Понимающая социология макса вебера. Макс вебер: биография, основные идеи

1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Макс Вебер родился в 1864 году 21 апреля в Тюрингии в городе Эрфурт и прожил всего 54 года. Его отец занимался текстилем в Вестфалии, о матери известно гораздо больше. Она была крупным социальным деятелем, занималась религией и написанием научным трудов. Элен Валленштайн-Вебер очень любила сына и до самой смерти искренне интересовалась его философскими работами, она же и направляла его изыскания в течение всей его жизни. В 1869 году вся семья Вебера переехала в Берлин.

За время своей жизни успел написать множество книг и привнести в мир новое видение экономического строя. Особенно его интересовало влияние религии на экономику и политику, что по сути не затрагивал ни один ученый его времени.

В 1882 году Макс поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Активная студенческая жизнь его волнует только с точки зрения погружения в науку: он становится членом студенческого сообщества, участвует в различных сборищах, сходках, организует объединения. В 1883 его забирают на военную службу, а с 1884 года он продолжает учебу. В 1889 году пишет свою диссертацию под наименованием "К истории торговых обществ в средние века", усердно изучает итальянский и испанский язык, а в 1891 еще одну "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права". Он работает над изучением вопроса области аграрного сектора экономики, что привлекает к нему внимание многих известных людей его времени. В 1893 году он женится на Марианне Шнитгер.

Начиная с 1894 Макс активно преподает предметы, связанные с правом, в разных университетах страны. Ему приходится не раз менять место жительства.

В 1897 его затрагивает тяжелая болезнь – расстройство нервов. Историки находятся в догадках, что послужило причиной этому заболеванию, но известно, что четыре года Макс путешествует с женой по Италии, Корсике, Швейцарии.

Ему с трудом удается преподавательская деятельность после болезни, поэтому он вместе со своим другом пытается основать журнал "Архив социальной науки и социальной политики". Он активно публикует свои заметки, начинает учить русский, так как интересуется делом революции. Более того, под его управлением выходят статьи о буржуазии в России. В 1907 году Макс получает солидное наследство, что позволяет ему оставить профессию и полностью себя любимому делу – науке. Его увлечения сталиквают его с Виндельбандом, Еллинеком, Трёльчем, Науманом, Замбартом, Михельсом, Тённисом. Идейными учителями Вебера были Кант и его последователи неокантианцы: Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Х. Дильтей.

В 1919 году ему предлагают место на кафедре Мюнхенского университета, где он читает курс лекций об истории хозяйства. Его лекции послужили прототипом для книги об истории развития НХ в Германии, и были выпущены уже посмертно. Все книги труды, которые сохранились после его смерти, отдавала на публикации уже его жена. Новые релизы появились лишь в 1956 году, когда его идеи были положены в основы многих современных гуманитарных наук.

В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1907 году Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С началом первой мировой войны Вебер в 1914 году поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916-17 г.г. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. После поражения Германии он участвует в подписании капитуляции в качестве эксперта, принимает участие в разработке Веймарской конституции. После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Скончался М. Вебер 14 июня 1920 года.

Основные труды:

· «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905)

· «Политика как призвание и профессия» (1919)

· «Наука как профессия» (1920)

· «Хозяйственная этика мировых религий» (1915)

· «Хозяйство и общество» (1922)

Основные понятия, разработанные М. Вебером: Социальное действие: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие; понимающая методология: идеальные типы, ценностный анализ, рациональность; методы понимания: прямое непосредственно понимание, интерпретативное понимание, причинное объяснение; методы анализа: причинный, ценностный, мировоззренческий, рациональный, социологическое воображение, типизация социальных действий, конструирование идеальных типов; идеальные типы господства; рациональный капитализм; рациональная религия, протестантская этика труда.

2. Методология социального исследования: понимающая социология.

Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения человека – понимающая социология. Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

«Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено. Субъективно осмысленно соотнесены с внешним миром, и в частности с действиями других, и такие косвенно релевантные для поведения «эмоциональные состояния», как «чувство собственного достоинства», «гордость», «зависть», «ревность» ».

Основные положения методологии понимающей социологии.

1.Социологический номинализм. Теория и методология социального действия индивида.Единицей анализа здесь выступает индивид и его социальное действие. Социальное действие формирует социальную реальность и дает объяснение поведения людей. И здесь важно выявить мотивацию поведения человека, так как он действует осмысленно.

Суть методологии : 1)вникнуть в субъективный смысл человеческого действия

2)провести научный социологический анализ социального поведения индивида

Вебер считал, что эта методология является ключом для понимания:

· Типа общественного устройства

· Типа господства

· Типа капиталистического способа ведения хозяйства

· Типа религии

2.Методолгический принцип «отнесение к ценности».

Вебер считал, что социология должна быть объективной наукой, которая свободна от оценочных суждений исследователя. Исследователь может иметь свои убеждения, но они не вторгаются в научные исследования.

«Ученый, как индивид, имеет полное право на политическую и нравственную позицию, свой эстетический вкус, но он не может относиться положительно или отрицательно к изучаемому им явлению или историческому лицу».

Но в то же время Веберовская понимающая социология базируется на ценностном анализе.

Этот методологический принцип Вебер заимствовал у В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Но у Вебера ценностный анализ приобретает социологическое методологическое содержание.

«Ставя перед собой трудный для трансценденталистской науки о культуре вопрос о том, чем же определяется фиксируемое в культуре применение ценностных предпочтений Вебер отвечал: интересом эпохи, то есть практически вставал на позицию социально-исторической детерминации знания. Отсюда он покидал трансценденталистскую позицию Виндельбанда и Риккерта и вставал на позицию историцистскую и тем самым попадал в «заколдованный круг» релятивизма в понимании истинности знания».

Этот методологический принцип «отнесение к ценности» Вебер использует для обоснования научности социологического метода понимания.

Ценности у Вебера рассматриваются на двух уровнях:

1)На уровне общества. Выступают как надсубъективные, то есть значимые для всех. Здесь имеется в виду, что каждое общество имеет свою культуру, свою систему ценностей и только через нее можно рассмотреть и понять человека. То есть для того, что бы понять смыслы человеческого действия нужно анализировать их в широком контексте и именно через призму исторических особенностей развития общества.

2)На уровне личности. По Веберу ценности могут носить и личностный характер и играть важную роль в жизни человека. Вебер считает, что никто не может заставить человека признать ту или иную ценность. Выбор ценности у человека зависит от убеждений и мировоззренческой позицией индивида. То есть для того что бы понять социальное поведение индивида необходимо прежде всего выяснить его представления о смысле своего существования.

Вебер рассматривает ценности с трех сторон:

1) Рассмотрение ценностей в роли мотиватора конкретных человеческих действий.

2) Рассмотрение ценностей конкретных социальных групп, сословий, слоев, поколений и эпох.

3) Рассмотрение роли ценностей и их влияние на поведение конкретных социальных субъектов.

3.Методология мировоззренческого анализа.

Здесь Вебером раскрывается основные принципы и сущность методологии мировоззренческого анализа. И здесь же раскрывается понятие идеальные факторы.

Идеальные факторы по Веберу – это мировоззренческие, ценностные, религиозные и идейно-нравственные, которые столь же значимо влияют на поведение людей, как и политические, экономические и социальные.

4. Методология конструирования идеальных типов.

С помощью понятия «идеальный тип» Вебер показывает, что метод понимания в социологии обладает высоким уровнем обобщения.

Идеальные типы в социологии служат средством обобщения определенных элементов действительности, вне времени и вне пространства. Социологическими «идеальными типами», например, являются модели господства, разработанные Вебером: рациональный, харизматический и традиционный.

Идеальные типы – это метод познания, который позволяет:

· Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

· Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

· Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

5. Методология рационального анализа.

Рациональный – осознанный, целесообразный, обоснованный в противовес - Иррациональному – основанному на чувствах, эмоциях, инстинктах.

Принцип применяется при анализе идеальных типов :

Поведения людей и их социальных действий – «целенаправленное действие».

Политики - «либеральный тип власти» и «рациональная бюрократия».

Экономики - капиталистический способ производства, основанный на рациональном хозяйстве – «рациональный капитализм».

Религии - протестантизм, как наиболее рациональный тип.

3. Объект исследования.

Объект исследования (по Веберу) – социальное действие .

«Специфическим объектом понимающей социологии мы считаем не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а действие».

В ИП социальная реальность понимается на микроуровне, ее создают сами акторы, которые придают своим социальным действиям смыслы и значения.

Объект социологии должен быть доступным для понимания, как считал Вебер. Таковым является социальное действие индивида:

«Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

То есть общество не может быть объектом исследования, так как не обладает сознанием и не является субъектом действия и его поведение невозможно понять. Поэтому объектом изучения является именно социальное действие отдельного индивида , но не в коллективной форме.

Понятие социальности. Вебер рассматривал социальную реальность на микроуровне: она создается социальным действием актора. Социальное действие имеет 2 признака социальности: - оно мотивировано, имеет смысл, который объясняет сам актор;

Оно социально постольку, поскольку ориентировано на других.

Социальность присутствует только тогда, когда есть осознанное ожидание ответного взаимодействия с другими: если смысл действия соотнесен с поведением других индивидов.

4. Предмет исследования.

Предметом исследования (по Веберу) – изучение субъективных смыслов индивидов о своих действиях, их анализ и типизация с целью понимания, интерпретации и объяснения его мотивов.

«Социология - социальная наука, свободная от ценностных суждений».

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени их рациональности. Отправной постулат социолога состоял в том, что структура социальной реальности конструируется, в конечном счете, социальными действиями индивидов, и для социологии объект познания – «истолковать, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, «во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».

5. Типы социальных действий.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;

2) ориентация на поведение других людей.

Вебер выделяет следующие типы социального действия:

· целерациональное

· ценностно-рациональное

· аффективное

· традиционное

Целерациональное действие . Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств. В качестве именно социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения для достижения поставленной цели - с другой. Здесь необходимо помнить о том, что такая модель выступает прежде всего идеальным типом, а значит, реальные человеческие поступки могут быть поняты прежде всего через измерение степени отклонения от данной модели. В одних случаях такие отклонения не слишком значительны, и мы можем говорить о реальном поступке как о «почти целерациональном». Если же отклонения более существенны, то они практически выводят нас на иные типы социального поведения.

«Целерациональным мы называем поведение, ориентированное только на средства, субъективно представляющиеся адекватными для достижения субъективно однозначно воспринятой цели».

Ценностно-рациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностно-рациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям - даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, - значит, мы имеем дело с ценностно-рациональным действием. Классический пример ценностно-рационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях - о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. - уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. Если к тому же мы имеем дело и с последовательностью в реализации такого поведения, а значит, преднамеренностью, то можно говорить об еще большей степени рациональности его, что и отличает ценностно-рациональное действие, скажем, от аффективного. В то же время по сравнению с целерациональным типом «ценностная рациональность» действия несет в себе нечто иррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид.

«Чисто ценностно - рационально, - утверждает Вебер, - действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого либо... «дела». Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий считает предъявленными к себе».

Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

«..чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием».

Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние - вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой "смысл", главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию; однако здесь таится определенное сходство с ценностно-рациональным действием, которое, как мы видели, также не стремится к достижению какой-то "внешней" цели и видит определенность в самом совершении действия.

«Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими низменными или утонченными они ни были».

6. Методы социологии.

М. Вебер считает, что в социологии и в естественных науках метод один – научный , независимо от того, являются ли объектами изучения вещи или люди. И социальные, и естественные науки используют научный метод абстракции и обобщения.

Естественные и социальные науки по Веберу отличаются не методами исследования, а различиями научных интересов и целей исследования .

Заслуга М. Вебера состоит в том, что он осуществил методологическое и методическое обоснование научного метода понимания в социологии.

Методы понимания. Социолог должен понять, истолковать и объяснить смысл субъективного действия.

1) Понять. Метод непосредственного понимания смысла, как понимает его сам субъект

2) Истолковать. Метод интерпретации субъективных смыслов, который опирается на: - принцип конструирования идеальных типов и выявленную на его основе типологию социального действия; - принцип ценностного анализа

3) Объяснить. Метод причинного объяснения мотивов

Методы анализа.

1) Метод причинного анализа. Социология, так же, как и естественные науки, стремится объяснить причинно-следственные связи, поэтому в социологии используется и причинный анализ (коррелирующий с понимающим методом)

2) Метод социологического воображения социолог использует, чтобы заглянуть за видимое проявление конкретного социального действия и увидеть связи между социальными действиями людей, их мотивами, причинами и достигнутыми результатами, которые, как правило, латентны и не лежат на поверхности

3) Метод конструкции конструкций. Социолог должен создать свою конструкцию над смыслом, который придает сам субъект своему действию, должен типизировать и объяснить социальное действие, осмыслить в широком социокультурном контексте.

7. Задачи социологии.

1) «Профессия социолога заключается в том, чтобы подать социальный или исторический материал более осмысленным, чем он был в опыте реальной жизни – интерпретировать социальное поведение. Цель социологов – сделать максимально понятным то, что не было таковым в реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже тогда, когда этот смысл в жизни людей был не осознан». Задача социологии – осуществить конструкцию конструкций: «Вся социология есть теоретическая конструкция, стремящаяся к пониманию смутного и неясного в человеческом существовании».

2) Понять субъективный смысл социального поведения, придаваемый самим субъектом своему поведению, можно через культуру – систему верований и ценностей – понять бесчисленные формы существования людей, их жизнь, знания, убеждения, действия.

3) Самого Вебера интересовали следующие задачи: Какова взаимосвязь между религиозными верованиями человека и его образом жизни. Каковы правила, которым подчиняется человек. Каково личное отношение человека к экономике, государству. Как люди могли жить в отличных друг от друга обществах.

Этика ученого исследователя.

1) Поведение ученого – целерациональное

2) Научное исследование – пример целерационального действия

3) Ученый, увлеченный объектом своего исследования, не может быть беспристрастным и объективным при выборе предмета исследования

4) Но уже раз, выбрав предмет исследования, люди науки должны отличаться ценностной беспристрастностью в процессе исследования, руководствуясь духом науки, выступая в качестве ученых, но совершенно не обязательно – в роли граждан

5) Ценностная беспристрастность ученого находит свое направление в отделении сферы фактов от сферы ценностей при выборе метода социального исследования

6) Объективность научных результатов достигается проверкой (независимой экспертизой)

8. Понятие человека – актора – субъекта социальной реальности.

Человек , по Веберу – это социальное существо. Отдельный индивид является первичной клеточкой социальности, который не подлежит дальнейшим разложениям.

Социальное действие индивида – исходная клеточка социальной жизни.

Человек рассматривается как субъект социального действия, социальной реальности и самого общества. Ни общество, ни отдельные социальные группы, ни социальные институты не могут, по Веберу, рассматриваться в качестве субъектов социальных действий, так как они не обладают сознанием.

9. Общество. Взаимоотношение человека и общества.

Общество и его структура конструируются социальными действиями людей. Опираясь на теорию и методологию социального действия, можно определить на основе преобладания того или иного типа социальных действий уровень исторического развития общества. Так, традиционные и аффективные действия характерны для исторически ранних обществ, с феодальным и монархическим устройством. Ценностно – рациональные действия людей доминируют в обществе, основанном на определенной идеологии. Целерациональные социальные действия характерны для современного капиталистического общества.

Типология общества по Веберу

10. Социальный прогресс (развитие).

Весь исторический процесс, по Веберу, развивается под действием возрастающего процесса формальной рациональности.

Рационализация - это не только необходимость исторического развития, это его судьба.

По мнению Вебера путь развития всего человечества – это индустриальный капитализм.

Рационализироваться должно всё: организация хозяйства, образ жизни, образ мышления людей, их знание, социальное действие и поведение индивида.

Веберовская модель капитализма. Вебер выступал за капиталистическое развитие Германии.

По Веберу, отличительный признак капитализма - способ ведения хозяйства. Он отличается рациональностью – рациональной капиталистической организацией труда и производства. Идеальным типом капитализма по Веберу был Капитализм Западной Европырациональный капитализм .

Вебер считал, что людьми во все времена было стремление к прибыли, то есть он считал, что капитализм был всегда. И он был нерациональным. То есть этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

А в Заподной Европе появился промышленный капитализм. Средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный. Этот рациональный капитализм сформировался именно благодаря человеку второго типа.

11. Социология господства.

Это центральная тема в социологии М. Вебера. Господство, по Веберу, имеет две стороны. Во-первых, оно основано на власти – возможности влиять на поведение других, направив их усилия на достижение целей общества или организации или отельного человека. Во-вторых, господство должно быть легитимным – признанным со стороны повинующегося, только тогда оно будет эффективным.

Все виды хозяйствования основаны на трех типах господства , которые соответствуют трем типам социального действия:

1) Традиционный, патриархальный тип власти, который сходен со структурой патриархальной семьи, основан на едином начале. Характерно: преданность, степень рациональности сведена к минимуму. Соответствует – традиционные действия.

2) Харизматический тип господства, мотив подчинения – подчинение особо одаренной личности. Характерно: преданность вождю, слепая вера, любовь. Соответствует – аффективное действие. Харизмой обладали выдающиеся политики, пророки, герои.

3) Рациональный или легальный тип, личность подчиняется не лицу, а закону. Хранитель правовой законности – президент, парламент, конституционная монархия. Соответствует – целерациональное действие. Самым чистым типом легального господства является бюрократия.

Идеальный тип бюрократии.

Из рационального (легального) типа господства Вебер сформулировал 10 признаков рациональной бюрократии.

1.Личная свобода чиновника от руководителя. Его подчинения только закону или служебному долгу.

2.Система устойчивой служебной иерархии

3.Строгое разграничение компетентности в организации каждого служащего, отдела; каждый занят своим делом.

4.Заработная плата – это один и основной источник дохода и никак не может быть связан показателям офиса или предприятия

5.Гарантированное право на солидную пенсию

6.Служба в офисе – это главная профессия, нельзя заниматься никакой другой деятельностью по совместительству, кроме научной и педагогической деятельности.

7.Строгая дисциплина и контроль за работой чиновника

8.Чиновник должен предвидеть свою карьеру , должны расти квалификация, стаж, опыт, способности. И все это должно происходить в соответствии с объективными критериями.

9.Чиновник не избирается, а назначается ; его деятельность оформляется по контракту, действует система конкурентного отбора.

10.Чиновник никак не связан собственностью администрации . Он лишен права пожизненно присваивать занятую позицию.

12. Класс и социальный статус.

Классы – это большие социальные группы различающиеся: 1) местом в рыночных отношениях, которое определяется наличием или отсутствием собственности на товары, возможность получения прибыли

2) местом в системе товарного производства (продажа товаров и услуг, продажа рабочей силы

3) классы могут быть объединенными (класс для себя) или не объединенными (класс в себе) сообществами с точки зрения осознания своих классовых интересов в отношении к другим классам

Социальный статус характеризуется следующими признаками: 1) уровнем престижности занимаемого места в обществе

2) сознанием принадлежности к объединенному сообществу, общими представлениями

3) политический признак: наличие или отсутствие власти

4) экономический показатель: уровень дохода

13. Социология религии.

Вопросы религии М. Вебер рассматривал в двух своих работах: «Протестантская этика и жух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий». Он изучал религию с точки зрения ее влияния на мотивацию поведения людей, особенно в области хозяйственно – экономической деятельности.

Вебер изучал наиболее высокоразвитые формы религиозности: буддизм, иудаизм, зороастризм, христианство, ислам.

Религия может выступать как активная самостоятельная сила, воздействующая на мотивацию поведения и смысл деятельности людей. И в силу этого способна воздействовать на изменение общественных процессов, т.е. религия может выступать в роли самостоятельного фактора общественного развития. Религия может создавать новый общественный строй, как например, дух протестантизма способствовал созданию рационального капитализма.

Рассматривая взаимосвязь религии и экономики, Вебер пришел к выводу: степень рационализации хозяйственной деятельности обратно пропорциональна силе магического элемента, присутствующего в той или иной религии. И наоборот, чем более присутствует рациональных элементов в религии, тем более рационализировано поведение человека, тем более рационализирована экономика.

Религия придает смысл хозяйственной деятельности, формирует отношение к труду, богатству, характер мотивации труда.

Наиболее рациональные религии – протестантизм, конфуцианство. В протестантизме – труд, усердие – основа спасения мирского благополучия. Мирской аскетизм в протестантской этике предполагает отречение от всех жизненных удовольствий; рациональное исполнение собственных обязанностей и самоограничение рассматривается как священный долг. Получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие предпринимательства.

«Принадлежность к секте - в противоположность при­надлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рож­дения», - является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности. «Цер­ковь» - не что иное, как учреждение по дарованию благо­дати. Она управляет сферой религиозного спасения как неким фидеикомиссом; принадлежность к церкви (по идее) обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан».

14. Значение вклада М. Вебера.

Макс Вебер, являясь одним из редких представлений универсального интеллекта, внес огромный вклад в развитие обществоведения в целом: социологию, политическую экономию, право, философию, историю хозяйства, политологию, религию, искусство.

1) Вебер положил начало новой парадигме социологического знания – интерпретативной социологии. Обосновал новую методологию изучения социальной реальности – понимающую социологию: социальные факты доступны не только наблюдению, но и пониманию.

2) Вебер показал значимость не только объективных (экономических, политических), но и идеальных факторов – мировоззренческих, религиозных, нравственных ориентиров на поведение людей и общественные процессы в целом. Вебер стремился показать, что причинные связи действуют в обоих направлений, а не только от базиса к надстройке.

3) Вебер внес значительный вклад в разработку теорий среднего уровня: социологии капитализма, социологии политики, социологии религии, социологии науки.

4) Актуальным остается наследие Вебера в области разработки социального поведения, социального действия и его типологической классификации, сравнительной характеристики религиозных, хозяйственных, политических и социальных систем.

5) Вебер был один из первых социологов, использовавших эмпирические методы исследования для обоснования теоретических положений.

Достоинства:

На мой взгляд, достоинством учений Вебера является то, что он ввел понятие идеальные типы

С помощью этого метода познания можно:

1)Сформировать человеческое действие, если бы оно находилось в идеальных условиях

2)Рассматривать действие вне времени, пространства, т.е. независимо от условий.

3)Сопоставить идеальный образ с реальным развитием.

Так же достоинством, по моему мнению, является раскрытие Вебером понятия социальности.

Вебер уточняет то, что действие считается социальным только тогда, когда есть осознанное желание ответного взаимодействия. То есть не просто, чтобы действие было направлено на другого, а что бы другой именно адекватно отреагировал и вступил во взаимодействие с актором. (Например, лекция профессора будет социальной только тогда, когда его будут слушать и понимать студенты. Если же профессор только говорит и не старается сделать так, чтобы его поняли – такое действие не является социальным, поскольку, оно не ориентировано на аудиторию).

Достоинством можно выделить и то, когда Вебер говорил о социальном прогрессе, а именно о рациональном капитализме. Он считал идеальным Капитализм Западной Европы, который отличался средством накопления капитала был промышленный труд. Цель – использование денег для дальнейшего развития. Этому типу капитализма соответствует человек второго типа – трудолюбивый, инициативный.

А нерациональный капитализм он считал непрогрессивным. Так как этот капитализм имел целью добыть капитал, а средствами выступала удача, случай, чудо и т.д. Человек здесь отличался аморальностью, непорядочностью, бесцеремонностью.

И именно рациональный капитализм Вебер считал прогрессом общества, который может сформироваться именно благодаря человеку второго типа.

Заслуга Вебера конечно в том, что он создал социологический метод. Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения – понимающая социология.

Недостатки:

Главным недостатком не только Веберовских учений, но и всей интерпретативной парадигмы - это углубленность в микромир. Данная парадигма выносит человека за рамки анализа проблемы общества. Идет слишком большая зацикленность на человеке, изучение общества через человека. Например, Вебер считал, что социальную реальность создает человек, у него есть свои мотивы и интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Социологу в рамках понимающей социологии важно понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. Отсюда суть понимающей социологии Вебера заключается в изучении общества через человека. Здесь мы видим главное отличие от СФП – изучение общества через человека, а не через социальные институты.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.

Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «ценностно-независимого» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал необходимость разработки социологии, свободной от оценочных суждений.

Исследуя социальное действие, Вебер пользуется конструкцией идеального типа действия — целерационального. Рассматривая целерациональное действие как методологическую основу социологии, он показывает, что предметом социологии должен быть индивид как субъект осмысленного целеполагания. Однако эмпирическое социальное действие не является полностью целерациональным, оно содержит и элемент иррационального, обусловленный психологией индивида.

Вебер внес значительный вклад в изучение религии и ее места в обществе, исследовал феномен власти и дат свою типологию форм господства. Однако исследователи отмечают, что, несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала и обилие теоретических концепций и разработок в самых различных сферах общественной жизни, основным предметом веберовских исследований является капитализм, причем взятый не водном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей все многообразие его измерений и потому представляющий собой не просто политэкономическое понятие, а в большей степени культурно-социологическое.

Основным трудом, в котором нашли отражение веберовские исследования капитализма, его сущности, происхождения и влияния на общественное развитие, является «Протестантская этика и дух капитализма», где Вебер четко выражает адекватность духа капитализма и духа протестантизма. Значение этой работы трудно переоценить, поскольку веберовское понимание феномена западноевропейского капитализма с его «духом формальной рациональности и индивидуализма» стало фундаментом для анализа капитализма и исследования путей развития человечества в целом, так как он первый зафиксировал важность культурно-этических установок протестантизма для капиталистического развития Запада. Несмотря на то что дискуссии вокруг веберовской концепции капитализма продолжаются по сей день (по мнению некоторых ученых, например П. Бергера, Вебер недооценил силу капиталистического развития в непротестантских странах и цивилизациях), научная ценность творческого наследия Вебера не может быть оспорена и подтверждается множеством научных разработок и трудов, апеллирующих к идеям и научным положениям, выдвинутым этим великим немецким социологом.

Социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист, историк, крупнейший социолог. Наиболее известны его работы «Методология социальных наук» (1949) и «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Проявлял интерес к социальным и политическим делам Германии. Его взгляды были критическими, либеральными, антиавторитарными, антипозитивистскими, поэтому его социология называется «понимающей».

Вебер вводит в социологию понятие «идеального типа». Последние представляют собой фундаментальные обществоведческие понятия, нс являющиеся копией социальной действительности, но сконструированные из элементов этой действительности в качестве метода ее познания. Идеальный тип (определение) должен соответствовать требованиям формальной логики. Задача социологии заключается в выработке таких идеальных типов: социальное действие, власть, государство, народ, справедливость и другие. Социальная действительность оценивается этими идеальными типами и тем самым познается. В частности, Вебер полагал, что «общественно-экономическая формация» Маркса представляет собой не конкретное общество, а идеальный тип.

Предмет социологии по Веберу

Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. «Социальным, — писал Вебер, — мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий: 1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели), 2) ценностнорациональное (побуждается ка- кой-либо ценностью), 3) традиционное (ориентировано на обычай), 4) аффективное (под влиянием чувств). В отличие от марксизма, который ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на основе бюрократически-целерациональных методов управления:

  • в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);
  • в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);
  • в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической власти, т. е. власти государственной). Если власть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством. Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его (1) соответствие законности и (2) вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности. Вебер выделяет три типа легитимности:

  • легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);
  • харизматический , при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина);
  • традиционный , при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни (что считается главной задачей в марксизме). Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.

Важнейшей процедурой социолога является интерпретация социальной деятельности, результатов конкретно-социологических наблюдений. Она предполагает наличие в сознании социолога каких-то критериев (ценностей) и установок для отбора и оценки эмпирического материала. Участвуя в отборе и оценке эмпирического материала, социолог, по сути, конструирует свои оценки, в которые входят его установки. Оценка становится субъективной, поэтому встает вопрос о ее объективности, непредвзятости, истинности. Вебер считает, что такие ценности (и установки) социолога должны выражать интересы эпохи, т. е. ведущие цели, к которым стремятся элиты и народы. Таким образом, Вебер отказывается от позитивистского и марксистского подхода к анализу социальной действительности.

(нем. Max Weber) (* 21 апреля 1864, Эрфурт – † 14 июля 1920, Мюнхен) – немецкий социолог, экономист и правовед. Один из основателей социологии как науки.
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 в городе Эрфурте (Германия). Семья, в которой рос Вебер, была достаточно обеспеченной и принадлежала к товарно-промышленной буржуазии и чиновничества. Отец Макса присоединился к пробисмаркських национал-либералов и уехал в Берлин, где стал сначала депутатом прусского парламента, а затем – Рейхстага.
Еще до поступления в гимназию (1876 г.) Макс Вебер увлекался произведениями Геродота, Ливия, Тацита, Ранке, Зибель, Дройзена, Трейчке. А дальше, в процессе интеллектуального развития, он все глубже и глубже совершенствовал свои знания. Так Вебер получил академическую подготовку юриста в Берлинском, Геттингенском, Страстбурзькому, Гейдельбергском университетах, специализировался в области истории и теории права, но центром его интересов были проблемы политики в широком смысле этого слова. В 1889 году Вебер защищает докторскую диссертацию. Далее он находился на должности профессоров в Фрайбурзькому, Гейдельбергском университетов, читал свои лекции в других учебных заведениях Германии – что было большим достижением для молодого ученого. Кроме того, что он читал свои лекции, он написал невероятно большое количество научных работ, важность которых для общества трудно переоценить. Причем эти работы касались различных сфер и направлений научных исследований. У них Вебер сформировал свою собственную концепцию видения принципов социального существования и функционирования человечества как системы.
1904 опубликовал труд «Протестантская этика и дух капитализма»
М. Вебер (фото 1894 г.) Макс Вебер родился в середине 19 в. и его развитие как человека совпал с важными изменениями в обществе и с процессом значительного переосмысления людьми всего мирового устройства. После Французской революции 1848 года мир поглотила идея либерализма, которой увлеклись очень широкие массы населения. Всему миру стало понятно, что рождается общество совершенно нового качества, которое базируется на совершенно новых идеях. Эта трансформация и переход от феодальных отношений к капиталистическим не были неожиданностью для человечества. Капитализм органично родился и постепенно поглотил все сферы жизни людей. Вебер оказался реальным очевидцем его развития как господствующей идеологии, поэтому он на собственном опыте мог сделать много выводов по поводу этого явления. Именно природу возникновения капитализма Вебер и стремится исследовать в своей работе. Изучая эту проблему он убеждается, что хотя капитализм и имеет глубокие исторические предпосылки, но его активное развитие в 20 в. не был исторической закономерностью. Скорее, он стал следствием сочетания многих исторических факторов в отдельно взятом регионе (в Европе), а этот симбиоз направил развитие целого континента в русло практического капитализма. Собственно, «Протестантская этика» и направлена на то, чтобы раскрыть то, по его мнению, важнейшую совокупность предпосылок, свормувалы тот общественный строй, который сейчас доминирует. К Вебера было еще несколько выдающихся работ на эту тему, которые пытались объяснить некоторые аспекты тогдашней общественной жизни. Но Вебер эффективно исследовал именно культурно-духовные аспекты новоевропейский капиталистических отношений. Этим он во многом противоречил марксовому видению первичности экономических отношений в становлении всему новому. С одной стороны, Макс Вебер признает в Марксе выдающегося ученого, который начал научное изучение капитализма и увидел в капитализме мощный фактор прогрессивного развития по сравнению с феодальным типом экономики. Кроме того, он считает абсолютно утопическим вывод Карла Маркса по анализу капитализма. По словам самого автора: «Протестантской этикой я хотел показать неспособность марксистского принципа по которому, только экономические отношения в обществе определяют формы общественного сознания». Именно поэтому работы Вебера были такими табуированной в Советском Союзе, где за основу всего нового брали только материальный аспект человеческой жизни. Гениальность мыслителя и его «Протестантской этике» в том, что исследуя причины возникновения капитализма в Европе, мы можем сделать собственный основательный анализ главных основополагающие факторов европейского общества, проследить характер их развития и попытаться лично сделать прогнозы относительно влияния этих факторов на европейское общество.
Собственно, основное понятие, для объяснения которого была написана «Протестантская этика» можно выразить всего двумя словами. Но по мнению Вебера эти два слова позволили человеческой цивилизации не погибнуть в себе, а сделать большой шаг вперед в направлении к совершенствованию. Именно Дух капитализма «виноват» в том, что человечество достигло сегодня тaкого огромного развития. Автор, раскрывая это понятие, также раскрывает его суть, предпосылки его возникновения и развития. Чтобы сделать свое исследование полным Макс Вебер в первой главе труда детально обследует то, что он назвал Духом. В этом он полностью полагается на Бенджамина Франклина – по его мнению того, кто впервые соединил доскональное раскрытия этого понятия в своих трудах по эффективным практическим их воплощением. Эта часть работы является настолько практичной, что на нее может полагаться обычный человек в повседневной жизни, используя ее как руководство для жизни и выживания в условиях капиталистической конкуренции. Здесь можно много раз встретить процитированы слова Франклина, после которых идут небольшие но корректные выводы Вебера. Опираясь на слова американского президента, автор раскрывает черты ментальности, является необходимой составляющей поведения его современников, которые хотят видеть свой бизнес удачным и прибыльным. Вебер оперирует такими понятиями как время и деньги,

Основные идеи Макса Вебера (1864-1920), немецкого социолога, основоположника теории социального действия и «понимающей» социологии, кратко изложенные в этой статье.

Макс Вебер основные идеи кратко

Основные взгляды и идеи социолога изложены в его трудах «Экономика и общество» (1922 год) и «Протестантская этика и дух капитализма» .

  • Центральное понятие в системе Вебера – это «господство». В отличие от власти оно основано на экономической силе. Это особое отношение между управляемым и управляющим, где последний навязывает свою волю первому в виде обязующих приказов.
  • Роль насилия как основа государства. Признавая этот факт, Вебер все же делал акцент на том, что для возникновения и длительного функционирования господской системы одного насилия недостаточно. Необходимо также наличие неких традиций, ценностей, убеждений, правил и норм, которые обуславливают общественное послушание людей.
  • Выделил 3 «идеально чистых типа господства»: харизматическое, традиционное и рациональное. Традиционное господство основывается на вере в законную власть, которая опирается на традицию и имеет закрепленные за ней нормы и правила. Харизматическое господство – это дар, божественное необыкновенное качество, которым наделены лишь некоторые люди. Они обладают магической силой, по мнению других людей. В современных государствах такое господство является основой политического лидерства
  • Социологическая теория. Социология – это понимающая наука, которая изучает поведение личности, которая в свои действия вкладывает некий смысл. Выделил 4 типа социальной мотивации (действий) человека: ценностно-рациональное социальное действие (в основе вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность поведения независимо от ее результата), целерациональное социальное действие (в основе ожидание поведения объектов внешнего мира и других людей), аффективное социальное действие (эмоциональное действие), традиционное социальное действие (привычное поведение человека).
  • Концепция о влиянии протестантской этики на капитализм. Принципы протестантизма — умеренное текущее потребление, самоотверженный труд, выполнение своих обязательств, вкладывание ресурсов в будущее и честность, близки к идеальному типу капиталистического предпринимателя.
  • Отстаивал идею идеального типа капитализма, как торжества рациональности в хозяйственной жизни, религии и политической власти.
  • Выделил 4 типа рационализма – формальный, субстантивный, теоретический и практический.
  • У каждого времени свои абсолюты и ценности.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали об основных идеях Макса Вебера.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920) – немецкий учёный, философ, политический экономист, социолог, историк. Является основоположником социологической науки и одним из основателей либеральной Немецкой демократической партии.

Родители

Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.

Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.

Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.

Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.

Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.

В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.

Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.

Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.

Детство

Макс появился на свет через год после того, как его родители заключили брак. После него в семье родилось ещё восемь детей, из которых две девочки умерли в младенчестве, а зрелого возраста достигли четыре брата и две сестры. Брат Альфред также стал знаменитым философом, экономистом и социологом.

Мама очень тяжело рожала Максимилиана, в результате чего у неё появился жар, и своего первенца она не смогла кормить грудью. Новорождённого мальчика вскормила другая женщина – жена столяра, социал-демократа.

С ранних лет ребёнок рос на удивление самоудовлетворённым и погружённым в свои игры. Казалось, что ему никто не нужен. Он всегда играл в одиночестве, а взрослые, наблюдая за ним, поражались, как дитя двух с половиной лет от роду выстраивает из чурок вокзал, ставит в него поезд с пассажирами и маленькими вагончиками, бумажными полосками имитирует пар. Так он мог играть часами и при этом что-то беспрерывно болтать.

Вскоре ребёнка настигла опасность: он переболел односторонним менингитом. Его жизнь висела на волоске, малышу грозила водянка головного мозга, слабоумие или смерть. Мать не отходила от мальчика ни на шаг, жертвуя другими детьми. Болезнь привела к тому, что Макс стал вести ещё более затворнический образ жизни из-за постоянных судорог, нервных страхов и приливов крови. Когда маленькому Веберу было пять лет, семья поехала на море в Боркум. Мать хотела укрепить здоровье сына, пыталась заносить его в воду на руках. При этом ребёнок поднимал такой душераздирающий крик, что курортники требовали немедленно прекратить эту процедуру.

В 1869 году семейство Веберов переехало в Берлин, куда отца пригласили на должность оплачиваемого члена городского совета. Здесь началась его бурная парламентская деятельность, бесконечные заседания, поездки, путешествия.

Образование

В Берлине семья поселилась на красивой маленькой и уютной вилле на краю города с огромным садом, в котором росли ухоженные плодовые деревья и овощи, бегали куры и кошки. Дети великолепно чувствовали себя в этом саду вдали от большого города, радовались свободе и солнцу. Но Максимилиану эти радости были недоступны. Вынужденный большую часть времени проводить в одиночестве, а не за играми с другими детьми, он страстно увлёкся чтением и литературными опытами, что развило в нём необыкновенную созерцательность.

Сначала мальчик получал домашнее образование. Но приходящие учителя оказывались для него скучными и не производили на ребёнка никакого впечатления, потому что он к тому времени уже самостоятельно прочитал сорок томов Гёте.

В шестилетнем возрасте Макс начал обучение в частной школе, затем продолжил в берлинской классической гимназии. В учебных заведениях отношения с преподавателями и учениками у Вебера были нормальными, но это отнюдь не сделало его более общительным. Иногда он участвовал в кутежах, но большую часть времени всё же посвящал занятиям, по-прежнему очень много читал Шопенгауэра, Лютера, Канта, Макиавелли.

В 1882 году Макс окончил гимназию и стал студентом юридического факультета самого престижного в стране Гейдельбергского университета. Помимо юриспруденции Вебера привлекала теология и история, в душе он пока колебался и не мог определиться, связать своё будущее с политикой или с карьерой учёного.

После долгого затворничества в детстве Макс в студенческие годы как будто настигал упущенное общение. Его жизнь была бурной и насыщенной с потасовками и вечеринками, он с удовольствием пил пиво и занимался фехтованием.

Проучившись год, Макс отправился на службу в армию, он был сначала солдатом, потом офицером в одной из военных частей в Страсбурге. Выйдя в запас, он продолжил обучение в Берлинском университете, при этом никогда не пропускал военные сборы, на них он являлся с неизменным энтузиазмом. Военная карьера казалась ему заманчивой, но всё-таки Вебер выбрал путь учёного.

В 1886 году Макс сдал экзамены по юриспруденции, перешёл в Геттингенский университет, где спустя три года защитил диссертацию, привлекшую особое внимание научного сообщества.

Научная деятельность

Чтобы заниматься наукой, но при этом не зависеть материально от родителей, Вебер устроился работать помощником адвоката. А уже в 1894 году он вошёл в Германскую адвокатскую коллегию. Он продолжал колебаться насчёт науки или политики, пытался сохранить для себя оба варианта и даже вступил, как и отец, в Национал-либеральную партию.

С 1891 года в Берлинском университете Максимилиан занял должность приват-доцента и начал сотрудничество с Союзом социальной политики, основной задачей которого было смягчение контраста капиталистического общества. Молодой учёный проводил многочисленные исследования (в частности опросы сельскохозяйственных рабочих), которые в дальнейшем имели вполне прикладное значение. Например, были приняты меры, облегчившие положение батраков.

После тридцати лет у Вебера были все предпосылки для идеальной карьеры учёного, но именно в этот период у него случилась личная драма и болезнь, к научной деятельности он вернулся лишь в 1901 году. Вышло одно из самых знаменитых его сочинений «Протестантская этика и дух капитализма».

Большой интерес вызвали у Вебера события российской революции 1904-1905 годов, на основании которых он написал две статьи и книгу:

  • «К положению буржуазной демократии в России»;
  • «Переход России к мнимому конституционализму»;
  • «Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии».

В 1908 году Вебер вышел из Союза социальной политики и занялся редакционной деятельностью (редактировал многотомные очерки по социальной экономике).

Во время Первой мировой войны Максимилиан руководил армейским госпиталем в Гейдельберге, после чего вернулся к преподавательской деятельности. В Венском университете ему предложили место профессора, он вёл семинары по социологии и читал курс лекций на тему «Хозяйство и общество».

Женщина также занималась наукой, после смерти мужа она публиковала его труды и издала биографическую книгу о Максимилиане. Их брак был бездетным.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх