Кто заказчики и поставщики

Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2019 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223. Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.

При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.

критерий сравнения ФЗ 44 ФЗ 223
сфера регулирования любые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП * только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки
заказчики бюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень) разные:
поставщики любые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности
виды торгов (процедур)** разные:
  • электронный аукцион;
  • конкурс с ограничением участия;
  • открытый конкурс;
  • запрос предложений;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • аукцион в закрытой форме;
  • запрос котировок;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.
торговые площадки перечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):
  1. Сбербанк-АСТ.
  2. Заказ РФ.
  3. ММВБ.
  4. Росэлторг.
  5. Российский аукционный дом.
  6. РТС-Тендер.
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению
сроки подачи заявки аукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;

если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней

заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно
виды отчетов заказчика только об исполнении самого договора, общей сумме закупок разные:
  • все подписанные договоры;
  • договоры с единственной компанией;
  • договоры по закупкам, которые связаны с гостайной.
обеспечение обязательств по договору*** государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значения обеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению
изменение и расторжение договоров детально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменению стороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика
подача жалобы на действия со стороны заказчика подаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих дней также подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством

* Реестр недобросовестных поставщиков

** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).

*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.

Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):

Виды торгов

Как тот, так и другой федеральный закон предлагает одинаковые виды (способы) торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только ФЗ 44 – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). К единым видам торгов по обоим законам относятся:

  1. Аукцион – победитель определяется по простому принципу: кто предложит наименьшую цену, тому и достанется контракт. Однако бывают и редкие исключения, когда победитель определяется по наибольшей цене.
  2. Конкурс чаще всего используется для сложных объектов закупки. Победитель определяется по комплексу критериев, а не только по цене (во внимание принимаются квалификация участника, его опыт, деловая репутация и т.п.).
  3. Запрос котировок совмещает критерии аукциона и конкурса.
  4. Запрос предложений – участники сами выдвигаются собственные предложения, причем они видят и варианты конкурентов, в связи с чем могут корректировать свои варианты.

Среди описанных способов выделяют и другие разновидности – открытые и закрытые аукционы, запросы предложений/котировок в бумажном и электронном виде и др.

Что касается покупки у единственной компании, это особый случай, который допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в законе 44. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным Указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до 100 тысяч рублей и многие другие














7 этапов проведения конкурса

Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры:

  1. Заказчик анализирует потребности и принимает решение о проведении закупок, об их общем объеме и форме. На этом этапе он организует работу комиссии и принимает соответствующее Положение.
  2. Далее происходит подготовка конкурсной документации. К ней относятся различные документы – это Положение, образцы всех форм документов, обоснование проекта, подробное техническое задание, сам проект и т.п.
  3. Публикуется извещение с точным указанием сроков подачи заявок, на которые и ориентируются участники процедуры. Извещение и сопутствующая документация в настоящий момент размещается в Единой информационной системе.
  4. Затем происходит регистрация заявок от всех заинтересованных лиц.
  5. Информация о заявках анализируется (вскрываются бумажные конверты или открываются электронные файлы).
  6. Заявки рассматриваются, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретной компанией.
  7. Называется победитель; далее с ним подписывается договор, после чего компания приступает к работе.

Таким образом, при использовании ФЗ 44 стороны четко руководствуются только его нормами, применение других регламентов не допускается. Что касается случаев, попадающих под действие ФЗ 223, стороны действуют не только по этому закону, но и согласно Положениям о закупках. Поэтому такие ситуации более гибкие с точки зрения регулирования (сроки, отчетность, электронные площадки и т.п.).

Всех приветствую. Давайте вновь поговорим о банковских продуктах. Сейчас предлагаю коротенько обсудить банковские гарантии по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Спросите, почему именно по этим федеральным законам? Думаю потому, что мне нравится общая идея, которая закладывалась в эти ФЗ, при их внедрении.

Мысль законодателя была проста.

Необходимо упростить жизнь частного собственника, предпринимателя для того, что бы тот мог оказывать услуги B2G (услуги бизнеса государству). Давайте договоримся, что под государством, я понимаю и администрации регионов, и муниципалитеты, и окологосударственные структуры, в лице государственных организаций и т.д.

Давайте, для тех, кто впервые слышит про возможности работы с государством, расскажем, что такое 44-ФЗ и 223- ФЗ.

  • 44-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение.
    Если говорить человеческим языком, то данный ФЗ, регулирует все взаимоотношения между выполнением государственных заказов и юридическими лицами. Т.е. процесс имеет жесточайшую регламентацию.
    Для простоты понимания, приведу пример.
    Школа Ромашка очень хочет, уволить своих поваров, чтобы питанием учеников, занималась некий ресторан Рожки и Копытца. Однако, напрямую, этого сделать нельзя.
    Необходимо на специальном сайте, закупки.гов. осуществить размещение заказа, на определенную сумму средств, на определенный срок (пускай 5 млн.руб. сроком на 1 год). А также, описать необходимые требования к количеству приемов пищи, качеству еды и т.д.
    И заявки на участие в этом тендере может подать любое юридическое лицо. Победитель определяется по ряду показателей. И если дружественная компания Рожки и Копытца, предложит не самые выгодные условия, но будет выбрана победителем (что должно будет отразиться также на сайте), то любой не согласный с решением участник, может подать апелляцию в ФАС, с просьбой пересмотреть результаты конкурса, т.к. имеются следы нарушения законодательства. После чего, конкурс будет либо перенесен, либо будет выбран иной победитель (редко).
    Очень интересно?! Согласен. Идея — очень классная. Ниже, мы поговорим о том насколько удалось запустить именно такое развитие закона.
  • 223-ФЗ, это Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» - Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.
    Он очень похож на 44-ФЗ, там различие в государственных предприятиях, которые могут работать по этому закону.
    А также, различия в регламентациях.
    Так, например, различные оборонные заказы, осуществляются только через 44-ФЗ. Т.к. этот ФЗ очень регламентирован, и не позволяет осуществлять шагов влево или право.
    223-ФЗ, более лоялен к требованиям, там немного от себя могут добавить в конкурсную документацию госкомпании (они вольнее в выборе требований к участникам).
    Также, важным отличием, является то, что по 44-ФЗ, бумажная банковская гарантия, не особо требуется бенефициару, ему важно, что бы скан этой гарантии, был размещен Банком на сайте закупки.гов.
    В 223-ФЗ, еще превалирует наличие бумажной формы для бенефициара.
    Ну и там еще есть ряд отличий.

Так вот, теперь вернемся к тому, какие же мысли были у законодателя, когда он «изобретал» эти законы.

Мысль, заключалась в том, кстати, в том числе, это мысли активно транслировались при внедрении законов, чтобы:

  • унифицировать процедуру участия;
  • позволить именно малому бизнесу принимать участия в интересных проектах;
  • сделать процедуру более прозрачной;
  • уйти от неценовой конкуренции;
  • убрать серые схемы выбора победителя;
  • позволить абсолютно любому желающему ознакомиться с конкурсной документацией, что бы было понимание того, на что расходуются государственные средства;
  • уйти от бюрократии;
  • контролировать госслужащих в лице аффилированных компаний;
  • и т.д. и т.п.

Т.е. если взять все вышеперечисленное, то цели действительно были благие. И я уверен, что часть людей, участвовавших в разработках данных ФЗ, реально была заинтересована в упрощении работы с государством, для предпринимателей.

Как в итоге оказалось?

Большинство прекрасно знает. К сожалению, как раз вышеуказанные проблемы и вскрылись.

Что я имею ввиду:

— отсутствие простоты участия (огромные пакеты сканированных и заполняемых документов);

— не всегда адекватные требования к участникам тендера (когда по параметрам могут проходить лишь несколько заинтересованных компаний);

— большие тендеры не возможны для участия предпринимателей, т.к. не позволяют тем, на собственных средствах выполнять контракты;

— выбор победителя зачастую основывается не на качестве услуг, которые будут оказаны в будущем, а лишь на основании цены (зачастую ниже себестоимости);

— плохое качество выполняемых услуг;

— не всегда своевременная оплата со стороны бенефициаров, после в срок выполненной работы предпринимателем (риски каждый предприниматель сам знает, это большая дебиторская задолженность, при отсутствии ликвидных средств для выполнения текущих операции предприятия);

— и т.д. и т.п. (каждый, участвовавший в тендерах, сам может дополнить этот список).

Собственно, мы поговорили в целом о данных законах. Чем между собой отличаются данные законы, также обсудили.

По процедуре участия, всё до безобразия просто.

В этом разделе, можно ознакомиться и с требованиями, и с процедурой регистрации.

Подробно на этом останавливаться не будем. Т.к. пошаговая регистрация там не сложнее регистрации на сайте налоговой юридическому лицу. Графы стандартны. Наличие системы КриптоПро обязательно (но кто сейчас из предпринимателей не имеет эту программу).

Тот же кто не имеет, так и забейте в любой поисковик КриптоПро – выйдет много полезной информации. Для простоты понимания – эта программа необходима для работы с ЭЦП (электронно-цифровой подписью, которая, определенно, скоро станет не менее важна, чем оригинальная подпись… хотя мне кажется уже стала важнее)).

Итак, в следующих статьях, поговорим о том, какие же продукты предлагают Банки для тех, кто участвует в 44-ФЗ или 223-ФЗ. Т.к. продуктов действительно много.

И, если Вы предприниматель, который еще не участвовал в торгах, хочет, но переживает, что у Вас не хватит собственных средств, или необходимы большие депозиты на участие в тендере, или не хватит оборотных средств для выполнения контракта… не переживайте.

Сейчас у Банков целая линейка, на каждое из возможных развитий событий. Это и банковская гарантия для предпринимателя, и кредитование на выполнение контракта.

Но об этом в следующих статьях. Еще эту информацию необходимо переварить)).

Всем спасибо.

Источник Александр MSBHelp Киселев

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.

Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.


223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.


Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ. А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.


Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:


Федеральный закон №44-ФЗ Федеральный закон №223-ФЗ
Какие виды закупок предусмотрены
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.

При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

  • Аукционы;
  • Конкурсы.

Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.

На каких ЭТП публикуются тендеры
  • РТС-тендер;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая Электронная Торговая Площадка;
  • Заказ РФ;
  • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  • Российский аукционный дом.
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
Усиленная неквалифицированная. Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
  • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
Не предусмотрены.

44 ФЗ, 223 ФЗ — два закона, которые регулируют большую часть госзакупок. 01.07.2018 вступили в силу сразу несколько Постановлений Правительства, которые сильно изменили не только сами законы по закупкам, но и различия между ними. Эта статья будет полезна тем, кто только разбирается в процессе госзакупок и пытается понять, чем же госзакупки по 44-ФЗ отличаются от запросов по 223-ФЗ.

Что регулируют

Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.

Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».

223-ФЗ, в свою очередь, содержит нормы для госкорпораций, естественных монополий и т. д. Если раньше он носил рамочный характер, то теперь его новая редакция уточняет многие моменты, которые нельзя игнорировать.

Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?

Таблица отличий

В нескольких словах изложить содержание двух федеральных законов — сложная задача. Но мы попытаемся. Вы уже знаете, в каких случаях используются оба Федеральных закона. Теперь рассмотрим, в чем же принципиальная разница между 223 ФЗ и 44 ФЗ, отличия таблица разделяет по этапам проведения процедуры. Так сказать, сравниваем поэтапно.

Закон № 44

Закон № 223

Кто может быть заказчиком

Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.

Бюджетные учреждения.

Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.

Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.

Естественные монополии.

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:

  • за счет грантов;
  • как субподряд;
  • за счет собственных доходов.

Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.

Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.

Кто может участвовать

Юридические лица (не офшоры).

Физические лица.

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками.

Юридические лица.

Физические лица.

Индивидуальные предприниматели.

Кому предоставляются преимущества

Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.

СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.

Субъектам малого и среднего предпринимательства — объем установлен в ПП от № 1352 от 11.12.2014.

Виды тендеров

  • открытый;
  • открытый в электронной форме;
  • с ограниченным участием;
  • с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный;
  • двухэтапный в электронной форме.

Электронный аукцион.

Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.

Запрос котировок.

Запрос котировок в электронной форме.

Запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика.

Площадки (в т. ч. специализированные для закрытых процедур), которые отвечают требованиям, утв. ПП № 656 от 08.06.2018. Список площадок утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Среди них: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом». Дополнительно в этот список включили «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Заказчики размещают запросы на аналогичных 44-ФЗ площадках.

Сроки для участия
Установлены в законе.

Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.

Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.

Усиленная квалифицированная подпись (статья 4 44-ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках. Усиленная квалифицированная подпись (ч.5 ст. 3.3 223 ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках + коммерческих (около 170).
Подробности пакета нужно уточнять в удостоверяющем центре при получении.
Обеспечение заявок и контракта

Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 96, где это его право. Способ обеспечения: банковская гарантия или деньги.

Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.

Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.

Борьба с демпингом
Участник подтверждает добросовестность либо предоставляет увеличенное обеспечение контракта (ст. 37). Заказчик может установить соответствующие требования в Положении.
Обоснование НМЦК
Требуется для каждой процедуры (ст. 22).

Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.

Если заказчик вовремя не опубликует Положение в ЕИС, то обосновывать НМЦК он должен будет в соответствии с правилами 44-ФЗ (ст. 22).

Отчеты в ЕИС

О закупках у СМП И СОНКО.

Обоснование закупки у единственного поставщика.

Об исполнении контрактов (отдельного этапа).

Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.

О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.

Годовые отчеты о закупках:

  • инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ежемесячные отчеты
Изменения и расторжение контракта

Менять существенные условия нельзя. Исключение — по соглашению сторон в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 95).

Расторжение происходит:

  1. По соглашению сторон.
  2. По решению суда.
  3. При одностороннем отказе одной из сторон.

Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда.

Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ

ФАС России.

Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.

Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.

Срок рассмотрения — 5 рабочих дней.

Порядок обжалования участником торгов установлен в ст. 18.1 № 135-ФЗ. Обжалуют:

  • действия (бездействие) заказчика;
  • нарушения со стороны оператора ЭТП;
  • неразмещение информации о торгах в ЕИС;
  • предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией.

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

У каких участников возможен приоритет?

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП, или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Сроки подачи заявок

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

C 1 октября 2018 обеспечение заявок в электронных конкурентных закупок проходит с помощью .

Обеспечение контракта

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 5 000 рублей (без учета НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Возможность изменения, расторжения контракта

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх