Теория всего. Теория всего 11 статьи 9.16 коап

(введена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

1. Выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации -

2. Реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах -

5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

8. Непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Несоблюдение правил представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информации, необходимой для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, -

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности -

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

12. Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Народная бухгалтерская энциклопедия на Клерк.Ру

(в редакции, действующей по состоянию на 18.06.2017)

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ глава 9 настоящего Кодекса дополнена статьей 9.16, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Источник ГАРАНТ

См. комментарии к статье 9.16 КоАП РФ

1. Выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации -

2. Реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах -

5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности -

. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Комментарий к статье 9.16 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи - обеспечить реализацию норм Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Правительство РФ в целях организации исполнения упомянутого Федерального закона приняло ряд постановлений, определив, в частности, полномочия федеральных министерств и федеральных служб в области энергосбережения и повышения энергической эффективности (см. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67).

Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возложены:

1) на Министерство экономического развития РФ (в сфере повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации; обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности);

2) на Министерство промышленности и торговли РФ (в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, в том числе утверждение правил определения классов энергетической эффективности товаров, определение категорий товаров и их характеристик в установленных Правительством РФ пределах и решения ряда других вопросов в пределах сферы деятельности Министерства);

3) на Министерство регионального развития РФ (в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов РФ и муниципальных образований);

4) на Министерство энергетики РФ (по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергоресурсов).

2. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи является выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации.

Согласно п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона класс энергетической эффективности определяется как характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Согласно п. 4 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти РФ относится определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации. См. по данному вопросу Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара".

Согласно ст. 9 данного Закона одной из форм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является установление запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей. В ст. 10 упомянутого Закона определяется перечень товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Субъектами административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

3. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи является реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным (см. комментарий к ч. 1 комментируемой статьи).

Субъектами административной ответственности по данной части являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.

4. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи является несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 4 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона энергетическая эффективность - это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Согласно п. 6 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти РФ относится определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Согласно ст. 9 данного Закона одной из форм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является установление требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. В ст. 11 упомянутого Закона конкретизируются требования, предъявляемые к энергетической безопасности зданий, строений, сооружений. См. также Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".

5. Часть 4 комментируемой статьи содержит 3 состава административных правонарушений. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам; по второму - требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; по третьему - требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно п. 11 ст. 2 вышеупомянутого Федерального закона в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, понимается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно п. 4 ст. 7 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Требования, предъявляемые к обеспечению энергосбережения и к повышению энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, предусмотрены в ст. 12, а к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы - в ст. 13 упомянутого Федерального закона.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

6. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 5 комментируемой статьи является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.

Согласно п. 3 ст. 8 вышеупомянутого Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с п. 7 ст. 12 указанного Федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

7. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 6 комментируемой статьи является несоблюдение требования о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений является обязательным.

Указанные предложения предоставляются собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов.

Указанные требования установлены в ч. ч. 9, 10 и 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предъявляются к организациям, обязанным осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

8. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 7 комментируемой статьи является несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Указанные требования в части обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов их учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы предусмотрены в п. 4 и в п. 7 ст. 13 вышеупомянутого Федерального закона, а в части обеспечения энергетической эффективности - в ст. 11 данного Федерального закона.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

9. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 8 комментируемой статьи является несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.

В соответствии с п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены категории лиц, которые обязаны организовать и проводить энергетическое обследование. К данным лицам относятся:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти и нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Согласно ч. 2 указанной статьи эти лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, а последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

10. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 9 комментируемой статьи является несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, который передается лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации. См. по данному вопросу Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 19 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований".

Деятельность по проведению энергетического обследования и составлению энергетического паспорта осуществляется лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные и юридические лица.

11. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 10 комментируемой статьи является несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с п. п. 11 и 12 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся установление требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и к соответствующим программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти. В п. 3 ст. 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ.

Требования к указанным программам определяются Правительством РФ на основании ст. 14 упомянутого Федерального закона.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные и юридические лица.

12. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 11 комментируемой статьи является размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица и юридические лица.

13. Часть 12 комментируемой статьи содержит 3 состава административных правонарушений. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения; по второму - нарушение установленного порядка заключения такого договора; по третьему - несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Объектом правонарушений по ч. 12 комментируемой статьи является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

14. С субъективной стороны правонарушения по всем частям комментируемой статьи могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

15. Учитывая множество субъектов административной юрисдикции, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях применительно к специфике полномочий конкретных федеральных органов исполнительной власти, Правительство РФ уточнило полномочия ряда федеральных служб (Роспотребнадзора, ФАС, ФСТ, Ростехнадзора) по осуществлению государственного надзора и контроля за исполнением законодательства РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (см. Постановление Правительства от 20 февраля 2010 г. N 67).

Отметим также, что Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2010 г. N 391 утверждены Правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее осуществления в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства РФ в указанной выше области.

Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а в случае применения конфискации предмета правонарушения - судьи (ч. 2 ст. 23.1); по ч. 3 - должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56); по ч. ч. 4 и 5 - должностные лица органов государственной жилищной инспекции (ст. 23.55); по ч. ч. 6, 11, 12 - должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48); по ч. ч. 7, 8 - должностные лица органов государственного энергетического надзора (ст. 23.30); по ч. 9 - должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (ст. 23.71); по ч. 10 - должностные лица органов энергетического надзора (ст. 23.30) и органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51).

Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

По ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ

По делу №

Принято Белокурихинским городским судом (Алтайский край)

  1. Судья Белокурихинского городского суда, Алтайского края, Черникова И.А. Л.В., при ведении протокола секретарем Филипповой Е.Н.,
  2. с участием помощника прокурора г.Белокурихи Абашева С.Н.,
  3. рассмотрев жалобу Ануфриевой Ирины Ивановны на Постановление Государственной жилищной инспекции Алтайского края от 26.11.2010 года по делу № 04-09\321 об административном правонарушении,
  4. Установил:

  5. Постановлением заместителя руководителя, начальника отдела инспекторской службы г. Бийска, г. Рубцовска, г. Славгорода государственной жилищной инспекции Алтайского края Речкуновым Н.М. (далее по тексту - Жилищная инспекция) от 26.11.2010г., Ануфриева И.И. признана виновной и подвергнута административному наказанию по КоАП РФ «Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
  6. Ануфриева И.И. подала в суд на данное Постановление жалобу, в которой просит Постановление отменить, мотивируя жалобу тем, что по обращению некоторых жильцов домов № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> прокуратурой г. Белокурихи была проведена проверка по выполнению капитального ремонта в указанных домах. По результатам проверки, было выявлено нарушение, выразившееся в несвоевременном вводе в эксплуатацию приборов учета энергоснабжения, и вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Считает, что на момент правонарушения, не вступил в законную силу ФЗ № 261 от 23.11.2009г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон), а так же в не существовало Полагает, что в соответствии с КоАП РФ истек срок привлечения ее к административной ответственности. Кроме того, указывает, что в соответствии с Законом установка и ввод в эксплуатацию приборов учета должны быть осуществлены до 01.01.2011г. Так же считает, что Жилищная инспекция необоснованно обвинила ее в бездействии по разрешению финансовых вопросов, по вводу в эксплуатацию приборов учета, так как она не имела возможности взыскать в судебном порядке задолженность за обслуживание, из-за оспаривания некоторых членов ТСЖ результатов произведенного капитального ремонта <адрес>.
  7. В судебном заседании Ануфриева И.И. просила жалобу удовлетворить по указанным в ней основаниям.
  8. Помощник прокурора г.Белокурихи Абашеев С.Н. считал, что Постановление вынесено законно и обоснованно, поскольку правонарушение является длящимся, 28.10.2010 г. проведена проверка, которой установлены нарушения, касающиеся производства начисления платы за используемые энергетические ресурсы жителями домов по <адрес> в <адрес> не по установленным приборам. Проверкой установлено, что приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения этих домов не сданы на учет ресурсоснабжающим организациям, расход тепла и воды, оплата за услуги начисляется не по приборам учета.
  9. Заслушав Ануфриеву И.И., помощника прокурора г.Белокурихи Абашева С.Н., судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  10. В силу КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  11. Согласно ЖК РФ товарищество собственников жилья создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
  12. Для достижения указанных целей ТСЖ наделяется рядом полномочий, в том числе имеет право заключать договоры как на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и на оказание коммунальных услуг, а также выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
  13. В соответствии с ч.4 чт. 9.16 , несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  14. Требования энергетической эффективности, и требования по оснащенности многоквартирных домов закреплены в ст.13 Закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так в ч. 2 указанной статьи установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
  15. Согласно данной норме установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Данная норма Закона предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в случае, если расчеты осуществляются по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта), регламентированы ст. 20 Закона, в ч. 1 которой предусмотрено, что по согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа) при условии соблюдения требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 19 данного Закона, т.е. включении в договор (контракт) положений о предмете энергосервисного договора (контракта), а также обязательных условий энергосервисного договора (контракта).
  16. На период до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов. В отношении установления таких расчетных способов данная норма отсылает к законодательству РФ, но предписывает, что указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Иначе говоря, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
  17. В частях с 3 по статьи закреплен ряд переходных положений, направленных на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы. Так, п. 4 ст. 13 Закона, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. на 27 ноября 2009 г., ст. 49 Закона) и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 , обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
  18. Как установлено в судебном заседании Решением общего собрания собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> их представителей принято Решение о создании ТСЖ «Дружба», для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, утвержден Устав товарищества (протокол №1 от 29.08.2005). На общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> и членов ТСЖ «Дружба» - собственников жилых помещений многоквартирного жилого <адрес>, принято Решение о включении в ТСЖ «Дружба» собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> (протокол №1 от 20.02.2009).
  19. Из Устава ТСЖ «Дружба» следует, что товарищество приняло на себя обязанности по управлению домом с предоставлением услуг по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечению предоставления коммунальных услуг.
  20. В силу п.п. 6 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, водоснабжения, водоотведение, а также коллективные (общедомовые) приборы учета.
  21. В соответствии с п. 9.2 Устава ТСЖ «Дружба» руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением, которое вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества. Выполнение решений правления обеспечивает председатель правления, который в соответствии с разделом 10 Устава действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством и Уставом не требуют одобрения правления товарищества или общим собранием членов товарищества.
  22. 30.08.2005 из числа членов правления ТСЖ «Дружба» единогласным Решением председателем ТСЖ «Дружба» выбрана ФИО1 сроком на 2 года (протокол заседания Правления ТСЖ №1 от 30.08.2005). По истечении указанного срока ее полномочия на заседании Правления ТСЖ «Дружба» от 30.08.2007, 16.01.2008 и 29.08.2009 продлены еще сроком на 2 года, в том числе в связи с изменением фамилии на Ануфриеву Ирину Ивановну.
  23. Таким образом, Ануфриева И.И., являясь председателем правления ТСЖ «Дружба» как должностное лицо должна была знать нормативные акты и соблюдать требования энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> и № по <адрес>.
  24. Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Правительства РФ от 23.05.2006 №307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
  25. Следовательно, ТСЖ «Дружба» является исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, и водоотведению.
  26. В соответствии с Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерного РФ 12.09.1995 № ВК-4936 (далее - Правил учета), ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узлов учета потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета.
  27. На основании пункта 9.5 Правил учета, показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время, должны фиксироваться в журналах. Время начала записей показаний приборов узла учета в журнале должны фиксироваться актом допуска узла учета в эксплуатацию. К журналу прилагаются записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
  28. Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Белокурихи по обращению собственников жилых помещений в многоквартирных домах № по <адрес> и № по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности в деятельности ТСЖ «Дружба». В результате которой, было установлено, что в данных домах при проведении капитального ремонта в 2009 г. установлены приборы учета на отопление, горячее и холодное водоснабжение: 13.10.2009г. - в <адрес>, и 23.09.2009 г.- в <адрес>, однако, данные приборы учета в эксплуатацию, на момент проверки 28.10.2010г., не введены, начисление платы за энергетические ресурсы жителям домов осуществляется не по установленным приборам учета.
  29. При рассмотрении жалобы, Ануфриева И.И. подтвердила, что договорами подрядов № 35/2009 от 16.06.2009 г. и № 36/2009 г. от 11.06.2009 г. подрядчик ООО « СФ «Бийскстройсервис» выполнял работы, в том числе, по ремонту сетей теплоснабжения и водоснабжения с установкой приборов учета потребления ресурсов и выполненные работы были приняты на основании актов.
  30. Действительно, материалами дела подтверждается указанное обстоятельство, а так же то, что актом о приемке выполненных работ № 2 от 13.10.2009 г. и актом о приемке выполненных работ № 5 от 23.09.2009 г., председателем правления Ануфриевой И.И. приняты ремонт сетей теплоснабжения, водоснабжения с установкой приборов учета потребления ресурсов.
  31. Между тем, в нарушение действующего законодательства установленные приборы учета не были введены в эксплуатацию на момент обнаружения правонарушения - 28.10.2010 г. Таким образом, с учетом анализа приведенных выше правовых норм, на день вступления в силу Федерального закона - 27.11. 2009 г. приборы были установлены, однако, не введены в эксплуатацию до 28.10.2010 г.
  32. Из представленного административного дела следует, что 30.11.2010 г. опломбированы счетчики холодной воды в домах по <адрес>, о чем составлены акты инспекции по водоснабженю ОАО «Водоканал» и их применение начато при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
  33. Не могу согласиться с доводом заявителя о том, что, срок привлечения ее к административной ответственности истек, так как согласно КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи (2 месяца), начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судья исходит из того, что данное правонарушение является длящимся, т.к. бездействие выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом, днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
  34. Кроме того, КоАП РФ введена в действие от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу по истечении 180 дней после официального опубликования Закона, то есть 25.05.2010г.
  35. Обнаружено правонарушение 28.10.2010 г., т.е. в период действия ст. 9.16 КоАПРФ, введенной Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, привлечена к административной ответственности - 26.11.2010 г., поэтому срок давности привлечения к ответственности не истек, а довод Ануфриевой И.И. о том, что на момент установки счетчиков не существовало КоАП РФ и Закона, следовательно, привлечение ее к административной ответственности Жилищной инспекцией не правомерен, безоснователен.
  36. Как следует из материалов дела и пояснений Ануфриевой И.И., приборы учета холодной воды были установлены после ремонта, не сданы в эксплуатацию, показания приборов узлов учета потребителей не снимались, в журналах не фиксировались, должностное лицо ответственное за эксплуатацию и текущее обслуживание узлов учета потребителя не назначалось, применение расчетов производится с 1.01.2011 г. При этом, считаю, что Ануфриевой И.И. безосновательно, в обоснование несвоевременной сдачи в эксплуатацию счетчиков, приводится принятое Решение общего собрания жильцов дома по <адрес> от 13.12.2009 г., об отказе собственников в принятии прибора учета холодной воды ОАО « Водоканал». В отношении расчетных способов без учета приборов учета, в переходный период, необходимо руководствоваться законодательством РФ, предписывающего, что указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Иначе говоря, применение этих расчетных способов должно было приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
  37. Между тем, как видно из дела, расчетный способ при отсутствии счетчика был ниже значения, определяемого по счетчику и поэтому удовлетворял жильцов, а установленные приборы учета не вводились в эксплуатацию Ануфриевой И.И. в нарушение действующего законодательства.
  38. Так же отклоняется довод заявителя о том, что установка и ввод в эксплуатацию приборов учета возможно до 01.01.2011г. и в ее действиях отсутствует нарушение закона.
  39. В силу указанных выше правовых норм, до 1. 01. 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
  40. Поэтому, из анализа представленных доказательств (сроков установки приборов, времени обнаружения правонарушения, отсутствия каких-либо действий со стороны Ануфриевой И.И., свидетельствующих о принятых ее мер по вводу установленных приборов учета холодной воды), следует, что после вступления в силу Федерального закона (27.11. 2009 г.), установленные приборы учета необходимо ввести в эксплуатацию в сроки, указанные в законе, но до 01.01.2011г.
  41. Таким образом, принимая во внимание, что Ануфриевой И.И. не осуществлено каких-либо мероприятий до 28.10.2010 г. по исполнению требований энергетической безопасности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований по оснащенности приборами учета используемых ресурсов, проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников, то вывод жилищной комиссии о бездействии председателя ТСЖ «Дружба» Ануфриевой И.И. и привлечения ее по ст. 9.16 ч. 4 КоАПРФ, является обоснованным, в связи с чем, отсутствуют основания к отмене постановления от 26.11.2010 г.
  42. ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Ануфриевой И.И. без удовлетворения.
  43. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через суд г. Белокурихи, в течение 10 дней.
  44. Судья Белокурихинского
  45. городского суда И.А.Черникова

СТ 9.16 КоАП РФ

1. Выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации -

2. Реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

4. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах -

5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

8. Непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Несоблюдение правил представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информации, необходимой для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

12. Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 9.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают общественные отношения, регулируемые законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Энергосбережение понимается как реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (п. 3 ст. 2 Закона об энергосбережении).

Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (п. 4 ст. 2 Закона об энергосбережении).

В соответствии со ст. 4 Закона об энергосбережении правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в выпуске производителем или ввозе на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона об энергосбережении класс энергетической эффективности определяется как характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность.

Требование к производимым на территории Российской Федерации и импортируемым в Российскую Федерацию для оборота на ее территории товарам о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках распространяется на виды товаров (с учетом их характеристик) согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара".

Согласно ст. 9 Закона об энергосбережении одной из форм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является установление запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей. В ст. 10 упомянутого Закона определяется перечень товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

3. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным.

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, состоит в несоблюдении при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об энергосбережении требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:

1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

Статья 31 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает требование к обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений.

Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.

5. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, состоит в несоблюдении лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Комментируемое административное правонарушение содержит три состава. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам; по второму - требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; по третьему - требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно п. 11 ст. 2 Закона об энергосбережении в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Статья 12 указанного Закона устанавливает, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Приказом Минрегиона России от 08.04.2011 N 161 "Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома". Требования к эффективности регламентируются Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".

Статья 13 Закона об энергосбережении устанавливает требования к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов. Приказом Минрегиона России от 02.09.2010 N 394 утверждена Примерная форма перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов.

6. Часть 7 ст. 12 Закона об энергосбережении устанавливает, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. За нарушение данного правила установлена административная ответственность по ч. 5 комментируемой статьи.

7. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 6 комментируемой статьи является несоблюдение требования о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений является обязательным. Подобные предложения предоставляются собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов. Примерная форма предложения утверждена Приказом Минэнерго России от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов".

Указанные требования установлены в ч. ч. 9, 10 и 12 ст. 13 Закона об энергосбережении и предъявляются к организациям, обязанным осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

8. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 7 комментируемой статьи является несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении государственной функции в пределах своей компетенции обязаны:

Своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами РФ;

Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

Проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);

Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, копии документа о согласовании проведения проверки (в случаях, установленных законодательством РФ);

Не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

Знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;

Соблюдать сроки проведения проверки;

Не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

Принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (п. 6.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 12.12.2011 N 697).

9. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 8 комментируемой статьи является несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона об энергосбережении под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

В соответствии со ст. 15 Закона об энергосбережении энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении проведение энергетического обследования является обязательным, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 указанной статьи, для следующих лиц:

Органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;

Организаций с участием государства или муниципального образования;

Организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

Организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

Организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в ч. 2 ст. 16 Закона об энергосбережении;

Организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Согласно ч. 2 указанной статьи эти лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Закона об энергосбережении до 31 декабря 2012 г., а последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

10. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 9 комментируемой статьи является несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии со ст. 15 Закона об энергосбережении по результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, который передается лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

Об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

Об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

О показателях энергетической эффективности;

О величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

О потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

О перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, устанавливаются Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 N 182 "Об утверждении Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования".

Деятельность по проведению энергетического обследования и составлению энергетического паспорта осуществляется лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

11. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 10 комментируемой статьи является несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с п. п. 11 и 12 ст. 6 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти РФ относятся установление требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации. Согласно п. 3 ст. 7 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ.

Требования к указанным программам определяются Правительством РФ на основании ст. 14 Закона об энергосбережении. Например, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 установлены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

12. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 комментируемой статьи, состоит в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд.

13. Часть 12 комментируемой статьи содержит три состава административных правонарушений. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения; по второму - нарушение установленного порядка заключения этого договора; по третьему - несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

14. С субъективной стороны правонарушения по всем частям комментируемой статьи могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

15. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 9.16 КоАП РФ, а в случае применения конфискации орудия или предмета административного правонарушения - судьи.

Согласно ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ контрольный орган в сфере закупок рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх