Прием на работу мужчин. Военный билет при трудоустройстве. Самые важные изменения этой весны

При устройстве на работу требуется предъявлять немалый перечень документов. Одним из самых важных документов, требуемых всеми работодателями, является военный билет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Воинский учет – это есть выполнение гражданами воинской обязанности, реализация которой предусмотрена государством в виде регистрации людских ресурсов, подлежащих призыву и мобилизации. Поставленная задача выполняется комплексом мероприятий, выполняющих функции сбора, обобщения и анализа информации о количественных и качественных состояниях.

Что говорит закон?

Необходимость военного билета при приеме на работу устанавливает ст. 65 ТК РФ. Отсутствие «военника» позволяет работодателю отказать в трудоустройстве.

Определения лиц, подлежащих призыву к военной службе и лиц, находящихся в запасе, даны в Федеральном законе № 53-Ф3 (1998 г от 28 марта), регламентирующем положения воинской обязанности и военной службы.

  • Ст.1 указывает об обязательности воинской службы.
  • Ст.2 раскрывает определение понятия «военная служба», а ст.3 — ее основанность на праве.
  • Ст. 7 указывает на ответственность граждан и работодателей за нарушение.
  • Ст. 10 указывает обязанности граждан по воинскому учету.

Еще один документ, регулирующий воинский учет в организациях — это Положение, утвержденное Постановлением Правительства за номером 719 от 27.11.06 г. (далее — Положение).

На сотрудника отдела кадров организации возлагается большая ответственность. Он должен владеть определениями, ролью документа и правовой базой.

Наиболее существенными явл яются определения:

  • Гражданин РФ. Под этим термином понимается физическое лицо – объект гражданского права.
  • Военнообязанный. Граждане РФ, достигшие 18 лет считаются военнообязанными.
  • Запас. После пребывания на воинской службе граждане увольняются в запас. Граждане с серьезным заболеванием или группой инвалидности могут иметь статус «уволенный в запас» без прохождения службы.
  • Военный комиссариат. Госучреждение, занимающееся учетом граждан, соответствующих призывному возрасту.
  • Воинское звание. Это ранг военнослужащего, находящегося на военной службе или военнообязанного в запасе. Оно устанавливает положение и функции (обязанности) военнослужащего.

Зачем требуется документ и обязательно ли это?

Лица, пребывающие в запасе, предъявляют военный билет или временное удостоверение. Лица, обязанные пройти призыв, предоставляют документ призывника.

Статьей 65 ТК РФ в списке документов, требуемых при оформлении трудоустройстве обязательно предусматривается наличие вышеуказанных документов. Целью этого требования является необходимость учета государством количества граждан для случая мобилизации.

Т.к. работодатели обязаны сообщать в военкоматы о приеме сотрудников, то при отсутствии этого документа будет невозможно реализовать процедуру трудоустройства.

Именно поэтому его наличие в перечне документов обязательно.

Кроме того, при устройстве в пожарную службу, полицию, МЧС требуется определенная физическая форма, при отсутствии которой работодатель может не принять соискателя.

Во многие организации невозможно устроиться, не прошедшим воинскую повинность. Более того, в нем приводится много информации о его владельце.

До какого возраста представляется?

В соответствии с российским законодательством военнообязанными считаются мужчины в возрасте до 50 (или 55-65 лет) в зависимости от звания.

Военнообязанный – это тот, кто обязан явиться в военкомат и защищать Родину. Невоеннообязанными считаются лица более старшего возраста или по состоянию здоровья. В их паспорте стоит соответствующая печать «Не военнообязанный».

До исполнения 50 лет при устройстве на работу необходим военный билет.

Положение предусматривает документы воинского учета:

  • удостоверение — для призывников, подлежащих призыву;
  • военный билет или временное удостоверение — для военнообязанных.

Мужчины, возрастом 18-27 лет, обязанные к воинскому учету и не находящиеся в запасе, являются призывниками.

При непрохождении службы по уважительным причинам гражданину выдается военный билет с отметкой об увольнении в запас при отсутствии призыва. Этот факт не отменяет необходимости предоставления «военника».

При возрасте сотрудника 18-50 лет работодатель обязан представлять сведения в военкомат.

Неоповещение военкомата влечет административную ответственность.

Когда военный билет представлен

Оформление работника, подача сведений в военкомат

Для работника, предъявившего документ, работодатель выявляет обязательность постановки его военный учет.

При этом работодатель в двухнедельный срок обязан известить военкомат с указанием информации о принимаемом лице, обязанном находиться на воинском учете.

Таким же образом работодатель должен поступить и при увольнении работника.

Какие страницы следует копировать?

При устройстве на работу вместо документа можно представить копию военного билета.

При этом необходимые страницы должны быть с содержанием информации:

  • о принятом решении призывной комиссии;
  • с записями о прохождении службы, демобилизации;
  • о присвоенном звании; о наградах, контузии и др.;
  • о нахождении в запасе, на военных сборах;
  • антропометрических сведений;
  • о постановке и снятии с учета.

Обязательно должны быть указаны серия и номер в/билета, № в/части, где проходила служба.

Если документ отсутствует

Чем грозит этот факт работодателю?

В случае отсутствия военного билета у гражданина, являющегося кандидатом на должность, необходимо отметить законное право работодателя отказать соискателю в приеме на работу в связи с обязательностью требований ТК РФ.

В тоже время отсутствие у соискателя документа о воинском учете не исключает возможности его трудоустройства, и работодатель может осуществить прием на работу без военного билета.

Статья 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ при устройстве на работу (ущемления в связи с национальными, социальными, имущественными положениями).

Работодатель должен сообщить сведения о принимаемом гражданине в военный комиссариат.

При неизвещении военкомата о соответствующих лицах, подлежащих воинскому учету, работодатель считается нарушившим законодательство по труду.

На руководителя или ответственного сотрудника налагается штраф от трех до десяти размеров минимальной оплаты труда в соответствии со статьей 21.4 КоАП РФ.

Что делать отделу кадров?

Отдел кадров должен потребовать получения от соискателя расписки о предоставлении билета.

Работодатель обязан требовать у соискателя работы «военник».

Как работнику получить билет?

Документ воинского учета выдается:

  • после исполнения гражданином воинской службы;
  • в случае признания непригодным к воинской службе;
  • при окончании военной кафедры ВУЗа.

Если гражданин, не призывавшийся до 27 лет, не получил военного билета, он обязан явиться в военкомат и пройти медицинское освидетельствование.

После предоставления необходимых документов для получения военного билета он обязан представить объяснительную и ожидать результатов решения о переводе в запас.

Во избежание возникновения проблем с трудоустройством, задача гражданина РФ – своевременное исполнение воинского долга.

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Документы воинского учёта часто запрашиваются сотрудниками кадрового отдела предприятий, учреждений и организаций при нового работника.

Следует отметить, что эти документы (военный билет для уволенных в запас или приписное удостоверение для лиц, подлежащих призыву) относятся к обязательным для предъявления, хотя их и не всегда желает предъявлять работник, претендующий на вакантное место.

Согласно Положению под номером 719, разработанному Министерством обороны, каждая организация или предприятие обязаны вести учёт сотрудников, которые являются военнообязанными гражданами РФ.

Необходимость вести такой учёт и является основанием для запроса упомянутых документов . О необходимости предъявлять специальные военные лицам, находящимся в призывном возрасте, прямо говорит 65-я статья Трудового кодекса.

Если сотрудник отказывается предъявить приписное удостоверение или военный билет, работодатель имеет законное право отказать ему в приёме на работу. Но при этом отсутствие документа не может указываться в качестве причины отказа (данный момент обозначен в нескольких судебных решениях, например, Вилюйского районного суда, принятого в декабре 2011 года под номером 2-959/2011).

То есть, если работодатель решит принять сотрудника на вакантное место без соответствующего военного документа, он может это сделать.

Но при этом с него не снимается ответственность перед военным комиссариатом согласно КоАП (статья номер 21.4, часть третья). А сотрудники кадрового отдела обязаны уведомить местный военный комитет о допущенном нарушении. На эту обязанность прямо указывает упомянутое Положение Министерства обороны.

Кроме того, за не предъявление военных документов работодатель не имеет права применять .

Поэтому, если допускается такой компромисс при приёме сотрудника на работу, необходимо ещё до подписания выяснить причину отсутствия документов. И затем порекомендовать восстановить их для предъявления по месту работы. Например, работник мог потерять документы, и в этом нет никакого злого умысла. Для восстановления ему необходимо обратиться в военный комитет по месту постоянной прописки и получить дубликат билета или удостоверения. И только после этого работодатель может заключать трудовой контракт, не допуская должностного нарушения.

Законодательный парадокс заключается в отсутствии военного билета или удостоверения в перечне обязательных для принятия на работу документов для всех категорий работников (перечень утверждён отдельным Постановлением правительства и отображён в 65-й статье ТК), что и даёт повод некоторым работодателям (например, занятым предпринимательской деятельностью) принять сотрудника без воинских документов.

Наказание за нарушения

В Положении об учёте военнообязанных граждан прямо указывается на сроки уведомления местного военного комитета (в пункте номер 32). Работодатель в течение четырнадцати дней с момента направляет необходимые сведения в военный комитет.

За этот же срок положено уведомить о допущенных руководителем нарушениях.

Согласно КоАп (статья номер 21.4) налагаются на руководство организации или предприятия. Руководители выплачивают штраф в размере от трёх до десяти минимальных размеров оплаты труда (), установленных правительством в текущем году. С января 2016 года один МРОТ - это сумма в размере 6 204 рублей.

На каких работах билет обязателен?

Некоторые профессии требуют особой физической подготовки и прохождения службы в вооружённых силах. Например, такие требования выдвигаются для пожарных, спасателей, . Также многие государственные учреждения и организации требуют прохождения срочной службы в армии, а военные документы обязательно предъявляются при приёме на работу.

Теоретически не предъявлять их могут лица, возраст которых больше призывного максимума в 28 лет (для рядовых) или в 50 лет (для офицеров). А предъявление обязательно для граждан в возрасте от 18 лет.

Но по факту нахождение в запасе не освобождает от необходимости предъявления военных документов в большинстве случаев трудоустройства (например, человек не является годным к службе, в его военный билет поставлена специальная отметка, а затем он выдан на руки и предъявляется по месту требования).

Также на факт негодности к службе указывает специальная отметка в паспорте.

А поскольку этот документ всегда предоставляется работником при заключении трудового контракта, и, учитывая перечень документов в 65-й статье ТК, не предъявление военных документов не может считаться нарушением для лиц, не подлежащих призыву.

Единственная причина для их предоставления - это получение полных сведений о работнике (работодатель должен быть уверен, что этот работник не является военнообязанным; также он должен отправить сведения о работнике в местный военкомат).

Где и как получить военные документы?

Военные билеты выдаются только при определённых обстоятельствах:

  • гражданин признан негодным к прохождению военной службы, например, ;
  • гражданин прошёл срочную службу;
  • гражданином было окончено военное учебное заведение.

Если мужчина не был призван до 27 лет, он автоматически причисляется к запасникам (ФЗ номер 53, 52-я статья, пункт первый). С этого момента он также может получить военный документ на руки.

Для этого необходимо явиться в местный военный комитет и получить направление на медицинский осмотр. После чего пишется объяснительная (если причины не связаны с отсрочкой), и предоставляется пакет документов, необходимый для оформления билета.

Он формируется:

  • из паспорта;
  • из ксерокопии его второй, третьей и пятой страницы;
  • из фотографии для билета размером три на четыре сантиметра (без уголка для печати);
  • из водительского удостоверения, если таковое имеется;
  • из документов о полученном образовании.

После чего комиссия принимает решение о зачислении в запас. Билет выдаётся в течение десяти дней с момента принятия решения согласно Приказу Министерства обороны под номером 400, изданному в октябре 2007 года.

Лица, подлежащие призыву, вместо военного билета предъявляют по месту требования только приписные удостоверения.

Актуальность: 2014 г.

Нормативно правовая база.

  • "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
  • В настоящее время осуществление воинского учета у работодателей регламентировано:
    - Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719,
    - Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Документы воинского учета, переделяемые при приеме на работу.

На основании ст. 65 ТК РФ одним из документов, предъявляемых при приеме на работу, является документ воинского учета. Работодатель для целей , вправе требовать его от военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 утверждено Положение о воинском учете, в соответствии с п. 28 которого к документам воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организации, относятся:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
    Исключение: прием на работу иностранных граждан (п. 1 ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Условие предъявления документов воинского учета распространяется лишь на военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву на военную службу- имеющих гражданство России.

Действия работодателя, при отсутствии у кандидата на прием на работу документов воинского учета.

При оформлении сотрудников на работу согласно п. 30 Положения, п. 27-31 Методических рекомендаций, ответственный за ведение воинского учета в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет.

Действия и обязанности работодателя:

  • установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете;
  • проверить у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у лиц, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При этом необходимо сверить соответствие указанных документов паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия;
  • при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета;
  • в случае отсутствия отметки о постановке на воинский учет направить сотрудника, подлежащего постановке на воинский учет, в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления;
  • проинформировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

В ситуации, когда потенциальный работник призывного возраста, устраиваясь на работу, не предъявляет документов воинского учета, работодатель может как отказать в приеме, так и принять на работу военнообязанного гражданина, в этом случае у организации появляется обязанность в соответствии со ст. 11 ТК РФ, положениями Методических рекомендаций проинформировать об этом военный комиссариат в течении двух недель, см. п.п. а) п.29 Методических рекомендаций:

Ответственность

Законодательство предоставляет трудовой инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в гл. 57 Трудового кодекса РФ.

Трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. ст. 356, 357 ТК РФ).

Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.

Гострудинспекция проводит как самостоятельные проверки, так и взаимодействует с иными контрольными органами.
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

Контроль за ведением предприятиями воинского учета осуществляют военкоматы (п. 33 Положения). Нарушения в области воинского учета подпадают под действие ст. ст. 21.1 - 21.3 и п. 3 ст. 21.4 Кодекса об административных правонарушениях. Дела о них рассматривают военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ). Руководителю или другому должностному лицу придется заплатить штраф от 300 до 1000 руб. Если в установленный срок предписание об устранении нарушений не будет выполнено, то руководителю грозит штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, организации - штраф от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

При оформлении трудовых взаимоотношений с лицами мужского пола призывного возраста имеются некоторые особенности, невыполнение которых может привести к привлечению к административной ответственности.

Возраст призывников составляет от 18 до 27 лет. В указанном возрасте мужчины, не пребывающие в запасе, обязаны состоять на воинском учете. Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными.

И военнообязанные, и призывники при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Законодательство РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТКРФ). Федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные требования, несоблюдение которых может служить основанием отказа в приеме на работу (ч.2 ст.64 ТК РФ). В этой же статье приведены отдельные виды необоснованного отказа в заключении трудового договора (дискриминация по национальному, социальному, имущественному признакам и др.).

Отказ в приеме на работу в связи с отсутствием документов, предусмотренных ст.65 ТК РФ (в том числе документа воинского учета - военного билета), является обоснованным, поскольку установленные ТК РФ требования являются обязательными.

На основании изложенного работодатель вправе не принять на работу военнообязанного работника, не имеющего документов воинского учета (военного билета или временного удостоверения для пребывающих в запасе либо удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу). Хотя прямой обязанности отказать в приеме на работу в связи с отсутствием данных документов не установлено, за нарушение требований законодательства о военной обязанности и воинском учете (п.3 ст.21.4 КоАП РФ) и за нарушение требований трудового законодательства (ст.5.27 КоАП РФ) работодатель, заключивший трудовой договор с лицом, не имеющим документа воинского учета, может быть привлечен к административной ответственности.

Работодатель может принять на работу такого сотрудника, при этом соблюдая обязательные уведомительные процедуры, в главе 21. КоАП Рф «Административные правонарушения в области воинского учета» предусмотрена административная ответственность в случае, если работодатель не уведомит Военкомат:


Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, -

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Для гражданина РФ, уклоняющегося от исполнения обязанностей воинского учета, предусмотрены статьи КоАП:


Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Подводя итог выше сказанному, нужно отметить, что ответственность за состояние и ведение воинского учета в организации лежит целиком на работодателе. При этом, ведение воинского учета не ограничивается указанными в данной статье обязанностями.


Ст. 65 ТК РФ гласит, что при заключении трудового договора военнообязанные и призывники должны предоставить в организацию документы воинского учета. Военнообязанные в запасе предоставляют военный билет или временное удостоверение, а призывники — удостоверение гражданина, который подлежит призыву на военную службу.

Даже если гражданин по каким-либо причинам не проходил службу в армии, документ ему все равно выдают, но ставят отметку о непрохождении воинской службы.

На предприятии подлежат:

  1. Призывники (мужчины в возрасте 18-27 лет, не находящиеся в запасе и обязанные встать на воинский учет).
  2. Военнообязанные (мужчины в возрасте 18-50 лет, кроме тех, кого признали негодными к службе в армии по состоянию здоровья).
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Кого принять можно

Организация имеет право принять лиц, которые не являются военнообязанными. А именно:

  • женщин;
  • детей в возрасте до 18 лет (допризывного возраста);
  • мужчин в возрасте старше 50 лет (граждане этой категории перестают быть военнообязанными, если звание не предусматривает иного);
  • иностранцев (воинская обязанность на них не распространяется).

Кого принять нельзя

Вопрос о том, берут ли на работу без военного билета, неоднозначный. Существуют категории лиц, для которых официальное трудоустройство возможно только при предъявлении этого документа:

  1. Военнообязанные. Любой сотрудник от 18 до 60-65 лет обязан иметь при себе этот документ, а представитель организации на основе данных, содержащихся в нем, отправляет отчет в военкомат.
  2. Мужчины старше 27 лет (хотя призывной возраст для них окончен). В организации на них заполняют личную карту по форме Т-2 с информацией о воинском учете.
  3. Лица в резерве (ст. 65 ТК РФ). Максимальный возраст этой категории граждан составляет 50-65 лет. То есть даже если соискателю 50 лет и более, он должнен документ хранить и предъявлять при трудоустройстве, если к тому обязывает звание.

Тем не менее, в ТК РФ нет прямого запрета принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав соискателю по этой причине, организация может нарушить его трудовые права.

Для чего нужен военный билет при приеме на работу

Если организация заключает с сотрудником трудовой договор, она обязана оповестить об этом военкомат. Документ воинского учета по закону является обязательным при устройстве на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Для руководителя прием на работу человека, который подлежит призыву, но не имеет военного билета, чреват риском. Часто таким соискателям организации отказывают, и главные причины здесь две:

  1. Нежелание брать на себя ответственность за гражданина, который уклоняется от воинского учета.
  2. Принимать и обучать нового работника невыгодно, ведь его в любой момент могут призвать на армейскую службу.

Ни одна кадровая служба не откроет соискателю истинную причину отказа в приеме на работу гражданину призывного возраста, если она кроется в отсутствии у него бумаг воинского учета, поскольку он может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.

Если соискателю отказали в должности из-за того, что у него отсутствует военный билет, он может поступить так:

  1. Обратиться в трудовую инспекцию.
  2. Заявить на организацию в суд.
  3. Получить билет.

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника

Работник кадровой службы должен сделать копии и внести в личное дело нового сотрудника такие страницы:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т.п.;
  • отметки о запасе и военном сборе;
  • метрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • идентификационный номер документа.

Копии страниц с этими сведениями должны быть четкими, на них не должно быть неясных символов.

Чем грозит прием на работу без военного билета

Если у соискателя на должность отсутствует военный билет, руководитель предприятия может ему отказать, поскольку закон требует обязательного предоставления этого документа. С другой стороны, устроиться на работу без военного билета можно. Согласно ст. 64 ТК РФ, необоснованный отказ (ущемление по социальному, национальному, имущественному признакам) при устройстве на работу запрещен.

Предприятие имеет право принять военнообязанного сотрудника на должность без такого документа, но при этом следует в 2-недельный срок оповестить об этом комиссариат (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). В противном случае организацию привлекут к административной ответственности (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ) — штраф от 300 до 1 000 рублей. Сведения направляют по форме, которая установлена Генеральным штабом Вооруженных сил РФ и утверждена в Методических рекомендациях.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх