Право на уважение человеческого достоинства. Что значит уважать человека Что такое уважение человеческого достоинства

Уважение

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.

По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.

Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека.

Анализом понятия «уважение» занимались Кант, Бубер и Левинас.

В психотерапии

Уважение - это установка по отношению к больному. Это относится к обстоятельствам его судьбы и его жизненному статусу, то есть ко всей личности больного и его стратегии борьбы с болезнью.

Уважение к неприкосновенности личности (другого человека и своей) является основой развития терапевтических отношений. Особенно это относится к пациентам, страдающих тяжелыми расстройствами.

В социальной работе

Уважение к людям - важный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы.

В праве

Уважение государственного суверенитета

Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Данный принцип закреплён Уставом ООН, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975).

Уважение достоинства личности

Уважение достоинства личности, прав и свобод человека - прямая обязанность всякого государства. При этом человек имеет право на уважение его достоинства как со стороны самого государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны других членов общества, что также обеспечивается мерами государственной поддержки.

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).

Подобный принцип закреплён и в конституциях многих других государств мира. Например, согласно ч. 1 ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г., достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти. Статьёй 110-с Конституции Норвегии предусмотрено, что обязанностью государственной власти признаётся уважение и обеспечение прав человека. Порядок выполнения данного правила определяется законом. В соответствии с абзацем 3 ст. 33 Конституции КНР государство уважает и обеспечивает права человека. Статьёй 10 Конституции ЮАР установлено, что каждый имеет неотъемлемое достоинство и право на уважение и защиту своего достоинства. И т. д.

Конкретизация принципа уважения достоинства личности производится в текущем законодательстве.

Так, согласно ст. 9 - «Уважение чести и достоинства личности» - УПК РФ, в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 1); никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2).

Органы полиции также обязаны осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства всех членов общества возложена и на сотрудников ФССП России.

Примечания

  1. 1 2 3
  2. 1 2 3 4
  3. Уважение // А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины)
  4. Уважение к людям // Гулина М. А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
  5. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - Тираж 60 000 экз. - ISBN 5-86225-578-8. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - С. 712-713.
  6. Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук
  7. Кашепов В. П. Комментарий к ст. 21 Конституции РФ//Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Издательство БЕК, 1996. ISBN 5-85639-159-4; ISBN 3-406-41136-3
  8. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. Ч. 1 ст. 1
  9. Конституция Норвегии. С поправками на 23 июля 1995. Статья 110-с
  10. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). Ст. 33
  11. Конституция ЮАР. Принята 8 мая 1996 года с поправками, внесенными Конституционными Собраниями 11 октября 1996 года. Ст. 10
  12. Федеральный закон «О полиции». Ч. 1 ст. 5
  13. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124). Пункт 4.2

Ссылки

  • Уважение // В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  • Уважение // Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
  • Respect (англ.) // Stanford encyclopedia of philosophy
  • Respect - What it is, Where it comes from, Difference between fear, obedience and respect (англ.)
  • respectresearchgroup.org (англ.)
Категории:
  • Межличностные отношения
  • Философские термины
  • Этика

уважать это:

уважать уважа́ть глаг. , нсв. , употр. часто Морфология: я уважа́ю , ты уважа́ешь , он/она/оно уважа́ет , мы уважа́ем , вы уважа́ете , они уважа́ют , уважа́й , уважа́йте , уважа́л , уважа́ла , уважа́ло , уважа́ли , уважа́ющий , уважа́емый , уважа́вший , уважа́я 1. Если вы уважаете кого-то, то это означает, что вы относитесь с почтением к этому человеку, признаёте его положительные качества, прислушиваетесь к его советам и т. п.

Уважать старших, родителей. | Уважать кого-то за мужество, честность, верность долгу. Уважать в человеке личность.

2. Если вы уважаете чьи-либо чувства, убеждения и т. п., то это означает, что вы по отношению к этому человеку ведёте себя осторожно, предусмотрительно, считаетесь с его чувствами, убеждениями.

Уважать чувства близких. | Уважать человеческое достоинство.

3. Если вы уважаете чьи-либо порядки, обычаи, то это означает, что вы их не нарушаете, относитесь к ним серьёзно.

Уважать правила, законы гостеприимства. | Уважать чужую веру.

4. Если вы уважаете закон , то это означает, что вы его соблюдаете, не нарушаете его, ведёте себя так, как этот закон предписывает.

Уважать законы государства. | Уважать право собственности. | Уважать авторские права. | Государства участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга.

5. Если вы говорите, что кто-то уважает какое-то вкусное блюдо, то это означает, что этому человеку это блюдо очень нравятся; разговорный стиль.

Водочку я крепко уважаю! | Ты огурчики солёные уважаешь?

уважи́тельный прил.

Уважительный тон.


Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

Когда вы говорите "Я уважаю такого-то человека" какой смысл вы вкладываете в это выражение? Что значит уважать?

Александра

Зайди на сайт. Не пожалеешь. http://www.mg42.info/ehre.htm
Фразу взяла там. Согласна.
Любя, ты стремишься делать любимому человеку добро. Уважая, ты признаешь за ним право самому решать в каждом случае, что же для него есть это самое “добро”.

Мне бы твои уста

Ну. если Вы до сих пор не знаете,
что такое уважать (?!) то как же Вы
хотите, чтобы Вас уважали, ценили,
дорожили Вами и Вашим мнением?!
Срочно начинайте с себя. Как вы пятую
Заповедь исполняете?" Чти отца и матерь
твою - да продлятся дни твои на земле. "

Пользователь удален

привет)))
очень сложный вопрос может быть для тебя, хотя и для многих...
уважать - это значит видеть в человеке то что тебе нравится и ты стремишься к этому...
есть понятие... я уважаю его (стоит перед убитым врагом)-мучинам это более понятно.
это слово больше подходит мужчинам - женщина должна любить...
в любом случае понятие уважение как слово - это протеворечивое понятие, типа я люблю и ненавижу... но люблю больше - вылезает уважение...
Точное понимание - вым нравится человек, но и не нравится, но нравится больше.проявляется сильнее если он (человек) затронул ваш инстинкт самосахронения- в втвою пользу...
немного поразмыслил)))

Как объяснить словами, что такое УВАЖЕНИЕ???!

Тихоня

Уважение - это позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности» , позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда.

& L i d i a ~ v e l i k s a r ~

Уважение - это прежде всего уважение к своему прошлому. И к своему будущему. Как вы относитесь к старшему поколению, так младшее будет относится к вам
Такого уважения в нашем обществе очень мало... .
---
Ученые выяснили, что если вас окружает почет и уважение, а встречные девушки постоянно улыбаются, то это замедляет старение организма и скинет с вашего возраста один-другой...

Серый

Уважение. . Хм. . Слово эт хорошее. Но уважение бываеть разное - к себе, к чулувеку, к процессу, к.. Да много к чему могёть быть)) А ежели в целом. . Уважение. .
Эмоция, физическое почти ощущение к чему-либо, к кому-либо с чем как минимум хочеццо быть на равне))) И что со всех сторон оцениваеццо положительно)))

Ну непросто мне описАть ощущения енти)))

Простые вещи

Применительно к личности человека.
Уважение есть признание его права быть отдельной личностью. Когда ты допускаешь наличие у него отличного мнения, права на совершение поступков, позволяешь ему быть таким, какой он есть.

1. В комментируемой статье нашли воплощение положения Конституции Украины, согласно которым человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3), никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию (ст. 28); каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55); каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68).

Положение ч. 1 комментируемой статьи в общих чертах воспроизводят содержание концептуальных основ, содержащихся в преамбулах ЗДПР и МПГПП, согласуются со ст. 3 КЗПЛ, Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, чем и обусловливают соответствие международным стандартам защиты прав человека в уголовном производстве.

Положения статьи, коммент, направленные на защиту личности, ее чести и достоинства, прежде всего от любых злоупотреблений со стороны тех должностных лиц, которые наделены в уголовном производстве властными полномочиями, позволяющими им применять в отношении участников уголовного процесса меры обеспечения уголовного производства, в том числе и меры, совершать иные действия, связанные с ограничением прав и свобод человека.

В то же время эта статья предусматривает обязанность органов и должностных лиц, ведущих уголовное производство, принимать меры к обеспечению уважения человеческого достоинства, прав и свобод одних участников процесса от посягательств других.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства. Традиционно под ней понимают морально-этическую категорию, что означает уважение и самоуважение человеческой личности, неотъемлемой и неотчуждаемой свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ей от рождения независимо от того, как она сама и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В свое время Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 27 февраля 2009 г. № 1 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица»: растолковал, что во достоинством следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной био-психо-социальной ценности. С честью связывается положительная социальная оценка лица в глазах окружающих, которая основывается на соответствии ее деяний (поведения) общепринятым представлениям о добре и зле.

Права и свободы человека, о которых говорится в статье, это определенные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его нормального существования и развития в конкретно историческом социуме, объективно обусловлены достигнутым уровнем развития общества и должны быть общими и равными для всех людей. Все основные права человека, предусмотренные в разделе II Конституции Украины, являются взаимозависимыми, взаимосвязанными и неделимыми, но в уголовном производстве беспрекословно прежде всего должны быть обеспечены право на жизнь и здоровье (статьи 3, 27 Конституции Украины), уважение достоинства (статьи 3, 28 Конституции Украины), на свободу и личную неприкосновенность (статьи 29 Конституции Украины), на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (статьи 3031 Конституции Украины), на невмешательство в личную и семейную жизни (ст. 32

Конституции Украины). Именно эти права является материальной основой и предпосылкой осуществления любых других прав.

2. В уголовном производстве недопустимы любые проявления пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или наказания, угрозы применения такого поведения, содержание лица в унизительных условиях, принуждение к действиям, которые унижают человеческое достоинство.

В национальном законодательстве термин «пытки» определен как умышленное причинение сильной физической боли или физического или морального страдания путем нанесения побоев, мучений или других насильственных действий с целью принудить потерпевшего или другое лицо совершить действия, противоречащие их воле, в том числе получить от него или другого лица сведения или признания, или с целью наказать его или иное лицо за действия, совершенные им или другим лицом или в совершении которых он или другое лицо подозревается, а также с целью запугивания или дискриминации его или других лиц (см. ст. 127 УК).

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вводит свое определение, согласно которому «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, что основывается на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или по их молчаливого согласия. В этот срок не включаются боль или страдания, вызванные только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Термин «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания» должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного лица в условиях, лишают ее, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные унизить или оскорбить ее, сломить его физическое или моральное сопротивление (см.: Примечание к Принцип 6 Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению каким-либо образом, утвержденного резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.).

Жестокими и оскорбляющими личное достоинство, необходимо считать действия, которые наносят лице особого физической боли или нравственных страданий. Как отметил ГВСУ в постановлении от 26 декабря № 15 «О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий» "они могут заключаться в противоправном применении специальных средств (наручники, резиновые дубинки, ядовитые газы, водометы и т.п.), длительном лишении человека пищи, воды, тепла, оставлении ее во вредных для здоровья условиях, использовании огня, электротока, кислоты, щелочи, радиоактивных веществ, ядов, а также в унижении чести, достоинства, причинении душевных переживаний, глумлении т.д. ».

В решении по делу «Михеев против Российской Федерации» от 26 января 2006 ЕСПЧ констатировал, что во время нахождения в отделении милиции заявитель был подвергнут представителями государства жестокому обращению с целью получения показаний, в которых он признавал бы себя виновным в совершении преступления или информации о преступлении, в котором его подозревали. Жестокое обращение, примененное к нему, вызвало настолько тяжелые психические и физические страдания, что заявитель совершил попытку самоубийства, результатом которой стала полная физическая недееспособность. Учитывая критерий жестокости и особенно цель жестокого обращения, ЕСПЧ пришел к выводу, что жестокое обращение в данной ситуации было пыткой в??свете ст. 3 КЗПЛ.

Данная статья является одной из общих принципов уголовного судопроизводства, имеет воплощение в положениях, касающихся отдельных уголовно-процессуальных процедур. В частности, следственный судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании в случае необходимости предотвратить разглашения сведений о личной и семейной жизни или обстоятельств, которые унижают достоинство лица (п. 3 ч. 2 ст. 27 УПК) получения доказательств вследствие пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения влечет признание их недопустимыми (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК), проведение следственного эксперимента допускается при условии, при этом не создается опасность для жизни и здоровья лиц, принимающих в нем участие, или окружающих, не унижаются их честь и достоинство, не наносится вред (ч. 4 ст. 240 УПК), при освидетельствовании не допускаются действия, которые унижают честь и достоинство или опасные для его здоровья (ч. 4 ст. 241 УПК); перед решением вопроса о передаче осужденного для отбывания наказания с Украиной в иностранное государство последняя должна предоставить гарантии того, что осужденный не будет подвергнут пыткам, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 606 УПК) и т.д..

3. Этой статьей каждому предоставляется право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные при осуществлении уголовного производства. Положения этой части статьи корреспондирует гарантиям, которые содержатся в ч. 5 ст. 55 Конституции Украины.

Под средствами защиты в контексте статьи следует понимать право лица на все формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих производство, право обращения в суд, органы государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. В частности, решение действия или бездеятельность органов досудебного расследования, прокурора, следователя судьи во время досудебного расследования могут быть обжалованы лицом в соответствии с требованиями гл. 26 УПК; судебные решения, принятые судами первой инстанции и не вступившие в законную силу могут быть обжалованы в апелляционном порядке (гл. 31 УПК); приговоры и другие решения после их пересмотра в апелляционном порядке, а также определены в законе решения суда апелляционной инстанции также могут быть обжалованы в кассационном порядке (гл. 32 УПК). Согласно Конституции Украины каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной

Рады Украины по правам человека, а после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (части 3, 4 ст. 55).

"Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам" (ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"Кожен має право на повагу до його гідності.

Ніхто не може бути підданий катуванню, жорстокому, нелюдському або такому, що принижує його гадність, поводженню чи покаранню.

Жодна людина без її вільної згоди не може бути піддана медичним, науковим чи іншим дослідам" (ст.28 Конституції України).

Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию Украины свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Отсутствие уважение к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявление его творческих и интеллектуальных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, понятие прав человека отображает тот факт, что за каждым лицом определяется некоторый комплекс природных, неотъемлемых прав и свобод, которые обусловливаются самим фактом существования человека и должны рассматриваться как гарантии ее достоинства.

Идея природного права, общего для всего человечества, так само как и существование того, что называется "правами человека", признано достаточно давно, как и то, что человек не может быть свободным в обществе, которое само не является свободным.

Самоопределение народа, являющееся предпосылкой его свободы, само по себе недостаточно для того, чтоб права и свободы человека стали реальностью. Крайне важной основой возможности их реализации является формирование гражданского общества и построение правового государства, которое обеспечит использование прав и свобод человека в законодательно установленных, достаточно гибких границах, обусловленные как природой самого права, так и общественными обстоятельствами. Речь идет о личных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, которые являются социальными по своей сути.

Поэтому в Конституции Украины закреплены крайне важные положения: главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека и установление такого правового порядка, по которому никто не может быть принужден делать то, что прямо не предусмотрено законом. Комплекс закрепленных в Конституции Украины прав, свобод и обязанностей представляет собой определенную систему, составными которой являются личные, политические, социальные, экономические и культурные права. Система этих конституционных норм определяет правовой статус человека и гражданина в Украине.

Комплекс прав и свобод человека в целом отвечает положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, которые ратифицированы Украиной. В некоторой мере этот комплекс согласуется и с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека и Протоколами №2, 3, 8 и 11 к этой Конвенции, подписанными от имени Украины. Это дает основания для вывода, что в Украине перестраивается вся правовая система: права и свободы человека определены неотъемлемыми основами нового конституционного строя. Более того, государство отвечает перед человеком за свою деятельность (ст.3 Конституции Украины), а возможность ограничения конституционных прав и свобод обусловлена как по объему, так и по времени только случаями военного либо чрезвычайного положения (ст.64 Конституции Украины).

Права и свободы человека, на которые государство не может посягать, обеспечивают каждому лицу возможность быть самостоятельным субъектом общественной жизни. Государство не только не должно вмешиваться в использование человеком этих прав и свобод, но и обязана обеспечивать их реализацию и защиту. Более того, Конституция Украины определяет право каждого защищать свои права и свободы, права и свободы других людей от посягательств, в том числе от посягательств представителей власти либо должностных лиц.

Важной является статья 22 Конституции Украины, по которой права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, не являются исчерпывающими. Исходя из части 3 статьи 22 Конституции Украины при принятии новых либо внесении изменений в действующее законодательство могут быть предоставлены новые права.

Следует акцентировать внимание еще на одном, на мой взгляд важном, вопросе: об разграничении в Конституции Украины терминов "человек" и "гражданин". Большинство статей Конституции, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, начинаются так: "Кожен має право.".

Такой подход согласуется с законодательной практикой международного сотрудничества. По общепризнанным нормам международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, должны уважаться любым государством. Эта гуманная норма утверждается ст.26 Конституции Украины, по которой иностранцы и лица без гражданства имеют такие же права, свободы и обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией Украины, законами и международными договорами Украины.

Одновременно Украина, как и любое другое государство, защищая свой суверенитет и независимость и ставя своей целью обеспечения достойных условий жизни, закрепляет некоторые права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только свои гражданам. Так, участие в управлении государственными делами, свобода объединения в политические партии и общественные организации, право на проведение митингов и сборов, шествий и демонстраций принадлежит исключительно гражданам Украины. Также только для граждан Украины государство создает условия для осуществления права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности; гарантирует право на социальную защиту; право на бесплатное высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях и др. Исходя из решающего значения для будущего Украины основной ценности украинского народа - его земли, Конституция предоставляет право собственности на землю только гражданам Украины.

Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство со-страдания в другом человеке , желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода при-звание или моральное основание двух профессий – врачебной и ветеринарной. На протяжении веков чувство сострадания выступало основой солидарности людей перед угрозой смертельно опасных заболеваний. Системы современного здравоохранения вырастают из этого древнейшего основания. На этом же основании сейчас выстраивается экологическая этика (см. также БИОЭТИКА), предписывающая гуманное отношение ко всем живым существам.

Нельзя забывать и об ином – страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому отношения врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Именно это обстоятельство подчеркивает фундаментальное требование биоэтики – моральный долг врача – относиться к пациенту как личности и моральный долг пациента перед самим собой – оставаться личностью даже в условиях заболевания. Слово личность имеет много смыслов, среди которых наиболее существенны в биоэтике три аспекта:
1. уважение человеческого достоинства;
2. самостоятельность поступка;
3. право на справедливое отношение.

УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ. Во-первых, это существа подобные нам, или «люди». Во-вторых, существа как одушевленные (животные), так и неодушевленные (вещи), которые нам не подобны. К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей (хотя мучить животных не допускает чувство сострадания).

В отношениях между людьми действуют древнейшие запреты (например, запрет каннибализма) и моральные заповеди (заповедь «Не убий!» и др.). Человек достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального положения, черт характера, пороков, заслуг и пр. Если человек в силу состояния здоровья или возраста не может в полной мере отвечать своему статусу (к примеру, играть роль субъекта, способного совершать моральный выбор), то его достоинство обязаны защищать другие – опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.

Именно этот факт применительно к ситуациям в современной биомедицине и выражает принцип уважения человеческого достоинства.

1. Каждый человек достоин сострадания. Поэтому современное общество тем более гуманно и цивилизованно, чем в большей степени оно может гарантировать достойный минимум медицинской помощи всем своим членам. Унижением человеческого достоинства является так же проведение экспериментов на людях без их согласия.

2. Людей недопустимо рассматривать как подопытных лабораторных животных. Это категорически запрещает Конституция и законы Российской Федерации и других стран.

3. Унижением человеческого достоинства в биомедицине считается усиливающаяся тенденция рассматривать тело человека (в том числе после смерти) или части тела (например, органы для пересадки другим людям) в качестве товара – вещи, которую можно продать и купить. Здесь по сути – та же форма моральной ущербности, что и в случае с проституцией. Человек не должен относиться к себе как к вещи для продажи, и не должен позволять подобного отношения со стороны других.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТУПКА

В основе этого требования биоэтики лежит простое соображение – жизнь и тело пациента принадлежат ему. Никто не в праве распоряжаться ими по своему усмотрению, не получив соответствующего разрешения «хозяина». Однако больному человеку может быть трудно реализовать это естественное право и в силу недомогания, и в силу незнания природы заболевания. Не случайно традиционно врачи считали себя в праве принимать решения и действовать, игнорируя «невежественное» мнение о содержании собственного блага пациента. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, хозяином собственного тела, «автором» собственной биографии. Но это ограничение самостоятельности казалось оправдано самим фактом заболевания. В современной медицине ситуация изменилась. Заболевание перестало восприниматься просто как телесное страдание, а здоровье – просто как отсутствие такового. Болезнь – это не только нарушения в организме, но и нарушения в течении жизни заболевшего человека. Одновременно, здоровье – это не просто отсутствие «поломок» в организме, но и полноценная жизнь индивидуума. В центре оказалась проблема «образа жизни», ее качества. В решении этой проблемы врач не может играть главную роль. Он лишь советчик и помощник в нормализации нарушенных функций организма. Выздоровление как возвращение к полноценной жизни во многом зависит от самого пациента.

Пациент выступает как самостоятельная личность и «хозяин» своего тела лишь тогда, когда он к своему телесному существованию сам относится по-хозяйски. Здоровье – его важнейший «капитал», без которого невозможна реализация любой человеческой цели. Величина этого «капитала» зависит не столько от врачей, сколько от самого человека – его образа жизни, его способности противостоять «модным» в определенной среде привычкам, разрушающим здоровье (курение, употребление наркотиков , злоупотребление алкоголем). Многое зависит от способности и воли пациента сотрудничать с врачами в случае возникновения нарушений в жизнедеятельности организма, особенно при хронических заболеваниях, когда полная нормализация невозможна. Человек не может отложить свою жизнь на потом – ждать когда будут изобретены методы лечения, способные полностью исправить поломку в организме. Его моральный долг перед самим собой как самостоятельной личностью – путем сотрудничества с врачами и изменения образа жизни достичь максимально возможной для его состояния реабилитации – степени возвращения к полноценной жизни. Здесь ему могут помочь книги, информация в Интернете, содействие таких же, как он, больных людей, объединенных в многочисленных организациях взаимопомощи пациентов, страдающих разного рода хроническими заболеваниями (раком, метаболическими заболеваниями, астмой, алкоголизмом и наркоманией, психическими расстройствами, диабетом и др.).

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ НА СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Уважать в конкретном человеке личность означает так же относиться к нему справедливо (см. также СПРАВЕДЛИВОСТЬ).Органической частью справедливого общества является справедливая система здравоохранения (система, в которой взаимные претензии граждан решаются на основе демократических норм). Отношение к пациенту как личности обеспечивается защищенными законом правами пациентов. Перечислим только основные права – на получение медицинской помощи; на выбор врача и медицинского учреждения; на получение правдивой информации о диагнозе и прогнозе заболевания, а так же доступных методах лечения; на неприкосновенность частной жизни (исключает сбор любой информации о человеке, включая медицинской, без его разрешения); на обеспечение конфиденциальности медицинской информации (врачебная тайна); на получение добровольного информированного согласия пациента для проведения любого медицинского вмешательства или включения в научное исследование в качестве подопытного субъекта.

Справедливость в здравоохранении.

Законы и другие общепринятые в конкретном сообществе нормы призваны устанавливать справедливые отношения равенства (неравенства) людей при распределении благ.

Легитимность законов и обязательств.

Законы устанавливаются людьми, и они могут быть оценены как несправедливые, т.е. как защищающие интересы одних социальных групп и нарушающие интересы других. Например, если врач не оказывает пациенту гарантируемую законом помощь, требуя дополнительного вознаграждения, то он поступает несправедливо. Однако, если законодатель декларативно гарантирует всему населению бесплатную медицинскую помощь и, одновременно, устанавливает низкую оплату за высококвалифицированный труд врача, то и его действие можно назвать несправедливым (сложное переплетение этих двух форм несправедливости образует центральный и наиболее болезненный конфликт современного российского здравоохранения). Справедливость закона обозначается как его «легитимность ».

Для оценки легитимности законов существует два моральных правила.

Требование беспристрастности

основное, которое предъявляется к человеку, рассуждающему о справедливости.

Каждый рассуждающий о справедливости закона обязан совершить моральное усилие и «встать над собой», взглянув на ситуацию не с точки зрения интересов врача либо пациента, а взглядом человека, незаинтересованного в конкретном исходе конфликта. Американский философ Джон Роулз ввел образное понятие «вуали незнания» для характеристики беспристрастной позиции человека, справедливо судящего об общезначимой норме распределения благ и тягот.

Требование равноправного участия всех заинтересованных сторон.

Второе моральное правило подходит к оценке общезначимой нормы на легитимность с прямо противоположной точки зрения. Учитывая моральное несовершенство людей, для которых чрезвычайно трудно быть беспристрастными, оно требует адекватного представительства всех заинтересованных сторон в законотворческой процедуре. Иными словами, установленная общезначимая норма (например, закон) легитимны, если в ее создании и принятии на основе демократической процедуры принимали равноправное участие все заинтересованные стороны, втянутые в тот или иной социальный конфликт.

Верность партнеров принятым на себя обязательствам.

Однако законы регулируют отношения между людьми в самом общем виде. Основная масса реальных отношений оформляются договорами сторон, данными друг другу гарантиями и обещаниями. Поэтому понятие справедливости включает верность партнеров принятым на себя обязательствам. Легитимность этих обязательств определяется степенью, в которой стороны принимают их добровольно. Например, если пациент подписывает договор на участие в клиническом испытание нового зарубежного лекарственного средства только потому, что лечение в этом случае будет бесплатным (иначе ему придется самому покупать лекарства), то подобный договор несправедлив (нелегитимен).

Важнейший аспект оценки любого поступка в качестве справедливого или несправедливого связан с его соответствием закону, т.е. с его «легальностью».

Таким образом, легальность, легитимность и верность принятым обязательствам образует формальные условия оценки действий человека как справедливых или несправедливых . Они же помогают определить уместность и соразмерность применения нередко вступающих в конфликт друг с другом требований – равенства, учета индивидуальных потребностей или индивидуальных заслуг при распределении дефицитных ресурсов здравоохранения и возможных тягот.

Павел Тищенко

В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, - это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек, как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью.

Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей Декларации прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. В этой связи социальная работа, представляющая собою деятельность по социальной поддержке граждан, в этическом смысле может оцениваться как деятельность, утверждающая человеческое достоинство граждан, находящихся в затруднительном положении .

Уважение достоинства каждого человека является исходной ценностной установкой этики социальной работы. Понимание сущности этого принципа связано с необходимостью осмысления содержания этого понятия.

Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей.

Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств. Социальный работник в профессиональной деятельности вступает во взаимоотношения с клиентами, коллегами, руководителем, экспертами и др. Залог успешности профессиональных отношений состоит в том, чтобы социальный работник «строил» отношения с другими людьми на основе уважения.

Уважительное отношение к другим людям проявляется только в том случае, если социальный работник испытывает почтительное отношение к клиентам, коллегам и др., признавая их личностное достоинство .

Социальный работник в отношениях с клиентами не должен участвовать в тех действиях, которые унижают их человеческое достоинство (в частности, формами благотворительной помощи, разглашением тайн клиентов, оскорбительным отношением к их целям и т.д.).

Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В частности, это касается тех клиентов, которые своими действиями, опытом своей жизни показали, что были «далеки от моральных поступков». Однако социальный работник не должен выступать в роли судьи для такой категории клиентов. Более «продуктивным» с точки зрения морали будет желание социального работника видеть в клиенте человека, способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на добрые дела и т.п.

По отношению к коллегам социальный работник должен признавать их профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т.д. Сотрудничество с коллегами возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства коллег тесно увязано с позицией социального работника о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.

Как видим, рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия. Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости .

Представляется, что признание достоинства других людей в социальной работе не отделимо от оценки социальным работником своей профессиональной значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «профессиональная гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о профессиональной и прочих разновидностях достоинства (гордости).

Применимо это понятие и к профессиональной гордости социального работника, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе. Это связано с осознанием такого факта, что Я, как социальный работник, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны.

Самоуважение играет большую роль в профессиональной деятельности, оно сохраняет у социального работника ощущение своей значимости. Однако социальному работнику необходимо адекватно оценивать собственную значимость, с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т.п.

Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность».

Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека, если оно проявляется в профессиональных отношениях, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других коллег.

Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны в профессиональной деятельности уважать достоинство других людей.

Итак, отметив роль самоуважения в профессии социального работника, необходимо :

Утверждать собственное достоинство по результатам своей работы, в самооценке профессиональной значимости учитывать мнение других людей (клиентов, коллег, руководителя службы);

Способствовать развитию чувства самоуважения у коллег в тех случаях, когда у них «налицо» неуверенность в собственной значимости (речь не идёт о случаях неквалифицированной практики);

Поддерживать чувство собственного достоинства коллег, одобряя их успешные методы и т.п.;

Какова роль самоуважения в жизни клиента социального работника, который нуждается в социальной помощи, защите? Ответить на этот вопрос - значит определить те направления деятельности социального работника, которые способствуют укреплению достоинства клиентов.

Социальный работник, оказывая помощь клиенту, стремится помочь клиенту обрести самоуважение . Жить с самоуважением - значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой за свои чувства и мысли.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх