Уважение человеческого достоинства. Право на уважение человеческого достоинства Право на уважение человеческого достоинства

1. в Уважение человеческого достоинства - это правовое положение, согласно которому должностные лица государственных органов, осуществляющих уголовное производство, обязаны относиться с уважением к каждой личности, которая привлекается к производству.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства, поскольку оно является морально-этической категорией и одновременно личным неимущественным правом, которому закон придает значение самостоятельного объекта судебной защиты.

В судебной практике под достоинством понимают признание ценности каждого физического лица как уникальной біопсихосоціальної ценности (п. 4 ППВС от 27 февраля 2009 года № 1 "О судебной практике по делам о защите достоинства и чести физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица").

2. Консптгушя1, что признает достоинство одной из высших социальных ценностей в Украине (ст. 3), декларирует, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах (ст. 21), и что каждый имеет право на уважение его достоинства (ст. 28); международные правовые акты, ратифицированные Украиной, в частности: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 5); МПГПП от 16 декабря 1966 года (ст. 7 и ст. 10); ЕКПЧ (ст. 3); Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года; Конвенция ООН против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года; УПК (ст. 11).

Право на уважение к достоинству закреплено и в ГК. В частности, достоинство признано личным неимущественным благом (ст. 201) и задекларировано право на уважение и неприкосновенность "достоинства и чести" физических лиц (ст. 297).

3. Положения, раскрывающие содержание этой основы в уголовном производстве:

o во время уголовного производства должна быть обеспечена уважение человеческого достоинства, прав и свобод каждой личности. Следователь, прокурор, следственный судья, судья, другие должностные лица правоохранительных и судебных органов обязаны вести себя с участниками уголовного производства таким образом, чтобы не унижать их достоинство. В уголовном процессуальном законе на обязанность обеспечивать право на достоинство личности во время следственных (розыскных) действий прямо указано только в нормах, регламентирующих следственный эксперимент (ч. 4 ст. 240 УПК) и освидетельствование (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако это не означает, что во время других процессуальных действий указано право лица можно игнорировать. Поскольку уважение человеческого достоинства закреплена в уголовном процессуальном законе (ст. 11 УПК) как принцип уголовного производства, она подлежит применению при проведении всех процессуальных действий и принятия всех процессуальных решений;

o запрещается во время уголовного производства подвергать человека пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию, прибегать к угрозам применения такого поведения, удерживать человека в унизительных условиях, принуждать к действиям, которые унижают его достоинство.

"Пытки" означает любое действие, которым лицу умышленно причиняются сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или с их молчаливого согласия (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания).

Термин "жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания" должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по мере возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного человека в условиях, которые лишают его, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные принизить или оскорбить их, сломать их физическое или моральное сопротивление (Примечание к Своду принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или аресту в любой форме, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года).

Актами жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения является лишение сна, питания и воды, много часовое стояние у стены, одевание капюшона, содержание в помещении с постоянным и громким звуком или в подвале, где человек рискует подвергнуться опасности нападения крыс, развод матери с младенцем, помещение здорового человека в психически больных и т.п.

Такими, которые унижают достоинство человека, являются такие действия, как принуждение есть несъедобные вещества, выставление обнаженного человека на обозрение других людей, принуждение одеваться так, чтобы это вызвало насмешки, и т.д.

Определение уголовно наказуемого пытки дано в ст. 127 УК.

Уголовное процессуальное законодательство содержит существенные гарантии соблюдения права человека не быть подвергнутой пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению. Так, Конституция устанавливает, что обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем (ст. 62). В УПК это положение конкретизировано в ч. 2 ст. 87, согласно которой доказательства, полученные в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения, через существенное нарушение прав человека и основополагающих свобод, являются недопустимыми. Статьей 373 УК установлена уголовная ответственность для работников органов досудебного расследования за такие незаконные действия;

o запрещается добиваться показаний подозреваемого и других лиц, которые принимают участие в уголовном производстве, путем других незаконных мер; шантажа, обещаний предоставить льготы, подкупа и т.п.;

o каждый имеет право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные во время осуществления уголовного производства. Выбор способа защиты своего достоинства, прав, свобод и интересов, нарушенных во время осуществления уголовного производства, принадлежит участнику производства, который считает нужным их защитить. Участники уголовного судопроизводства вправе использовать уголовные процессуальные средства защиты ценностей, в частности: обжалование; заявления ходатайств и отводов и т.п.;

o обязанность следственного судьи во время любого судебного заседания зафиксировать заявление лица о применении к ней насилия и принять меры к организации ее проверки (ч. 6 ст. 206 УПК);

o во время подготовки и проведения мероприятий по контролю за совершением преступления запрещается влиять на поведение лица насилием, угрозами, шантажом (ч. 3 ст. 271 УПК);

o нарушение запрета подвергать человека пыткам и другом незаконном обращению (ч. 2 ст. 11 УПК) может влечь уголовную ответственность. Это может иметь место в случаях, когда в действиях следователя, прокурора как должностных лиц есть состав уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 365 "Превышение власти или служебных полномочий" УК. Превышение служебных полномочий следователя, прокурора заключается в совершении действий (истязание и т.п.), которые никто не имеет права выполнять или разрешать (п.п. "г" абз. 2 п. 5 ППВС от 26 декабря 2003 года № 15 "О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий").

Согласно п. 3 примечания к ст. 364 УК жаль, если он заключается в причинении материальных убытков, признается существенным при условии, что она в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Если вред заключается в причинении общественно опасных последствий нематериального характера, то вопрос о ее существенность решается с учетом конкретных обстоятельств уголовного производства. В частности, существенным вредом могут признаваться нарушения охраняемых Конституцией или другими законами прав и свобод человека и гражданина. Например, задача существенного вреда здоровью, чести человека, подрыв авторитета и престижа органов досудебного расследования, прокуратуры и суда;

o во время производства следственных (розыскных) действий запрещается осуществление действий, опасных для жизни и здоровья их участников. Этот запрет сформулирован законодателем в УПК только по 2 следственных действий: 1) следственного эксперимента - в отношении жизни и здоровья (ч. 4 ст. 240 УПК); 2) освидетельствование - по здоровью (ч. 4 ст. 241 УПК). Однако, исходя из конституционной нормы о том, что жизнь и здоровье человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, запрет на осуществление действий, которые являются опасными для жизни и здоровья, распространяется на все следственные (розыскные) действия. Проводя следственную (розыскной) действие, следователь, прокурор должны принять меры к обеспечению безопасности причинения вреда жизни или здоровью его участников;

o освидетельствования, сопровождающегося обнажением освидетельствованной лица, осуществляется лицами того же пола, с участием понятых того же пола, за исключением его проведения врачом и с согласия лица, освідується. Следователь, прокурор не вправе присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажать лицо, подлежит освидетельствование (ч. 2 ст. 241 УПК);

o в случае необходимости предотвратить разглашение обстоятельств, которые унижают достоинство лица, следователь судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании на протяжении всего судебного разбирательства или его отдельной части (ч. 2 ст. 27 УПК);

o получение доказательств в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения является существенным нарушением прав человека и основополагающих свобод и влечет признания судом доказательств недопустимыми (п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК).

4. Исключения из основы:

o термином "пытки" не охватываются боль или страдание, возникшие вследствие только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания);

o право человека без его свободного согласия не быть подвергнутой опытам (ч. 3 ст. 28 Конституции), что является одной из составляющих принципах уважения человеческого достоинства, в уголовном производстве может быть ограничено во время проведения следственного эксперимента путем воспроизведения действий, обстановки, обстоятельств определенного события, проведение необходимых опытов или испытаний (ч. 1 ст. 240 УПК).

Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство со-страдания в другом человеке , желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода при-звание или моральное основание двух профессий – врачебной и ветеринарной. На протяжении веков чувство сострадания выступало основой солидарности людей перед угрозой смертельно опасных заболеваний. Системы современного здравоохранения вырастают из этого древнейшего основания. На этом же основании сейчас выстраивается экологическая этика (см. также БИОЭТИКА), предписывающая гуманное отношение ко всем живым существам.

Нельзя забывать и об ином – страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому отношения врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Именно это обстоятельство подчеркивает фундаментальное требование биоэтики – моральный долг врача – относиться к пациенту как личности и моральный долг пациента перед самим собой – оставаться личностью даже в условиях заболевания. Слово личность имеет много смыслов, среди которых наиболее существенны в биоэтике три аспекта:
1. уважение человеческого достоинства;
2. самостоятельность поступка;
3. право на справедливое отношение.

УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ. Во-первых, это существа подобные нам, или «люди». Во-вторых, существа как одушевленные (животные), так и неодушевленные (вещи), которые нам не подобны. К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей (хотя мучить животных не допускает чувство сострадания).

В отношениях между людьми действуют древнейшие запреты (например, запрет каннибализма) и моральные заповеди (заповедь «Не убий!» и др.). Человек достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального положения, черт характера, пороков, заслуг и пр. Если человек в силу состояния здоровья или возраста не может в полной мере отвечать своему статусу (к примеру, играть роль субъекта, способного совершать моральный выбор), то его достоинство обязаны защищать другие – опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.

Именно этот факт применительно к ситуациям в современной биомедицине и выражает принцип уважения человеческого достоинства.

1. Каждый человек достоин сострадания. Поэтому современное общество тем более гуманно и цивилизованно, чем в большей степени оно может гарантировать достойный минимум медицинской помощи всем своим членам. Унижением человеческого достоинства является так же проведение экспериментов на людях без их согласия.

2. Людей недопустимо рассматривать как подопытных лабораторных животных. Это категорически запрещает Конституция и законы Российской Федерации и других стран.

3. Унижением человеческого достоинства в биомедицине считается усиливающаяся тенденция рассматривать тело человека (в том числе после смерти) или части тела (например, органы для пересадки другим людям) в качестве товара – вещи, которую можно продать и купить. Здесь по сути – та же форма моральной ущербности, что и в случае с проституцией. Человек не должен относиться к себе как к вещи для продажи, и не должен позволять подобного отношения со стороны других.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТУПКА

В основе этого требования биоэтики лежит простое соображение – жизнь и тело пациента принадлежат ему. Никто не в праве распоряжаться ими по своему усмотрению, не получив соответствующего разрешения «хозяина». Однако больному человеку может быть трудно реализовать это естественное право и в силу недомогания, и в силу незнания природы заболевания. Не случайно традиционно врачи считали себя в праве принимать решения и действовать, игнорируя «невежественное» мнение о содержании собственного блага пациента. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, хозяином собственного тела, «автором» собственной биографии. Но это ограничение самостоятельности казалось оправдано самим фактом заболевания. В современной медицине ситуация изменилась. Заболевание перестало восприниматься просто как телесное страдание, а здоровье – просто как отсутствие такового. Болезнь – это не только нарушения в организме, но и нарушения в течении жизни заболевшего человека. Одновременно, здоровье – это не просто отсутствие «поломок» в организме, но и полноценная жизнь индивидуума. В центре оказалась проблема «образа жизни», ее качества. В решении этой проблемы врач не может играть главную роль. Он лишь советчик и помощник в нормализации нарушенных функций организма. Выздоровление как возвращение к полноценной жизни во многом зависит от самого пациента.

Пациент выступает как самостоятельная личность и «хозяин» своего тела лишь тогда, когда он к своему телесному существованию сам относится по-хозяйски. Здоровье – его важнейший «капитал», без которого невозможна реализация любой человеческой цели. Величина этого «капитала» зависит не столько от врачей, сколько от самого человека – его образа жизни, его способности противостоять «модным» в определенной среде привычкам, разрушающим здоровье (курение, употребление наркотиков , злоупотребление алкоголем). Многое зависит от способности и воли пациента сотрудничать с врачами в случае возникновения нарушений в жизнедеятельности организма, особенно при хронических заболеваниях, когда полная нормализация невозможна. Человек не может отложить свою жизнь на потом – ждать когда будут изобретены методы лечения, способные полностью исправить поломку в организме. Его моральный долг перед самим собой как самостоятельной личностью – путем сотрудничества с врачами и изменения образа жизни достичь максимально возможной для его состояния реабилитации – степени возвращения к полноценной жизни. Здесь ему могут помочь книги, информация в Интернете, содействие таких же, как он, больных людей, объединенных в многочисленных организациях взаимопомощи пациентов, страдающих разного рода хроническими заболеваниями (раком, метаболическими заболеваниями, астмой, алкоголизмом и наркоманией, психическими расстройствами, диабетом и др.).

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ НА СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Уважать в конкретном человеке личность означает так же относиться к нему справедливо (см. также СПРАВЕДЛИВОСТЬ).Органической частью справедливого общества является справедливая система здравоохранения (система, в которой взаимные претензии граждан решаются на основе демократических норм). Отношение к пациенту как личности обеспечивается защищенными законом правами пациентов. Перечислим только основные права – на получение медицинской помощи; на выбор врача и медицинского учреждения; на получение правдивой информации о диагнозе и прогнозе заболевания, а так же доступных методах лечения; на неприкосновенность частной жизни (исключает сбор любой информации о человеке, включая медицинской, без его разрешения); на обеспечение конфиденциальности медицинской информации (врачебная тайна); на получение добровольного информированного согласия пациента для проведения любого медицинского вмешательства или включения в научное исследование в качестве подопытного субъекта.

Справедливость в здравоохранении.

Законы и другие общепринятые в конкретном сообществе нормы призваны устанавливать справедливые отношения равенства (неравенства) людей при распределении благ.

Легитимность законов и обязательств.

Законы устанавливаются людьми, и они могут быть оценены как несправедливые, т.е. как защищающие интересы одних социальных групп и нарушающие интересы других. Например, если врач не оказывает пациенту гарантируемую законом помощь, требуя дополнительного вознаграждения, то он поступает несправедливо. Однако, если законодатель декларативно гарантирует всему населению бесплатную медицинскую помощь и, одновременно, устанавливает низкую оплату за высококвалифицированный труд врача, то и его действие можно назвать несправедливым (сложное переплетение этих двух форм несправедливости образует центральный и наиболее болезненный конфликт современного российского здравоохранения). Справедливость закона обозначается как его «легитимность ».

Для оценки легитимности законов существует два моральных правила.

Требование беспристрастности

основное, которое предъявляется к человеку, рассуждающему о справедливости.

Каждый рассуждающий о справедливости закона обязан совершить моральное усилие и «встать над собой», взглянув на ситуацию не с точки зрения интересов врача либо пациента, а взглядом человека, незаинтересованного в конкретном исходе конфликта. Американский философ Джон Роулз ввел образное понятие «вуали незнания» для характеристики беспристрастной позиции человека, справедливо судящего об общезначимой норме распределения благ и тягот.

Требование равноправного участия всех заинтересованных сторон.

Второе моральное правило подходит к оценке общезначимой нормы на легитимность с прямо противоположной точки зрения. Учитывая моральное несовершенство людей, для которых чрезвычайно трудно быть беспристрастными, оно требует адекватного представительства всех заинтересованных сторон в законотворческой процедуре. Иными словами, установленная общезначимая норма (например, закон) легитимны, если в ее создании и принятии на основе демократической процедуры принимали равноправное участие все заинтересованные стороны, втянутые в тот или иной социальный конфликт.

Верность партнеров принятым на себя обязательствам.

Однако законы регулируют отношения между людьми в самом общем виде. Основная масса реальных отношений оформляются договорами сторон, данными друг другу гарантиями и обещаниями. Поэтому понятие справедливости включает верность партнеров принятым на себя обязательствам. Легитимность этих обязательств определяется степенью, в которой стороны принимают их добровольно. Например, если пациент подписывает договор на участие в клиническом испытание нового зарубежного лекарственного средства только потому, что лечение в этом случае будет бесплатным (иначе ему придется самому покупать лекарства), то подобный договор несправедлив (нелегитимен).

Важнейший аспект оценки любого поступка в качестве справедливого или несправедливого связан с его соответствием закону, т.е. с его «легальностью».

Таким образом, легальность, легитимность и верность принятым обязательствам образует формальные условия оценки действий человека как справедливых или несправедливых . Они же помогают определить уместность и соразмерность применения нередко вступающих в конфликт друг с другом требований – равенства, учета индивидуальных потребностей или индивидуальных заслуг при распределении дефицитных ресурсов здравоохранения и возможных тягот.

Павел Тищенко

В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, - это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек, как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью.

Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей Декларации прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. В этой связи социальная работа, представляющая собою деятельность по социальной поддержке граждан, в этическом смысле может оцениваться как деятельность, утверждающая человеческое достоинство граждан, находящихся в затруднительном положении .

Уважение достоинства каждого человека является исходной ценностной установкой этики социальной работы. Понимание сущности этого принципа связано с необходимостью осмысления содержания этого понятия.

Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей.

Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств. Социальный работник в профессиональной деятельности вступает во взаимоотношения с клиентами, коллегами, руководителем, экспертами и др. Залог успешности профессиональных отношений состоит в том, чтобы социальный работник «строил» отношения с другими людьми на основе уважения.

Уважительное отношение к другим людям проявляется только в том случае, если социальный работник испытывает почтительное отношение к клиентам, коллегам и др., признавая их личностное достоинство .

Социальный работник в отношениях с клиентами не должен участвовать в тех действиях, которые унижают их человеческое достоинство (в частности, формами благотворительной помощи, разглашением тайн клиентов, оскорбительным отношением к их целям и т.д.).

Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В частности, это касается тех клиентов, которые своими действиями, опытом своей жизни показали, что были «далеки от моральных поступков». Однако социальный работник не должен выступать в роли судьи для такой категории клиентов. Более «продуктивным» с точки зрения морали будет желание социального работника видеть в клиенте человека, способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на добрые дела и т.п.

По отношению к коллегам социальный работник должен признавать их профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т.д. Сотрудничество с коллегами возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства коллег тесно увязано с позицией социального работника о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.

Как видим, рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия. Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости .

Представляется, что признание достоинства других людей в социальной работе не отделимо от оценки социальным работником своей профессиональной значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «профессиональная гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о профессиональной и прочих разновидностях достоинства (гордости).

Применимо это понятие и к профессиональной гордости социального работника, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе. Это связано с осознанием такого факта, что Я, как социальный работник, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны.

Самоуважение играет большую роль в профессиональной деятельности, оно сохраняет у социального работника ощущение своей значимости. Однако социальному работнику необходимо адекватно оценивать собственную значимость, с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т.п.

Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность».

Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека, если оно проявляется в профессиональных отношениях, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других коллег.

Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны в профессиональной деятельности уважать достоинство других людей.

Итак, отметив роль самоуважения в профессии социального работника, необходимо :

Утверждать собственное достоинство по результатам своей работы, в самооценке профессиональной значимости учитывать мнение других людей (клиентов, коллег, руководителя службы);

Способствовать развитию чувства самоуважения у коллег в тех случаях, когда у них «налицо» неуверенность в собственной значимости (речь не идёт о случаях неквалифицированной практики);

Поддерживать чувство собственного достоинства коллег, одобряя их успешные методы и т.п.;

Какова роль самоуважения в жизни клиента социального работника, который нуждается в социальной помощи, защите? Ответить на этот вопрос - значит определить те направления деятельности социального работника, которые способствуют укреплению достоинства клиентов.

Социальный работник, оказывая помощь клиенту, стремится помочь клиенту обрести самоуважение . Жить с самоуважением - значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой за свои чувства и мысли.

36 37 38 39 ..

Республика Узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка

Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Идея уважения достоинства личности проходит красной нитью через все положения Конституции Республики Узбекистан, которая провозглашает принцип равенства прав граждан страны и их равенство перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного общественного положения.
Принцип уважения достоинства ребенка является основой конституционно-правового статуса ребенка, который состоит из совокупности прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации. Они установлены Конституцией Республики Узбекистан, конституционными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами.
Непосредственное отношение к обеспечению прав ребенка имеет положение Конституции Республики Узбекистан о признании нашей страной приоритета общепризнанных норм международного права. Это положение, закрепленное в Преамбуле Конституции, означает, что при определении основ правовой политики государства в отношении детей, т.е. при формировании ювенальной политики, Узбекистан исходит из тех международных стандартов прав ребенка, которые установлены в Билле о правах человека: Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
При регламентации прав ребенка Узбекистан руководствуется и другими специальными международными конвенциями, а именно: Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Присоединившись к этим международным документам, Республика Узбекистан взяла на себя международные обязательства по обеспечению защиты прав ребенка в соответствии с международными стандартами.
Принятый в 2008 году Республикой Узбекистан Закон «О гарантиях прав ребенка», имплементировал основные положения Конвенции ООН о правах ребенка в законодательство Узбекистана.
Согласно Закону одним из направлений государственной политики является защита чести и достоинства ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию ребенка.
В Законе закреплены права ребенка на равноправие и защиту от дискриминации, посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь; ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Каждый ребенок имеет право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Каждый ребенок имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь.
Ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции ребенка и осуществляет защиту ребенка от всех форм эксплуатации, включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в преступную деятельность, занятия проституцией.
Закон содержит гарантии защиты достоинства ребенка во всех сферах жизни общества, в т.ч. в области правосудия.
Каждому ребенку гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, действий(бездействия) их должностных лиц.
Защита прав, свобод и законных интересов ребенка осуществляется родителями, лицами, заменяющими родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органом опеки и попечительства, прокурором, судом.
Ребенок, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным (эмансипация) до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на защиту, и выполнять обязанности.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, заменяющих родителей.
При нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) и лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства, имеет право на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны:
-своих родителей или лиц их заменяющих;
-органов опеки и попечительства;
-педагогических и социальных работников;
-лиц, осуществляющих деятельность, связанную с предупреждением детских правонарушений, уголовным преследованием и правосудием и исполнением наказания в отношении несовершеннолетних - работников органов внутренних дел, прокуратуры, судов, мест исполнения наказания;
-представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций.
Чувство собственного достоинства формируется у ребенка с раннего детства в семье, уход за ребенком и его воспитание в семье, члены которой несут ответственность перед ребенком - создают необходимые условия для формирования, поощрения и развития уважительного отношения к ребенку. На физическое и психологическое состояние личности ребенка оказывают влияние не только члены его семьи, но и каждый взрослый человек, с которым ему приходится общаться. К сожалению, не все взрослые исходят из принципа - «высшие интересы ребенка должны превалировать над интересами взрослого».
Истоки почти любой дискриминации, любого презрения лежат в бессознательном, неконтролируемом, скрытом осуществлении взрослым своей власти над ребенком. Самое страшное, что общество относится к этому вполне толерантно (за исключением крайних случаев насилия). Взрослый может творить с душой ребенка все, что ему заблагорассудится, он обращается с ней как со своей собственностью; точно так же тоталитарное государство поступает со своими гражданами. Но взрослый человек не так беспомощен перед государством, как младенец перед ущемляющими его права взрослыми.
Пока взрослые не воспримут на личном уровне страдания ребенка, никто не обратит внимания на осуществление деспотической власти над ним, никто не ощутит весь трагизм ситуации. Все смягчают ее остроту, употребляя расхожее выражение: «Ну это же всего лишь дети». Через двадцать лет такие дети станут взрослыми, и тогда уже их детям (и нашим детям) придется расплачиваться за страдания этих людей. Став взрослыми, они вполне могут бороться с «царящей в мире жестокостью», работать учителями, воспитателями или психологами и одновременно мучить тех, кто рядом, ибо знание о жестоком обращении с ними сохранилось в бессознательном. Это знание, скрытое за идеализированными воспоминаниями о прекрасном детстве, будет побуждать их совершать поступки, приводящие к разрушению своей личности и насилию над другими. Вот почему крайне необходимо предотвратить «наследование» деструктивных свойств характера следующим поколением через порочный опыт общения, унижающий достоинство ребенка.
Является аксиомой, что невозможно правильное обращение с детьми в неблагополучных семьях. Не секрет, что на уровень развития личности ребенка в первую очередь оказывает влияние его семья, ее экономический, интеллектуальный и духовный уровень. Чем богаче семья в экономическом и духовном плане, тем более развито чувство собственного достоинства ребенка.

Подход к ребенку, учитывающий его достоинство, означает признание у детей интересов, связанных с их человеческим достоинством, и предоставление им в силу несамостоятельности специальных правовых гарантий для фактической и юридической защиты этих интересов. В целом, для осуществления основных прав детей необходимо, чтобы процедуры, обеспечивающие уважение достоинства, учитывали субъективный опыт ребенка.
Наиболее психотравмирующие события в жизни детей - это нападки на личностную неприкосновенность физическую (например, при наказании) и психологическую (например, при обвинении во лжи, избегании контакта взглядом).
Достоинства детей - это не только этическое, психологическое или педагогическое обязательства, но и разумная государственная политика.
Серьезное, уважительное, достойное отношение к детям приводит к улучшению их психического и физического здоровья, к облегчению их социализации, увеличению их самоконтроля, а следовательно, лояльности, доброжелательности, зрелости, активности.
Психологи, педагоги, работники правоохранительных структур могут и обязаны не только сами уважать достоинство ребенка и осуществлять свою профессиональную деятельность, поощряя развитие достоинства, но и следить за отношением общества к защите достоинства детей.
Образовательная и информационно-просветительская деятельность по вопросам прав ребенка среди контингента, занимающегося детьми – важное, но не единственное направление деятельности.
Уважение к достоинству ребенка в деятельности правоохранительных органов и судов может быть достигнута путем укрепления правовой базы этой деятельности, закрепления в законах правовых и организационных механизмов и процедур, направленных на защиту достоинства личности ребенка.
Данная работа может проводиться в двух направлениях:
-путем внесения в законы и подзаконные акты общих положений о необходимости уважении человеческого достоинства;
-путем принятия специальных правовых норм по защите достоинства ребенка.
В целях выработки в обществе единого подхода к необходимости обеспечения уважения к достоинству личности каждого человека, в т.ч. ребенка рекомендуется внести соответствующие положения в законодательные акты регламентирующие обязанности государственных служащих.

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. В понятие права человека на достоинство составной частью входит право на честь и доброе имя. В соответствии со ст. 23 (ч. 1) Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Право на достоинство тесно связано с правом на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, но в то же время имеет самостоятельное содержание.

Достоинство — признание за человеком его ценности со стороны общества, уважительное отношение человека к самому себе. Достоинство следует отличать от чести. Честь — это внешнее выражение достоинства, высокий авторитет, который завоевывается заслугами человека, его поступками, в то время как достоинство подразумевает уважительное отношение к человеку как к личности независимо от его достижений и заслуг, признание его высшей ценностью. Таким образом, если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих - речь идет о чести, а если самооценка - о достоинстве личности.

Правом на достоинство обладают все члены общества независимо от их социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.

Право на достоинство означает, что люди должны быть свободны в своих стремлениях и выборе образа жизни. Признание этого права предполагает отказ от любых форм рабства и принуждения.

Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется прежде всего нормами уголовного и гражданского права.

Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств на достоинств личности, как клевета (ст. 129 УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Согласно ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК РФ). Если же моральный вред (физические или нравственные страдания) был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом - выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК РФ). Если соответствующие сведения распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ.

Хотелось бы заметить, что при судебном рассмотрении дела, заявитель не обязан доказывать несоответствие действительности распространенных сведений; доказывание невиновности, т.е. того факта, что сведения соответствуют действительности, возлагается на распространителя этих сведений.

Далее. В ряде уголовно-процессуальных норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности. Так, например, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК). Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст. 183 УПК).

Кроме всего выше перечисленного, особые меры установлены законодательством и для защиты чести и достоинства лиц, осуществляющих важные публичные функции, в том числе судьи, следователя, прокурора, судебного пристава, военнослужащего, представителя власти. Например, в соответствии с ч.2 ст. 297 УК РФ, Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

В соответствии со ст. 298, клевета в отношении с удьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 ст. 298 УК РФ). То же деяние, совершенное в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 2 ст. 298 УК РФ).

Деяния, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст 298 УК РФ, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о здравоохранении. Например, при обращении за медицинской помощью и при ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеет право на: уважительное и внимательное отношение; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство. Также «Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства», должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод

Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав.

Все действия, связанные с нарушением запрета на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения при определенных условиях влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 286 (Превышение должностных полномочий), 301 (Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), 302 (Принуждение к даче показаний) УК РФ. Ущерб чести и достоинству человека наносит также его необоснованное и несправедливое осуждение.

Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституция медицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласия лица.

Основами законодательства об охране здоровья граждан не допускаются испытания новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест (ст. 29 Основ).

В заключение хотелось бы заметить, что самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх