Начальник превышает полномочия что делать. Превышение должностных полномочий. Особо квалифицирующий состав

Новая редакция Ст. 286 УК РФ

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. "а" ч. 3 коммент. статьи).

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный - должностное лицо (см. п. 5 - 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 - 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий - оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 - к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий: а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить; г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п. "а" ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК РФ о преступлениях против личности. охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п. "б" ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий. Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

У каждого человека, наделенного определенной властью, круг полномочий строго регламентирован. Функции записываются в подзаконных либо локальных актах. Выход за их круг – это превышение должностных полномочий. Таковое деяние наказывается в рамках УК РФ в том случае, если приводит к нарушению прав граждан.

Наказание за превышение полномочий, предоставляемых законом, описано в 286-й статье Уголовного кодекса (УК) РФ.

В указанном параграфе УК содержится описание проступка и наказания за него. В частности, статья 286 УК РФ содержит разделение должностных лиц в части актов, наделяющих их властными функциями. Превышение должностных полномочий могут совершать должностные лица:

  • предприятий, компаний, выполняющие обязанности в рамках гражданского или специального права;
  • госслужащие и служащие муниципальных образований.

Указанная статья характеризует действия виноватого, выражающиеся в нарушении рамок локального или законодательного акта, наделяющего его властью. О превышении должностных полномочий можно говорить, если чиновник принял решение:

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правоустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

Кроме того, в рамках уголовного производства рассматриваются проступки, наносящие ущерб одному из субъектов правоотношений:

  • гражданину;
  • государству;
  • обществу;
  • организации.

Например, превышением полномочий суд сочтет подписание распорядительного документа о выделении бюджетных средств специалистом госучреждения. Право на таковое действие есть у руководителя и его заместителя (не всегда). на основании указаний обычного сотрудника – это нарушение законодательства, если в должностной инструкции чиновника не содержится пункт о соответствующих полномочиях.

Превышение должностных полномочий: состав преступления

Уголовное правонарушение должно быть строго квалифицировано. На практике это означает определение его состава. Все признаки такового содержит статья 286 УК РФ. Так, субъектом деяния определено должностное лицо. То есть гражданина невозможно обвинить по указанной статье. Кроме того, деяние виновный должен совершить в рамках выполнения своих функций. В свободное от службы время он не несет ответственности по данному параграфу.

Объективной чертой уголовного правонарушения является активный поступок чиновника. Превышение должностных полномочий – это действие или решение, суть которого фактически расширяет права лица. Причем таковой вход за определенные нормативные актом рамки не дозволен человеку должностной инструкцией. К примеру, если чиновник инициативно присваивает себе права равного по должности или руководителя.

Субъективная сторона характеризуется наличием умысла. Причем последний может быть как прямым, так и косвенным. Мотивы расширения служебных прав судом не рассматриваются. Таковые не входят в определение состава преступления.

Подсказка: уголовное правонарушение считается завершенным в тот момент, когда произошло нарушение прав пострадавшего.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Деятельность представителей властных структур также строго регламентируется. Кроме того, она подвергается надзору со стороны прокуратуры. Превышением полномочий полицейским считается активный поступок:

  • выходящий за рамки инструкции;
  • наносящий вред гражданам, юрлицам или обществу.

К примеру, неправомерным суд признает использование сотрудником полиции оружия или специальных средств, если опасности в ситуации ни для кого не было. Стрелять офицер может в том случае, если гражданам или ему самому (ранение). Применение пистолета в отношении невооруженного лица – это явное превышение полицейским определенных полномочий.

В рамках 286-й статьи УК рассматриваются такие поступки сотрудников полиции:

  • задержание гражданина на срок, превышающий положенный;
  • истребование с предприятия документов, не нужных для разбирательства;
  • силовое воздействие на человека при защите закона, если в этом не было необходимости;
  • принятие самовольно решения о проникновении в частную квартиру или иной объект.

Внимание: выполнение функций государства является квалифицирующим признаком уголовного проступка (увеличивает наказание). Сотрудник полиции выполняет обязанности правоохранительной системы, то есть государства.

Виды наказаний за превышение должностных полномочий

Меры воздействия на человека, обличённого негосударственной властью, приведены в первом пункте 286-й статьи. Они различны и перечислены с использованием союза «или». Это означает, что суд может выбрать одно из указанных наказаний по степени виновности:

  • штраф до 80,0 тыс. руб.;
  • лишение права занимать должность на период до пяти лет;
  • на тот же срок отказ в занятии определенной деятельностью (к примеру, бухгалтерской);
  • принудительные работы до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Перечисленные наказания применяются в том случае, если проступок не имеет квалифицирующих признаков. К последним относятся применение:

  • оружия;
    • специальных средств;
    • насилия;
  • угроза насильственными действиями;

Меры воздействия на лиц, обличенных государственными властными полномочиями, описаны во втором пункте указанной статьи. В целом они более жестокие. Так, на сотрудников полиции (как и на госслужащих) наказание налагают в таких размерах:

  • штраф величиной от 100 до 300 тыс. руб.;
  • лишение свободы до семи лет, в том числе с запретом служить в правоохранительных органах еще три года;
  • принудительные работы сроком до пяти лет.

Подсказка: суд имеет возможность наложить запрет на прием человека в полицию или на определенные должности. Эта мера применяется по совокупности вины преступника.

Куда можно обратиться, став жертвой правонарушения

Защищать гражданина или юрлицо от произвола представителя правоохранительных органов призван Следственный комитет (СК). Следовательно, нужно идти в этот госорган. Если произошло нарушение прав в серьезном объеме, то необходимо постараться собрать доказательства (к примеру, зафиксировать побои в медучреждении).

Внимание: уголовная ответственность за превышение должностных полномочий наступает в рамках решения суда общей юрисдикции.

Данная инстанция обязана рассмотреть все обстоятельства дела, в том числе показания и объяснения самого нарушителя закона. То есть заявителю желательно сразу позаботиться о сборе доказательств.

При разборе преступлений, связанных превышением прав, учитывается уголовно-правовая характеристика деяния. В частности, в ее состав входит определение рамок властных полномочий. Таковые не всегда можно точно обозначить. Часть прав записана в законе. В таких ситуациях превышения должностных полномочий нетрудно доказать, как в примере с полицией.

Иное дело, разобраться с рамками прав госслужащих. В инструкциях их поступки и права расписываются размыто. Большая часть важных решений принимается коллегиально, что снижает уровень ответственности чиновников. Практика правоприменения нормы говорит о том, что добиться справедливости в подобных делах бывает сложно.

Официальный комментарий к изучаемой статье рекомендует начинать разбирательство с выявления акта, описывающего полномочия правонарушителя. Параграф 286 УК РФ говорит о выходе за границы, определённые законом или иным документом. Чтобы четко зафиксировать преступление, необходимо определить данный акт.

Кроме того, важным для квалификации деяния является определение сути нарушение интересов или прав пострадавшего объекта. Таковым принято считать ущемление, к примеру, конституционных прав и свобод людей; причинение вреда здоровью граждан. Понятие считается оценочным. Разбирается отдельно в каждом конкретном деле.

Подсказка: в рамках изучения термина «нарушение интересов» под материальным ущербом, причиненным чиновником, подразумевается в том числе и упущенная выгода (официальный комментарий).

Рассмотрим несколько примеров судебной практики:

  1. Участковый сотрудник полиции во внеслужебное время пришел в дом к подозреваемому и учинил обыск. Санкционирующего документа хозяину помещения не предоставил. Ничего не изъял, но провел съемку своих действий. Хозяин квартиры подал заявление в СК о злоупотреблении участковым своими полномочиями. Сотрудника полиции осудили по 286-й статье УК.
  2. Капитан судна, находящегося в международном рейсе, уличил матроса в хищении. Он заключил его под арест, на что имел полное право в рамках специальных полномочий. Человек томился в неволе несколько месяцев. После возвращения в порт приписки, обратился к адвокату. Специалист обратился к судебной практике по сходным делам. Выяснил, что капитан вышел за рамки полномочий. Он обязан был передать матроса государственным властям в любом порту временной стоянки (таковых за все время было несколько) для организации расследования.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Читайте далее:

Полномочия каждого госслужащего детально описаны в законе или инструкциях по месту службы.

В ряде случаев недобросовестные сотрудники преступают черту. Но за превышение должностных полномочий предусмотрена ответственность, иногда - уголовная.

Какая ответственность по УК РФ предусмотрена за злоупотребление должностными обязанностями? Что значит превышение полномочий, и к кому обратиться за помощью - рассмотрим далее.

Что такое превышение должностных полномочий?

Понятие превышения полномочий дано в ст. 286 УК РФ. Им признается конкретное действие, явно выходящее за границы компетенции должностного лица.

Превышение может быть установлено только в действиях лиц:

  • наделенных полномочиями в государственных и муниципальных органах и ведомствах;
  • выполняющих организационные или распорядительные задачи в службах и ведомствах государственного подчинения;
  • наделенных административными и хозяйственными задачами.

Превышение полномочий - это совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы его служебных обязанностей.

Особое внимание закон уделяет случаям злоупотребления полномочий лицами, которые состоят на должностях федерального, муниципального или регионального значения. В этом случае нужно руководствоваться нормами профильных законодательных актов. Например, рассматривается в рамках Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Признаки превышения полномочий

Выделим характерные черты, в которых проявляется превышение полномочий:

  • действия, которые изначально входили в компетенцию иного должностного лица;
  • противоправное поведение в единоличной или коллегиальной форме. Например, если принимается коллективное решение органа местной власти;
  • действия, которые полностью запрещены законодательными актами.

В отдельных случаях недопустимость превышения полномочий прямо зафиксирована законодательным актом. Так, установлен прямой запрет на применение огнестрельного оружия против беременной женщины при отсутствии угрозы жизни сотруднику полиции.

Превышение полномочий не может выражаться в форме бездействия.

Превышая полномочия, должностное лицо всегда действует - издает распорядительные акты, дает обязательные указания, принимает правовые акты индивидуального характера и т.д.

При этом его действия существенно нарушают интересы граждан, предприятий и публичных органов власти. Такие нарушения устанавливаются в каждом конкретном случае. Например, причинение материального вреда государственному органу.

Превышение должностных полномочий всегда нарушают права граждан и и организаций.

Как доказать, что полномочия превышены?

Прежде всего, следует отличать понятия злоупотребление и превышение полномочий.

При злоупотреблении полномочиями должностное лицо умышленно действует вопреки своим обязанностям. Мотивом может выступать месть, корысть и т.д.

Превышение же соответствует общим интересам службы преступника, позволяя добиться цели незаконным способом. Например, избиение полицейским человека, который не оказывал сопротивления при задержании.

Поэтому очень важно различать эти составы. От этого зависит и доказательная база.

Должностное лицо, превышая полномочия, действует незаконно, но в интересах службы.

Достаточно просто доказывается превышение полномочий по доверенности. Она устанавливает точные пределы компетенции представителя.

Каждое неподтвержденное действие может рассматриваться как нарушение закона. Например, представитель получил за вас деньги, хотя в доверенности такой пункт отсутствует. Это явное превышение полномочий.

Не стоит путать злоупотребление и превышение должностных полномочий - это разные преступления.

Чтобы привлечь к ответственности госслужащего, который перешагнул за рамки своей компетенции, нужно подать заявление в правоохранительные органы - полицию, прокуратуру или Следственный комитет РФ.

Они рассмотрят ваше заявление, проведут проверку и вынесут решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе. В любом случае, заявить о преступлении нужно.

Доказывать превышение должностных полномочий обязаны правоохранительные органы.

Вы также можете обратиться за помощью к нашим адвокатам. Они помогут оценить обстоятельства событий при превышении должностным лицом своих полномочий, и предложить эффективную позицию доказывания и тактику защиты в суде.

Превышение служебных полномочий сотрудником полиции рассматривается законодательством как один из видов преступлений, за которое предусмотрена определенная ответственность по Уголовному кодексу. Столкнуться с такой ситуацией может каждый, и, к сожалению, сегодня это не редкость, несмотря на то, что в большинстве случаев участники правоотношений соблюдают принцип добропорядочности. Умалчивать о случае беззакония и скрывать плохое обращение с собой не следует, ведь в чем бы вас ни подозревали, вы в первую очередь гражданин, наделённый всеми правами по Конституции, защищенный государством.

Когда можно говорить о превышении полномочий: несколько примеров из практики

Говоря о превышении полномочий, подразумевают ситуацию, при которой действия сотрудника полиции явно перешли те, что входят в круг, отведенный данному должностному лицу государством, т. е. на которые ни по каким законодательным актам у него нет прав.

Когда можно говорить о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции? Рассмотрим пару примеров.

  1. Самый распространенный случай: гражданина по какой-то причине задержали и доставили в отделение полиции, где он подвергся жестокому и грубому обращению, что унизило его личность и оскорбило достоинство. Бывают, к сожалению, и эпизоды с побоями, которые наносят ущерб здоровью задержанного.
  2. Еще одна распространенная ситуация: сотрудник полиции по вызову кого-то из родственников или знакомых, находясь не при исполнении, приезжает на место происшествия. Там он проводит осмотр, делает фотоснимки, собирает улики в пользу родственника, а затем передаёт их прибывшему участковому. При этом грубит другой стороне конфликта.

Осторожно! Превышение полномочий сотрудником полиции – налицо, в этом случае нужно применить все способы для самозащиты. Но очень важно сделать это грамотно с юридической точки зрения, убедившись и доказав то, что факт превышения действительно был.

Виды нарушений, представляющие собой превышения полномочий

Чтобы понимать, имеет ли место превышение полномочий, данных полицейскому, или речь о злоупотреблении и прочем выделяют три основных вида превышений, это:

  • выполнение действий, входящих в рамки компетенции другого сотрудника или относящиеся к деятельности другого ведомства;
  • совершение действий, на которые не имеют прав сотрудники полиции;
  • выполнение действий, на которые у данного должностного лица есть права только в определенных обстоятельствах, под какие не подпадал рассматриваемый случай.

Виды наказаний, применяемых к сотрудникам полиции, превысившим полномочия

Ответственность за превышение полномочий сотрудником полиции присуждается по статье УК РФ №286, и в зависимости от обстоятельств применяется первая или третья часть. Если речь идет о превышении без отдельно квалифицируемых случаев, описанных в третьей части, то наказание выбирается по первой и может быть в виде:

  • назначения штрафа. Он может быть назначен в размере до 80 тыс. руб. или в виде заработка данного сотрудника за полгода;
  • лишения права в течение пяти лет занимать определенные должности в правоохранительных структурах;
  • принудительных работ. Срок их зависит от тяжести преступления и может доходить до четырех лет;
  • лишения свободы. Это самое жесткое наказание, и его срок может быть тоже до четырех лет.

В третьей части прописаны санкции для особых случаев, когда преступное деяние сопровождалось применением насилия, незаконным использованием оружия или иных спецсредств, привело к тяжким последствиям. В этих случаях за превышение должностных полномочий сотрудником полиции статья предусматривает очень жёсткое наказание — до десяти лет лишения свободы. При этом нарушившее закон лицо лишается права работать на определенных должностях сроком до 3 лет.

Куда можно обратиться став жертвой правонарушения со стороны полицейских

Если вы столкнулись с хамским или грубым отношением со стороны сотрудника полиции, то есть несколько путей решения проблемы, но начать действовать нужно как можно раньше, как говорится «по свежим следам».

  1. В первую очередь вспомните о том, что РФ есть такая структура, как УСБ. Сюда, в Управление собственной безопасности, можно подать письменную жалобу на конкретного полицейского или обратиться, позвонив на горячую линию для своего региона.
  2. В ситуации, когда узнать, куда звонить, если полиция превышает полномочия, нет ни возможности, ни времени, можно не боясь набрать «02» и оставить обращение. Дело в том, что все звонки на данный номер фиксируются. А это станет в дальнейшем безапелляционным доказательством того, что вы обращались за помощью и жаловались на неправомерные действия полицейских .
  3. Еще одна инстанция, в которую можно обратиться, — это прокуратура. Именно на этот орган возложена ответственность контроля за соблюдением законности при соблюдении должностных обязанностей сотрудниками полиции. Столкнувшиеся с хамским обращением, пишут жалобу, а те граждане, которые стали жертвами рукоприкладства, вымогательства и более серьёзных нарушений, должны подавать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту такого преступления, как превышение должностных полномочий полицейским.
  4. Также можно подать заявление в суд. В документе описать подробно ситуацию, приложить имеющиеся доказательства, свидетельские показания.

Важно! В любом документе (жалоба это или заявление) текст должен быть лаконичным, изложенным по существу, без лишних эмоций или некорректных выражений в отношении должностных лиц.

Как гарантированно защитить свои интересы

Привлечь к ответственности за превышение должностных полномочий сотрудником полиции по статье УК можно, но нужно грамотно подойти к решению данного вопроса. Без помощи опытного юриста доказать свою правоту и факт нарушения со стороны правоохранительных органов будет сложно, поэтому лучше обратиться за юридической помощью, не откладывая «на потом».

Мухачева Диана Александровна (21.08.2015 в 12:16:20)

Здравствуйте, Юля!

1. Согласно ст. 189 Трудового Кодекса РФ дисциплина труда - это обязательное (!) подчинение всех работников правилам поведения, которые указаны в и в , и в Вашем . Юлия, в Вашем трудовом договоре должно быть прописано конкретное время (период) работы - как Вы указали это с 8 до 20. Так? Кроме того на почте должны быть и Правила трудового распорядка - там так же должны быть указаны время труда и отдыха.

Статья 192 ТК РФ предусматривает наказания (дисциплинарные взыскания) за совершения дисциплинарных проступков. Такие проступки - это неисполнеие или ненадлежащее исполнение по Вашей вине (!) Ваших трудовых обязанностей. Таким образом, если Вас нет на рабочем месте (Вы сами без уважительной причины ушли, потому что клиентов нет), то значит Вы и не можете исполнить свою работу. Начальник может сделать Вам за это или замечание или выговор. Согласно ст. 192 ТК РФ начальник может и увольнять работников, но в Вашем случае у него нет на то достаточных оснований. В соответствии с частью "А" пункта 6 статьи 81 ТК РФ уволить Вас с учетом названной Вами ситуации можно только если Вы весь (!) день не были на работе без уважительной причине или более 4х часов подряд (!).

2. Статья 108 ТК РФ говорит, что Ваш перерыв для отдыха и питания может быть продолжительностью от 30 минут до 2 часов. Сколько именно у Вас времени на обед должно быть установлено в Правилах трудового распорядка, а также часто это пишут и в трудовом договоре.

Таким образом, в этом Вопросе работает человеческий фактор. Скорее всего Ваш обед с 13 до 14, так? Вы по закону можете прекратить работать четко в момент наступления обеденного времени и вовремя уйти на обед. Но клиент тогда будет недоволен. И с жалобами придется разбираться потом самому начальнику. Вы поступаете как добрый человек и ответственный сотрудник, когда задерживаетесь для выполнния работы на свое обеденное время. С другой стороны и начальник может требовать от Вас не уходить на обед раньше времени, но и Вы имеете право не задерживаться на работе в обеденное время. Этот вопрос лучше бы Вам решить с начальником миром, иначе Вы можете начать выполнять и реализовывать свои права согласно букве закона - сказано в 13:00 обед вот и досвиданья всем (война - войной, а обед по расписанию:)).

3. Про работу за компьютером. Есть Типовая инструкция по при работе за персональным компьютером (ТОИ Р-45-084-01). В ней есть Приложение #1. Я не знаю Ваше время и деятельность за компьютером, но предположим, что она относится к самой 1 категории в этой Инструкции, и тогда Ваши МИНИМАЛЬНЫЕ регламентированные перерывы будут выглядеть так: (пункт 4 Приложения #1 ТОИ)

1ый перерыв через 2 часа с момента начала смены - т.е. в 10:00 на 15 минут



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх