и муниципальных образований осуществляется с помощью общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых государством, закрепленных в официальных правовых актах, выражающих консолидированную волю общества (интересы политических сил, стоящих у власти, социальных групп, слоев).
Финансово-правовые акты – это решения компетентных органов государственной власти или муниципальных органов, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств.
Финансово-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по юридическим свойствам, юридической природе, органам, их принявшим, сферам регулируемых отношений и др.
Федеративное устройство России обусловливает и особенности правовой формы ее финансовой деятельности, выражающиеся, в частности, в двухуровневой системе законодательства, определенном соотношении нормативных актов федерального уровня и нормативных актов субъектов РФ по предметам разграничения полномочий и совместного ведения.
Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня – это официальный документ, принятый компетентным федеральным органом государственной власти, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер, выражающий властные предписания, направленные на регулирование финансовой деятельности. Нормативные финансово-правовые акты федерального уровня принимаются по вопросам финансовой деятельности, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Среди финансово-правовых актов федерального уровня выделяются законы и подзаконные акты. Они принимаются законодательными и исполнительными органами власти федерального значения, к которым относятся: Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания РФ, Правительство РФ. К нормативным правовым актам федерального значения можно отнести, например: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", постановление Правительства РФ от 18.12.2009 № 1034 "Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий творческим союзам", а также Б К РФ и НК РФ.
Финансово-правовые акты федерального уровня также принимаются Президентом России в форме указов.
Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ – это официальный документ, принятый органом государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер, и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.
Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции. Разносторонний характер финансовой деятельности субъектов РФ обусловил наличие в региональной правовой системе нормативных актов, регулирующих бюджетные, налоговые, кредитные и иные отношения. Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ принимаются и по определенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований. В качестве примера можно привести Закон Амурской области от 11.11.2005 № 90-03 "О межбюджетных отношениях в Амурской области".
В целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания.
Финансово-правовой акт органа муниципального образования – это официальный документ, принятый управомоченным органом муниципального образования, имеющий юридическую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.
Акты, принимаемые муниципальными органами, образуют первичный уровень нормативно-правового регулирования финансовых отношений муниципального образования.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:
- 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
- 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
- 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, выделены в уставах в отдельную главу и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, нрава органов местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Устав муниципального образования должен регулировать, например: финансовую компетенцию органов местного самоуправления; состав доходов городского бюджета; порядок обеспечения органами государственной власти минимального городского бюджета; финансирование делегированных полномочий; основы установления местных налогов и сборов; порядок образования целевых внебюджетных фондов; кредитные отношения муниципального образования.
Устав муниципального образования регистрируется в порядке, установленном федеральным законом. Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.
Органы муниципального образования, являясь органами публичной власти на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности вправе издавать нормативные правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, примерные положения, временные положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, временные инструкции, типовые договоры, регламенты.
Среди финансово-правовых актов по своему содержанию особо выделяются финансово-плановые акты.
Финансово-плановые акты – акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, перераспределению и использованию финансов на определенный период.
К числу финансово-плановых актов можно отнести: прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, бюджеты всех уровней бюджетной системы; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; сметы бюджетных учреждений; финансовые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций и др. Финансово-плановые акты имеют юридическое значение и порождают юридические последствия, поскольку оформляются актами соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.
- См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. 1. М.: Юрид, лит., 1981. С. 323.
Финансовое право в юриспруденции рассматривается в трех аспектах: 1) как отрасль права и представляет собой совокупность действующих правовых норм, регулирующих финансовые отношения ; 2) как юридическая наука, изучающая финановое право в динамике, в историческом развитии, во взаимосвязи с остальными отраслями права, содержащая критику действующих правовых норм и предложения по их совершенствованию, особый взгляд исследователя на отрасль; 3) как учебная дисциплина, представляющая собой симбиоз первых двух аспектов, содержание которой определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к тем или иным специальностям и учебными целями. При этом юридическая наука и учебная дисциплина являются исходными от финансового права как отрасли науки.
Понятие «финансы» происходит от латинского finare, означающего окончание урегулирования спора (обычно денежного»). Во французском праве XVIII в., в большей степени представляющего из себя рецепированное римское право, слово finances (производное от finer "оплачивать"), буквально означает «то, чем оплачивают, деньги».
В современной экономической и юридической литературе понятие финансы рассматривается в следующих двух аспектах:
Первый аспект, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе аккумулирования (формирования), распределения и использования денежных средств, необходимых государству для выполнения своих публичных функций;
Второй аспект, как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных (собранных) государством для осуществления своих задач.
Возникновение финансов, создание финансовой системы вызвано потребностями государства в учете доходов и расходов в денежной форме. Но само понятие финансы подразумевает не сами денежные средства, а отношения между людьми и государственными органами по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств . При это следует иметь в виду, что финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения. Но из этого не вытекает обратное, не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие имущественный оборот свободных и распроправных собственников регулируются гражданским правом.
Сущность финансов состоит в формировании денежных фондов публично-правовых образований (государства и муниципальных образований) и использования денежных фондов в публичных интересах
Функции финансов – инструмент распределения валового общественного продукта и национального дохода, средство контроля за производством и распределением материальных благ, средство стимулирования развития государства (той или иной территории, сферы экономики). Обобщенно можно констатировать распределительную, контрольную и стимулирующую функции.
Многочисленные финансовые отношени могут быть систематизированы в зависимости от их привязки к денежным фондам, структурировать в различные финансовые институты с последующим объединением в финансовую систему Российской Федерации.
Финансовая система государства – совокупность финансовых институтов в их взаимосвязи, система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств публично-правовых образований, а также предприятий, учреждений, отраслей экономики России.
В финансовую систему России входят следующие звенья:
1) бюджетная система , включащая федеральный бюджет, субфедеральные бюджеты и местные бюджеты;
2) внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ);
3) обязательное государственное страхование (имущественное и личное, ответственности);
4) кредит (государственный, муниципальный, банковский);
5) финансы предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, отраслей экономики России .
Первые четыре звена представляют из себя централизованные денежные фонды, в отношении которых публичная власть является как регулятором, так и распорядителем. В отношении финансов пятого звена, составляющих децентрализованные денежные фонды, публичная власть выступает как регулятор правовых норм в данной, в отношении финансовых средств государственных и муниципальных предприятий и учреждений и как распорядитель, в отношении финансовых средств предприятий, организаций и учреждений остальных форм собственности возможно применение только экономических форм взаимодействия.
Во всех пяти звеньях финансовой системы осуществляется финансовая деятельность государственных и муниципальных органов, регулируемых в числе прочих и финансово-правовыми нормами.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований вызвана необходимостью денежных средств для функционирования данных публично-правовых образований и представляет из себя часть мезанизма социального управления, разновидность государственной (муниципальной) деятельности.
Финансовая деятельность государства – это осуществляемая в правовых рамках деятельность публично-правовых образований по созданию эффективного механизма финансово-правового регулирования в целях постоянного планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов публичного значения для решения общих задач территории.
Финансовая деятельность муниципальных образований – это осуществляемая в правовых рамках муниципальным образованим в лице компетентных органов деятельность по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов в целях осуществления публичных задач местного уровня, а также делегированных полномочий.
К финансовой деятельности как к форме юридической деятельности причастны все ветви власти, все органы государства. Отличительные признаки финансовой деятельности:
Обязательное участие в качестве одной стороны публично-правового образования в лице их компетентных органов;
Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, называемых в финансовом праве финансово-плановыми актами;
Значение результатов финансовой деятельности для всего общества в целом;
Осуществление в строго определенных процедурных рамках (бюджетных, налоговых и т.п.).
Из классификаций государственных (муниципальных) органов, причастных к финансовой деятельности, основной является деление на органы общей и специальной компетенции.
Органы государственной власти общей компетенции наряду с финансовой деятельностью осуществляют и другие виды деятельности. К ним относятся высшие представительные и исполнительные органы государственной власти (муниципальной власти).
Представительные органы государственной власти (Федеральное собрание РФ, представительные органы субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления) рассматривают и утверждают федеральный, субфедеральные и местные бюджеты, контролируют их исполнение, утверждают отчеты об исполнении бюджетов, принимают законы в соответствии со своими полномочиями в финансовой сфере. В целом их компетенция сводится к правотворческой и контрольной функциям.
Федеральное собрание принимает законы, регулирующие денежные, бюджетные, налоговые, валютные, таможенные, кредитные отношения. В целях контроля за использованием денежных фондов Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания формируют Счетную Палату Российской Федерации. Контрольные функции осуществляются и самим парламентом.
Исполнительные органы государственной власти представлены Президентом РФ и Правительством РФ (на нижестоящих уровнях финансовой системы - главами исполнительной власти и правительствами субъектов РФ, главами органов местного самоуправления и исполнительные органами).
На Президента РФ , возглавлющего исполнительную власть и являющегося главой государства, возложена обязанность обеспечения согласованного функционирования и взаимодействий органов государственной власти. В ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Финансовая политика направлена на реализацию названных направлений.
При подготовке федерального бюджета Президент дает Правительству обязательные к исполнению указания как в отношении бюджета, так и внебюджетных государственных фондов, подписывает и обнародовывает федеральный закон «О бюджете Российской Федерации» и другие законы, в ходе исполнения бюджета издает указы и распоряжения относительно финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики правительства. Президент предлагает Государственной Думе кандидатуру председателя Центральноо банка России, назначает и освобождает своим указом министра финансов. В составе администрации Президента РФ имеется Главное контрольное Управление Президента РФ, выполняющее функции финансового контроля.
Правительство РФ готовит проект бюджета, представляет его на рассмотрение Президента РФ и Федерального собрания, осуществляет общее руководство исполнением утвержденного бюджета, готовит отчет об исполнении бюджета. На Правительство возложены обязанности по исполнению принятых финансовых законов, издание подзаконных нормативных правовых актов в соответствии и во исполнение принятых законов.
В составе аппарата Правительства РФ создан Департамент экономики и финансов Правительства Российской Федерации.
Органы государственной власти специальной компетенции делятся на две подгруппы:
1) осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнение своих основных функций . К ним относятся все органы государственной власти, использующие в своей деятельности бюджетные средства, причастные к формированию бюджета;
2) органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной . Они специальны созданы для осуществления финансовой деятельности и последующего финансового контроля.
Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов Российской Федерации с подведомственными ему Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральныме казначейством, Гохраном России при Министерстве финансов РФ. В отношении указанных служб Министерство осуществляет координацию и контроль их деятельности.
В составе Министерства финансов имеются следующие департаменты, соответствующие основным направлениям его деятельности :
Бюджетной политики и методологии;
Налоговой и таможенно-тарифной политики;
Государственного долга и государственных финансовых активов;
Финансовой политики;
Межбюджетных отношений;
Регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;
Бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации;
Бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;
Долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации;
Организации составления и исполнения федерального бюджета;
Международных финансовых отношений;
Бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Министерства финансов Российской Федерации;
Бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства Министерства финансов Российской Федерации;
Информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" определено, что Министерство Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности , таможенных платежей , формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, организации и проведения лотерей, азартных игр, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй .
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.
Для реализации своих полномочий Минфину предоставлены следующие полномочия:
1. Принимает следующие нормативные правовые акты, устанавливающие:
- порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации ;
- порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц;
- порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
- порядок контроля таможенной стоимости товаров совместно с Федеральной таможенной службой;
- порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
- отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;
- условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;
- федеральные стандарты бухгалтерского учета;
- порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;
- квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации;
- квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа муниципального образования
- федеральные стандарты аудиторской деятельности;
- порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских, реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
- порядок продажи или передачи страхового портфеля страховой организации иной страховой организации при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам нормативные правовые акты в сфере страховой деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, осуществлению функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, устанавливающие;
- квалификационные требования и требования к профессиональному опыту лиц, занимающихся руководящей работой в сфере инвестиционной деятельности, кандидатам на должность единоличного исполнительного органа жилищного накопительного кооператива, в том числе требования к руководителю управляющей организации или управляющему жилищного накопительного кооператива, на должность главного бухгалтера жилищного накопительного кооператива;
- квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- другое.
В ходе своей деятельности Минфин осуществляет:
- составление проекта федерального бюджета;
- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
- методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;
- методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
- управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
- ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;
- организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
- организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;
- анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
- государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
- координацию действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования;
- согласование следующих нормативных правовых актов, принимаемых Федеральной службой по финансовым рынкам;
- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Из подведомственных министерству финансов федеральных служб значительную роль в выполнении возложенных на министерство финансов функций имеют Федеральное казначейство и Федеральная налоговая служба. От их деятельности зависит эффективное исполнение федерального бюджета и бюджетов нижестоящих уровней. Детально правовое регулирование деятельности упомянутых федеральных служб будет рассмотрено в разделах, освещающих финансовый контроль, бюджетное право и бюджетный процесс, налоговое право.
Ранее подведомственная Минифину Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в 2012 г. переподчинена напрямую Президенту РФ.
К финансовой деятельности государства причастны и органы судебной власти в той части, в которой они осуществляют контроль за взиманием государственной пошлины при обращении с исками в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.
Специфическимм субъектоми финансовой деятельности государства являются Центральный банк России (Банк России) и коммерческие банки. Центральный Банк отвечает за устойчивость рубля, производит эмиссию денежных знаков, обслуживает операции по исполнению бюджетов всех уровней, регулирует деятельность коммерческих банков и др.
Коммерческие банки причастны к финансовой деятельности государства в случаях, когда им законодательством переданы властные полномочия в сфере государственных финансов. Например, они наделены подобными полномочиями в части контроля за порядком ведения кассовых операций юридическими лицами, открывшими счета в коммерческих банках.
Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность как через представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: утверждают бюджет, исполняют доходы и расходы бюджета, устанавливают местные налоги и сборы, ставки по ним, выпускают муниципальные ценные бумаги, проводят лотереи и другое.
Граждане причастны к финансовой деятельности в случаях, если сход граждан принимает решение о разовом обложении определенными сборами для решения общих задач территории, на которой они проживают.
Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований .
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в правовой и неправовой формах .
Правовая форма осуществляется через принятие публично-правовыми образованиями, их органами и должностными лицами финансово-правовых актов –властных общеобязательных решений, принятых в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующих вопросы финансовой деятельности. В зависимости от уровня принятия решения подобные акты делятся на акты федерального, субфедерального и муниципального образования.
Существуют следующие классификации финансово-правовых актов:
1) по юридическим свойствам на:
- нормативные, содержащие общебязательные правила поведения (Бюджетный и Налоговый кодексы, федеральные законы, законы субъектов РФ);
- индивидуальные , регулирующие в соответствии с действующими нормативными актами определенные финансовые отношения с участием конкретных субъектов финансовых правоотношений (уведомление об уплате налога, наложении пеня за несвоевременную уплату налогов и др.);
Смешанные, содержащие и нормативные, и индивидуальные предписания (федеральный закон о бюджете, содержащий предписания для всех субъектов, предписания конкретным субъектам);
2) по юридической природе на:
Законодательные (федеральные законы, законы субъектов РФ
Подзаконные.
3) по субъектам правотворческой деятельности на:
Представительные органов власти;
Исполнительных органов власти общей компетенции;
Исполнительных органов власти специальной компетенции;
4) финансово-плановые акты – нормативно-правовые акты, принимаемые государственными и муниципальными органами, предприятиями, организациями и учреждениями в процессе финансовой деятельности и заключающиеся в установлении плановых показателей по аккумулированию, распределению и использованию финансовых средств в течение определенного периода. К подобного рода планам относятся бюджеты (РФ, субфедеральные, местные), бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов, сметы бюджетных учреждений, финаносые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.п. Все финансов-плановые акты утверждаются в соответствующей правовой форме: бюджеты в форме законов, бюджеты муниципального уровня – в форме постановлений представительных органов местного самоуправления, сметы – решениями вышестоящих органов и т.п.
Таким образом, в начале XXI века финансовая политика России становится более целенаправленной и урегулированной нормативными актами. В ее реализации участвуют специально созданные государством органы управления государственными финансами.
Теоретическое обобщение содержания финансовой политики позволяет дать ей следующее определение.
Финансовая политика - это составная часть экономической политики, которая определяет цели, задачи, принципы, а также формы деятельности уполномоченных государственных и иных организаций в области формирования, распределения, управления и контроля за формированием, распределением и использованием денежных фондов в целях эффективного воздействия на развитие экономики страны, повышения благосостояния государства.
Глава 6
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
6.1. Понятие, роль и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Возникновение и осуществление финансовой деятельности обусловлено наличием товарно-денежного обращения в стране, необходимостью создания различных фондов денежных средств для финансового обеспечения соответствующих потребностей государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления Российской Федерации и субъектов РФ (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Финансовая деятельность – это вид человеческих действий, имеющий различную степень обобщенности и выражающийся в разных формах: в действиях государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, действующих на основе различных форм собственности, обусловленных наличием в обществе товарно-денежных отношений и направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств.
Понятие «финансовая деятельность» следует подразделять на финансовую деятельность государства, финансовую деятельность муниципальных образований (публичная финансовая деятельность) и финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на различных формах собственности (частная финансовая деятельность) .
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это деятельность уполномоченных органов, направленная на реализацию финансовой политики государства в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, в том числе части национального дохода общества, путем создания, распределения (перераспределения) и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций.
Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов выражается в действиях соответствующих субъектов, направленных на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимость которых обусловлена наличием товарно-денежных отношений.
Финансовую деятельность государства и муниципальных образований осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется уполномоченными органами с использованием разнообразных методов. Их разнообразие зависит от следующих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
В юридической литературе методы осуществления финансовой деятельности принято делить на две группы :
1) методы собирания денежных средств;
2) методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и муниципальные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов – покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.
Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования – как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
К другим методам собирания и распределения денежных средств можно отнести:
Добровольные взносы денежных средств (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг);
Пошлины, которые в отличие от налогов взимаются, как правило, за какие-либо услуги, оказываемые организации или гражданину (государственная, таможенная, судебная пошлина);
Страхование имущества, личности, ответственности, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;
Иные методы, например штрафы, платежи.
Таким образом, любое мероприятие в государстве невозможно провести без формирования, перераспределения и использования финансовых ресурсов, т. е. без финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая осуществляется в правовой форме.
Следовательно, финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это основанная на правовых актах, организованная, плановая деятельность государственных и муниципальных органов по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств в целях бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.
Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
6.2. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства и муниципальных образований, осуществляется в правовой форме.
Правовое регулирование - это нормативно-организационное воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения с целью их упорядочения, развития и охраны в соответствии с потребностями общества.
Важнейшей составляющей правового регулирования общественных отношений является норма права – правило поведения, установленное или санкционированное государством и муниципальными образованиями, которое представляет собой образец для поведения участников соответствующего правоотношения. Правоотношение также входит в понятие правового регулирования, как и норма права, но в отличие от абстрактной (идеальной) нормы права носит конкретный характер, участники которого реализуют свои субъективные права и исполняют обязанности, предусмотренные соответствующей нормой права. Существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений оказывают органы государства и муниципальные органы в процессе применения норм права, которые, по образному выражению С.С. Алексеева, «подхватывают» начатое правотворчеством, обеспечивая проведение в жизнь юридических норм с учетом конкретной жизненной ситуации .
Правовое регулирование отношений в сфере финансов и финансовой деятельности государства и муниципальных образований осуществляется с помощью общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых государством, закрепленных в официальных правовых актах, выражающих консолидированную волю общества (интересы политических сил, стоящих у власти, социальных групп, слоев).
Финансово-правовые акты – это решения компетентных органов государственной власти или муниципальных органов, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств.
Финансово-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по юридическим свойствам; по юридической природе; по органам, их принявшим; по сферам регулируемых отношений и др.
Федеративное устройство России обусловливает и особенности правовой формы ее финансовой деятельности, выражающиеся, в частности, в двухуровневой системе законодательства, определенном соотношении нормативных правовых актов федерального уровня и нормативных правовых актов субъектов РФ по предметам разграничения полномочий и совместного ведения.
Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня – это официальный документ, принятый компетентным федеральным органом государственной власти, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер, выражающий властные предписания, направленные на регулирование финансовой деятельности. Нормативные финансово-правовые акты федерального уровня принимаются по вопросам финансовой деятельности, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Среди финансово-правовых актов федерального уровня выделяются законы и подзаконные акты. Они принимаются законодательными и исполнительными органами власти федерального значения, к которым относятся соответственно: Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. Нормативными правовыми актами федерального значения являются, например, федеральные законы: от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, а также Правила предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий творческим Союзам (вместе с Правилами предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на оказание единовременной материальной помощи членам творческих Союзов, Правилами предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку развития театральной деятельности), утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2009 г. № 1034.
Финансово-правовые акты федерального уровня принимаются также Президентом РФ в форме указов, например, Указ Президента РФ от 23 января 2010 г. № 117 «О денежном поощрении лучших учителей».
Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ – это официальный документ, принятый органом государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.
Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции. Разносторонний характер финансовой деятельности субъектов РФ обусловил наличие в региональной правовой системе нормативных актов, регулирующих бюджетные, налоговые, кредитные и иные отношения. Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ принимаются и по определенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований. Примером является Закон Амурской области от 9 февраля 1999 г. № 131-ОЗ «Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области».
В целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания.
Финансово-правовой акт органа муниципального образования – это официальный документ, принятый управомоченным органом муниципального образования, имеющий юридическую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.
Акты, принимаемые муниципальными органами, образуют первичный уровень нормативно-правового регулирования финансовых отношений муниципального образования.
В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительского органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Ведущим финансово-правовым актом местного самоуправления является устав соответствующего муниципального образования: района, города, района в городе, поселка. Статья 44 указанного Закона устанавливает определенные требования к содержанию устава муниципального образования, в числе которых – финансовая основа осуществления местного самоуправления, вопросы компетенции органов местного самоуправления. Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, выделены в уставах отдельной главой и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права органов местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Устав муниципального образования, как правило, регулирует финансовые полномочия органов местного самоуправления; состав доходов городского бюджета; порядок обеспечения органами государственной власти минимального городского бюджета; финансирование делегированных полномочий; основы установления местных налогов и сборов; порядок образования целевых внебюджетных фондов; кредитные отношения муниципального образования.
Устав муниципального образования регистрируется в порядке, установленном законом субъекта РФ. Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.
Органы муниципального образования, являясь органами публичной власти на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности вправе издавать нормативно-правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, примерные положения, временные положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, временные инструкции, типовые договоры, регламенты.
Среди финансово-правовых актов по своему содержанию особо выделяются финансово-плановые акты.
Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, перераспределению и использованию финансов на определенный период.
К числу финансово-плановых актов можно отнести прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, бюджеты всех уровней бюджетной системы; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; сметы бюджетных учреждений; финансовые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций и др. Финансово-плановые акты имеют юридическое значение и порождают юридические последствия, поскольку оформляются актами соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.
6.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований
Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью. Их относят к органам общей компетенции в финансовой сфере. Среди них – высшие представительные и исполнительные органы государственной власти, субъектов РФ, муниципальных образований, судебные органы, для которых финансовая деятельность является необязательной.
Представительные органы в лице Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета Российской Федерации, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Правительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований.
Финансовую деятельность государства осуществляют и судебные органы. Судебные органы участвуют в финансовой деятельности как в процессе создания фондов денежных средств (например, взимание, государственной пошлины в соответствии с НК РФ при рассмотрении в определенных случаях исковых заявлений и жалоб), так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится из федерального бюджета.
Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, созданы специальные органы государственного управления:
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство (федеральная служба);
Федеральная налоговая служба РФ;
Центральный банк РФ (Банк России).
Систему финансовых органов специальной компетенции возглавляет Министерство финансов РФ.
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере: бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329). Для реализации названных целей данное Министерство наделено определенными полномочиями.
Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к ведению Министерства финансов РФ, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие:
Порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
Порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
Формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
Формы таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
Максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
Порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;
Формы требования об уплате таможенных платежей;
Порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи министерству информации из государственной долговой книги субъекта РФ и муниципальной долговой книги;
Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств;
Отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;
Стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ и муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске названных ценных бумаг и в отчете об итогах их эмиссии;
Условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;
Порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
Порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;
Акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
Формы и сроки представления отчетности о лотереях;
Требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков;
Нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.
Помимо этого Министерство финансов РФ осуществляет: составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ; методическое руководство в области бюджетного планирования, направленное на повышение результативности бюджетных расходов; организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора; заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; обеспечение предоставления бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов; организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов и т. п. Также данное Министерство обобщает практику применения законодательства страны и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
С целью реализации полномочий в установленной сфере Министерство финансов РФ наделено правом запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом
РФ. Структурными подразделениями Министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности, среди которых можно, в частности, назвать следующие: департамент бюджетной политики; налоговой и таможенно-тарифной политики; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; финансовой политики; межбюджетных отношений; регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; бюджетной политики в отраслях экономики; бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки и др.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
В системе Министерства финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Организация и деятельность данной Службы строится в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278.
На основании указанного Положения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов РФ.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) осуществляет контроль и надзор:
За использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
За соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
За соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
За исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
2) осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;