Санитарная эвакуация. Медицинская эвакуация: определение, цель, принципы организации, способы, требования. Какими видами транспорта осуществляется медицинская эвакуация

Эвакуация медицинская - это система мероприятий по эвакуации пораженных и больных с поля боя или из очага массового поражения и по доставке их на медицинские пункты и в учреждения, обеспечивающие оказание им медпомощи и лечение.

Медицинская эвакуация - важнейший элемент лечебно-эвакуационного обеспечения войск (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение) и помощи населению в системе медицинской службы гражданской обороны (см.). В мирное время медицинская эвакуация применяется при стихийных бедствиях и других катастрофах, сопровождающихся большим числом пострадавших. Основной причиной, вызывающей необходимость производить медицинскую эвакуацию, являются, как правило, чрезвычайно ограниченные возможности лечения пораженных и больных непосредственно на месте поражения или заболевания при их массовом возникновении. Несомненно, в интересах пораженных (больных) лечение их на месте поражения или заболевания было бы наиболее целесообразным. При этом им быстро обеспечивался бы столь необходимый покой и лечил бы их от начала до конца заболевания один и тот же врач. Однако трудности в создании необходимых условий на месте для организации лечения на должном уровне, невозможность сосредоточить здесь необходимые силы и средства, а в ряде случаев боевая опасность и связанный с ней риск повторного поражения пострадавших неминуемо вызывают необходимость медицинской эвакуации.

Таким образом, медицинская эвакуация представляет собой мероприятие вынужденное - не только не безразличное для здоровья эвакуируемого, но и опасное, поскольку она связана с нарушением покоя, расчленением медпомощи. В то же время это мероприятие необходимо. В связи с этим медицинская служба обязана по возможности ограничивать медицинскую эвакуацию, рационально сочетать ее с лечением и проводить эвакуацию наиболее щадящими способами и средствами.

В условиях современной войны медицинская эвакуация является важнейшим средством обеспечения своевременного оказания квалифицированной и специализированной медпомощи пораженным и больным. Она предусматривает быструю доставку всех пораженных и больных именно на те (см.), на которых наиболее рационально по медицинским показаниям и в соответствии с обстановкой следует оказывать последовательно первую врачебную, квалифицированную и специализированную помощь, а также стационарное лечение. Однако при благоприятных условиях целесообразно осуществлять медицинскую эвакуацию, минуя некоторые этапы медицинской эвакуации, непосредственно в учреждения, предназначенные для оказания в полном объеме специализированной помощи (эвакуация по назначению).

В условиях действующей армии медицинская эвакуация начинается со сбора, выноса и вывоза пораженных с поля боя и очага массовых поражений (см. Вынос и вывоз пораженных). Организация сбора пораженных на поле боя является обязанностью старшего фельдшера батальона. Вывоз пораженных из батальонов организует старший врач полка. Дальнейшая эвакуация проводится по распоряжению вышестоящих медицинских начальников. Принцип эвакуации, при котором вышестоящий медицинский начальник высылает свой транспорт к этапам нижестоящего звена медицинской службы, называется эвакуацией «на себя»; он не исключает ответственности и нижестоящих медицинских начальников за вывоз пораженных и больных «от себя».

Для эвакуации используется специальный (см.) и транспорт, предназначенный для подвоза. Последний используется преимущественно попутно при возвращении его после разгрузки в тыл (обратный порожняк подвоза).

На участке от поля боя до ПМП для вывоза пораженных могут применяться специальные транспортеры и малогабаритные санитарные машины с повышенной проходимостью, на участке между ПМП и МедСБ - автомобильный санитарный транспорт. Эвакуация из МедСБ, как правило, осуществляется автосанитарным, а также и авиационным транспортом. Все большее значение для эвакуации приобретают вертолеты.

Для медицинской эвакуации внутри госпитальных баз и за их пределы используется автосанитарный транспорт, специально оборудованный железнодорожный и водный, а также санитарная и транспортная авиация. Несомненно, в будущем санитарная авиация, а также транспортные самолеты будут являться наряду с автотранспортом и железнодорожным транспортом одним из основных средств эвакуации пораженных и больных.

В системе МСГО при возникновении ядерного очага огромное значение имеет своевременный сбор пораженных в специально намеченные для этих целей места и последующий их вынос и вывоз на ОПМ. Эти задачи выполняются санитарными дружинами совместно со спасательными отрядами. Вывоз организуется транспортом ОПМ, а также приданными средствами. Эвакуация из ОПМ в больничную базу организуется медицинским отделом операционного направления. На этом участке могут применяться различные виды автомобильного транспорта, при соответствующих условиях - железнодорожный и водный транспорт, а также вертолеты.

Медицинская эвакуация теснейшим образом связана с эвакотранспортной медицинской сортировкой (см. ). Только в результате тщательно проведенной эвакотранспортной медицинской сортировки возможно рационально организовать медицинскую эвакуацию. От решения таких вопросов, как установление показаний и противопоказаний к эвакуации, выбор вида транспорта, определение очередности эвакуации и места назначения, зависят судьбы пораженных и больных.

При организации транспортировки серьезное значение необходимо придавать соответствующей подготовке эвакуируемых, которая возлагается преимущественно на фельдшерский состав (осмотр перед отправкой, проверка наличия медицинск документации, исправление повязок и иммобилизация, введение болеутоляющих средств и пр.). Следует предусмотреть питание, утоление жажды и уход за эвакуированными в пути следования. При использовании обратного порожняка подвоза необходимо подготовить его к перевозке пораженных и больных - утеплить, установить по возможности подрессоривающие приспособления, положить мягкую подстилку и т. п. Все эти мероприятия должны обеспечить транспортируемым наиболее благоприятные условия в пути следования.

Эвакуация медицинская - это система мероприятий, обеспечивающих транспортировку раненых и больных, нуждающихся в лечении, из районов боевых действий войск (или из очагов массового поражения, возникших в тылу войск) в лечебные учреждения, расположенные как на самом театре военных действий (на большем или меньшем удалении от линии фронта), так и за его пределами в тылу страны. Тем
самым медицинская эвакуация является одним из важнейших элементов системы медицинского обеспечения войск (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение войск). Медицинская эвакуация может осуществляться (в массовом масштабе) и в мирное время при необходимости транспортировки пострадавших из районов стихийных бедствий (землетрясения, наводнения и т. п.).

Медицинскую эвакуацию следует рассматривать как мероприятие вынужденного характера; она применяется во всех случаях, когда лечение раненых и больных на месте оказывается по тем или иным причинам невозможным или нецелесообразным по медицинским показаниям. Наиболее часто необходимость медицинской эвакуации возникает при неблагоприятных условиях боевой обстановки, особенно при несоответствии емкости имеющихся госпиталей числу поступающих раненых и больных и при невозможности создать надлежащие условия для их более или менее продолжительного стационарного лечения. Медицинская эвакуация часто применяется также при маневренном характере боевых действий войск, когда возникает необходимость перемещения их медицинских учреждений.

В прошлом эвакуация раненых и больных длительное время была оторвана от лечебного процесса и рассматривалась прежде всего в качестве мероприятия чисто военного, а не медицинского. Лишь опыт первой мировой войны 1914-1918 гг. с ее огромными потерями в людях и небывалым до этого объемом эвакуации побудил коренным образом пересмотреть этот вопрос. В. А. Оппелем была предложена система этапного лечения, которая предусматривала сочетание лечебных и эвакуационных мероприятий. Однако эта система была реализована и получила дальнейшее творческое развитие только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Медицинская эвакуация в настоящее время рассматривается как важнейшая составная часть лечебно-эвакуационного обеспечения войск, неразрывно связанная с процессом оказания медицинской помощи раненым и больным и их лечением; неразрывная связь и взаимозависимость эвакуационных и лечебных мероприятий составляют принципиальную основу современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения Вооруженных Сил СССР. В то же время медицинская эвакуация является наряду с лечебными мероприятиями (оказание медицинской помощи, госпитализация, лечение) и сортировкой (см. Сортировка медицинская) лишь отдельным элементом сложного лечебно-эвакуационного процесса и должна быть подчинена общей идее организации лечебно-эвакуационного обеспечения войск, принятой для современного этапа развития Вооруженных Сил и военной медицины.

Во всех случаях медицинская эвакуация должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать (в данной конкретной обстановке) лучшие условия для оказания медицинской помощи раненым и больным и для их последующего лечения. Особое значение при этом имеют: 1) доставка раненых и больных на этапы медицинской эвакуации (см. Этапное лечение) в сроки, обеспечивающие своевременное оказание медицинской помощи; 2) направление раненых и больных в строгом соответствии с медицинским показаниями в специализированные лечебные учреждения (минуя промежуточные этапы медицинской эвакуации), предназначенные для оказания определенных видов медпомощи, т. е. применение принципа эвакуации по назначению; 3) недопущение чрезмерного переполнения ранеными и больными отдельных этапов медицинской эвакуации, поскольку это влечет за собой резкое ухудшение качества медпомощи и условий госпитализации; 4) скорейшая доставка раненых и больных в лечебные учреждения, где они могут быть оставлены для планомерного лечения.

С точки зрения чисто медицинской транспортировка раненых и больных при эвакуации оказывает травмирующее воздействие на эвакуируемых и тем самым наносит им вред (Н. И. Пирогов считал транспортировку раненых безусловным, но неизбежным злом). В связи с этим медицинской службой Советской Армии предусматривается ряд мер, снижающих неблагоприятное воздействие транспортировки: использование наиболее щадящих видов транспорта для эвакуации тяжелораненых, применение при возможности лечения на месте и т. п. В настоящее время эвакуация раненых и больных в Советской Армии рассматривается как важная медицинская функция, призванная обеспечивать скорейшее оказание медицинской помощи и последующее лечение пострадавших, при максимальном снижении травмирующего воздействия транспортировки.

Для целей медицинской эвакуации применяют самые различные транспортные средства. Раненые и больные могут быть эвакуированы на транспорте общего назначения - на грузовых, а иногда даже и на боевых машинах (например, бронетранспортерах), транспортных самолетах, которые соответствующим образом оборудуют для этого. Но наиболее приспособлен для транспортировки тяжелораненых (больных) специализированный санитарный транспорт (см.), который обеспечивает им наиболее щадящие условия эвакуации. В настоящее время самыми распространенными видами санитарного транспорта, применяемого на театре военных действий, являются различные типы санитарных автомобилей и санитарных самолетов (вертолетов). Для эвакуации по железнодорожным путям сообщения применяются военно-санитарные поезда (временные и постоянные), а на морских и речных коммуникациях - санитарно-транспортные суда.

Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения войск, базирующаяся на принципах специализированного лечения и эвакуации по назначению и учитывающая чрезвычайно сложную обстановку работы медицинской службы, вызванную возможностью широкого применения противником ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения как по войскам действующей армии, так и тыловым районам страны, существенно усложнила организацию медицинской эвакуации. В некоторых случаях значительная часть раненых и больных задерживается для лечения до окончательного выздоровления (лечение на месте) в лечебных учреждениях госпитальных баз, развернутых на театре военных действий. В связи с этим необходимо, чтобы эвакуируемые были распределены соответственно медицинским показаниям по многочисленным специализированным лечебным учреждениям указанных госпитальных баз и по возможности доставлены в эти учреждения непосредственно, минуя промежуточные этапы медицинской эвакуации. В результате этого медицинская эвакуация, начиная с медико-санитарных батальонов и отдельных медицинских отрядов, приобрела многопоточный характер, что в свою очередь обусловливает необходимость создания специальных органов, способствующих более четкому ее проведению (медицинские распределительные посты и пункты, сортировочные госпитали).

Медицинская эвакуация организуется, как правило, по принципу «на себя», т. е. каждый медицинский начальник (или орган управления) использует находящийся в его распоряжении санитарный транспорт для вывоза раненых из подчиненных ему (нижестоящих) звеньев медицинской службы; например, начальник медслужбы армии высылает транспорт для эвакуации раненых и больных из дивизий, дивизионный врач - из полков. Такая организация медицинской эвакуации обеспечивает возможность более оперативного и рационального использования транспортных средств в соответствии с резко меняющейся обстановкой. Однако в зависимости от ее условий медицинская эвакуация может быть организована и «от себя», когда, например, полковой транспорт направляется с ранеными в медико-санитарный батальон или отдельный медотряд.

Наличие современных санитарно-транспортных средств, в частности санитарных самолетов с большим радиусом действия, позволяет осуществлять также медицинскую эвакуацию на большие расстояния, минуя отдельные звенья лечебно-эвакуационной системы. В результате этого становится возможным более оперативно управлять эвакуационными потоками при их распределении между отдельными лечебными учреждениями или госпитальными базами на театре военных действий во избежание перегрузки последних или вести эвакуацию раненых и больных, подлежащих лечению в тылу страны, минуя часть госпитальных баз, развернутых на грунтовых и железнодорожных коммуникациях.

Усложнившаяся в связи со специализацией лечебного процесса медицинская эвакуация не может быть организована и осуществлена надлежащим образом без тщательной сортировки каждой группы эвакуируемых раненых и больных (см. Сортировка медицинская). Только при этом условии можно правильно распределить эвакуируемых по специализированным лечебным учреждениям в соответствии с нуждаемостью в тех или иных видах медицинской помощи и лечения или установить порядок их транспортировки - вид транспорта, на котором следует эвакуировать данного раненого или больного, место и очередность эвакуации, положение при транспортировке (лежа, сидя). Результаты такой эвакуационно-транспортной сортировки фиксируются наряду с указаниями об установленном диагнозе ранения (заболевания) и о медпомощи, полученной раненым или больным, в лечебно-эвакуационных документах установленной формы - первичной медицинской карточке и эвакуационном конверте, которые сопровождают эвакуируемого до конечного этапа эвакуации.

Медицинская эвакуация организуется согласно плану медицинского обеспечения войск. Планирование медицинской эвакуации осуществляется после тщательной оценки боевой обстановки и основывается на предварительном расчете возможных потерь, данных о путях эвакуации, районах размещения медпунктов и лечебных учреждений, а также сведений о ресурсах эвакуационно-транспортных средств. На основе всех этих данных производят расчет потребности санитарного транспорта и принимают решение о его распределении по эвакуационным направлениям и порядке работы в ходе боя (операции).

См. также Медицинское обеспечение Вооруженных Сил.

Приложение

утверждённому приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации
от «__» _________ 2012 г. № ___

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Общие положения

1.1. Медицинская эвакуация представляет собой транспортировку пациента в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности , родов, послеродовый период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования .

1.2. Медицинская эвакуация может осуществляться вне медицинской организации – транспортировка с места происшествия или нахождения пациента в медицинскую организацию для оказания помощи в амбулаторных или стационарных условиях, а также из медицинской организации – транспортировка пациента из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, в медицинскую организацию с наличием возможности оказания необходимой медицинской помощи.

1.3. Перечень медицинских организаций субъекта Российской Федерации, участвующих в организации и проведении медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи, определяется решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

1.4. Организацию информационного обеспечения медицинской эвакуации осуществляют оперативно-диспетчерские службы скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф.

1.5. Решение о необходимости проведения медицинской эвакуации пациента принимает, вне медицинской организации – старший (врач, фельдшер) выездной бригады скорой медицинской помощи, прибывшей на место вызова, из медицинской организации – главный врач (его заместитель по лечебной работе) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, по представлению лечащего врача и заведующего отделением или старший (ответственный) сотрудник смены.

1.6. Медицинская эвакуация вне медицинской организации осуществляется выездными (общепрофильными, специализированными (в том числе экстренными консультативными), транспортными) бригадами скорой медицинской помощи.

1.7. Медицинская эвакуация из медицинской организации осуществляется выездными (общепрофильными, специализированными (в том числе экстренными консультативными), транспортными) бригадами скорой медицинской помощи стационарных отделений скорой медицинской помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (приложения № 24 и № 39 к Порядку). Выбор медицинской организации для доставки пациента при проведении медицинской эвакуации осуществляется с учетом территориальной принадлежности медицинской организации скорой медицинской помощи, тяжести состояния пациента, профиля и лечебно-диагностической мощности медицинской организации, ее оптимальной транспортной доступности, в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

1.8. Медицинская эвакуация пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях осуществляется с учетом зон ответственности на федеральных автомобильных дорогах и в соответствии с принятой и утвержденной в субъектах Российской Федерации схемой распределения пострадавших по медицинским организациям (травматологические центры разного уровня).

1.9. Медицинская эвакуация из медицинских организаций находящихся в федеральных медицинских учреждениях , а также по решению исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинская эвакуация в медицинские организации, находящиеся за пределами субъекта Российской Федерации, медицинская эвакуация на расстояние свыше 100 километров, осуществляется специалистами медицинских организаций, входящими во Всероссийскую службу медицины катастроф, в порядке и условиях, установленных Минздравом России.

В соответствии с межгосударственными соглашениями специалисты медицинских организаций, входящих во Всероссийскую службу медицины катастроф, осуществляют медицинскую эвакуацию пострадавших и больных российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, а также иностранных граждан, заболевших или получивших травмы на территории Российской Федерации.

1.10. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

1.11. Федеральные государственные учреждения, перечень которых установлен приказом Минздравсоцразвития России н «Об утверждении Перечня федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 000), вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в порядке и на условиях, установленных Минздравом России.

1.12. Организация и оказание скорой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф в порядке, установленном Минздравом России. Руководитель Всероссийской службы медицины катастроф вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

1.13. Медицинская эвакуация включает в себя:

а) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;

б) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

1.14. При осуществлении санитарной эвакуации наземным транспортом при оказании скорой медицинской помощи используется штатный санитарный автотранспорт. Автомобили выездных бригад скорой медицинской помощи оснащаются в соответствии с приложением № 6 к Порядку (категории В и С).

1.15. При осуществлении санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи оснащение авиационного транспорта – не ниже категории С выездных бригад скорой медицинской помощи с комплектом дополнительного диагностического оборудования согласно приложения № 39 к Порядку. При санитарно-авиационной эвакуации пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, применяются самолеты и вертолеты , оснащенные модулями медицинскими самолетными (ММС) и модулями медицинскими вертолетными (ММВ) (приложение № 39 к Порядку).

1.16. Для санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи применяются вертолеты легкого, среднего, тяжелого классов и самолеты. Критерии применения вертолетов при санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи представлены в приложении № 39 к Порядку.

1.17. Сроки готовности персонала авиамедицинской специализированной бригады скорой медицинской помощи и авиационного транспорта к проведению санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи зависят от типа воздушного судна и климатогеографических условий. Готовность к вылету легких вертолетов должна составлять не более 30 минут от момента поступления вызова, вертолетов среднего класса – не более 1 часа, самолетов – не более 3 часов. Полеты должны выполняться в соответствие с Федеральными авиационными правилами.

1.18. Перед проведением санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи врач (фельдшер) медицинской бригады, осуществляющий медицинскую эвакуацию, должен оформить добровольное информированное согласие пациента или его представителя на медицинскую эвакуацию. При отсутствии сознания пациента и отсутствии его законных представителей добровольное информированное согласие не оформляется.

1.19. Дезинфекционная обработка салонов автомобилей скорой медицинской помощи и воздушных судов, применяемых для санитарно-авиационной эвакуации, проводится в соответствии с приложением № 38 к Порядку.

2. Медицинская эвакуация вне медицинской организации

2.1. Медицинская эвакуация вне медицинской организации осуществляется выездными (общепрофильными, специализированными (в том числе экстренными консультативными, авиамедицинскими специализированными), транспортными) бригадами скорой медицинской помощи. Привлечение дополнительных выездных (общепрофильных, специализированных (в том числе экстренных консультативных, авиамедицинских специализированных), транспортных) бригад скорой медицинской помощи осуществляется через диспетчерские службы соответствующих структур (по принципу взаимного оповещения и информирования) на основании информации должностного лица, первым прибывшего на место назначения (вызова) и оценившим оперативную обстановку.

2.2. При возникновении дорожно-транспортного происшествия, пожара, иного угрожающего жизни и здоровью случая на место происшествия немедленно выезжает бригада скорой медицинской помощи, которая оказывает скорую медицинскую помощь в экстренной форме вне медицинской организации и при необходимости доставляет пациента в медицинскую организацию.

2.3. В случаях невозможности проведения санитарной эвакуации наземным транспортом проводится санитарно-авиационная эвакуация с использованием авиационного транспорта. При этом пациента доставляют в медицинскую организацию с наличием возможности оказания необходимой медицинской помощи.

2.4. Необходимость в санитарно-авиационной эвакуации вне медицинской организации этапе возникает в случаях:

а) тяжести состояния пациента, требующей его скорейшей доставки в медицинскую организацию, при наличии технической возможности использования авиационного транспорта и невозможности обеспечить санитарную эвакуацию в оптимальные сроки другими видами транспорта;

б) наличия противопоказаний к медицинской эвакуации пострадавшего наземным транспортом;

в) удаленности места происшествия от ближайшей медицинской организации на расстояние, не позволяющее доставить пациента в медицинскую организацию в необходимые сроки,

г) труднодоступности места происшествия для наземного транспорта либо отсутствие других видов транспорта;

д) масштабов происшествия, не позволяющих бригадам скорой медицинской помощи ликвидировать его медико-санитарные последствия собственными силами в установленные сроки.

2.5. Решение о необходимости санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи принимают уполномоченные лица медицинской организации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.

2.6. При поступлении информации о принятом решении уполномоченного лица о необходимости санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи дежурный диспетчер медицинской организации немедленно ставит в известность дежурный персонал авиамедицинской специализированной бригады скорой медицинской помощи и командира летного экипажа воздушного судна. Руководитель авиамедицинской специализированной бригады скорой медицинской помощи обеспечивает немедленное убытие бригады к воздушному судну (самостоятельно или на автотранспорте – при удаленности вертолетной площадки или аэродрома от медицинской организации, в которой базируется авиамедицинская специализированная бригада скорой медицинской помощи). Командир летного экипажа воздушного судна действует согласно служебной инструкции и совместно с авиадиспетчером принимает окончательное решение о вылете с учетом метеорологических условий, времени суток, возможности посадки в непосредственной близости от места назначения. В ходе выполнения задания руководитель авиамедицинской специализированной бригады скорой медицинской помощи и командир летного экипажа воздушного судна докладывают дежурному диспетчеру медицинской организации об оперативной обстановке (прибытии/убытии экипажа, оказании медицинской помощи, ходе медицинской эвакуации) и координируют с ним последующие действия. Дежурный диспетчер медицинской организации информирует приемное отделении медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных или стационарных условиях, об ориентировочном времени и факте прибытии воздушного судна и состоянии пациентов в целях подготовки отделения к приему пациентов.

2.7. Во время медицинской эвакуации персонал выездной бригады скорой медицинской помощи контролирует состояние пациента, оказывает необходимую медицинскую помощь. Объем медицинских пособий зависит от тяжести состояния пациента, профиля патологии, предполагаемой длительности эвакуации и должен соответствовать стандартам оказания скорой медицинской помощи.

2.8. По завершении медицинской эвакуации руководитель бригады, проводящей медицинскую эвакуацию, передает пациента врачу приемного отделения медицинской организации и информирует об этом дежурного диспетчера медицинской организации.

2.9. Медицинская эвакуация пациентов, нуждающихся в оказании специализированной или высокотехнологичной медицинской помощи, должна проводиться в соответствующие медицинские организации, минуя промежуточные этапы.

2.10. При дорожно-транспортных происшествиях:

а) санитарную эвакуацию могут проводить выездные бригады скорой медицинской помощи трассовых пунктов скорой медицинской помощи;

б) медицинская эвакуация пострадавших осуществляется в медицинские организации с учетом распределения зон ответственности на федеральных автомобильных трассах (в травмоцентры I, II и III уровня), по показаниям – в ближайшую медицинскую организацию соответствующего профиля;

в) санитарно-авиационную эвакуацию пострадавших в специализированные медицинские организации проводят авиамедицинские специализированние бригады скорой медицинской помощи медицинских организаций, являющихся головными на федеральных автомобильных трассах.

3. Медицинская эвакуация из медицинской организации

3.1. В случае, когда пациент нуждаются в специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, которая не может быть оказана в медицинской организации, в которой он находится на лечении, проводится его медицинская эвакуация из этой медицинской организации в медицинскую организацию с наличием возможности оказания необходимой медицинской помощи.

3.2. Медицинская эвакуация из медицинской организации осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

3.3. Проведение медицинской эвакуации из медицинской организации и условия её осуществления (время, привлекаемые силы и средства) согласуются с оперативно-диспетчерским отделом скорой медицинской помощи (бюро госпитализации), консультирующей и принимающей пациента медицинскими организациями.

3.4. Решение вопроса о транспортабельности пациента принимают совместно заведующий отделением (ответственный дежурный врач) медицинской организации из которой осуществляется медицинская эвакуация и старший выездной бригады скорой медицинской помощи, прибывшей для проведения медицинской эвакуации.

3.5. Подготовка пациента к медицинской эвакуации проводится медицинским персоналом медицинской организации, в котором он проходит лечение. Она должна включать все необходимые мероприятия (по показаниям) для обеспечения стабильного состояния пациента во время транспортировки в соответствие с профилем патологии, тяжестью состояния пострадавшего (больного), предполагаемой длительностью транспортировки в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по профильной специальности.

3.6. Обмен информацией о состоянии здоровья пациента с целью решения вопроса о проведении медицинской эвакуации может осуществляться при очных консультациях с выездом консультанта к пострадавшему (больному), а также посредством консультаций по телефону, телемедицинских консультаций, предоставления данных по факсу, электронной почте c учетом требований Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 № 152‑ФЗ «О персональных данных».

Перевозка больных (транспортировка больных, медицинская эвакуация) - один из видов скорой медицинской помощи . Осуществляется в виде доставки пострадавшего или больного, после оказания ему первой медицинской, или первой врачебной помощи, на следующий этап медицинской эвакуации, где ему может быть оказана квалифицированная медицинская помощь.

В мирное время медицинская эвакуация, как правило, состоит из двух этапов. Первым этапом является оказание медицинской помощи на месте, силами бригады скорой медицинской помощи, вторым этапом является продолжение лечения в стационаре соответствующего профиля.

В случае массовых чрезвычайных ситуаций или в военное время медицинская эвакуация осуществляется, как правило, в 3 этапа. После оказания медицинской помощи на месте происшествия или ранения, пострадавший доставляется в промежуточный госпиталь, где ему оказывается первая врачебная помощь, если состояние больного требует расширения объема медицинского вмешательства и пострадавший способен перенести перевозку, его транспортируют в госпиталь тыла страны, или в ЛПУ, занимающееся профильной патологией.

История [ | ]

Исторически необходимость в создании службы скорой помощи и перевозки больных наиболее остро проявилась после пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года с большим количеством пострадавших, которые не могли самостоятельно добраться до больниц. И такая служба была создана в самые кратчайшие сроки.

Принципы подготовки пострадавшего к транспортировке [ | ]

Перед транспортировкой необходимо оценить состояние больного или пострадавшего. Если имеются переломы, ожоги, открытые раны, лицам без медицинского образования не следует принимать решение о перемещении пострадавшего, до прибытия скорой медицинской помощи. В военное время или в случае ЧС, при перемещении раненого следует ориентироваться на его состояние, по возможности не следует его перемещать, до прибытия санинструктора, если нет непосредственной угрозы его жизни. Например раненый осколком солдат находится в воронке, или в окопе.

Важно, чтобы больной спокойно относился к предстоящему переезду, не боялся его. Поэтому родственникам необходимо морально подготовить больного к перевозке, разъяснить её безопасность и необходимость. Также не менее важно стабилизировать общее состояние больного, при необходимости, дать лекарства, рекомендованные лечащим врачом, с тем, чтобы прибывшей бригаде скорой помощи не пришлось проводить экстренных мероприятий. При выполнении этих правил, перевозка больного пройдет гладко и без осложнений.

В день транспортировки больного лучше не кормить во избежание возникновения рвоты в пути. Можно дать жидкую пищу (бульон) и различные напитки. Не следует забывать и о гигиене тела. Перед приездом врача не одевайте много одежды на больного, которая будет затруднять медицинский осмотр.

Медицинская сортировка представляет собой распределение пораженных на группы по признакам нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями, установленным объемом помощи на данном этапе медицинской эвакуации и принятым порядком эвакуации.

Цель сортировки и её основное назначение состоят в том, чтобы обеспечить оказание пораженным своевременной медицинской помощи в оптимальном объеме, разумно использовать имеющиеся силы и средства и провести рациональную эвакуацию.

К медицинской сортировке необходимо предъявлять следующие три принципиально важных требования. Она должна быть: непрерывной, преемственной и конкретной и своевременной.

Непрерывность сортировки заключается в том, что она должна начинаться непосредственно на пунктах сбора пораженных (на месте поражения, если перед лицом, оказывающим первую медицинскую помощь, находится несколько пораженных) и далее проводиться на всех этапах медицинской эвакуации и во всех функциональных подразделений через которые проходят пораженные.

Преемственность состоит в том, что на данном этапе медицинской эвакуации сортировка проводится с учетом следующего этапа медицинской эвакуации (куда направляется пораженный), на котором сортировка не должна повторяться, она должна быть более квалифицированной и дифференцированной.

Конкретность медицинской сортировки означает, что в каждый конкретный момент группировка пораженных должна соответствовать условиям работы этапа медицинской эвакуации в данный момент и обеспечивать успешное решение задач в сложившейся обстановке.

Своевременность медицинской сортировки заключается в том, что она должна завершаться не позднее 2-3 часов с момента поступления пораженных (больных) на этап медицинской эвакуации.

При проведении медицинской сортировки пораженные (больные) распределяются на группы. Ведущими признаками, на основании которых осуществляется распределение пораженных на группы, являются:

· опасность для окружающих - нуждаемость пораженных в изоляции или в специальной обработке (учет признаков опасности для окружающих);

· лечебный - нуждаемость пораженных в медицинской помощи, место и очередность ее оказания;

· эвакуационный - целесообразность и возможность дальнейшей эвакуации, вид транспорта и положение пораженного на транспорте.

Исходя из этих признаков пораженные (больные) распределяются на следующие группы:

Исходя из нуждаемости в специальной обработке и необходимости изоляции:

· нуждающиеся в специальной обработке, частичной, полной (в первую или во вторую очередь);

· нуждающиеся в изоляции: в изоляторах для больных с желудочно-кишечными или респираторными инфекционными заболеваниями, острыми психическими расстройствами;


· не нуждающиеся в специальной обработке и изоляции,

Исходя из нуждаемости в медицинской помощи, места и очередности ее оказания:

· нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации; пораженные (больные) этой группы сразу распределяются по месту и очередности ее оказания: в операционную (в первую или во вторую очередь), в перевязочную (в первую или во вторую очередь), в противошоковую и т.д.;

· не нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации или нуждающиеся в медицинской помощи, но она в сложившихся условиях не может быть оказана;

· имеющие не совместимые с жизнью поражения (сортировочное заключение в отношении пораженных, которые выделены в группу имеющих поражения, не совместимые с жизнью, подлежит обязательному уточнению в процессе наблюдения и лечения)Например, в 40-й Армии при сортировке так называемую группу «безнадёжных» разделяли на два потока - один направляли в операционную в первую очередь, а второй - в палаты интенсивной терапии и реанимации. Анализ показал, что 52% раненым из группы «безнадёжных» удалось сохранить жизнь.

Исходя из возможности и целесообразности дальнейшей эвакуации, вида транспортных средств, очередности и способа транспортировки, эвакуационного предназначения:

· подлежащие дальнейшей эвакуации в другие лечебные учреждения; пораженные (больные) этой группы распределяются: по эвакуационному назначению (определяется, в какое лечебное учреждение надлежит эвакуировать пораженного), очередности эвакуации (в первую или во вторую очередь), виду транспортных
средств (авиационный, санитарный, автомобильный и т.д.), способу транспортирования (лежа, сидя), по месту в транспортном средстве (на первом, втором, третьем ярусе) и нуждаемости в медицинском наблюдении в пути следования;

· подлежащие оставлению в данном лечебном учреждении (до окончательного исхода или временно в связис тяжестью состояния - нетранспортабельностью);

· подлежащие возвращению по месту жительства (расселения) или кратковременной задержке для медицинского наблюдения.

Медицинская сортировка должна начинаться непосредственно в пунктах сбора пораженных, проводится на этапе медицинской эвакуации и осуществляется во всех его функциональных подразделениях. Ее содержание зависит от задач, возлагаемых на то или иное функциональное подразделение и этап медицинской эвакуации в целом, а также от условий обстановки. Медицинская сортировка является организационным мероприятием, способствующим своевременному оказанию поражённому или больному необходимой медицинской помощи и рациональной его эвакуации. При проведении сортировки на сортировочной площадке необходимо строго соблюдать правило: вновь прибывшие поражённые и больные должны размещаться или в отдельном ряду площадки или в свободном секторе сортировочной. Размещение вновь прибывших поражённых и больных на освободившихся местах приводит к тому, что о них «забывают», т.к. сортировочная бригада считает, что поражённые, находящиеся в данном ряду уже прошли сортировку. Имеющийся опыт показывает, что в приёмно-сортировочных подразделениях ЭМЭ сортировку целесообразно проводить заблаговременно сформированными и слаженными сортировочными бригадами. Оптимальный состав сортировочной бригады для носилочных - врач, фельдшер(медсестра), медицинская сестра, 2 регистратора и звено носильщиков; для легкопоражённых- врач, медицинская сестра, регистратор.

Для успешного проведения медицинской сортировки на каждом этапе медицинской эвакуации требуется тщательная её организация. Для этого необходимо:

· выделение самостоятельных функциональных подразделений с достаточной емкостью помещений для размещения пораженных, обеспечение удобных подходов к пораженным;

· организация вспомогательных функциональных подразделений для сортировки -сортировочные посты (СП), сортировочные площадки;

· создание сортировочных бригад и их оснащение необходимыми простейшими средствами диагностики

· обязательная фиксация результатов сортировки (сортировочные марки, первичные медицинские карточки и т.п.) в момент ее проведения);

· выделение медицинской сестры-диспетчера для регулирования размещения поступающих пораженных и их дальнейшего движения.

В чрезвычайных ситуациях мирного времени, как и при медицинском обеспечении воинских частей и подразделений в ходе боевых действий, всегда имеет место несоответствие между потребностью в медицинской помощи и возможностью ее оказания.

Согласно медико-тактическим расчетам, основанным на результатах анализа действий сил медицинской службы ВС РФ в современных локальных войнах, военных конфликтах, а также при различных катастрофах, авариях и стихийных бедствиях, до 25-30% и более от общего числа пораженных нуждается в неотложных лечебных мероприятиях, которые наиболее эффективны в первые часы после травмы. Потому при большом количестве пораженных медицинский персонал неминуемо оказывается перед необходимостью выбора - кому оказывать помощь в первую очередь?

И отечественный и зарубежный опыт говорят о том, что приоритетом в получении неотложных лечебных мероприятий должны пользоваться те тяжелопораженные, кто имеет еще шанс выжить. То есть и в ситуациях мирного времени медицинская сортировка при значительном количестве пострадавших должна носить прогностический характер.

Из мировой практики оказания медицинской помощи в ЧС известно, что не получив необходимой помощи, через 1 час после первой травмы умирает 40%, через 3 часа ~ 60%, через 6 часов-95% из тех тяжелопострадавших, кто при своевременном оказании медицинской помощи имел возможность выжить. Оказывая медицинскую помощь первому попавшемуся на глаза или подряд всем пораженным, медицинский персонал наносит непоправимый ущерб, способствует необоснованной гибели пораженных, которых можно было бы спасти. При таком оказании помощи природа сама выполняет жестокую работу врача по медицинской сортировке.

Несколькими месяцами позже при землетрясении в Гиссарской долине (Таджикистан, 5.02. 1989) точность коэффициента а соотношения между погибшими и тяжело пострадавшими 1:3 подтвердились. Несомненно, что лучшие показатели аварийно-спасательных работ в целом и медицинской службы в частности при этом природном бедствии обусловлены приобретенным в Спитаке и Ленинакане горьким опытом, Нельзя сбрасывать со счета и значительно более раннее, чем в Армении начало проведения спасательных работ, сокращение по времени фазы изоляции района землетрясения.

Практика показывает, что если спасатели начинали работать в первые 3 часа после землетрясения, возможно спасение до 90% оставшихся в живых под завалами, через 6 часов - лишь 50%. С течением времени число оставшихся в живых неуклонно уменьшается и через 9-10 дней спасать уже практически некого.

Таким образом, уроки ЧС при землетрясении в Армении, технологических катастрофах в Арзамасе, Свердловске, Уфе, других регионах России и мира убедительно свидетельствуют о необходимости соблюдения требования приоритетности в оказании медицинской помощи тяжело пострадавшим с относительно благоприятным прогнозом, особенно на догоспитальном этапе.

Для оформления результатов медицинской сортировки на первом этапе эвакуации используются следующие документы (при этом преподаватель демонстрирует образцы ниже перечисленных документов):

Журнал регистрации (учета) пораженных. Предназначен для регистрации всех обратившихся за помощью (или доставленных на этап эвакуации). Сведения о пострадавших заносят в журнал непосредственно при осмотре пораженного (больного) или на основании записей в корешках первичных медицинских карточек.

Первичная медицинская карточка, Является формой персонального учета и предназначена для обеспечения преемственности и последовательности лечебно-эвакуационных мероприятий, медицинской сортировки пораженных и их первичного медицинского учета. Заполненная карточка приобретает юридическое значение, поскольку она удостоверяет факт поражения (ранения, заболевания) и, следовательно, дает право на эвакуацию пострадавшего на второй этап эвакуации. Карточку заводят на пораженных, подлежащих эвакуации. На пораженных, не нуждающихся в медицинской помощи на первом ЭМЭ и не нуждающихся в эвакуации на второй ЭМЭ, а отправляемых на амбулаторное лечение по месту расквартирования, медицинская карточка не заполняется. Они регистрируются только в журнале учета пораженных.

Сортировочные марки - вспомогательное средство при сортировке. Они имеют разную форму, цвет, что дает возможность бригадам носильщиков быстро ориентироваться в отборе пораженных по срочности и транспортировке в соответствующее функциональное отделение (больницу) для своевременного оказания соответствующей медицинской помощи. Сортировочные марки прикрепляют к одежде пораженного булавкой или на бечевке на видном месте.

Эвакуационный паспорт. Выдается водителю или сопровождающему. В нем указываются сведения о профиле пораженных, находящихся в транспорте, их количестве, а также носилочных и сидячих, время отправления транспорта и др.

Путевые и маршрутные листы. Выдаются водителю. При эвакуации воздушным транспортом представляются пофамильные списки.

История болезни. На первом ЭМЭ заводится только на нетранспортабельных пораженных иди легко пораженных, оставляемых для временного лечения. На втором ЭМЭ - на всех пораженных, поступивших на стационарное лечение, при этом первичная медицинская карточка вкладывается в историю болезни.

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует, что медицинская сортировка чаще всего является узким местом в деятельности этапов медицинской эвакуации, Это связано с тем, что врачи, осуществляющие медицинскую сортировку, не всегда хорошо знают этиологию, патогенез поражений (заболеваний), основы и методы их этапного лечения, а такэюе содержание и организацию работы функциональных подразделений медицинского формирования, учреждения

Поэтому совершенствование знаний и умений по медицинской сортировке является важнейшим условием для эффективного решения задач лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в ЧС.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных (больных) из очага, района (зоны) чрезвычайной ситуации и транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказаний пораженным (больным) необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение.

Медицинская эвакуация - это сложный комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных.

Следует отметить, что медицинская эвакуация, кроме указанной цели, обеспечивает своевременное освобождение этапов медицинской эвакуации и возможность их повторного использования.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации.

Расстояние отпункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации.

Совокупность путей эвакуации, расположенных в полосе (части) административной территории субъекта Российской Федерации, развернутых на них функционально объединенных этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, как упоминалось, называется эвакуационным направлением.

При крупномасштабной ЧС в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных может создаваться несколько эвакуационных направлений, как это имело место при ликвидации последствий землетрясений в Ашхабаде, Армении и при других стихийных бедствиях и катастрофах. Медицинская эвакуация начинается с Организованного выноса, вывода и вывоза пораженных (больных) го зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, обеспечивающие окончательное лечение.

Как правило, основным средством эвакуации пораженных из зоны катастрофы в ближайшее лечебное учреждение является автомобильный транспорт (санитарный и общего назначения)

Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к очагу поражения вне зоны загрязнения (заражения) и пожаров. Для оказания медицинской помощи и ухода за пораженными в местах их сосредоточения до прибытия бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов, санитарных дружин. В этих местах (пунктах сбора) подготавливается погрузочная площадка, организуется оказание пораженным медицинской помощи, проводится их сортировка.

В ряде случаев для медицинской эвакуации из зоны ЧС используется авиация, в частности - вертолеты. Современные воздушные эвакотранспортные средства (вертолет Ми-8 МБ "Биссектриса", самолеты Ан-26 "Спасатель", Ил-74 "Скальпель") являются по сути летающими реанимационными, позволяющими осуществлять весь объем неотложной реанимационной помощи любым категориям пострадавших и в несколько раз снижать летальность на путях эвакуации (летальность в пути на автомобилях при политравме может достигать 3 3 - 44 %).

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф и т. п) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.).

Общим правилом при транспортировании пораженных (больных) на носилках является несменяемость носилок с их заменой из обменного фонда. Объем эвакуационных мероприятий в ЧС мирного времени может быть весьма значительным. Так, например, в Башкирии при взрыве трубогазопровода, повлекшего за собой крупную железнодорожную катастрофу с числом пострадавших более 1200, для эвакуации пострадавших непосредственно из очага в специализированные стационары региона катастрофы и Центра было задействовано около 40 вертолетов и более 130 автомобилей.

Практика организации медицинской эвакуации в ЧС мирного и военного времени позволила выявить общие требования к ней. Медицинская эвакуа­ция должна осуществляться на основе медицинской сортировки и в соот­ветствии с эвакуационным заключением в первичной медицинской карте или другом сопроводительном документе. Медицинская эвакуация должна быть кратковременной , обеспечивающей скорейшую доставку пораженных (больных) в ЛПУ по назначению и исключающей однотипные или промежуточ­ные этапы медицинской эвакуации.

Последовательное прохождение пораженных (больных) через все этапы медицинской эвакуации совершенно необязательно. В случаях, когда соз­дается обстановка, позволяющая производить эвакуацию пораженных (боль­ных) минуя те или иные этапы без ущерба для их здоровья, такая эвакуа­ция должна обязательно применяться.

Медицинская эвакуация должна быть максимально щадящей .

Наиболее щадящими видами транспорта являются авиационный и железно­дорожный. Авиационные транспортные средства являются наиболее мобиль­ными, обеспечивают доставку пораженных (больных) в короткие сроки, а вертолетами, кроме того, можно эвакуировать из труднодоступных мест.

Эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пораженных в ЧС и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным складывающейся обстановкой и невозможностью организовать оказание исчерпывающей медицинской помощи и полноценное лечение пораженных в непосредственной близости от зоны (района) ЧС. Поэтому эвакуация - это не самоцель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов в выполнении одной из главных задач СМК - быстрейшего восстановления здоровья пораженных в ЧС, максимального сокращения смертельных исходов. Очевидно, что для эвакуации следует использовать наиболее щадящие и скоростные транспортные средства.

Нетранспортабельность - состояние пораженного (больного), обуслов­ленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условия­ми транспортировки.

К группе нетранспортабельных относят тех пораженных (больных), кото­рые нуждаются в дальнейшей эвакуации на последующий этап, но не спо­собны перенести ее по тяжести состояния здоровья. В эту группу не включаются лица, имеющие несовместимые с жизнью повреждения (они не нуждаются в эвакуации, а нуждаются в облегчении страданий).

Нетранспортабельных пораженных (больных) на этапе оказания первой врачебной помощи не выделяют. Правильно выполненные мероприятия первой врачебной помощи по жизненным показаниям лицам, не имеющим несовмести­мых с жизнью травм, обеспечивают подготовку пораженных (больных) к дальнейшей эвакуации. В особых случаях необходимо обеспечить поддержание жизненно важных функций органов и систем в пути следования. Друго­го выбора в условиях ЧС в настоящее время нет.

Нетранспортабельные пораженные (больные) подлежат временной госпитализации с целью прове­дения интенсивной терапии. Сроки нетранспортабельности зависят: от ви­да транспорта, на котором эвакуируют пострадавшего; характера меди­цинского вмешательства; тяжести состояния здоровья, обусловленного са­мим поражением и некоторых других причин. Так, например, сроки нет­ранспортабельности пораженных (больных) терапевтического профиля при эвакуации их автомобильным транспортом колеблются от 1 до 5 суток. Од­нако в случае использования авиационного транспорта указанные сроки резко меняются: в первые сутки могут быть эвакуированы до 60%, а во вторые - до 40% пострадавших.

При оказании хирургической помощи нетранспортабельность при эвакуа­ции санитарным автомобильным транспортом составляет: после трепанации черепа - 21 сутки, после лапаротомии - 10, торакотомии - 2-4, ампута­ции - 2-3 суток, при травматическом и ожоговом шоке - после выведения из него и т.д. При эвакуации же этих категорий пораженных авиационным транспортом в первые сутки могут быть эвакуированы до 25%, а во вторые - оставшиеся 75% пораженных.

При подготовке пораженного (больного) к эвакуации он должен быть приведен в транспортабельное состояние. В случае смерти пострадавшего в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший разрешение на эвакуацию. Первичная медицинская карта и все личные до­кументы должны находиться при каждом эвакуируемом.

Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофильными по характеру и локализации пораженными. Это значительно облегчает их эвакуацию по назначению, сокращает межбольничные переводы и перевозки.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под этапом медицинской эвакуации понимают силы и средства медицинской службы (сохранившиеся учреждения здравоохранения, медицинские формирования войск ГО и др.) развернутые на путях эвакуации и предназначенные для приема, медицинской сортировки пораженных, оказания им медицинской помощи, лечения и подготовки к дальнейшей эвакуации.

В качестве первых этапов медицинской эвакуации (в 2-х этапной системе ЛЭМ) могут быть учреждения здравоохранения, сохранившиеся на границе очага массовых санитарных потерь, медицинские подразделения (части) войск ГО и др.

Первые этапы медицинской эвакуации предназначены для оказания первой врачебной помощи, неотложных мероприятий квалифицированной и подготовки пострадавших к эвакуации на вторые этапы.

Вторыми этапами медицинской эвакуации служат лечебные учреждения (головные, профилированные, многопрофильные и другие больницы) МСГО развернутые в составе больничной базы в загородной зоне.

На вторых этапах завершается оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также реабилитация.

Этапы медицинской эвакуации независимо от особенностей, развертывают и оборудуют идентичные по предназначению функциональные подразделения:

1. для приема пострадавших, их регистрации, сортировки и размещения;

2. для санитарной обработки;

3. для временной изоляции;

4. для оказания различных видов помощи (хирургия, терапия и др.);

5. для временной и окончательной госпитализации;

6. эвакуационную;

7. подразделения обеспечения и обслуживания.

На каждом этапе медицинской эвакуации оказывается определенный вид и объем медицинской помощи. С учетом этого этапы медицинской эвакуации укомплектовываются медицинским составом (в т.ч. врачами определенной квалификации) и медицинским имуществом.

Требования к месту развертывания этапа медицинской эвакуации

Для развертывания этапов медицинской эвакуации выбираются места (районы) с учетом:

1. характера боевых действий;

2. организации обеспечения;

3. радиационной и химической обстановки;

4. защитных свойств местности;

5. наличия источников доброкачественной воды;

6. вблизи путей подвоза и эвакуации;

7. на местности с хорошими маскирующими и защитными свойствами от оружия массового поражения;

8. вдали от объектов привлекающих внимание артиллерии и авиации противника;

9. в стороне от вероятного направления главного удара противника;

10. недоступным (малодоступным) для танков;

11. местность в районе размещения этапа медицинской эвакуации не должна быть заражена отравляющими веществами, бактериальными средствами, уровень радиоактивного заражения не должен превышать 0,5 р/час.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации , а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации . Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлени ем.

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене - зона катастрофы - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжело пораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения.

В зонах военных действий, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт.

С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, а также транспортом региональных центров медицины катастроф, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.

Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на этап медицинской эвакуации с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы эвакуируют пострадавших (по направлению) в одном направлении, далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства выделяемы начальниками ГО. Для временного размещения пораженных ожидающих транспорт на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх