Физические страдания как признак морального вреда. Моральный вред – что это такое

Каждый из нас слышал о таких понятиях, как моральный ущерб (вред) и его материальная компенсация. Так что же вкладывают в себя эти понятия?

Еще в 1993 году в законодательстве Украины появилось понятие морального ущерба. Человек, его здоровье и жизнь, достоинство и честь, безопасность и неприкосновенность являются высшей общественной ценностью — эти понятия закреплены в статье №3 Конституции Украины.

Возможность материальной компенсации морального ущерба , который был причинен в результате неправомерного вмешательства в частную жизнь гражданина, незаконными действиями, решениями или бездеятельностью различных органов местного самоуправления и государственной власти предусматривают отдельные статьи Конституции (ст.32, ст.56, ст.62, ст.152). В Кодексе законов о труде, в Гражданском Кодексе Украины, в законах Украины «Об информации», «О телевидении и радиовещании», в законах Украины «О защите прав потребителей», «Об авторском праве и смежных правах» также закреплено право на материальное возмещение морального вреда.

Моральный ущерб – это моральные потери, связанные моральными и физическими страданиями. Под физическими страданиями подразумевают ухудшения здоровья, связанные с физической болью или другие негативные проявления в состоянии человека.

Моральные страдания – это отрицательные переживания человека, проявляющиеся в виде страха, стыда, унижения, состояния душевной боли, состояния психической депрессии и апатии.

Современное законодательство Украины также определяет, в чем заключается понятие моральный ущерб . Оно определяется физическими страданиями и болями, которые вызваны тяжкими увечьями. Моральными страданиями, вызванными незаконными действиями или поступками против самого человека и его родственников. Моральными страданиями, которые связанны с утратой или повреждением личного имущества; с унижением достоинства и чести, потерей человеком своей деловой репутации.

Хотя понятия это морально-этические категории, но в юриспруденции они встречаются очень часто.

Итак, что следует подразумевать под понятиями достоинство, честь, деловая репутация?
Достоинство — осознание человеком своих способностей, качеств, мировоззрения и значимости в социальной сфере. Честь — социальная оценка человека,моральное и деловое отношение к нему окружающих его людей.

Деловая репутация — это оценка физической и моральной деятельности человека со стороны его деловых качеств.
Моральный ущерб может проявляться :
- В моральных переживаниях, связанных с потерей здоровья и трудоспособности. — В унижении достоинства, чести, потери гражданином или юридическим лицом деловой репутации.
- В не правомерном содержанием под стражей, следствием судом.
- В невозможности продолжения социальной жизни из-за нарушения нормальных жизненных отношений и связей с окружением. — В повреждении или истреблении собственности, вследствие не правовых действий относительно лица и близких его родственников и их негативных последствиях. — В нарушении прав материальной и интеллектуальной собственности.
- В нарушении прав потребителей и других гражданских прав.

Примеров морального вреда можно привести множество.
Это случаи, в которых человек чувствует себя униженным, переживает страдания. Врач совершил ошибку при постановке диагноза, в результате пациент стал инвалидом, медсестра-лаборант результаты анализов перепутала, в итоге неверно установлен диагноз, водитель троллейбуса обругал нецензурной бранью пассажира, который просит открыть переднюю дверь (водитель не повесил табличку, что дверь сломана). Человека тревожит коллекторная контора, звонит ночью, пугает и угрожает, в результате доводит его до нервного срыва. Человек по следственной ошибке был осужден и попал в тюрьму, провел там не один год.

Каждый человек в нашей стране, городе не раз сталкивался и продолжает сталкиваться с проблемой морали. Это все вокруг нас. То ли это поход в магазин, на рынок, особенно, если приходится решать какие-либо вопросы в государственных структурах. Даже обычный проезд в общественном транспорте может обернуться трагедией.

В нашей стране очень явно проявляется неготовность и нежелание пострадавших граждан знать и отстоять свое право на материальную компенсацию морального ущерба, который причинили им. Очень многие граждане вообще не знают о таком праве, тем более как оно работает.

Поговорим о компенсации морального ущерба .
Моральный ущерб возмещается лицом, чья вина доказана. Вина этого лица может проявляться в умышленном нанесении вреда или по неосторожности, или по неосмотрительности. Лица, которые причинили моральный ущерб, обязаны его компенсировать материально, независимо от степени и формы вины.

Существуют разные способы и методы взыскания морального ущерба. Самим пострадавшим определяется сумма, которая может компенсировать, нанесенный ему моральный вред, а ответчика обязывают выплатить эту сумму, причем эта сумма не зависит от возмещения причиненного материального вреда. Сумма компенсации определяется такими факторами как физические, душевные, моральные страдания. Суд, оценивая, принимает решение: сколько, заявленных пострадавшим требований нужно удовлетворить.

Моральный ущерб , приведший к потере здоровья или потере трудоспособности, ответчиком может быть компенсирован в виде выплат ежемесячно или однократно. Но есть еще и другой способ взыскания морального ущерба. То есть не доводить дело до суда. Перед подачей в суд искового заявления, стоит обратиться к виновнику произошедшего. В случае признания вины лицом, совершившим против вас не правовое действие или бездействие и готовности выплатить вам договорную компенсацию морального ущерба, устанавливается письменная договоренность о том, что ответчиком компенсация выплачена, а пострадавший не будет обращаться в суд. Если уже подано исковое заявление, то пострадавший обязуется забрать свое заявление из суда. Эта договоренность может быть зафиксирована как свидетелями, присутствующими при договоренности, так и заверена нотариусом. Очень распространена такая ситуация при легких ДТП.

Если моральный ущерб своими действиями причинила группа лиц, то размер компенсации определяется степенью вины каждого из группы. На эту группу возлагается общая ответственность по возмещению компенсации морального ущерба.

Исковое заявление о компенсации морального ущерба может быть составлено самостоятельно. В заявлении важно точно изложить суть своего требования. Должны быть изложены факты и доказательства. Например, медицинская справка о состоянии здоровья пострадавшего фото, видео материалы, письма.

Гражданам нашего государства, получившим моральный ущерб, не нужно стесняться и таить в себе обиду, а обязательно отстаивать свои права и требовать компенсации от обидчиков непосредственно или через суд. И только тогда постепенно права человека станут приоритетными для нашего государства. структурах. Даже обычный проезд в общественном транспорте может обернуться трагедией, как в материальном, так и в моральном ущербе.

В нашей стране очень явно проявляется неготовность и нежелание пострадавших граждан знать и отстоять свое право на материальную компенсацию морального ущерба, причиненного им. Очень многие граждане вообще не знают о таком праве, тем более как оно работает.

Что же означают понятия моральный вред и нравственные страдания в смысле юридическом и общечеловеческом?

Современная интерпретация определяет моральный вред (или ущерб) как неблагоприятные перемены, которым подвергаются охраняемые законом человеческие блага, имущественные либо неимущественные, приводящие к нравственным или физическим страданиям.человека.

Личные неимущественные блага перечислены в статьях 20-23 Конституции и ч.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это жизнь, здоровье, свобода, личная неприкосновенность, право свободного передвижения, честь и достоинство, доброе имя и деловая репутация, личная и семейная тайна, выбор места проживания, авторское право и другие нематериальные блага, которые человек получает от рождения или по закону и которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам.

Например, моральный вред может заключаться в нравственных страданиях по причине утраты родственника, невозможности дальнейшего продолжения активной жизни, раскрытия семейной или врачебной тайны, потери работы, распространения ложных сведений, порочащих честь или деловую репутацию человека, поражения или временного ограничения в правах, а также физической боли, от причиненной травмы, увечья, иного ущерба здоровью либо заболевания, перенесенного вследствие нравственных страданий.

Нравственные страдания представляют собой эмоционально-волевые переживания человека и выражаются в чувстве любого рода дискомфорта, унижения, стыда, ущербности, подавленности, отчаяния, раздражения, гнева и т. п.

Чувства эти могут быть следствием:
  • посягательства на жизнь или здоровье человека либо его близких родственников;
  • незаконного лишения или ограничения в свободе;
  • нанесения вреда здоровью, особенно влекущего уродство открытых части тела;
  • раскрытия личной, семейной или врачебной тайны;
  • нарушения тайны переписки или телефонных сообщений;
  • распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство;
  • нарушения права на имя или на изображение;
  • нарушения авторских и смежных прав.
Как мы видим, ключевым в определении морального вреда в законодательстве выступает слово "страдание", а моральный вред сам по себе характеризуется двумя типами страданий: нравственным и физическим. Нравственные страдания той или иной глубины могут быть вызваны любым неправомерным действием или бездействием. Таким образом, моральный вред и вред здоровью сводятся к единому понятию, называемому неимущественным вредом.

Как же определяется понятие здоровья? Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. И любые неправомерные действия либо бездействие в отношении гражданина способны лишить его, как минимум, одной из составляющих такого благополучия. Из этого следует, что по своей сути моральный вред и вред, наносимый здоровью, частично совпадают, поскольку страдающий человек непременно утрачивает благополучие психическое.

Теперь рассмотрим понятие страдания. Что же это за состояние? Страдание - это эмоциональное состояние человека, обусловленное негативными переживаниями, возникающими под действием травмирующих его психику событий и влияющими на его настроение, самочувствие и, само собой разумеется, здоровье. Страдания как правило сопровождаются стрессом, чувством тревоги, страха, горя, стыда, поэтому наличие этих признаков подтверждает пережитые человеком страданиях и может служить доказательством причинения ему нравственного или физического вреда.

Причиной чувства горя чаще всего становится утрата, которая может быть как временной, так и постоянной, психологической либо физической. В наибольшей степени чувство горя возникает при потере близкого и любимого человека. Другие виды утрат - это утрата двигательной способности, силы интеллекта, самоуважения и некоторых материальных объектов (например, денежных средств).

Страх может быть вызван физической болью или угрозой насильственной смерти. Кто-то боится несчастного случая, а кто-то - потери здоровья. Страх также может иметь социальные корни: это боязнь потери уважения, насмешек со стороны окружающих, ухудшения материального положения, боязнь ответственности и пр.

Тревога - это неприятное и тяжело переносимое чувство, включающее в себя нервное напряжение, беспокойство и опасение. Возникновение тревоги обуславливается наличием потенциально опасных ситуаций, угрозы чего-либо, а также негативной перспективы в будущем.

Стыд - это душевное состояние, при котором человек подвергает осуждению свои поступки, намерения или моральные качества. В основе этого состояния лежит переживание собственной вины.

Согласно разъяснению Пленума Верховного суда РФ моральный вред представляет собой нравственные переживания человека, связанные с различными обстоятельствами, такими как:

  • потеря родственников;
  • невозможность продолжения активной общественной жизни;
  • раскрытие семейной или врачебной тайны;
  • потеря работы;
  • распространение ложных сведений о человеке, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию;
  • временное ограничение в правах или лишение прав;
  • физическая боль в результате причиненногг увечья, а также иного повреждения здоровья, вызванного заболеванием, причиной которого явились нравственные страдания, и пр.
Приведенный выше перечень - далеко не полный. Как показывает практика суд назначает компенсацию морального вреда и в других случаях, например, когда гражданину причиняются нравственные или физические страдания в результате отказа в оказании услуг, несвоевременного принятия мер, обусловленных законом, договором либо добровольно взятым на себя обязательством.

Физические страдания - это боль и мучения, возникающие у человека в результате истязаний, нанесения ему увечий, телесных повреждений, заражения инфекцией, которое может являться результатом перенесенных нравственных страданий .

Верховный суд РФ определяет моральный вред как переживания человека, связанные с болыю либо с заболеванием, вызванным нравственными страданиями.

Из вышесказанного следует вывод о допустимости требования компенсации вторичного морального вреда . Например, если из-за клеветы в свой адрес человек глубоко переживает (испытывает нравственные страдания) и это приводит к возникновению у него приступа стенокардии (физических страданий от болевых ощущений), что приносит ему еще и вторичные нравственные страдания, то налицо их причинно-следственная связь с первичным противоправным деянием в его отношении - клеветой. Такое же положение дел возникает и в случаях, когда первичный моральный вред причиняется физическими страданиями, приводящими к нравственным.

Моральный ущерб - ущерб, нанесенный имиджу лица, его положению в обществе, а также достоинству и чести.

Компенсация морального ущерба - денежная компенсация морального урона лицу, понесшему моральный ущерб, со стороны лица, нанесшего ущерб.

(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011))

Моральный вред – нравственные страдания

Лаконичное определение понятия "моральный вред" содержится в ст. 151 ГК РФ . В соответствии с ней моральный вред - это "нравственные или физические страдания".

Что такое "нравственные страдания"?

В Словаре русского языка С.И. Ожегова страдание определяется как "физическая или нравственная боль, мучение".

Некоторые ученые "нравственные страдания" определяли как "переживания, в содержание которых могут входить страх, стыд, унижение, иное неблагоприятное в психологическом плане состояние, сказывающееся на здоровье человека", как "родовой термин, обозначающий негативные эмоции и эмоциональные состояния (например, личностные комплексы), вызванные неправомерным вторжением в сферу нравственного сознания личности" (Владимирова В. Нравственные и физические страдания потерпевшего // ЭЖ-Юрист. 2006. N 33. С. 24.)

Определение понятия моральный вред в судебной практике

Определение понятия морального вреда дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда ", согласно п. 2 которого, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред – нравственные переживания

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Компенсация морального вреда

Порядок компенсации морального вреда оговорен в ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ . Состоит он в следующем:

Основания для компенсации морального вреда частично определены в ст. 151 ГК РФ , а те, которые не связаны с наличием вины причинителя, состоят в следующем: если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; если вред связан с незаконным уголовным преследованием; если вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях:

Компенсация морального вреда возможна только по решению суда,

Компенсация морального вреда возможна только в денежной форме,

Моральный вред может быть причинен как действием, так и бездействием.

Практически в каждом исковом заявлениипотребители,чьи права были нарушены, требуют от продавца (изготовителя, исполнителя) компенсации морального вреда. Что это такое? Кто имеет право требовать такую компенсацию? И самое главное, в каком размере?

Определение понятия«моральный вред» содержится в ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Это физические или нравственные страдания, испытываемые гражданином при нарушении его личных неимущественных или иных нематериальных благ.Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10). При этом моральный вред, причинённый нарушением неимущественных прав, подлежит компенсации во всех случаях, а моральный вред, причинённый нарушением имущественных прав — только в случаях, специально предусмотренных законом.

Право на компенсацию морального вреда

Начнем разговор с того, что возможность требовать компенсацию морального вреда - это неотъемлемое право каждого гражданина, которым нас наделяет Конституция РФ. Необходимообратить внимание на то, что компенсация морального вреда возможна именно в отношении гражданина, частного лица, конкретного человека, а не фирмы или компании в целом. Данная грань проводится на том простом основании, что фирма не может что-либо чувствовать, поскольку является лицом неодушевленным. За лейблом любой компании стоят люди, и только моральный вред, направленный против конкретной личности, может быть рассмотрен судом. Понятие «моральный вред» достаточно объемное и касается самых разных сфер жизни. Мы рассмотрим его именно в потребительском аспекте. Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»моральный вред, причиненныйпотребителювследствиенарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается лицом, причинившем вред только при наличии вины. Вина продавца (изготовителя, исполнителя) может выражаться как в определенных действиях (например, некачественный пошив платья, переданного заказчику накануне торжественного события), так и в бездействии (т.е. неисполнении заказа вообще). В данном случае у потребителя возникает право требовать компенсации морального вреда. Все вышесказанное относится также к товарам и к иным нарушениям прав потребителей.

Сколько стоит вред?

Теперь о самом главном - о сумме компенсации морального вреда.В законодательстве по этому поводу не предусмотрено никаких ограничений.Так что потребитель может указать любую сумму, какую пожелает. Однако это вовсе не означает, что он непременно ее получит,потому что реальный размер компенсации будет определяться судом. Размер иска о компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара или суммы неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

А доказательства то есть?

Настало время поговорить о том, как доказать, что вам причинили моральный вред. Как уже отмечалось, решение о размере компенсации принимает суд, а ему необходимо изучить не только обстоятельствапричинениявреда, но и степень физических и нравственных страданий. Поэтому потребителю нужно позаботиться о доказательствах. К ним относятся:

- Объяснения сторон и третьих лиц. Как правило, это личный рассказ потребителя о перенесенных страданиях, заключениях и прочихнеприятностях,а также свидетельства людей, причастных к конфликту.

- Письменные доказательства. Вообще собирать письменные доказательства нужно всегда. И уж тем более, когда речь идет, например, о подскочившем давлении или неожиданно обострившейся из-за стресса хронической болезни. Даже справка о вызове скорой помощи может сыграть в деле важную роль. Если вы были вынуждены обратиться к врачу после перенесенного нервного потрясения, то обязательно подтвердите этот факт соответствующей справкой с подробным описанием вашего состояния на тот момент.

- Заключения экспертов. Этот вид доказательств в делах о компенсации морального вреда используется не так часто, как первые два, новсеже не будет лишним. А вдруг заключение эксперта (например, врача-кардиолога илиневропатолога) послужит той каплей, которая перевесит чашу весов в вашу сторону.

Физиология нравственных страданий

И. А. Сикорский

Влияние нравственных страданий на организм человека
Когда в 1870 году Париж был окружен железным кольцом немецкой армии, население столицы мира испытывало величайшие лишения в отношении первых потребностей жизни. В осажденном городе более всего недоставало молока, и это вызвало усиленную смертность грудных детей: дети умирали от недостатка естественной пищи. Когда мать голодающего младенца должна была беспомощно смотреть на таявшую жертву, то сколько нравственной муки, сколько томления и страданий таилось в ее безмолвном взоре. Молох войны получал двойную жертву: дети гибли от голода, их матери умирали от горя или от горя впадали в безумие. И кто возьмется решить, что ужаснее - физические ли страдания голодавших детей или душевные муки их матерей!

Нравственные страдания так же убивают организм как и физические, но они страшнее физических потому что они поражают высший орган жизни - нервную систему и поражают ее во всех частях, не оставляя свободного места.

Если, вооружившись точными инструментами, мы станем исследовать все изменения, вызываемые в организме нравственными страданиями, то нашему взору представятся глубокие расстройства во всех без исключения отправлениях нервной системы.

Иннервация всех отправлений, начиная от мышечной или физической силы до дыхания и кровообращения, поражаются при нравственных страданиях; даже высшие отправления нервной системы - чувство и мысль претерпевают глубокие изменения.

Если бы мы захотели охарактеризовать одним словом все изменения, производимые в организме нравственными страданиями, то правильнее всего было бы сказать, что нравственные страдания убивают организм медленной смертью, вызывая в высшей степени тяжелые симптомы, способные убить вполне здоровый организм посредством продолжительных мучений.

Человеческое слово с поразительной меткостью и пластичностью старается изобразить изменения, производимые в организме нравственными страданиями. Поэтический вопль страдающей человеческой души гораздо раньше указал на те симптомы, которые в наши дни опытная психология старается определить со всей точностью научного анализа.

В великих творениях поэтов, в пламенных вздохах библейских пророков находим поразительные подробности в изображении нравственного самочувствия.

Изобразительные описания вдохновенного языка в соединении с точными инструментальными исследованиями новейшей науки дают возможность глубоко проникать в тайники страдающей человеческой души и исследовать физиологические процессы, которыми сопровождаются нравственные страдания.

Самым очевидным признаком нравственных страданий является упадок физических сил, т. е. ослабление степени мышечных сокращений. Мышцы служат для движений организма, и надлежащая иннервация их составляет источник физической крепости и приятного самочувствия. Нравственные страдания в чрезвычайной степени ослабляют силу мышц. Если сила сжимающей руки у человека равна 70–80 килограммам, т. е. 20–30 фунтам, то под влиянием тоски сила эта может упасть до 4–6 фунтов.

То же уменьшение мышечной силы распространяется на все (без исключения) мышцы тела. Если оно наступает быстро и в значительной степени, то человек лишается сил на самые обыкновенные действия, даже на поддержание собственного тела в состоянии надлежащего равновесия, вследствие чего позвоночник сгибается, голова склоняется, руки опускаются и падают и, если мы говорим, что человек склоняется под тяжестью нравственных испытаний, что от горя опускаются руки, поникает голова, что страдалец изнемогает и падает под ударами рока, то эти выражения вполне точны не только в переносном, но и в буквальном смысле слова. Библейский страдалец говорит о себе, что его сила иссохла, и он превратился в трость, колеблемую ветром. Если в таком состоянии человек должен работать, то силы его истощаются гораздо скорее, чем в обыкновенном состоянии, и наступает в высшей степени тягостное бессилие и утомление. Человеческий язык справедливо называет нравственные муки томлением.

Упадок сил, вызываемый нравственными страданиями, распространяется на все мышцы тела, даже на те, которые служат самым главным потребностям организма. К таким мышцам относятся, прежде всего, все мышцы дыхательные.

Дыхание совершается при посредстве ритмического расширения грудной клетки мышцами, охватывающими ее со всех сторон. Под влиянием нравственного страдания деятельность этих мышц подавляется и дыхательная работа является трудной, утомительной, несовершенной. Исследование дыхания у человека, убитого горем, представляет собой один из самых неожиданных и поразительных примеров расстройства телесных отправлений под влиянием нравственных причин.

В особенности поучительно сравнить дыхание здорового человека с дыханием человека, перенесшего нравственный удар. В этом отношении поразителен следующий пример.

Молодой человек нежной души неожиданно получил тяжкий нравственный удар. Страдания молодой души продолжались два дня, после чего недоразумение, послужившее источником мимолетного горя, разъяснилось, и радость жизни снова вступила в свои права, поглотивши собой, как казалось, бывшее горе. Но так только казалось. На самом же деле молодой человек чувствовал нервное расстройство и обратился за врачебной помощью. На душе у молодого человека было ясно, и существовали только многочисленные нервные расстройства. Исследование дыхательной деятельности точным аппаратом показало, что дыхание еще носит на себе все следы расстройств, произведенных горем. Несмотря на то, что уже прошли две недели с того времени, как горе рассеялось, подобно дыму, дыхание всё еще оставалось подавленным, измененным, расстроенным. Было очевидно, что горе исчезло, но последствия его продолжали оставаться в нервной системе.

Приведенный пример указывает на необыкновенную стойкость нервных расстройств, вызываемых нравственными причинами.

Затруднение дыхания составляет один из самых мучительный припадков тоски. Понятно, почему человек, который измучен нравственными страданиями, просит, чтобы ему дали спокойно вздохнуть.

Тяжелые виды физических и нравственных страданий производят характеристическое изменение дыхательного ритма. Нормальное дыхание, как известно, совершается таким образом, что грудь, при помощи дыхательной мускулатуры, постепенно расширяется до известных пределов, а затем спадается пассивно без участия мышц, а лишь силой тяжести самой грудной клетки. В состоянии же тоски, не только вдыхание, но и выдыхание совершается активно, и притом выдыхание совершается с большей силой и даже судорожно. Такой тип дыхания называется стоном. Стон является спутником и показателем острого физического страдания или тяжкой нравственной боли. При умеренных нравственных страданиях стон не слышен. Однако же, записывая на точном приборе дыхание стонущего человека и дыхание нравственного страдальца и сравнивая их между собой, мы видим, что оба вида дыхания совершенно между собой сходны. Очевидно, что и физическая боль и нравственная боль одинаковым образом изменяют дыхание. Таким образом, дыхание человека, страдающего нравственно, есть, в сущности, молчаливый или неслышимый стон, в самом точном значении этого слова.

Если горе продолжалось долгое время, дыхательная мускулатура утомляется, и мы наблюдаем уменьшение дыхательных движений, поразительные примеры которого можно видеть у тех больных, которые страдают болезненной тоской.

Все нравственные страдания в высшей степени отражаются на деятельности сердца. Будучи одним из главных органов жизни - центром кровообращения - сердце связано нервными нитями с мозговой корой, которая представляет собой седалище психических деятельностей - центр сознания и воли. По нервным путям, связывающим сердце и мозг, сердцу беспрерывно передается часть возбуждения от головного мозга. Все процессы, совершающиеся в мозгу, всякое малейшее движение мысли и чувства отражаются на сердце, изменяя и колебля его деятельность. Эти колебания сердечной деятельности бывают то едва заметны и едва уловимы для самых тонких приборов, то обрушиваются как ураган и заставляют сердце биться с силой живого существа, готового вырваться из груди. Благодаря таким физиологическим условиям сердце является материальным средоточием чувства, отражая в себе всю сложную жизнь высшей нервной системы. Эта физиологическая отзывчивость сердца явилась великой школой для развития нравственного самочувствия. В самом деле, тончайшие движения нашей мысли и чувства во многих отношениях остаются неясными, неуловимыми, непонятными для нас самих; но когда эти таинственные и непонятные движения начинают колебать ритм нашего сердца, они становятся осязательными и ясными для нашего духа, и тогда мы читаем в нашем собственном сердце то, что без этого осталось бы для нас неуловимым и незаметным. Легко понять после этого, почему во все времена люди познавали сердце средоточием чувств, полагая, что чувство локализируется и живет в сердце. Физиология показала, что мысль и чувство живут в головном мозгу, а сердце лишь отражает на себе то, что происходит в мозгу.

Физиологическая чуткость и отзывчивость сердца выражены гораздо более в организме женщины, нежели у мужчины. Нервы, связывающие головной мозг с сердцем, работают гораздо энергичнее и тоньше в организме женщины, и в этом лежит причина того, что женщина более мужчины проницательна в вопросах чувства и нравственного такта. Ее чуткое сердце уже начинает биться и дрожать там, где сердце мужчины еще не отзывается.

После сказанного легко понять, что нравственные страдания должны действовать на сердце самым глубоким и самым существенным образом. Без сомнения, нравственные страдания локализируются там, где живет человеческая мысль - то есть в мозгу. В мозговой коре тот очаг, где горит Прометеева искра и где незримо таятся человеческие чувства. Здесь сосредоточена вся психическая жизнь в ее низших и высших проявлениях. Испытываем ли мы физическую боль или нравственные муки, в обоих случаях соответственные материальные процессы совершаются в мозговой коре, и уже отсюда отражаются на сердце. Следовательно, из мозга, из этого истинного средоточия жизни - исходят те толчки, которые поражают сердце.

Воздействие нравственных страданий на сердце состоит в том, что они замедляют и ослабляют силу ударов сердца, причиняя тем крайне тягостное субъективное ощущение в области сердца. Следовательно, нравственные страдания угнетают сердце в буквальном значении этого слова. Если поэтический язык говорит, что тоска гнетет сердце, то это выражение чрезвычайно тонко передает то, что происходит на самом деле. В высокой степени интересно, что физические страдания, напр. боль, вызванная тяжелым ранением или разможжением части тела, равным образом подавляет деятельность сердца. Таким образом и физическая и нравственная боль одинаково угнетают сердце. Это гнетущее действие передается сердцу в обоих случаях по одним и тем же нервным нитям.

Физическая или нравственная боль может до такой степени угнетать сердце, что количество крови, посылаемой сердцем головному мозгу становится недостаточным для его питания, и деятельность этого органа на минуту приостанавливается. Такое состояние называется обмороком. Человек может упасть в обморок и от сильной физической боли, и от тяжкой нравственной муки. Сильнейшие виды физической или нравственной боли могут совершенно остановить сердце и причинить смерть.

Быть может самыми поразительными явлениями нравственные страдания обнаруживаются на деятельности сосудодвигательной системы тела. Субъективный анализ страдающей человеческой души более всего останавливается на этих именно изменениях. Сосудодвигательные нервы с их центрами составляют удивительный прибавочный механизм к сердцу: назначение этих нервов состоит в том, чтобы регулировать кровообращение. Сердце движет кровь по кровеносным жилам, а сосудодвигательные нервы управляют распределением крови по отдельным органам и участкам тела. Краска стыда, внезапно покрывающая лицо, зависит от мгновенного расширения кровеносных сосудов головы; мертвенная бледность лица, вызываемая испугом, происходит от внезапного сужения сосудов. Изменение просвета сосудов является показателем всех колебаний чувства и чрезвычайно тесно связано с субъективными состояниями. Важное значение сосудодвигательной системы выясняется, быть может, лучше всего из того факта, что наполнение кровью и питание самого мозга находится под тончайшим, удивительным контролем сосудодвигателей. Когда наше внимание напряжено, когда мы готовимся дать хотя бы самый краткий ответ на предложенный вопрос, нервные механизмы внезапно суживают сосуды всего тела и расширяют сосуды мозга и, благодаря этому, мозг в момент ответа находится в условиях наилучшего питания кровью. Кончили мы наш ответ - кровообращение возвращается к своей норме. Посредством точных приборов, изображающих графически подробности кровообращения, удалось подметить всю удивительную механику этих процессов. Профессор Моссо, бывший ученик профессора Людвига, делавший на самом себе подобные опыты, рассказывает, что когда Людвиг входил в лабораторию во время опытов, то кровообращение иначе изменялось у него, чем в том случае, когда входили другие, и по этим изменениям Моссо мог определить приближение Людвига без помощи внешних органов чувств, а лишь по изменению деятельности своего сердца и сосудов. Таким образом, благоговение, которое Моссо питал к своему учителю, изменяло его кровообращение, и на точных приборах он мог объективным образом изучить проявление возвышенного чувства, наполнявшего его душу.

Вы понимаете до какой степени эти чувствительные механизмы, о которых мы ведем речь, подвергаются изменениям при нравственных страданиях. И в самом деле, наблюдения показывают, что под влиянием тоски и нравственных мук кровеносные сосуды всего тела сильно суживаются, чем до крайней степени затрудняется приток крови к органам и питание тканей. Последствия нарушенного кровообращения обнаруживаются на всех самых важных для жизни отправлениях и, прежде всего, на дыхании. Сужение кровеносных сосудов легких затрудняет легочное кровообращение и обмен газов, т. е. освобождение крови от вредных газов и поступление в нее кислорода. Этим вызывается более или менее тягостное чувство недостатка воздуха в груди, которое заставляет человека по временам делать глубокие вздохи, чтобы пополнить газовый недочет. Но эти вздохи, при слабости дыхательных движений, являются крайне утомительными, и человеческий язык по справедливости называет их тяжкими вздохами. Вздохи являются самым характеристическим знаком печали, подобно тому как стон составляет знак физического страдания.

Сужение сосудов, вызываемое нравственными страданиями, отзывается самыми тяжелыми последствиями на деятельности сердца и на отправлениях головного мозга. Мозг и сердце как главные орудия жизни нуждаются более всех других органов в правильном и обильном питании кровью, и всякое нарушение достаточного притока крови к ним действует на них убийственно.

Сердце, питая кровью весь организм, питает той же кровью и самое себя. Кровь входит в мышцу сердца через артерии, которые опоясывают его как венцом и называются венечными артериями. Свободное течение крови по венечным артериям составляет главное условие успешной работы сердца. Заболевание же этих артерий и затруднение притока крови к сердцу вызывает одну из самых тяжких болезней - так называемую грудную жабу. Легко понять, до какой степени важен и необходим для сердца правильный, обеспеченный приток крови, особенно в виду того, что сердце должно работать 24 часа в сутки. Между тем под влиянием нравственных страданий венечные артерии сердца, подобно всем другим артериям тела, суживаются, и приток крови к сердцу уменьшается. При таких условиях деятельность сердца подвергается тяжким, чрезвычайным затруднениям. Я прошу вашего позволения войти несколько подробнее в разбор физиологических условий, в которых находится сердце, угнетенное нравственными страданиями.

При нормальных условиях сердце совершает в течении 24 часов работу, равную двухчасовому труду работника, следовательно, работу сердца надобно назвать громадной. Вся живая сила сердца уходит на преодоление препятствий в системе кровообращения. Под влиянием нравственных страданий - когда сосуды тела суживаются, препятствия для кровообращения нарастают, и работа, предстоящая сердцу, значительно увеличивается. Если препятствия возникают внезапно, сердце с трудом побеждает их, и усилие, которое оно должно делать, дает такое субъективное ощущение, как будто сердце надрывается. Это состояние с удивительной точностью передано в поэтическом изображении Лермонтова. Жена купца Калашникова, опозоренная злым опричником Кирибеевичем, вернувшись и услышав грозные речи мужа, говорит ему:

Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай!
Твои речи - будто вострый нож;
От них сердце разрывается.
Несмотря на кажущееся логическое противоречие у Лермонтова в художественном изображении разрывания сердца под действием острого ножа - в сущности эти поэтические образы глубоко правдивы и передают физиологические факты с удивительной точностью. Кажущееся логическое противоречие свидетельствует лишь об изумительной проницательности поэта. Поэтические сравнения, подобные приведенному у Лермонтова, общеизвестны: мы говорим о надрывающих сердце известиях, о сердце, готовом разорваться от горестной вести и т. д. Все эти выражения буквально верны. В самом деле, врачебный отчет показывает, что в силу нравственного огорчения может последовать внезапная смерть от разрыва больного сердца.

Параллельно с расстройством кровообращения во всем теле, нарушается правильность кровообращения в самой мышце сердца: происходит сужение венечных артерий сердца. Наступающий вследствие того недостаток питания в столь важном для жизни и столь чувствительном органе как сердце сказывается крайне тяжелыми ощущениями томления и тупой боли в сердечной области. Человеческий язык, руководясь субъективным анализом, употребляет множество сравнений, образов и описательных выражений, чтобы передать словами те тяжелые ощущения, которые испытывает сердце, лишенное надлежащего количества крови. Таковы выражения: тоска змеей впилась в сердце, грусть-тоска сосет и гложет сердце.

Если сужение сосудов, питающих сердце, наступает быстро, вызываемое им внезапное малокровие сердца причиняет острую сердечную боль. Сравнение этого ощущение с раной, наносимой сердцу острым орудием, принадлежит к числу самых обыкновенных и общераспространенных образов человеческого языка. Великий психиатр недавнего прошлого, глубоко изучивший человеческую душу в здоровом и больном состоянии, называет нравственные страдания невидимыми слезами - внутренними ранами. Это сравнение физических ран с нравственными представляет более, нежели простую аналогию и сходство; оба состояния тождественны по своему воздействию на чувствительные нервы сердца: и непосредственное ранение сердца, и внезапное затруднение притока крови к нему одинаково раздражают нервы сердца и вызывают чувство острой, режущей боли. Мы говорим о ранах сердца, о свежих ранах, о неисцелимых ранах сердца, о горе, проникающем сердце насквозь и т. п. Основание для всех подобных выражений лежит в ощущении более или менее острой физической боли, локализующейся в сердце.

Субъективный анализ рисует нам еще одно тяжелое ощущение, именно сжатие сердца. Остается неизвестным, какие физиологические условия дают это ощущение, но всего вероятнее оно вызывается судорожным сокращением сердца и совпадает со сжатием груди, сжатием горла и другими судорожными явлениями в области дыхательной и сосудодвигательной иннервации.

Если суммируются многие расстройства в дыхании и кровообращении, если в особенности на первом плане выступают расстройства в питании сердца, то развивается то состояние, которое в науке известно под именем предсердечной тоски. Предсердечная тоска - это чувство болезненного, страшного ожидания, соединенное с невыразимым томлением и тоской. Это нестерпимое чувство, стоящее на границе между физическими и психическими страданиями, превосходит по своей субъективной тяжести всё, что человек может испытывать. Это чувство является ближайшей причиной большей части самоубийств.

Нравственные страдания отражаются на всех без исключения процессах в организме. Они ослабляют и нарушают все питательные процессы в теле. Ежедневный опыт показывает, что под влиянием душевной тоски организм человека тает точно так же, как под влиянием физического страдания или болезни.

Головной мозг и его отправления подобно всем остальным органам и отправлениям организма подвергается глубоким изменениям под влиянием нравственных страданий.

Самое питание ткани мозга кровью затрудняется вследствие сужения сосудов и ослабления деятельности сердца. Между тем мозг принадлежит к органам наиболее богатым кровью и наиболее чувствительным к ее недостатку. Представляя собой самое сложное и совершеннейшее орудие жизни, мозг нуждается в более совершенном кровообращении, нежели всякий другой орган. И в самом деле, точные исследования открыли удивительные факты касательно процессов питания и обмена веществ в мозговой ткани. По остроумному сравнению Фойта, мозг представляет совершеннейший механизм, всегда стоящий под парами, всякую минуту готовый к действию. Но для того, чтобы ухо готово было всегда слышать, глаз видеть и т. д., чтобы всякий орган чувств ежеминутно готов был к работе, требуется огромная затрата живых сил. Она в действительности и происходит. Этим, однако же, не исчерпывается физиологический бюджет мозга. За пределами видения, слышания - этих элементарных психических деятельностей - лежит беспредельная область человеческой мысли. Мысль - эта неугасимая искра - в свою очередь требует материальных субстратов и совершается не иначе как с огромной затратой живых сил, подобно другим процессам организма. Легко понять, что обмен веществ и трата материала в мозгу должна быть велика, и требует самого совершенного кровобращения. Легко понять также, какие серьезные последствия влечет за собой сужение сосудов и расстройство мозгового кровобращения, вызываемое нравственными страданиями. И в самом деле, продолжительное расстройство мозгового кровообращения неумолимым образом приводит к психическим заболеваниям. Заботы, горе, тоска, нравственные страдания всегда вызывают сужение питающих мозг сосудов и тем самым вызывают глубокое физическое истощение этого органа. Этим, однако же, не ограничивается разрушительное влияние нравственных страданий на мозг; оно идет гораздо далее, и мы поймем его если на минуту взглянем на психические деятельности с материальной точки зрения, которая позволит нам с большей очевидностью измерить и взвесить вред, причиняемый мозгу и его отправлениям.

И физическое, и нравственное страдание - если их рассматривать с физиологической точки зрения, как процессы, совершающиеся в организме, представляют собой громадную истощающую работу. Всякое страдание утомляет человека, потому что сопровождается огромной затратой сил и быстро истощает мозг. Измеряя степень этого истощения материальной мерой, мы встречаемся с фактом существенного различия между физическими и нравственными страданиями в отношении воздействия на мозг. Исследуя влияние нравственных страданий на деятельность дыхания, на сердце и на кровообращение, мы видели, что и нравственная, и физическая боль в равной степени нарушают эти отправления. Но когда дело идет о головном мозге и его деятельности, то мы впервые встречаемся с фактом великой важности, - показывающим, что нравственные страдания истощают мозг гораздо сильнее, гораздо глубже, нежели страдания физические. Если для утоления физической боли требуется известная доза наркотического лекарства, то для облегчения тоски и горя, для некоторого забытья - требуется доза несравненно большая. Таким образом нравственные страдания тягостнее физических. Понятно, почему человек готов предпочесть последние первым, готов скорее подвергнуться физическим мукам нежели позору и предпочитает смерть бесчестью. Древние мучители христиан знали это, и когда желали проявить свою месть старались заменять смертную казнь позором и, однако же, мученицы предпочитали смерть: она была менее ужасна, чем позор и вызываемые им нравственные муки. Одна шестнадцатилетняя мученица с насмешкой переносила орудие пытки, раздиравшее ее тело. Раздраженный ее терпением мучитель в заключение пытки, велел пьяному солдату обнять мученицу, говоря: у тебя больше не остается тела, так я стану мучить тебе душу, потому что твоя душа крепче тела.

Нравственные страдания, производя свое воздействие на все отправления организма, поражают их не в одинаковой степени. Слабейшие виды нравственных страданий поражают по преимуществу дыхание и кровообращение, но чем глубже страдание, тем более поражается мозг и его отправления, и самочувствие страдающего человека становится более тяжким.

Изменения в отправлениях мозга касаются быстроты психических процессов, ассоциации идей и силы воли.

Психические процессы совершаются во времени, и быстрота их определена помощью точных хронографических приборов. В нормальных условиях происходит непрерывное течение мыслей, нескончаемая смена одних представлений другими. Подобно ударам пульса, мысли правильно следуют одна за другой со скоростью, измеряемой частями секунды, и среди этого непрерывного тока мыслей не остается пустых промежутков, за исключением лишь кратких мимолетных отдыхов продолжительностью в 1/60–1/30 секунды, между каждыми двумя смежными представлениями. За исключением этих кратких промежутков, всё остальное время заполнено сознаваемыми или несознаваемыми мыслями. Таким образом, искра мысли не угасает всё время, пока человек бодрствует. Но под влиянием нравственных страданий психические процессы угнетены и замедлены в большей или меньшей степени. В тяжелых случаях это замедление и ограничение может дойти до полной остановки мысли. В подобных состояниях лишь немногие представления, как мертвые неподвижные глыбы, остаются в сознании, подавляя собой мыслительные процессы и тормозя свободный обмен их. Эти изменения в ходе представлений вызывают леденящее чувство нравственной летаргии и оцепенения и составляют один из самых тяжких симптомов нравственного самочувствия. Художественное изображение такого состояния мы находим у Шиллера в его «Шильонском Узнике». Переживший пять братьев, узник следующими чертами описывает свое нравственное самочувствие:

Но что потом сбылось со мной,
Не помню… свет казался тьмой,
Тьма светом; воздух исчезал;
В оцепенении стоял,
Без памяти, без бытия,
Меж камней хладным камнем я;
И виделось, как в тяжком сне,
Всё бледным, темным, тусклым мне;
Всё в мутную слилося тень;
То не было ни ночь, ни день,
Ни тяжкий свет тюрьмы моей,
Столь ненавистный для очей:
То было - тьма без темноты;
То было - бездна пустоты
Без протяжения и границ;
То были образы без лиц;
То страшный мир какой-то был,
Без неба, света и светил,
Без времени, без дней и лет,
Без Промысла, без благ и бед,
Ни жизнь, ни смерть - как сон гробов,
Как океан без берегов,
Задавленный тяжелой мглой
Недвижный, темный и немой.
Изменение в течении и смене психических процессов отражается на воле подавляющим образом. Воля парализуется, появляется упадок духа, нравственное бессилие, неспособность к мысли, к психологическому выбору и решению:

И мнилось, были отняты
Все силы у души моей,
говорит Шильонский узник о себе.

Мы проследили шаг за шагом за теми разрушительными изменениями, которые происходят во всех частях организма по влиянием нравственных страданий. Последствия, причиняемые нравственными страданиями должны найти себе противовес в противоположных впечатлениях. И в самом деле, вред, наносимый организму нравственными страданиями, устраняется этической практикой и верой в нравственные идеалы: воздействия этого рода оказывают на весь организм - на сердце, на дыхание, на мозг - влияние, противоположное во всех отношениях тому, которое вызывается нравственными страданиями. Пусть же идеалы и вера в лучшее будущее живут в нашей душе: они являются истинным целительным средством, они будут истинным противоядием против нравственных страданий.

Итак, в наш материальный век, в век расчета и цифры пусть идеальное служит человеческим знаменем. С этим знаменем в годину нравственных испытаний человек найдет в своей душе много отрадного, много возвышающего.

Итак, побольше веры в добро, побольше нравственных идеалов!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх