Исполнение контракта. Подводные камни при исполнении госконтрактов Исполнение контракта что в себя включает

Специалисты министерства ответили на вопрос, как заказчики должны применять положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в части направления информации о заключенном контракте в Федеральное казначейство и размещения соответствующей информации в ЕИС после вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №504-ФЗ) (письмо Минфина России от 18 мая 2018 г. № 24-03-07/34121).

В частности, разъяснено, что если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 1 июля, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу Закона № 504-ФЗ.

При этом в случае, если контракт заключен до 1 июля, но обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после указанной даты, отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений в ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Напомним, с 1 июля результаты отдельного этапа исполнения контракта включаются в отчет о его исполнении только в случаях, указанных в Законе № 44-ФЗ. Так, заказчик должен отражать в размещаемом в ЕИС отчете результаты отдельного этапа исполнения контракта в случаях, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 млрд руб.

При этом, согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 504-ФЗ), заказчик обязан направлять в Федеральное казначейство перечисленную в этой норме информацию в течение 5, а не 3 рабочих дней с даты заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки товаров, работ, услуг.

Как подготовить отчет об исполнении контракта

Одно из требований закона № 44-ФЗ – составление отчета об исполнении контракта (или о результатах отдельного этапа исполнения) (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Эти сведения направляются в ЕИС в определенный законом срок. Однако это требование распространяется не на все контракты. Подробности читайте в статье.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Кто и в каких случаях готовит отчет

Заказчик обязан размещать отчет об исполнении контракта в ЕИС (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). В этой же норме определены случаи, когда отчет составлять не требуется. Например, к ним отнесено проведение закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. То есть, заказчику не нужно составлять отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб., если такой контракт заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Отчет необходимо подготовить в следующих случаях:

  1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке (утвердил подписанный приемочной комиссией документ). Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта (этап - период времени, который завершается приемкой, проведением экспертизы и оплатой товара (работы, услуги) соразмерно объему исполненных обязательств).
  2. Контракт был расторгнут.

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта готовится согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее - Положение). Готовит отчет об исполнении контракта, включая в него сведения из контракта и документов о приемке, работник контрактной службы или контрактный управляющий (п.4. Положения).

Подробнее о другой отчетности, которую должен составлять заказчик, читайте в статье « Отчетность заказчика по контракту ».

Как и в какие сроки разместить отчет в ЕИС

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС (п. 6 Положения). На практике для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы.

Срок размещения отчета в ЕИС составляет семь рабочих дней со дня наступления одного из случаев (п. 3 Положения):

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания заказчиком документа о приемке;
  • расторжения контракта, установленного соглашением сторон о расторжении;
  • вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта;
  • вступления в силу решения исполнителя или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Дата составления отчета - дата его размещения в ЕИС (п. 6 Положения).

Разместить отчет (и приложений к нему) можно следующими способами в ЕИС (п. 10 Положения):

  1. Электронный вид (файлы, обеспечивающие возможность их сохранения, а также поиска и копирования произвольного фрагмента текста);
  2. Графический вид (файлы с графическим образом оригинала документа).

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он подписывается руководителем контрактной службы либо контрактным управляющим заказчика и не размещается в ЕИС (п. п. 6, 11 Положения). Датой составления таких отчетов является дата подписания отчета руководителем контрактной службы или контрактным управляющим заказчика (абз. 2 п. 6 Положения).

Важно! К срокам по размещению отчета необходимо подойти со всей ответственностью. Для должностного лица за несвоевременное размещение отчета предусмотрен штраф в размере 15 тыс. руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ), а за его неразмещение - 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта

С отчетом размещаются следующие документы: (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (если заказчик для проведения экспертизы привлекал экспертов, экспертные организации);
  • документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • иные документы, определенные законодательством РФ.

Вопрос: необходимо ли крепить к отчету об исполнении контракта платежные поручения?

Ответ: Нет. Прикреплять к отчету платежные поручения не требуется. В ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень приложений к отчету об исполнении контракта. К ним относятся заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если для этого заказчик привлек экспертов, экспертные организации, и документ о приемке таких результатов. Следовательно, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к данному отчету. Следует учесть, что в отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (пп. «в» п. 26 Положения). Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 07.07.2014 N 02-02-06/32616.

Как заполнить отчет

Порядок заполнения отчета установлен в разделе II Положения и в Письме Минэкономразвития России от 17 июня 2014 г. № Д28-1008.

Отчет содержит информацию (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, проведенная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику);
  • о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта;
  • о санкциях, которые применены по причине нарушения условий контракта или неисполнения;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе исполнения.

Начиная с 2017 года в отчет включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику.

Если контрактом предусмотрены отдельные этапы исполнения, то отчет необходимо формировать нарастающим итогом с начала года, в котором исполняется отдельный этап, на дату его исполнения (п. 7 Положения).

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Отчетность заказчика по контракту

Каждый заказчик, осуществляющий закупки по 44-ФЗ, обязан размещать на сайте ЕИС отчеты о заключении и исполнении контрактов, а также прикреплять к отчетам все необходимые документы. Рассмотрим в статье поэтапную отчетность по контракту.

Закон № 44-ФЗ предусматривает две основные формы отчетности, связанные с контрактом:

  • реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ);
  • отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Отчет о заключении контракта

Заказчики обязаны в течение трех рабочих дней направлять сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, а также о приемке продукции по контракту со дня соответственно заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки продукции (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Информация об изменении контракта или о его расторжении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Данная норма противоречит части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, где установлен трехдневный срок для размещения такой информации. В части 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не говорится непосредственно о размещении соответствующей информации именно в реестре контрактов. В то же время других норм, указывающих на иной раздел единой информационной системы, Закон № 44-ФЗ не содержит.

Отчет об исполнении контракта

Порядок подготовки и размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта и его форма определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней со следующей даты:

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
  • расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Отчет о результатах исполнения отдельного этапа по контракту должен размещаться в ЕИС каждый раз, когда был подписан документ о приемке. К отчету необходимо приложить не только документы о приемке, но и составленное «внешним» экспертом заключение о соответствии принятой продукции условиям контракта (эти заключения не подлежат размещению в реестре контрактов).

Если оплата производится по решению суда, т.е. по исполнительным листам, то отчет об оплате размещается в общем порядке в ЕИС в течение трех рабочих дней. Потому что, в случае, когда контракт имеется в Реестре контрактов на сайте ЕИС, после исполнения обязательств сторонами его требуется закрыть как исполненный. Когда к сумме контракта ещё и заплатили неустойку, то её также необходимо указать.

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения подписывается электронной подписью.

Если, к примеру, у вас заключен контракт на ежедневную поставку молока, каждый день поставщик вам выдает товарную накладную вместе с молоком, а в конце месяца предоставляет сводную накладную, по которой вы и оплачиваете товар. В этом случае в ЕИС размещать нужно только сводную накладную за месяц. Размещать ежедневные накладные не нужно.

Если контракт расторгается и по нему ещё не было выполнено никаких обязательств, то необходимо разместить (прикрепить) на сайте Соглашение о расторжении контракта в обоих реестрах: реестре контрактов; реестре отчетов. После этого закрыть контракт в реестре контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками (144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Какие документы необходимо прикреплять к отчету заказчика об исполнении контракта?

Какие документы необходимо прикреплять к отчету заказчика об исполнении контракта? Необходимо ли к такому отчету прикладывать заключение по результатам экспертизы, документы о приемке результатов выполненных работ, оказанных услуг поставленного товара? Необходимо ли составлять отчет об исполнении контракта в бумажной форме, заверять подписью и печатью руководителя и прикладывать скан к отчету?

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - отчет), предусмотренный ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ (далее - Закон 44-ФЗ), формируется в соответствии с Положением о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденным Постановлением Правительства №1093 (далее - Положение).

Так, согласно п. 4 и 5 Положения формирование отчета осуществляется в том числе с использованием информации, размещенной в единой системе, а также информации, содержащейся в реестрах, классификаторах и справочниках единой системы, и иных информационных системах, работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по прилагаемой к Положению форме. Функционал официального сайта единой информационной системы позволяет сформировать отчет путем заполнения соответствующих граф в электронной форме непосредственно на сайте, при этом сформированная таким образом электронная форма отчета подписывается электронной подписью уполномоченного лица заказчика (п. 6 Положения), то есть дублирование такого отчета в форме графического документа с «живой» подписью, по нашему мнению, не требуется.

Вместе с тем, согласно ч. 10 ст. 94 Закона 44-ФЗ к указанному отчету при размещении его в единой информационной системе необходимо приложить графическую копию заключения внешней экспертизы результатов исполнения контракта или его отдельного этапа (если такая экспертиза проводилась), а также графические копии документов, подтверждающих исполнение контракта: документы о приемке товара (работ, услуг) и документы об оплате поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика (п. 10 Положения о закупке).

С уважением, Чижова Елена Михайловна, Заместитель начальника отдела организации и проведения закупок Балтийского тендерного центра

Дата исполнения контракта при публикации отчета в ЕИС

Вопрос-ответ по теме

При размещении сведений об исполнении контракта и отчета в ЕИС какая считается дата исполнения контракта Товарная накладная или дата платежного поручения что бы вовремя разместить сведения об исполнении.?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Какую информацию и как разместить в реестре контрактов

Екатерина Кравцова, заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Заказчики, которые заключили, изменили, исполнили, расторгли контракт, направляют информацию в реестр контрактов. Ведет реестр контрактов Федеральное казначейство в электронном виде на русском языке. Заказчики вправе использовать буквы латинского алфавита, если указывает фамилию, имя, отчество иностранных физлиц, наименование иностранных юрлиц и торговых марок.

Реестр контрактов состоит из реестровых записей. Казначейство формирует или изменяет записи на основании информации и документов, которые представил заказчик, и размещает записи в ЕИС.

Правила, по которым взаимодействуют заказчики и Федеральное казначейство, установлены в приказе Минфина России от 24 ноября 2014 года № 136н, далее – Приказ № 136н.

Каждый заказчик, осуществляющий закупки по 44-ФЗ, обязан размещать на сайте ЕИС отчеты о заключении и исполнении контрактов, а также прикреплять к отчетам все необходимые документы. Рассмотрим в статье поэтапную отчетность по контракту.

Закон № 44-ФЗ предусматривает две основные формы отчетности, связанные с контрактом:

  • реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ);
  • отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Отчет о заключении контракта

Заказчики обязаны в течение трех рабочих дней направлять сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, а также о приемке продукции по контракту со дня соответственно заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки продукции (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней со следующей даты:

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
  • расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Отчет о результатах исполнения отдельного этапа по контракту должен размещаться в ЕИС каждый раз, когда был подписан документ о приемке. К отчету необходимо приложить не только документы о приемке, но и составленное «внешним» экспертом заключение о соответствии принятой продукции условиям контракта (эти заключения не подлежат размещению в реестре контрактов).

Если оплата производится по решению суда, т.е. по исполнительным листам, то отчет об оплате размещается в общем порядке в ЕИС в течение трех рабочих дней. Потому что, в случае, когда контракт имеется в Реестре контрактов на сайте ЕИС, после исполнения обязательств сторонами его требуется закрыть как исполненный. Когда к сумме контракта ещё и заплатили неустойку, то её также необходимо указать.

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения подписывается электронной подписью.

Если, к примеру, у вас заключен контракт на ежедневную поставку молока, каждый день поставщик вам выдает товарную накладную вместе с молоком, а в конце месяца предоставляет сводную накладную, по которой вы и оплачиваете товар. В этом случае в ЕИС размещать нужно только сводную накладную за месяц. Размещать ежедневные накладные не нужно.

Статья 86. Исполнение контракта

1. Исполнение контракта - комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и обеспечивающих достижение результатов, предусмотренных контрактом, включая:

1) взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по вопросам исполнения контракта;

2) экспертизу представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) в соответствии с частью 3 настоящей статьи;

3) приемку результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) в соответствии с частями 7 - 9 настоящей статьи;

4) исполнение заказчиком обязательства по оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

5) представление заказчику предложений по изменению, расторжению контракта в соответствии со статьей 87 настоящего Федерального закона, применению мер ответственности, предусмотренных контрактом;

6) подготовку отчетов по результатам исполнения контракта в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом (этапом контракта) сроку представить заказчику результаты исполнения контракта (его отдельного этапа), при этом заказчик обязан обеспечить их приемку в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) на предмет их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. К проведению экспертизы результатов исполнения контрактов могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы в случае, если закупка осуществляется из единственного источника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 5 - 8, 10, 17, 19, 21, 29 и 30 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертизы результатов исполнения контракта экспертами, экспертными организациями.

4. Для проведения экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и исполнителя контракта дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и его результатам. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. Заключение должно быть объективным и аргументированным.


В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке результатов исполнения контракта, в заключении могут содержаться предложения об устранении таких нарушений, в том числе с указанием срока устранения нарушений.

5. Лица, подписавшие заключение по результатам экспертизы, несут за данное ими заключение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6. По решению заказчика для приемки результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) может создаваться приемочная комиссия. Приемочная комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) осуществляется в порядке и сроки, установленные контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии, или иным документом, определенным бюджетным законодательством Российской Федерации, либо поставщику (исполнителю, подрядчику) в те же сроки заказчиком направляется письменный мотивированный отказ от подписания такого документа.

В случае привлечения для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке результатов исполнения контракта (отказе в приемке результатов исполнения контракта) заказчиком приемочной комиссией должны учитываться отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для проведения экспертизы.

8. Заказчик, приемочная комиссия отказывают в приемке результатов исполнения контракта в случае несоответствия представленных результатов (поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) условиям контракта, за исключением случая, когда выявленные нарушения не препятствуют приемке результатов исполнения контракта и были устранены исполнителем контракта.

9. Результаты исполнения контракта отражаются в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем следующие сведения:

об исполнении контракта (о достигнутых результатах, в том числе об их соответствии плану-графику, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта);

о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые были применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

об изменении (расторжении) контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы экспертов, экспертных организаций (если проводилась экспертиза), а также документ о приемке результатов исполнения контракта или иной документ, определенный бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 87. Изменение и расторжение контракта

1. Изменение условий контракта в ходе его исполнения не допускается, за исключением следующих случаев изменения контракта по соглашению сторон:

1) если возможность изменения контракта была предусмотрена в документации об осуществлении закупки и проекте контракта:

при снижении цены контракта без изменения предусмотренного контрактом количества (объема) товаров (работ, услуг), качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и иных условий исполнения контракта;

при изменении в ходе исполнения контракта по предложению заказчика количества (объема) всех предусмотренных контрактом товаров (работ, услуг) не более чем на десять процентов такого количества (объема) в случае выявления потребности в дополнительных товарах (работах, услугах), не предусмотренных контрактом, но связанных с работами (услугами), предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренных контрактом товарах (работах, услугах). При этом по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально количеству (объему) указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или количеству (объему) указанных товаров (работ, услуг), но не более чем на десять процентов такой цены;

2) в случае внесения изменений в закон (решение) о бюджете:

по решению Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственные контракты, заключенные на срок не менее трех лет в целях осуществления бюджетных инвестиций, реализации государственного оборонного заказа, срок исполнения которых превышает три года, а в случае, если цена такого контракта составляет не менее десяти миллиардов рублей, - при условии внесения изменений в такие контракты не ранее чем через три года со дня их заключения;

по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о внесении изменений в государственные контракты, заключенные на срок не менее трех лет в целях осуществления бюджетных инвестиций, срок исполнения которых превышает три года, а в случае, если цена такого контракта составляет не менее пяти миллиардов рублей, - при условии внесения изменений в такие контракты не ранее чем через три года со дня их заключения;

по решению местной администрации муниципального образования о внесении изменений в муниципальные контракты, заключенные на срок не менее одного года в целях осуществления бюджетных инвестиций, при условии, что цена такого контракта составляет не менее одного миллиарда рублей и внесение изменений в такие контракты осуществляется не ранее чем через один год со дня их заключения;

3) при невозможности по не зависящим от заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) причинам (в том числе при введении новых технических требований к продукции и (или) процессам ее производства) исполнить контракт в соответствии с указанными в нем условиями и без изменения его цены в случае, если срок действия контракта составляет не менее двух лет и его цена превышает один миллиард рублей. Порядок изменения условий контракта по данному основанию устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

5) в случае уменьшения ранее доведенных в установленном порядке заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В таком случае заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий, в том числе по цене, и (или) срокам исполнения контракта, и (или) количеству (объему) товаров (работ, услуг), предусмотренных контрактом.

Принятие заказчиком решения об изменении условий исполнения контракта, в том числе срока исполнения контракта, в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества (объема) товаров (работ, услуг).

В случае наступления предусмотренных настоящим пунктом обстоятельств, обусловливающих невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из тех заключенных контрактов, предметом которых является поставка продовольствия, средств для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения, и (или) по которым поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства исполнены.

2. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

3. В случае перемены заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

4. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть отражены в единой информационной системе.

5. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения обязательств по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. Заказчик в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупки, извещением о проведении запроса котировок, в следующих случаях:

1) по контракту на поставки товаров:

осуществление поставок товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;

осуществление поставок некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;

однократное нарушение сроков поставки товаров в случае, если сроки поставки товаров являлись существенным условием контракта и были указаны в проекте контракта;

2) по контракту на выполнение работ:

если подрядчик не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;

если во время выполнения работы нарушены условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок такие нарушения подрядчиком не устранены либо если нарушения являются существенными и неустранимыми;

однократное нарушение сроков выполнения работ в случае, если сроки выполнения работ являлись существенным условием контракта и были указаны в проекте контракта;

3) по контракту на оказание услуг:

если исполнитель не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный контрактом;

если во время оказания услуги нарушены условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок такие нарушения исполнителем не устранены либо если нарушения являются существенными и неустранимыми;

однократное нарушение сроков оказания услуг в случае, если сроки оказания услуг являлись существенным условием контракта и были указаны в проекте контракта.

7. Заказчик не вправе применять предусмотренные настоящей статьей меры в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, возникли по его вине.

Решение заказчика об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня направления решения об отказе от исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) обязан направить уведомление о принятом решении в контрольный орган. Указанное решение вступает в силу через десять дней после даты его опубликования, за исключением случаев приостановления (отложения) сроков вступления в силу указанного решения в соответствии с настоящей частью.

При поступлении в течение указанного десятидневного срока в контрольный орган жалобы на такое решение заказчика контрольный орган по результатам всестороннего рассмотрения доводов жалобы и отзыва заказчика, обосновывающего принятое им решение, вправе:

приостановить расторжение контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив в письменной форме заказчику требование о приостановлении расторжения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для него обязательным;

признать жалобу необоснованной и одобрить решение заказчика;

признать жалобу обоснованной и отменить решение заказчика;

при необходимости исследования документов отложить срок вступления в силу решения, но не более чем на сорок пять дней.

8. Заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупки требованиям к участникам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо представил недостоверные сведения в части требований к участникам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры.

9. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения обязательств заказчик вправе потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) возмещения причиненных убытков.

10. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения обязательств, направляется в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения обязательств заказчик вправе заключить контракт с участником процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который сделал предпоследнее предложение по условиям исполнения контракта, следующее после предложения, сделанного победителем указанной процедуры. Такой участник вправе отказаться от заключения контракта.

11. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если в документации об осуществлении закупки, извещении о проведении запроса котировок было предусмотрено в соответствии с частью 6 настоящей статьи право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в следующих случаях:

1) неоднократное нарушение заказчиком сроков оплаты товаров (работ, услуг), в том числе уплаты авансовых платежей;

2) непредоставление заказчиком исходных материалов, сведений и (или) невыполнение иных обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с чем поставщик (подрядчик, исполнитель) не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или поставщик (подрядчик, исполнитель) не может выполнить обязательства к сроку, предусмотренному контрактом;

3) нарушение заказчиком своих обязанностей по контракту, в частности непредоставление исходных материалов или сведений, оборудования, технической документации и т.д., если такие нарушения препятствуют исполнению контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязательств не будет произведено в установленный срок.

12. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать от заказчика возмещения причиненных убытков.

13. Контракт считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения контракта не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

14. Сведения об изменении и расторжении контрактов размещаются в единой информационной системе.

Статья 88. Обеспечение исполнения контракта

1. Заказчиком в документации об осуществлении закупки должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

2. Исполнение контракта может обеспечиваться безотзывной банковской гарантией, выданной банком или иной кредитной организацией, включенной в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, или внесенными денежными средствами. Способ обеспечения исполнения контракта указанными в настоящей части способами определяется таким участником самостоятельно. Форма банковской гарантии и порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

3. Контракт заключается после представления участником процедур осуществления закупок, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии или заключения договора залога прав по договору банковского счета (банковского вклада) в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об осуществлении закупки.

4. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) цена занижена на двадцать пять или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, указанной заказчиком в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в процедурах осуществления закупки, такой участник процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан представить обеспечение исполнения контракта в размере тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

5. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представить заказчику взамен ранее представленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств по контракту, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

6. В случае если участником, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение и заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта, положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются.

,
ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева НИУ-ВШЭ

В ходе исполнения контрактов у заказчиков и поставщиков возникает масса вопросов. Ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева НИУ-ВШЭ ответил на самые злободневные вопросы наших читателей.

Бюджетное учреждение объявило электронный аукцион на проведение капитального ремонта здания. Начальная максимальная цена была определена сметой, являющейся приложением к аукционной документации. Итоговая сумма в смете включает в себя размер НДС по ставке 18%. Заявку на участие в аукционе подала только одна организация, которая работает по УСН, то есть не является плательщиком НДС (). Каким образом учреждение должно определить сумму контракта: с учетом НДС или без него?

Пользователь без подписи

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

В данной ситуации Вы должны заключить контракт с учетом НДС. Государственный или муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения ( ; ; письмо Минэкономразвития России от 25 января 2011 г. № Д22-88).

Изменить цену после заключения контракта нельзя – цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). Даже если исполнитель контракта использует УСН, контракт все равно заключается по цене, предложенной победителем (то есть с НДС). При оплате товаров, поставляемых в рамках госконтракта, заключенного с победителем электронного аукциона, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары оплачиваются по цене, указанной в контракте (письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-11/44793).

Заказчиком был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по ремонту здания. В извещении, конкурсной документации и проекте контракта было закреплено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (). Была подана и одобрена одна заявка, конкурс признан несостоявшимся, и заказчик был вынужден заключить контракт с единственным поставщиком. Однако на этапе заключения договора подрядчик не согласился с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, аргументируя это тем, что он сам является субъектом малого предпринимательства. Можно ли привлечь подрядчика к ответственности?

Администрация Яранского муниципального района Кировской области)

Да, подрядчика, не согласившегося с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, можно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Такая ответственность определяется условиями госконтракта – причем положение об ответственности является существенным условием контракта и должно обязательно в нем присутствовать ().

Наше учреждение провело электронный аукцион, по результатам которого заключило контракт на поставку бензина и дизельного топлива сроком до 31 декабря 2014 года. Если мы не исполним контракт на установленную сумму до конца 2014 года, сможем ли мы работать по данному контракту и в 2015 году, вплоть до его полного исполнения?

Марина Дружинина

Нет, Вы не сможете работать по данному контракту в 2015 году.Срок действия контракта относится к существенным условиям. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Узнать, может ли подрядчик продлить контракт на выполнение проектных работ, если он не укладывается в срок, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами страны ().

Поскольку Ваш случай не относится к вышеперечисленным, изменить существенные условия заключенного контракта невозможно.

Наша организация является поставщиком по госконтракту. Контракт был заключен 4 декабря 2013 года, окончательное его исполнение должно было состояться в феврале 2014 года, но на сегодняшний день оплата так и не произведена. Как нам рассчитать неустойку за просрочку исполнения обязательств?

Мария Лаврова

Несмотря на то, что контракт был заключен в 2013 году, во время действия старого закона о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "; далее – Закон № 94-ФЗ), неустойка за просрочку исполнения обязательств рассчитывается по действующему в настоящее время Закону № 44-ФЗ (). Если речь идет о нарушении заказчиком срока оплаты товара (работы, услуги), поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени) (). Пеня устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней Банка России (на сегодняшний день ее размер составляет 8,25%) от неуплаченной в срок суммы.

Заказчиком заключен контракт на проведение капитального ремонта здания, в цену которого включена стоимость строительных материалов. В ходе исполнения контракта у заказчика появилась возможность использовать собственные строительные материалы. Может ли заказчик по соглашению с подрядчиком уменьшить цену контракта на величину, равную стоимости строительных материалов?

Сергей Михайлович

Нет, Вы не можете уменьшить цену контракта. Цена контракта является его существенным условием. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  • произошло изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  • при уменьшении ранее доведенных до заказчика-казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств ();
  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории страны ().

Изменение условий уже заключенного контракта по указанному Вами основанию не предусмотрено. Если заказчик все же уменьшит цену контракта, он может быть привлечен к административной ответственности за изменение условий контракта в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для организаций ().

В период с июня 2014 года по сегодняшний день мы заключили 20 госконтрактов в качестве заказчика. При этом по 19 из них осуществлена поставка товара и услуг, что подтверждено всеми необходимыми документами. Однако отчеты об исполнении контракта контрактным управляющим размещены на Едином портале госзакупок не были. Какая ответственность может быть возложена на контрактного управляющего за неразмещение отчетов?

Тома Цурова

На контрактного управляющего может быть возложена административная и дисциплинарная ответственность.

Необходимость формирования отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа обусловлена требованиями . Там же содержится требование о размещении такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок (а до ее создания – на Едином портале госзакупок). Исключения предусмотрены лишь для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. и закупок организаций образования и культуры на сумму до 400 тыс. руб. Кроме того, требования о подготовке заказчиком отчета не применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены на Едином портале госзакупок или приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года.

Если отчет об исполнении или неисполнении контракта не размещен, ответственное должностное лицо подлежит административной ответственности (). Поскольку контрактные управляющие несут административную ответственность как должностные лица (), эта норма распространяется и на них. Штраф за непредоставление документов или инофрмации, подлежащих включению в реестр контрактов, составляет 20 тыс. руб.

Кроме того, контрактный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Ответственность контрактного управляющего зависит от осуществляемых им полномочий (). Как правило, в должностной инструкции контрактного управляющего закреплены его должностные обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Наше учреждение заключило контракт на выполнение работ по Закону № 44-ФЗ. К настоящему моменту работы не выполнены, в связи с чем мы решили взыскать пени за время просрочки исполнения контракта, руководствуясь п. 6 Правил, утвержденных . С одной стороны, указанный пункт устанавливает: "Пеня начисляется за каждый день просрочки <...> и определяется по формуле: <...>". С другой стороны, сама формула исчисления пени, закрепленная указанными Правилами, содержит в себе количество дней просрочки. В связи с этим возникает вопрос: должна ли сумма пени, исчисленная по этой формуле, умножаться на количество дней просрочки, или она охватывает весь период нарушения подрядчиком своих обязательств?

Елена Онищенко

Нет, сумма пени не должна умножаться на количество дней. Как Вы верно отметили, в указанной формуле уже заложено количество дней просрочки, и этот факт является определяющим.

Осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., возможно при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не будет составлять более чем 50 млн руб. (). Заказчик оплатил в 2014 году договоры, заключенные с единственными поставщиками в 2013 году по . Сумма совокупного годового объема закупок по этим договорам составляет 5 млн руб. Таким образом, заказчиком превышен годовой объем закупок у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ. Будет ли заказчик привлечен к ответственности за превышение этого лимита с учетом того, что контракт был заключен по ранее действовавшему закону?

Анастасия Григорьева

Нет, не будет. Контракт был заключен с единственным поставщиком в 2013 году по нормам . К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, нормы Закона № 44-ФЗ применяются только в части прав и обязанностей (). Таким образом, об ответственности речи не идет.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Владимир Кузнецов
14.03.2018

Всем привет!

Сегодня поговорим о «подводных камнях» при исполнении государственных контрактов.

Давайте договоримся, что я не буду расписывать полное название Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, все ссылки на статьи и неполное название относятся именно к этому документу.

Не будем останавливаться на «особенностях» проведения отдельных тендеров, пусть это останется на совести нечистоплотных заказчиков, а мы попробуем разобраться в часто возникающих вопросах при исполнении обязательств и путях их решения.

Итак, вы нашли подходящую закупку, выиграли тендер и заключили контракт.

Поздравляю! Теперь начинается все самое интересное!

Вы, естественно, полны сил и энтузиазма поскорей что-нибудь поставить, получить свои кровные и посчитать, сколько вы реально заработали.

На практике не все так просто, заказчику может быть и не нужен весь объем продукции сразу и аванс он платить не готов, зато по первому зову будьте любезны осуществить поставку. Конечно, далеко не все тендерные документации составлены именно так, но мы разбираем неприятные ситуации, которые могут возникнуть при исполнении госконтрактов, поэтому и будем строить наше общение в этом ключе.

Камень первый! Срок оплаты.

Прежде всего, необходимо отметить, что с 1 мая 2017 года вступил в силу ряд поправок, которые направлены на защиту поставщиков и ограничивают максимальный срок оплаты по государственному (муниципальному) контракту.

Для закупок, проводимых в общем порядке, этот срок составляет не более 30 дней (см. ч.13.1 ст.34 Закона), а в случае осуществления закупок для субъектов малого предпринимательства, срок оплаты устанавливается не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (см. ч.8 ст.30 Закона).

Остановимся на данном вопросе подробнее.

Допустим заказчику необходимо поставить 30 сотовых телефонов известной марки, по условиям технического задания и контракта поставка должна быть осуществлена 3 партиями по 10 штук. Вы подписали контракт, предусмотрительно закупили 10 телефонов необходимой конфигурации и осуществили поставку первой партии.

Когда заказчик обязан произвести оплату? По логике в течении 30 дней с момента поставки, мы же читали закон, да и денег у нас на одну партию, а следующие две мы планировали закупить на полученные за первую партию деньги.

Читаем часть 13.1 статьи 34 внимательнее: «Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона».

В законе разделены два понятия - это срок оплаты товара и срок оплаты отдельных этапов исполнения контракта. Понимаете, в чем разница?

В случае, если в контракте указан срок оплаты поставленного товара, то и заказчик произведет оплату по факту поставки всех трех партий, 30 дней начнут исчисляться с момента поставки последней партии. А вот в случае указания срока оплаты отдельных этапов исполнения контракта, оплата будет производиться после поставки каждой партии.

Итак, вы отгрузили первую партию, оплату от заказчика еще не получили, надо же еще 2 партии телефонов поставить, а свободных средств нет! Что делать?! Можно бежать в банк и попробовать оперативно получить кредит, но я рекомендую присмотреться к

Penenza , краудлендинговой платформе, на которой инвесторы напрямую кредитуют поставщиков.

В настоящее время данный сегмент рынка активно развивается т.к. позволяет получить заём в течении суток без предоставления кучи никому не нужных бумаг, что особенно ценно в условиях сжатых сроков исполнения по контрактам.

Камень второй! Обеспечение исполнения контракта.

Скорее это даже нe камень, а лайфхак для людей, умеющих считать свои деньги.

Предположим, вы выиграли крупный тендер на 100 млн. рублей, по условиям закупки размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от начальной цены или 30 млн. рублей, срок выполнения работ 1 год.

Вы можете предоставить банковскую гарантию или перечислить в залог денежные средства. Естественно выводить 30 млн. рублей из оборота компании на 1 год нелогично, так как даже положив эти деньги в банк под 7% годовых вы заработаете 2.1 млн. рублей, поэтому многие выбирают способ обеспечения банковской гарантией.

Обратимся к части 7 статьи 96: «В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта».

Вы правильно поняли, что как только выполнен первый этап работ, то сразу можно представить уменьшенное обеспечение.

Что это дает и как на этом сэкономить?

Каждый (ну или почти каждый) банк берет премию за выдачу банковской гарантии и комиссию в годовых процентах, которая формируется исходя из срока, на который выдается банковская гарантия. При заключении договора с банком уточняйте условия досрочного расторжения (прекращения действия) банковской гарантии. Комиссию за выдачу вам скорее всего никто не вернет, а вот сумму за пользование банковской гарантией пересчитают в зависимости от фактического срока использования.

Допустим, при заключении контракта вы перечислили в залог денежные средства, после выполнения первого этапа работ вы сообщаете заказчику, что хотите уменьшить обеспечение и заменить его на банковскую гарантию.

Если с момента подписания контракта прошел какой-то значительный срок (хотя бы месяц) и вы выполнили какую-то часть работ, то в случае обращения в банк за гарантией вам будут считать комиссию уже не от всей суммы контракта, а от размера неисполненных обязательств и срока до окончания работ. Изменив способ обеспечения, вы выведете свои денежные средства и заплатите банку уменьшенную комиссию.

Камень третий! Штрафы.

К сожалению, не всегда получается исполнить контракт вовремя, причин может быть масса: производитель продукции подвел, в партии товара обнаружился брак, в процессе доставки сломался транспорт и т.п.

На момент написания данного материала правила определения размера штрафа и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.

На самом деле даже если вы нарушили какие-то условия контракта и тем более если это произошло вследствие непредвиденных обстоятельств, то не паникуйте и не бегите галопом оплачивать неустойку, выставленную заказчиком.

Прежде всего, давайте разберемся: за что можно выставлять штрафы, а за что пени?

Читаем внимательно приложение № 1 к вышеуказанному постановлению:

Пункт 3 гласит: За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.

Таким образом, штрафы начисляются, в случае если вы не выполнили или выполнили некачественно свои обязанности по контракту.

А как быть с просрочкой? Читаем пункт 10:

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Т.е. в случае поставки товара или выполнения работ с опозданием начисляется пеня, особо отметим, что размер пени должен быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам.

Выше я уже говорил, что не стоит бежать и оплачивать выставленную неустойку и далее объясню почему.

Заказчик всегда нацелен на экономию бюджетных средств. Предположим, какому-то государственному предприятию из года в год выделяют одну и ту же сумму средств из бюджета и ничего не меняется, ни лучше, ни хуже, а высшее руководство требует увеличения показателей, аппетиты растут.

Вот и получается, что зачастую руководители на местах вынуждены искать пути экономии средств, за те же деньги сделать больше. Но как? Получить экономию по аукциону или вернуть деньги предприятию через штрафы.

Поэтому в случае каких-либо противоречий с заказчиком не думайте, что вы сильно нарушили условия поставки, прежде всего, внимательно прочитайте контракт, наверняка там есть какие-то пункты, регламентирующие приемку товара, порядок замены, а также порядок направления претензии.

Как правило, на приемку результатов работ (услуг) отпускается около 14 дней, а на направление претензии 10 дней и на исправление недоделок еще 10 дней.

Например, если вы в день «Х» привезли партию товара, часть из которой оказалась браком, то это не означает, что вам сразу должны выставить штраф. Заказчик должен предложить вам устранить недостатки в разумный срок или направить претензию.

Что хочется сказать напоследок? Читайте законы и знайте свои права и тогда все у вас будет хорошо! Всем удачи!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх