Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха. Мероприятия по санитарной охране воздуха. Санитарно-защитные зоны. Предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в атмосферный воздух в

Атмосферный воздух обладает способностью к самоочищению. Прежде всего происходит смешение аэрозолей и газов с воздухом и разбавление их, а затем осаждение аэрозолей. Крупные частицы осаждаются вследствие тяжести, а мелкие постепенно укрупняются, становятся тяжелее и тоже выпадают на землю.

Самоочищению воздуха способствуют ветры и атмосферные осадки, которые увлекают частицы вниз и растворяют газы.

В нашей стране санитарная охрана атмосферного воздуха предусмотрена законом и является важной гигиенической проблемой. В Программе КПСС подчеркивается необходимость проведения системы мероприятий по дальнейшему оздоровлению условий жизни в городах и других населенных пунктах, включая их озеленение, обводнение, борьбу с загрязнением воздуха, почвы, воды.

В целях санитарной охраны городов проводят планировочные и технические мероприятия, очистку дымовых газов от золы и серы, ведут борьбу с загрязнением воздуха автотранспортом, осуществляют санитарный надзор и контроль за чистотой атмосферного воздуха. К планировочным мероприятиям относится запрещение строительства предприятий, загрязняющих воздух, на жилой территории. Такие предприятия размещают на окраине населенных пунктов с учетом направления ветра на местности. Между промышленными предприятиями и жилыми кварталами устанавливают санитарно-защитные зоны (разрывы) для предупреждения загрязнения жилой территории производственными вредностями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от характера производственных вредностей.

К этим же мероприятиям относится озеленение населенных пунктов.

Технологические мероприятия направлены на уменьшение выбросов и снижение концентрации вредных веществ в воздухе путем замены дымного топлива бездымным, герметизации аппаратуры, разработки технологии, исключающей или уменьшающей количество выбросов в атмосферу.

Методы очистки дымовых газов до выброса их в атмосферу (золоулавливание, сероочистка) также относятся к важным мероприятиям по санитарной охране атмосферного воздуха.

Важным мероприятием то санитарной охране атмосферного воздуха является предупредительный и текущий санитарный надзор, лабораторный контроль за чистотой воздуха. Предупредительный санитарный надзор заключается в составлении заключений к проектам вновь строящихся промышленных предприятий, при этом учитывается характер выбросов и степень их вредности для населения, а также мощность запроектированных очистных сооружений и достаточность санитарно-защитных зон.

В задачу текущего санитарного надзора входит контроль за работой очистных сооружений. С этой целью проводится систематический лабораторный контроль за содержанием токсических веществ в атмосферном воздухе в непосредственной близости от завода и на различных расстояниях от него. Результаты лабораторных исследований сравнивают с утвержденными предельно допустимыми концентрациями токсических веществ, содержащихся в атмосферном воздухе.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе - это такие концентрации, которые не вызывают заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования в ближайшие или в отдаленные сроки.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха делятся на:

1) технологические;

2) планировочные;

3) санитарно-технические;

4) законодательные.

Технологические и санитарно-технические. В эту группу входят мероприятия, которые могут быть проведены на самом предприятии в целях уменьшения выбросов и снижения концентрации пыли и газов в воздухе (так называемые безотходные технологии). Сюда относится прежде всего рационализация сжигания угля. Известно, что густой черный дым получается при неполном сгорании топлива. Именно в этих случаях в атмосферный воздух в большом количестве выбрасываются элементы угля, сажа, несгоревшие углеводороды.

Снизить количество угля можно при рационализации устройства топок, улучшения их эксплуатации. Уменьшения загрязнения воздуха пылью и сернистым газом можно достичь обогащением угля перед сжиганием: удалением породы, дающей много пыли, а также колчедана, содержащего серу.

Санитарно-технические мероприятия связаны с использованием очистных устройств. Это пылеотстойные камеры, фильтры, увлажняющие технологии очистки, электрофильтрация. Устройство высоких труб (100 м и выше) способствует более интенсивному рассеиванию газов. Правильный расчет и обоснование высоты трубы имеют существенное значение в защите приземных слоев атмосферы от загрязнения.

Транспорт – конечная цель – создание экологически чистого автомобиля. В настоящее время большое внимание уделяется разработке устройств снижения токсичности – нейтрализаторов, которыми оснащаются современные автомобили. Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработанные газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей. Во многих городах уже используется неэтилированный бензин. Использование газа в качестве топлива для машин также является эффективным мероприятием в отношении защиты атмосферного воздуха.

Электромобиль, солнечная энергия, водородный автомобиль – это будущее автомобилестроения.

Планировочные мероприятия основаны на принципе функционального зонирования населенных пунктов: промзоны, селитебной зоны и т. д. Это позволяет сосредоточить опасные предприятия с учетом аэроклиматических условий и обосновать устройство обязательных разрывов между предприятиями и жилой застройкой – санитарно-защитных зон определенной ширины. В отдельных случаях санитарно-защитные зоны составляют 10-20 км. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площади. Территория санитарно-защитной зоны должна быть озеленена. Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с санитарной классификацией различных видов производств и объектов, загрязняющих своими выбросами атмосферный воздух. Санитарными нормами проектирования установлено 5 классов санитарно-защитных зон:


I класс – 1000 м;

II класс – 500 м;

III класс – 300 м;

IV класс – 100 м;

V класс – 50 м.

В отношении охраны атмосферы городов от выбросов автотранспорта планировочные мероприятия проводятся путем сооружения кольцевых дорог, эстакад, зеленых волн, исключения перекрестков. Принцип районной планировки является также профилактическим мероприятием – это рациональное размещение на территории городов систем утилизации отходов, аэропортов и других систем коммуникации в масштабе края, области и т. д. Это озеленение города, создание генерального плана развития города.

Особое значение имеют законодательные мероприятия, определяющие ответственность различных организаций за охрану атмосферного воздуха.

В настоящее время при решении вопросов охраны атмосферного воздуха руководствуются Конституцией Российской Федерации (принятой 12 декабря 1993 г.), «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране атмосферного воздуха».

К числу законодательных мер относится установление ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. В настоящее время в России установлено 656 ПДК и 1519 ОБУВ для веществ, загрязняющих атмосферный воздух.

Мероприятия, направленные на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливающие обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации, проводятся целенаправленно на основании СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.

Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.

Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти индивидуально для каждого источника выбросов.

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.



Качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.

Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются:

Программы по охране атмосферного воздуха;

Нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников;

Регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу;

Экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы;

Разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха;

Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников;

Мониторинг атмосферного воздуха;

Государственный, производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха;

Экономический механизм охраны атмосферного воздуха;

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" установил ряд специфических мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулируется, в частности, нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ст. 11). В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. При этом под гигиеническим нормативом качества атмосферного воздуха понимается критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

Выделение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха - одна из новаций Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и экологического законодательства в целом. В какой мере она обоснованна? Загрязняющие вещества, выбрасываемые предприятиями или транспортными средствами в атмосферу, одновременно оказывают вредное воздействие на человека и на иные объекты, в частности растительный и животный мир. Это обстоятельство лишает смысла раздельного нормирования качества атмосферного воздуха применительно к интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира. Цели такого нормирования вполне достигаются посредством установления научно обоснованных экологических нормативов качества атмосферного воздуха. Именно это обстоятельство имелось в виду при подготовке предшествующего закона - Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (1982 г.), который предусмотрел единые нормативы ПДК загрязняющих веществ в атмосфере в интересах охраны здоровья человека и охраны окружающей среды.

В контексте нормирования охраны атмосферного воздуха к специфическим относится требование об установлении технических нормативов выбросов загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов. Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Нормативы предельно допустимого выброса загрязняющих веществ в атмосферу устанавливаются для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Такие нормативы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертификация . Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.

В законодательстве предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности, запрещается :

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установленных требований. Они функционируют на основе временно согласованных нормативов выбросов загрязняющих веществ, то есть допускается заведомое нарушение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

Пермский Государственный
Технический Университет

Кафедра охраны окружающей среды

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ

(Охрана атмосферного воздуха, мероприятия по охране атмосферного воздуха.)

Исполнитель:

Шардаков А.П.

Руководитель:

Долгих О. В.

Основные причины и виды загрязнения атмосферы.

В современный период атмосфера Земли претерпевает множественные изменения коренного характера: модифицируются ее свойства и газовый состав, возрастает опасность разрушения ионосферы и стратосферного озона; повышается ее запыленность; нижние слои атмосферы насыщаются вредными доля живых организмов газами и веществами промышленного и другого хозяйственного происхождения. В следствии огромных выбросов техногенных газов и веществ, достигающих многих миллиардов тонн в год происходит нарушение газового состава атмосферы. Весьма важную роль в составе атмосферы играет двуокись углерода (углекислый газ), который играет важную роль не только в жизнедеятельности человека, но и в выполнении атмосферной функции предохранения подстилающей поверхности от перегрева и переохлаждения. Однако, хозяйственная деятельность человека нарушила естественный баланс выделения и ассимиляции СО 2 в природе, в результате чего его концентрация в атмосфере увеличивается. Если до 1850 года содержание СО 2 в атмосфере Земли составляло 260 - 290 объемных частей на миллион (ч/млн.), то в 1993 этот показатель возрос до 345 ч/млн.

Наука еще не в полной мере прояснила некоторые важные элементы кругооборота СО 2. Остается неясным вопрос о количественных характеристиках связи между увеличением концентрации этого газа в атмосфере и мерой его способности задерживать обратное излучение в космос тепла, получаемого Землей от Солнца. Тем не менее неоспоримый рост концентрации СО 2 в атмосфере свидетельствует о глубоком нарушении одного из компонентов глобального равновесия в биосфере, что в сочетании с другими нарушениям может иметь очень серьезные последствия.

Очень важен также вопрос увеличения масштабов нарушения баланса кислорода в атмосфере. Ранее масса свободного кислорода (порядка 1,18 * 10 15 т) длительное время оставалась постоянной(производимый растениями ежегодный прирост тратился на естественные окислительные процессы), однако в настоящее время этот баланс нарушен и ситуация продолжает ухудшаться. Современное человечество ежегодно за счет сжигания топлива потребляет примерно 20 млрд. т атмосферного кислорода. Современная наука считает что, кислород представляет собой продукт не подвергшихся окислению органических остатков прошлых биосфер. Человечество используя эти «остатки» в техногенном кругообороте кислорода по существу возвращает нынешнюю биосферу в некое исходное (конечно, в известном отношении) состояние. Примерно в том же направлении действует и процесс увеличения концентрации углекислого газа, объемное содержание которого в атмосфере уже к 2000 году может возрасти на 20%.

Многие современные техногенные вещества при попадании в атмосферу представляют собой немалую угрозу для жизни человека. Они наносят большой ущерб здоровью людей и живой природе. Некоторые из этих веществ могут переносится ветрами на большие расстояния. Для них не существует границ государств, в следствии чего данная проблема является международной.

Основными загрязнителями такого плана являются окислы серы (в особенности двуокись серы - сернистый ангидрид) а также окислы азота. Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере северного полушария (годовой прирост около 5%) породило такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Эти осадки пагубно влияют на биологическую продуктивность почв и водоемов, наносят большой экономический ущерб.

Наконец, еще одна крупная проблема, это увеличение запыленности атмосферы вследствие антропогенных факторов. По различным оценкам, поступление техногенных, взвешенных в воздухе частиц (аэрозолей) в атмосферу Земли достигает ежегодно 1 - 2,6 млрд. т и равно количеству аэрозолей природного происхождения. В результате запыленность атмосферы в целом увеличилось за последние 50 лет на 70%.

В нашей стране 84 самых неблагополучных города по загрязнению атмосферы. Среди них Москва и Пермь. Больше всего вреда приносят автомобили. На долю автотранспорта приходиться 80% вредных выбросов в атмосферу. Выхлопные газы вызывают 70% детских болезней: астмы, онкологические, легочные, заболевания кроветворных органов, органов выделения и пищеварения. Также большое влияние на загрязнение атмосферы оказывают промышленные предприятия расположенные в черте городов. Над крупными городами атмосфера в среднем содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. Из-за более активной концентрации влаги происходит увеличению осадков на 5-10%. В следствии уменьшения солнечной радиации и скорости ветра практически невозможна самоочищение атмосферы.

Прилегающие к крупным населенным пунктам сельскохозяйственные районы на площадях в сотни кв. км испытывают на себе влияние промышленного загрязнения. При этом наибольшую роль играет загрязнение серой, которая в виде сернистых соединений легко разносится воздушными потоками.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

I. Законодательные. Наиболее важным в обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной базы, которая бы стимулировала и помогала в этом трудном процессе. Однако в России, как ни прискорбно это звучит, в последние годы не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 30-40 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин.

В США в 1998 году вступит в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дает возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, но к 1998 году будьте любезны выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе.

Еще раньше там были приняты законы, предписывающие выпуск более экономичных двигателей. И вот результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литров бензина на 100 километров, а двадцать лет спустя - только 7,7.

Мы пытаемся идти тем же путем. В Государственной думе находиться проект Закона «О государственной политике в области использования природного газа в качестве моторного топлива». Этот закон предусматривает снижение токсичность выбросов у грузовиков и автобусов, в результате перевода их на газ. Если будет обеспечена государственная поддержка, вполне реально это сделать так, что уже к 2000-му году у нас было бы 700 тысяч машин, работающих на газе (сегодня их - 80 тысяч).

Однако наши производители автомобилей не торопятся, они предпочитают создавать препоны принятию законов ограничивающих их монополизм и вскрывающих бесхозяйственность и техническую отсталость нашего производства.. В позапрошлом году анализ Москомприроды показал ужасное техническое состояние отечественных автомобилей. 44% «Москвичей», сходивших с конвейера АЗЛК, не соответствовали ГОСТу по токсичности! На ЗИЛе таких машин было 11%, на ГАЗе - до 6%. Это позор для нашего автомобилестроения - даже один процент недопустим.

В целом в России практически отсутствует нормальная законодательная база, которая регулировала бы экологические отношения и стимулировала природоохранные мероприятия.

II. Архитектурно планировочные. Данные мере направлены на регламентацию строительства предприятий, планирование городской застройки с учетом экологических соображений, озеленение городов и др. При строительстве предприятий необходимо придерживаться правил установленных законом и не допускать строительство вредных производст в городской черте. Необходимо осуществлять массовое озеленение городов, т. к. Зеленые насаждения впитывают из воздуха многие вредные вещества и способствуют очищению атмосферы. К сожалению в современный период в России зеленые насаждения не сколько увеличиваются, сколько сокращаются. Не говоря уже о том, что построенные в свое время «спальные районы» не выдерживают никакой критики. Так как в этих районах однотипные дома расположены слишком густо (ради экономии площади) и воздух находящийся между ними подвержен застойным явлениям.

Чрезвычайна остра также проблема рационального расположения дорожной сети в городах, а также качество самих дорог. Не секрет, что бездумно построенные в свое время дороги совершенно не рассчитаны на современное количество машин. В Перми эта проблема чрезвычайно остра и является одной из наиболее важных. Нужно срочное строительств объездной дороги, чтобы разгрузить центр города от транзитного большегрузного автотранспорта. Необходима также капитальная реконструкция (а не косметический ремонт) дорожного покрытия, строительство современных транспортных развязок, выпрямление дорог, устройства звукозащитных барьеров и озеленение придорожной полосы. К счастью, не смотря на финансовые затруднение в последнее время наметились подвижки в этой области.

Необходимо также обеспечить оперативный контроль за состоянием атмосферы, через сеть постоянный и передвижных станций контроля. Также следует обеспечить хотя бы минимальный контроль за чистотой выхлопов автотранспорта, через специальные проверки. Нельзя также допускать процессов горения на различных свалках, т. к. в этом случае с дымом выделяется большое количество вредных веществ.

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха). И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов. Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц. В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е. скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см. Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы). Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ). Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль , к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

ВНЕШНЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Документарная проверка проводится в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.12.2013; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно указанной статье предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в т.ч. уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в ч. 8 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов .

ВНУТРЕННЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Как было указано выше, внутренний документарный контроль заключается в проверке наличия, сроков действия, правильности составления документов.

Основополагающими документами в сфере ОАВ на предприятии являются нормативы предельно допустимых (далее — ПДВ) или временно согласованных выбросов (далее — ВСВ) (проект ПДВ или ВСВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух . Необходимо контролировать сроки действия этих документов, а по их истечении заблаговременно приступать к разработке новых документов, проводить корректировку при изменении технологических процессов, появлении новых источников выбросов и/или вводе в эксплуатацию нового оборудования.

Проект ПДВ
  • наличие утвержденных нормативов ПДВ или ВСВ;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения;
  • достоверность и актуальность информации в нормативах ПДВ (сведения о расходе и типе используемого сырья, материалов, времени работы оборудования, расположении ближайшей жилой застройки и т.д.);
  • соответствие материалов инвентаризации данным нормативов ПДВ;
  • правильность составления карты-схемы (в составе нормативов ПДВ) предприятия с расположением основных цехов, участков, источников выбросов с указанием их номеров.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Проект ПДВ составляется на основе данных по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ , к проведению которой необходимо отнестись самым тщательным образом . При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • дата проведения последней инвентаризации (срок не более 5 лет), а также то, кем она была выполнена;
  • полнота проведения инвентаризации в соответствии с инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • соответствие материалов инвентаризации фактическому состоянию;
  • полнота и достоверность учтенных веществ и источников выбросов.

НА ЗАМЕТКУ

При проведении инвентаризации старайтесь указывать максимально точные сведения о режимах работы оборудования, использовании материалов, описания технологических процессов (в противном случае могут возникнуть проблемы при проверке со стороны контролирующих органов). Указанные сведения можно получить от начальников цехов и технологов. Также вам поможет изучение внутренних технологических регламентов и стандартов предприятия. При указании расходов веществ и материалов полезно свериться с данными бухгалтерского учета, т.к. эти данные являются наиболее точными. Правильность составленного проекта ПДВ и полученного в дальнейшем разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на данном этапе зависит только от вас.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и срок действия разрешения;
  • соответствие состава и количества разрешенных к выбросу загрязняющих веществ утвержденным нормативам ПДВ;
  • наличие плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух — при наличии установленных ВСВ.
План-график производственного контроля

Если у вас на руках уже есть правильно оформленный и согласованный проект ПДВ, следует составить и утвердить план-график производственного контрол я. Такой план-график в общем виде уже должен быть разработан в составе проекта ПДВ — он представляет собой объемную таблицу на нескольких листах (для предприятий с несколькими источниками выбросов и большим количеством загрязняющих веществ). Сделайте из этой таблицы выборку источников выбросов, контроль которых предусмотрен 1 раз месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год. План-график должен быть утвержден руководителем предприятия. Этот документ — ваш надежный помощник при планировании работ по инструментальному контролю на источниках выбросов. При проведении документарной проверки контролю подлежат полнота, своевременность и достоверность выполнения плана-графика.

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

В соответствии с проектом ПДВ также разрабатываются мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при необходимости). Если уровень экологической культуры предприятия довольно высок, разрабатываются также мероприятия по внедрению малоотходных и безотходных технологий. При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • полнота, своевременность и достоверность выполнения плана мероприятий;
  • факт согласования плана с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Журналы по формам № ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» . Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Она предназначена для источников, которые контролируются инструментальным путем. Записи в журнале по форме № ПОД-1 ведутся на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» . Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, если такие мероприятия предусмотрены проектом ПДВ;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» . Форма применяется во всех производственных подразделениях предприятия, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ПГОУ/ГОУ), предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего ПГОУ, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую ПГОУ в журнале отводится отдельный лист.
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

При проведении документарной проверки контролю подлежат правильность составления и сроки сдачи в органы государственных структур согласно их компетенции сведений об охране атмосферного воздуха (формы № 2-ТП (воздух) и 2-ТП-воздух (срочная)) и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Мы не будем вдаваться в подробности процесса составления данных документов, т.к. инструкции по их заполнению прикладываются к бланкам отчетов.

НА ЗАМЕТКУ

Если на предприятии произошли изменения в производственном процессе, к отчету по форме № 2-ТП (воздух) прикладывается пояснительная записка в произвольной форме.

Результаты производственного экологического контроля

К результатам производственного экологического контроля относятся протоколы количественного химического анализа, акты отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов. Сюда же можно отнести расчеты эффективности работы ГОУ, копии аттестатов аккредитации (при привлечении сторонних организаций для производственного контроля).

Документы по эксплуатации ГОУ

Если источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на вашем предприятии оборудованы ГОУ, у вас должен быть в наличии целый комплект документов, а именно:

  • паспорта на каждую ГОУ, включая приложения (акты оценки (осмотра) технического состояния ГОУ и проверки на соответствие фактических параметров работы ГОУ проектным);
  • должностные инструкции персонала, занятого техническим обслуживанием оборудования;
  • должностные инструкции персонала, занятого эксплуатацией ГОУ;
  • инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;
  • приказ о назначении ответственных лиц за эксплуатацию и ремонт ГОУ;
  • график (план) замеров эффективности работы ГОУ;
  • расчеты эффективности, протоколы замеров эффективности ГОУ;
  • приказ о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
  • график планово-предупредительного ремонта ГОУ.
Документирование деятельности по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий

Руководителем предприятия должен быть издан приказ о порядке перехода на заданные режимы в период неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ). Также на предприятии необходимо разработать мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (они должны быть разработаны в составе проекта ПДВ) и контролировать ведение ответственными лицами журнала для записи предупреждений (оповещений) о НМУ с указанием мероприятий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Итак, с документами мы разобрались. Теперь перейдем к визуальному и инструментальному контролю за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Не используя специальных технических средств и не проводя высокотехнологичных измерений, эколог в состоянии оценить внешний вид источников выделения загрязняющих веществ — целостность, герметичность труб, воздуховодов и фланцевых соединений, состояние обшивки, отсутствие/наличие неплотностей, вмятин, коррозионный и абразивный износ корпуса, необходимость покраски, состояние кожухов двигателей на вытяжных системах, работу или простой вентиляционных систем, их укомплектованность фильтрующими элементами. Для удобства работы рекомендуем пронумеровать источники выделения, нанести на ГОУ регистрационные номера, чтобы не путаться самим и не путать инспектора при проверке.

Визуальный контроль может ежедневно проводиться лично начальниками подразделений, а также специально уполномоченной (назначенной приказом по предприятию) комиссией в составе программы обследования предприятия согласно плану-графику производственного экологического контроля.

Перед началом обследования территории должен быть проведен инструктаж по технике безопасности, при необходимости выделены спецодежда и защитные материалы. Недопустимо самостоятельно проводить отключение, подключение агрегатов, аппаратов, установок.

При визуальном осмотре ГОУ следует проверять:

  • наличие на рабочих местах производственных инструкций и паспортов ГОУ. В инструкциях обязательно должны быть указаны технологические параметры режима работы установки: производительность по газу, температура отходящих газов, концентрация вредных веществ до и после очистки, коэффициент эффективности работы ГОУ, гидравлическое сопротивление аппарата, расход вод на орошение и др.;
  • наличие и заполнение журналов учета работы оборудования;
  • факт проведения и результаты пусконаладочных работ, планово-предупредительного ремонта;
  • факт проведения своевременной очистки бункеров ГОУ от улавливаемых веществ (заполнение бункера не должно превышать 2/3 его объема);
  • наличие регистрационных номеров на ГОУ (все ГОУ должны быть зарегистрированы);
  • оснащенность ГОУ лестницами, площадками для отбора проб.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Инструментальный контроль в сфере ОАВ на предприятии может проводиться как собственными силами (при наличии аккредитованной лаборатории аналитического контроля), так и по договору.

Рассмотрим наиболее распространенный вариант — когда предприятие нанимает для лабораторных исследований стороннюю организацию по договору, не имея собственной лаборатории.

Инструментальный контроль проводится в несколько этапов:

  1. правильное составление плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  2. подбор лаборатории;
  3. проверка аттестата аккредитации лаборатории;
  4. заключение договора с лабораторией, составление сметы;
  5. контроль за правильностью отбора проб;
  6. проверка и обработка протоколов отбора проб.

При подборе лаборатории и заключении с ней договора об оказании услуг по производственному контролю в сфере ОАВ следует обратить особое внимание на ее область аккредитации .

НА ЗАМЕТКУ

При заключении договора с лабораторией запросите у нее копию аттестата аккредитации и проверьте наименование определяемых веществ, определяемую химическую форму (валовая или растворенная, процентное содержание или концентрация и пр.), диапазон измерений. Сверьте эти данные со своим утвержденным планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ (это необходимо сделать для того, чтобы после выполнения инструментальных измерений вы имели на руках полноценный протокол, выполненный в соответствии с аккредитованными методиками). Для отбора проб можно привлечь и несколько лабораторий — при прохождении проверки это позволит вам уменьшить риск того, что инспектор привлечет экспертов для дополнительного инструментального контроля.

Итак, договор с лабораторией заключен. Теперь ваша основная задача — помогать пробоотборщикам и/или лаборантам, не мешая им проводить отбор проб. Вы должны ознакомиться с картой-схемой предприятия с нанесенными на нее источниками, ознакомить с этой информацией сотрудников лаборатории и проводить их к месту отбора, оборудованному соответствующим образом (площадки, находящиеся на высоте, должны быть огорожены, доступ к месту отбора проб — свободен, необходимые технологические отверстия — проделаны и др.). Приступать к проведению отбора проб следует после ознакомления с внутренними правилами безопасности на предприятии, учитывающими специфику поведения и передвижения по территории предприятия (например, для предприятий транспортной сферы предусматривается движение строго в соответствии с нанесенной разметкой) и в присутствии дежурного мастера или механика по данному производственному участку.

Инженерам-экологам и/или лицам, сопровождающим сотрудников лаборатории при отборе проб, не лишним будет ознакомиться с общими принципами отбора воздушных проб и некоторыми из основных методик определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и промышленных выбросах (наиболее распространенные вещества, подлежащие контролю, — оксиды азота, углерода, серы, пыль (взвешенные вещества), бензин, формальдегид, ксилол и другие углеводороды, соединения железа и марганца). Для общего ознакомления можно порекомендовать РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»:

Извлечение
из РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»

4. Отбор проб воздуха для определения концентрации примесей в атмосфере и метеорологические наблюдения

4.1. Режим отбора проб

Определение концентраций многих вредных примесей в атмосфере производится лабораторными методами. Отбор проб осуществляется путем аспирации определенного объема атмосферного воздуха через поглотительный прибор, заполненный жидким или твердым сорбентом для улавливания вещества, или через аэрозольный фильтр, задерживающий содержащиеся в воздухе частицы. Определяемая примесь из большого объема воздуха концентрируется в небольшом объеме сорбента или на фильтре. Параметры отбора проб, такие как расход воздуха и продолжительность его аспирации через поглотительный прибор, тип поглотительного прибора или фильтра, устанавливаются в зависимости от определяемого вещества.

При наблюдениях за уровнем загрязнения атмосферы используются следующие режимы отбора проб: разовый , продолжающийся 20-30 мин; дискретный , при котором в один поглотительный прибор или на фильтр через равные промежутки времени в течение суток отбирают несколько (от 3 до 8) разовых проб, и суточный , при котором отбор в один поглотительный прибор или на фильтр производится непрерывно в течение суток.

Вероятнее всего, при проведении производственного контроля вы столкнетесь с разовым режимом отбора проб. Конечно, то, как будет подготовлено оборудование и проведен отбор проб, — на совести лаборанта-пробоотборщика (это вопросы системы менеджмента качества лаборатории), но и вам как заинтересованному лицу не лишним будет проследить за чистотой лабораторной посуды, длительностью аспирации воздуха, герметичностью соединений газовых трубок. Ведь от того, как отобрана проба, зависит и результат анализа.

Таким образом, при проведении отбора пробы контролю подлежат продолжительность и правильность отбора.

Следует помнить, что в неблагоприятную погоду (выпадение осадков, сильный ветер) отбор проб проводить нельзя .

После завершения отбора проб подписываются акты отбора в двух экземплярах (один из них остается в лаборатории, второй — на предприятии). В них фиксируются время, продолжительность, метеопараметры отбора пробы, номер пробоотборного комплекта и др.

После получения готовых протоколов количественного химического анализа сверьте нумерацию источников, названия производственных участков, правильность написания определяемых ингредиентов. После этого вы можете приступать к работе с ними — заносить результаты в журналы учета и др.

Таким образом, соблюдая приведенные в статье рекомендации и постоянно совершенствуя свои знания в области ОАВ, вы сможете наладить качественную систему контроля выполнения требований природоохранного законодательства на предприятии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх