Что такое уважение человеческого достоинства. Уважение человеческого достоинства. Права пациентов на справедливое отношение


Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы . Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы . Данный принцип закреплён Уставом ООН.

Учитель унижает учеников

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

В соответствии со ст. 45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения.

Право на честь и достоинство

Таким образом, если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих — речь идет о чести, а если самооценка — о достоинстве личности. Правом на достоинство обладают все члены общества независимо от их социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих.

Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ

«Преступления против свободы, чести и достоинства личности»
наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств на достоинств личности, как клевета (ст.

129 УК РФ)

Право на уважение человеческого достоинства

Гарантией достоинства личности является конституционное требование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 43 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Право на достоинство личности

Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам», Целям защиты достоинства служат и многие другие нормы Конституции РФ; право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др, Защите достоинства человека посвящены многие нормы уголовного права и уголовного процесса.

Глава 6 Личные права и свободы

Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, пытки означает действие, которым умышленно причиной сильную боль аб потому страдания (физическое или моральное) любому человеку с целью o дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание вызываются государственными должностными лицами или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома, или и с их молчаливого согласия.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. 1. Достоинство личности охраняется государством. В контексте исторического развития государства и права можно выделить одну очень важную тенденцию - возвышение человеческого достоинства, путем предоставления человеку всё большего объема прав и свобод, а также обеспечения гарантий их реализации.

Конкретизацией права на достоинство личности служит и ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, в которой установлено, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

"Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам" (ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"Кожен має право на повагу до його гідності.

Ніхто не може бути підданий катуванню, жорстокому, нелюдському або такому, що принижує його гадність, поводженню чи покаранню.

Жодна людина без її вільної згоди не може бути піддана медичним, науковим чи іншим дослідам" (ст.28 Конституції України).

Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию Украины свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Отсутствие уважение к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявление его творческих и интеллектуальных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, понятие прав человека отображает тот факт, что за каждым лицом определяется некоторый комплекс природных, неотъемлемых прав и свобод, которые обусловливаются самим фактом существования человека и должны рассматриваться как гарантии ее достоинства.

Идея природного права, общего для всего человечества, так само как и существование того, что называется "правами человека", признано достаточно давно, как и то, что человек не может быть свободным в обществе, которое само не является свободным.

Самоопределение народа, являющееся предпосылкой его свободы, само по себе недостаточно для того, чтоб права и свободы человека стали реальностью. Крайне важной основой возможности их реализации является формирование гражданского общества и построение правового государства, которое обеспечит использование прав и свобод человека в законодательно установленных, достаточно гибких границах, обусловленные как природой самого права, так и общественными обстоятельствами. Речь идет о личных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, которые являются социальными по своей сути.

Поэтому в Конституции Украины закреплены крайне важные положения: главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека и установление такого правового порядка, по которому никто не может быть принужден делать то, что прямо не предусмотрено законом. Комплекс закрепленных в Конституции Украины прав, свобод и обязанностей представляет собой определенную систему, составными которой являются личные, политические, социальные, экономические и культурные права. Система этих конституционных норм определяет правовой статус человека и гражданина в Украине.

Комплекс прав и свобод человека в целом отвечает положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, которые ратифицированы Украиной. В некоторой мере этот комплекс согласуется и с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека и Протоколами №2, 3, 8 и 11 к этой Конвенции, подписанными от имени Украины. Это дает основания для вывода, что в Украине перестраивается вся правовая система: права и свободы человека определены неотъемлемыми основами нового конституционного строя. Более того, государство отвечает перед человеком за свою деятельность (ст.3 Конституции Украины), а возможность ограничения конституционных прав и свобод обусловлена как по объему, так и по времени только случаями военного либо чрезвычайного положения (ст.64 Конституции Украины).

Права и свободы человека, на которые государство не может посягать, обеспечивают каждому лицу возможность быть самостоятельным субъектом общественной жизни. Государство не только не должно вмешиваться в использование человеком этих прав и свобод, но и обязана обеспечивать их реализацию и защиту. Более того, Конституция Украины определяет право каждого защищать свои права и свободы, права и свободы других людей от посягательств, в том числе от посягательств представителей власти либо должностных лиц.

Важной является статья 22 Конституции Украины, по которой права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, не являются исчерпывающими. Исходя из части 3 статьи 22 Конституции Украины при принятии новых либо внесении изменений в действующее законодательство могут быть предоставлены новые права.

Следует акцентировать внимание еще на одном, на мой взгляд важном, вопросе: об разграничении в Конституции Украины терминов "человек" и "гражданин". Большинство статей Конституции, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, начинаются так: "Кожен має право.".

Такой подход согласуется с законодательной практикой международного сотрудничества. По общепризнанным нормам международного права неотъемлемые права и свободы каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, должны уважаться любым государством. Эта гуманная норма утверждается ст.26 Конституции Украины, по которой иностранцы и лица без гражданства имеют такие же права, свободы и обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией Украины, законами и международными договорами Украины.

Одновременно Украина, как и любое другое государство, защищая свой суверенитет и независимость и ставя своей целью обеспечения достойных условий жизни, закрепляет некоторые права и свободы и предоставляет гарантии их осуществления только свои гражданам. Так, участие в управлении государственными делами, свобода объединения в политические партии и общественные организации, право на проведение митингов и сборов, шествий и демонстраций принадлежит исключительно гражданам Украины. Также только для граждан Украины государство создает условия для осуществления права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности; гарантирует право на социальную защиту; право на бесплатное высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях и др. Исходя из решающего значения для будущего Украины основной ценности украинского народа - его земли, Конституция предоставляет право собственности на землю только гражданам Украины.

36 37 38 39 ..

Республика Узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка

Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Идея уважения достоинства личности проходит красной нитью через все положения Конституции Республики Узбекистан, которая провозглашает принцип равенства прав граждан страны и их равенство перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного общественного положения.
Принцип уважения достоинства ребенка является основой конституционно-правового статуса ребенка, который состоит из совокупности прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации. Они установлены Конституцией Республики Узбекистан, конституционными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами.
Непосредственное отношение к обеспечению прав ребенка имеет положение Конституции Республики Узбекистан о признании нашей страной приоритета общепризнанных норм международного права. Это положение, закрепленное в Преамбуле Конституции, означает, что при определении основ правовой политики государства в отношении детей, т.е. при формировании ювенальной политики, Узбекистан исходит из тех международных стандартов прав ребенка, которые установлены в Билле о правах человека: Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
При регламентации прав ребенка Узбекистан руководствуется и другими специальными международными конвенциями, а именно: Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Присоединившись к этим международным документам, Республика Узбекистан взяла на себя международные обязательства по обеспечению защиты прав ребенка в соответствии с международными стандартами.
Принятый в 2008 году Республикой Узбекистан Закон «О гарантиях прав ребенка», имплементировал основные положения Конвенции ООН о правах ребенка в законодательство Узбекистана.
Согласно Закону одним из направлений государственной политики является защита чести и достоинства ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию ребенка.
В Законе закреплены права ребенка на равноправие и защиту от дискриминации, посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь; ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Каждый ребенок имеет право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Каждый ребенок имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь.
Ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции ребенка и осуществляет защиту ребенка от всех форм эксплуатации, включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в преступную деятельность, занятия проституцией.
Закон содержит гарантии защиты достоинства ребенка во всех сферах жизни общества, в т.ч. в области правосудия.
Каждому ребенку гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, действий(бездействия) их должностных лиц.
Защита прав, свобод и законных интересов ребенка осуществляется родителями, лицами, заменяющими родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органом опеки и попечительства, прокурором, судом.
Ребенок, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным (эмансипация) до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на защиту, и выполнять обязанности.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, заменяющих родителей.
При нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) и лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства, имеет право на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны:
-своих родителей или лиц их заменяющих;
-органов опеки и попечительства;
-педагогических и социальных работников;
-лиц, осуществляющих деятельность, связанную с предупреждением детских правонарушений, уголовным преследованием и правосудием и исполнением наказания в отношении несовершеннолетних - работников органов внутренних дел, прокуратуры, судов, мест исполнения наказания;
-представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций.
Чувство собственного достоинства формируется у ребенка с раннего детства в семье, уход за ребенком и его воспитание в семье, члены которой несут ответственность перед ребенком - создают необходимые условия для формирования, поощрения и развития уважительного отношения к ребенку. На физическое и психологическое состояние личности ребенка оказывают влияние не только члены его семьи, но и каждый взрослый человек, с которым ему приходится общаться. К сожалению, не все взрослые исходят из принципа - «высшие интересы ребенка должны превалировать над интересами взрослого».
Истоки почти любой дискриминации, любого презрения лежат в бессознательном, неконтролируемом, скрытом осуществлении взрослым своей власти над ребенком. Самое страшное, что общество относится к этому вполне толерантно (за исключением крайних случаев насилия). Взрослый может творить с душой ребенка все, что ему заблагорассудится, он обращается с ней как со своей собственностью; точно так же тоталитарное государство поступает со своими гражданами. Но взрослый человек не так беспомощен перед государством, как младенец перед ущемляющими его права взрослыми.
Пока взрослые не воспримут на личном уровне страдания ребенка, никто не обратит внимания на осуществление деспотической власти над ним, никто не ощутит весь трагизм ситуации. Все смягчают ее остроту, употребляя расхожее выражение: «Ну это же всего лишь дети». Через двадцать лет такие дети станут взрослыми, и тогда уже их детям (и нашим детям) придется расплачиваться за страдания этих людей. Став взрослыми, они вполне могут бороться с «царящей в мире жестокостью», работать учителями, воспитателями или психологами и одновременно мучить тех, кто рядом, ибо знание о жестоком обращении с ними сохранилось в бессознательном. Это знание, скрытое за идеализированными воспоминаниями о прекрасном детстве, будет побуждать их совершать поступки, приводящие к разрушению своей личности и насилию над другими. Вот почему крайне необходимо предотвратить «наследование» деструктивных свойств характера следующим поколением через порочный опыт общения, унижающий достоинство ребенка.
Является аксиомой, что невозможно правильное обращение с детьми в неблагополучных семьях. Не секрет, что на уровень развития личности ребенка в первую очередь оказывает влияние его семья, ее экономический, интеллектуальный и духовный уровень. Чем богаче семья в экономическом и духовном плане, тем более развито чувство собственного достоинства ребенка.

Подход к ребенку, учитывающий его достоинство, означает признание у детей интересов, связанных с их человеческим достоинством, и предоставление им в силу несамостоятельности специальных правовых гарантий для фактической и юридической защиты этих интересов. В целом, для осуществления основных прав детей необходимо, чтобы процедуры, обеспечивающие уважение достоинства, учитывали субъективный опыт ребенка.
Наиболее психотравмирующие события в жизни детей - это нападки на личностную неприкосновенность физическую (например, при наказании) и психологическую (например, при обвинении во лжи, избегании контакта взглядом).
Достоинства детей - это не только этическое, психологическое или педагогическое обязательства, но и разумная государственная политика.
Серьезное, уважительное, достойное отношение к детям приводит к улучшению их психического и физического здоровья, к облегчению их социализации, увеличению их самоконтроля, а следовательно, лояльности, доброжелательности, зрелости, активности.
Психологи, педагоги, работники правоохранительных структур могут и обязаны не только сами уважать достоинство ребенка и осуществлять свою профессиональную деятельность, поощряя развитие достоинства, но и следить за отношением общества к защите достоинства детей.
Образовательная и информационно-просветительская деятельность по вопросам прав ребенка среди контингента, занимающегося детьми – важное, но не единственное направление деятельности.
Уважение к достоинству ребенка в деятельности правоохранительных органов и судов может быть достигнута путем укрепления правовой базы этой деятельности, закрепления в законах правовых и организационных механизмов и процедур, направленных на защиту достоинства личности ребенка.
Данная работа может проводиться в двух направлениях:
-путем внесения в законы и подзаконные акты общих положений о необходимости уважении человеческого достоинства;
-путем принятия специальных правовых норм по защите достоинства ребенка.
В целях выработки в обществе единого подхода к необходимости обеспечения уважения к достоинству личности каждого человека, в т.ч. ребенка рекомендуется внести соответствующие положения в законодательные акты регламентирующие обязанности государственных служащих.

1. В комментируемой статье нашли воплощение положения Конституции Украины, согласно которым человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3), никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению или наказанию (ст. 28); каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55); каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68).

Положение ч. 1 комментируемой статьи в общих чертах воспроизводят содержание концептуальных основ, содержащихся в преамбулах ЗДПР и МПГПП, согласуются со ст. 3 КЗПЛ, Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, чем и обусловливают соответствие международным стандартам защиты прав человека в уголовном производстве.

Положения статьи, коммент, направленные на защиту личности, ее чести и достоинства, прежде всего от любых злоупотреблений со стороны тех должностных лиц, которые наделены в уголовном производстве властными полномочиями, позволяющими им применять в отношении участников уголовного процесса меры обеспечения уголовного производства, в том числе и меры, совершать иные действия, связанные с ограничением прав и свобод человека.

В то же время эта статья предусматривает обязанность органов и должностных лиц, ведущих уголовное производство, принимать меры к обеспечению уважения человеческого достоинства, прав и свобод одних участников процесса от посягательств других.

Действующее законодательство не содержит определения понятия достоинства. Традиционно под ней понимают морально-этическую категорию, что означает уважение и самоуважение человеческой личности, неотъемлемой и неотчуждаемой свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ей от рождения независимо от того, как она сама и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В свое время Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 27 февраля 2009 г. № 1 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица»: растолковал, что во достоинством следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной био-психо-социальной ценности. С честью связывается положительная социальная оценка лица в глазах окружающих, которая основывается на соответствии ее деяний (поведения) общепринятым представлениям о добре и зле.

Права и свободы человека, о которых говорится в статье, это определенные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его нормального существования и развития в конкретно историческом социуме, объективно обусловлены достигнутым уровнем развития общества и должны быть общими и равными для всех людей. Все основные права человека, предусмотренные в разделе II Конституции Украины, являются взаимозависимыми, взаимосвязанными и неделимыми, но в уголовном производстве беспрекословно прежде всего должны быть обеспечены право на жизнь и здоровье (статьи 3, 27 Конституции Украины), уважение достоинства (статьи 3, 28 Конституции Украины), на свободу и личную неприкосновенность (статьи 29 Конституции Украины), на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (статьи 3031 Конституции Украины), на невмешательство в личную и семейную жизни (ст. 32

Конституции Украины). Именно эти права является материальной основой и предпосылкой осуществления любых других прав.

2. В уголовном производстве недопустимы любые проявления пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или наказания, угрозы применения такого поведения, содержание лица в унизительных условиях, принуждение к действиям, которые унижают человеческое достоинство.

В национальном законодательстве термин «пытки» определен как умышленное причинение сильной физической боли или физического или морального страдания путем нанесения побоев, мучений или других насильственных действий с целью принудить потерпевшего или другое лицо совершить действия, противоречащие их воле, в том числе получить от него или другого лица сведения или признания, или с целью наказать его или иное лицо за действия, совершенные им или другим лицом или в совершении которых он или другое лицо подозревается, а также с целью запугивания или дискриминации его или других лиц (см. ст. 127 УК).

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вводит свое определение, согласно которому «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, что основывается на дискриминации любого вида, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или другими лицами, которые выступают как официальные, или по их подстрекательству, или с их ведома или по их молчаливого согласия. В этот срок не включаются боль или страдания, вызванные только законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Термин «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания» должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, наиболее широкую защиту против злоупотреблений физического или психологического характера, включая содержание задержанного или заключенного лица в условиях, лишают ее, временно или постоянно, любого из его природных чувств: зрения, слуха, пространственной или временной ориентации, и которые могут вызвать стресс, чувство ужаса или беспокойства, способные унизить или оскорбить ее, сломить его физическое или моральное сопротивление (см.: Примечание к Принцип 6 Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению каким-либо образом, утвержденного резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.).

Жестокими и оскорбляющими личное достоинство, необходимо считать действия, которые наносят лице особого физической боли или нравственных страданий. Как отметил ГВСУ в постановлении от 26 декабря № 15 «О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий» "они могут заключаться в противоправном применении специальных средств (наручники, резиновые дубинки, ядовитые газы, водометы и т.п.), длительном лишении человека пищи, воды, тепла, оставлении ее во вредных для здоровья условиях, использовании огня, электротока, кислоты, щелочи, радиоактивных веществ, ядов, а также в унижении чести, достоинства, причинении душевных переживаний, глумлении т.д. ».

В решении по делу «Михеев против Российской Федерации» от 26 января 2006 ЕСПЧ констатировал, что во время нахождения в отделении милиции заявитель был подвергнут представителями государства жестокому обращению с целью получения показаний, в которых он признавал бы себя виновным в совершении преступления или информации о преступлении, в котором его подозревали. Жестокое обращение, примененное к нему, вызвало настолько тяжелые психические и физические страдания, что заявитель совершил попытку самоубийства, результатом которой стала полная физическая недееспособность. Учитывая критерий жестокости и особенно цель жестокого обращения, ЕСПЧ пришел к выводу, что жестокое обращение в данной ситуации было пыткой в??свете ст. 3 КЗПЛ.

Данная статья является одной из общих принципов уголовного судопроизводства, имеет воплощение в положениях, касающихся отдельных уголовно-процессуальных процедур. В частности, следственный судья, суд может принять решение об осуществлении уголовного производства в закрытом судебном заседании в случае необходимости предотвратить разглашения сведений о личной и семейной жизни или обстоятельств, которые унижают достоинство лица (п. 3 ч. 2 ст. 27 УПК) получения доказательств вследствие пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или угрозы применения такого поведения влечет признание их недопустимыми (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 87 УПК), проведение следственного эксперимента допускается при условии, при этом не создается опасность для жизни и здоровья лиц, принимающих в нем участие, или окружающих, не унижаются их честь и достоинство, не наносится вред (ч. 4 ст. 240 УПК), при освидетельствовании не допускаются действия, которые унижают честь и достоинство или опасные для его здоровья (ч. 4 ст. 241 УПК); перед решением вопроса о передаче осужденного для отбывания наказания с Украиной в иностранное государство последняя должна предоставить гарантии того, что осужденный не будет подвергнут пыткам, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 606 УПК) и т.д..

3. Этой статьей каждому предоставляется право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом, свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные при осуществлении уголовного производства. Положения этой части статьи корреспондирует гарантиям, которые содержатся в ч. 5 ст. 55 Конституции Украины.

Под средствами защиты в контексте статьи следует понимать право лица на все формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих производство, право обращения в суд, органы государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. В частности, решение действия или бездеятельность органов досудебного расследования, прокурора, следователя судьи во время досудебного расследования могут быть обжалованы лицом в соответствии с требованиями гл. 26 УПК; судебные решения, принятые судами первой инстанции и не вступившие в законную силу могут быть обжалованы в апелляционном порядке (гл. 31 УПК); приговоры и другие решения после их пересмотра в апелляционном порядке, а также определены в законе решения суда апелляционной инстанции также могут быть обжалованы в кассационном порядке (гл. 32 УПК). Согласно Конституции Украины каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной

Рады Украины по правам человека, а после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (части 3, 4 ст. 55).

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности - ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх