Медицинский осмотр в профилактике заболеваний. Роль медицинских осмотров работников в снижении риска профессиональных заболеваний. Как медсестре планировать работу по профилактике неинфекционных заболеваний

Медицинский осмотр - это один из видов лечебно-профилактической помощи, заключающийся в активном обследовании состояния здоровья определенных контингентов населения.

Различают предварительные, периодические и целевые медосмотры. Согласно утвержденным Верховным Советом СССР в декабре 1969 г. Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении «В целях охраны здоровья населения, предотвращения инфекционных и работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, животноводческих ферм, некоторых других предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий, учреждений и организаций с вредными условиями труда проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Список профессий и производств, для работы в которых обязательны медицинские осмотры, и порядок проведения этих осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС».

Предварительные медосмотры проводятся при поступлении на работу с целью определения, насколько состояние здоровья удовлетворяет требованиям профессии (см. ) и с целью выявления заболеваний, которые в условиях работы с могут обостряться или способствовать развитию профзаболевания.

Существует список заболеваний, являющихся противопоказанием для приема на работу по ряду профессий. Данные предварительного медосмотра являются исходными для сопоставления с изменениями в состоянии здоровья, которые могут быть выявлены при проведении периодических . Рабочие и служащие, принятые на работу на данное производство, через определенные сроки - от двух месяцев до одного года - подвергаются периодическим медосмотрам.

Периодические медосмотры обеспечивают выявление ранних признаков проф. отравления или заболевания, а также заболевания, которое этиологически не связано с профессией, но при котором продолжение контакта с данной профвредностью особенно опасно. За лицами с признаками профзаболевания или отравления устанавливают диспансерное наблюдение и, кроме того, проводят общие санитарно-гигиенические мероприятия на производстве.

Обычно выделяют определенные контингенты, которые подвергаются медосмотру. Первую группу лиц, подвергаемых предварительным и периодическим медосмотрам, составляют работники промышленных предприятий и лица, имеющие контакт с профвредностями.

Вторую группу лиц, подвергаемых предварительным и периодическим медосмотрам, составляют работники пищевых, детских и некоторых коммунально-бытовых учреждений. Указанные выше лица проходят бактериологическое обследование для выявления инфекционного заболевания или бациллоносительства при поступлении на работу, так как лица этих профессий могут стать источником массового заражения. Через определенные сроки у работающих эти обследования повторяют.

Третью группу лиц, подвергаемых периодическим медосмотрам, составляют дети дошкольного возраста, школьники и рабочие-подростки.

Предварительные и периодические медосмотры проводят врачи медсанчастей, здравпунктов или территориальных , обслуживающих предприятия и учреждения.

Основной задачей проведения целевых медосмотров является раннее выявление заболеваний (туберкулеза, злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых, гинекологических и др.). Целевые профилактические медосмотры проводятся либо путем одномоментных осмотров в организованных коллективах, либо осмотров всех лиц, обращающихся за медпомощью.

В проведении медосмотра значительная роль принадлежит фельдшерам и акушеркам, которые принимают участие в организации целевых профилактических медосмотров, в осуществлении диспансеризации выявленных больных, организации периодических медосмотров.

См. также Диспансеризация.

"Менеджер здравоохранения", 2007, N 5

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ И ИХ РОЛЬ

В СОХРАНЕНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТАЮЩЕГО

НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ"

В настоящее время Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Правительством страны принят новый курс в области здравоохранения, направленный на консолидацию усилий по охране здоровья нации. Разработан и реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", направленный на сохранение здоровья граждан, сохранение трудового потенциала работающего населения. Это является очень важным в условиях того демографического кризиса, сокращения численности населения, в котором пребывает Россия. Одной и важных мер по сохранению здоровья работающих являются предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, осуществляемые с целью:

Определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих поручаемой им работе, обеспечения безопасности труда;

Выявления лиц с профессиональными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание;

Распознавания общих (непрофессиональных) заболеваний, при которых дальнейшая работа в контакте с профессиональной вредностью может ухудшить их течение;

Оценки условий труда и разработки санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, вызывающих профессиональное заболевание.

При этом качество проведения и полнота охвата медицинскими осмотрами работающего населения оставляют желать лучшего. Это связано, на наш взгляд, с тем, что многие работающие, стремясь сохранить высокооплачиваемую работу, не предъявляют активных жалоб на медосмотрах, а многие работодатели не заинтересованы в качественном проведении медосмотров и охране труда, считая, что всегда найдут себе новых здоровых работников. На многих предприятиях малого бизнеса, а также самозанятые люди вообще не проходят медосмотров. Часто медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями и специалистами, не имеющими соответствующих лицензий и сертификатов, а, следовательно, должной квалификации для проведения медосмотров. Предварительные и периодические медицинские осмотры организуются и выполняются в соответствии с требованиями федеральных законов. Так, в статье 24 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.09.1993 N 5487-1 указывается на необходимость их проведения. В статье 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.1999 N 181-ФЗ указано, что проведение этих осмотров является обязанностью работодателя и они должны проводиться за его счет. Работодатель не имеет права допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и при наличии медицинских противопоказаний. Об этом же сказано в Трудовом кодексе РФ и в статье 34 "Закона Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подписанного Президентом РФ 30.03.1999 N 52-ФЗ.

Медицинские осмотры проводятся на предприятиях любой формы собственности (общественной, государственной, муниципальной, индивидуальной), согласно Приказу МЗ МП РФ N 90 от 14.03.1996 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии" и Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)", а также Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 января 2005 г. N 0100/63-05-32 "О порядке применения приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83".

Приказ Минздравмедпрома N 130 от 23.06.1994 впервые ввел в перечень врачебных специальностей должность врача-профпатолога. Согласно приказу МЗ РФ N 337 от 27.08.1999 года профпатология вошла в категорию основных врачебных специальностей (040.014). Этот факт является юридическим аргументом правомерности проведения профессиональной переподготовки специалистов по профпатологии. Приказ МЗ РФ N 180 от 04.07.2001 включил в перечень учреждений здравоохранения центры профпатологии (п. 1.1.6.), отсутствовавшие в приказе МЗ РФ N 395 от 02.11.1999 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения".

В последние годы отмечается увеличение потребности в повышении квалификации по профпатологии врачей различных специальностей. Прежде всего, это связано с изменением лицензионных требований в соответствии с приказом Минздрава России от 26.07.2002 года N 238. Проведение аккредитации и лицензирования медицинских учреждений по видам деятельности "предварительные и периодические медицинские осмотры", "Экспертиза профпригодности", "Экспертиза связи заболевания с профессией" стало осуществляться с участием специалистов-профпатологов. Это позволило не только проводить оценку качества оказания медико-санитарной помощи работающим во вредных условиях труда, но и способствовало изменению отношения руководителей медицинских учреждений к организации профилактических медицинских осмотров в части оснащения необходимым оборудованием и обучения врачей вопросам профпатологии.

Возросшие требования к врачам, осуществляющим профилактические медосмотры, связаны с приказом МЗ ИСР РФ от 16.08.2004 N 83, утвердившим положение о том, что председателем медицинской комиссии, проводящей предварительные и периодические медицинские осмотры должен являться врач-профпатолог, а членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Хотя еще положение 1.1. Приказа N 90 МЗ МП от 14.03.1996 предписывало проведение специальной подготовки врачей всех специальностей по вопросам профпатологии, которое в полной мере не выполнялось.

Перечисленные документы свидетельствуют о повышении роли врача-профпатолога в современной медицине. В то же время обращает на себя внимание несовершенство вузовского этапа подготовки по профпатологии. Так, на лечебном факультете для подготовки по профпатологии отводится недостаточное количество часов. Следовательно, в настоящее время основной акцент при подготовке врачей по профпатологии должен быть сделан на постдипломной подготовке. Для центров профпатологии, учитывая зарубежный опыт, необходима более углубленная подготовка специалистов с обучением их в клинической интернатуре и ординатуре.

К одной из основных проблем следует отнести также вопрос механизма финансирования медицинских осмотров. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 83 от 16.08.2004 разрешено заключать договоры на проведение медицинских осмотров практически с любыми медицинскими организациями. Работодатели в поисках дешевых цен за проведение периодических медицинских осмотров заключают договора с медицинскими организациями с низкой квалификацией кадров и недостаточной оснащенностью медицинским оборудованием, соответственно не придавая значения качеству периодических медицинских осмотров.

Сегодня постоянно происходит нарушение прав человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ, ст. 219 Трудового кодекса).

В сложившейся ситуации виновниками являются работодатель, сам работающий, трудовая инспекция. Работающий (человек наемного труда) вынужден мириться с условиями труда, в противном случае ему быстро найдется замена. Поэтому, дорожа своим рабочим местом, работник скрывает до поры до времени ухудшение состояния здоровья. К тому же существующее нормативно-правовое обеспечение медицины труда не позволяет произвести перевод человека с начальными формами профессионального заболевания на другое место работы с сохранением среднего заработка. Он остается на своем прежнем рабочем месте до тех пор, пока не будет установлен диагноз профессионального заболевания. Выявленные профзаболевания дают возможность получать дополнительные выплаты, путевки в санаторий и прочее. Такое положение дел становится выгодным и работодателям, так как вложения на охрану труда гораздо существеннее, чем затраты на реабилитационные мероприятия. Работодатель, исходя из экономических соображений, становится малотребовательным к качеству проводимых профилактических медосмотров, тем самым, освобождая себя от необходимости реализовывать профилактические мероприятия по результатам осмотров.

Практически отсутствует заинтересованность в снижении профессиональных заболеваний и среди лечебно-профилактических учреждений, так как они работают по договорам с предприятиями. С одной стороны, они слабо ориентированы в проблемах медико-санитарного обслуживания работающих. Не знают специфику условий труда, наличия неблагоприятно влияющих производственных факторов на состояние здоровья. С другой стороны, лечебно-профилактические учреждения не заинтересованы в повышении качества медосмотров, дообследовании лиц с подозрением на профзаболевание, выявлении начальных форм профзаболеваний, боясь потерять заказчика и дополнительный доход. Сложившаяся система не ставит главной целью раннее выявление профессиональных заболеваний и сохранение здоровья работающих. В результате мы имеем сверхсмертность лиц трудоспособного возраста, рост инвалидности и профессиональных заболеваний, а общество несет огромные потери человеческого и трудового потенциала.

Целью предварительных осмотров является определение соответствия (несоответствия) здоровья гражданина его будущей работе. Гражданин приходит на осмотр с направлением от работодателя, в котором указаны профессия, вредные, опасные вещества и производственные факторы, в условиях воздействия которых он будет работать. Кроме направления, гражданин должен иметь паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) и военный билет. Осмотр проводят специалисты медицинской комиссии, составленной в соответствии с указаниями Приложения 1 к Приказу МЗ МП РФ N 90 от 14.03.1996, в котором обозначены перечень врачей-специалистов, вредные, опасные вещества, производственные факторы, лабораторные и функциональные исследования, медицинские противопоказания. В комиссию должны входить врачи разных специальностей в зависимости от тех вредных производственных факторов, с которыми имеют контакт работники. Это могут быть терапевты, невропатологи, хирурги, отоларингологи, офтальмологи, дерматовенерологи и др. Состав комиссии определяется в соответствии с Приложением 1 к Приказу МЗ МП РФ от 14.03.1996 N 90.

Независимо от того, с какими вредными, опасными веществами и производственными факторами будет контактировать будущий работник, всем гражданам, поступающим на работу, должны быть проведены исследования крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ), рентгенография органов грудной клетки в прямой проекции; в последующем повторное рентгенологическое исследование проводится один раз в три года. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на микрофлору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований, а в последующем женщины должны осматриваться акушером-гинекологом ежегодно. Члены комиссии при осмотре руководствуются общими и дополнительными противопоказаниями, изложенными в Приложениях 1 и 4 к Приказу МЗ МП РФ N 90 от 14.03.1996. На каждого обследуемого заводится амбулаторная медицинская карта, в которой каждый специалист отражает жалобы обследуемого или их отсутствие, анамнез заболеваний, объективные данные, диагнозы или их отсутствие и обязательно дает заключение о годности (негодности) обследуемого для работы в данных условиях. В конце осмотра председатель комиссии (врач-профпатолог) дает окончательное заключение о соответствии (несоответствии) состояния здоровья гражданина предъявляемым требованиям для работы по данной профессии с данными вредными, опасными веществами и производственными факторами. При необходимости решается вопрос о проведении дополнительных исследований.

Свое решение председатель комиссии обязан вынести не позднее месячного срока с момента обращения работника и оформить его направление на осмотр. В случае недопуска к работе председатель комиссии выносит вопрос на заседание клинико-экспертной комиссии (КЭК) с соответствующим оформлением документов. Кроме того, решение о недопуске к работе (копия) пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление.

Целью периодических медицинских осмотров являются наблюдение в динамике за состоянием здоровья работников и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, выявление общих заболеваний, являющихся противопоказаниями для продолжения работы во вредных и опасных условиях труда, предупреждение несчастных случаев.

Осмотры проводят врачи ЛПУ любой формы собственности, имеющего лицензию на проведение периодических медицинских осмотров. Каждый член комиссии должен обладать знаниями не только по своей специальности (сертификат специалиста), но и по профессиональной патологии (удостоверение или сертификат специалиста), врачи обязаны каждые 5 лет проходить усовершенствование по своей специальности и по профпатологии. Председатель комиссии должен иметь сертификат врача-профпатолога. Необходимые знания они могут получить, пройдя обучение на специализированных кафедрах высших медицинских учреждений последипломного образования.

Контингенты работников, подлежащих периодическим осмотрам, определяют специалисты санитарно-эпидемиологического надзора совместно с работодателями по цехам и профессиям с указанием вредного производственного фактора. Между работодателем и ЛПУ заключается договор о финансировании осмотров. Не позднее 1 декабря текущего года работодатель составляет список работников, подлежащих осмотру, с указанием производства, цехов, профессий, вредных производственных факторов. Руководитель ЛПУ издает Приказ о составе комиссии и календарном плане-графике проведения осмотров.

Данные обследования записываются в амбулаторную карту утвержденного образца. Надо обратить внимание на необходимость делать подробные записи жалоб осматриваемого (если они есть), анамнеза жизни, данных о развитии заболевания, объективного статуса, диагноза и заключения о годности (негодности) к выполнению работы. Указывается патология, назначаются лечебно-профилактические мероприятия. На отдельном листе в амбулаторной карте должен быть обозначен "профмаршрут" работника (цех, профессия, стаж, вредные производственные факторы). Председатель комиссии (врач-профпатолог) дает окончательное заключение о состоянии здоровья обследуемого, его соответствии (несоответствии) выполняемой работе, о переводе на другую временную или постоянную работу. Углубленные периодические медицинские осмотры один раз в пять лет должны, согласно Приказу МЗ МП РФ от 14.03.1996 N 90, проводиться Областными центрами профпатологии с выдачей заключения по результатам осмотра.

По результатам осмотра в ЛПУ составляется заключительный акт, в котором представлены основные данные осмотра. Составляет его председатель комиссии - врач-профпатолог с участием врачей других специальностей, представителей санитарно-эпидемиологического надзора, профсоюзной организации работодателя. Комиссия по проведению осмотров руководствуется Списком профессиональных заболеваний (см. Приложение 5 к Приказу МЗ МП РФ от 14.03.1996 N 90). Он является основным документом, который используется при установлении предварительного диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов о возмещении ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.

При расследовании случаев профессиональных заболеваний руководствуются "Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний", утвержденным Правительством РФ от 15.12.2000 N 967. При остром профессиональном заболевании (отравлении) предварительный диагноз устанавливается учреждением здравоохранения. В течение суток направляется экстренное извещение в органы санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего надзор за объектом, где произошло острое профессиональное заболевание, и сообщение работодателю. Органы санитарно-эпидемиологического надзора в течение суток расследуют случай острого профессионального заболевания и составляют характеристику условий труда. Учреждения здравоохранения на основании клинических данных и санитарно-гигиенической характеристики условий труда устанавливают диагноз острого профессионального заболевания.

При установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) извещение о нем ЛПУ в трехдневный срок направляет в органы санитарно-эпидемиологического надзора, которые в течение двух недель представляют в ЛПУ санитарно-гигиеническую характеристику условий труда заболевшего. ЛПУ в месячный срок должно отправить пострадавшего в областной профпатологический центр для установления (неустановления) заключительного диагноза.

При подозрении на профессиональное заболевание для уточнения диагноза, установления (неустановления) связи заболевания с условиями труда работник направляется в региональный центр профпатологии. Только специалисты этого учреждения и Федерального НИИ медицины труда имеют право устанавливать окончательный диагноз профессионального заболевания. Документы, необходимые для обследования в областном центре профпатологии, служащие основанием для подтверждения профессиональной причины заболевания: направление с указанием цели медицинского обследования и предполагаемого профессионального диагноза, копия трудовой книжки, подтверждающая его трудовой стаж на предприятии, где могла возникнуть профессиональная болезнь. Копия заверяется отделом кадров по месту работы, санитарно-гигиеническая характеристика условий труда с описанием конкретных неблагоприятных факторов производства, их параметров, длительности контакта больного с ними. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется врачом санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарный надзор за объектом, на котором трудится заболевший. Обязательно указываются количественные значения вредного производственного фактора в сравнении с их ПДК или ПДУ. При подозрении на хроническое отравление необходимы данные о среднесменной ПДК (если она есть), а при остром отравлении - о максимальной разовой концентрации вредного производственного фактора, выписка из амбулаторной карты с данными предварительного и периодических медицинских осмотров, также указываются все перенесенные заболевания, время их возникновения, результаты проведенных инструментальных и лабораторных методов исследования, содержание проведенного лечения и его эффективность, производственная характеристика с указанием вредных привычек больного.

Лечебно-профилактическое учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество осмотра, заключений, диспансерного наблюдения, лечебно-профилактических мероприятий, осуществляемых в отношении больных, их направление в центр профпатологии для проведения медицинской экспертизы и дополнительные лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия.

У Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (санитарно-эпидемиологический надзор), работающей с лечебно-профилактическим учреждением по организации и проведению осмотров, также имеются определенные обязанности. Они состоят в определении вместе с работодателем контингента работников, подлежащих медосмотрам, вредных и опасных производственных факторов, с которыми они имеют контакт на работе, частоты проведения осмотров, составлении санитарии гигиенических характеристик условий труда.

Работодатель обязан составить в течение месяца список работников, подлежащих осмотру, указать цеха, профессии, вредные и опасные производственные факторы на их рабочем месте, стаж работы в этих условиях, своевременно направить работников на осмотр с направлением, выданным им на руки. Он обеспечивает данных работников картами профосмотров, в которые можно вносить результаты осмотра, в том числе и заключение о возможности (невозможности) работать по состоянию здоровья. Как было указано выше, осмотр финансируется работодателем. Наконец, работодатель несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших осмотр или не допущенных к работе по состоянию здоровья.

Обязанности работника, проходящего осмотр, состоят в своевременной явке на него с направлением, паспортом или другими документами, удостоверяющими личность, военным билетом и в получении заключения комиссии для работодателя. Контроль за проведением и выполнением медицинских осмотров осуществляют органы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в пределах своей компетенции.

Медицинские врачебные комиссии, проводящие предварительные и периодические медицинские осмотры, должны четко взаимодействовать с врачами-гигиенистами и эпидемиологами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Это взаимодействие должно заключаться в первую очередь в ознакомлении членов комиссии с вредными и опасными факторами производственной среды, потенциально опасными, участвующими в формировании профессиональной патологии.

С учетом вредных производственных факторов и опасных веществ врачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют контроль за полнотой охвата подлежащих осмотру контингентов, на основе специального расследования составляют санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работников по запросу врачей лечебных учреждений. Органы санитарно-эпидемиологического надзора ответственны за регистрацию, учет и расследование профессиональных заболеваний на предприятиях подконтрольной территории. Врачи-гигиенисты участвуют в подведении итогов периодических осмотров, в разработке медико-профилактических мероприятий по профилактике профессиональной патологии.

В списке документов, необходимых для установления связи заболевания с профессией, значится санитарно-гигиеническая характеристика условий труда с указанием концентраций и уровней вредных производственных факторов за весь период работы, а также класса условий труда по степени вредности, опасности.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредного производственного фактора в количествах, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих вредное воздействие на организм работника и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения ПДК и ПДУ и выраженности функциональных и патологических изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности, о чем сказано в "Гигиенических критериях оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" (от 23.04.1999).

1-я степень 3-го класса (3.1) - это условия труда, характеризующиеся отклонениями от ПДК и ПДУ, которые вызывают обратимые функциональные изменения в организме и обусловливают развитие заболеваний.

2-я степень 3-го класса (3.2) - это условия труда с уровнями вредных производственных факторов, могущими вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, появлению признаков профессиональной патологии.

3-я степень 3-го класса (3.3) - это условия труда с уровнями вредных производственных факторов, приводящими к развитию, как правило, профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, к росту хронической общесоматической патологии, включая повышение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-я степень 3-го класса (3.4) - это условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний со значительным ростом хронической патологии и высокими уровнями заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Вредные условия труда (4-й класс) являются опасными (экстремальными) с уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. Оптимальные (1-й класс) и допустимые (2-й класс) условия труда считаются безопасными и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника и его потомство. Однако в отдельных случаях при комбинированном, комплексном, длительном воздействии вредных производственных факторов, относящихся к 1-му или 2-му классу условий труда - возможно развитие профессиональных заболеваний.

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда выдается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по запросу лечебного учреждения (на основании извещения о подозрении на профзаболевание). В течение двух недель дней со дня получения запроса врач-гигиенист или эпидемиолог составляет ее в трех экземплярах на бланке с подписями профильного специалиста, главного врача и печатью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Первый экземпляр отсылается по запросу лечебного учреждения, второй - на предприятие, третий экземпляр остается в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Санитарно-гигиеническая характеристика должна последовательно содержать следующие сведения: профессию; место работы и название предприятия; его ведомственную принадлежность; фамилию, имя, отчество и год рождения заболевшего; трудовой стаж - общий и в данной профессии; общую санитарно-гигиеническую характеристику производственного процесса; описание конкретной трудовой деятельности; перечень вредных факторов с выделением основного (рассматриваемого в качестве предполагаемой причины профессионального заболевания) и сопутствующих; время контакта; данные хронометража; использование средств индивидуальной защиты; сведения о выявленных ранее случаях профессиональных заболеваний. Сведения о факторе, который рассматривается в качестве причины предполагаемого заболевания, должны быть представлены с использованием всех доступных источников объективной информации, желательно в динамике за возможно более продолжительный период работы. Количественные параметры производственных вредностей указываются обязательно, дается сравнение их с ПДК и ПДУ. Разнообразие физических перегрузок (динамические и статические нагрузки, стереотипные многократно повторяющиеся движения, неудобные вынужденные рабочие позы и др.), наряду с количественной оценкой, должно получить отражение в виде описательной части.

В заключительной части санитарно-гигиенической характеристики обязательно должно иметься заключение об условиях труда работника с отнесением их к одному из классов по условиям труда: оптимальному, допустимому или вредному той или иной степени вредности.

В нашей стране установлена система учета профессиональных заболеваний, возложенная на органы санитарно-эпидемиологического надзора, в соответствии со статьей 44 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.).

Расследование необходимо вести в соответствии с "Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний", утвержденным Правительством РФ от 15.12.2000 г. N 967. При установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) извещение о нем лечебное учреждение в трехдневный срок направляет в Роспотребнадзор, который в течение двух недель представляет в лечебное учреждение санитарно-гигиеническую характеристику условий труда заболевшего. ЛПУ в месячный срок должно отправить пострадавшего в специализированное и лицензированное медицинское учреждение по профессиональной патологии (в Самарской области это Областной центр профпатологии Самарской областной клинической больницы N 2) для установления (неустановления) заключительного диагноза. Указанное медицинское учреждение составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет извещение об этом в органы санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в ЛПУ, направившее больного, и выдает его работнику (под расписку).

Порядок расследования профессионального заболевания, которое должен организовать работодатель, следующий. В течение 10 дней после получения извещения о заключительном диагнозе работодатель должен организовать комиссию во главе с главным врачом санитарно-эпидемиологического надзора в составе: а) представителя-работодателя; б) специалиста по охране труда или ответственного за это лица, назначенного работодателем; в) представителя ЛПУ; г) представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

В расследовании могут принимать участие и другие специалисты. Пострадавший работник имеет право на личное участие в расследовании.

Для принятия решения по результатам расследования нужны следующие документы:

а) приказ о создании комиссии; б) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда; в) сведения о проведенных медицинских осмотрах; г) выписка из инструктажа и протоколов проверки знаний работника по технике безопасности; д) протоколы объяснений работника, опросов работавших с ним; е) экспертное заключение специалистов, результаты исследований и экспериментов; ж) медицинская документация о характере и тяжести повреждений, причиненных здоровью работника; з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты; и) выписка из ранее поданных предписании Роспотребнадзора.

Комиссия устанавливает причины профессионального заболевания, определяет лиц, допустивших нарушение санитарии эпидемиологических правил или нормативных актов, и меры по устранению причин его возникновения и по его предупреждению; составляет акт о случае профессионального заболевания. Он составляется в трехдневный срок в 5 экземплярах:

а) для работника; б) для работодателя; в) для органов санитарно-эпидемиологического надзора; г) для лечебного учреждения; д) для страховщика.

Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается главным врачом органа санитарно-эпидемиологического надзора, заверяется его печатью и хранится 75 лет в Роспотребнадзоре и в организации, где проводилось расследование.

При установленном профессиональном заболевании больной должен быть направлен на медико-социальную экспертизу, на которой могут быть определены группа профессиональной инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, а также необходимость в дополнительных расходах, связанных с повреждением здоровья застрахованного.

Для решения указанных вопросов Бюро МСЭ руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

При направлении на МСЭ необходимо иметь посыльный лист на МСЭ, который заполняется врачами ЛПУ; заключение специализированного профпатологического учреждения об установлении профессионального заболевания; акт расследования случая профессионального заболевания, который составляется органами санитарно-эпидемиологического надзора совместно со страхователем; заявление застрахованного (потерпевшего). Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда Рострудинспекции о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали профессиональному заболеванию.

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности в каждом конкретном случае учитываются выраженность нарушений функций организма, степень компенсации, способность больного выполнять в той или иной степени работу по основной профессии, в том числе в обычных или специально созданных условиях, а также мероприятия по реабилитации, включая профессиональное обучение и переобучение.

Видами обеспечения по страхованию являются пособие по временной нетрудоспособности, страховые выплаты (единовременные и ежемесячные) и дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавшего. Названный выше Федеральный закон N 125 "Об обязательном социальном страховании" не относит к страховым выплатам возмещение морального вреда от профессионального заболевания, так как это осуществляется причинителем вреда, то есть тем предприятием (организацией), где у человека возникло профессиональное заболевание.

Единовременные страховые выплаты, согласно упомянутому выше Федеральному закону, осуществляются не позднее одного календарного месяца со дня назначения. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного на день такой выплаты.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и осуществляются за весь период утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности с того дня, с которого МСЭ установлена утрата профессиональной трудоспособности, исключая период временной нетрудоспособности.

Согласно статье 8 цитируемого Федерального закона, обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживание и питание; на протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту; на обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и на горюче-смазочные материалы; на профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если в результате МСЭ установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи.

ГОУ ВПО "Самарский Государственный

медицинский университет"

В.В.КОСАРЕВ

В.С.ЛОТКОВ

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11

Медосмотры как профилактика профзаболеваний

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых

Комментарий.

Профилактические медицинские осмотры работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда представляют собой один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждается Минздравсоцразвития России (Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 с послед. измен. и доп. от 16 мая 2005 г. N 338).

Предварительные медицинские осмотры (обследования) работника проводятся при поступлении его на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника выполняемой работе.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное руководителем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также другие документы, предусмотренные законодательством.

При предварительных медицинских осмотрах проводятся:

Оценка индивидуальных факторов риска развития профзаболеваний с учетом половых, возрастных, конституционных и генетических особенностей развития организма;

Выявление вредных привычек, наркомании, хронического алкоголизма;

Индивидуальное определение противопоказаний к работе во вредных условиях в соответствии с утвержденными Перечнями.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, выявления заболеваний, являющихся противопоказаниями для продолжения работы, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) совместно с работодателем. При этом периодические осмотры (обследования) должны проводиться не реже, чем один раз в два года. Лица, не достигшие 21 года, проходят периодические осмотры ежегодно. Периодические медицинские осмотры (обследования) могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением.

Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проходят медицинские осмотры (обследования) в центрах профпатологии один раз в пять лет.

Работодатель обязан составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), и направить его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

При периодических медицинских осмотрах проводятся:

Оценка состояния реактивности и резистентности организма к воздействию вредных профессиональных факторов по критериям, характеризующим функцию органов мишеней (специфические и неспецифические реакции);

Выявление патологических нарушений, указывающих на соответствие состояния здоровья выполняемой работе (по профессиональному и общему заболеванию);

Определение профилактических и реабилитационных мероприятий для восстановления нарушенных функций и адаптации к условиям труда, адекватным состоянию здоровья.

По результатам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников составляется заключительный акт в 4 экземплярах, который в течение 30 дней должен быть представлен руководителю Роспотребнадзора и центру профпатологии.

Если при проведении периодического медосмотра работника выявлено подозрение на профзаболевание, то его направляют в центр профпатологии на экспертизу.

При установлении связи заболевания с профессией центр профпатологии в течение 3 дней направляет соответствующее извещение работодателю, страховщику, в медицинскую организацию, направлявшую работника, и в территориальный орган Роспотребнадзора.

Работник с медицинским заключением направляется в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы на медико-социальную экспертизу.

Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессиональными факторами, должны находиться на диспансерном наблюдении у лечащего врача или врача-специалиста по профилю заболевания либо у врача-профпатолога.

По результатам периодических медицинских осмотров составляются заключительные акты и принимаются решения не только о продолжении и прекращении производственной деятельности в предлагаемых условиях, но и о проведении оздоровительных мероприятий среди работников, а также санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий на производстве.

Кроме медицинских осмотров (обследований) отдельная категория работников, осуществляющая отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающая в условиях повышенной опасности, проходит психиатрическое освидетельствование.

Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования регулируется Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695).

Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание".

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

Комментарий.

1. Статья содержит перечень основных обязанностей работника, возникающих в связи с вступлением в трудовые отношения. Эти обязанности дополняются (ст. 21 ТК) и конкретизируются (ст. 57 ТК) в соответствующих главах Кодекса, иных законах, нормативных правовых актах, коллективных договорах и соглашениях, локальных нормативных актах.

Создание на производстве здоровых и безопасных условий труда возможно только тогда, когда все участники процесса будут соблюдать свои обязанности в области охраны труда.

В соответствии со ст. 214 ТК работник обязан соблюдать требования охраны труда, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения безопасных условий труда нормативными правовыми актами об охране труда, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (ст. 209 ТК).

Требования охраны труда устанавливаются в инструкциях по охране труда для работников. Инструкция является локальным нормативным актом и устанавливает требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках и иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности (см. комментарий к ст. 212 ТК).

За нарушение требований в области охраны труда работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК) вплоть до увольнения (пп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

За добросовестное выполнение трудовых обязанностей, в т.ч. по охране труда, к работникам могут применяться меры поощрения (ст. 191 ТК).

2. Неотъемлемым правом работника является обеспеченность его средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 219 ТК).

Кроме прав работник имеет и обязанности, которые заключаются в том, чтобы он правильно применял средства индивидуальной и коллективной защиты (ст. 214 ТК). Для этого работодатель обязан обучить работника правильному применению этих средств (см. ст. ст. 212, 221 ТК и комментарии к ним).

3. Общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников изложены в ст. 225 ТК (см. комментарий к ст. 225 ТК).

4. Обязанность работника немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), является нормой прямого действия. Инструкции по охране труда по профессиям или видам работ, действующие в организации, как правило, устанавливают порядок уведомления работодателя о случаях травмирования работников (см. комментарий к ст. 212 ТК).

При проведении вводного инструктажа с вновь принятыми работниками изучается порядок расследования и оформления несчастных случаев, в т.ч. и порядок сообщения об их происшествии.

Порядок уведомления руководителя о происшедшем несчастном случае достаточно проработан в локальных нормативных документах по охране труда, поэтому в ТК и в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279) эта норма не детализируется.

5. Порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников определен в ст. 213 ТК (см. комментарий).

Статья 215. Соответствие производственных объектов

и продукции государственным нормативным требованиям

охраны труда

Комментарий.

1. Содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда призваны устанавливать правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК). Поэтому машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать этим требованиям. Кроме этого, они должны иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

В данной норме предполагается обязательное подтверждение соответствия продукции в виде принятия декларации о соответствии и (или) обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (ч. 2 п. 1 ст. 23 упомянутого Закона).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 23 Закона).

Декларирование соответствия осуществляется на основании собственных доказательств заявителя, который самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (п. 2 ст. 24 Закона).

Что касается обязательной сертификации, то она осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем (п. 1 ст. 25 Закона).

Необходимо отметить, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (п. 1 ст. 23 Закона).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими деятельности по проектированию производственных объектов строительства (реконструкции), машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов (ст. 211 ТК).

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 216.1 ТК). Экспертиза условий труда также может осуществляться в составе соответствующих органов и комиссий вневедомственной государственной экспертизы проектов.

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждение ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы регулируются Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008). Порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства регулируется Инструкцией (РДС 11-201-95).

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации осуществляется для предотвращения создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям, утвержденным в установленном порядке норм и правил (пп. "а" п. 3 упомянутого Положения).

При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов (п. 4 Положения).

По результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации составляется сводное заключение, которое содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности (п. 18 Положения). В сводном заключении учитывается и заключение государственной экспертизы условий труда.

3. Применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, а также использование новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ должно осуществляться только после того, как органами Роспотребнадзора, организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами проведены соответствующие токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, а также возможные исследования или испытания. Для этого утвержден Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (Приказ Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 326).

В.Трумель

профессор

Академии труда

и социальных отношений,

главный технический инспектор

Подписано в печать

Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний инфекционного и неинфекционного профиля огромна, при этом выделяется несколько направлений такой работы.

Предлагаем рассмотреть эти направления, выделить задачи и функции медсестры на разных этапах профилактической работы.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Роль медицинских сестер в профилактике заболеваний

Роль медицинской сестры в профилактике различных заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний, напрямую зависит от профиля деятельности этого специалиста.

Предлагаем рассмотреть кратко деятельность медицинской сестры участковой, патронажной и палатной по проведению профилактических мероприятий.

Участковая медсестра
  • проводит с обслуживаемым населением занятия по санитарно-гигиеническому образованию и воспитанию;
  • проводит консультации по поддержанию здорового образа жизни;
  • принимает непосредственное участие в работах школ здоровья, в их организации и проведению учебных занятий;
  • изучает проблемы и запросы населения по организации оздоровительных мероприятий, разрабатывает методики из проведения.

Медсестра патронажная (врача общей практики)

  • по плану, согласованному с врачом непосредственно проводит мероприятия, направленные на поддержание здорового образа жизни по специальным методикам;
  • организует мероприятия по гигиеническому воспитанию и обучению населения.

Медсестра палатная

  • занимается санитарно-просветительской работой как с самими больными, так и с их родственниками. Основная цель такой работы – формировать у них представления о здоровом образе жизни, укреплять здоровья и предотвращать новые заболевания.

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Роль медсестры в проведении диспансеризации

Рассматривая роль медсестры в профилактике болезней нельзя не затронуть тему диспансеризации. Именно медсестры принимают в ее проведении активное участие.

Работа медицинской сестры в этом направлении складывается из следующих основных этапов:

  1. Участие в диспансерных осмотрах:
    • исследования проводятся в отношении разных категорий населения по выделенным группам;
    • результаты исследования позволяют разбить население по группам исходя из состояния здоровья. В одну группу здоровья попадают пациенты со схожими функциональными характеристиками.
  2. Проведение наблюдения за группами здоровья:
    • позволяет отследить состояние здоровья пациентов в динамике в ходе периодических медосмотров;
    • содержание работы медсестры определяется результатами диспансеризации;
    • наблюдаются разные группы больных – подверженные разным болезням, рискующие заболеть той или иной болезнью, а также осуществляется наблюдение за пациентами, у которых уже диагностированы болезни;
    • роль медсестры в профилактике новых болезней заключается в даче дополнительных консультаций, в определении пациентов, которым полагаются дополнительные обследования по назначению врача. Также медсестры дают свои рекомендации по поддержанию здорового образа жизни в целом.
  3. Участие в лечении пациентов, у которых по итогам диспансеризации выявлены заболевания. Это мероприятия по реабилитации и дальнейшему восстановлению.

Среди профилактических мероприятий отдельно выделяется вакцинация, которая позволяет эффективно предотвратить развитие опасных инфекций, социально-опасных болезней, развитие которых при массовом распространении сложно остановить

Роль медицинской сестры в профилактике при вакцинации также очень велика.

Вакцинация позволяет предотвратить такие опасные болезни, как:

  • оспа;
  • корь;
  • дифтерия;
  • коклюш;
  • столбняк;
  • вирусные гепатиты и т.д.

В ходе вакцинации медсестры непосредственно участвуют в постановке прививок и наблюдают за пациентами в медучреждениях и дошкольных учреждениях. Кроме того, они объясняют пациентам значение прививок, объясняют их социальную и профилактическую значимость.

Также медсестрам приходится преодолевать последствия активной агитации против прививок в СМИ – эта работа также часто ложится на их плечи.

Статья бестселлер

Статья журнала «Главная медсестра» «Как организовать профилактику ВИЧ-инфицирования по-новому» стала настоящим бестселлером.

Автор: Галина Вадимовна Грачева, редактор-эксперт Справочной системы «Контроль в ЛПУ», разъяснила, какие меры по профилактике ВИЧ-инфекции в соответствии с разделом VIII СП 3.1.5.2826–10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» медорганизация обязана принимать.

Прочтите, обсудите с коллегами!

Роль медицинских сестер в профилактике детской смертности

Работа медицинской сестры по профилактике детской смертности также многообразно и чрезвычайно важна. Такая работа имеет следующие особенности и характеристики:

  • профилактическая работа проводится в детских садах, женских консультациях и родильных домах;
  • велика роль медсестры в профилактике абортов – они рассказывают пациенткам женских консультаций о последствиях искусственного прерывания беременности, разъясняют о рисках дальнейшего бесплодия и т.д.;
  • медсестры дают консультации беременных женщинам в течение всего периода беременности, дают им советы по поддержанию здорового образа жизни, добиваются полного отказа от алкоголя и никотина в период вынашивания ребенка и его кормления;
  • также на этапе наблюдения беременных женщин роль медицинской сестры в профилактике заключается в предотвращении осложнений в ходе осмотров, в нивелировании рисков для здоровья женщины и плода;
  • медсестры контролируют питание беременной, составляют наиболее полноценный рацион питания;
  • в дошкольных учреждениях медицинские сестры обеспечивают соблюдение санитарных требований при воспитании детей, обучают их гигиеническим навыкам, дают рекомендации педагогам по соблюдению норм СанПиН.


Профилактика пролежней: требования нового ГОСТа и роль медсестры

Роль медицинской сестры в профилактике пролежней заключается в соблюдении алгоритмов ухода за пациентами.

В частности, важно соблюдение требований ГОСТ Р 56819-2015, который позволяет оценить риски развития пролежней. ГОСТ наглядно иллюстрирует участки кожи, уязвимые для возникновения пролежней, показывает, какие позы лежачих пациентов наиболее рискованны.

Персонал, имеющий образование по профилю «Сестринское дело» обучается по этим иллюстрациям и использует их в работе.

Карта пациента, образец

Проверьте, как медсестры выполняют протоколы ухода по ГОСТ «Профилактика пролежней». Карту пациента по оценке риска возникновения пролежней можно изучить и скачать в системе Главная медсестра.

Существуют шкалы для составления прогнозов развития пролежней. Наиболее известными являются следующие из них:

  • шкала Ватерлоу – наиболее универсальна, поскольку подходит всем категориям пациентов;
  • шкала Нортон – используется в гериатрических отделениях и медучреждениях;
  • шкала Брейден подходит для отделений сестринского ухода, хирургических отделений и палат интенсивной терапии;
  • шкала Меддлей в большей степени ориентирована на неврологические отделения.

Деятельность медицинской сестры в профилактике пролежней включает в себя диагностику, профилактику и лечение.

  1. Диагностика пролежней:
    • медсестры отделения должны не только знать клинические симптомы пролежней, но и отличать их от схожих заболеваний. Так, пролежни наиболее часто путают с контактным дерматитом. В ГОСТе описаны симптомы этих состояний, и для правильной тактики лечения медсестры должны быть с ними ознакомлены на практике;
    • в одном из приложений к ГОСТу приведена технология оценки тяжести пролежней. Медсестры должны использовать ее в своей работе;
    • если медсестра сомневается в наличии пролежней у пациента, у нее должна быть возможность сфотографировать пораженный участок кожи и выслать фото врачу для консультации. Наиболее это актуально в случае обслуживания лежачих пациентов на дому. Подходящая технология фотофиксации проявлений пролежней приведена в ГОСТ.
  2. Лечение пролежней и роль медицинской сестры в их профилактике.

Многие медучреждения пользуются сложившимися стандартами лечения и профилактики ГОСТ. Их необходимо дополнять технологиями ГОСТ, которые являются более современными.

В приложении № 2 к ГОСТ Р 56819-2015 приведены технологии, которые призваны устаревшими – исключите их из работы медицинских сестер.

В тех подразделениях, куда госпитализируется большое количество лежачих больных должны быть созданы бригады по уходу за такими пациентами. Проведите дополнительное обучение сотрудников, которые входят в эти бригады.

Как изменились правила работы

Медсестры отмечают, что вопросов о том, как работать по новому ГОСТу много. Система "Главная медсестра" попросила эксперта объяснить самые сложные темы. Ее ответы смотрите в видеорекомендации.

  • обязательно применение противопролежневых матрацев;
  • медперсонал должен соблюдать требования асептики;
  • медсестры должны следить за положением больного, при необходимости – менять его;
  • необходимо предотвращать травматизацию пролежневой раны;
  • необходимо своевременно проводить пациентам гигиенические процедуры;
  • питание пациентов должно быть обогащено витаминами и белками.

Таким образом, нельзя недооценивать роль медицинской сестры в профилактике пролежней. Именно она осуществляет ежедневный уход за пациентом и может выявить симптомы пролежней тогда, когда о них может не знать лечащий врач. Особенно это актуально для пациентов, которых медсестра посещает на дому.

Как медсестре планировать работу по профилактике неинфекционных заболеваний

Основными подразделениями медучреждения, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни являются кабинеты профилактики и Центры здоровья.

В рамках профилактической работы медсестры вместе с другими специалистами решают следующие задачи:

  • проведение консультирования пациентов с целью выявления и коррекции социальных факторов риска развития хронических неинфекционных болезней. Эта задача решается путем проведения консультаций, организации работы телефонов доверия, работы кабинетов медпомощи по отказу от курения и т.д.;
  • формирование среди населения культуры правильного и сбалансированного питания, правильной организации режима отдыха и труда, культуры наркологической грамотности и т.д.

В работе таких кабинетов и подразделений роль медицинской сестры в профилактике заключается в следующем:

  • обучение населения гигиеническим навыкам;
  • мотивация к отказу от курения и чрезмерного употребления алкоголя;
  • информирование пациентов о существовании факторов, которые являются вредными для здоровья;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций по профилактике различных болезней, в том числе объяснение влияние курения, алкоголя и т.д. на здоровье.

На базе центров здоровья также разрабатываются индивидуальные планы рационального питания, занятия физкультурой и спортом, формируется правильный режим сна и отдыха.

Методичка: сестринские манипуляции

Скачайте готовую методичку для медсестер: как проводить сестринские манипуляции в процедурном кабинете.

Смотрите в пособии: СОПы и инструкции для каждой процедуры. Пособие подоготовили эксперты журнала «Главная медицинская сестра».

Цель индивидуальных и групповых занятий – повысить личную ответственность обслуживаемого населения за сохранность своего здоровья, привить им правильный образ жизни, научить принципам ответственного родительства.

В период нахождения в стационаре пациенты также часто посещают профилактические кабинеты и школы здоровья, где с ними работают специалисты.

Занятия могут проводиться как в формате школы здоровья, так и в виде семинаров, бесед, лекций. Создаются информационные буклеты, красочные листовки и методички, которые раздаются пациентам для подробного ознакомления.

Как вести учетно-отчетную документацию по профилактике

Как мы видим, в процессе лечения и профилактики различных заболеваний роль медсестры является значительной, именно этот специалист принимает участие в различных мероприятиях.

Различные подразделения отчитываются о результатах профилактической работы. Прежде всего, это Центры здоровья, кабинеты профилактики, методические кабинеты, отдельные подразделения медучреждения, которые занимаются профилактикой.

Отчетность по этому направлению работы предусмотрена приказом Минздрава РФ № 455 от 23.09.2003 года, в документе содержатся формы отчетов.

Так, ежемесячно медучреждениями заполняется отчетная статистическая форма № 68, сведения в нее вносятся нарастающим итогом, единая форма составляется в конце года.

Кроме того, предоставление отчетности по профилактической работе и проведению диспансеризации предусмотрена ч. 1 ст. 91 ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ».

План профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению заноса и распространения гриппа и ОРВИ

  1. Организационные и профилактические мероприятия:
  1. Полный алгоритм действий , а также готовый для скачивания план в Справочной системе «Главная медсестра».

Профилактика в медицине - широкая и разнообразная сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению у отдельных людей, их групп и всего населения. Меры профилактики самые разнообразные: медицинские, психологические, биологические, гигиенические, социальные, социально-экономические. Медицинские профилактические меры - это один из значимых аспектов профилактики. Профилактическая работа обязательна для всех медицинских учреждений. «Профилактика может и должна пронизывать любой вид деятельности в области медицины»,- подчеркивают эксперты ВОЗ. Профилактика выражается в контроле за соблюдением гигиенических норм на промышленных предприятиях, в быту, в городе, в охране труда, окружающей среды, проведении массовых и индивидуальных профилактических прививок, осуществлении многих других санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Сегодня осуществление профилактики в системе здравоохранения зависит, прежде всего, от первичной медико-социальной помощи.

Одним из направлений Государственной политики в области охраны здоровья населения является профилактическая направленность здравоохранения. Основной формой реализации данного направления является система профилактических медицинских осмотров.

Основной формой реализации данного направления является система профилактических медицинских осмотров

Медицинский осмотр - одна из форм лечебно-профилактической помощи, заключающаяся в активном обследовании с целью определения состояния здоровья и раннего выявления заболеваний.

Различают предварительные, периодические и целевые медицинские осмотры.

Предварительные медицинские осмотры проводят при поступлении на работу и на учебу. При поступлении на работу целью медицинских осмотров является определение соответствия состояния здоровья требованиям профессии и выявление заболеваний, которые в условиях работы с профессиональными вредностями могут обостряться или способствовать развитию профессионального заболевания. Существует список заболеваний, являющихся противопоказанием для приема на работу и на учебу по ряду профессий. Данные предварительного медицинского осмотра являются исходными для сопоставления с изменениями в состоянии здоровья, которые могут быть выявлены при проведении периодических медицинских осмотров.

Периодические медицинские осмотры обеспечивают выявление ранних признаков профессиональных отравлений или заболеваний, а также заболеваний, этиологически не связанных с профессией, но при которых продолжение контакта с данной профессиональной вредностью особенно опасно. За лицами с признаками профессионального заболевания или отравления устанавливают усиленное динамическое наблюдение и, кроме того, проводят общие санитарно-гигиенические мероприятия на производстве.

Основной задачей целевых медицинских осмотров является раннее выявление заболеваний (туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, гинекологических и др.). Целевые профилактические медицинские осмотры проводятся либо путем одномоментных осмотров в организованных коллективах, либо путем осмотров всех лиц, обращающихся за медпомощью.

Медицинский скрининг или целевой медицинский осмотр.

Под этим термином в медицинской научной литературе понимают два различных процесса:

1 - раннюю диагностику уже имеющегося заболевания (в онкологии, например, выявление имеющегося у пациента злокачественного новообразования);

2 - выявление групп людей, у которых болезни ещё нет, но развитие её имеет высокую степень вероятности (в онкологии, например, выявление людей с высокой вероятностью развития рака).

От обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ст. 226 ТК, следует отличать массовые профилактические осмотры, которые проводятся лечебно-профилактическими организациями здравоохранения в порядке диспансеризации. Данными осмотрами могут охватываться все лица, работающие у данного нанимателя, либо только работники определенного возраста (например, лица моложе 18 лет), либо работники определенной специальности (например, водители), либо только женщины.

Диспансеризация -- это комплексный метод лечебно-профилактической помощи Целью диспансеризации является первичная и вторичная профилактика заболеваний, направленная на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение общей заболеваемости и, как следствие, улучшение качества жизни.

Диспансеризация взрослого населения является одной из составных частей Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007--2010 годы.

Порядок диспансеризации регламентирован постановлением Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. №92 "Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь", в соответствии с которым каждый гражданин Республики Беларусь имеет право пройти диспансерный осмотр и, при наличии медицинских показаний, находиться под диспансерным наблюдением в поликлинике.

Понятием "диспансеризация" зачастую подменяют другое понятие "периодические осмотры декретированных категорий населения", которые являются составной частью метода диспансеризации.

В настоящее время периодические медицинские осмотры проводятся у следующих категорий взрослого населения: ветераны Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам; женщины репродуктивного возраста; лица, занятые на работах, связанных с воздействием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов; одинокие пожилые люди; лица, пострадавшие вследствие катастрофы на ЧАЭС; подростки и учащаяся молодежь; юноши призывного возраста.

Постановлением Минздрава об организации диспансеризации определена четкая схема диспансерного динамического наблюдения за больными, состоящими в группе Д (II) и Д (III), -- количество медицинских осмотров врачами-специалистами, перечень и частота лабораторных и диагностических исследований, основные лечебно-профилактические мероприятия, сроки наблюдения и критерии снятия с учета, критерии эффективности диспансеризации.

Какие результаты ожидается получить благодаря диспансеризации взрослого населения

1. Повысить уровень физического и психического здоровья жителей.

2. Выявить заболевания в начальной форме, что позволит значительно снизить затраты на лечение, медико-социальную реабилитацию и на расходы, связанные с ранней инвалидизацией. Определить масштабы заболеваемости минчан артериальной гипертензией и распространенность нарушений липидного обмена. Своевременная коррекция этих состояний позволит снизить уровень временной утраты трудоспособности, инвалидность и смертность от инфарктов и инсультов.

3. Выявить больных туберкулезом на ранних стадиях заболевания и улучшить эпидситуацию по туберкулезу в городе.

4. Обеспечить раннее выявление и профилактику гинекологических заболеваний, а также заболеваний молочных желез, в том числе онкологических.

5. Добиться раннего выявления заболеваний предстательной железы у мужчин, снизить экономические затраты, связанные с поздним началом лечения.

Цель курсовой работы : проанализировать систему профилактических медицинских осмотров, определить роль скрининговых осмотров, а также эффективность и роль отделений профилактики в их проведении.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх