Должен ли заказчик предложить подписать контракт третьему участнику электронных торгов? Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика Сроки проведения закрытого аукциона

Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика

Порядок подписания контракта с победителем регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ).

Какие ошибки может допустить поставщик (подрядчик, исполнитель) на этапе заключения контракта?

Несоблюдение сроков заключения государственного контракта

Нарушение сроков, в которые государственный контракт должен быть подписан и передан государственному или муниципальному заказчику со всеми сопутствующими документами, может стать причиной отказа заказчика подписать контракт. Такой отказ будет законодательно обоснован и оспорить его в надзорных и судебных органах невозможно. Кроме того, компания-победитель, которая нарушила сроки подписания государственного контракта, будет признана уклонившейся от его заключения и с высокой долей вероятности попадет Реестр недобросовестных поставщиков. Компании, включенные в Реестр недобросовестных поставщиков, лишаются возможности участвовать в системе государственных закупок.

В какой срок контракт должен быть подписан со стороны поставщика и передан заказчику?

Сроки подписания контракта устанавливаются положениями Закона 44-ФЗ и зависят от способа, посредством которого был выбран подрядчик по государственному контракту.

При выборе исполнителя посредством проведения открытого конкурса, а также конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса контракт должен быть заключен в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие. Если был проведен закрытый конкурс, то срок заключения контракта отсчитывается с даты подписания протокола. При этом поставщик обязан подписать и передать заказчику все экземпляры контракта в течение десяти дней . Кроме того, одновременно с подписанным контрактом победитель конкурса должен предоставить документы, которые подтверждают оформление обеспечения исполнения контракта.

Если в течение предусмотренного Законом 44-ФЗ срока заказчик не получил подписанный победителем государственный контракт - участник считается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик вправе не возвращать такому поставщику обеспечение заявки на участие в конкурсе, обратиться в суд для возмещения издержек, связанных с уклонением участника от подписания контракта которые не покрыты обеспечением заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником, заявке которого по результатам проведенного конкурса присвоен второй номер (при наличии). Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в течение десяти дней или отказаться от заключения контракта. Если участник конкурса, заявке которого было присвоен второй номер, не предоставит заказчику подписанный контракт и обеспечение исполнения контракта в срок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, такой участник не будет признан уклонившимся от заключения контракта. Конкурс будет признан несостоявшимся.

При проведении электронного аукциона срок, в который победитель обязан подписать контракт - пять дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе. В течение данного периода уполномоченное лицо победителя электронного аукциона обязано подписать государственный контракт и разместить его в единой информационной системе с одновременным размещением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.

При наличии разногласий к проекту государственного контракта победитель электронного аукциона вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий. Протокол разногласий является отличным инструментом, позволяющим поставщику урегулировать возможные неточности в формулировках государственного контракта на этапе его согласования и подписания. В протоколе необходимо указать замечания к проекту контракта, связанные с несоответствием условий извещению о проведении аукциона, документации о нем или направленной заявке на участие. Протокол подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего полномочия действовать от имени победителя электронного аукциона. В соответствие с Законом 44-ФЗ протокол должен быть направлен исполнителем не позднее, чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты его размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе. По результатам рассмотрения заказчик должен либо разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо проект контракта без изменений, но с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

При проведении закрытого аукциона срок подписания контракта устанавливается в документации о закрытом аукционе, но не может быть менее 10 дней с даты подписания протокола закрытого аукциона.

Нарушение участником сроков подписания контракта по итогам электронного аукциона, либо сроков размещения протокола разногласия - повод для признания такого участника уклонившимся от заключения контракта.

При проведении запроса котировок победивший участник должен предоставить подписанные экземпляры государственного контракта в срок, определенный в извещении о проведении запроса котировок. При этом в соответствии с Законом 44-ФЗ такой контракт должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, но не позднее, чем через 20 дней.

Государственный контракт при проведении запроса предложений должен быть заключен не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания.

Сроки подписания контракта при различных способах определения поставщика:

Способы определения поставщика Срок подписания контракта
Конкурс
открытый конкурс
конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
закрытый двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
Аукцион
аукцион в электронной форме 5 дней с даты размещения проекта контракта
закрытый аукцион 10 дней с даты размещения протокола
Запрос котировок определяется в извещении на проведение запроса котировок, но не ранее 7 дней и позже 20 дней
Запрос предложений не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания

Ошибки при предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта

Закон N 44-ФЗ регламентирует обязательность предоставления обеспечения исполнения контракта, заключаемого с государственным или муниципальным заказчиком. Параметры обеспечения, которое должен предоставить участник, победивший в конкурсе или аукционе, содержатся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в конкурсе на выбор поставщика, закупочной документации.

Законом №44-ФЗ предусмотрено только два вида обеспечения исполнения контракта, из которых участник закупки может самостоятельно выбрать наиболее удобный и приемлемый для него вариант: предоставление банковской гарантии или перечисление денежных средств на счет заказчика.

Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, поэтому исполнитель вправе определить, при выборе какого способа он гарантировано сможет предоставить требуемое обеспечение исполнения контракта. Еще до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе на заключение государственного контракта, организации стоит убедиться в возможности предоставить обеспечение исполнения. Компания либо должна иметь свободные денежные средства, которые способна перечислить в счет обеспечения на счет заказчика, либо иметь возможность оперативно договориться с банком о выпуске банковской гарантии.

Несвоевременное предоставление обеспечение либо его отсутствие влечет за собой признание участника-победителя уклонившимся от заключения контракта. Следствием такого уклонения является внесение подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков. На оформление обеспечения участнику-победителю дается совсем немного времени - подтверждение предоставления обеспечения необходимо предоставить заказчику при передаче подписанных экземпляров государственного или муниципального контракта.

Предоставление в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковской гарантии является наиболее распространенным способом, так как позволяет не использовать собственные оборотные средства, дефицит которых характерен для большинства компаний. Вместе с тем, предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика - одна из основных причин отказа государственного заказчика заключить контракт с участником-победителем.

Требования к банковской гарантии предусмотрены статьей 45 Закона 44-ФЗ. Гарантия должна быть безотзывной и содержать следующую информацию:

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом обязательств по контракту;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых она обеспечивает, а также срок действия банковской гарантии;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки перечисления денежных средств;
  • условие, в соответствии с которым гарант может считаться исполнившим свои обязательства по банковской гарантии со дня фактического поступления денежных средств на счет заказчика;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • перечень документов, которые должен будет предоставить заказчик в банк в случае предъявления требований по банковской гарантии. Перечень таких документов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 и предусматривает следующие документы:
    • расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
    • платежное поручение о перечислении аванса принципалу с отметкой об исполнении;
    • документ о наступлении гарантийного случая (если требование предъявлено в период гарантийного срока);
    • документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, подписавшего требование по банковской гарантии. Не допускается указание документов, за предоставлением которых заказчик должен будет обращаться в судебные органы;
  • гарантия должна быть выдана банком, который включен в перечень кредитных организаций, сформированный Министерством финансов;
  • сведения о гарантии должны содержаться в едином реестре банковских гарантий, который формируется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками, выпустившими такие гарантии. Такой перечень находится в свободном доступе (на сайте www.zakupki.gov.ru) и еще до передачи оригинала банковской гарантии заказчику, исполнитель сам может узнать о наличии гарантии в этом перечне.

Гарантия, выпущенная с нарушением требований Закона 44-ФЗ, может стать обоснованным поводом для отказа заказчиком заключить контракт с компанией - победителем.

При использовании в качестве обеспечения исполнения контракта способ, предусматривающий перечисление денежных средств на счет заказчика, необходимо учесть, что датой, с которой обязательство по предоставлению обеспечения считается выполненным, является дата зачисления средств на банковский счет заказчика. Для расчетов по государственным контрактам лучше использовать счета в надежных банках, которые не допускают задержки перевода платежей, так как отсутствие поступления денежных средств на счет заказчика в положенный срок - причина признания участника уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

Подписание государственного контракта без внимательного ознакомления со всеми существенными пунктами

Подписание любого контракта - это принятие на себя всех обязательств, предусмотренных данным документом. И государственный контракт не является исключением. Невнимательное и халатное ознакомление с проектом государственного контракта может привести к ситуации, при которой выполнение его условий станет проблематичным или вовсе невозможным для участника-победителя.

На какие условия госконтракта стоит обратить особое внимание?

В первую очередь необходимо убедиться, что цена контракта соответствует стоимости работ или услуг, согласованной с государственным заказчиком в процессе проведения конкурса или аукциона. Смета на выполнение работ должна соответствовать общей согласованной стоимости. Совсем необязательно, что заказчик стремится снизить стоимость посредством установления цены, меньшей, чем согласованная ранее. Ошибки в цене могут быть и непреднамеренными и обусловлены невнимательностью сотрудников заказчика, однако, их наличие стать серьезной проблемой при исполнении госконтракта.. Особое внимание нужно уделить пунктам государственного контракта, которые могут предусматривать скрытую возможность заказчика потребовать выполнения дополнительных работ, услуг или поставку товаров, без соответствующей оплаты.

Во-вторых, необходимо подробно ознакомиться с порядком оплаты по государственному контракту. Большое значение имеют пункты договора, отражающие следующие условия:

  • размер и сроки перечисления аванса;
  • срок промежуточных и окончательных платежей по контракту;
  • порядок приема работ заказчиком;
  • сроки подписания актов о выполненных работах;
  • срок перечисления денежных средств после подписания акта о выполненных работах.

Внимательное изучение всех разделов контракта, посвященных порядку оплаты по нему, позволит исключить любую неопределенность, связанную с расчетами с заказчиком.

Не стоит соглашаться на формулировки в контракте, предусматривающие привязку оплаты не к факту выполнения работ и подписанию акта, а к обстоятельствам, на которые исполнитель повлиять не в силах . Например, если оплата должна быть осуществлена в течение определенного периода при наличии средств в бюджете организации-заказчика. Такой подход не гарантирует исполнителю получение денежных средств в ожидаемый период и предоставляет заказчику возможность отодвигать оплату на любой удобный ему срок.

Часто заказчик необоснованно завышает размер штрафов и пени , предусмотренный за нарушение подрядчиком своих обязательств по контракту. Важно, чтобы размер штрафов и пени, возможных к предъявлению исполнителю при нарушении условий государственного или муниципального контракта, был соразмерен штрафам и пени, которые могут быть предъявлены заказчику при допущении нарушений с его стороны. Правила определения размеров штрафов и пени в случае ненадлежащего исполнения заказчиком или поставщиком своих обязательств, предусмотренных государственным контрактом, регламентируются Постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063 (далее - ПП РФ 1063).

В соответствие с ПП РФ 1063 за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком устанавливаются следующие размеры штрафов:

  • если цена контракта менее 3 млн рублей - 10% от цены контракта;
  • если цена контракта от 3 млн рублей до 50 млн. рублей - 5% от цены контракта;
  • если цена контракта от 50 млн рублей до 100 млн. рублей - 1% от цены контракта;
  • если цена контракта превышает 100 млн рублей - 0,5% от цены контракта.

Размер штрафов за ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком следующий:

  • если цена контракта менее 3 млн рублей - 2,5% от цены контракта;
  • если цена контракта от 3 млн рублей до 50 млн. рублей - 2% от цены контракта;
  • если цена контракта более 50 млн рублей - 1,5% от цены контракта;
  • если цена контракта более 100 млн рублей - 0,5% от цены контракта.

Кроме того, ПП РФ 1063 устанавливает размер пени за возможную просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центробанка от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком. Формулы для расчета пени содержатся в ПП РФ 1063.

Существенным условием является также срок выполнения работ или предоставления услуг по государственному или муниципальному контракту. Неверное указание срока реализации промежуточных этапов работ по госконтракту или окончательного срока завершения всех работ может привести к невозможности выполнения работ по контракту и к обоснованным претензиям со стороны заказчика.

Кроме того, условия государственного контракта должны полностью соответствовать всей технической документации, которая была предоставлена заказчиком при проведении конкурса (аукциона). Любые отклонения в технических характеристиках планируемых к поставке товаров, работ или услуг должны быть проанализированы исполнителем на предмет возможности их реализации.

Внимательное изучение проекта контракта позволит избежать возникновения спорных и двусмысленных ситуаций, претензий со стороны заказчика, задержек подписания актов выполненных работ, а также несвоевременности оплаты по договору.

Итак, для успешной реализации государственного контракта и дальнейшего участия в системе государственных или муниципальных закупок, необходимо на этапе подписания контракта обратить внимание на возможные ошибки, которые может допустить исполнитель по государственному контракту:

  • Срок подписания государственного контракта - один из важнейших шагов к его успешной реализации. Подписание и предоставление государственному заказчику экземпляров контракта в срок, превышающий регламентированный законодательством, в обязательном порядке повлечет за собой негативные последствия, связанные с признанием участника уклонившимся от заключения контракта;
  • О предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта стоит позаботиться еще на этапе подачи заявки. В противном случае, своевременное оформление такого обеспечения может стать невыполнимой задачей для участника-победителя. Для оформления банковской гарантии необходимо время, перечисление денежных средств на счет заказчика в счет обеспечения исполнения также потребует определенных усилий. Следствием отсутствия обеспечения исполнения государственного контракта или его предоставление в несоответствующей форме также является признание исполнителя-победителя уклонившимся от заключения контракта;
  • Внимательность при ознакомлении с проектом государственного или муниципального контракта - залог успеха в его эффективном исполнении. Необходимо обратить особое внимание на пункты, посвященные стоимости работ и услуг, порядок расчетов и сроки платежей за выполненные работы, а также размеры предусмотренных штрафов и пени за нарушение условий договора. Все условия государственного контракта должны соответствовать конкурсной документации: как технические, так и финансовые. Срок, в который исполнитель обязан завершить выполнение своих обязательств по договору, также является одним из основных пунктов. Педантичность в изучении проекта государственного контракта, сведение к минимуму всех возможных неточностей, оговорок, двусмысленных пунктов - гарантия стабильности и успеха в исполнении всех обязательств по государственному или муниципальному контракту.

После окончания торгов на аукционе площадка автоматически публикует протокол проведения, в нём будут только ценовые предложения без раскрытия участников.
Заказчик получает от площадки вторые части заявок первых пяти участников, рассматривает. Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
Все указанные действия также осуществляются и в случае единственного участника аукциона, в том числе оставшегося после отклонений по первым частям. Казённая формулировка "аукцион признан несостоявшимся" не означает, что контракт не заключается.

Не позднее 3-ёх рабочих дней в ЕИС заказчиком размещается протокол подведения итогов (рассмотрения вторых частей) с указанием причин отклонения (если были). Отклонения можно обжаловать в 10-ти дневный срок.
В случае отклонения лидеров на контракт претендуют только первые два ценовых предложения прошедшие проверку вторых частей (в законе "порядковые номера" )

Через максимум 5-ть дней после публикации протокола рассмотрения вторых частей, заказчик через площадку направляет пока без своей (электронной) подписи победителю проект контракта .
Проект контракта берётся из размещённого в закупке документа, который был сформирован при размещении заказа, а при заключении дополняется заказчиком лишь данными победителя:

  • ценой (заказчику 44-фз не нужно вообще никак упоминать в контракте НДС, уплата налогов исполнителем никаким образом не зависит от "ценных указаний" контрактных управляющих)
  • согласием c конкретными показателями товара, указанными в первой части заявки участника(если были затребованы);
  • реквизитами (некоторые, особо московские заказчики предлагают победителю самостоятельно заполнить реквизиты за них и выслать им заполненный проект контракта по e-mail).

В течение 5-ти дней со дня получения участник должен подписать проект контракта Электронной Подписью в личном кабинете площадки - нажать кнопочку "подписать контракт".
Никаких файлов(сканов) с текстом контракта участник не прикладывает и не загружает!
Слот загрузки документов находится на площадке только для файлов обеспечения контракта :
банковской гарантии , либо
платёжки о зачислении денег на счёт заказчика, с отметкой банка о списании средств (этот перевод участник совершает самостоятельно, по реквизитам со страницы закупки, никаких счетов заказчик не выставляет, назначение платежа: "обеспечение исполнения контракта").
Если цена участника является демпинговой (снижает начальную на 25% и более) - размер обеспечения контракта умножается в полтора раза или участник сюда же прикладывает документы, подтверждающие его добросовестность.

протокол разногласий.

В случае несоответствия положений проекта контракта тому, что было размещено в закупке и\или заявке участника, участник составляет протокол с указанием таких пунктов и размещает на площадке.
Протокол разногласий составляется в свободной форме.
Пример: "Просим изменить номер дома в реквизитах с "14" на "14а."
Размещается в виде простого (вордовского) файла безо всяких преамбул, "шапок", фирменных бланков, вензелей, реквизитов и печатей. Весь обмен информацией происходит "внутри" конкретной закупки, все документы автоматически подписываются электронной подписью (при нажатии кнопки "отправить").
Никаких шаблонов, форм и образцов не бывает, так как ничто из этого не передаст суть конкретных претензий.

Также протокол разногласий применяется как способ затяжки времени для подготовки обеспечения контракта .
В этом случае пишется любая формальная причина, например просьба изменить номер дома в реквизитах с "14" на "14а".

Заказчик в течение 3-ёх дней со дня получения протокола разногласий рассматривает и (пока) без своей (электронной) подписи размещает на площадке доработанный проект контракта,
либо оставляет его без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа.
Никаких доп.соглашений, ни в каком случае не применяется.
Менять существенные положения (в т.ч. сроки, объём, порядок исполнения) договора законом запрещено, но на практике масштаб изменений определяется компетентностью и страхом заказчика.
*возможно изменение цены в любую сторону, но не более чем на 10% с соответствующим (кратным) изменением объёма, а также любое снижение цены без изменения объёма.
Участник может повторить размещение протокола разногласий, но не позднее 13-ти дней с протокола подведения итогов аукциона.

На следующем этапе (в том числе если протокол разногласий не применялся) стороны имеют по три дня на подписание контракта. Сначала участник, потом заказчик.
Здесь может завязаться процесс так называемого "согласования" текста Банковской Гарантии с заказчиком. В большинстве случаев являющийся бессмысленным, так как в законе ясно прописаны требования к БГ. К счастью банки уже привыкли к подобным закидонам от заказчиков: их нужно просто перетерпеть.


Информация о крайних сроках текущих стадий контрактации указывается в личных кабинетах площадок (к сожалению не на всех).

Непредоставление в положенные сроки подписанного контракта и\или его обеспечения (а также невыполнение требований накладываемых на демпинговую цену) ведут к признанию участника уклонившимся .
В этом случае заказчик направляет проект контракта участнику, занявшему второе место ("заявке которого присвоен второй номер" ), но тот имеет право отказаться.
В этом случае заказчик имеет право провести запрос предложений .

Контракт может быть заключен не ранее чем через 10-ть дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов,
(площадки технически принуждают стороны выжидать по 5-ть дней на этапе подписания),
за это время возможна подача жалоб в ФАС отклонёнными участниками. ФАС может приостановить процедуру.
С момента размещения на площадке подписанного заказчиком контракта он считается заключённым, все споры и обжалования проходят только в суде, при расторжении второе и прочие места старого аукциона никаких исторических преимуществ не имеют.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о закрытых аукционах, проводимых в рамках 44-ФЗ. Эта процедура чаще всего используется Заказчиками для закупки товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну. В этой статье мы с вами подробно рассмотрим саму процедуру проведения закрытого аукциона, а также определим, чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от . Данный материал будет полезен, как участникам закупок, так и Заказчикам.

1. Закрытый аукцион по 44-ФЗ: определение и особенности закупочной процедуры

Закрытый аукцион — закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Процедура проведения закрытого аукциона (сокращённо ЗА) регламентируется статьями 86-91 44-ФЗ.

Главной особенностью данной процедуры является то, что она используется для проведения закупок:

  • товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну (Примечание: Согласно ст.2 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне” государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации);
  • услуг связанных со страхованием, транспортировкой и охраной различных ценностей, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
  • услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Документация о закрытом аукционе, любые изменения, внесенные в документацию, а также разъяснения документации не подлежат опубликованию в СМИ и размещению в .

При проведении ЗА не разрешается производить аудио- и видеозапись. Категорически запрещено использование электронных документов.

Получить аукционную документацию, а также принять участие в ЗА могут далеко не все участники, а только те участники, которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также соответствуют требованиям Заказчика (либо были им приглашены).

2. Порядок проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ

В данной части статьи поэтапно описаны все действия Заказчика при проведении процедуры ЗА, а также действия участника закупки по участию в нем. Предлагаю для начала ознакомиться с действиями Заказчика.

Действия Заказчика:

Этап 1 — Согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти процедуры проведения закрытого аукциона

Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем 10-ть рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч.3 ст.84 44-ФЗ).

Срок действия такого решения не должен превышать 90 дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч.4 ст.84 44-ФЗ).

Важно: Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 331 согласованием применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Этап 2 — Предварительная подготовка к проведению закрытого аукциона

На этом этапе Заказчик занимается организацией предстоящей закупки, формирует аукционную комиссию, определяет её состав и порядок работы, разрабатывает и утверждает положение о комиссии.

Этап 3 — Подготовка документов

Здесь Заказчик разрабатывает и утверждает аукционную документацию (общие положения, информационная карта, образцы форм для заполнения участниками, обоснование , техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап 4 — Публикация извещения или направление приглашений

Условно все закрытые аукционы можно разделить на две группы. Для одной группы аукционов Заказчик размещает извещение в ЕИС не менее чем за 30-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА, а для другой группы направляет приглашения лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Направление приглашений осуществляется Заказчиком не позднее чем за 10-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА.

Согласно ч.6 ст.86 44-ФЗ в приглашениях принять участие в ЗА Заказчик указывает:

  • свое наименование;
  • почтовый адрес;
  • объект закупки;
  • способ получения документации о ЗА;
  • срок, место и порядок предоставления документации о ЗА.

Более подробная информация о том, в каких случаях Заказчиком размещается извещение, а в каких случаях направляются приглашения, содержится в 4-м разделе настоящей статьи.

Этап 5 — Предоставление документации о закрытом аукционе

При размещении извещения в ЕИС (ч.4 ст.86 44-ФЗ):

Заказчик в течение 3-х дней с даты получения запроса от участника закупки направляет данному лицу документацию об аукционе в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны.

При направлении приглашений (ч.3 ст.87 44-ФЗ):

В течение 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего заявления Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о закрытом аукционе всем участникам ЗА, получившим приглашение принять участие в нем. Заказчик по требованию участника ЗА обязан предоставить данному участнику документацию о ЗА.

Документация о закрытом аукционе предоставляется в письменной форме.

Этап 6 — Направление сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Согласно ч.7 ст.86 44-ФЗ Заказчик не позднее чем за 5-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти перечень всех лиц, которым направлена документация о ЗА по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в ЗА.

Этап 7 — Прием и регистрация заявок

На этом этапе Заказчик принимает заявки от участников, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Этап 8 — Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок

На этом этапе, в установленный срок, Заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками и рассмотрение таких заявок.

Срок рассмотрения заявок на участие в ЗА не может превышать 10-ть дней с даты окончания срока их подачи (ч.2 ст.89 44-ФЗ).

По результатам рассмотрения заявок на участие в ЗА аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в ЗА участников закупки, подавших такие заявки, о признании их участниками ЗА или об отказе в допуске участников закупки к участию в ЗА, а также оформляет протокол рассмотрения таких заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, в день окончания рассмотрения заявок на участие в ЗА (ч.4 ст.89 44-ФЗ).

Этап 9 — Направление уведомлений в ФАС и участникам закупки

Согласно ч.5 ст.89 44-ФЗ Заказчик не позднее рабочего дня , следующего за датой подписания протокола рассмотрения заявок на участие в ЗА, должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (т.е. в ФАС России) копию указанного протокола.

Согласно ч.6 ст.89 44-ФЗ Заказчик должен направить уведомления о принятых аукционной комиссией решениях участникам закупки, подавшим заявки на участие в ЗА и признанным участниками ЗА, и участникам закупки, подавшим заявки на участие в ЗА и не допущенным к участию в нем. Такие уведомления направляются не позднее рабочего дня , следующего за датой подписания протокола рассмотрения заявок на участие в ЗА.

Помимо этого Заказчик в течение 5-ти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок производит возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в ЗА, участникам закупки, подавшим заявки и не допущенным к участию в ЗА.

Этап 10 — Проведение закрытого аукциона

Перед началом аукциона аукционная комиссия регистрирует участников ЗА или их представителей и выдает им пронумерованные карточки.

Закрытый аукцион проводится Заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников ЗА или их представителей.

Закрытый аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной в аукционной документации на «шаг аукциона».

«Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% НМЦК. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% НМЦК, но не ниже 0,5% НМЦК.

Закрытый аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один из участников не поднял карточку.

Победителем ЗА признается участник такого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Этап 11 — Направление в ФАС копии протокола закрытого аукциона

При проведении аукциона Заказчик в обязательном порядке ведет протокол закрытого аукциона, в котором должна содержаться информация о проведении ЗА, об участниках ЗА, НМЦК, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, а также сведения о победителе аукциона и участнике который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.

Такой протокол подписывается Заказчиком и всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения ЗА.

Не позднее рабочего дня , следующего за датой подписания протокола ЗА, Заказчик должен направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России) копию указанного протокола.

Этап 12 — Подписание контракта с победителем

В течение 3-х рабочих дней с даты подписания протокола закрытого аукциона Заказчик передает победителю ЗА один экземпляр указанного протокола и проект контракта, в который включается цена контракта, предложенная победителем аукциона.

Контракт может быть заключен не ранее чем через 10-ть дней с даты подписания протокола ЗА.

Контракт заключается только после предоставления победителем (размер которого может составлять от 5% до 30% НМЦК).

Важно: Протокол рассмотрения заявок, протокол ЗА, заявки участников, документация, изменения, внесенные в документацию, и разъяснения документации хранятся Заказчиком в течение 3-х лет .

Итак, действия Заказчика мы с вами рассмотрели, теперь предлагаю рассмотреть действия участника закупки.

Действия участника закупки:

Этап 1 — Поиск информации о проводимом аукционе (либо получение приглашения от Заказчика)

На этом этапе потенциальный участник закупки выполняет поиск размещенной в ЕИС информации о проводимом ЗА, либо получает приглашение от Заказчика принять участие в таком аукционе.

Этап 2 — Направление запроса Заказчику для получения аукционной документации

С даты размещения в ЕИС извещения о проведении закрытого аукциона заинтересованные в получении документации о ЗА лица подают Заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих их соответствие требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Этап 3 — Подготовка заявки на участие в закрытом аукционе

На данном этапе участник закупки выполняет анализ аукционной документации, направляет Заказчику запросы на разъяснение положений документации о закрытом аукционе (в случае необходимости), перечисляет денежные средства в качестве (Примечание: размер обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе не может превышать 5% от НМЦК) или оформляет , заполняет необходимые формы, комплектует заявку и запечатывает её в конверт.

Этап 4 — Подача заявки

На этом этапе участник направляет Заказчику свою заявку.

Участник, подавший заявку на участие в ЗА, вправе отозвать такую заявку в любое время до даты и времени начала рассмотрения заявок (ч.9 ст.88 44-ФЗ).

Этап 5 — Участие в закрытом аукционе

На данном этапе участник ЗА принимает участие в закрытом аукционе в соответствии с ч.6 ст.90 44-ФЗ и подает свои ценовые предложения.

Этап 6 — Направление Заказчику запроса о даче разъяснений результатов закрытого аукциона

Согласно ч.10 ст.90 44-ФЗ любой участник ЗА после подписания протокола ЗА вправе направить Заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений результатов закрытого аукциона.

В течение 2-х рабочих дней с даты поступления данного запроса Заказчик обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.

Этап 7 — Заключение контракта с Заказчиком

Если участник закупки был признан победителем, то он должен получить от Заказчика один экземпляр протокола ЗА и проект контракта.

После этого победитель должен перечислить на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес Заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

После того, как Заказчик со своей стороны подписал контракт, он должен в течение 5-ти рабочих дней с даты заключения контракта вернуть победителю обеспечение заявки.

Вот мы с вами и рассмотрели порядок проведения закрытого аукциона. Каждый из описанных выше этапов имеет свои строго регламентированные сроки проведения, о которых будет рассказано в следующем разделе.

3. Сроки проведения закрытого аукциона

Для вашего удобства все этапы проведения закрытого аукциона, а также сроки проведения таких этапов приведены в таблице, расположенной ниже. Все изображения таблицы кликабельны. Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши и оно откроется в полномасштабном размере.

4. Извещение о проведении закрытого аукциона

Сразу же хочу отметить, что Заказчик не всегда должен размещать в ЕИС извещение о проведении закрытого аукциона. В отдельных случаях Заказчик направляет приглашения потенциальным участникам, способным поставить товар, выполнить работы или оказать услуги.

Ниже в таблице указано, в каких случаях размещается извещение, а в каких направляются приглашения.

5. Документация о закрытом аукционе

Согласно ч.1 ст.87 44-ФЗ документация о закрытом аукционе должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) требования к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе в соответствии с ч.2 ст.88 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению;

3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в ЗА;

4) размер и порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупке, а также требования к банковской гарантии;

5) форму контракта, размер обеспечения исполнения контракта, а также требования к обеспечению исполнения контракта;

6) информацию о возможности Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

7) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с участниками закупки;

8) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

9) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА, дату рассмотрения таких заявок;

10) «шаг аукциона»;

11) место, дату и время проведения ЗА;

12) информацию о преимуществах, предоставляемых Заказчиком в соответствии со ст.28 — 30 44-ФЗ;

13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 26 ст.95 44-ФЗ.

К документации о закрытом аукционе обязательно должен быть приложен проект контракта , поскольку он является неотъемлемой частью документации.

Предоставление участникам закупки документации о закрытом аукционе

Заказчик в течение 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о ЗА всем участникам ЗА, получившим приглашение принять участие в нем (ч.3 ст.87 44-ФЗ).

Заказчик по требованию участника ЗА обязан предоставить данному участнику документацию о закрытом аукционе.

Документация о ЗА предоставляется исключительно в письменной форме после внесения участником платы за предоставление этой документации (Примечание: Плата взимается только в том случае, если такая плата установлена Заказчиком и информация об этом содержится в приглашении принять участие в ЗА. Размер указанной платы не должен превышать расходы Заказчика на изготовление копии документации о ЗА).

Внесение изменений в документацию о закрытом аукционе

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника ЗА о даче разъяснений положений документации о ЗА вправе принять решение о внесении изменений в документацию о закрытом аукционе не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА (ч.7 ст.87 44-ФЗ).

Важно: Изменение объекта закупки не допускается.

В течение 2-х рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений такие изменения направляются всем участникам ЗА, которым была предоставлена документация о ЗА.

При этом срок подачи заявок на участие в закрытом аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты направления таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА данный срок составлял не менее чем 10-ть дней .

Подача запроса на разъяснение положений документации о закрытом аукционе

Согласно ч.4. ст.87 44-ФЗ любой участник ЗА, получивший приглашение принять участие в нем и которому была предоставлена документация о ЗА, вправе направить запрос в письменной форме Заказчику о даче разъяснений положений документации о закрытом аукционе.

В течение 2-х дней с даты поступления от участника ЗА такого запроса Заказчик направляет этому участнику разъяснения положений документации о закрытом аукционе при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА.

Разъяснения положений документации о закрытом аукционе должны быть доведены в письменной форме Заказчиком до сведения всех участников ЗА, которым предоставлена документация о ЗА, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос (ч.8 ст.86 44-ФЗ).

Важно: Разъяснения положений документации о закрытом аукционе не должны изменять ее суть.

6. Заявка на участие в закрытом аукционе

Для того чтобы принять участие в закрытом аукционе участник должен подать заявку в срок и по форме, которые установлены аукционной документацией. Участник вправе подать только одну заявку на участие в ЗА в отношении каждого объекта закупки.

Заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте. Все листы заявки на участие в ЗА, все листы тома заявки на участие в ЗА должны быть прошиты и пронумерованы.

Заявка и том заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника (при наличии печати) (для юридического лица) и подписаны самим участником или уполномоченным лицом.

Согласно ч.2 ст.88 44-ФЗ заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать:

1) информацию и документы об участнике ЗА, подавшем такую заявку:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
  • полученные не ранее чем за 6-ть месяцев до даты направления приглашения принять участие в ЗА или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);
  • документ, подтверждающий полномочия руководителя либо лица подписавшего заявку;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения;

2) предложения участника ЗА в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие этого участника требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе;

3) документы, подтверждающие соответствие участника ЗА требованиям, установленным документацией о ЗА;

4) документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в ЗА (Примечание: платежное поручение или банковская гарантия);

5) документы, подтверждающие право участника ЗА на получение преимуществ в соответствии со ст.28 44-ФЗ (Примечание: для учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы) и ст.29 44-ФЗ (Примечание: для организаций инвалидов), или копии этих документов.

Важно: Требовать от участника ЗА предоставления иных документов и информации, за исключением перечисленных выше документов и информации, не допускается.

7. Признание закрытого аукциона несостоявшимся

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЗА подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.10 ст.88 44-ФЗ).

В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в ЗА принято решение об отказе в допуске к участию в ЗА всех участников закупки , подавших заявки на участие в ЗА, или о признании только одного участника закупки , подавшего заявку на участие в ЗА, его участником , закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.8 ст.89 44-ФЗ).

В данном случае контракт заключается с в соответствии с п.24 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

В случае отказа участника ЗА, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от заключения контракта Заказчик принимает решение о признании закрытого аукциона несостоявшимся (ч.3. ст.91 44-ФЗ).

8. Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от аукциона в электронной форме?

Порядок проведения закрытых аукционов принципиально отличается от порядка проведения электронных аукционов, т.к. сама электронная форма не может использоваться при проведении закрытых способов закупки.

Более подробно об отличительных особенностях закрытых и электронных аукционов вы можете узнать из короткого видео, расположенного ниже:

На этом моя статья по участию в закрытых аукционах подошла к концу. Надеюсь, что изложенный в ней материал был для вас полезен. Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Порядок заключения контракта победителем закупки детально регламентируется законом о контрактной системе. Предусмотрены жёсткие сроки заключения контракта и серьёзные последствия их нарушения. Если вы активно участвуете в тендерах, будет не лишним узнать всё что касается заключения государственного контракта: на какие его положения следует обратить внимание, каков порядок заключения контракта по 44-фз и типичные ошибки при его подписании, последствия уклонения победителя от заключения контракта.

1. Изучаем государственный контракт, его положения

При принятии решения об участии в закупке, следует сначала досконально изучить всю документацию, что называется «от корки до корки», не пропуская малейшие детали. То, что поначалу может показаться несущественным, потом может привести к непредвиденным проблемам и неучтённым дополнительным расходам.

Нужно также проверить: соответствует ли проект контракта условиям, предусмотренным для заключения контракта по 44-ФЗ. При обнаружении несоответствий закону, повлиять на ситуацию можно только до окончания срока подачи заявок. Согласовать иные условия при заключении государственного контракта, отличные от его проекта, после победы в закупке по закону о контрактной системе уже нельзя. В зависимости от способа размещения закупки, нужно либо направить заказчику запрос на разъяснение с указанием на несоответствие проекта контракта закону, либо направить жалобу на положения документации о закупке в территориальное УФАС. Также следует запросить разъяснение положений контракта, изложенных двусмысленно, либо противоречащих друг другу, а также несоответствующих техническому заданию. Возможно проект контракта не содержит существенные условия, обязательные для конкретного вида договора. Всё это нужно установить до окончания срока подачи заявок на закупку.

Далее проверяем пункты контракта об ответственности Исполнителя и Заказчика. Соответствуют ли они требованиям закона и Постановления Правительства от 25.11.2013 г. N 1063. Суммы штрафов за ненадлежащее исполнение условий контракта, а также пени за нарушение сроков не могут превышать размеры, установленные Постановлением Правительства N 1063. Это касается ответственности обеих сторон.

Обычно для исполнителя самыми важными пунктами являются сроки поставки (выполнения работ) и приемки работ (также возможна ли поэтапная приемка), а также условия об оплате (аванс, поэтапная оплата, либо оплата после приемки в полном объёме).

Сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), промежуточные этапы, должны быть точно указаны в договоре. Сроки должны быть реальные и нужно точно рассчитать возможность исполнить контракт не нарушая их.

Условия оплаты являются очень важными при заключении контракта по 44-ФЗ. Если предусмотрен аванс, то должен быть указан его точный размер и срок перечисления. Бывают, например, такие формулировки в контракте: «предусмотрен аванс в размере до 30% от цены контракта». При этом не указан срок его перечисления. При таких условиях рассчитывать на получение аванса и получить его в случае спора будет сложно. Все промежуточные платежи (при их наличии), их условия и сроки, а также сроки окончательного расчета должны быть конкретно указаны в контракте.

В интересах поставщика изучить условия контракта о порядке приемки товара (работ, услуг), сроки подписания закрывающих документов (актов выполненных работ, услуг, товарных накладных), иных документов, передаваемых заказчику после исполнения обязательств. При спорных ситуациях и необоснованном отказе от приемки работ, эти сроки будут важны при определении размера просрочки заказчиком своих обязательств.

Окончательный расчет должен быть либо согласован с датой выполнения всех обязательств поставщиком, либо указан конкретной датой, а не привязан к иным обстоятельствам (особенно к наличию средств на оплату у заказчика). Если заключение контракта по 44-ФЗ предусмотрено с субъектом малого предпринимательства, срок оплаты не должен превышать 30 дней. Цена договора должна соответствовать цене, предложенной победителем закупки и указанной в протоколе.

2. Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Всем, кто работает в рамках 44-ФЗ, приходится действовать в строго определенных и очень ограниченных временных рамках. Нарушение сроков заключения контракта по 44-ФЗ повлечёт штрафы и иные неблагоприятные последствия как для поставщиков, так и для заказчиков. Заключения контракта по 44-ФЗ с нарушением сроков невозможно, так как это будет расцениваться как уклонение победителя от заключения контракта и последствием может стать внесение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

При проведении всех видов конкурсов, кроме закрытого, сроки заключения контракта ограничены двадцатью днями. После опубликования итогового протокола, заключение государственного контракта возможно по прошествии 10 дней. В случае закрытого конкурса контракт следует подписать в течение 10 дней после объявления победителя.

В сроки заключения государственного контракта поставщик предоставляет все документы для его подписания и обеспечение исполнения своих обязательств. В случае не предоставления всех документов считается что вы уклонились от заключения контракта. Заказчик вправе удержать обеспечение заявки, обратиться в суд и взыскать свои издержки, а также предложить заключение государственного контракта участнику, занявшему второе место при подведении итогов конкурса. Заключение контракта по 44-ФЗ вторым участником не является обязанностью, он имеет право отказаться. Конкурс признаётся не состоявшимся.

Если закупка размещается в форме электронного аукциона, устанавливаются следующие сроки заключения контракта: поставщику даётся пять дней на подписание контракта с даты его получения в личном кабинете на электронной площадке. Одновременно с подписанным проектом контракта поставщик обязан направить документ обеспечения его исполнения.

Возможно, победитель обнаружит несоответствие полученного проекта контракта документации, протоколу подведения итогов или заявке поставщика. В таком случае направляется протокол разногласий. Протокол разногласий должен быть направлен в срок не превышающий 13 дней с даты размещения итогового протокола электронного аукциона. Закон ограничивает только срок направления протоколов разногласий, а не их количество. Протокол разногласий часто используется как возможность продлить сроки заключения контракта по 44-ФЗ на несколько дней. Поставщики пользуются этим чтобы успеть подготовить банковскую гарантию для обеспечения исполнения своих обязательств.

Закон предоставляет заказчику трёхдневный срок на рассмотрение протокола разногласий. Он либо исправляет контракт, либо отказывает и поясняет причины.
При закрытых аукционах сроки заключения контракта по 44-ФЗ регламентируются документацией, но не могут быть меньше десяти дней с даты протокола определения победителя.

Если закупка проводится в форме запроса котировок или предложений, то сроки заключения контракта устанавливаются в интервале не ранее семи и не позднее двадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов закупки. При запросе котировок одновременно с проектом контракта поставщик обязан направить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). При нарушении сроков заключения контракта или не предоставлении всех документов, заказчик не подпишет контракт и сообщит в УФАС о том, что вы уклонились от подписания контракта.

3. Обеспечение исполнения контракта

Заключение контракта по 44-ФЗ предполагает предоставление обеспечения его исполнения в случае, если это предусмотрено документацией. В некоторых случаях заказчик обязан установить данное условие в документации, в других он имеет на это право.

Определенный законом порядок заключения государственного контракта предусматривает направление документов обеспечения исполнения контракта поставщиком одним пакетом документов с проектом контракта. Подписание документов без прикрепления документа обеспечения равноценно уклонению от заключения контракта. Те же последствия ожидают, если документ обеспечения не соответствует предъявленным к нему требованиям. То есть заключение контракта по 44-ФЗ невозможно без предоставления обеспечения его исполнения, если это предусмотрено документацией.

Требования к обеспечению исполнения обязательств поставщиком устанавливаются документацией о закупке. Право выбора между обеспечением денежными средствами и банковской гарантией предоставляется поставщику. Он в зависимости от своего финансового положения и взятых на себя иных обязательств самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения своих обязательств. Необходимо тщательно рассчитать свои финансовые ресурсы так, чтобы средств хватило на все предстоящие расходы. Выбор банковской гарантии позволяет не изымать из оборота компании достаточно внушительные суммы.

Требования к банковской гарантии установлены ст. 45 закона о контрактной системе. Гарантия должна быть безотзывной и получена в банке из списка кредитных учреждений министерства финансов. Гарантия должна содержать все обязательные условия, перечисленные в законе о контрактной системе. Не лишним будет ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к банковской гарантии документацией о закупке.

Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям заказчика является причиной считать, что победитель уклоняется от заключения контракта.

На получение гарантии потребуется время, поэтому нужно подавать документы на предварительное одобрение выпуска банковской гарантии заранее. Не нужно ждать протокола подведения итогов или получения проекта договора от заказчика. Можно не успеть получить гарантию в сроки заключения контракта по 44-ФЗ, так как они очень ограничены.

Следует учесть, что при снижении начальной максимальной цены контракта нужно будет либо подтвердить документально свою добросовестность, либо предоставить обеспечение исполнения обязательств в полуторном размере.

Перед направлением банковской гарантии желательно согласовать её с заказчиком и проверить наличие сведений о ней в соответствующем реестре на сайте Единой информационной системы. Обычно сведения о банковской гарантии появляются в реестре в течение суток с даты её выдачи.

4. Последствия уклонения победителя от заключения контракта по 44-ФЗ

Заказчик в трехдневный срок обязан направить информацию об уклонившемся от заключения контракта победителе в ФАС. За не предоставление таких сведений наступает административная ответственность по ст. 19.7.2 КоАП: штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического — 100 тыс. руб.

Уклонившийся от заключения контракта победитель попадёт в РНП, если не сможет обосновать в УФАС отсутствие своей вины, что довольно сложно. Предъявит доказательства, что предпринял все необходимые действия для заключения государственного контракта и приведёт объективные, не зависящие от него причины, которые привели к нарушению срока заключения контракта по 44-ФЗ.

Если победителю не удалось оспорить решение УФАС о внесении его в РНП, сумма обеспечения заявки уклонившегося от заключения контракта победителя блокируется и перечисляется заказчику, он не будет иметь возможности участвовать в торгах по 44-ФЗ (при соответствующих ограничениях в документации) на протяжении двух лет. Заказчик имеет право потребовать возмещения убытков, возникших в связи с уклонением победителя от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки.

Что же далее происходит с электронным аукционом? Заказчику даётся право в десятидневный срок после признания победителя уклонившимся, заключить контракт с участником закупки, предложившим минимальную по значению цену после победителя. Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта без негативных последствий для себя (ч. 14 ст. 70 44-ФЗ). В соответствии с порядком заключения контракта по 44-ФЗ, в случае согласия второго участника, заключение государственного контракта с ним происходит по цене его предложения. Заказчик исправляет цену и направляет контракт следующему участнику.

В случае отказа второго участника от заключения государственного контракта, аукцион признаётся не состоявшимся. Законом не предусматривается заключение контракта по 44-ФЗ с иными участниками (занявшими третье и последующие места).

5. Подведём итоги: ошибки, которых следует избежать победителю аукциона

Перед принятием решения об участии в закупке следует внимательно ознакомиться со всей документацией и особенно тщательно изучить проект контракта. Заключение контракта по 44-ФЗ это очень ответственный процесс, так как ошибки могут очень сильно отразиться на деятельности компании.

При выборе банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств необходимо проконтролировать её соответствие требованиям закона и документации. Желательно проект банковской гарантии предварительно согласовать с заказчиком.

Строго соблюдать порядок заключения контракта по 44-ФЗ. Очень ответственно отнестись к сроку заключения контракта. Все необходимые действия для предоставления обеспечения исполнения контракта и его подписания произвести заблаговременно.

Государственный контракт – это договор на поставку товара (выполнение работ или услуг), заключенный между государственным заказчиком (будь то крупное министерство или муниципальный детсад) и поставщиком по итогам тендера в рамках 44-ФЗ. Порядок заключения государственного контракта, его особенности и сроки подписания зависят от конкретного способа закупки и четко прописаны в 44-ФЗ. Расскажем обо всем подробнее.

Срок и порядок заключения контракта

Схематично механизм подписания контракта выглядит следующим образом: заказчик готовит проекта контракта (где прописывает условия из извещения, документации и окончательного предложения от победителя торгов) и направляет проект документа поставщику рамках установленных законом сроков. Последний, в свою очередь, если у него не возникло вопросов к указанным в контракте условиям, подписывает его и перенаправляет обратно заказчику.

Конкретный порядок и сроки заключения государственного контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки. Схож процесс подписания контрактов при всех способах закупки в том, что победитель закупки прежде, чем поставить свою подпись в контракте, должен предоставить обеспечение исполнения контракта , что позволит заказчику быть уверенным: условия контракта будут выполнены качественно и в установленный срок. Рассмотрим процесс подписания и сроки заключений контрактов в зависимости от способа закупки.

Заключение контракта по итогам конкурса

При проведении конкурсов (исключением является закрытый конкурс) для подписания государственного контракта закон отводит 20 дней. Так, согласно 44-ФЗ, если заказчик отбирал поставщика с помощью такого способа закупки, как конкурс, то подписать контракт с победителем торгов он сможет не раньше, чем через 10 дней, но не позже, чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС протокола рассмотрения заявок. При закрытом конкурсе контракт подписывается в течение 10 дней после объявления победителя, и никак не позже этого срока.

Первым подписывает контракт победитель торгов, на это ему дается 10 суток после момента опубликования в ЕИС протокола оценки заявок . Затем он обязан передать документ на подписание заказчику. Вместе с контрактом, победитель конкурса пересылает и документы, подтверждающие обеспечение контракта. Такие же сроки для подписания контракта отводятся и заказчику - десять дней .

☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;
☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;
☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение казначейского контроля.

Из статьи

Подчеркнем, что в законе четко прописана информация о сроках заключения контракта с каждой из сторон. Несоблюдение сроков подписания будет считаться грубым нарушением: и заказчик, и победитель торгов рискуют попасть в списки недобросовестных. Так, согласно ч. 3 ст. 54 Закона №44-ФЗ, если победитель торгов не предоставил заказчику утвержденные им экземпляры контракта и обеспечение контракта в отведенное время, то он будет считаться уклонившимся от подписания контракта.

В случае, если победитель конкурса не предоставляет в срок положенные документы, заказчик может заключить контракт с участником закупки с заявкой под номером два. Правда, при этом ему придется изменить условия контракта, прописав в нем предложенные вторым участником условия. Если и новый участник не предоставит заказчику подписанные им контракт и обеспечение исполнения контракта, то он считаться уклонистом не будет, как было с первым победителем. В этом случае конкурс просто будут считать несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Если речь идет об электронном аукционе, то заказчик должен составить и разместить в ЕИС проект контракта не позже, чем через пять дней после опубликования протокола рассмотрения заявок. Если контракт заключается по итогам закрытого аукциона – в течение 10 дней. Подписывать документ заказчику пока не требуется. Заказчик должен указать в контракте: предложенную победителем аукциона стоимость исполнения контракта и данные о товаре.

Победитель электронного аукциона, в свою очередь, в ближайшие пять дней размещает в ЕИС подписанный со своей стороны проект контракта, а также документ о предоставлении обеспечения контракта. Отметим, что проект контракта может вызвать вопросы у победителя аукциона. В таком случае, он должен подготовить и опубликовать в ЕИС протокол разногласий, где укажет замечания к проекту контракта.

Закон отводит заказчику пять дней для рассмотрения протокола разногласий, внесения поправок в проект контракта и размещения его обновленной версии. Поставщик должен успеть подписать контракт в течение трех рабочих дней , и такие же сроки отводятся после заказчику для подписания контракта со своей стороны. С этого момента контракт считается заключенным.

Резюмируем . Порядок и сроки подписания контрактов по итогам закупки строго регламентируется 44-ФЗ. Нарушение сроков как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика, приведет к штрафам или к признанию участника закупки уклонившимся от подписания. А это, в свою очередь, грозит внесением информации о компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

При этом нужно помнить, что заключение контракта – это принятие на себя всех обязательств, прописанных в данном документе. Поэтому при его заключении необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. В том числе, необходимо убедиться, что стоимость исполнения контракта соответствует цене работ или услуг, предлагаемой государственному заказчику во время конкурса или аукциона.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх