Методические рекомендации. Утренняя гимнастика (младший дошкольный возраст). Комплексы утренней гимнастики для детей второй младшей группы

Комплексы утренней гимнастики
для
II младшей группы

№1(сентябрь) без предметов «Солнышко»

ОРУ «Поиграем с солнышком»

    «Греем ладошки»

Наше солнышко-колоколышко

    «Ищем лучик»

    «Радуемся солнышку»

Солнцу рады все на свете и воробушки и дети. 5 раз

И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте.

Вот и кончилась игра!

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора

Выглянуло солнышко и зовет гулять.

Как приятно с солнышком вместе нам шагать

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Выглянуло солнышко, светит высоко.

По тропинке с солнышком нам бежать легко.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Поиграем с солнышком»

    «Греем ладошки»

Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,

Наше солнышко-колоколышко

И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.

    «Ищем лучик»

Показался солнца лучик – стало нам светлее.

Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.

И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2 раза

    «Солнышко и тучка»

С музыкальным сопровождением. Музыка звучит (солнышко светит) – дети бегают, прыгают или танцуют. По окончании музыки дети останавливаются или приседают, складывают руки над головой «домиком». – 2 раза

С солнцем вместе мы шагали

И от тучки убегали.

Завтра будем мы опять

В солнце тучку мы играть.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Эй, лошадка, го-гоп,

Отвези нас в огород.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Веселый огород»

    «Капуста»

    «Морковка»

    «Веселье»

Дружный наш огород веселиться и поет

И.п. – ос. Прыжки на двух ногах на месте. – 4 раза

Вот и кончилась игра!

Ходьба стайкой за воспитателем.

В огород мы пойдем, урожай соберем!

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Эй, лошадка, го-гоп,

Отвези нас в огород.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Веселый огород»

    «Капуста»

У капусты качены -вот такой величины!

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И.п. – 3 раза.

    «Морковка»

Прячет морковка свой носик на грядке.

Видно, морковка играет в прятки!

И.п. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – и.п. – 4раза

    «Горошина»

Не послушный горох

Раскатился …Ох, ох!

Вы, горошины, бегите.

Домик свой скорей найдите.

Бег врассыпную под музыку, с окончанием музыки дети бегут к воспитателю. – 2 раза.

Вот и кончилась игра!

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Птицы улетали, крыльями махали.

Вот так, вот так крыльями махали.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Птички»

1.«Птички ходят по водичке»

2.«Пью птички»

3.«Зернышки клюют»

И воробушки тут как тут, зернышки с земли клюют.

И.п.- ноги на ширине плеч руки опущены, наклоны вперед.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Птицы улетали, крыльями махали.

Вот так, вот так крыльями махали.

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.,

Птицы улетали, крыльями махали.

Вот так, вот так крыльями махали.

Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

ОРУ «Птички»

1.«Птички ходят по водичке»

Ходят по водичке птички-невелички.

Ходят, лапки поднимают птички – невелички.

Вот так, вот так ходят у водички

И.п. – о.с. ходьба на месте высоко поднимая колени. - 6 раз

2.«Пью птички»

Сели у водички птички – невелички.

Лапки, клювики помыть сели у водички.

И.п. – о.с. Приседание на месте. – 4 раза

3.«Непоседа-воробей»

Хорохорится, храбриться!

Только «Мяу» он боится!

Полетели птички, птички невелички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Чтобы нам не потеряться

Нужно за руки держаться.

Отправляемся мы в лес,

Ждет нас много в нем чудес.

ОРУ «В гости к елочке»

1.«Высокая елка»

вот полянка, вот и лес.

Вот и елка до небес.

Вот она какая,

Елочка большая!

2.«Украшаем елку»

Мы сегодня принесли

Яркие игрушки.

Здесь конфеты и шары,

Пряники хлопушки

3.«Радуемся елке»

Распушила елка лапы,

Стала красоваться.

А мальчишки и девчонки

Стали улыбаться.

И.п. – о.с. прыжки на месте на двух ногах. – 4 раза

Чтобы нам не потеряться

Нужно за руки держаться.

Отправляемся мы в лес,

Ждет нас много в нем чудес.

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

По сугробам мы шагаем выше ножки поднимаем!

По сугробам мы идем и не чуть не устаем.

Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.

Холодно в лесу зимой побежали все за мной

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

ОРУ «В гости к елочке»

1.«Высокая елка»

вот полянка, вот и лес.

Вот и елка до небес.

Вот она какая,

Елочка большая!

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки верх посмотреть на них – И.п.. – 4 раза.

2.«Украшаем елку»

Мы сегодня принесли

Яркие игрушки.

Здесь конфеты и шары,

Пряники хлопушки

Вы игрушки доставайте елку вместе украшайте

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «берем игрушки»); выпрямиться, вывести руки вперед-вверх – движение кистями «вешаем игрушки» - 4 раза.

3.«Игра с зайцами»

Разбежались зайки,

Зайки - побегайки.

Эй зайчишки, раз – два – три,

К елке в круг скорей беги.

На первые две строчки дети разбегаются бегают в рассыпную, на вторые строчки бегут к воспитателю - 2 раза.

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Ходьба на носках 10сек.

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

ОРУ «Снежинки»

1.«Играем со снежинками»

2.«Делаем снежок»

3.«Замерзли ножки»

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Ах, зима, зима белоснежная пришла

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать.

Ходьба на носках 10сек.

Начался снегопад. Снегу каждый очень рад.

Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки.

Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.

ОРУ «Снежинки»

1.«Играем со снежинками»

В одной ладошке и в другой подержим мы снежочек свой

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Вытянуть руки перед собой ладони вверх, потом поднять вверх - И.п.. – 4 раза.

2.«Делаем снежок»

На снежок ты погляди, да смотри не урони

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «собираем снег»); выпрямиться – И.п - 4 раза.

3.«Замерзли ножки»

Мы попрыгаем немножко, мы погреем наши ножки

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Побежали наши ножки»

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Ходьба на носках 15сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Веселые погремушки»

1.«Позвеним вверху»

2.«Спрятали погремушки»

3.«Прыгаем с погремушкой»

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.

Ходьба на носках 15сек.

Бег в колонне по одному за воспитателем 20 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Веселые погремушки»

1.«Позвеним вверху»

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки с погремушками за спиной. Поднять руки вверх, позвонить ими, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Спрятали погремушки»

И.п. – погремушка за спиной, присесть вынести погремушку, позвенеть и вернуться в и.п. – 4 раза.

3.«Прыгаем с погремушкой»

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Побежали наши ножки»

Побежали наши ножки, мы погреем их немножко.

Раз – два – три, раз-два – три, ты скорей ко мне беги

На первую строчку дети бегают врассыпную

На вторую бегут к воспитателю – 2 раза

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.

Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.

Ходьба на носках 15сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «За воротами весна»

1.«Сосульки»

2.«Капель»

3.«Радуемся весне»

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

Солнце в небе высоко, с солнцем нам идти легко

Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.

Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко

Ходьба на носках 15сек.

С солнцем нам легко бежать, будем мы весну встречать

Бег в колонне по одному за воспитателем 30 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «За воротами весна»

1.«Сосульки»

Вот сосульки как морковки, нам их хочется сорвать

Только в рот нельзя их брать.

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться на носочки, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Капель»

Солнце светит целый день кап-кап звенит капель

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо с отведением правой руки (ладонь вверх – «ловим капельки») – И.п. – 4 раза.

3.«Радуемся весне»

Ой весна, весна, весна, долгожданная пришла

И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Непоседа-воробей»

Непоседа воробей прыгает и кружится,

Очень радуется он – не замерзла лужица.

Хорохорится, храбриться!

Только «Мяу» он боится!

На первые 2 строки дети прыгают на двух ногах на месте. С окончанием слов взрослый показывает игрушку кошки и произносит мяу, а дети убегают в условленное место. – 1 раз.

Полетели птички, птички невелички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Взвились в небо высоко, улетели птички.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко

Ходьба на носках 15сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Весна»

1.«Скворцы прилетели»

2.«Птички зернышки клюют»

3.«Ленивый кот»

Весна долгожданная пришла

Просыпается природа, улучшается погода.

Ах, в апреле весна настоящая пришла.

Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.

Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко

Ходьба на носках 15сек.

Снег растаял там и тут – ручейки звенят, бегут.

Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «Весна»

1.«Скворцы прилетели»

Из далеких из краев возвращаются скворцы.

Будут гнезда скоро вить, и появятся птенцы.

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Птички зернышки клюют»

Ходят птички там и тут, зернышки с земли клюют.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Наклон вперед достать пальцами пол – И.п. – 4 раза.

3.«Ленивый кот»

лежебока кот проснулся и лениво потянулся – что такое?

Весна долгожданная пришла

И.п. – о.с. Потянуться вверх, потом прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

4.«Гнездо»

Ах скворцы летают, ищут, где же гнездышки им свить.

Где птенцы их будут жить.

Дети бегают врассыпную по залу под музыку, музыка останавливается дети бегут к обручам (2-3, по несколько детей на обруч) лежащим на полу и прыгают в них, садятся на корточки.

Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.

Ходьба на носках 15сек.

Травушка ей сниться.

Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «На лугу»

1.«Бабочка»

2.«Стрекоза»

3.«Одуванчик»

4.«Жук»

Жук проснулся и жужжит, Над травою он летит.

Дети бегают врассыпную по залу со звуками «Ж-Ж-Ж» под музыку, музыка останавливается дети останавливаются и походят к воспитателю. – 2 раза

Скоро травка подрастет, кто на луг гулять идет?

Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.

Чтобы травку не помять надо на носочки встать

Ходьба на носках 15сек.

А лошадка на лугу прыгает резвиться, зиму всю и всю весну

Травушка ей сниться.

Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.

Перестроение в полукруг

ОРУ «На лугу»

1.«Бабочка»

Расправляет крылышки бабочка красавица.

Яркая нарядная всем ребятам нравиться

И.п. – стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки к плечам. Руки в стороны, потом вернуться в И.п. – 4 раза

2.«Стрекоза»

Это что за вертолет, Отправляется в полет?

Это просто стрекоза, непоседа егоза.

И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на пояс. Повороты вправо - влево – И.п. – 4 раза.

3.«Одуванчик»

Маленькие солнышки, яркие головушки.

Одуванчики цветут, распускаясь там и тут.

И.п. – сидя ноги согнуты, руками обхватить колени, голову опустить. Выпрямить ноги (можно слегка развести), одновременно выпрямить руки вверх и в стороны. 5 раз

4.«Одуванчик, скинул желтый сарафанчик»

Одуванчик, одуванчик, скинул желтый сарафанчик

В шар воздушный превратился, дунул ветер шарик взвился

К удивлению ребят вместо шарика летят, белые снежинки легкие пушинки.

Дети стоят в круг, держась за руки. С текстом идут по кругу, с окончанием разбегаются врассыпную. Воспитатель ловит. – 1 раз

Картотека
Комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе

Сентябрь
Комплекс 1
1 -2 неделя
1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). И.п. - о.с. «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала»
2. «Ротик» (кинезиологическое упражнение). «Чтобы лучше говорить, рот подвижным должен быть»
3. «Помашем крыльями!». И.п. - руки в стороны. 1 - руки к плечам; 2 - и.п.
4. «Спиралька». И.п. - сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо; 2 - и.п.; 3 - поворот туловища влево; 4 - и.п.
5. «Попрыгаем на двух ногах!». И.п. - руки на поясе.
6. «Часики» (дыхательное упражнение). «Часики вперед идут, за собою нас ведут». И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох); 2 -взмах руками назад - «так» (выдох) (2 раза).

Комплекс 2
3 -4 неделя




Октябрь
Комплекс 1
1 – 2 неделя
Ходьба друг за другом. Бег друг за другом. Ходьба. Построение в звенья.


6. «Гуси летят» (дыхательное упражнение). «Гуси высоко летят, на ребят они глядят». И.п. - ох. 1 - руки поднять в стороны (вдох); 2 - руки опустить вниз со звуком «гу-у!» (выдох) (2 раза)
Комплекс 2 (с кубиками)
3 – 4 неделя
Ходьба друг за другом (руки в стороны). Ходьба друг за друг

Предпросмотр страницы №1

Сентябрь

Комплекс 1

1 -2 неделя

Ходьба друг за другом. Бег друг за другом, ходьба. Построение в звенья.

1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). И.п. - о.с. «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала»

2. «Ротик» (кинезиологическое упражнение). «Чтобы лучше говорить, рот подвижным должен быть»

3. «Помашем крыльями!». И.п. - руки в стороны. 1 - руки к плечам; 2 - и.п.

4. «Спиралька». И.п. - сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо; 2 - и.п.; 3 - поворот туловища влево; 4 - и.п.

5. «Попрыгаем на двух ногах!». И.п. - руки на поясе.

6. «Часики» (дыхательное упражнение). «Часики вперед идут, за собою нас ведут». И.п. - стоя, ноги слегка расставлены. 1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох); 2 -взмах руками назад - «так» (выдох) (2 раза).

Комплекс 2

3 -4 неделя

Ходьба друг за другом. Бег друг за другом, ходьба. Построение в звенья.

1. «Потанцуем!» (кинезиологическое упражнение). И.п. - руки на поясе. 1 - поднять правую ногу, согнуть в колене; 2 -и.п.; 3 - поднять левую ногу, согнуть в колене; 4 - и.п.

2. «Регулировщик». И.п. - ноги на ширине ступней, стоящих параллельно, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - вверх; 3 - в стороны; 4 - и.п.

3. «Посмотри, что за спиной!». И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо; 2 - и.п.; 3 - поворот туловища влево; 4 - и.п.

4. «Самолет». И.п. - лежа на животе, ноги вместе, руки вперед. 1-2 - приподнять верхнюю часть туловища, ноги и вытянутые в стороны руки; 3-4 - и.п.

5. «Попрыгаем!». И.п. - о.с. Прыжки то на правой, то на левой ноге в чередовании с ходьбой

6. «Гуси летят» (дыхательное упражнение). «Гуси высоко летят, на ребят они глядят». И.п. - ох. 1 - руки поднять в стороны (вдох); 2 - руки опустить вниз со звуком «гу-у!» (выдох) (2 раза)

Октябрь

Комплекс 1

1 – 2 неделя

Ходьба друг за другом. Бег друг за другом. Ходьба. Построение в звенья.

1. «Потанцуем!» (кинезиологическое упражнение). И.п. - руки на поясе. 1 - поднять правую ногу, согнуть в колене; 2 -и.п.; 3 - поднять левую ногу, согнуть в колене; 4 - и.п.

2. «Регулировщик». И.п. - ноги на ширине ступней, стоящих параллельно, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - вверх; 3 - в стороны; 4 - и.п.

3. «Посмотри, что за спиной!». И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо; 2 - и.п.; 3 - поворот туловища влево; 4 - и.п.

4. «Самолет». И.п. - лежа на животе, ноги вместе, руки вперед. 1-2 - приподнять верхнюю часть туловища, ноги и вытянутые в стороны руки; 3-4 - и.п.

5. «Попрыгаем!». И.п. - о.с. Прыжки то на правой, то на левой ноге в чередовании с ходьбой

Вконтакте

Татьяна Андреева
Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе

Комплекс №1 . (Упражнения без предметов)

1. Вводная часть :

Построение в колонну, ходьба на месте, ходьба по залу за воспитателем в колоне, на носочках, на пяточках, построение в круг, ускоренная ходьба, бег.

1. Ходьба по залу за воспитателем.

2. И. п. - ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в исходное положение (5 раз) .

3. И. п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, положить руки на колени, вернуться в исходное положение (5 раз) .

4. И. п. - ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз) .

5. И. п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой (2-3 раза) .

6. Ходьба в колонне по одному за воспитателем.

Комплекс №2 . (Упражнения с обручем)

1. Вводная часть :

Построение в колонну, ходьба по залу за воспитателем, на носочках, на пяточках, ускоренная ходьба, бег, построение в круг.

2. И. п. - стоя ноги на ширине ступни, обруч в согнутых руках на плечах, как воротничок. Поднять обруч вверх, руки прямые, посмотреть в обруч, опустить обруч, вернуться в исходное положение.

3. И. п. - стоя в обруче, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, взять обруч обеими руками (хват с боков, выпрямляясь, поднять обруч на уровень пояса, присесть, положить обруч на пол, вернуться в исходное положение.

4. И. п. - сидя ноги врозь, обруч в обеих руках к груди. Наклониться вперед, коснуться ободом обруча пола (руки прямые, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

5. И. п. - стоя в обруче, руки произвольно, прыжки на двух ногах в обруче.

Комплекс №3 . (Упражнения с флажками)

1. Вводная часть :

Построение в колонне, ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким поднимаем колена, «подскоки» , «галоп» , ускоренная ходьба, бег.

2. И. п. - стоя ноги на ширине ступни, флажки в обеих руках внизу. Поднять флажки вверх, помахать ими (рис. 4, опустить флажки, вернуться в исходное положение.

3. И. п. - стоя ноги на ширине ступни, флажки в согнутых руках у плеч. Присесть, вынести флажки вперед (рис. 5) . Встать, вернуться в исходное положение.

4. И. п. - сидя ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч. Наклониться вперед, коснуться пола палочками флажков, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

5. И. п. - стоя на коленях, флажки в обеих руках внизу. Поднять флажки вверх и помахать ими вправо (влево, опустить, вернуться в исходное положение.

6. Ходьба в умеренном темпе.

Комплекс №4 . (Упражнения с платочками)

1. Вводная часть :

Построение в колонну, ходьба по залу, на носочках, на пяточках, ходьба с изменением направления движения по сигналу воспитателя ускоренная ходьба, бег, построение в круг.

2. И. п. - стоя ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках у груди. Выпрямить руки вперед - показали платочек, вернуться в исходное положение.

3. И. п. - стоя ноги на ширине плеч, платочек в обеих руках внизу. Наклониться и помахать платочком вправо (влево, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

4. И. п. - стоя ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках внизу. Присесть, платочек вынести вперед, встать, вернуться в исходное положение.

5. И. п. - ноги слегка расставлены, платочек в правой руке. Прыжки на двух ногах, помахивая платочком над головой, в чередовании с небольшой паузой.

6. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №5 . (Упражнения с мячом)

1. Вводная часть :

Построение в колонне, ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким поднимаем колена, ускоренная ходьба, бег, построение в круг.

2. И. п. - ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вверх, руки прямые, опустить мяч, вернуться в исходное положение.

З. И. п. - ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках у груди. Присесть и прокатить мяч от ладошки к ладошке, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

4. И. п. - сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди. Наклониться вперед, коснуться мячом пола между ног (подальше от себя, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

5. И. п. - ноги слегка расставлены, руки произвольно, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча в обе стороны, с небольшой паузой между серией прыжков.

6. ходьба в умеренном темпе в колонне по одному.

Комплекс №6 . (Упражнения без предметов)

3. Вводная часть :

Построение в колонну, ходьба на месте, ходьба по залу в колоне за воспитателем, на носочках, ходьба на внутренней стороне стопы , на пяточках, ускоренная ходьба, бег, построение в круг.

2. И. п. - ноги на ширине ступни, руки перед грудью согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Круговые движения рук перед грудью, одна рука вращается вокруг другой (рис. 6) .

3. И. п. - ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, обхватить руками колени, подняться, убрать руки за спину, вернуться в исходное положение. (рис. 7)

4. И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. Наклониться, коснуться руками носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

5. И. п. - сидя ноги прямые, руки в упоре сзади. Поднять правую (левую) ногу, опустить, вернуться в исходное положение.

6. Ходьба в колонне по одному.

Публикации по теме:

Комплекс утренней гимнастики (январь-май) 2-ая половина Января Комплекс «Зимняя зарядка». I. Ходьба и бег в колонне, «легкие снежинки» - ходьба на носках, руки на поясе; «по ледяной.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Комплекс утренней гимнастики Комплекс №1. 1. Построение в колонну по одному. Ходьба, на сигнал «воробьи» остановиться и сказать: «Чик- чирик».(2-3раз). 2. На сигнал.

Комплекс утренней гимнастики «Барбарики» Цель: Способствовать формированию интереса к занятиям. Обучать детей согласованию своих движений с музыкой, умению выполнять движения в.

Комплекс утренней гимнастики для младшей группы Комплекс утренней гимнастики на полосе препятствий. I.Построение в колонну по одному, ходьба обычная, на носках. II. Полоса препятствий.

Соблюдение режима дня в младшем дошкольном возрасте - это один из главных показателей успешной адаптации детей к новому статусу - воспитанников детского сада. Одним из важных моментов следования распорядку является ежедневное выполнение утренней гимнастики. Во второй младшей группе (3–4 года) физические нагрузки такого рода имеют ещё и психологическое значение: отвлёкшись на совместное выполнение заданий, дети не так переживают утреннее расставание с мамами и папами. Такая многозадачность зарядки требует от педагога знания психолого-педагогических и методических особенностей её подготовки и проведения.

В чём суть утренней зарядки

Гимнастика с утра - это часть режима движения детей, направленная на становление, укрепление и сохранение их здоровья, а также на поднятие настроения и успешную организацию дальнейшей деятельности.

Цели и задачи гимнастики

Проведение зарядки имеет важные образовательные цели. В контексте работы с детьми 3–4 лет это:

  • отработка двигательных навыков, выражающаяся в развитии умения координировать свои действия, соотносить их со словесными инструкциями, а также придавать направленность движениям рук, ног, туловища;
  • предупреждение нарушений осанки, плоскостопия, работа над умением красиво ходить;
  • развитие способности синхронизировать свои движения с движениями сверстников и взрослых;
  • воспитание культуры здорового образа жизни (заботливого и внимательного отношения к своему здоровью, усвоение основ физической культуры);
  • приобщение к спорту;
  • стимулирование самостоятельности, целеустремлённости, а также положительного отношения к труду.

Утренняя гимнастика даёт детям позитивный заряд на весь день

Реализовывать эти цели в работе с детьми второй младшей группы помогает систематическое решение следующих задач:

  • «пробуждать» тело ребёнка после сна (сонное состояние маленьких воспитанников, даже с учётом того, что до детского сада они идут или едут, связано с ранним и часто принудительным подъёмом);
  • стимуляция работы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также активизация каналов восприятия (зрения, слуха и др.) при помощи прыжков и беговых упражнений;
  • тренировка двигательного аппарата при помощи выполнения повторяющихся движений на разработку мышц плечевого пояса, рук, ног, туловища;
  • повышение выносливости детей (в процессе выполнения гимнастики ткани и органы насыщаются кислородом - малыши становятся более энергичными);
  • организованное начало рабочего дня (за счёт совместного выполнения физических упражнений детям задаётся темп и дисциплина занятий другими видами деятельности);
  • сосредоточение внимания ребят на одном общем занятии (по ходу сбора с утра малыши заняты разными играми, отвлекаться от которых не торопятся - утренняя гимнастика как раз таки призвана помочь объединить детей для совместной работы);
  • ознакомление с популярными, распространёнными в родном крае видами спорта (ребята узнают названия видов, а также учатся соотносить словесное описание отличительных характеристик с конкретным спортивным занятием, пробуют себя в отдельных видах, к примеру, катании на коньках, плавании и пр.).

Принципы проведения утренней гимнастики

Требования к занятиям любыми видами деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определяются положениями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

  1. Утренняя зарядка организуется перед первым приёмом пищи, то есть перед завтраком.
  2. Комплекс физических упражнений включает разминку и ряд заданий восстановительного характера.
  3. Во второй младшей группе гимнастика с утра длится 5–7 минут.
  4. В тёплую хорошую погоду весной и осенью зарядку рекомендуется проводить на улице. В непогоду упражнения проводятся на веранде, а зимой - в спортивном, музыкальном зале или в помещении группы.
  5. Температурный режим в комнате не должен быть выше 16 градусов.
  6. Если упражнения проводятся в помещении, то оно должно быть хорошо проветрено.
  7. Во второй младшей группе дети должны быть одеты в спортивную форму (шорты и футболку или спортивный костюм в зависимости от условий проведения). Отдельно следует сказать о форме для воспитателя: лучше, если это будет спортивная форма с кроссовками или кедами. Волосы нужно обязательно подвязать.
  8. Физкультура - дело добровольное, поэтому если малыш отказывается участвовать в выполнении заданий, то принуждать его не нужно. Но после зарядки следует поинтересоваться у ребёнка о причине отказа. Возможно, виной было плохое настроение, вызванное ссорой с мамой.
  9. Лучший способ стимулировать у детей интерес к спортивным упражнениям - обеспечить ритмичное сопровождение: весёлые песни, подвижные мелодии.
  10. Для развития у детей заинтересованности выполнением зарядки, виды гимнастики нужно менять. На видах упражнений остановимся позже.
  11. Излишняя заорганизованность - враг хорошего настроения. Поэтому не стоит требовать от малышей жёсткого соблюдения дисциплины.
  12. Задания для зарядки по большей части имеют характер имитации и организуются в игровой форме.
  13. Во второй младшей группе продолжается работа над начатой в прошлом году системе проведения зарядки из положений сидя, лёжа (на животе или спине), а также стоя и с привлечением предметов (мячиков, флажков, кубиков).
  14. На отработку одного комплекса отводится около 10 дней, каждое задание выполняется в среднем в 3–4 похода.

Это интересно. Как и в первой младшей группе, утреннюю зарядку проводит воспитатель. Инструктор по физической культуре «подхватывает» инициативу только со средней группы.

Требования к форме одежды при проведении гимнастики на улице такие же, как и для занятий в помещении

Видовая классификация утренних упражнений

Скука - главный враг заинтересованности у детей. Особенно важно избегать обыденности в видах деятельности, которые повторяются ежедневно. Как раз к таким и относится утренняя гимнастика. Чтобы разнообразить этот режимный момент, необходимо чередовать разные виды упражнений:

  • набор общеразвивающих заданий (бег, прыжки, ходьба, не объединённые общим сюжетом);
  • сюжетная зарядка (такой же набор физических упражнений, что и в общеразвивающем комплексе, но с сюжетом, к примеру, «Курочки», «Музыкальные игрушки» и др.);
  • комплекс из 3–4 игр подвижного характера, к примеру, «Самолёты», «Лохматый пёс» и «Пузырь»;
  • в виде ритмической гимнастики (такие комплексы обычно разрабатываются и проводятся хореографом);
  • в форме чередования беговых заданий, которые выполняются в разном темпе, на разные расстояния (такой вид упражнений практикуется в тёплое время года);
  • упражнения на преодоление полосы препятствий, сделанной, к примеру, из мягких модулей;
  • зарядка с тренажёрами (спортивные приспособления могут быть простыми - детский эспандер, гимнастический ролик, или сложными - беговые дорожки, батуты и пр.).

Это интересно. Если применение сложных тренажёров определено материально-технической базой ДОУ, то выбор простых, в большей степени, зависит от того, насколько педагог знаком с новинками в области игрушек. Так, к примеру, детские эспандеры могут быть не форме привычного, скучно, резинового кольца, а в виде забавной зверушки, принцип действия с которой заключается в одновременном нажатии на спинку и животик для того, чтобы изо рта выскочил мягкий мячик. Такие игрушки сами собой диктуют соревновательную форму проведения упражнения: кто дальше бросит мячик.

Если есть возможность проводить гимнастику в бассейне, то и здесь нужно позаботиться о сопутствующих предметах

Видео: утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=yIRVTKlvQ-8 Video can’t be loaded: Утренняя зарядка с музыкальным сопровождением во второй младшей группе. (https://youtube.com/watch?v=yIRVTKlvQ-8)

Содержание утренней зарядки для детей 3–4 лет

Особенностями младшего дошкольного возраста определяется рекомендация методистов относительно объединения заданий общим сюжетом: дети гораздо более охотно включаются в работу, если их в неё вовлекает сказочный персонаж. Обычно комплекс состоит из 4–5 разных по характеру упражнений:

  • задания на укрепление мышц ножек, ручек, спины и живота (построение лучше начинать из положения, когда дети стоят по кругу - эта поза работает ещё и на воспитание сотрудничества, чувства коллектива у ребят);
  • медленный бег на протяжении 30–40 секунд;
  • ходьбы на небольшие дистанции в сочетании с подвижной игрой.

Приёмы для подготовки и проведения утренней гимнастики

При организации зарядки педагогу необходимо определиться с набором методических приёмов, которые помогут реализовать задачи и цели выполнения утренней гимнастики. Как и для любого другого вида деятельности выбирать следует из четырёх групп способов взаимодействия с детьми.

Группа словесных приёмов

Во второй младшей группе дети уже практически полностью освоили звукоряд языка, к 4 годам ребята научились формулировать свои мысли простыми предложениями, но у многих из них всё ещё сохраняется проблема согласования членов предложения в роде и числе («Один шишка» и пр.). Одним из наиболее действенных способов перебороть эту особенность является восприятие грамотной речи взрослых. Так что словесные приёмы необходимы в любом (!) виде деятельности, даже если он с сутью этой активности связан опосредовано, как, например, слово с физическими упражнениями.

Объяснение

Любое игровое действие должно быть детально описано педагогом. Причём при повторе комплекса словесные инструкции нужно также дублировать, подбирая при этом небольшие по объёму предложения, чётко проговаривая каждое слово.

Даже если упражнение хорошо знакомо детям, перед началом выполнения педагог должен вкратце напомнить содержание задания

Загадки и стихотворения

Одним из самых животрепещущих вопросов, которым задаются все педагога, а особенно молодые специалисты, это выбор способов мотивировать детей на выполнение того или иного задания. Порой отвлечь малыша от понравившейся игрушки или сюжетно-ролевой игры бывает практически невозможно, и тогда на помощь приходят загадки с договорками. Рифмованная отгадка является обязательным условием работы с детьми младшего дошкольного возраста. Дело в том, что личного опыта у малышей ещё маловато, поэтому классические загадки им разгадывать сложно, а значит, интерес к этому виду деятельности будет потерян уже через 2–3 минуты безуспешных попыток отгадать. Договорки же помогают детям и сориентироваться по смыслу, и выбрать подходящий рифмующийся ответ.

В своей практике при рассмотрении сюжетного комплекса «Курочки» я предлагаю малышам вспомнить, как называются все «члены куриного семейства»:

  • Из яйца, как из пелёнок,
    Вылез маленький … (цыплёнок);
  • «Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -
    Слышим мы на улице.
    Созывает всех цыплят
    Рябенькая… (курица);
  • Важная походка,
    Красная бородка,
    Шпоры, алый гребешок -
    Это Петя… (Петушок).

Если предполагается выполнение комплекса упражнений из подвижных игр, то мы с детьми повторяем стихотворение о том, что зарядку нужно делать всем:

  • Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам. Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам. Птица крылья расправляет, Просыпаясь на заре. Мишка лапы разминает У берлоги на ковре.

Рифмованные строки представляют собой основу для целых комплексов «гимнастики в стихах», в которых движения выполняются под ритмичную словесную иллюстрацию.

Таблица: примеры утренней зарядки в стихах

Название Содержание
«Медвежата» Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперёд)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда
(повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно Ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь
(бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два
(упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
«Заинька» Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Вот так, вот сяк попляши! (весело танцуем)
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись!
Вот так, вот сяк подбодрись! (танцуем, ручки на поясе) Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой. (топаем то левой, то правой ножкой)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Вот так, вот сяк повернись!
Заинька, походи, Серенький, походи!
Вот так, вот сяк походи!
Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!
Вот так, вот сяк поклонись!

Короткие сюжетные зарисовки

Очень удобный приём мотивации, который я, например, использую регулярно, придумывая сюжеты на ходу. Так, чтобы напомнить о важности физических нагрузок для здоровья, я рассказывают сказку «Гимнастика, Разминка и Простуда». «В одном царстве жили-были Разминка и Гимнастика. Они всегда были в окружении ребят, показывали, как нужно выполнять упражнения и сами делали их регулярно. Однажды заигрались они с детьми и чтобы сократить путь до дома, пошли через лес. Услышали, что кто-то чихает. Это летом-то!! Пошли на звук и вскоре увидели небольшой домик, из которого вышла девушка и начала сморкаться. Подружки познакомились с ней и выяснили, что зовут незнакомку Простуда и что она сидит дома: никуда не выходит, ни с кем не общается, так как постоянно болеет. Тогда потянула Разминка Простуду в сквер, показала пару упражнений, и там, после занятия решили, что радостную, бодрую после выполнения заданий Простуду теперь нужно переименовать в Зарядку. Так теперь все её и зовут, а про старое имя давно забыли».

После прослушивания сказки нужно задать малышам 2–3 вопроса, чтобы понять вникли ли они в сюжет:

  • «Как звали героев сказки?»;
  • «С кем познакомились Разминка и Гимнастика?»;
  • «Как теперь зовут Простуду?».

При составлении сюжетов для второй младшей группы важно помнить, что:

  • действия в сказках не должны быть затянутыми (в противном случае малыши отвлекутся, и сосредоточить их на зарядке будет очень-очень непросто);
  • в сюжетах должны действовать персонажи с запоминающимися именами;
  • если есть возможность, то к каждому сюжету стоит подбирать картинки.

Если есть возможность, то элементы сюжета, например, атрибуты героев: зонтики, шляпки - нужно демонстрировать детям

Группа наглядных приёмов

Образ - главный источник формирования представлений об окружающем мире у детей. Именно этим обусловлена необходимость сопровождать любой вид активности иллюстрациями.

В работе с детьми второй младшей группы я привлекаю:

  • картинки с животными, игрушками-персонажами игры;
  • яркое представление иллюстраций каждого из этапов выполнения упражнения;
  • демонстрация выполнения всех движений (в роли модели может выступать сама воспитательница, кроме того, дети могут запоминать порядок проработки упражнения по картинкам).

Приём практического осмысления темы

Эта группа приёмов предполагает материальную деятельность детей:

  • рисунки;
  • поделки;
  • аппликации из разного материала.

Во второй младшей группе, как и в средней, а затем и в старшей группе, практическая работа имеет рефлексивный характер.

Группа игровых приёмов

Игра - это форма проведения физических упражнений, точнее, подвижных игр под музыку. Во второй младше в группу игровых приёмов входят подвижные игры с некоторыми элементами театрализованной деятельности.

Таблица: примеры подвижных игр для зарядки

Какое умение (навык) отрабатывается Название игры Цели игры Содержание
Бег, ориентирование в пространстве «Солнышко и дождь»
  • тренировать бег врассыпную;
  • учиться вслушиваться в инструкции;
  • развивать умение быстро менять направление движения.
  1. Дети сидят на корточках за чертой, обозначенной педагогом.
  2. На слова: «Вышло солнышко, пора идти гулять» малыши разбегаются по площадке или комнате.
  3. На сигнал: «Дождь!» быстро возвращаются на места.
Развитие равновесия «Держу платок»
  • тренировать способность удерживать равновесие;
  • развивать навык следования инструкции.
  1. Дети кладут на ручку или любую другую часть тела платочек.
  2. Выполняют разные по характеру и темпу движения, стараясь удержать платок в исходном положении.
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы «Катится колобок»
  • укрепление мышечного скелета;
  • снятие напряжения со спины.
  1. Дети ложатся на пол, вытягивая руки и ноги.
  2. Переворачиваются из стороны в сторону, делая полный оборот, под слова: «Катится колобок, катится. Не догнать его!».
Навык подражания «Васька-кот»
  • учиться выполнять движения по ходу развития сюжета;
  • развивать умение координировать свои действия с движениями товарищей;
  • стимулировать интерес к подражательству.
  1. Ребёнок в образе Васьки кота ходит по площадке, рядом возятся дети-котята.
  2. Васька засыпает, котята случайно его будят.
  3. Задача малышей занять свои стулья до того, как разбуженный кот их поймает.
Развитие ловкости «Кролики»
  • отрабатывать прыжки в длину;
  • тренировать навык подлезания под преграду-верёвку.
  1. Дети-«кролики» располагаются за верёвкой, которая натянута на высоте около 50 см от пола.
  2. По сигналу водящего-взрослого «кролики», пролезая под преградой, разбегаются по комнате.
  3. Услышав сигнал: «Сторож!», малыши пролезают обратно под верёвкой в «клетку».
Навык лазания «Весёлые обезьянки» Тренироваться в лазанье по шведской стенке.
  1. Дети по двое или по одному подходят к гимнастической стенке.
  2. Забираются на 3–4 ступени.
  3. Спускаются вниз.
Развитие внимания «Покажи, что нужно»
  • учиться вслушиваться в слова водящего;
  • тренировать навык координирования действий со словами.
  1. Водящий называет части тела, при этом показывает на другие.
  2. Дети должны указать те, что были названы.

Это интересно. Периодически в комплексы утренней зарядки рекомендуется добавлять 1–2 задания пальчиковых игр или дыхательных упражнений.

Периодически в комплекс утренней гимнастики вплетаются элементы пальчиковой или дыхательной гимнастики

Картотека заданий для зарядки

Основной принцип подборки упражнений для гимнастики - разнообразие: задания должны тренировать разные навыки и умения, поэтому в один комплекс включаются упражнения разных видов. При этом слова действующих лиц также иллюстрируются движениями.

Таблица: картотека комплексов зарядки для второй младшей группы

Название комплекса Название и ход упражнений Сопроводительные слова
«Платочки» «Посмотри на платочек»
  1. Исходное положение (И.п.): ноги вместе, платочек в обеих руках.
  2. Поднять платочек вверх, посмотреть, вернуться в исходное положение.
  3. Повторить 4–5 раз.
Воспитатель называет упражнение, сопровождая представление демонстрацией движений.
«Покажи платочек»
  1. И.п.: ноги вместе, платочек в обеих руках.
  2. Вытянуть руки вперёд, поворот вправо, прямо, влево, вернуться в исходное положение.
  3. Повторить 4–5 раз.
«Положи платочек»
  1. И.п.: ноги на ширине плеч, наклониться, опустить платочек между ног, вернуться в исходное положение.
  2. Повторить 4–5 раз.
«Поиграй с платочком»
  1. И.п.: сидя, ноги вместе.
  2. Спрятать ноги платочком, поднять вверх помахать платочком.
  3. Повторить 4–5 раз.
«Помаши платочком»
  1. И.п.: ноги вместе, прыжки на двух ногах.
  2. Помахать платочком, в чередовании с ходьбой на месте.
  3. Повторить 4–5 раз.
«Подуем на платочек»
  1. И.п.: ноги на ширине плеч, вывести платочек вперёд, глубокий вдох, подуть на платочек.
  2. Повторить 4–5 раз.
  3. Перестроение в одну колонну.
Игра малой подвижности «Найди платочек»
Дети встают врассыпную рядом с педагогом. У педагога в руках платочек. По команде педагога дети закрывают глаза, в это время педагог в пределах игровой площадки прячет платочек. Педагог приглашает детей пойти и найти платочек.
Дети ходят по игровой площадке, ищут платочек. Кто из детей первым находит платочек, приносит его педагогу.
Примечание. Перед началом игры напомнить детям, что, когда они ищут платочек, надо ходить, а не бегать.
Платочек, дети, вы найдите
И мне платочек принесите!
«Дружная семья»
  1. И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину;
  2. Выполняем хлопки перед лицом 8 раз под слова.
  3. Вернуться в и.п.
  4. Повторить 3 раза.
«Папа, мама, брат и я вместе - дружная семья!»
  1. И. п.: ноги врозь, руки на пояс.
  2. Наклон вперёд, ладони на колени, смотреть вперёд.
  3. Вернуться в и. п.
  4. Повторить 5 раз.
«Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!»
  1. И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс.
  2. Присесть, руки вниз.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх