Организация системы управления охраной труда лекция. Системы управления охраной труда. Когда разрабатываются планы в расчет принимается

Положения российского законодательства закрепляют право всех работников на обеспечение работодателем безопасных условий труда на любом месте работы и занимаемой должности. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, является ли местом реализации его трудовой деятельности офис, учреждение культуры или промышленное предприятие.

СУОТ или система управления охраной труда направлена на создание условий для осуществления постоянного контроля за тем, насколько качественно соблюдаются нормы и выполняются правила охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В обязанности работодателя входит создание эффективной системы управления и обеспечение ее внедрения в жизнь организации за счет четкого распределения обязанностей между всеми сотрудниками.

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда (сокращенно СУОТ) является частью общей управленческой системы компании, которая позволяет управлять возможными рисками в таких сферах рабочего процесса, как охрана здоровья и безопасность труда.

Согласно существующему традиционному подходу к управлению областью охраны труда, документы, которые разработаны в организации для , должны соответствовать таким требованиям:

  • оценка состояния охраны труда (ОТ) должна быть постоянной на уровне всех подразделений;
  • документы должны отображать политику компании в данной области;
  • в них должны быть отображены способы достижения целей;
  • на их основании оценивается работа руководящего состава и специалистов организации в сфере охраны труда.

Документы СУОТ должны распределять обязанности должностных особ предприятия. Четко изложенные и закрепленные функции дают возможность лучше организовать работу организации, а также повышают эффективность контроля.

Информационная составляющая системы осуществляется согласно с действующими локальными нормативными актами. Мероприятия в рамках СУОТ планируются на основании фактического .

Когда разрабатываются планы в расчет принимается:

  • степень травматизма;
  • общая и профзаболеваемость;
  • аварии, которые имели место на производстве;
  • результаты проведенной аттестации рабочих мест сотрудников;
  • состояние используемого оборудования и сооружений;
  • предписания, сделанные надзорными органами, и другие факторы.

Руководство и рядовые сотрудники должны понимать, что система управления охраной труда является сложной многогранной системой и каждый человек, работающий в организации, занимает в ней свое важное место. То есть создание слаженного механизма является результатом совместных усилий, приложенных как директором компании, так и каждым рядовым сотрудником.

Целеполагание

Управление в сфере охраны труда в 2019 году имеет одну главную цель – не допустить нанесения любого рода ущерба работникам организации во время их нахождения на рабочем месте.

Для это нужно реализовать следующие основные задачи:

  • борьба с травматизмом в организации должна носить систематический характер;
  • введение в качестве обязательного компонента системы профилактики профзаболеваний;
  • предотвращение взрывов и возможных пожаров, которые заканчиваются не только увечьями, но зачастую смертью работников;
  • рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы совершенствовать качество процесса производства и повышать степень работоспособности трудящихся;
  • обязательное обучение технике безопасности во время введения в эксплуатацию нового оборудования или в тех случаях, когда к обязанностям приступает новый сотрудник;
  • в процессе работы могут возникать различные неприятные факторы, которые нужно своевременно выявлять и ликвидировать.

Если проводить качественное обучение работников, это обеспечит в цехах безопасность благодаря тому, что каждый будет знать, как правильно использовать инструменты, какие средства можно применять для индивидуальной защиты и на что нужно обратить внимание, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.

Предотвратить развитие профзаболеваний у работников можно, проводя регулярные лечебно-профилактические осмотры. В данном случае по показаниям врача определенные сотрудники могут быть переведены на другую работу с облегченными условиями труда. Выплата материальных компенсаций и оздоровление помогут сохранить здоровье рабочих в опасных условиях труда.

Важно воспитать у работников чувство ответственности за жизнь других людей. Предприятия большого размера могут организовывать для рабочих, которые закреплены за разными участками, обмен опытом.

Функции

Основные функции СУОТ заключаются в следующем:

  • предложить действующую систему для всех структурных подразделений с учетом особенностей их функционирования;
  • оказание методической поддержки;
  • составление плана и проведение согласно него инструктажей по технике безопасности;
  • разработка стандартов, правил, нормативов, инструкций;
  • анализ причин, которые привели к аварийным ситуациям, и созданных условий работы;
  • разработка статистической отчетности;
  • постоянное повышение квалификационного уровня работников и организация экзаменов по вопросам, касающимся техники безопасности на предприятии.

Нормативные документы СУОТ в 2019 году

Минимальный перечень документов СУОТ на каждом предприятии должен состоять из таких документов:

  • СУОТ;
  • документы, в которых фиксируются разные события и мероприятия, касающиеся вопросов охраны труда (это различные акты, журналы и т.д.).

То есть речь идет про любые документы, подтверждающие создание в организации системы управления охраной труда и ее эффективное функционирование. Они вызывают интерес у трудовой инспекции в ходе проведения плановых и внеочередных проверок. Также они дают возможность без опасений проводить в налоговом учете списание затрат на мероприятия, предусмотренные в рамках СУОТ предприятия.

В Типовом положении про СУОТ Министерства Труда содержится информация о том, кто на предприятии должен иметь дело с определенными документами СУОТ:

  • лично работодатель управляет процессом разработки документов распорядительного характера и производит распределение обязанностей по охране труда между своими подчиненными: замами, начальниками структурных подразделений и службой ОТ;
  • работодатель через заместителей и руководителей структурных подразделений должен обеспечить доступность документов, действующих в организации, для персонала;
  • служба ОТ должна контролировать, чтобы сотрудники имели постоянный доступ к документации юридического и методического характера, которая касается охраны труда;
  • руководитель структурного подразделения должен обеспечить наличие в местах общего пользования документов и материалов, в которых изложены требования, касающиеся ОТ, тем самым давая возможность с ними ознакомиться работникам, которые находятся в его непосредственном подчинении;
  • бригадир следит за тем, чтобы работники не приступали к выполнению своих обязанностей, пребывая в состоянии опьянения (подобные факты он должен оформить подобающим образом и довести до ведома руководителя подразделения).

Работодатель также должен определить порядок, по которому будут оформляться следующие отчеты:

  • про аварии;
  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные недуги.

Разработка нового типового Положения и его образец

В октябре 2019 года Министерством Юстиции был зарегистрирован , разработанный в августе 2019 года Министерством труда под номером 438н. Этим документом было утверждено Типовое положение про систему управления охраной труда, которое официально набрало силу 28 октября 2019 года.

Образец данного положения без труда можно найти на специализированных сайтах в интернете или скачав приказ №438н. Его польза заключается в том, что работодатели с легкостью могут выполнить свои обязательства, касающиеся создания работоспособной системы на своем предприятии, подобрав подходящую структуру документа и корректно сформулировав положения про охрану труда.

Нужно отметить, что в Российском Трудовом кодексе обязанность Министерства Труда по разработке типового положения про СУОТ была зафиксирована еще в 2019 году. Однако это произошло на два года позже. В связи с чем до последнего времени на предприятиях могло и не быть документов СУОТ нового образца.

Эксперты говорят о том, что представители Министерства на протяжении двух лет пытались разработать универсальный документ, который бы подошел для каждой организации. Однако, на практике это оказалось невозможно воплотить в жизнь, поскольку работа каждого предприятия сопряжена с наличием множества нюансов и особенностей.

Управление

Согласно приказу №438н, положение каждого предприятия по СУОТ в обязательном порядке должно содержать раздел, касающийся управления документами СУОТ. Работодателю в этом случае следует отталкиваться от особенностей деятельности компании и сферы, в которой она функционирует.

Руководитель должен ввести в документацию 4 основных параметра, которые обеспечат эффективную работу системы:

  • какие обязанности какого рода ответственность в сфере охраны труда возлагаются на каждое структурное подразделение и конкретных исполнителей;
  • определить формы, которые используются при разработке внутренних нормативных документов СУОТ, и дать рекомендации по их заполнению;
  • закрепить документально наличие необходимых связей между различными подразделениями для обеспечения работы СУОТ;
  • определиться, каким образом будет обеспечиваться охрана труда, а также контроль за ее соблюдением.

При составлении документов СУОТ важно не пропустить ни одно подразделение или сотрудника.

Что касается документов, которые также нужны для эффективного функционирования системы, то среди них можно выделить порядки, по которым проводится:

  • разработка;
  • согласование;
  • принятие;
  • пересмотр документов;
  • а также определяются сроки их хранения.

Существует ряд документов и записей СУОТ, которые не могут быть пересмотрены, обновлены или изменены, это:

  • различные акты и прочие записи, сделанные по результатам работы СУОТ;
  • учетные журналы про произошедшие ЧП, несчастные случаи, профзаболевания;
  • записи про влияние на сотрудников различных негативных факторов;
  • ­контрольные итоги работы СУОТ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

1. Современные системы управления: приметная структура и содержание системы управления охраной труда (СУОТ)

2. Требования к СУОТ

3. Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ

4. Контроль результативности охраны труда

1. Современные системы управления

Мировая и российская практика свидетельствует, что существенного повышения уровня организации и эффективности работы по охраны труда можно добиться, создав систему управления охраной труда (СУОТ) организации.

Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в т.ч. должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов.

Важно подчеркнуть, что СУОТ может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

Основные требования к созданию систем управления охраной труда (СУОТ) вытекают из требований Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и подзаконных актов в сфере охраны труда, даже если «буквально» в них нет упоминаний о СУОТ, и общего курса государства, Президента и Правительства на повышение самостоятельности и ОТВЕТСТВЕННОСТИ хозяйствующих субъектов права за принимаемые ими решения.

Нашей стране выпал исторический жребий начать внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Более того, во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом на пенсию соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях – его неоткуда было приобрести.

Только сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но теперь уже опираясь на зарубежный опыт.

Сегодня на международном уровне в сфере охраны труда мы имеем прекрасный международный документ – Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems »), официально переведенный, научно отредактированный и изданный на русском языке в феврале 2003 года.

На российском уровне бюджетные учреждения могут руководствоваться введенным с 1 января 2003 г. (изменение № 1 – с 1 января 2004 г.) российским стандартом системы ССБТ (система стандартов безопасности труда) – ГОСТ Р 12.0.006-2002. ССБТ. «ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ».

Заметим, что этот ГОСТ, вобрав в себя традиционные российские требования действующего законодательства, гармонизирован с Руководством Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 и в большей степени с документом международной добровольной программы сертификации OHSAS 18001:1999 «Occupational Health and Safety Assessment Series. Specification ». (Серия оценки охраны труда. Общие требования.)

Заметим, что новая редакция Трудового кодекса РФ вместо старой не очень четкой и формально далекой от СУОТ «сертификации работ по охране труда в организации» говорит о «сертификации организации работ по охране труда». Системной формой такой организации работ по охране труда должна быть СОРОТ – Система организации работ по охране труда. Какими будут официально утвержденные требования к СОРОТ (в рамках положения о сертификации), нам еще предстоит узнать.

1.1. Основные идеи СУОТ

Основные задачи корпоративной системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;

во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;

в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (по терминологии безопасности производства) / наемных работников (по терминологии охраны труда), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют ПОДГОТОВКУ, ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ и ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ работников в особую «подзадачу».

Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные, можно сказать, фундаментальные, положения.

Если теперь с этих позиций внимательно посмотреть на обязанности работодателя по организации выполнения государственных требований охраны труда, то все они также в конечном итоге сводятся к этим вышеприведенным положениям (с учетом подконтрольности действий работодателя органам государственной надзора).

Любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такой процесс должен быть организован по методу «Планировать – Действовать – Проверять – Корректировать».

Любое дело (любой процесс) должен начинаться с планирования конкретных результатов и действий по их достижению.

Затем приходит время действовать: т.е. внедрять планируемые процессы.

После чего следует этап проверки правильности действий и качественности результата. Для этого необходимо осуществлять наблюдение (мониторинг) и измерения показателей, характеризующих данный процесс (например, условия труда), с последующим анализом полученных данных, их обобщением и выводом – управленческим решением.

В итоге необходимо предпринять дополнительные действия по корректировке и совершенствованию всей организации управления (или только ее части).

1.2. Примерная структура и содержание основных документов СУОТ

Стандарт системы ССБТ (система стандартов безопасности труда) ГОСТ Р 12.0.006-2002. ССБТ. «ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ» является общетехническим, устанавливающим общие требования к системе управления охраной труда в организации, к ее важнейшим элементам.

Требования стандарта применимы к организации, которая намерена:

¨ создавать систему управления охраной труда;

¨ обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;

¨ проводить сертификацию системы управления охраной труда;

¨ проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Таковы общие требования и возможности, заложенные в данный стандарт.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда по настоящему стандарту (и по другим тоже) оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ другой организации, и бояться этого не только не следует, но даже можно приветствовать, ибо это означает, что разработчики СУОТ учли специфику данной организации.

Успех функционирования созданной по стандарту системы управления охраной труда зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями и работниками организации, особенно ее руководством.

Рассматриваемый стандарт содержит требования, которые могут быть использованы для объективной самооценки, самодекларации или сертификации.

2. Требования к системе управления охраной труда

2.1. Общие требования

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

При создании системы управления охраной труда необходимо :

¨ определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

¨ выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;

¨ определять политику организации в области охраны труда;

¨ определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

¨ разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда включает :

¨ планирование показателей условий и охраны труда;

¨ контроль плановых показателей;

¨ возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;

¨ внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;

¨ возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

¨ возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

2.2. Политика организации в области охраны труда

Руководство организации, несущее ответственность за обеспечение охраны труда, должно :

¨ определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда;

¨ обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления, и ее реализацию;

¨ периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

Политика организации в области охраны труда должна:

¨ определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

¨ соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации;

¨ включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда);

¨ включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;

¨ предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;

¨ быть доступной заинтересованным сторонам.

Политика в области охраны труда должна соответствовать поставленным целям в данной области и включать в себя необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и иные хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда обязаны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.

2.3. Идентификация опасностей, оценка риска и управление им

Организация обязана разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать:

а) идентификацию опасностей;

б) оценку риска;

в) управление риском (контроль и регулирование риска);

г) регулярную оценку потребности в действиях [перечисления а) – в)].

Идентификация опасностей

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;

в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.

Направления Идентификации опасностей процессов:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) характеристик приобретаемых товаров и услуг.

Оценка риска

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости исключения или снижения риска. При этом следует рассматривать как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями.

Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.

Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда.

Управление рисками

Все идентифицированные риски подлежат управлению, с учетом приоритетов и применяемых мер, в качестве которых используют:

¨ исключение опасной работы (процедуры);

¨ замену опасной процедуры;

¨ инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;

¨ административные методы ограничения воздействия опасностей;

¨ средства коллективной и индивидуальной защиты.

При выполнении работ с высоким уровнем риска следует давать письменные разрешения на проведение таких работ.

Аттестация работ по условиям труда

При аттестации рабочих мест проводят оценку условий труда и травмобезопасности рабочих мест. При этом учитывают наличие средств коллективной защиты, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и определяют эффективность этих средств.

2.4. Планирование мероприятий и функционирова­ния системы управления охраной труда

Организация обязана формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать, что эти факторы будут приняты во внимание при определении целей в области охраны труда. Организация следует постоянно актуализировать эту информацию.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация следует учитывать:

¨ требования законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда;

¨ важные факторы охраны труда, технологические, финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации;

¨ ресурсные возможности;

¨ политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

¨ мнение заинтересованных сторон.

Программа улучшения условий и охраны труда

Руководство должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

¨ подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

¨ определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

¨ разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

¨ совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

¨ выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня обеспечения охраны труда;

¨ выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа обязана также предусматривать:

¨ распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

¨ обеспеченность необходимыми ресурсами;

¨ средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

3. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

3.1. Структура работ и распределение ответственности

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, возлагают на работодателя.

В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который, независимо от других возложенных на него обязанностей, нес бы ответственность и обладал полномочиями для:

¨ организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ Р 12.006-2002;

¨ обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

¨ инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;

¨ выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;

¨ организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ проверки выполнения принятых решений;

¨ управления устранением несоответствий;

¨ регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

3.2. Распределение обязанностей по охране труда

Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

Руководство организации обязано определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда, или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают выполнение обязанностей по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда и выбирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала

Организации надлежит выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, касающихся и охраны труда.

Работники должны быть обучены с учетом специфики их деятельности, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного исполнения рабочих заданий.

Организации следует разрабатывать методы, которые подтверждали бы наличие у работника соответствующих знаний, касающихся:

¨ обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством;

¨ фактических или потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда;

¨ понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда, системы управления охраной труда, а также обязанностей работника в аварийных ситуациях;

¨ возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.

В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.

3.4. Информирование и инструктирование персонала

Служба охраны труда, специалист по охране труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

¨ ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

¨ контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;

¨ вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

Руководители подразделений, работ и иные должностные лица, на которые возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, призваны проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям

Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.

Организации следует иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организации также необходимо периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

3.6. Передача и обмен информацией

Система управления охраной труда организации должна обеспечивать:

¨ передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации;

¨ получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документального оформления;

¨ передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

3.7. Документация системы управления охраной труда

Организации следует разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии. Документация может включать утвержденное руководство (положение или другой нормативный документ) по управлению охраной труда.

Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документацию необходимо хранить в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы следует своевременно корректировать.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых ГОСТ Р 12.006-2002*, с тем чтобы:

¨ документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

¨ копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;

¨ отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

¨ архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

3.8. Управление производственно-технологическими операциями

Организации следует определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в этой области. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

¨ установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики, целей и задач организации в области охраны труда;

¨ выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

¨ установления и обеспечения методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

¨ разработки и применения методов проектирования и оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

В последние годы стремительного перехода в большинстве крупных российских компаний от почти натурального хозяйства к так называемому аутсорсингу возникла и приобрела актуальность работа с подрядными организациями. Вот как трактует эту проблему Руководство МОТ-СУОТ 2001, где она детально и тщательно рассмотрена:

«Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, гарантированно обеспечивающие, что требования организации по охране труда или, по крайней мере, их эквивалент, применяются к подрядчикам и их работникам.

Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;

г) обеспечивать соответствующее ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;

д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и

е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками)».

Заметим, что сегодня основная проблема с подрядчиками состоит в том, что, хотя их выбор в принципе неограничен, в условиях нашей необъятной страны, в удалении от больших городов и промышленных центров он, наоборот, становится существенно ограниченным. Кроме того, у большинства подрядчиков примерно один и тот же (далекий от требуемого) уровень культуры труда и охраны труда.

Мы считаем, что для реализации требований охраны труда все подрядчики, ведущие работы на промышленной площадке и объектах организации, должны в обязательном порядке приводить свою документацию и организацию работ по охране труда в соответствие с требованиями СУОТ.

Договор на проведение подрядных работ должен определять ответственность подрядчика и организации за согласованные действия по безопасному ведению работ.

Работники подрядчика, занятые на промышленной площадке и объектах организации, должны иметь удостоверения о проверках знаний по охране труда и удостоверения об аттестации и допуске к производству работ.

Контроль за безопасностью осуществления подрядных работ следует возлагать на руководителя структурного подразделения, на объектах которого работает подрядчик, и на службу охраны труда организации.

4. Контроль результативности охраны труда

4.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда

Организация обязана устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

Организации надлежит разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

¨ проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

¨ измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

¨ фиксации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

¨ регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

¨ обследования состояния здоровья работников.

В случаях, определенных законодательством, должен быть обеспечен мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация обязана располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения, и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

4.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия

Организации необходимо устанавливать и своевременно адаптировать методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

Организации важно осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

4.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия

Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:

¨ сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий;

¨ смягчения последствий аварий, несчастных случаев;

¨ корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий (предлагаемые корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией);

¨ анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;

¨ обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Организации важно регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

4.4. Записи и управление записями

Организации необходимо разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда.

Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. На документах, содержащих такие записи, требуется указывать сроки их хранения.

Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

4.5. Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Задачи аудита системы управления охраной труда:

¨ определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ Р 12.0.006-2002, положениям политики в области охраны труда;

¨ определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

¨ рассмотрения и учета результатов предыдущего внутреннего аудита системы управления охраной труда;

¨ представления информации по результатам аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения аудита системы управления охраной труда обязан основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы аудита системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

По результатам аудита системы управления охраной труда составляют отчеты.

Аудит системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности. Термин «независимый» не обязательно означает внешний по отношению к организации.

4.6. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002*, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

4.7. Действия по совершенствованию СУОТ

4.7.1. Предупреждающие и корректирующие действия

Следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия предупреждающих и корректирующих действий, вытекающих из мониторинга исполнения и оценки результативности СУОТ, проверок / аудитов СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать:

а) определение и анализ коренных причин любого несоблюдения соответствующих правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;

б) инициирование, планирование, осуществление проверки эффективности и документирование корректирующих и предупредительных действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.

В тех случаях, когда оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупредительные и защитные меры от опасностей и рисков неадекватны или могут стать таковыми, то другие соответствующие обстоятельствам меры, согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и задокументированы.

4.7.2. Непрерывное совершенствование

Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и СУОТ в целом. Эти мероприятия должны учитывать:

а) цели организации по охране труда;

б) результаты идентификации и оценки опасностей и рисков;

в) результаты мониторинга исполнения и оценки результативности исполнения;

г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок / аудитов;

д) выводы из анализа эффективности СУОТ руководством;

е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитет по охране труда, там, где он существует;

ж) изменения в национальных законах и правилах, добровольных программах и коллективных соглашениях;

з) новую относящуюся к делу информацию; и

и) результаты осуществления программ защиты и поддержания здоровья.

4.8. Создание и внедрение СУОТ

Внедрение вышеописанной системы управления охраной труда, подготовка к процессу сертификации предполагают новый, более высокий уровень организации безопасности производства и труда, требующий качественной перестройки работы структурных подразделений и функциональных служб любой организации, а потому внедрение СУОТ предполагает большую вспомогательную работу, направленную на создание организационно-нормативной основы системы и совершенствование всех сторон деятельности организации.

В создании СУОТ можно выделить несколько этапов: разработка проекта системы; рассмотрение проекта, его обсуждение, исправление, принятие в целом; подготовка к внедрению; внедрение системы; развитие системы как ее непрерывное совершенствование.

Разработка проекта СУОТ осуществляется на основе имеющегося опыта с учетом действующей нормативной правовой и нормативно-технической документации, сегодняшних реалий производства. Практика показывает, что создание эффективной СУОТ требует привлечения сторонних специалистов по СУОТ и их постоянного конструктивного взаимодействия с руководством организации, где создается СУОТ, а не только со специалистами службы охраны труда и производственного контроля.

После детального обсуждения и внесения согласованных изменений начинается внедрение системы. Внедрение СУОТ целесообразно проводить в два последовательных этапа.

Первый этап – опытная апробация с коррекцией разработанной документации и проверкой функционирования отдельных элементов системы на практике. В числе мероприятий по внедрению СУОТ следует предусмотреть профессиональную и социально-психологическую подготовку руководителей и специалистов по вопросам корпоративного управления охраной труда; пропаганду, разъяснение сути и значения СУОТ для успешного функционирования всей организации.

После завершения первого этапа и коррекции документации СУОТ окончательно вводится в действие.

Строгая формализация и унификация управления охраной труда, определяемая документами СУОТ, повышает уровень ее организации, а, следовательно, и эффективности. Однако введение в действие СУОТ само по себе еще не может автоматически и полностью решить проблему обеспечения безопасности и охраны труда. От руководства организации, специалистов, всех работников еще потребуется большая целенаправленная работа для того, чтобы требования, заложенные в нормативных документах СУОТ, были полностью претворены в жизнь.

После окончательного внедрения СУОТ наступает период ее непрерывного усовершенствования – необходимого условия для каждой эффективной системы управления охраной труда и безопасностью производства, позволяющей реально обеспечить устойчивый успех организации в современном быстро развивающемся обществе.

Заметим, практика большинства экономически развитых стран, на потребительских рынках которых в последнее десятилетие наблюдается плотная конкурентная борьба, показала высокую эффективность корпоративной политики в сфере безопасности труда и производства, рассматриваемой все более отчетливо как способ достижения двух целей – уменьшения общих потерь и развития общего успеха.

В соответствии с тем, что корпоративное управление безопасностью, в том числе охраной труда, является всего лишь одним из многочисленных звеньев в управлении процессом производства, мероприятия по СУОТ должны рассматриваться наряду с такими производственными показателями, как производительность, себестоимость и качество продукции, рентабельность производства и конкурентная способность организации.

При этом лучшая гарантия для динамичной системы непрерывного совершенствования и постоянной гибкости СУОТ – внутренняя мотивация и приверженность корпоративным интересам квалифицированных работников, которые развиваются и как работники, и как личности вместе с организацией-работодателем, потому что их усилия по достижению корпоративных целей систематически поддерживаются, поощряются и достойно вознаграждаются.

ПРОКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Система охраны труда работающих предназначена для создания безопасной работы персонала и организации меро­приятий по созданию высокого общего уровня производственной среды и культуры производства.

В общем виде структура системы охраны труда персонала при­ведена на рисунке 14.1.

Рисунок 15.1 – Структура системы охраны труда работающих

Подсистема обеспечения безопасной работы персонала пред­назначена для создания безопасной эксплуатации и обслужива­ния оборудования, профилактики и ликвидации пожаров, а также ограничения их последствий. В автоматизированном производстве роль этой подсистемы возрастает, так как возрастает насыщенность производства автоматическими средствами, работающих от ЭВМ, и представляющими особую опасность для работающих. Большое значение приобретает защита от воздействия механических уст­ройств. На планировке автоматизированных участков необходимо предусматривать защитные ограждения у основного и вспомогательного оборудования и пульты аварийного отключения его. Рекомендуемая высота ограждения 1,3 м от уровня пола при усло­вии, что расстояние от исполнительных устройств автоматизиро­ванного комплекса до ограждения составляет не менее 0,8 м. Ограждения рекомендуется выполнять из труб, обшитых метал­лической сеткой с ячейками 60x60 мм. Ограждения следует окра­шивать в соответствии g требованиями ГОСТ 12.4.026-76 в виде чередующихся наклоненных под углом 45…60 0 полое шириной 150…200 мм желтого и черного цвета при соотношении ширины полос 1:1 .

При использовании подвесного транспорта под проходами, проездами и рабочими местами в целях предупреждения несчаст­ных случаев необходимо предусматривать под зоной движения за­щитные сетки или другие устройства, предупреждающие падение перемещаемых изделий.

Скорость перемещения исполнительных устройств промышлен­ных роботов во время программирования и обучения не должна превышать 0,3 м/с. Запрещается присоединять и отсоединять зах­ватные устройства без предварительного отключения последних от источника питания. Все захватные устройства для манипулирования должны быть снабжены устройствами блокирования от вы­падения изделия при прекращении подачи электро- и гидроэнер­гии. Захватные устройства, робокары часто оснащают защитными скобами, срабатывающими при контакте захвата с препятствием на пути его перемещения.

Ограждение рабочей зоны автоматизированного участка может быть выполнено с применением устройств, использующих различ­ные контактные, силовые, ультразвуковые, индукционные, светолокационных и другие датчики. К числу таких устройств относя­тся трапики, переходные мостики, буфера и т. п.



Светолокационные датчики (например, датчики, работающие на просвет) определяют месторасположение человека в рабочей зоне автоматизированного участка. На рисунке 14.2 приведены типо­вые схемы планировки рабочих позиций и размещения на них светолокационных стоек.

Защитное устройство работает следующим образом. Пересе­чение светового луча человеком при его входе в зону рабочего про­странства приводит к включению лампочек-светофоров стоек, ограничивающих эту зону. Если промышленный робот находится в этой зоне, либо входит в нее, формируется команда на аварийное торможение и выключение движения робота.

Вместе с тем для увеличения безопасности обслуживающего персонала предусматривают до­полнительные устройства, на­пример, выдвижные упоры, рас­полагаемые в местах, ограничи­вающих рабочую зону автомати­ческих транспортных средств. Эти упоры выдвигаются как по команде от оператора, так и по защита от стружки и СОЖ может быть индивидуальной (защит­ные костюмы, очки, специальная обувь и т. п.) и может осущест­вляться с помощью оградительных средств, которые могут быть стационарными, подвижными и переносными

1 – технологическое оборудование; 2 – промышленный робот; 3 –излучатель; 4 – приемник

Рисунок 14.2 – Типовые схемы планиро­вок роботизированных

комплексов и размещение на них светолокационных стоек

Должны быть приняты меры, обеспечивающие защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электриче­ской дуги, электромагнитного поля и статического электричества. Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами по­жарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, необходимых для предупреждения возникновения пожара или уменьшения его воздействия. Активная пожарная защита обеспечивает успешную борьбу с возникающими пожарами. При проектировании механо­сборочного производства для активной пожарной защиты преду­сматривают систему пожарных водопроводов, стационарные по­жарные установки автоматические и ручные с дистанционным пу­ском, огнетушители и противопожарные щиты с ящиками для песка.

Подсистема обеспечения санитарных условий труда предназна­чена для соблюдения санитарных норм воздушной среды, осве­щенности, чистоты помещений, защиты от вибраций, шума, а также, проведения мероприятий по производственной эстектике. Одним из необходимых условий здорового и высокопроизводи­тельного труда является обеспечение санитарных норм воздушной среды в рабочей зоне помещений, т. е. в пространстве высотой до 2 м над уровнем пола, путем устранения воздействия таких вредных производственных факторов, как пары, пыль, избыточ­ные теплота и влага.

Правильно спроектированное и выполненное освещение в произ­водственных цехах способствует обеспечению высокой производи­тельности труда и качества выпускаемой продукции. Сохранность зрения, сотояние нервной системы работающих и безопасность на производстве в значительной мере зависят от условий освещения. Культура производства в значительной степени определяется правильной организацией работ по обеспечению чистоты помеще­ний. При проведении этих работ следует облегчать труд рабочих по уборке путем механизации этих работ.

По характеру и способам проведения уборочные работы можно разделить на уборку помещений (конторских, цеховых произ­водственных, бытовых, складских и т. п.) и уборку на высоте (мытье окон, остекление фонарей, уборка межфонарного про­странства, карнизов, стен, осветительной арматуры и т. п.). Каждая разновидность уборочных работ требует своих способов механизации и организации их выполнения.

Все уборочные работы должны проводиться по графику, ко­торый составляют в соответствии с руководящими материалами. Уборочные работы на высоте требуют специальной подготовки рабочих и применения соответствующих механизмов и устройств. Увеличение производительности и, как следствие, рост мощ­ности и быстроходности производственного оборудования при одновременном снижении его материалоемкости сопровождается усилением вибраций. Воздействие вибраций не только ухудшает самочувствие работающих и снижает производительность труда, но часто приводит к тяжелому профессиональному заболеванию – виброболезни. Поэтому при проектировании механосборочного про­изводства вопросам борьбы с вибрацией должно уделяться большое внимание. Введение дистанционного управления цехами и участ­ками позволит полностью решить проблему защиты от вибраций. Шум на производстве причиняет большой ущерб, вредно воз­действуя на организм человека и снижая производительность труда. Утомление рабочих и операторов вследствие сильного шума увеличивает число ошибок при работе, способствует повышению травмирования. При проектировании цехов выполняют расчет ожидаемого уровня шума на рабочих местах и предусматривают необходимые противочумные мероприятия: изменения в конструк­ции шумообразующего источника; заключение его в изолирующие кожухи; использование глушителей шума при выпуске сжатого воздуха из пневмосистемы; размещение наиболее мощных источ­ников шума в звукоизолирующих помещениях; использование зву­копоглощающей облицовки потолков и стен, штучных звукопоглотителей и звукопоглощающих экранов, виброизолирующих фунда­ментов или амортизаторов под оборудование. Если невозможно снизить уровень шума до допустимых пределов путем проведения перечисленных мероприятий, следует применять индивидуальные средства защиты работающих – заглушки (тампоны из ультратон­кого стекловолокна) и наушники. В ряде случаев при проектировании производственных процессов необходимо обращать внимание на средства защиты не только от шума, но и от инфра- и ультразвука.

Производственная эстетика, оказывая психологическое воз­действие на человека, также влияет на производительность труда, поэтому проведению различных мероприятий по улучшению эстетического оформления помещений следует также уделять большое внимание.

Подсистема обслуживания работающих предназначена для создания нормальных условий для работы путем организации бы­тового и медицинского обслуживания, а также служб обществен­ного питания.

По видам обслуживания и размещения объектов бытовое обслуживание можно разбить на три группы:

местное, в повседневное рабочее время, в радиусе 50…90 м – курительные, санитарные узлы, питьевые устройства;

цеховое и межцеховое, повседневное и периодическое, в радиу­се 200…400 м – комплекс гардеробов, умывальников и душевых помещений;

общезаводское, повседневное и периодическое, в радиусе 500…800 м - прачечные, ремонтные и другие объекты.

В механосборочных цехах создают фельдшерский пункт при числе работающих 300…800 , а в цехах с повышенной опасностью в отношении травматизма и профессиональных заболеваний - при меньшем числе работающих. По видам обслуживания и разме­щения объекты медицинского обслуживания имеют деление, так же как бытовое обслуживание. К местному медицинскому обслу­живанию относят санитарные посты, площадь которых принимают из расчета 0,01 м 2 на одного человека в смену с максимальным коли­чеством персонала и комнаты личной гигиены женщин, на кото­рые предусматривают площади из расчета 0,1 м 2 на одну рабо­тающую женщину в смене с максимальным количеством персо­нала. Цеховое медицинское обслуживание осуществляют здрав­пункты. Их площадь рассчитывают по норме 0,06…0,08 м 2 на одного работающего в смене с максимальным количеством пер­сонала. Обычно основная площадь здравпунктов состоит из не­скольких комнат общей площадью 48 м 2 . Дополнительно выделяют площадь для санитарного узла.

К службам местного общественного питания относят торговые автоматы, киоски и лотки. Службы цехового общественного пита­ния включают буфеты, столовые-раздаточные, столовые-доготовочные (обеды из полуфабрикатов).

Под управлением охраной труда понимается подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Управление охраной труда на предприятии является составной частью его общей системы управления. На предприятиях, имеющих автоматизированные системы управления производством, управление охраной труда входит в них в качестве одной из основных подсистем.
В подготовке и реализации управленческих решений по охране труда участвуют практически все службы и подразделения предприятия, деятельность которых в этой области определена соответствующими положениями о Системе управления охраной труда (СУОТ).
Структура СУОТ на предприятии представлена ниже и включает следующие основные элементы.

Орган управления СУОТ. Его возглавляет директор (главный инженер), осуществляющий общее руководство работой по охране труда на предприятии с помощью управленческих решений (приказов, распоряжений, планов организационно-технических мероприятий и т. п.), методов управления и воздействия, обеспечивающих целенаправленную деятельность структурных подразделений и служб в области охраны труда.

В цехах (участках, службах) функции органа управлении выполняют руководители подразделений, организующие и систематически проводящие работу по охране труда в возглавляемых звеньях. Все они в своей деятельности руководствуются законодательной (нормативно-правовой) документацией и текущей информацией о состоянии охраны труда. Работа проводится на основе анализа текущей информации, исходя из которого обосновываются и оперативно разрабатываются управленческие решения, направленные на приведение фактических показателей условий труда в соответствие с нормативными.
Организационно-методический орган. Он возглавляется отделом охраны труда (техники безопасности), который наряду с организационно-методическим руководством работой по управлению охраной труда подготавливает управленческие решения для органа управления СУОТ, контролирует их реализацию. Эта работа отделом проводится совместно с комиссией охраны труда профкома и медико-санитарной частью предприятия исходя из систематического анализа текущей информации о состоянии охраны труда и функционирования СУОТ,
Информационный орган. Его функции должен выполнять ИВЦ предприятия. Он собирает, обобщает, обрабатывает, анализирует и выдает информацию, дифференцированную применительно к структуре СУОТ предприятия. Информация содержит сведения о состоянии условий труда в цехах, на участках и рабочих местах, на предприятии в целом; эффективности СУОТ и отдельных методов управления; динамике травматизма и заболеваемости, их причинах; об изменениях нормативной базы по безопасности труда применительно к конкретным условиям предприятия и др.
Объект управления в СУОТ. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в бригадах, на участках, в цехах и на предприятии в целом.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх