Главные условия издательской деятельности. Правовые основы издательской и редакционной деятельности Организационно правовые основы деятельности издательства

Главенствующее место в системе законодательства в области авторского права занимает Конституция РФ . Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества. Статья 71 Конституции РФ посвящена разграничению компетенции между РФ и ее субъектами по вопросам, связанным с изданием нормативно-правовых актов, связанных с регулированием отношений, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности. В частности, п. "о" ст. 71 Конституции РФ предусматривает положение о том, что принятие подобных законов является исключительной компетенцией РФ. Отсюда можно сделать вывод, что регулирование отношений, предметом которых является интеллектуальная собственность, может осуществляться только с помощью норм федерального законодательства.

Нормативно-правовая база книгоиздания включает в себя законы и подзаконные акты, регулирующие отношения между всеми участниками издательского дела. Рассмотрим основные законодательные акты в области издательского дела.

Право массовой информации и законодательство в этой сфере относятся к тем редким отраслям российского права и законодательства, чья дата рождения может быть названа абсолютно точно. До 12 июня 1990 г . в нашей стране не существовало какого-либо правового акта, который регулировал бы общественные отношения, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ. Конечно, в различных правовых актах (Конституции СССР и РСФСР, УК РСФСР, ГК РСФСР, законах о выборах и т. д.) наличествовали нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой связи между ними не было и в целом они не образовывали единого механизма правового регулирования.

12 июня 1990 г . был принят закон СССР "О печати и других средствах массовой информации" . Принятие союзного Закона о печати следует принимать за отправную точку становления и развития российского законодательства о СМИ. 1 августа 1990 г . Закон о печати вступил в силу. В союзном законе принципиальное значение имели две неприметные нормы, содержавшиеся в ст. 4 и 7. Так, в ст. 7 было сказано, что "право на учреждение средства массовой информации принадлежит Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным, религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соответствии с Законом, трудовым коллективам, а также гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста".

Союзный "Закон о печати" проработал в России около полутора лет. 27 декабря 1991 г . ему на смену пришел Закон РФ "О средствах массовой информации" , ставший средством его конкретизации и дальнейшей демократизации. Как и союзный, российский закон родился из инициативного проекта тех же авторов. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 ст. 24), о порядке формирования и деятельности Федеральной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, коммерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60).

Несмотря на несомненные достоинства нового закона, которым было положено начало формированию правовой базы современного российского книгоиздания, к существенным недостаткам его относится тот факт, что в нем, как указывалось выше, практически не отражена специфика книгоиздательского дела (и это не касаясь ещё теоретических проблем соотношения книги и СМИ). Нормы закона регулируют преимущественно деятельность периодической печати и электронных средств массовой информации. Видимо, осознавая это, законодатели вынашивали мысль о принятии отдельного закона, направленного на обеспечение правовой базы книгоиздания в новых условиях. На эту мысль наталкивает запись во «Временном положении об издательской деятельности в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211. В этом документе (п. 1 «Положения») указывается: «Настоящее Временное положение (далее - Положение) регулирует порядок издательской деятельности на территории РСФСР впредь до принятия Закона РСФСР об издательской деятельности». Представляется достаточно обоснованным, что «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» вобрало в себя все ключевые установления Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», касающиеся общественной роли печатных изданий, к которым были отнесены газеты, книги, журналы, брошюры, альбомы, плакаты и иные виды изделий полиграфического производства. В документе указывается, в частности, что свобода издательской деятельности в России гарантируется действующим законодательством и призвана обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, религии и убеждений, свободу выражения мнений и, что имеет немаловажное значение, свободу научного, технического и художественного творчества. Наряду с указанием на то, что «цензура печати не допускается», «Положение» вместе с тем четко фиксирует перечень всех тех действий, для осуществления которых издательская деятельность не должна использоваться.

Постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» установлено, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.

Выпуск книг и брошюр, так же как и организация иной предпринимательской деятельности, на основе государственного лицензирования в принципе не противоречит нормам гражданского права и, пожалуй, наоборот, свидетельствует о предоставлении издательствам широкой экономической самостоятельности. Однако необходимость лицензирования предстает и иной своей стороной, поскольку выдача лицензии - это, при всех прочих равных условиях, фактически выдача разрешения, а не просто акт регистрации, как этого требует Закон РФ «О средствах массовой информации». В настоящее время вопрос о лицензировании издательской деятельности находится на стадии рассмотрения в законодательных органах и, скорее всего, будет решен в духе закона о СМИ. И тем самым будет разрешено противоречие, ставящее под сомнение подлинность провозглашенных в Законе свобод «поиска, получения, производства и распространения массовой информации».

Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов», появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» , принятый 9 июля 1993 г . Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ «О библиотечном деле» (декабрь 1994), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10.1995 г. № 1005 «О федеральной целевой программе «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах» .

До сих пор речь шла о законах и других нормативных актах, касающихся преимущественно творческой стороны деятельности издательской системы. Одновременно в общегосударственном масштабе велась большая законотворческая деятельность, способствующая формированию в России гражданского общества, превращению ее в правовое государство. Принятие законов и кодексов, формирующих законодательную базу экономического развития страны, содействует успешному функционированию издательств как предпринимательских структур, как хозяйствующих субъектов.

К настоящему времени перечень основных документов по правовому обеспечению деятельности включает в себя около десятка кодексов и основ законодательства по различным направлениям общественного развития (в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и др.), более 20 законов, около 30 указов Президента РФ, значительное число постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и другие документы.

Стандарты в издательском деле

По определению, стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции (в некоторых случаях и к конкретной продукции), правила ее разработки, производства и применения.

По сфере действия стандарты могут быть государственными (ГОСТ), отраслевыми (ОСТ) и республиканскими (РСТ). Нас интересуют первые две группы стандартов, применяемые в книгоиздании.

Из числа действующих стандартов, регламентирующих издательскую деятельность, назовем некоторые:

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения;

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления»;

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования;

ГОСТ Р 7.0.12-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила;

ГОСТ 7.62-2008 СИБИД. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования;

ГОСТ 7.21-80. Учебники и учебные пособия для 1-10-х классов общеобразовательной школы. Издательское оформление и полиграфическое исполнение. Технические условия;

ГОСТ Р 7.0.53-2007. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление;

ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы;

ГОСТ 1342-78. Бумага для печати. Размеры;

ГОСТ 7.89-2005. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования;

ОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия;

ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия;

ОСТ 29.76-87. Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования.

Стандарты охватывают самые разные стороны издательской и полиграфической практики.

Действующая система стандартов в области издательского дела является серьезной основой для повышения качества издательской продукции.

4. Что требуется для учреждения издательства

Учредитель издательства утверждает его устав и представляет в территориальные органы власти в соответствии с действующим законодательством документы для государственной регистрации издательства как предприятия, ведущего самостоятельную хозяйственную деятельность.

В уставе издательства определяются его программные цели и задачи в издательской деятельности, организационно-правовая форма, название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов; условия реорганизации и ликвидации.

Учредитель может быть зарегистрирован непосредственно в качестве издательства.

Для издательства, являющегося структурным подразделением предприятия или учреждения, государственная регистрация не требуется. Однако в уставе этого предприятия (учреждения) в разделе о видах деятельности должно быть включено положение об издательской деятельности.

Издательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Граждане в данном случае получают в территориальных органах власти регистрационное удостоверение и патент и тем самым приобретают все права учредителя.

В каких случаях издательское дело может быть приостановлено

Издательская деятельность приостанавливается:

По инициативе учредителя (соучредителей);

На основании решения суда;

По другим основаниям, предусмотренным законодательством

Отсутствие лицензии или регистрации лицензии

Организация, дважды в течение двенадцати месяцев осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Общие обязанности издательства

Общие обязанности издательства как раз и вытекают из необходимости и целесообразности выполнения отдельных их положений. Напомним, что к основным законодательным и нормативным актам, напрямую касающихся издательской деятельности, относятся Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР».

Прежде всего, издательство обязано выпускать любое издание на основе договора с автором или его правопреемником в соответствии с Закон об авторском праве.

Есть и обязательства, которые связаны с выполнением стандартов в части оформления каждого издания в соответствии с ГОСТ, например, размещения в каждом издании выходных сведений в соответствии с ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

Важной обязанностью издательства является предоставление обязательных экземпляров изданий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов».

Соблюдение ограничений на публикацию информации, которые установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о государственной тайне и Временным положением об издательской деятельности в Российской Федерации, прежде всего находятся в сфере интересов издательства, поскольку неисполнение этой обязанности влечет за собой судебную ответственность и возможные финансовые затраты.

Непреложной обязанностью издательства является выполнение договорных обязательств. Это касается его отношений со всеми участниками издательского бизнеса: типографии, книготоргового предприятия, различного рода посредниками и финансовыми структурами и, естественно, с авторами.

Заметим также, что в соответствии с пунктом 17 Временного положения об издательской деятельности «коммерческий риск по выпуску печатных изданий лежит на издательстве, если договором с автором (собственником произведения) или заказчиком не предусмотрено иное».

Особо следует остановиться на обязательном экземпляре.

Основные права издательства

В рамках действующего в Российской Федерации законодательства издательства руководствуются в своей деятельности уставом, в котором оговариваются в том числе и его права.

В пункте 16 «Временного положения об издательской деятельности» записано, что издательство вправе:

Самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы;

Издавать периодические печатные издания в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

Заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд;

Осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в Российской Федерации и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника.

В Российской Федерации нет специального юридического документа, посвященного издательскому праву, но отдельные положения такого права присутствуют в действующем законодательстве.

Также существуют законодательные нормы, которые говорят скорее не о правах издательств, а о некоторых гарантиях защиты их интересов.

Виды обязательств

Обязательства подразделяются по структуре на простые (одно право и одна обязанность) и сложные (совокупность прав и обязанностей), а также на односторонние (одной стороне принадлежат только права, другой - только обязанности) и взаимные (каждой из сторон принадлежат и права, и обязанности). Обязательства личного характера неразрывно связаны с личностью должника или с личностью кредитора. Обязательствами со множественностью лиц называются обязательства с участием нескольких лиц на стороне кредитора (активная множественность), либо на стороне должника (пассивная множественность), либо с обеих сторон (смешанная множественность). Тесно связанные между собой обязательства подразделяются на основные и дополнительные (акцессорные). По содержанию обязательства подразделяются на определённые и альтернативные (должнику или кредитору принадлежит право выбора действий по исполнению обязательства). По объекту обязательства подразделяются на имущественные (действия по обязательству связаны с имуществом) и неимущественные . По основаниям возникновения обязательства подразделяются на договорные и внедоговорные (обязательства из причинения вреда называются деликтными). + факультативные

Правовая база издательского дела в РФ

Часть четвёртая ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступила в действие с 1 января 2008 года;

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1;

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 05.05.2014);

«Временное положение об издательской деятельности в РСФСР», утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211.

Транскрипт

1 Федеральное агентство по образованию РФ ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» Кафедра филологических основ издательского дела и литературного творчества (наименование кафедры, факультета) Утверждаю: Декан ф-та «_24» _г. Рабочая программа дисциплины Правовые основы издательского дела, III курс (наименование дисциплины, курс) (б) «Издательское дело» Направление подготовки Профиль подготовки Квалификация (степень выпускника) Бакалавр Форма обучения очная (очная, заочная.) Обсуждено на заседании кафедры «_23_» г. Протокол _1_ Зав. кафедрой Редькин В.А. Составитель: К.ф.н. доц. Жаров_В.А Тверь 2013

3 II. Пояснительная записка 1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются Овладение нормативной базой для решения правовых задач в сфере будущей профессиональной деятельности; повышение правовой культуры и правосознания обучающихся. (Указываются цели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО). 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина углубляет знания, полученные в курсе «Правоведение»и поддерживает курсы «Менеджмент в издательском деле», «Авторское право». Требования к входным знаниям: Иметь представление о понятиях, полученных при изучении курса «Правоведение»: «формы правления», «правовая система», «отрасли права», «институты права», «норма права», «структура нормы права», «источники права», «принципы права», «функции права», «законодательство», «правоотношения», «субъекты и объекты правоотношений», «физические и юридические лица», «правоспособность», «дееспособность», «юридический факт», «регулирование права», «правонарушение», «материальные блага», «нематериальные блага», «естественное право», «позитивное право», «защита права». Уметь различать структурные составляющие права; объекты и субъекты правоотношениий; естественное и позитивное право; определять юридические факты и относимость юридических фактов к различным отраслям и институтам права; трактовать основные положения конституционного права. (Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее). 3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 зачетных единиц, 144часов.

4 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Общекультурные: использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); Профессиональные: работать с клиентской базой издательства, участвовать в переговорах (ПК-7); организовать работу с авторами (ПК-25); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: понятие права, его роль и значение в современном обществе, место и функции права в системе социального регулирования, системе и источниках отраслей права; понятия правонарушения и юридической ответственности; правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, основы договорного права, основы обязательственного права, основы информационного права, основы налогового права; правовое регулирование отношений юридических и физических лиц Уметь: заключать договора и сделки, вести переговоры, пользоваться нормативными документами, Владеть навыками работы с различными видами юридических лиц, способами защиты права. 5. Образовательные технологии Лекция традиционная и проблемная, упражнения, метод малых групп, дискуссия, разработка оригинальных проектов, подготовка мультимедийных презентаций. Доля занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 10%. (Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием

5 конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)). 6. Формы контроля экзамен (V семестр). III. Учебная программа программа освоения учебной дисциплины, которая определяет ее основное содержание, последовательность изучения. Содержит разделы (подразделы), темы. Рекомендации по составлении учебной программы содержатся в примерной ООП. Темы и содержание практических занятий Тема 1. Цели и задачи предмета. Вводные данные о праве как предмете изучения; понятие правовых норм; общее понятие правовых основ в сфере коммерческой и некоммерческой деятельности; цели и задачи правового регулирования книжного дела. 1. Понятие "ПРАВО" как предмета изучения. 2. Законодательство, составляющее основу книжного дела. 3. Понятие коммерческой и некоммерческой деятельности. 2. Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и 3. Авторское право в издательской деятельности: учеб. пособие. М., Калятин В.О. Интеллектуальная собственность: исключительные права. М., Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., Договоры в деятельности средств массовой информации. М., Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М., Законодательство России о средствах массовой информации. М., Тема 2. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие информационное, издательское и книжное дело. Условия и порядок вступления в силу законодательных актов. Перечень и направленность законодательных актов, регулирующих книжное дело, информационные услуги, издательскую деятельность; основы договорной работы. 1. Цели и задачи правового регулирования книжного дела. 2. Условия и порядок вступления в силу основных законодательных и нормативных актов, регулирующих информационное поле. 3. Понятие документа. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и 4. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон. М., Авторское право в издательской деятельности: учеб. пособие. М., 1999.

6 6. Бовин А.А. Интеллектуальная собственность: экономический аспект. Новосибирск, Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах: Судебная практика. 3-е изд. М., Договоры в деятельности средств массовой информации. М., Законодательство России о средствах массовой информации. М., Тема 3. Закон об информации, информатизации и защите информации. 1. Понятие конфиденциальной информации. 2. Право собственности в информационном процессе. 3. Результат интеллектуального труда. 4. Понятие и содержание защиты информации. 5. Понятие авторского права. 6. Способы защиты авторского права. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и 4. Авторское право в издательской деятельности: учеб. пособие. М., Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах: Судебная практика. 3-е изд. М., Калятин В.О. Интеллектуальная собственность: исключительные права. М., Логвинов Ю.В. Интеллектуальное пиратство. М., Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. 2-е изд. М., Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М., Законодательство России о средствах массовой информации. М., Тема 4. Средства массовой информации. Законодательная основа для их создания и деятельности. 1. Понятие средств массовой информации, их дифференцирующие признаки. 2. Законодательная основа для создания и деятельности СМИ. 3. Обязанности государства в формировании информационного поля. 2. Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и 3. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон. М., Авторское право в издательской деятельности: учеб. пособие. М., Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. 2-е изд. М., Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., Договоры в деятельности средств массовой информации. М., Налоговый кодекс РФ. М., О Государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ. М., Законодательство России о средствах массовой информации. М., 2000.

7 Тема 5. Государственная поддержка СМИ и книгоиздания. О налоговых льготах по продукции СМИ и книжной продукции. 1. Формы и сущность государственной поддержки СМИ и книгоиздания. 2. Условия государственной поддержки СМИ и книгоиздания. 3. Виды налогов по продукции СМИ и книгоиздания. 4. Налоговые льготы по продукции СМИ и книгоиздания. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и 4. Бовин А.А. Интеллектуальная собственность: экономический аспект. Новосибирск, Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах: Судебная практика. 3-е изд. М., Калятин В.О. Интеллектуальная собственность: исключительные права. М., Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. 2-е изд. М., Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М., Международный обмен авторскими правами. М., Налоговый кодекс РФ. М., О Государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ. М., Тема 6. Закон «Об обязательном экземпляре документов». 1. Понятие обязательного экземпляра документов. 2. Условия предоставления и хранения обязательного экземпляра документов. 2. Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и 3. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность: исключительные права. М., О Государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ. М., Об обязательном экземпляре документов. М., Законодательство России о средствах массовой информации. М., IV. Рабочая учебная программа (учебно-тематический план) содержит сводную. Таблицу основных форм учебных занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы) с указанием количества отведенных на них часов. Наличие раздела Самостоятельная работа студента обязательно. Рабочая учебная программа Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самостоятельная

8 Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие информационное, издательское и книжное дело. Условия и порядок вступления в силу законодательных актов. Законодательство об информации, информатизации и защите информации. Понятие и структура правовой информации Законодательные основы работы с фиксированной информацией. Средства и формы защиты личных неимущественных и имущественных прав. Государственная поддержка СМИ и книгоиздания. О налоговых льготах по продукции СМИ и книжной продукции Лекции Практические работы работа ИТОГО V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации но итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Вопросы для тестирования 1. Понятие "ПРАВО" как предмет изучения. 2. Законодательство, составляющее основу книжного дела. 3. Понятие коммерческой и некоммерческой деятельности. 4. Понятие и содержание защиты информации. 5. Цели и задачи правового регулирования книжного дела. 6. Понятие документа. 7. Конфиденциальная информация 8. Право собственности в информационном процессе. 9. Результат интеллектуального труда. 10. Обязанности государства в формировании информационных ресурсов. 11. Понятие договора и его основные условия. 12. Способы распространения книгопродукции. 13. Права и обязанности распространителей. 14. Понятие авторского права. 15. Способы защиты авторского права. Темы рефератов 1. Понятие и структура системы права. 2. Правовая система Российской Федерации. 3. Виды нормативно-правовых актов. 4. Действие нормативно-правовых актов во времени. 5. Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации. 6. Источники права. 7. Принцип разделения власти. 8. Структура судебной системы Российской Федерации.

9 9. Функции государства. 10. Государственный аппарат. 11. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы. 12. Собственность как экономическая и правовая категория. 13. Международное и национальное право. 14. Участники правоотношений и субъекты права. 15. Объекты правоотношений. 16. Формы реализации норм права. 17. Применение права. 18. Толкование правовых норм. 19. Понятие и основные признаки юридической ответственности. 20. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература: 1. Мухаев, Р. Т. Правоведение [Электронный ресурс] : учебник / Р. Т. Мухаев. - М.: Юнити-Дана, с Режим доступа: 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., Коршунов Н.М., Эриашвили Н.Д. Право интеллектуальной собственности. М., Невская М.А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ. М., б) дополнительная литература: 1. Авторское право в издательской деятельности: учеб. пособие. М., Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и 2. Бовин А.А. Интеллектуальная собственность: экономический аспект. Новосибирск, Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах: Судебная практика. 3-е изд. М., Закон об авторском праве и смежных правах. М., Калятин В.О. Интеллектуальная собственность: исключительные права. М., Логвинов Ю.В. Интеллектуальное пиратство. М., Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. 2-е изд. М., Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., Договоры в деятельности средств массовой информации. М., Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М., Международный обмен авторскими правами. М., Налоговый кодекс РФ. М., О Государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ. М., О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон. М., Об обязательном экземпляре документов. М., Законодательство России о средствах массовой информации. М., в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

10 VII. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) (Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.


Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» Кафедра филологических основ издательского дела и литературного творчества (наименование кафедры,

ТРЕБОВАНИЯ к содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины в Дагестанском государственном университете Программа учебной дисциплины основной рабочий документ преподавателя, определяющий

Приложение 4 Шаблон рабочей программы (модуля) ЧОУ ВО «УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра Экономики и управления УТВЕРЖДАЮ: Первый проректор Н.А.Куликова " " 20 г. Рабочая программа (модуля)

Макет рабочей программы ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.А. БУНИНА «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой / / 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Филологический факультет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Экономический факультет

Версия документа - 1 стр. 1 из 6 Первый экземпляр КОПИЯ Аннотированная рабочая программа дисциплины Актуальные проблемы гражданского права Направление подготовки (специальность) 40.04.01 - Юриспруденция

2 1. Цели и задачи дисциплины Целями изучения дисциплины «Правоведение» являются: - овладение студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему; - усвоение минимума знаний по

Приложение А (обязательное) А.1Форма титульного листа рабочей программы дисциплины подготовки бакалавра МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное образовательное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Институт

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Приложение 1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» факультет 1 Кафедра

1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Социальные и этические вопросы информационных технологий» является формирование у студентов представления о социальных аспектах построения информационного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Тверской филиал

1. Цели освоения дисциплины. Целью учебной дисциплины "Государственное регулирование банковских, валютных и фондовых операций " является знакомство студента с особенностями государственного регулирования

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Гражданское право (наименование дисциплины) Направление 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция Профиль (специализация) подготовки Гражданско-правовой 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «С ы кты вкарский государственный университет» Утверждено на заседании

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Практикум по гражданскому праву 1.2.1. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 144 часов (4 ЗЕ) из них: лекций 0 час.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Кафедра теории, истории государства и права Рабочая программа учебной дисциплины ПРАВО

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Право социального обеспечения (наименование дисциплины) Направление 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция Профиль (специализация) подготовки Гражданско-правовой (указывается

К Г Э У МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

1 2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Введение 4 1. Пояснительная записка 4 1.1. Предмет, цели, задачи и принципы построения дисциплины 4 1.2. Роль и место дисциплины в структуре реализуемой образовательной

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» 2011

1 Составитель: Рецензенты: Булатецкий Е.Ю., д.и.н., профессор. д.э.н., доцент Гусев С.А., зав. кафедрой автомобильного туризма и сервиса Машиностроительного университета (МАМИ); к.э.н., доцент Лепешкин

АННОТАЦИЯ дисциплины (учебного курса) М2.ДВ3.2 Гражданское торговое право зарубежных стран (шифр и наименование дисциплины (учебного курса)) 1. Цель и задачи изучения дисциплины (учебного курса) Цель формирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Воронежский государственный архитектурно-строительный университет УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ИСиС Колодяжный С.А. Ф.ИО. 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Тверской филиал

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ Кафедра гражданского и гражданского процессуального права Рег. УТВЕРЖДАЮ: Декан юридического факультета Мкртычян Б.А. (ФИО) ФГОС 2016 г. (подпись) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» «Утверждаю»

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Гражданское право» (общая часть) по направлению 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр») 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: Учебная

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ) ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» НАПРАВЛЕНИЕ ООП (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) 080200

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Тверской филиал

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Кафедра «Теория

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГБОУ ВПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕ- ЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Кафедра «Административное

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

2 1. Цель и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины является освоение основных положений действующего в Российской Федерации законодательства, регулирующего отношения, связанные с авторским правом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Факультет управления и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УТВЕРЖДАЮ "20" сентября 2011 г. Рабочая программа

РЕЦЕНЗИЯ на основную профессиональную образовательную программу высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профиль подготовки «Актуальные проблемы теории и практики правового

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Версия документа - 2 стр. 1 из 6 Первый экземпляр КОПИЯ Аннотированная рабочая программа дисциплины Экологическое право Направление подготовки (специальность) 40.03.01 Юриспруденция Направленность (профиль)

1. Цели и задачи обучения по дисциплине Цель обучения по дисциплине «Правовые основы журналистики» - сформировать у студентов современное понимание принципов и норм правового регулирования в сфере массовой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики и управления на предприятии Кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия АННОТАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ» Факультет «Экономика, управление и информационные системы в строительстве

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Факультет географии и геоэкологии

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

Правовые основы издательского дела

Современная нормативная база книгоиздания

Свобода издательской деятельности гарантируется действующим законодательством, и призвано обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, совести, религии, убеждений, свободу выражения мнений, научного, технического и художественного творчества.

Современная нормативная база книгоиздания России включает в себя помимо общих межотраслевых особую группу основных документов, определяющих специфику жизнедеятельности отрасли.

К ним можно отнести:

2) нормативные документы по экономике и организации издательского процесса

3) международные соглашения, действующие в России

4) государственные отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ)

5) санитарные правила и нормы (СанПиНы)

6) внутриотраслевые документы (в основном, инструктивно-методического характера)

Основные действующие нормативные документы, действующие для отрасли по авторскому праву:

1) ФЗ РФ от 18.12.2006 года #230-ФЗ "4-я часть Гражданского кодекса РФ". Вступил в действие в 2008 году

По экономике организации издательского процесса:

1) Закон РФ от 27.12.1991 года о СМИ

2) ФЗ РФ от 29.12.1994 года #77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документа"

4) ФЗ РФ от 24.11.1995 года #177-ФЗ "Об экономической поддержке районных (городских) газет"

Стандарты в издательском деле:

Книгоиздание - мощная отрасль производства с присущей ей спецификой, которая диктует, с одной стороны, нормативную базу промышленного производства, а с другой - нормативную базу издательского процесса в той мере, в какой он определяет само производство. Например, форматы книг, их объемы, тип бумаги для печати, конструкция книги (твердый переплет или обложка) и многое другое. Это определяется не только автором, редактором или дизайнером издательства, но и возможностями избранной полиграфической базы и имеющимся в ней оборудованием.

Стандарты необходимы для того, чтобы читатель мог свободно ориентироваться в книгах: легко определить автора, художника и переводчика, жанр, кому книга предназначена, ознакомиться с её кратким содержанием, выяснить, кто отпечатал книгу, каким тиражом, узнать её объем и т.д.

Характеристики книги при всем их многообразии могут быть полезным и удобным для читателя и специалиста лишь в том случае, если они унифицированы для всех книг, что как раз и призваны делать издательские стандарты. Тем самым защищаются интересы потребителей-читателей от произвола издателей и полиграфистов. Кроме того, стандартизация позволяет построить систему информации о книгах, сделать её универсальной и сопоставимой в библиографии, статистике, книжной торговле.

Основные положения издательской деятельности в современной России

Обобщая законодательную базу, которая была и имеется в настоящий момент, можно сформулировать права и обязанности издателя и прочие условия издательской деятельности.

Кому принадлежит право на издательскую деятельность в РФ?

Право на издательскую деятельность принадлежит муниципальным образованиям, органам государственного управления, общественным объединениям, предприятиям, организациям и учреждениям, а также российским гражданам, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Юридические лица и граждане, обладающие правом на издательскую деятельность, реализуют его путем учреждения в установленном порядке издательства, то есть они выступают в данном случае как учредители издательства.

Иностранные юридические лица и граждане имеют право на издательскую деятельность на территории России в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Главные условия издательской деятельности

Перечень типов изданий и виды издательской деятельности не ограничиваются. Цензура печати не допускается. Однако некоторые ограничения на содержание изданий все же предусмотрены. Они исходят из требований защиты важнейших, установленных законом государственных интересов, а также из международных обязательств России в области прав человека.

Не допускается:

1) использование издательской деятельности для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну

2) призывы к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя

3) пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости

4) распространение порнографии, а также в целях совершения иных уголовно-наказуемых деяний

5) использование издательской деятельности для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на честь и достоинство

Как сфера общественной деятельности, книгоиздание всегда в той или иной мере регламентировалось государственной властью. Со стороны государства это было прежде всего ограничительное законодательство. Так, в Англии в 1637 г. был принят Декрет о книгопечатании, направленный на ограничение прав книгоиздателей и книготорговцев. "Декрет в 33 статьях заключал правила относительно предварительной цензуры, типографского промысла и ввоза заграничных изданий. Согласно декрету, книги юридического содержания должны были поступать на просмотр верховных судей; рассмотрение политических сочинений возлагалось на главных государственных секретарей; остальная литература была предоставлена ведению архиепископа Кентерберийского и епископа Лондонского. В цензуру представлялись рукописи в двух экземплярах; к печати разрешались лишь те сочинения, в которых не было ничего противного англиканской церкви, государству и правительству, а также добрым нравам. Все произведения печати тотчас по выходе из типографий заносились в реестровые книги Компании типографщиков; на каждой книге обязательно обозначались имена типографщика, издателя и автора. Права членов Компании типографщиков по части обысков и выемок были расширены по сравнению с полномочиями, предоставленными им Елизаветой (имеется в виду королева Елизавета I (1558-1603), которая в 1559 г. распорядилась о том, чтобы книги не печатались без разрешения Комитета Королевского Совета или епископа. - Б.К.). По-прежнему типографии не могли открываться вне Лондона, Оксфорда и Кембриджа; да и в этих городах число их было строго ограничено. К занятию типографским промыслом допускались лица, удовлетворявшие известным требованиям и с особого в каждом случае разрешения духовной власти и членов верховной комиссии. Заграничные издания задерживались в таможне для предварительного просмотра".

Были и обратные примеры. Так, указом от 15 января 1783 г. российская императрица Екатерина II (1762-1796) разрешила всем беспрепятственно открывать собственные типографии, что стало в то время проявлением высшей степени либерализма. Этот закон действовал до 1796 г. Благодаря закону А.Н. Радищев в 1790 г. купил в долг печатный станок и организовал у себя на дому легальную типографию, где и изготовил 650 экземпляров своего "Путешествия из Петербурга в Москву".

Сегодня в Российской Федерации издательская деятельность регулируется главным образом общими нормативно-правовыми актами, относящимися и к другим видам предпринимательской деятельности. Собственно, издательское дело не регулируется каким-либо специальным законодательным или нормативноправовым актом. Ранее эту функцию выполняло "Временное положение об издательской деятельности в РСФСР", утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211. Однако после принятия постановления Правительства РФ от 8 мая 2002 г. № 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" Временное положение потеряло юридическую силу. В то же время на издательскую деятельность распространяется большой массив законодательных актов из области гражданского, финансового и административного права.

В основу правового регулирования издательской деятельности положены принципы, закрепленные в Конституции РФ:

  • o идеологическое многообразие (ст. 13);
  • o свобода мысли и слова, свобода информации, запрет цензуры (ст. 29);
  • o свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).

Вместе с этими принципами действуют положения, зафиксированные в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании":

  • o юридическое равенство участников неимущественных отношений, в том числе в сфере издательской деятельности; недопустимость произвольного вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности (ст. 1 ГК РФ);
  • o единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; свобода и плюрализм в образовании (ст. 2 Закона РФ "Об образовании").

Сюда же следует отнести отдельные положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые, в частности, запрещают (ст. 10, 14) монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию (в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности).

Основными документами федерального уровня, определяющими отдельные аспекты издательской деятельности, до недавнего времени были Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1 "Об авторском праве и смежных правах" и Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". После введения в действие с 1 января 2008 г. части IV Гражданского кодекса РФ, посвященной общим и специальным вопросам регулирования интеллектуальной собственности, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу.

Остановимся подробнее на решениях, которые содействовали сохранению и развитию книгоиздания в середине 1990-х гг. Речь пойдет о постановлении Правительства РФ от 12 октября 1995 г. № 1005 "О Федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания Российской Федерации" и о Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Можно сказать, что без учета их влияния картина книгоиздания в 1990-х - начале 2000-х гг. не может быть полной. К тому же в несколько измененном виде эти решения действуют и поныне.

Особо следует остановиться на Федеральной программе поддержки книгоиздания. Дело в том, что хотя формально программа эта была утверждена правительством только в конце 1995 г., фактически существовала она с августа 1992 г., когда была утверждена коллегией Министерства печати и информации РФ. Причиной принятия Федеральной программы стало существенное сокращение в начале 1990-х гг. выпуска социально значимой литературы, к которой в первую очередь относилась учебная литература для всех форм образования и детская литература.

Положение о Федеральной целевой программе книгоиздания России устанавливало, что "Государственные нужды в книгоиздании - это потребность Российской Федерации в конкретных видах социально значимой книжной продукции (учебная, детская, справочно-энциклопедическая, научная и производственная, художественная (подписная, библиотечная серия) литература, литература на языках народов Российской Федерации, официальная литература, изобразительные издания), необходимой для решения общенациональных задач в области воспитания, образования, экономики, науки и культуры". Правда, несмотря на то что Положением о Программе Министерство печати определялось как государственный заказчик, по сути оно таковым не являлось. Дело в том, что финансирование выпуска вошедших в Программу изданий не было полным и покрывало затраты издательств лишь частично. Фактически это было дотирование выпуска книг, заявленной целью которого было снижение розничной цены на социально значимую книгу до приемлемого для потенциального покупателя уровня.

За время существования программы, с 1992 г. по настоящее время, в ее рамках вышло около 14 тыс. названий книг, в реализации Программы участвовали сотни издательств всех форм собственности, что очень важно: Федеральная программа поддерживала (и поддерживает в настоящее время) не издательства как таковые, а книгу, независимо от того, какая издательская структура ее подготовила - государственная или нет.

Конечно, влияние Федеральной программы на общий выпуск книжной продукции относительно невелико, если учесть, что годовой выпуск составлял от 29 017 названий в 1993 г. до 127 596 в 2009 г. Тем не менее в рамках Программы выходили и выходят книги, которые без внешнего финансирования вряд ли увидели бы свет. К тому же через Федеральную программу государство демонстрировало заинтересованность в информационном обеспечении своего развития и определяло государственные приоритеты в книгоиздании. Программа и сейчас работает как самостоятельный раздел крупной Федеральной программы "Культура России".

Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" освобождал от налога на добавленную стоимость обороты реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционную, издательскую и полиграфическую деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Фактически под действие этого Закона не попадала только рекламная и эротическая продукция. Кроме того, не уплачивался в федеральный бюджет налог на прибыль, полученную от производства и распространения книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Предусматривался ряд иных льгот. Срок действия этого закона истек 31 декабря 2001 г. В соответствии с Налоговым кодексом РФ введен налог на добавленную стоимость в размере 10% для периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Для иной продукции он составляет 18%. Не подлежит обложению налогом с продаж реализация печатных изданий, учебной и научной литературы. Как и по ранее действовавшему закону, льготное налогообложение не распространяется на периодические печатные издания и книжную продукцию рекламного (если рекламная информация превышает 40% объема издания) или эротического характера.

В переходный к рыночным отношениям период законодательство Российской Федерации обеспечило средствам массовой информации и книгоизданию не только выживание, но и некоторое развитие, что сказалось на насыщении рынка литературой широкого тематического и видового спектра. Система законодательных, нормативно-правовых и подзаконных актов, формирующих правовую основу деятельности предприятий как хозяйствующих субъектов, к которым относятся издательские, полиграфические и книготорговые структуры, значительно шире. Стоит отметить, что в рамках российского гражданского права, регулирующего экономические отношения, основополагающим принципом является принцип свободы договора (ст. 1, 421 ГК РФ), что предполагает:

  • o свободное решение вопроса о заключении или незаключении договора;
  • o возможность заключения договора, не предусмотренного правовыми актами, а также смешанного договора;
  • o свободный выбор контрагента по договору;
  • o установление условий договора по согласованию сторон.

Специфика книгоиздания, связанная, с одной стороны, с существованием собственного промышленного производства, а с другой - с наличием допроизводственного процесса подготовки изданий, определяет необходимость разработки соответствующей нормативной базы, которая не только регулировала бы основные процессы подготовки издательской продукции, но и обеспечивала бы соответствие продукции требованиям производства. Кроме того, существуют статистическая и информационная составляющие, которые предполагают определенную унификацию изданий. В отдельных случаях (например, при производстве детской и учебной литературы) есть прямая необходимость учета продукции, а также стандартизации потребительских и санитарно-гигиенических характеристик книжной продукции.

Не менее важна стандартизация в разработке и внедрении единой системы терминов и определений, для того чтобы все участники книжного дела говорили на одном языке, а значит, понимали друг друга.

Все это касается не только национальных государственных и отраслевых стандартов, но и международных.

Назовем основные действующие в России стандарты, регламентирующие издательскую деятельность:

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения

ГОСТ Р 7.0.4-2006. СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. (СИБИД - система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.)

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.62-2008. Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования

ГОСТ 7.21-80. Учебники и учебные пособия для 1-х - 10-х классов общеобразовательной школы. Издательское оформление и полиграфическое исполнение. Технические условия ГОСТ 7.53-86. Издания. Международная стандартная нумерация книг

ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 7.86-2005. Издания. Общие требования к издательской аннотации

ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы ГОСТ 132-8. Бумага для печати. Размеры

ОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия

ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия

ОСТ 29.130-98. Издательская и книготорговая библиографическая информация

ОСТ 29.76-87. Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования.

Существуют и другие нормативные документы, связанные со специфическими требованиями, предъявляемыми к отдельным видам изданий. Так, Минздравсоцразвития России периодически разрабатывает и вводит в действие санитарные правила, направленные на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы учащихся общеобразовательных школ и учебных заведений начального профессионального образования. Эти правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, устанавливают гигиенические требования к весу печатного продукта, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий. В настоящее время действуют Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

Как видим, система стандартов охватывает самые разные стороны издательской и полиграфической практики, облегчая жизнь и издателя, и полиграфиста. Однако на деле все гораздо сложнее и не столь определенно, как того требует практика. С одной стороны, в области книгоиздания явно ощущается нехватка нормативных документов, в том числе ГОСТов и ОСТов. В то же время по ряду причин в последние годы они издаются и пересматриваются крайне редко, хотя в книгоиздании перманентно происходит технологическая революция, а постоянный приток новых издателей создает дополнительные трудности с обеспечением качества выпускаемой литературы.

Отсутствие профессиональных нормативных изданий пока еще остается реальной проблемой. К этому стоит добавить и не всегда соответствующее требованиям практики качество самих разработок в области стандартов. Так, ГОСТ 7.84-2002 "Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления" предписывает размещать на корешке сведения об издании (автор, заглавие и др.) сверху вниз (п. 6.2), а не снизу вверх, как это было ранее. Тем самым делается попытка внедрить в практику принятую в западном книгоиздании норму, исходящую из того, что надпись на корешке книги должна читаться, когда книга лежит. Российская традиция всегда исходила из более практичного посыла: название должно читаться, когда книга стоит на полке, ведь, когда книга лежит, ее название можно прочитать на первой сторонке обложки или переплета. Еще более странным представляется изменение в требованиях к выпускным данным книжного издания (ГОСТ Р 7.0.4-2006). Теперь, в соответствии с этим ГОСТом, в выпускных данных не требуется приводить объем издания в учетно-издательских листах. Исключен единственный параметр книжного издания, который относился не к количеству израсходованной при печати бумаги, а к количеству приведенной в книге информации, ведь учетно-издательский лист - единица измерения объема текстового и иллюстративного материала. Исчезла единственная характеристика, отличающая книгу от сброшюрованной стопки писчей бумаги. Недоступным стал и сравнительный анализ книжного рынка по содержательным характеристикам отдельных его сегментов.

Тем не менее действующая система стандартов в области издательского дела является серьезной нормативной основой для повышения качества издательской продукции. Важно лишь соблюдать заложенные в них и проверенные временем нормы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх