Самые известные пираты в истории. Настоящие пираты: какими они были

Пиратство в современном мире совсем не редкость. Ущерб от их деятельности по всему миру в год достигает 40 млрд $. Современные корсары нападают на торговые корабли, частные яхты, рыболовецкие суда. Настоящий «джекпот» для них – завладеть нефтяным танкером или круизным лайнером.

География действия пиратов XXI века

Учитывая сегодняшнюю известность сомалийских пиратов, нетрудно назвать самый популярный район нападения. Это прибрежные воды Западной и Восточной Африки. Здесь нет исторических предпосылок для появления пиратства. Причины распространения морских разбойников – географические и экономические. Всё дело в Аденском заливе, расположенном близ Йемена и Сомали. Это основной морской путь для перевозки грузов между Европой и Африкой. Естественно, об этом знают пираты, которые не прочь поживиться в этих водах.

Что касается западного побережья этого континента, то здесь господствуют нигерийские пираты, которые промышляют вблизи Гвинейского залива. Почему же многие люди в Африке занимаются пиратством? Ответ очевиден: бедность и невозможность найти работу.

Опасным из-за пиратства считаются воды Юго-Восточной Азии и Южно-Китайского моря. Особенно Малаккский пролив, соединяющий воды Тихого и Индийского океанов. В отличие от своих «коллег» из Сомали, здешние пираты отличаются особой жестокостью. В Малаккском проливе совершают морские набеги и грабежи около сотни вооружённых банд. Все они имеют отличные и быстроходные суда, а также качественное навигационное оборудование. Захват крупных грузовых кораблей для пиратов этих мест почти обыденное дело.

В водах Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа) также регулярно фиксируются случаи пиратства. Береговая линия занимает сотни километров, на которых расположено много заливов и устьев рек, где легко могут укрыться бандиты и спланировать очередной захват судна.

Источник: get.whotrades.com

Быть моряком – опасная профессия

Современные моряки постоянно подвергают себя опасности. Во многом по причине оказаться в плену у пиратов, пострадать при их нападении на судно. Встреча с морскими разбойниками вполне может закончиться летальным исходом или ранением. За подобный риск морякам положена доплата.Если курс лежит через потенциально опасные воды, где замечена активная деятельность пиратов, то денежное довольствие экипажу судна увеличивается.

Большинство европейских стран до сих пор придерживаются договора, заключённого в Сингапуре в 2008 году. Согласно ему бонус морякам за прохождение пиратоопасных районов составляет 100% от месячной заработной платы. В России далеко не все организации готовы на такие траты. Чаще всего размер выплат за риск повстречаться с пиратами определяется договорённостью между судоходными компаниями и профсоюзами рабочих.

Российские моряки, которые входят в команду иностранных судов или кораблей, действующих под «удобным флагом», вправе рассчитывать на двойное увеличение жалованья.

Как можно защититься от пиратов?

Обезопасить судно от набегов морских разбойников довольно непросто. Предугадать действия пиратов удаётся не каждому экипажу и капитану. Дело вот в чём: «Пираты непредсказуемые. Попутно они занимаются контрабандой и продажей наркотических веществ, которые также употребляют сами. Будучи в состоянии наркотического опьянения они не чувствуют боли, готовы на безумные и отчаянные поступки. Например, после боя один из пиратов был сильно ранен. Пуля задела шею и переднюю часть лица, оголив зубы и скулы. Кровь шла фонтаном. Однако он вёл себя так, будто абсолютно ничего не случилось. Ходил и пытался почесать себе зубы» , – рассказывает подполковник Андрей Ежов, командир группы морской пехоты Тихоокеанского флота. Современные джентльмены удачи действуют быстро, атакуют корабль неожиданно, обстреливают его из автоматов или гранатомётов. Их цель – напугать капитана, заставить снизить скорость или остановиться. Поэтому при встрече с пиратами, необходимо дать максимальный ход и маневрировать, чтобы не позволить лодкам подойти вплотную к борту.

Неплохо помогает колючая проволока, устанавливаемая по периметру судна. На неё подаётся высокое напряжение, которое не даёт взобраться на палубу морским бандитам при абордаже. В последнее время многие владельцы кораблей обращаются к услугам охранных предприятий, чьи сотрудники будут сопровождать судно весь путь и применять оружие для его защиты.

Морское пиратство — разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. В массовом сознании ассоциируется больше с событиями средневековья, однако в реальности эта проблема чрезвычайно актуальна и сегодня. В наибольшей степени известны сейчас действия сомалийских пиратов, однако на самом деле это далеко не единственный район их активных действий…

Морское пиратство известно ещё с античности (наиболее знамениты в этом плане финикийские пираты, сделавшие заодно множество географических открытий). Чрезвычайно развито было пиратство в средневековье и в Новое время, причём оно охватывало многие регионы мира. Кроме собственно пиратства, считавшегося прямым бандитизмом, имело место такое явление, как каперство, — тоже пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны.

Например, каперы с британским патентом грабили французские и испанские суда и наоборот. В Восточной Азии очень активны были китайские пираты. В годы двух мировых войн действия, сходные с каперскими, вели немецкие рейдеры (вспомогательные крейсеры).

В настоящее время основными зонами активности морских пиратов являются Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Их действиям способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Значительные доходы, получаемые пиратами от выкупа за суда, их экипажи и грузы, позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, что делает их действия ещё более эффективными.

Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки — очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Боевые корабли не приспособлены для борьбы с подобными целями. Кроме того, борьба с морским пиратством крайне затруднена по причинам юридического характера.

Во-первых, неясно, в чьей юрисдикции находятся пираты, захваченные в нейтральных водах. Если средневековых пиратов, не имевших каперского патента, вешали на реях, то современных пиратов, особенно если они успели выбросить оружие за борт, либо просто отпускают, либо передают властям своей страны, где они, как правило, сразу оказываются на свободе (самый яркий пример — Сомали).


Во-вторых, очень часто непонятна юрисдикция захваченных пиратами судов. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, видимо, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под удобными флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно.

Страна, коей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (причём моряки, как уже было сказано, могут не иметь никакого отношения ни к стране, флаг которой развевается над судном, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец). Выплата выкупа оказывается очень часто единственно возможным вариантом.

В итоге, хотя, например, в западной части Индийского океана сегодня с целью борьбы с морским пиратством находятся соединение ВМС НАТО, эскадра Евросоюза (отдельно от НАТО), оперативное соединение ВМС США (также отдельно от НАТО), боевые корабли России, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана, количество захваченных пиратами судов и сумма выкупов за них продолжают расти.


Некоторые факты о современном пиратстве:

Сумма выкупов, полученных сомалийскими пиратами близ Африканского Рога в 2005-2012 годах, оценивается в $339-413 млн. Средний куш - $2,7 млн.

Рядовые пираты за успешную операцию получают по $30-75 тысяч, причем первому, кто взберется на борт захваченного судна, а равно тем, кто пришел с собственным оружием или лестницей, - полагается бонус $10 тысяч.

Кат , который беспрестанно жуют в том числе в Сомали, часто поставляется пиратам в кредит. Его количество строго учитывается, и после операции пират получает свою долю наживы за вычетом стоимости ката, которая в море втрое выше, чем на материке.

Из жалованья пирата также удерживают за питание плюс штрафы: например, за жестокость по отношению к команде судна можно недополучить $5 тысяч - пиратский кодекс, как в старые добрые времена. В результате особенно несдержанные порой не зарабатывают на рейде ничего или оказываются в долгах.

Часть добычи уходит поварам, посредникам, счастливым обладателям детекторов валют (для проверки подлинности купюр) и адвокатам (спрос на которых постоянно высок) за их услуги. Также платят местным защитникам правопорядка и террористам (группировка «Аш-Шабааб», например, берет с пиратов 20% в качестве «налога на развитие»), чтобы не трогали.

Бывшие пираты, как могут, устраиваются на суше. Зачастую они зарабатывают на жизнь сервисом для настоящих и потенциальных жертв своих недавних коллег - становятся «консультантами» или переговорщиками.

Финансирование пиратских экспедиций - не такое дорогое удовольствие, как можно было бы подумать. Стандартная вылазка может стоить всего несколько сотен долларов, так что участники вполне могут скинуться на предприятие самостоятельно. Крупные походы на нескольких судах обходятся до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. В качестве финансистов тогда выступают военные или гражданские, торговцы катом, рыбаки и бывшие пираты. За свои услуги они требуют от 30% до 75% выкупа.

В среднестатистическую операцию вкладываются 3»5 инвесторов. Поскольку порядочные сомалийцы держат деньги подальше от родины, им приходится изобретать отмывочные схемы, чтобы вернуть средства в Сомали.

Финансовый сектор страны на удивление хорошо себя чувствует и растет быстрее, чем правительственные институты. В частности, развивается система интернет-платежей, в том числе в совсем неспокойных частях государства.

Доходы от пиратской деятельности утекают из Сомали в основном через Республику Джибути, Кению и ОАЭ.

Треть финансистов от пиратства тратят свои деньги на формирование подобия «народного ополчения» и собственное политическое влияние. Многие инвестируют в торговлю катом - это крупный и к тому же легальный бизнес.


Карта морского пиратства

Острова зеленого мыса.

Эти острова находятся вблизи африканского континента, и многие жители этого материка, стремятся добраться до них, в поисках более лучших рабочих мест. Поэтому в том районе нередки попытки захвата яхт частных лиц. А на сами острова, лучше не высаживаться, там процветает контрабанда наркотиков, и по данным моряков побывавших там, такое количество наркоманов они ни где не видели. Вы можете подвергнуться нападению в любой момент, ну а кражи там - вполне обычное дело. Нередки случаи нападений преступников, на яхты, находящиеся на приколе недалеко от берега.

Бразилия.

В Бразилии периодически, происходят спонтанные нападения на суда организованных банд. Эта страна, наравне с Сомали являются, единственными странами мира, где пираты не боятся нападать не только на малоразмерные яхты, но и на торговые суда. Недавно бандиты напали на яхту ” Seamaster ” англичанина Питера Блэйка, ни побоявшись ни размера судна (36 м), ни 10 отлично обученных членов экипажа.

А чуть ранее нападению подверглись еще две яхты, обе большого размера, одна немецкая, другая роскошная французкая яхта ” Jongert “. И не смотря на попытки сопротивления экипажа, все три были полностью разграблены. Береговая линия Бразилии протянулась на сотни км, и изобилует небольшими заливами и устьями рек, где бандиты могут быстро скрыться после нападения. Самыми опасными считаются, устье Амазонки и области Сантос и Фортелеза, там современное пиратство особенно процветает.


Венесуэла

В памяти многих моряков, территориальные воды этой страны, оставили мрачные воспоминания. Еще совсем недавно, нападения пиратов происходили очень часто, особенно в восточном регионе. Хотя в основном, пиратством там занимаются бедные рыбаки, вынужденные идти на это из-за нехватки средств к существованию.

Также мировой общественности стал известен вопиющий случай попытки захвата немецкой яхты, членами венесуэльской береговой охраны! Хотя правительство страны этот факт категорически отрицает, заявляя что это были просто разборки местных наркодилеров, ну да, охотно верим. Особенно опасны области вокруг островов Пуэрто-Ла-Крус, и Маргарита. Также особо внимательным надо быть возле полуострова Пария и Арайя, недалеко от устья реки Амакуро и Педерналес.

Тринидад

Еще недавно эти места считались безопасными для плавания, но все изменилось к худшему в прошлом году. Особенно в области Чагуарамас участились случаи попыток захвата судов, бандитами на лодках с подвесными моторами. Не стоит выходить на берег, есть все шансы быть ограбленным или даже убитым.


Колумбия

Здесь случаи пиратства довольно редки, несмотря на плохой имидж самой страны. Последний серьезный случай нападения морских разбойников произошел 29 сентября 2002 года, когда три американских яхты были атакованы в районе Пуэрто-Эрмоса, в 50 км к северо-востоку от границы с Венесуэлой. А правительства этих стран тычут пальцами друг в друга, утверждая, что это с территорий соседа, налетчики совершают свои набеги на суда.

Самая опасная область, где можно подвергнуться нападению корсаров - это южная часть залива Гольфо -де-Ураба, где на лодках, контрабандным путем переправляются наркотики.

Никарагуа и Гондурас

Обе эти страны сильно пострадали от урагана Митч и землетрясения. Из-за политической нестабильности, в эти странах процветает бандитизм и насилие. Кроме того, правительства этих государств ведут постоянные споры о границах своих стран. На побережьях очень мало полицейских и военных, поэтому часты случаи нападений на туристов, как и на берегу, так и на море. Современное пиратство , здесь не редкость.

Сомали

Эта страна прославилась на весь мир, благодаря постоянным нападениям пиратов.Уже много лет в Сомали идет гражданская война, в этом государстве царят беззаконие и анархия. Сомалийские пираты славятся своей жестокостью, они хорошо вооружены и организованны. Каждая банда подчиняется лидеру клана,а все побережье Сомали, налетчики поделили межу собой, и на каждом участке орудует своя банда разбойников.

Передвигаются они на малоразмерных судах, численностью в 5-8 человек, заходят далеко в море, в поисках коммерческих судов. Кораблям, находящимся в Аденском заливе, не рекомендуется приближаться к береговой линии, ближе чем на 100 морских миль. И не смотря на постоянное патрулирование в этих водах американских, французких, немецких военных кораблей, ситуация лучше не становиться. Несомненно, Сомали - главная вотчина в мире, морских разбойников.

Морское пиратство — разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. В массовом сознании ассоциируется больше с событиями средневековья, однако в реальности эта проблема чрезвычайно актуальна и сегодня. В наибольшей степени известны сейчас действия сомалийских пиратов, однако на самом деле это далеко не единственный район их активных действий…

Морское пиратство известно ещё с античности (наиболее знамениты в этом плане финикийские пираты, сделавшие заодно множество географических открытий). Чрезвычайно развито было пиратство в средневековье и в Новое время, причём оно охватывало многие регионы мира. Кроме собственно пиратства, считавшегося прямым бандитизмом, имело место такое явление, как каперство, — тоже пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны.

Например, каперы с британским патентом грабили французские и испанские суда и наоборот. В Восточной Азии очень активны были китайские пираты. В годы двух мировых войн действия, сходные с каперскими, вели немецкие рейдеры (вспомогательные крейсеры).

В настоящее время основными зонами активности морских пиратов являются Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Их действиям способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Значительные доходы, получаемые пиратами от выкупа за суда, их экипажи и грузы, позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, что делает их действия ещё более эффективными.

Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки — очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Боевые корабли не приспособлены для борьбы с подобными целями. Кроме того, борьба с морским пиратством крайне затруднена по причинам юридического характера.

Во-первых, неясно, в чьей юрисдикции находятся пираты, захваченные в нейтральных водах. Если средневековых пиратов, не имевших каперского патента, вешали на реях, то современных пиратов, особенно если они успели выбросить оружие за борт, либо просто отпускают, либо передают властям своей страны, где они, как правило, сразу оказываются на свободе (самый яркий пример — Сомали).


Во-вторых, очень часто непонятна юрисдикция захваченных пиратами судов. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, видимо, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под удобными флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно.

Страна, коей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (причём моряки, как уже было сказано, могут не иметь никакого отношения ни к стране, флаг которой развевается над судном, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец). Выплата выкупа оказывается очень часто единственно возможным вариантом.

В итоге, хотя, например, в западной части Индийского океана сегодня с целью борьбы с морским пиратством находятся соединение ВМС НАТО, эскадра Евросоюза (отдельно от НАТО), оперативное соединение ВМС США (также отдельно от НАТО), боевые корабли России, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана, количество захваченных пиратами судов и сумма выкупов за них продолжают расти.


Некоторые факты о современном пиратстве:

Сумма выкупов, полученных сомалийскими пиратами близ Африканского Рога в 2005-2012 годах, оценивается в $339-413 млн. Средний куш - $2,7 млн.

Рядовые пираты за успешную операцию получают по $30-75 тысяч, причем первому, кто взберется на борт захваченного судна, а равно тем, кто пришел с собственным оружием или лестницей, - полагается бонус $10 тысяч.

Кат , который беспрестанно жуют в том числе в Сомали, часто поставляется пиратам в кредит. Его количество строго учитывается, и после операции пират получает свою долю наживы за вычетом стоимости ката, которая в море втрое выше, чем на материке.

Из жалованья пирата также удерживают за питание плюс штрафы: например, за жестокость по отношению к команде судна можно недополучить $5 тысяч - пиратский кодекс, как в старые добрые времена. В результате особенно несдержанные порой не зарабатывают на рейде ничего или оказываются в долгах.

Часть добычи уходит поварам, посредникам, счастливым обладателям детекторов валют (для проверки подлинности купюр) и адвокатам (спрос на которых постоянно высок) за их услуги. Также платят местным защитникам правопорядка и террористам (группировка «Аш-Шабааб», например, берет с пиратов 20% в качестве «налога на развитие»), чтобы не трогали.

Бывшие пираты, как могут, устраиваются на суше. Зачастую они зарабатывают на жизнь сервисом для настоящих и потенциальных жертв своих недавних коллег - становятся «консультантами» или переговорщиками.

Финансирование пиратских экспедиций - не такое дорогое удовольствие, как можно было бы подумать. Стандартная вылазка может стоить всего несколько сотен долларов, так что участники вполне могут скинуться на предприятие самостоятельно. Крупные походы на нескольких судах обходятся до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. В качестве финансистов тогда выступают военные или гражданские, торговцы катом, рыбаки и бывшие пираты. За свои услуги они требуют от 30% до 75% выкупа.

В среднестатистическую операцию вкладываются 3»5 инвесторов. Поскольку порядочные сомалийцы держат деньги подальше от родины, им приходится изобретать отмывочные схемы, чтобы вернуть средства в Сомали.

Финансовый сектор страны на удивление хорошо себя чувствует и растет быстрее, чем правительственные институты. В частности, развивается система интернет-платежей, в том числе в совсем неспокойных частях государства.

Доходы от пиратской деятельности утекают из Сомали в основном через Республику Джибути, Кению и ОАЭ.

Треть финансистов от пиратства тратят свои деньги на формирование подобия «народного ополчения» и собственное политическое влияние. Многие инвестируют в торговлю катом - это крупный и к тому же легальный бизнес.


Карта морского пиратства

Острова зеленого мыса.

Эти острова находятся вблизи африканского континента, и многие жители этого материка, стремятся добраться до них, в поисках более лучших рабочих мест. Поэтому в том районе нередки попытки захвата яхт частных лиц. А на сами острова, лучше не высаживаться, там процветает контрабанда наркотиков, и по данным моряков побывавших там, такое количество наркоманов они ни где не видели. Вы можете подвергнуться нападению в любой момент, ну а кражи там - вполне обычное дело. Нередки случаи нападений преступников, на яхты, находящиеся на приколе недалеко от берега.

Бразилия.

В Бразилии периодически, происходят спонтанные нападения на суда организованных банд. Эта страна, наравне с Сомали являются, единственными странами мира, где пираты не боятся нападать не только на малоразмерные яхты, но и на торговые суда. Недавно бандиты напали на яхту ” Seamaster ” англичанина Питера Блэйка, ни побоявшись ни размера судна (36 м), ни 10 отлично обученных членов экипажа.

А чуть ранее нападению подверглись еще две яхты, обе большого размера, одна немецкая, другая роскошная французкая яхта ” Jongert “. И не смотря на попытки сопротивления экипажа, все три были полностью разграблены. Береговая линия Бразилии протянулась на сотни км, и изобилует небольшими заливами и устьями рек, где бандиты могут быстро скрыться после нападения. Самыми опасными считаются, устье Амазонки и области Сантос и Фортелеза, там современное пиратство особенно процветает.


Венесуэла

В памяти многих моряков, территориальные воды этой страны, оставили мрачные воспоминания. Еще совсем недавно, нападения пиратов происходили очень часто, особенно в восточном регионе. Хотя в основном, пиратством там занимаются бедные рыбаки, вынужденные идти на это из-за нехватки средств к существованию.

Также мировой общественности стал известен вопиющий случай попытки захвата немецкой яхты, членами венесуэльской береговой охраны! Хотя правительство страны этот факт категорически отрицает, заявляя что это были просто разборки местных наркодилеров, ну да, охотно верим. Особенно опасны области вокруг островов Пуэрто-Ла-Крус, и Маргарита. Также особо внимательным надо быть возле полуострова Пария и Арайя, недалеко от устья реки Амакуро и Педерналес.

Тринидад

Еще недавно эти места считались безопасными для плавания, но все изменилось к худшему в прошлом году. Особенно в области Чагуарамас участились случаи попыток захвата судов, бандитами на лодках с подвесными моторами. Не стоит выходить на берег, есть все шансы быть ограбленным или даже убитым.


Колумбия

Здесь случаи пиратства довольно редки, несмотря на плохой имидж самой страны. Последний серьезный случай нападения морских разбойников произошел 29 сентября 2002 года, когда три американских яхты были атакованы в районе Пуэрто-Эрмоса, в 50 км к северо-востоку от границы с Венесуэлой. А правительства этих стран тычут пальцами друг в друга, утверждая, что это с территорий соседа, налетчики совершают свои набеги на суда.

Самая опасная область, где можно подвергнуться нападению корсаров - это южная часть залива Гольфо -де-Ураба, где на лодках, контрабандным путем переправляются наркотики.

Никарагуа и Гондурас

Обе эти страны сильно пострадали от урагана Митч и землетрясения. Из-за политической нестабильности, в эти странах процветает бандитизм и насилие. Кроме того, правительства этих государств ведут постоянные споры о границах своих стран. На побережьях очень мало полицейских и военных, поэтому часты случаи нападений на туристов, как и на берегу, так и на море. Современное пиратство , здесь не редкость.

Сомали

Эта страна прославилась на весь мир, благодаря постоянным нападениям пиратов.Уже много лет в Сомали идет гражданская война, в этом государстве царят беззаконие и анархия. Сомалийские пираты славятся своей жестокостью, они хорошо вооружены и организованны. Каждая банда подчиняется лидеру клана,а все побережье Сомали, налетчики поделили межу собой, и на каждом участке орудует своя банда разбойников.

Передвигаются они на малоразмерных судах, численностью в 5-8 человек, заходят далеко в море, в поисках коммерческих судов. Кораблям, находящимся в Аденском заливе, не рекомендуется приближаться к береговой линии, ближе чем на 100 морских миль. И не смотря на постоянное патрулирование в этих водах американских, французких, немецких военных кораблей, ситуация лучше не становиться. Несомненно, Сомали - главная вотчина в мире, морских разбойников.

В шестидесятых годах двадцатого столетия (теперь уже!) в прессе крупнейших портов Азии, таких как Сингапур, Гонконг, Шанхай, когда тема касалась случаев пиратских ограблений коммерческих судов, нередко упоминалась некая мадам Вонг. Среди моряков о ней ходили не только ужасные легенды, но и немалое количество анекдотов. В разгар подъема её загадочного авторитета в одной из Сингапурских газет проскользнула небольшая заметка, на то время весьма провокационного характера по отношению к лидеру коммунистического Китая Мао. Анекдот или быль, теперь судить трудно. Как известно, Мао увлекался шахматами и был достойным соперником именитых шахматистов. Ещё любил розы... прямо таки болезненно, как хорошеньких женщин.

И вот однажды Мадам Вонг, не побоявшись всемирного авторитета великого кормчего, якобы обыграла его в шахматной партии. А случилось это на одном из юбилейных приёмов с дипломатическим уровнем на вилле у какого-то азиатского миллиардера. Кстати, охрана, состоящая из трёх кордонов, была таковой, что не только человек, но и случайно залетевшая стрекоза не осталась бы без внимания. Каким образом удалось очень заметной, прелестной китаянке проникнуть на виллу, одурачить охрану и всех остальных высокопоставленных особ, осталось загадкой. Случай мог бы послужить стоящим сюжетом для детективного романа. Впрочем, не буду увлекаться, тем более, что речь пойдет о другом.

После проигранной партии Мао преподнёс ей великолепный комплимент: "Вы прекрасны и умны - как мадам Вонг!" Она, совершенно спокойно выслушав его слова, улыбнувшись очаровательной улыбкой, в ответ также подкинула нечто подобное. Спустя совсем небольшое время Мао получает огромный букет роз, внутри которого была заложена записочка с запахом самых дорогих французских духов. А в ней вот что: "Спасибо за прекрасную партию. С любовью к вам, мадам Вонг."

Существовала ли на самом деле мадам Вонг, вопрос был, очевидно, снят после того, как она оказалась за решёткой сингапурской тюрьмы.

Описывали её так: чрезвычайно красивая молодая особа китайской национальности. Родилась в Гонконге. Имела богатого мужа, после кончины которого у неё проявились странные наклонности... Конечно, каких только парадоксов не бывает на белом свете...

Её образина в виде старухи с косой, надо заметить, в другой её руке пистолет (один из множества рисунков, публикуемых в газетах на мадам Вонг в семидесятые годы) - грезился капитанам, пересекающим на своих судах Южно-Китайское море. Будучи прекрасным организатором, имея властный мужской характер, она сумела создать крепкую мафиозную организацию из преданных настоящих профессионалов с одной целью - заниматься грабежом судов. А грабить было чего. Южно-Китайское море - это золотая жила. Перекрёсток всех морских дорог мира. Тысячи судов.

Жестокие порядки, заведённые самой мадам в собственном разбойничьем клане (кстати, она имела большую флотилию хорошо вооружённых быстроходных небольших судов), исключали милость и прощение предателям и не оставляли шансов остаться в живых морякам с захваченных ею судов. Свидетелей не оставляли. А сама мадам Вонг в течении многих лет была неуловима, словно дух.

В конце семидесятых годов имя мадам Вонг исчезло со страниц газет, а пиратство получило еще больший размах. Конечно, согласно международным требованиям по безопасности мореплавания, на судах имеются и особые рекомендации, и должны выполняться определённые мероприятия, но не всегда они помогают.

После выхода из Сингапура прошло несколько часов. Теплоход "Звезда Востока" под Тайландским флагом, с российско-литовским экипажем в девятнадцать человек, направлялся в порт Гаосюн, на Тайване.

Капитан Геннадий Сергеевич, утомлённый и стоянкой в порту, и беспокойным выходом, покинул ходовой мостик после того, как с левого борта проплыли размытые вечерней дымкой и остались за кормой острова Анамбас. Предполагая, что дальнейшее плавание должно проходить без осложнений, он подумал об отдыхе. В кровать ложиться не имело смысла, поэтому капитан расположился на диване, на всякий случай не раздеваясь. Вскоре, как только он закрыл глаза, провалился в сон. Надвигалась удушливая тропическая ночь. Ветер почти отсутствовал, море не вызывало раздражения. На этот раз оно было предельно спокойно. И только лёгкое шебуршание воды о корпус судна слабым звуком доносилось через открытый иллюминатор капитанской каюты.

Не прошло и часа, как его разбудил телефон. В полусонном состоянии Геннадий Сергеевич машинальным движением руки схватил трубку, подсунув её под голову, вяло прохрипел:

Капитан слушает...

Каждый штурман может подтвердить - испытываешь малоприятное ощущение, когда приходится тревожить капитана во время его отдыха. Потому он сделал свой доклад коротким и лаконичным:

Извините, Геннадий Сергеевич. Накрыл облажной дождь. Видимость - ноль.

На судах так положено: при любом изменении ситуации в худшую сторону, капитана надо ставить в известность. А поднимется он на мостик или доверит вести судно вахтенному штурману, это его дело. Геннадий Сергеевич оставив штурмана без ответа, положил трубку. Нехотя поднимаясь с дивана подумал, не заварить ли кофе. Затем посчитав затею никчёмной, махнул рукой, направившись к борту, чтобы закрыть иллюминатор. Выходил из каюты с мыслью: "А, попью на мостике". В рулевой рубке царило полное спокойствие. В ночные часы наэлектролизованное поле множеством разных приборов, мерцание их огоньков создавало иллюзию нахождения в кабине космического корабля. А стоило только прислушаться к гулу машины, почувствовать вибрацию корпуса, как романтическое представление исчезало.

Информация срочного донесения штурмана подтвердилась. Действительно, дождь лил как из ведра. А видимость оказалось таковой, что на кормовой мачте едва просматривался ходовой огонь. Не говоря ни слова, Геннадий Сергеевич подошёл к радиолокатору и после того, как уткнулся лицом в экран, обратился к штурману:

Альгис Йонович, как насчет кофе?

Тот с готовностью исполнить, ответил:

Будет сделано, Геннадий Сергеевич!

А сам же попросил рулевого:

Коля, сообрази-ка водички, а я покараулю руль...

Рулевой сбегал за водой, налил в кипятильник и щёлкнув включателем, сменил штурмана у руля. Вскоре громко забурлила вода и в рубку пахнуло парком. Штурман сам приготовил кофе, зная уже, сколько чего ложить. Капитан, приняв чашку, его поблагодарил и сделав несколько глотков,сказал:

Волшебный напиток. Чашечку выпил - и бодр.

По этому поводу штурман также что-то сказал, а в это же время капитан на экране заметил странно движущуюся цель, потому его слова пропустил мимо ушей. Она двигаясь с большой скоростью, то появлялась, то исчезала, приближаясь к корме. Облажной дождь создавал на экране сплошные помехи и и вычислить её параметры не удавалось. "Помеха!" - подумал с облегчением Геннадий Сергеевич. И хотел было прекратить наблюдение. Но, как назло, цель снова чётко обозначилась. А практика подсказывала: появились сомнения, их надо разрешить. И секундами позже стало очевидным: светлое пятнышко на экране - не помеха, а очень быстроходное небольшое судно. "Торпедный катер? - возникла догадка, - в таком случае что его заставляло двигаться прямо на корму?" При плохой видимости это грозило столкновением. По сути дела время-то на размышления уже не оставалось. Геннадий Сергеевич окликнул штурмана, стоящего возле иллюминатора и вглядывающего в ночную темень.

Альгис Йонович, постой-ка на радаре. На всякий случай выскочу на крыло.

Открывая дверь, предупредил штурмана:

По корме вдогонку движется странный объект. Приближается очень быстро. Проконтролируй его!

Штурман очень оперативно сориентировался и чётко доложил:

Цель вижу! До неё три кабельтова!

Потоком воды, хотя и теплым, но неприятным, окатило капитана и за считанные секунды на нём не осталось ни единого сухого места. Не успел ещё как следует осмотреться, как голос штурмана, едва услышанный из-за шума дождя, заставил напрячь зрение.

Цель слилась с судном!

Теперь и сам капитан заметил катер с высокой рубкой, обтекаемыми обводами корпуса, характерными для современных ракетных катеров. Из полосы дождя он вынырнул внезапно. Резко отвернув вправо от кормы "Звезда Востока", катер на большой скорости вышел параллельным курсом и примерно на миделе сбавил ход. На его мостике вспыхнул яркий луч прожектора, безошибочно нащупав крыло, на котором стоял Геннадий Сергеевич. Ослепленный ярким светом, он заскочил в рулевую рубку, захлопнув за собой дверь. Первое предположение, которое возникло в голове, относилось к береговой охране. В практике с подобным приходилось сталкиваться нередко. Корабли спецфлотилии по "противодействию пиратам и контрабандистам" (такое было её официальное название) носятся по морю в поисках тех и других, попутно осматривая коммерческие суда. Во всяком случае Геннадий Сергеевич прямой угрозы судну не усматривал. И потому рассудил глубоко не задумываясь: после наружного осмотра катер также быстро исчезнет, как и появился. А нет, катер не собирался уходить. Сигнал его прожектора означал приказ остановиться. "С какой стати я должен останавливаться в международных водах?" - с недоумением подумал Геннадий Сергеевич. И совсем неожиданным для него стало применение катером оружия. Гроздья следов ярко-голубого цвета трассирующих снарядов рассыпались над палубой теплохода. Стрельба короткими очередями велась из скорострельной пушки или из крупнокалиберного пулемёта. Но пока поверх судна.

Все понял,- на удивление спокойно сказал Геннадий Сергеевич и также спокойно закончил мысль, - никогда бы не подумал, что придётся встретиться с живыми пиратами.

Штурман, шокированный таким заявлением, замер стоя у лобового иллюминатора, а в слова капитана ему не хотелось верить.

Геннадий Сергеевич, вы думаете, это действительно пираты?

Недовольство прозвучало в ответе капитана, но вряд ли оно относилось к штурману.

Не думаю, Альгис Йонович, а уверен. И через секунду приказал рулевому:

Перейти на ручное управление!

Голос капитана мгновенно вывел матроса из состояния мандража, в который его вогнала нежданная новость о пиратах. Совершив все необходимые операции, уверенным и даже каким-то вызывающе-весёлым голосом, он прокричал:

Судно на ручном! Курс шестьдесят два градуса!

Вместо команды "Так держать!", Геннадий Сергеевич негромким голосом обратился к штурману и матросу:

Вот что, моряки: главное - не терять головы.

Когда стало очевидным, какие цели преследует вооруженный катер, вместо испуга и растерянности у капитана сработала защитная реакция. Да, естественно, волнение охватило его, но больше из-за нехватки времени, понимая - не в интересах пиратов тянуть волынку. Дождь, плохая видимость, внезапность - вот их союзники. И с судами, экипажи которых состоят из филипинцев, тайцев, малайцев, китайцев им удается справиться без особого труда. Как правило, те после первых выстрелов выходят на палубу с поднятыми руками.

Комплекс чувств овладели капитаном и основное из них - злость, которая и толкнула его на решительное противодействие пиратам. Характер манёвра в его голове созрел моментально. А задумываться над тем, что он от этого выиграет, не позволяло время. Он выглянул в иллюминатор, чтобы оценить обстановку. Катер шёл на сближение с теплоходом к правому борту, на несколько метров впереди миделя. Дождь к этому времени поредел и хорошо просматривалась специальная выдвижная площадка сбоку от рубки катера. Геннадий Сергеевич не сразу различил стоящую на ней группу людей в комуфляжной форме с короткоствольными автоматами в руках. Это означало то, что через несколько минут вооружённые люди появятся на палубе теплохода.

Право на борт! - разорвал напряжённую тишину на мостике капитанский голос.

Судно резко накренилось левым бортом, а нос его покатился вправо. Сам Геннадий Сергеевич, удерживаясь руками за поручень, через лобовой иллюминатор контролируя процесс маневра, со злорадством подумал: "Раздавлю, как клопа!"

Способность судна многотысячетонного водоизмещения для поворота не так велика, как бы в этот ответственный момент хотелось, и потому манёвр мог бы получиться успешным, если бы катер находился ближе к носовой части. Однако и такое действие привело пиратов в замешательство. Катер, которому, казалось, будет нанесён смертельный удар, рванулся вправо. Надежд на то, что он прекратит преследование, Геннадий Сергеевич не питал. И оказался прав. Катер, совершив циркуляцию, пошёл на повторный заход.

Настойчивые попытки пиратов достичь своей цели, несмотря на потерю внезапности, что противоречило простой логике, заставило капитана заглянуть правде в глаза: встреча с ними так просто не закончится. Между тем, зная о её неизбежности, не мог понять одного, что их толкает на явный риск? Не такие же они олухи, чтобы не предположить о вероятных действиях капитана. Например, послать соответствующее сообщение. И вроде бы прояснилось после того, как Геннадий Сергеевич вспомнил о четырёх контейнерах, закреплённых на палубе. Три тысячи тонн риса в мешках, погруженных в трюмах, понятно, никакой ценности для пиратов не представляли, а вот содержимое контнейнеров - дорогостоящий груз, стоил любого риска.

Без сомнения, не обошлось без осведомителей в порту. Пиратская мафия имеет их повсюду, где считает нужным иметь. И получает информацию не только о грузах, но и о наличиии денег у экипажей судов, в сейфах капитанов.

И всё-таки кое-какое время выиграно. Геннадий Сергеевич подскочил к пульту управления судном и нажал на кнопку общесудовой тревоги.

На флоте старших механиков называют дедами, причем возраст не играет роли. Дед Игорь Иванович в свои сорок девять лет считал себя молодым и, по собственному признанию, возраста не чувствовал. Что, очевидно, соответствовало истине. На здоровье никогда не жаловался. Ежедневно и усиленно перед ужином занимался спортом. Молотил кулаками подвешенный на прогулочной палубе мешок, набитый песком вперемешку с опилками. Всем довольный - в том числе и жизнью - старался всегда выглядеть счастливым человеком. Такие люди, как он, с лёгкостью вживаются в организм любого общества. Между тем машинная команда его уважала не только за спортивные наклонности и уживчивый, спокойный характер, а наверно, больше за принципиальное отношение к людям и за уменье своим примером заражать их трудолюбием, не боясь самому "испачкать" руки. Сломалось что-то, ротозеев в машине не должно быть. Не ослабляя нитей руководства, засучивал рукава и вперед... Неожиданный сигнал тревоги заставил его расстаться с тёплой постелью.

"Чёрт возьми! - мелькнуло в его пока ещё сонном мозгу, - никак ученья? Не мог капитан выбрать лучшего времени!"

Однако в подсознании появилась и другая мысль: "Нет, не похоже... Капитан ведь не изверг, чтобы издеваться над командой. Тут что-то не так..." Стоя возле стола в одних трусах, он не поленился позвонить на мостик.

Геннадий Сергеевич, что за страсти?

Страсти-мордасти! - прокричал в трубку капитан,- Пираты, дед!

Пира-а-аты? - совершенно ничего не понимая протяжно спросил Игорь Иванович. Колючие мурашки неприятно побежавшие по оголённой спине освободили его голову от остатков сна. А голос капитана продолжал звучать, как из рупора.

Игорь Иванович, немедленно спускайся в машинное отделение и всех своих туда же... Контроль за механизмами, за корпусом - на случай пробоины. И вот ещё что: приготовься к встрече гостей, каких, я уже сказал вначале. Они вооружены, так что действуйте осторожно. На всякий случай, что-нибудь припасите...

Последнее дед не совсем понял. Если они вооружены, так что же припасать? Однако нескольких секунд ему хватило, чтобы догадаться.

Радист - Коля Маленький, прозванный так за небольшой рост - дрожа от страха, возникшего в результате ночной тревоги, оказался бессильным что-либо соображать. Страх неизвестно перед чем выкинул его из постели. Словно мешок с картошкой вывалившись из койки, он принялся рыскать по палубе в поисках тапочек, при этом не догадавшись включить свет. Что-то невнятно бормотал и только одна фраза прозвучала содержательно:

Ннииккогда треевог не игггралии ночью! Неужели тонннем?

В состоянии сильного волнения так, босиком прискакал на мостик. Там горел всего лишь один неяркий светильничек, но его света было достаточно, чтобы разглядеть, что происходит. То, что увидел людей, его очень обрадовало. Кроме штурмана и матроса в рулевой рубке находились старший помощник и боцман. Сам же капитан, не отрываясь от наблюдения стоя в проеме двери между рубкой и крылом, подавал отрывистые команды рулевому и одновременно уже заканчивал инструктаж всем остальным. Один раз повернув голову и заметив радиста, громче обычного проговорил:

Тебя-то мне и нужно, Николай. Срочно на связь! Дай сигнал о нападении пиратов. Я бы и сам это сделал на УКВ, но боюсь подслушают, гады. Утопят к чёртовой матери

У радиста не появилось охоты о чём-то спрашивать и тут же бросился вон из рулевой рубки.

Повариха Тоня, тридцатилетняя молодуха с завидным спокойствием восприняла сигнал тревоги. Она и не подозревала о том, что тревога настоящая, а не учебная. Подобное недоразумение на этом судне могло произойти не только с ней, а с кем угодно. Оно не имело общесудовой трансляции в отличии от большинства судов. В обычных условиях происходит все просто: сначала сигналом оповещают о начале тревоги, а затем голосом по трансляции добавляют: "УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА." И всё становится на свои места. А раз учебная, значит, тренировка по заделке пробоины, по тушению пожара и т п. И на этот раз она была уверена в том, что её мужики не подкачают, правда, не догадываясь, в каком деле... По расписанию при общесудовой тревоге её место - камбуз. Так вот, выполняя уставное требование, буквально через три минуты, прихватив с собой спасательный жилет, туда она и направилась - и не просто вразвалочку, а бегом.

В настоящем мероприятии она не искала каких-либо нарушений своих прав на отдых. Тем более, что старший помощник, в последний день стоянки в Сингапуре, проявляя к ней снисхождение, дал выходной день. Добрая и весёлая по характеру, к тому же специалист высокого кулинарного класса, Тоня пришлась по душе всему экипажу без исключения. Она - единственная женщина в экипаже, среди мужчин не скучала. Да, и в принципе, скучать-то было некогда. Двеннадцать часов на ногах в жарком помещении камбуза. И когда на судне появилась ещё одна женщина, почти её ровесница, жена старшего помощника капитана, то и с ней нашла общий язык. Многие часы проводили вместе, разговаривая о всяких женских делах.

Татьяна, страшно напуганная событием, в неведении, что же стряслось, свернувшись в калачик, сидела в кресле. Муж толком ничего не объяснил, неожиданно в спешке её покинув, убежал на мостик. Она прождала его некоторое время, после чего накинув на себя кое-что из одежды, тихонько крадучись по коридорам, пробралась на камбуз.

Сжатые по времени ообстоятельства вынуждали капитана быть кратким:

Чиф, весь экипаж кроме машинной команды в салон рядового состава. И никаких провокаций со стороны наших людей, иначе всех перестреляют, как уток. Главное - спокойствие, но без трусости. Потому настрой людей в этом духе. Не знаю, чем всё закончится, но полагаю, что грабежом. Понятно одно, помощи ждать неоткуда, а если и придёт, то тогда, когда она уже не понадобится. А против вооружённых людей мы бессильны.

Геннадий Сергеевич - это чувствовалось по его напряженному голосу и строгому выражению лица - говорил через силу, вопреки своему желанию дать пиратам достойный отпор. Но так подсказывал здравый смысл.

Всё понял, Владимир Станиславович?

Понял, Геннадий Сергеевич, - ответил старпом невесёлым голосом

Тогда ступайте вместе с боцманом.

Старпом, торопливо спускаясь по трапу вниз, больше переживал за жену, чем за себя и за судно.

Между тем с того момента, когда пиратский катер пошёл на второй заход, прошло совсем немного времени, не более десяти минут. И благодаря действиям капитана, вопреки планам пиратов внезапности не произошло. Одно дело, когда экипаж захвачен спящими в койках и как результат - естественная паника и неразбериха, другое дело, когда люди морально готовы к любому развитию событий.

После первой неудачной попытки катер подкрадывался с кормы и также с правого борта с осторожностью волка. Капитану его манёвр не сложно было угадать: сейчас он даст полный ход и прилипнет к борту. А выброска десанта не займет и минуты. Кинут лёгкие с крючками трапики на фальшборт и поползут со скоростью свайных африканских тараканов. И всё-таки Геннадий Сергевич оставил в запасе для себя шанс помешать им в абордажном приёме. Дать полный ход назад, тем самым катер будет отброшен водянной струей. Цель - протянуть время, а там будет видно...

Так, может быть, и произошло бы. Однако Геннадий Сергеевич не учёл хитрости пиратов. По судну ударил шквал огня из автоматического оружия. В рулевой рубке со звоном посыпались разбитые стёкла, засвистели пули. Всем находящимся в ней пришлось упасть на палубу. Не поднимаясь на ноги, капитан ползком добрался до пульта и протянув руку к машинному телеграфу, перевёл ручку на "стоп". Вскоре наступила необычная тишина. А судно продолжало двигаться по инерции.

Трое пиратов в комуфляжной одежде с автоматами в руках ворвались на ходовой мостик. Их лица прикрывались чёрными масками. Один из них неестественно тонким голосом по-английски прокричал:

Кто капитан?

Я - капитан! - с невозмутимым лицом отозвался Геннадий Сергеевич.

В тот же миг на него обрушилась серия ударов в голову и по спине. Геннадий Сергеевич легонько застонал и медленно опустился на палубу. Штурман и матрос, не успев оказать ему помощь, сами оказались в наручниках. Затем каждого из них приковали к поручню, закреплённому на носовой переборке.

Когда Геннадий Сергеевич пришёл в себя, первое, что он почувствовал, было действием смыкающихся наручников на его руках. Двое бандитов подхватили его под руки и волоком потащили куда-то вниз. Окончательно пришёл в себя лёжа на диване в своей в каюте. Сильные боли в голове и в боку не позволяли ему сделать хоть какого-то движения. Сдерживая стоны, Геннадий Сергеевич сумел повернуть голову и открыть глаза. Догадываясь, за что его так отделали, подумал: "Отомстили, сволочи, за мою строптивость!"

А тем временем бандиты, не обращая внимания на лежащего капитана, вышвыривали из шкафов всё, что накопилось в течении многих лет. На палубу летели какие-то коробки, сувениры, одежда; со звоном падая, разбивалась посуда. Понятно, искали драгоценности. Минут пятнадцать продолжался погром и ничего ценного так и не обнаружив, все трое, отплевываясь от поднятой ими пыли, замерли каждый на своём месте. Затем между ними состоялся короткий разговор, и о чём они совещались, капитан, конечно, не понял. И чтобы не видеть этого безобразия сомкнул веки - и только резкий голос одного из бандитов заставил снова открыть глаза.

Мастер, сейф, деньги! Геннадий Сергеевич посчитал, что нет смысла запираться и медленно,ч тобы было понятней и не вызвало с их стороны агрессии, проговорил:

Сейф под рабочим столом, ключи в столе.

Шкафчик с треском вылетел и ключи вывалились на палубу. На щелчок сейфового замка Геннадий Сергеевич отреагировал безразлично. И даже отвернулся, когда бандиты делили между собой шесть тысяч долларов и затем рассовывали их по карманам.

Оставив капитана в прежнем положении, бандиты поспешно ретировались из каюты.

Матрос Федя Горохов, пожалуй, физически самый сильный в экипаже, мог бы в равных условиях укокошить половину десантированных на судно пиратов, а вторую - боцман Костя Котельников, также принадлежащий к категории особо сильных людей. Кулачищем с крепостью наковальни, одним ударом мог бы убить хоть крокодила. Между тем, как бывает чаще всего среди таких людей, был он добродушным, совершенно не агрессивным человеком, можно даже сказать, мягкотелым. А больше рассудительным... Да и чего придумывать? На каждого члена экипажа приходилось по одному хорошо вооружённому бандиту. А как говорится, против лома нет приема...

Горохов имел неумеренное пристрастие к накопительству, в том числе и денег. Для него каждый рубль, доллар или цент имели невероятно особое значение. Родился он в Находке, а в возрасте двадцати одного года отправился в море на заработки. Продолжительное время работал на рыболовном траулере. Труд оказался несоизмеримо тяжелее любого другого на берегу. До этого успел поработать грузчиком в порту. Не сразу, конечно, но понял: деньги, заработанные столь нелёгким путем - по нескольку месяцев в море и по макушку в холодной солёной воде - не должны транжириться налево и направо... Может быть, потому до сих пор и ходил в холостяках.

После окончания короткого старпомовского инструктажа, матрос, вопреки указанию оставаться всем в столовой, спешно потопал на выход.

Ты куда направился, Горохов? - попытался его остановить старпом.

Деньги прятать... - невозмутимо заявил матрос.

Ты что, дурак? - вмешался боцман, стоящий рядом со старпомом.

Наоборот... - также спокойно ответил Грохов.

Выходка матроса на этот раз вывела из себя даже боцмана с крепкими нервами:

Да они, эти бандюги, знают о нас всё! А уж о деньгах, у кого какая наличность, тем более. Не найдут, пристрелят. Не за тем они здесь объявились, чтобы тебя уговаривать, дескать, поделись своим заработком...

Лицо матроса оставалось по-прежнему невозмутимым. Старпом не выдержал.

Что тебе дороже - жизнь или бумажки?

И то, и другое! - не сдавался Горохов.

Во всяком случае надежды его уговорить не было, и неизвестно, сколько времени продолжалась бы бесмысленная перепалка. Странные звуки в коридоре заставили их замолчать. Старпому показалось нечто похожее на женский крик. Мелькнула мысль о жене, оставленной им в каюте. И сердце не выдержало... Ноги сами понесли его к выходу из столовой. При распахнутой двери он вдруг на глазах моряков попятился назад, поскользнувшись едва не упал. В то время, как группа бандитов вбегала в столовую, он всё-таки попытался прорваться в коридор. Но под ударами ног и кулаков влетел обратно. Продолжительная автоматная очередь в подволок и по переборкам заставила моряков, в том числе и старпома, утихомириться. Наступила вдруг тягостная тишина. Сверху из дырок подволока на головы моряков сыпалась какая-то дрянь в виде мелкой изоляции. Изрешечённые пулями занавески на иллюминаторах шевелились словно живые. Помещение заполнилось то ли дымом, то ли копотью.

Две вражеские стороны внимательно глазели одна на другую. В глазах моряков - ненависть и испуг. В глазах бандитов с кровожадным блеском через дырочки масок - неизвестно что. Вероятно, они оценивали обстановку, нет ли среди моряков вооружённых. Образовался как бы взрывоопасный вакуум. Но такая ситуация продолжалась недолго. Защёлкали наручники и затем моряков пинками выгнали в коридор. Без единого слова.

Последующую операцию пираты проделали за считанные минуты. Поставили всех рядком к переборке вдоль металлического поручня. Вообще-то, эта трубообразная конструкция служит для благих целей - удерживаться руками во время качки. Квак, квак, квак - защёлкали замки наручников. Какие эмоции в душах моряков были вызваны неприятными звуками, словами, пожалуй, не выразить. Наверно, безнадёга, беспомощность и отупение. Иначе как же расценить их смирение и полное отсутствие протеста? Сопротивляться? Вряд ли хоть в одной голове могла возникнуть подобная опрометчивая идея. А вот о том, что их ожидает - наверняка подумал каждый из девяти моряков.

Результаты проделанной работы пираты даже не сочли нужным проверить. Они были уверены в том, что если придется утопить судно, свидетели не всплывут. Начался поспешный грабёж кают. Вскрывали шкафы, ломали мебель, вытряхивали из чемоданов вещи, вытаскивали всё, что имело ценность: деньги, золотые кольца, красивые вещицы. Учитывая то, что каждый моряк на тот момент имел не менее пары тысяч долларов, то сбор обещал быть довольно богатым. Но, может быть, не это явилось основной причиной нападения пиратов на судно. Хотя, если разобраться, то и это тоже...

В машинном отделении события протекали даже быстрее, чем предполагал капитан... Обошлось без стрельбы. Не потому, что народ там более пугливый, может быть, как раз наоборот... Первым повязали деда, который находился в центральном посту управления. Машинная команда, оставшись бе своего начальника, никакого сопротивления не оказала. Механиков и мотористов пришпандорили к железякам, которых в машине полным полно.

Всех больше повезло женщинам. Хорошо, что Тоня выполняя каждую букву уставного предписания, терпеливо сидела на камбузе. А после того, как прибежала жена старпома в растроенных чувствах, принялась её успокаивать:

Таня, перестань волноваться! Не бери в голову! Такая у моряков служба. Явится твой муж, никуда не денется.

Та поначалу не слишком доверяла словам поварихи, порывалась сбежать на поиски старпома. К счастью вовремя одумалась, постепенно оттаяла и успокоилась. И очень хорошо. Неизвестно, каким образом могло бы обернуться дело, нарвись она на бандитов.

Камбуз располагался на отшибе, в самом крайнем помещении надстройки. Прежде, чем до него добраться, нужно было пройти несколько поворотов по коридорам, а затем спуститься вниз на главную палубу. А бандитам хватало работы по горло в жилых помещениях.

Капитан, пересилив боль в боку и неповоротливость головы, сумел приподняться и выглянуть в иллюминатор. Палубное освещение не горело, однако, благодаря световым отблескам из окон помещений, кое-что можно было рассмотреть без труда.

Несколько пиратов курочили контейнеры, закрепленные между трюмами, как раз недалеко от надстройки. Капитан насчитал порядка восьми человек, занимающиеся выемкой товаров. Быстро передвигась по палубе, груз укладывали на сетку возле фальшборта. Судовой кран, готовый к работе, был повёрнут стрелой в сторону сетки. "Универсальные специалисты..." - с горечью подумал Геннадий Сергеевич, понимая то, что скоро большая часть дорогостоящего груза окажется на катере, который как теперь можно было догадаться, не такого уж небольшого водоизмещения, как показалось вначале. Капитан нашёл в себе силы досмотреть до конца это представление, а в принципе - унижение безоружного экипажа.

Прошло не так много времени, как на палубе прибавилось количество помощников. Те, которые хозяйничали в помещениях, выбежали из надстройки налегке и очень организованно. То, что они нашли у моряков: деньги, ювелирные изделия - поместилось у них в карманах.

Геннадий Сергеевич насчитал восемь сеток с грузом, опущенных на катер. И казалось, в таком духе и продолжится грабёж. И он был очень удивлён и бесконечно обрадован, заметив паническую спешку в рядах пиратов. Не опуская последней сетки, они за каких пару минут покинули судно. Надо полагать появилась какая-то опасность. И последнее, что увидел Геннадий Сергеевич, был кусок мачты без навигационных огней. Блеснув, словно лезвие ножа, он мгновенно исчез в полосе дождя.

Дед, наручниками прикованный к ручке на крышке пульта управления, прислушавшись, всем своим нутром почувствовал наступившую перемену в обстановке. Сначала осмотрелся, осторожно поразмял ноги. Стояла тишина, как на кладбище. Как-то странно и монотонно постукивал маломощный вспомогач. Казалось, его шум нисколько не нарушал тишины. Сквозь застеклённое окно в машинном отделении дед успел заметить важную деталь: пират, стоящий с автоматом в руках на площадке трапа, вдруг открыл дверь и исчез. Даже и не подозревая того, что видел его в последний раз, он как-то не сразу осознал признаки свободы. Подождал с минуту возвращения пирата, полагая, что тот вышел по каким-то своим делам. Но нет. Все также спокойно. И как бы там ни было, дед решил действовать. Своих подчинённых он не видел и потому в первую очередь переживал за них. "Живы ли?" - подумал он. Но выстрелов во время разборки не слыхал и это немного успокаивало. Подёргав руками, заметил - ручка болталась, и это обстоятельство давало основание попытаться её выломать. Вспомнил о ломике, им же самим приготовленном на всякий случай. Инструмент лежал неподалёку возле бумаг, рядом с машинным журналом. По его прикидке, если хорошо изловчиться, то можно было достать. И вскоре в голове созрел план. Нужно было ломик засунуть в прореху ручки и усилием грудной клетки надавить. Доставать пришлось зубами, перегнувшись так, что едва не закричал от боли, причинённой наручниками. Ухватиться зубами за плоский, немного загнутый конец ломика удалось с третьей попытки. Засовывая его во внутрь ручки, Игорь Иванович готов был порадоваться за наметившийся успех. Однако досадный случай едва не испортил всего дела. Он слишком поторопился, а конец ломика повернувшись, сломал зуб. Острая боль пронзила головной мозг, но каким-то чудом ломик удержался в скважине ручки. И, наконец, наступил самый ответственный момент. Игорь Иванович, стараясь не поддаваться зубной боли, как можно осторожнее надавил грудью на ломик. Как он и предполагал, заклёпки отвалились - и ручка повисла на наручниках. От чувства свободы у него захватило дух. Теперь стало не до боли во рту. Предстояло освободить от наручников руки. Осторожно приблизившись к железной двери центрального поста управления, дед несильно толкнул её ногой.

С площадки трапа, где недавно стоял вооружённый пират, оглядел первый этаж машинного отделения. Ни своих, ни чужих... Стараясь не стучать башмаками, достиг токарки, в которой также никого не оказалось... На всякий случай захлопнул тяжелую дверь, после чего включил электрический резак. Перепилить сталь наручников оказалось пустяковым делом. И вот - полная свобода! Потирая посиневшие запястья рук и уже не обращая внимание на ноющий остаток зуба, дед воспрянул необыкновенной решимостью идти напролом, схватиться с бандитами, даже если это будет стоить жизни. Впрочем такой порыв просуществовал недолго. Что-то настораживало... Холодок пополз по телу, когда подумал: "Неужели всю команду перестреляли? Выходит, на судне я - один?" Осторожно открывая дверь токарки, которая громко заскрипела, он выглянул наружу. И снова никого! А через мгновение раздался человеческий голос. Прозвучал он так, как будто бы с другой планеты, снизу, издалека... Но это был свой голос. Дед его сразу же узнал. Он принадлежал второму механнику.

Игорь Иванович! Игорь Иванович! - окликнул он стармеха.

От неожиданности дед вздрогнул и взглянул вниз сквозь решётки настила, откуда доносился голос. В глазах Игоря Ивановича блеснул огонёк счастья, когда он заметил сидящего возле компрессора второго механника. На первый взгляд нельзя было подумать, что тот был прикован наручниками к обуху крышки механизма. Он сидел на палубе и, глядя на стармеха, улыбался во всю рожу. Игорь Иванович, спускаясь к нему по трапу и зная, что механник не услышит его, как будто в том он повинен, высказал упрек:

Угораздило же тебя попасться в таком месте... Ни единой живой души.

В то же время догадка пришла в его голову: пираты или покинули судно, в чём он сомневался, или продолжают хозяйничать на палубе. Когда второй механник снова подал голос: "Я здесь не один", дед, показывая на свой рот дал понять, что надо молчать. Освободив второго механника, Игорь Иванович распорядился:

Я должен подняться наверх и разведать обстановку. А ты, Иван, отыщи всех ребят и окажи помощь.

Понял, - ответил второй механник.

Поднимаясь наверх по трапу, стармех прежде всего подумал о капитане.

Пустынный вначале длинный коридор вскоре наполнился говором. На голоса дед и направился. За поворотом обнаружил палубную команду в полном составе. Несмотря на весь трагизм случившегося, группа моряков в наручниках представляла неописуемую картину. Позы разнообразные. Не трудно было догадаться, какие проблемы в данный момент одолевали каждого из них. Кто-то мечтал о глотке воды, кому-то приспичило в туалет, кого-то уже не держали ноги. Неожиданное появление старшего механника, вдобавок ко всему без наручников, вызвало у них бурю восторга. Дед, остановившись возле старпома, окинул взглядом всю группу в целом. Красноречивые выражения лиц моряков его не смущали. Что ж, он и сам недавно находился в подобном униженном положении. Дед понимал - сейчас, как никогда люди нуждались в моральной поддержке и это требовало определённого вступления.

Дружеский привет палубной команде!

Обстановка разом изменилась, а когда посыпались просьбы их освободить, Игорь Иванович хладнокровно заявил:

Вы же видите: с собой у меня нет инструмента. Чем я вам помогу? Зубами? Кстати, один зуб я уже сломал... Когда перегрызал свои наручники...

Вряд ли кто ему поверил. А чтобы не затягивать разговоры, Игорь Иванович, перебивая чьи-то голоса, заявил:

Ребята, побудьте немного в наручниках... Кто знает, когда ещё посчастливится вот так постоять... Сами должны понимать, от меня сейчас многое зависит. Мне нельзя терять время. А вас освободит второй механник.

Дверь в капитанскую каюту оказалась открытой. Игорь Иванович, подойдя к ней, прислушался. Тихо. Потом заглянул. Геннадий Сергеевич лежал на диване лицом в сторону двери с закрытыми глазами. На руках наручники. При первом шаге стармеха в каюту глаза его открылись. В них выразилась и радость, и удивление одновременно. И первым, что он тихо промолвил, было:

Пираты убрались.

Стармех что-то хотел сказать, но от радостной новости у него запершило в горле и получился только кашель. Подсев на диван и, наконец, обретя голос, спросил:

Немножко плоховато. Впрочем, пока терпимо. Хорошо отметили по кумполу... чем-то тяжёлым. Подташнивает... Кажется, сломали ребро, а может быть, пару. Пытался встать, но боль не позволила. Лежал и думал, что предпринять.Хорошо, что тебе удалось освободиться. А то неизвестно, сколько времени пришлось бы куковать...

Капитан тяжело и болезненно вдохнул, а затем спросил:

Как экипаж?

По-моему, все целы. Так что не волнуйтесь, Геннадий Сергеевич. В течение часа возле токарки толпились моряки. Второй механник усердно трудился, спиливая наручники. А тем временем судно, наращивая ход, следовало прежним курсом.

Слово "пират" происходит от греческого peirates - разбойник, грабитель. Традиционно пиратами считали тех, кто занимался нападением на суда в открытом море и нередко - на прибрежные поселения, обогащаясь за счёт награбленной добычи.

Первые пираты появились с возникновением мореплавания и морской торговли. Ими были финикийцы - лучшие мореходы древности. Считается, что финикийцы представляли собой особого рода сообщество морских разбойников и торговцев. Впрочем, каждый выходивший в море купец был, как правило, и пиратом и не упускал возможности поднажиться за счёт своего же коллеги. Успешное развитие торговли финикийцев способствовало расцвету пиратства.

Богатство финикийских купцов привлекло внимание их более бедных соседей, и в море вышли греческие пираты. Их деятельности в Эгейском море благоприятствовали географические условия (сильно изрезанный берег) и уровень развития мореходства - тогда плавали под парусами вдоль берега только днём, а на ночь укрывались в заливах. Тут-то пираты и подстерегали свою жертву: бесшумно, во тьме подходили на вёслах, и каждый разбойник становился богачом. Со временем пираты обрели такую силу, что стали создавать свои небольшие государства, с которыми их соседи предпочитали не бороться, а заключать соглашения.

Особого размаха пиратство в Средиземном море достигло во времена Римской республики. Римляне не имели крепких морских традиций и не способны были противостоять пиратам, которые нападали не только на корабли, но и на прибрежные города, появляясь даже у ворот Рима. В I в. до н. э. Рим подвергался настоящей морской блокаде. Такая ситуация заставила сенат (правительство Рима) принять серьёзные меры по борьбе с пиратством. Это дело было поручено Помпею, которому удалось ликвидировать основные пиратские гнёзда в Испании, Африке, на Сицилии, Сардинии и в Эгейском море. Затем целых десять лет Средиземное море было относительно спокойным для мореплавания. Позднее пираты, правда, возобновили свою разбойничью деятельность, но обрести прежнего могущества уже не смогли.

Несмотря на всю древность происхождения пиратов, их тем не менее часто воспринимают как героев Средних веков. Ведь именно в это время они вышли на просторы океанов, а пиратское "движение" получило широкий размах. Но не одни лишь те, над кем развевался чёрный стяг и кто бороздил волны "флибустьерского" моря, были пиратами Средневековья.

"Спаси нас, Боже, от неистовства норманнов!" - молились европейцы, прося Всевышнего о защите от пиратов с севера - викингов. Они появлялись неожиданно, высаживались на берег и разоряли не успевшее подготовиться к обороне поселение, после чего уходили, увозя награбленное и оставляя после себя пепелище и горы убитых. Внутри своего сообщества викинги сурово преследовали всякий грабёж и насилие. Обман при дележе добычи считался серьёзным преступлением. Смертью карались предательство и дезертирство. Северными пиратами можно назвать также и славянских морских разбойников Балтийского моря. Они были настоящим бедствием не только для отдельных кораблей, но и для прибрежных городов. Разбой славянских пиратов привёл в упадок город Хайтхабу (в Южной Дании). С концом эпохи викингов и постепенным исчезновением в поединках с ними славянских пиратов воды Балтийского моря не стали безопаснее. На смену пришли не менее мощные пиратские организации, успешно продолжавшие "лучшие" традиции своих предшественников.

Одной из самых могущественных была возникшая в XIV в. организация витальеров (от нем. Vitalienbruder - братство кормильцев), называвших себя "друзьями Бога и врагами мира". Они обосновались на острове Готланд. Витальеры принимали в свои ряды моряков торговых судов, прельстившихся возможностью поднажиться; беглецов, преследуемых законом; тех, кто считал себя обиженным и жаждал мести; просто искателей приключений всех национальностей. Витальеры установили внутри своей организации железную дисциплину. Капитаны требовали беспрекословного подчинения, а ослушавшихся ждала смертная казнь. Деятельность витальеров привела к упадку не только торговой навигации, но и рыболовства, ибо пираты не гнушались нападать и на рыбаков. Государства в бассейнах Балтийского и Северного морей, только объединив усилия, в 1401 г. смогли, наконец, покончить с витальерами. Могучая пиратская организация погибла.

В XV в. на Средиземном море - традиционной вотчине пиратов - возник мощный центр морского разбоя, терзавший судоходство и торговлю в этом районе до конца эпохи парусного флота - более 300 лет! Этот центр получил название "берберийского" (Берберией назывались берега Северной Африки). Берберийские (или варварийские) пираты осели на острове Джерба и превратили его в хорошо укреплённый опорный пункт - базу для разбойничьих экспедиций. Они принимали самое активное участие в борьбе Европы с Турцией на стороне последней. За короткое время варварийские пираты овладели почти всем Средиземноморским побережьем Африки. Они грабили корабли и европейские порты, уводя в неволю тысячи пленников. Для христиан плен у варварийцев был подлинным кошмаром.

Самый расцвет варварийского пиратства пришёлся на XVI в. и совпал с ростом морского могущества Турции. Испанцы пытались бороться с морскими разбойниками, но не сумели справиться с их флотом, возглавляемым братьями Барбаросса, которые пользовались славой непобедимых мореходов. После одной из атак пираты заняли город Алжир, старший из братьев провозгласил себя султаном Барбароссой I и создал пиратское государство в Северной Африке, правда, быстро ставшее зависимым от Турции.

Варварийское пиратство пошло на убыль лишь в XVIII в. в связи с ослаблением Османской империи и решительными совместными действиями против него европейских государств. Но ещё в 1800 г. дань пиратскому государству платили такие страны, как Португалия, Дания и Швеция. Государство морских разбойников прекратило своё существование лишь в середине XIX века!

Великие географические открытия возродили пиратство. Как только гружённые золотом испанские галеоны потянулись из Нового Света, им наперерез немедленно рванулись пиратские корабли. Началась эпоха морских разбойников Атлантики - эпоха "флибустьерского" моря.

"Флибустьерское" море - это Карибское море. Ему суждено было стать ареной действия самых известных пиратов истории, а затем и огромного числа их литературных двойников. В войне, развернувшейся между европейскими странами за открытые земли, морские разбойники принимали самое непосредственное участие. И среди них были не только отчаянные головорезы и грабители, но и преследуемые на родине протестанты, мстящие за своё изгнание всем попавшимся на пути католикам, и романтики - искатели приключений.

Флибустьеры, буканьеры, корсары, каперы, приватиры - это не одно и то же, хотя грабили все они одинаково беспощадно. Самые настоящие пираты - буканьеры (англ. bukaniers, первоначально - жившие на Антильских островах охотники и заготовители мяса) и флибустьеры (фр. flibustiers - свободно грабящие). Они нападали на всех подряд, включая соотечественников и единоверцев. Эти названия существовали недолго: в XVI - середине XVII в.

Корсары, каперы, приватиры - это разбойники на службе у государства. Имея разрешение властей (каперскую грамоту), они атаковывали суда тех держав, с которыми их страна воевала или просто была в плохих отношениях. В каперской грамоте обговаривались условия, по которым корсар полу-чал в награду часть награбленного у неприятеля добра или всё целиком.

Пираты и корсары прекрасно уживались вместе и делали это столь успешно, что порой невозможно было отличить одних от других. Вместе они дали миру громкие и грозные имена корсара Дрейка и пирата Моргана. Правители по достоинству оценивали заслуги своих корсаров. Королева Англии Елизавета I посвятила Фрэнсиса Дрейка в рыцари, сделала адмиралом. И не мудрено: золото, которое он отнимал у испанцев, исправно пополняло королевскую казну. Но не часто власти оказывали пиратам такое покровительство, обычно их преследовали, сажали в тюрьмы или вешали. И тогда, угнездившись среди бесчисленных островков Карибского моря, флибустьеры создали своё "береговое братство" - необычайно сплочённое, дисциплинированное сообщество, основой которого были неукоснительное соблюдение данной присяги и общность имущества. Любые попытки присвоить себе часть добычи карались смертью или изгнанием из "братства". Все доходы были строго распределены в зависимости от должности: капитан получал 400 песо, матрос - 100, юнга - 50. Была даже организована выплата пенсий пост-радавшим в боях: за выбитый глаз, закрытый знаменитой чёрной повязкой, платили 100 песо или давали одного невольника. Все члены команды, от юнги до капитана, получали одинаковую пищу. Важнейшие вопросы - цель экспедиции, её курс - капитан в виде предложений давал на утверждение совету, в который входил весь экипаж корабля. При этом существовал непреложный закон "берегового братства": команда беспрекословно подчиняется до конца рейда капитану, который несёт ответственность за свои действия перед пиратским сообществом.

В конце XVI в. пираты обосновались на острове Тортуга и превратили его в мощную крепость, ставшую столицей "берегового братства" на 50 лет, пока в 1657 г. французы не утвердили там власть короля Людовика XIV. Потеряв надёжное пристанище, флибустьеры не отчаялись. К тому времени они уже совершали свои грабительские походы на больших, отлично вооружённых трофейных кораблях, создавая целые эскадры, плававшие под чёрным флагом с изображением скелета, прозванного весёлым Роджером (потом от скелета остались только череп и скрещённые кости). Эти экспедиции приносили известность и богатство своим организаторам - д"Олонэ, Скотту, Монбару, Моргану - и гибель тем, кто попадался им на пути. Изгнанные с Тортуги пираты довольно быстро обосновались на острове Ямайка. В столице острова Порт-Ройяле англичане организовали даже целую компанию, занимавшуюся торговлей неграми-рабами.

Пираты всегда славились пристрастием к работорговле. Они быстро вступали в коммерческое сот-рудничество с купцами и вскоре превратили Порт-Ройял в свою базу. В этом городе никого не инте-ресовало, честно ли добыт товар и сколько крови пролил тот, кто его доставил, - за всё платили звонкой монетой. Пираты расхаживали здесь в шёлке и бархате, соря золотыми направо и налево в кабаках и игорных домах.

Европейские государства были очень обеспокоены деяниями обитателей Порт-Ройяла. Но город, прозванный "пиратским Вавилоном", обладал богатством купцов, способных подкупить любого чиновника, и кораблями морских разбойников, всё более жадных и беспощадных. В конце XVII в. сре-ди них особенно прославился Генри Морган.

Генри Морган, прозванный Жестоким, является, может быть, самым знаменитым пиратом, если не в мире, то уж в Карибском море - точно. Он начал юнгой, был "белым невольником", стал пи-ратским "адмиралом", мечтал создать государство флибустьеров, штурмовал испанские города, был отдан в руки английского правосудия, но не попал на эшафот, а предстал перед королём Яковом II, который назначил его губернатором острова Ямайка. После получения столь почётной должности Морган "взялся за ум" и посвятил остаток своих дней расправам с бывшими соратниками из "бере-гового братства", превратив "пиратский Вавилон" в относительно спокойный центр морской торговли.

Но спокойствие, видно, не было суждено Порт-Ройялу. В 1692 г. (через четыре года после смерти губернатора Моргана) сильное землетрясение уничтожило богатый город. Его руины покоятся на дне моря и до сих пор привлекают искателей затонувших сокровищ. Пиратство в Карибском море пошло на убыль.

В Атлантике же было довольно спокойно до конца XVIII в., пока войны Европы не вывели в море (на этот раз уже к берегам Северной Америки) новые эскадры с легко превращавшимися в пиратов каперами и просто головорезами, не менее жестокими, чем их карибские предшественники. Пират-ство существовало везде, где пролегали морские торговые пути в Европу, во всех океанах, кроме Северного Ледовитого.

В Индийском океане пиратствовали арабы и индийцы, причём у последних разбойничье ремесло часто переходило от отца к сыну, из поколения в поколение. В XVIII в. в Индийский океан пришли пираты-европейцы, изгнанные из Карибского моря. Они стали объединяться с местными "коллегами", нередко предводительствуя ими и создавая, как и в Атлантике, свои сообщества. Интересной была попытка француза Миссона и итальянца Караччиоли, неудавшихся монахов и пиратствующих романтиков, создать из своих собратьев-разбойников республику, живущую по законам равенства. Они воспитывали матросов в духе Десяти библейских заповедей, отбирали у тех, кого брали на абордаж, не больше половины товара, не забыв извиниться, и вели себя с ошарашенными жертвами вежливо и предупредительно (отчего, видимо, и не встречали особого со-противления). В конце концов "апостолы новой веры" (так называли себя эти странные пираты) ос-новали на Мадагаскаре республику Либерталию. Она просуществовала недолго и была разграблена местными племенами.

Основоположниками морского разбоя в Тихом океане, а вернее, в Дальневосточных морях, стали китайцы и японцы. Их привлекали гружённые товаром торговые флотилии и пассажирские суда. Наряду с этим развитию пиратства способствовали частые войны между государствами.

Самой яркой фигурой среди пиратов Дальнего Востока была китаянка госпожа Цин, жившая на рубеже XVIII и XIX в. За короткий срок она стала неофициальным адмиралом всего китайского пиратского флота. Ловкая женщина командовала шестью эскадрами, на которых установила железную дисциплину. Она была талантливым флотовод-цем и не раз одерживала победы над преследующим пиратов правительственным флотом. Не сумев справиться с "адмиральшей", китайские власти заключили с ней договор, по которому каждый пират, отказавшийся от своего преступного ремесла, получал средства для того, чтобы начать новую жизнь. Сама же Цин так и не смогла забыть старые привычки и дожила свой век главарём крупной шайки контрабандистов.

С конца XIX в. пиратство в своём первоначальном виде уже не угрожало мореплаванию. Однако оно существует и поныне, преимущественно в морях возле Китая и Юго-Восточной Азии. Под по-кровом ночи пираты на лёгких и быстрых моторных лодках или маленьких рыбацких катерах на-падают на стоящие в порту суда, а дальше - всё, как и у их предшественников, только вот команду теперь предпочитают всё-таки не убивать.

Современное пиратство, давно потерявшее свой прежний облик, всё же не стало менее опасным. Утратив позиции на море, пираты действуют теперь в воздухе и на суше. Террористы, угоняющие воздушный лайнер, называются воздушными пиратами. Радиопираты вторгаются в эфир, телепираты захватывают телевизионные каналы. Не исключено, что стремительное развитие техники породит новые разновидности пиратства.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх