Писатель Василь Владимирович Быков – биография, творчество и интересные факты

Василь Владимирович Быков 19 июня 1924 родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области белорусский писатель и общественный деятель участник Великой Отечественной войны капитан. Начиная с повести Дожить до рассвета 1972 Быков сам переводит свои произведения на русский язык но гораздо важнее то что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы русского литературного процесса.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Биография В.В. Быкова………………………………………………………..4

2. Творчество В.В. Быкова………………………………………………………..5

3. Публикации в собраниях сочинений………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………………..13

Введение

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924) родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области — белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.
После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) — посвящено партизанской войне в Белоруссии. 1 Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

  1. Биография В.В. Быкова

Василий Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. 2 Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

  1. Творчество В.В. Быкова

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., - вспоминал писатель. - Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) - по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) - посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы - все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства. 3

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой - опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

  1. Публикации в собраниях сочинений

Первые рассказы Быкова, появившиеся в сборниках сочинений, были не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение. 4

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Заключение

Василий Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

В. Быков увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. В. Быков присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь.

По мироощущению В. Быков ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Быкова перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человека не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, - это вспышка любви.

Обращение к творчеству В. Быкова позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения В. Быкова.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

Список использованных источников

1. Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. 375 с.

2. Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

3. Быков В. Повести. Пермь, кн. изд., 1976. 428 с.

4. Гимпелевич, З. Василь Быков: Книга и судьба. М., Новое литературное обозрение, 2011. 194 с.

5. Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990 г. 307 с.

6. Казак В. Лексикон русской литературы XX века 1917. М.: РИК «Культура», 1996. 492 с.

7. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979. 429 с.

8. Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. 790 с.

9. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г. 568 с.

10. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. 430 с.

1 Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. Стр. 214.

2 Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. стр. 561.

3 Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. Стр. 225.

4 Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16428. .э.н. Суслов Денис Владимирович к. 16.59 KB
Хабаровск Региональный аспект реформы валютного регулирования в КНР В последнее время проведено большое количество исследований касающихся оценок различного рода внешнеэкономических эффектов генерируемых динамикой курса юаня. К настоящему времени недооценка китайской национальной валюты является значительной: текущий курс юаня превышает реальный по паритету покупательной способности более чем в два раза на протяжении 1990–2008 гг.1 Существенная недооценка юаня по отношению к доллару США и другим валютам поддерживала значительный уровень...
3414. Творчество Ле Корбюзье 12.42 KB
Среди наиболее значимых фигур мировой культуры XX века Ле Корбюзье (1887-1965) занимает особое место. Создатель «мира, который жаждет родиться», автор радикальных архитектурных и градостроительных идей, он достиг подлинных высот совершенства во многих областях творческой деятельности и создал более 400 проектов
12885. Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха 606 KB
Обозначить общие тенденции развития инструментальной музыки XVII-XVIII вв.; Рассмотреть возникновение и развитие жанра сонаты в скрипичной и клавирной музыке; Выделить композиционные и структурные особенности старинной сонатной формы; Проанализировать сонаты Ф.Э. и И.К. Баха;
1343. Творчество Нико Пиросмани 32.05 KB
В казалось бы бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Краткие биографические сведения о Нико Пиросмани Нико Пиросмани настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили великий грузинский художник XX века. По легенде первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно а других заказов не получили. В той среде в которой Пиросманашвили находился он имел устойчивую репутацию психически...
2603. ТВОРЧЕСТВО А.Д. КАНТЕМИРА И В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО 44.53 KB
Полутатарин-полугрек по происхождению русский по воспитанию и гражданским идеалам европеец по образованию и убеждениям Кантемир был первым писателем XVIII века который сочетал в своем творчестве резкую критику патриархальных нравов современного ему русского общества с пропагандой в Европе знаний о достижениях...
2570. СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.Н. РАДИЩЕВА 55.95 KB
Всё спасает всевидящее око Правдина восстановляя справедливость но сколько Правдиных понадобилось бы чтобы исправлять таким образом зло рассеянное по всем уголкам России В том разница и заслуга Радищева что он указывает не только на зло но и на средство к его уничтожению. 15 июля началось слушание дела Радищева в суде. Павел I отменил все распоряжения Екатерины и вернул Радищева из Сибири только не в столицы а на жительство в калужское имениеотца село Немцово под надзор полиции где создавались поэмасказка Бова...
19616. Биография и творчество Айседоры 61.14 KB
В автобиографии она так говорит о своем рождении: Характер ребенка определен уже в утробе матери. Она ничего не могла есть кроме устриц которые запивала ледяным шампанским. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. К восьмидесятым годам классический танец вернулся в исходную точку а современный танец или к этому времени уже contemporry dnce стал высокотехничным оружием профессионалов недалеким от политики.
13408. Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте 19.69 KB
Творчество Данте. Биографические данные Данте. Ярким примером перехода от средневековой культуры к ренессансной стало творчество Данте. В творчестве Данте сочетаются мировоззренческие основы средневековья и новые гуманистические взгляды.
10068. Творчество Джона Стейнбека после 1945 года 80.45 KB
Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.
6738. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ 10.68 KB
В современных условиях творческий педагог это прежде всего исследователь обладающий следующими личностными качествами: научным психологопедагогическим мышлением высоким уровнем педагогического мастерства определенной исследовательской смелостью развитой педагогической интуицией критическим анализом потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и...

В нечеловеческих обстоятельствах довелось пребывать в некоторые годы своей жизни Василю Владимировичу Быкову. Он не просто участник боевых действий Великой Отечественной войны, но и бессмертный автор героических повестей и рассказов. В книгах Василя Быкова показана жестокая правда смутных дней. Он показывал жизнь такой, как она есть, без идеологических ярлыков. За такую правдивую литературу писателя подвергали гонениям и травле. Тем не менее шедевры писателя любили многие годы, также они популярны и в наше время.

Писатель никогда не отказывался от своего мнения и взглядов на многие исторически и политические события. Многие режиссеры смогли экранизировать ряд творений великого гения. Биография Василя Быкова, гениального писателя и общественного деятеля, интересует многих современников. Предлагаем вам познакомиться с его детством и юностью, писательской и личной жизнью, общественными делами, фильмотекой.

Родители Быкова

19 июня 1924 года в небольшой деревушке Бычки Ушачкого района Витебской области появился на свет писатель Василь Быков. Мальчику довелось быть сыном обычных крестьян. Кроме него в семье были еще дети: Николай, Антонина и Валентина. Антонина ушла на тот свет еще в 15 лет. Владимиру Федоровичу, отцу семейства, довелось часто ездить на заработки. Он нанимался в Ливию, Гродно, а в начале войны его взяли в плен немцы.

Маленьким детишкам отец рассказывал истории тех лет, с особым вниманием все слушал младший Вася. Мальчик любознательно задавал вопросы. Маму мальчика Бог наделил мягкостью и добродушием, что было совсем противопоставлено мужу. Она обеспечивала семью вкусной едой, удобной одеждой, несмотря на нищенские условия жизни. С мамой Анной дети научились любить природу и книги. Васе приносило удовольствие гулять на свежем воздухе, слушать птичьи трели и ловить раков и рыбу.


Детство и юность писателя

Материальное положение семьи Быковых было очень скудным. Дети не были избалованы сытными обедами и вкусными ужинами. Их износившуюся одежду часто нечем было заменить. Поэтому мальчику еще в детстве приходилось зарабатывать на кусок хлеба тяжелым трудом.

Очень нравилась будущему писателю классическая литература, с головой окунавшая его в невиданные и наивные приключения. Еще будучи мальчишкой, Василь приобщился к рисованию. Он хорошо воспроизводил на бумаге карандашом свои фантазии. Из Василя мог бы получиться известный художник, но судьба направила этого талантливого человека по другому пути.

Юноше довелось учиться не в одной школе: сначала в своей деревне, затем в Двор-Слободке, потом в Кубличах. После получения восьмилетнего образования биография Василя Быкова завела его в Витебское художественное училище. Там он учился на отделении скульптуры. Но вскоре он оставил учебу в училище, потому что выплату стипендии отменили, а других средств для пребывания там у него не было. Он устроился в школу фабрично-заводского обучения, экстерном сдал экзамены за 10 класс и получил среднее образование. Это был 1941 год. Юноша даже не представлял, сколько испытаний ждет его впереди.


Трудные военные годы

Летом 1941 года нападение немецких войск на Советский Союз для многих было неожиданностью. Василю Быкову довелось участвовать в оборонительных работах на украинской территории. Смерть несколько раз была рядом с будущим писателем. Один раз он отстал от своих товарищей за Белгородом, где его арестовали и приняли за немецкого шпиона. Василя чуть не расстреляли за шпионаж, но он смог доказать свою преданность Советскому Союзу. Потом с его участием отстаивались такие города, как Александрия, Знаменка, Кривой Рог.

Известно, что зиму 1941-1942 года Быков провел на железнодорожной станции Салтыковка, что в городе Аткарске Саратовской области. После окончания Саратовского пехотного училища Василю Владимировичу присвоили звание старшего лейтенанта. Он командовал взводом полковой и армейской артиллерии, участвующим во многих военных операциях на территории СССР.

Также юноше довелось воевать в Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Под Кировоградом он был тяжело ранен в живот и ногу, что его даже приняли за погибшего. Эти мрачные события позже он изобразил в повести "Мертвым не больно". Это ранение на три месяца отправило Быкова на госпитальную койку. После поправки он снова ринулся на фронт. Настойчивость Василя помогла ему стать старшим лейтенантом, а позже он стал командовать взводом. С его участием проходила Ясско-Кишиневская операция и освобождение Венгрии, Румынии от фашистов.


Писательское кредо

Вам уже понятно, почему у книг Василя Быкова "запах" войны. Четыре года войны оставили глубокие раны на сердце писателя. Через всю свою жизнь он пронес память о тех страшных днях. Василь Владимирович постоянно вспоминал незабываемые фронтовые эпизоды. Этому посвящена его книга 2002 года "Долгая дорога домой". В ней он показал ту военную атмосферу, когда в воздухе витали голод, смерть и кровь.

В 1947 году Василь Владимирович демобилизовался и стал жить в Гродно. Этот город считается культурной столицей Беларуси. С этого времени стали выходить печатные издания Быкова. Параллельно он работал редактором местной газеты и в книжной мастерской. Творческая биография писателя началась с 1959 года. Именно в этот период читатели познакомились с его произведением "Журавлиный крик". Мировую славу и признание принесла мастеру повесть "Третья ракета", вышедшая в свет в 1961 году. Читатели в этом произведении окунаются в атмосферу войны. Писатель тонко рисует человеческие характеры, раскрывающиеся в моменты смертельной опасности. Спустя два года режиссером Ричардом Викторовым был снят одноименный фильм по данной повести. В главных ролях довелось сняться Станиславу Любшину, Георгию Жженову, Надежде Семенцовой и другим актерам.

Его следующие работы также пользовались большой популярностью. К перечню его лучших работ можно отнести его "Альпийскую балладу", "Проклятую высоту", "Западню". Все они были опубликованы редакцией журнала "Новый мир". Однако резкость и бескомпромиссность книг Василия Быкова не совсем понравились советским властям, многие их критиковали. Тем не менее писателю вручили Государственную премию СССР за сочинение "Дожить до рассвета" и "Обелиск".

Творческая жизнь в 90-е, 00-е годы

Военному творчеству Василь Быков не изменял даже в 90-е годы. Он издал очерк "Облава", а позже сборники "Стена" и "Пахаджане". 1998 год ознаменовался выходом повести "Волчья яма", удостоенной позже всероссийской премии "Триумф". Это драматическое произведение повествует о Чернобыльской трагедии и жизни после нее.

Страшные события военных лет не оставляли в покое память писателя до конца жизни. Потрясение после пережитого голода, увиденной крови и многочисленных смертей, окружавших его четыре длинных военных года, не оставляло Василя Владимировича ни на день. В 2002 году мастер слова книгу воспоминаниями "Долгая дорога домой", где очень ярко описал все пережитые им эпизоды.

Быков – общественный деятель

Начиная с 1972 года Василь Владимирович был секретарем Союза писателей. В 1973 году он подписался под письмом литераторов СССР в редакцию издания "Правда". В составлении этой петиции также участвовали оппозиционеры Сахаров и Солженицын. Позже из-за опасений Быков отрицал свою роль в составлении данной петиции.

В 1997 году писатель поселился в Минске. Тогда же он стал депутатом Верховного Совета БССР. Эту должность литератор занимал до 1989 года. Позже он стал участником Съезда депутатов СССР, членом Межрегиональной группы. Также писатель учредил народный фронт. В 1990-1993 годах он главенствовал в Объединении белорусов и был управляющим местным ПЕН-центром.

Политические взгляды писателя

Политические разногласия заставили Василя Владимировича эмигрировать из Беларуси. Сначала его приютила Финляндия, затем Германия и Чехия. Писатель был критиком режима Лукашенко и считал, что Беларусь должна объединяться с Западом. А президент предпочел союз с Россией. Только в 2003 году Быкову довелось приехать на родину. Писатель был очень болен, ожидал скорой смерти, так как долгие годы боролся с онкологическим заболеванием. Умер он через месяц после приезда в Беларусь. Смерть настигла его в реанимации госпиталя возле Минска. В 2004 году в деревне Бычки открыли музей в его честь.


Фильмы по произведениям Василия Быкова

Быковым было написано около 40 повестей и рассказов. Книги Василия Быкова стали источником для экранизации замечательных кинолент. В общем снято около 20 фильмов по его произведениям. В 1963 году был снят фильм "Третья ракета". В 1966 году вышли ленты "Альпийская баллада" и "Западня". 1975 год ознаменовался выходом трех картин: "Долгие версты войны", "Дожить до рассвета", "Волчья стая". Через год вышли фильмы "Восхождение", "Обелиск". 1981 год - "Фруза", 1985 год - "Знак беды", 1989 год - "Круглянский мост", "Одна ночь", 1989 год - "Его батальон", 1992 год - "Пойти и не вернуться", 1995 год - "На черных лядах".

Награды Василя Владимировича

За годы творчества Василия Быкова ему вручили много премий: Ленинскую, Государственную премию СССР, Литературную премию БССР. В 1980 году мастеру присвоили звание народного писателя Беларуси. Он является Героем Социалистического Труда. В копилке наград у него находиться Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды. Кроме орденов, он награжден и медалями.


Личная жизнь Василия Быкова

За всю жизнь Василю Владимировичу довелось дважды жениться. В первые супруги он выбрал себе учительницу Надежду Кулагину. У возлюбленных родилось двое сыновей. Василь и Надежда прожили 30 лет в браке, после чего разошлись. Через небольшой промежуток времени писатель взял в жены свою коллегу Ирину Суворову. Она была редактором той же газеты, печатала произведения мастера на машинке и первой их перечитывала. С 1979 года супруги все время повели вместе, до последнего дня Василя Быкова.

Активисты до сих пор борются за то, чтобы в белорусских городах улицы были названы в честь славного писателя. Вопрос, к сожалению, до сих пор не решен, потому что белорусские власти считают Быкова провокатором. Также планируется поставить памятник писателю, проект которого вы видите на фото выше.


Если создать своеобразный ТОП лучших писателей Беларуси XX века, то в первую пятерку неизменно попадет один из главных белорусских писателей советского периода – Василь Быков. 19 июня ему могло бы исполниться 89 лет.

Биография

Родился будущий писатель в деревне Бычки Витебской области в семье крестьян. Мальчик очень любил рисовать и даже поступил в училище на скульптора, но доучиться так и не смог.

Ключевую роль в жизни Василия Владимировича сыграла Вторая мировая война. Именно она разделила судьбу молодого человека на две части, и именно ей пропитано все творчество Быкова.

Войну будущий писатель встретил в Украине. Во время массового отступления он значительно отстал от своей колонны, из-за чего был задержан НКВД и чуть не расстрелян как немецкий шпион. К счастью, недоразумения удалось избежать.

В 18 лет окончил Саратовское военное училище и был призван в армию. В 1943 году получил звание младшего лейтенанта. Во время Кировоградской операции был ранен в ногу и живот, из-за чего его ошибочно записали погибшим (этому событию посвящено произведение “Мертвым не больно”). После выписки из госпиталя участвовал в боях по освобождению Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта, а также должность командира армейской артиллерии.

После демобилизации поселился в Гродно, писать начал с 1947 года. С 1947 по 1949 год работал в газете «Гродненская правда» . С 1949 года снова пошел служить в Советскую армию, откуда окончательно демобилизовался в 1955 году в звании майора. После этого вновь вернулся в Гродно и вплоть до 1972 года работал в «Гродненской правде». В 1959 году Василь Быков стал членом Союза писателей СССР.

В 1978 году писатель переехал Минск где в 1978-1989 годах был депутатом Верховного Совета БССР. В 1988 году выступил как один из основателей Белорусского народного фронта.

В 1990-1993 году президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына». Один из авторов знаменитого «письма сорока двух» .

Начиная с 1997 года Василь Быков жил исключительно за границей – Финляндия, Германия, Чехия. Неоднократно выступал с заявлениями, что Беларуси нельзя сближаться с Россией.

На родину знаменитый писатель вернулся лишь за месяц до смерти. И по странной иронии судьбы Быков умер в день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 2003 года, через три дня после своего 79-летия. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Творчество

“В тумане”
Постер фильма по роману Василя Быкова

В произведениях Быкова нет геройского «ура-патриотизма», нет пафосных героев и злых сотрудников НКВД. Есть обычный человек и его огромный внутренний мир, переживания и психология, а также мучительный выбор, который необходимо сделать. Быков отлично умел показать, как в той или иной ситуации поступили бы разные люди. Многие произведения были основаны на личном опыте и являются биографическими.

Быков написал один роман («Карьер») и десятки повестей и рассказов. Самые знаменитые из них – «Знак беды», «Третья ракета», «Мертвым не больно», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Облава», а также автобиографическое произведение «Долгая дорога домой». Большинство произведений писатель написал на белорусском языке, уже позже переводя их на русский.

На книги Быкова уже снято десятки фильмов и они продолжают сниматься до сих пор. Первый («Третья ракета») был снят в 1963 году, а последний («В тумане») в 2012. Кстати, кинофильм «В тумане» с бюджетом в 2 миллиона евро и совместно снятый Германией, Россией, Беларусью, Голландией и другими странами, получил немало восторженных отзывов, а также приз ФРИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. По некоторым из произведений писателя поставлены оперы и балеты.

Итог

Василь Быков наиболее заметный писатель военной прозы не только Беларуси, но и Европы. Его произведения переведены на многие языки мира. Кроме писательской деятельности Быков был видным политическим деятелем, создателем Белорусского народного фронта, публицистом. Но самое главное – он по-настоящему любил нашу страну, свой родной язык.

После смерти

Митинг активистов “Говори правду” за улицу Быкова в Минске

Василя Быкова никто не забыл. Его произведения до сих пор проходят в школе, о нем изредка говорят по телевизору. Но и отношение к этому писателю в нашей стране специфическое. Да, есть премия Василя Быкова, но она вовсе не литературная и называется «За свободу мысли», и вручается не столько писателям, сколько творческим людям, которые проявили себя с оппозиционной стороны.

В итоге получается, что даже будучи мертвым Быков в нашей стране остается фигурой не творческой, а в первую очередь политической. Конечно, главным образом это ошибки правящей власти. Но оппозиция тоже немало сил приложила для этого.

Улица Быкова

В Беларуси есть улицы Ленина, Фрунзе, Володарского, Кропоткина, Машерова и много других достойных и недостойных людей. Но на карте Минска, как в старых, так и в новых районах не нашлось места для улицы имени белорусского писателя. Нет такой улице вообще ни в одном городе Беларуси. Исключение составляет лишь поселок Ждановичи, где данная улица появилась в 2007 году (читайте ). Есть еще одна улица Быкова, но не в Беларуси, а в Белостоке (Польша), городе гораздо более крупном, чем Ждановичи. Есть еще мемориальная доска в Витебске.

Но разве этого достаточно для одного из самых известных белорусских писателей XX века? Для сравнения посмотрите сколько улиц и прочих названий есть у двух других белорусских классиков – Янки Купалы и Якуба Коласа.

Единственная в Беларуси улица Василя Быкова
Поселок Ждановичи

Слухи о появлении улицы Быкова в Гродно, Бресте и других крупных городах время от времени появлялись в прессе. Но до дела так и не дошло. А уж о появлении улицы Быкова в Минске даже речи никогда не шло. На любые предложения в Мингорисполком ответ один и тот же – старые улицы переименовываться будут лишь в том случае, если им будут возвращаться исторические название. Нелепо выглядит это отговорка, особенно после появления на карте столицы проспектов Победителей и Независимости, а также бульвара Владимира Мулявина. И почему в таком случае нельзя назвать именем Быкова одну из новых улиц города?

В общем, десятки вопросов без ответа…

Василь Владимирович Быков (1924-2003) - советский писатель и общественный деятель, он появился на свет 19 июня 1924 года в деревне Бычки. Литератор участвовал в войне, и это отразилось на многих его произведениях. Действие повестей происходит в трудное время, в них автор демонстрирует обычных людей и выбор, который всем им приходится делать. За свои идеи писатель нередко подвергался травле и гонениям со стороны правительства, но он оставался при своем мнении. Спустя годы его сочинения продолжают читать, а многие режиссеры занялись их экранизацией. Всего было снято около 20 фильмов по мотивам повестей и рассказов Быкова. В их числе картины «Восхождение», «Пойти и не вернуться», «Круглянский мост», «В тумане» и «Фруза». Почти все произведения Василия Владимировича были написаны на белорусском, но позже их перевели на 50 языков по всему миру.

Семья и увлечения в детстве

Вася родился в обычной крестьянской семье. Родители воспитывали еще троих детей - Николая, Валентину и Антонину. Последняя из них умерла, когда ей было всего 15 лет. Владимир Федорович, отец семейства, часто ездил на заработки. Он был в Латвии, служил в Гродно, а после начала войны оказался в плену у немцев. Он охотно делился с детьми историями того времени, а младший сын внимательно слушал их и задавал вопросы. Мать мальчика, Анна Григорьевна, была очень добродушной и мягкой, в отличие от ее супруга. Она старалась обеспечить своей семье вкусный ужин и удобную одежду, хоть они и жили в нищете. Именно Анна научила детей любви к природе и книгам. Вася с удовольствием проводил время на свежем воздухе, слушал пение птиц и ловил раков.

Еще в детстве Быков заинтересовался рисованием, поэтому после восьмого класса решил поступать в художественное училище Витебска. Там он провел всего год, поскольку правительство отменило стипендии для студентов этого заведения. До мая 1940 юноша обучался в школе ФЗО. В июне следующего года он окончил 10 класс экстерном.

Военное время

В июне 1941 Василий находился в Украине, участвовал в оборонительных работах. После мобилизации юноша жил в Саратовской области, обучался в местном пехотном училище. Окончив заведение, он получил звание младшего лейтенанта.

Во время отступления в Белгороде писатель чуть не погиб. Он отстал от своих товарищей, в итоге был арестован. Василия чуть было не расстреляли за подозрение в шпионаже, но он смог убедить всех в своей невиновности и преданности СССР. Позднее он участвовал во многих боях: отстаивал Кривой Рог, Александрию и Знаменку.

Также юноша воевал на территории Австрии, Болгарии и Югославии. В Кировограде его ранили в ногу и живот, в результате солдата ошибочно посчитали погибшим. Эти события позже вдохновят его на создание повести «Мертвым не больно».

После ранения Быков провел три месяца в госпитале. Но он быстро поправился и снова ринулся в бой. Благодаря своей настойчивости Василий дослужился до старшего лейтенанта, а потом стал командиром взвода. Он принял участие в Ясско-Кишиневской операции, помог освободить Венгрию и Румынию от захватчиков.

Творческий путь

Вернувшись из армии, литератор поселился в культурной столице Белоруссии - городе Гродно. Василий получил работу в редакции газеты «Гродненская правда». Также он временами подрабатывал в художественных мастерских. Именно тогда он начал понемногу издавать свои сочинения на тему войны. В 1947 был опубликован рассказ «Допекло», а в 1949 - произведение «В первом бою». В том же году он снова пошел в армию, где служил до 1955, получил звание майора. За эти годы писатель успел опубликовать рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Он считал их появление началом своей творческой карьеры.

После окончательной демобилизации Быков вернулся на работу в редакцию, параллельно с этим продолжая сочинять. В 1959 он стал членом Союза писателей СССР. В этом же году был опубликован «Журавлиный крик», а в 1961 вышла повесть «Третья ракета». Она принесла автору невероятный успех. Через два года Ричард Викторов занялся экранизацией этого произведения. Главные роли достались Надежде Семенцовой, Георгию Жженову и Станиславу Любшину.

Следующие повести были не менее популярными среди читателей. За несколько лет Василий опубликовал свои лучшие сочинения: «Альпийская баллада», «Проклятая высота», «Западня» и другие. Практически все из них увидели свет благодаря журналу «Новый мир». Впоследствии власти подвергли жесткой критике рассказы Быкова из-за его резкости и бескомпромиссности.

В 1974 писатель был награжден Государственной премией СССР на сочинения «Обелиск» и «Дожить до рассвета». По мотивам первой из них позже был снят одноименный фильм. Режиссером вновь стал Ричард Викторов. Он пригласил сняться в картине Евгению Карельских, Эдуарда Марцевича, Валерия Носика и Игоря Охлупина.

В 90-е годы Быков продолжил писать военные рассказы. Тогда была издана повесть «Облава», а также сборники «Пахаджане» и «Стена». В 1998 увидела свет повесть «Волчья яма», которую удостоили всероссийской премии «Триумф». В этом драматическом произведении рассказывалось о жизни в Чернобыле.

До конца своей жизни Василий вспоминал страшные события военного периода. Писатель так и не смог забыть всю увиденную кровь, голод и многочисленные смерти, которые его окружали с 1941 по 1945 год. В 2002 он выпустил книгу воспоминаний «Долгая дорога к дому», в которой необычайно ярко описывались все пережитые им ситуации.

Общественная деятельность

С 1972 Быков работал в секретариате Союза писателей. Он был одним из подписавшихся под Письмом советских литераторов в редакцию газеты «Правда» (31 августа 1973). Позднее писатель отрицал свое участие в создании этого документа, где упоминались Солженицын и Сахаров.

В 1978 Василий сменил род деятельности. Он переехал в Минск, где был избран депутатом Верховного Совета БССР. На этой должности литератор оставался до 1989 года. Тогда же он участвовал в Съезде депутатов СССР, вошел в Межрегиональную группу. Годом ранее Быков стал учредителем народного фронта. С 1990 по 1993 он был президентом Объединения белорусов, а также управлял местным ПЕН-центром. В октябре 1993 Быков подписался под «письмом сорока двух».

Из-за политических разногласий в 1997 литератор был вынужден уехать из родной страны. Сначала он жил в Финляндии, затем в Германии и Чехии. Василий всегда критиковал режим Лукашенко, он был убежден, что для Белоруссии союз с Западом будет предпочтительнее сотрудничества с Россией.

Лишь в 2003 писатель ненадолго вернулся на родину. Но ему не удалось долго прожить там, поскольку 22 июня 2003 Василий Владимирович скончался. Он умер в реанимации госпиталя под Минском после многолетней борьбы с раком. В 2004 в родной деревне писателя был открыт музей имени Быкова.

За свою жизнь литератор был женат дважды. Его первой супругой стала учительница Надежда Кулагина. Она родила возлюбленному двоих сыновей, но после 30 лет брака Быковы решили развестись. Вскоре после этого Василий снова женился, на этот раз на своей коллеге Ирине Суворовой. Она работала в редакции той же газеты, набирала на печатной машинке произведения писателя и была его первой читательницей. С 1979 до самой смерти Быкова они проводили все время вместе.

Васи́ль (Васи́лий) Влади́мирович Бы́ков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў; 19 июня 1924, дер. Бычки Ушачского района Витебской области - 22 июня 2003, Боровляны) - советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Большинство произведений - повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Биография

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделенииВитебского художественного училища (1939-1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления в Белгороде он отстал от своей колонны и был арестован, Быкова чуть не расстреляли как немецкого шпиона. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941-1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операцииранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» (2003) вспоминал так:

После демобилизации жил в Гродно (с 1947 года). Печатался с 1947 года, работал в мастерских, а также в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 года). В период с 1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в1955 году окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 года вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 года член Союза писателей СССР. В1972-1978 годах - секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР. Имя Быкова фигурировало в списке подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове, однако сам он позже отрицал своё участие в этом письме.

В 1978 году переехал в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году стал одним из учредителей Белорусского народного фронта. В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра. В 1990-1993 годах - президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» (рус. Отечество ). В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух». На Президентских выборах 1994 года стал доверенным лицом Зенона Позняка.

С конца 1997 года жил за границей в политической эмиграции - вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию. Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Неоднократно выступал с резкой критикой режима Александра Лукашенко; считал, что для Белоруссии предпочтительнее союз не с Россией, а с Западом.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском. Он был отпет в минском Доме литератора согласно обряду Грекокатолической церкви; гроб писателя был накрыт бело-красно-белым флагом. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Творчество

Повесть «Облава» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году.Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Большинство своих произведений Василь Быков писал по-белорусски, многие из них сам дословно переводил на русский, после текст литературно обрабатывали профессиональные переводчики [источник не указан 165 дней]. Его литературные труды переведены на многие языки мира.

Произведения

  • Карьер (белор. «Кар"ер», 1986)
  • Повести
  • Последний боец (белор. «Апошні баец», 1957)
  • Журавлиный крик (белор. «Жураўліны крык», 1959)
  • Предательство (белор. «Здрада», 1960)
  • Третья ракета (белор. «Трэцяя ракета», 1961)
  • Западня (белор. «Пастка», 1962)
  • Альпийская баллада (белор. «Альпійская балада», 1963)
  • Мёртвым не больно (белор. «Мёртвым не баліць», 1965)
  • Проклятая высота (белор. «Праклятая вышыня», 1968)
  • Круглянский мост (белор. «Круглянскі мост», 1968)
  • Стужа (белор. «Сцюжа», (1969/1991)
  • Сотников (белор. «Сотнікаў», 1970)
  • Обелиск (белор. «Абеліск», 1971)
  • Дожить до рассвета, (белор. «Дажыць да світання», 1972)
  • Крутой берег реки (белор. «Круты бераг ракі», 1972))
  • Волчья стая (белор. «Воўчая зграя», 1975)
  • Его батальон (белор. «Яго батальён», 1975)
  • Пойти и не вернуться (белор. «Пайсці і не вярнуцца», 1978)
  • Знак беды (белор. «Знак бяды», 1982)
  • Блиндаж (белор. «Бліндаж», 1987)
  • В тумане (белор. «У тумане», 1987))
  • Облава (белор. «Аблава», 1988)
  • Полюби меня, солдатик (белор. «Пакахай мяне, салдацік», 1996)
  • Афганец (Время шакалов) (белор. «Афганец» («Час шакалаў»), 1998)
  • Волчья яма (белор. «Ваўчыная яма», 1998)
  • Болото (белор. «Балота», 2001)
  • Прочее
  • На тропе жизни (белор. «На сцяжыне жыцця», 1958)
  • Эстафета (1959)
  • Полководец
  • Ход конём (белор. «Ход канём», 1960) - сборник
  • Фронтовая страница (1960)
  • Сваякі (1966)
  • На крыжах (1992) - сборник статей и интервью
  • Крыжовы шлях (1998) - сборник статей и интервью
  • Пахаджане (1999) - цикл рассказов
  • Долгая дорога домой (белор. «Доўгая дарога дадому», 2002) - книга воспоминаний
  • Экранизации и постановки
  • Кино- и телефильмы
  • «Третья ракета» (1963) - по одноимённой повести
  • «Альпийская баллада» (1966) - по одноимённой повести
  • «Западня» (1966) - по одноимённой повести
  • «Долгие вёрсты войны» (1975), 3 серии - «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца»
  • «Дожить до рассвета», (1975) - по одноимённой повести
  • «Волчья стая» (1975) - по одноимённой повести
  • «Обелиск» (1976) - по одноимённой повести
  • «Восхождение» (1976) - по повести «Сотников»
  • «Фруза» (1981) - по рассказу «На тропе жизни»
  • «Знак беды» (1985) - по одноимённой повести
  • «Круглянский мост» (1989) - по одноимённой повести
  • «Одна ночь» (1989) - по одноимённому рассказу
  • «Его батальон» (1989), 2 серии - по одноимённой повести
  • «Карьер» (1990) - по одноимённому роману
  • «Пойти и не вернуться» (1992) - по одноимённой повести
  • «На Чёрных Лядах» (1995) - по рассказам «На Чёрных Лядах», «Перед концом»
  • «Обречённые на войну» (2008) - по повести «Пойти и не вернуться»
  • «Блиндаж» (2011) - по неоконченной повести «Блиндаж»
  • «В тумане» (2012) - по одноимённой повести

Музыкальные произведения

  • Балет «Альпийская баллада» (1967, музыка Евгения Глебова)
  • Опера «Тропою жизни» (1980, музыка Генриха Вагнера, по «Волчьей стае»)
  • Награды
  • Герой Социалистического Труда (1984)
  • Орден Ленина (1984)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (1985)
  • Орден Дружбы народов (1994)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1974)
  • Орден Красной Звезды (1945)
  • Медали, в том числе:
    • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Медаль Франциска Скорины (1994)

Премии и почётные звания

  • Ленинская премия (за повесть «Знак беды»; 1986)
  • Государственная премия СССР (за повести «Дожить до рассвета» и «Обелиск»; 1974)
  • Государственная премия БССР имени Якуба Коласа (за повести «Волчья стая», «Его батальон»; 1978)
  • Литературная премия БССР имени Якуба Коласа (за повесть «Третья ракета»; 1964)
  • Народный писатель Беларуси (1980)

Память

  • Имя писателя носят улицы в Гродно, Белостоке, Ждановичах, Смолевичах.
  • На здании Витебской детской художественной школы № 1 (в этом здании с 1923 по 1941 год находилось Витебское художественное училище, где с 1939 по 1940 учился Василь Быков) установлена мемориальная доска.
  • В 2014 году в дачном поселке Ждановичи-6 открылся Филиал Государственного музея истории белорусской литературы «Музей-дача Василя Быкова»..


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх