Урок на тему виды государств презентация. Презентация на тему "Для чего нужно государство?". Государство и политическая власть






Теологическая (божественная) теория государство – это продукт божественного творения Выдающимся сторонником этой теории был великий философ Фома Аквинский – есть мир, которым управляет Господь, делает он это по средствам государства и ставит во главе государств царей. Цари, в свою очередь, являются слугами церкви, то есть Бога.




Договорная теория Ее авторами были англичане Локк и Гоббс, французы – Жан Жак Руссо и Гольбах, русский ученый – Радищев. Согласно этой теории, государство представляет собой общественный договор государство – это договор, а монарх, видимо, – неизбежный фактор, но и у монарха, и у народа должны быть определенные права, которыми они могут пользоваться.






Расовая теория Ее основоположником был француз Гобино. Несколько позднее эта теория была откорректирована и дополнена выдающимся немецким ученым и философом Ницше Суть концепции такова: все расы на земле делятся на две – расу господ и расу рабов При этом под расой господ подразумевается так называемая белая, арийская раса, все остальные считаются «недочеловеками», или людьми второго сорта




Классовая теория Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали очень стройную теорию, которая больше 70 лет господствовала на территории нашего государства, точнее в Советском Союзе общество раскололось на непримиримые классы – управляющих и управляемых. Произошло это по экономическим причинам: объединения общин, развития производства классовая теория государства - это своего рода борьба между угнетаемыми и угнетателями


Основные признаки и функции государства Государство является основным институтом политической системы общества и важнейшей формой его организации. Главное назначение государства состоит в организации политической власти, в управлении обществом и его защите. Государство – это особая политическая организация публичной власти господствующего социального слоя или социальной группы и всего народа, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и защищающая, в различной степени, интересы правящего социального слоя или социальной группы и всего народа в целом.








Форма правления Это способ организации высших органов государства Существуют две формы правления: Монархия и Республика Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству. Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.


Различие парламентской и президентской республик: Президентская Президент (глава государства) избирается населением. Глава правительства президент. Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед президентом. Парламентская Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении) Правительство формируется парламентом Правительство несет ответственность перед парламентом Смешанная Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства премьер-министр Правительство назначается президентом




Форма государственного устройства Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью К признакам унитарного государства относятся: 1. единая конституция и единая правовая система; 2. единая система высших органов государственной власти; 3. единое гражданство; 4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; 5. деление территории государства на административно- территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; 6. подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти. Унитарными являются большинство государств. Такие государства могут иметь мононациональный (Франция, Швеция, Норвегия) и многонациональный (Великобритания) состав населения.


Форма государственного устройства Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, США, Канада, Швейцария, Россия, ФРГ, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т.д.


Форма государственного устройства Конфедерация – это союз суверенных государств образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических). Конфедерация образуется на основе международного договора между государствами, которые, вступая в конфедерацию, в полном объеме сохраняют свой суверенитет. Конфедеративные органы только координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по вопросам, по которым они объединились.


Гражданство Люди, проживающие в государстве являются гражданами этого государства. А что значит быть гражданином своей страны и какими правами, и обязанностями мы обладаем мы узнаем ответим на вопросы стр (письменно в тетрадь)

ГОСУДАРСТВО Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе.

Государство - это политический институт, который выделился из общества и осуществляет суверенную связь при помощи специального аппарата принуждения как официальный представитель всего общества.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Форма территориально-государственного устройства

Форма правления

Форма государственного (политического) режима

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют.

Форма государства

Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть это способ организации верховной власти.

Монархия – это форма

правления, при которой

верховная власть в государстве

полностью или частично

сосредоточена в

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

руках единоличного главы государства – монарха – и передаётся им по наследству.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

Неограниченные (абсолютные)

Ограниченные (конституционные и парламентские).

Республика- это форма правления, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. РЕСПУБЛИКА

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. РЕСПУБЛИКА

РЕСПУБЛИКА

Президентская (США, Аргентина)

Парламентская (ФРГ, Италия, Индия)

Смешанная (Россия, Франция.)

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции государства:

экономическая (выработка

экономической политики

установление правовых основ

рынка и ценовой политики);

2) социальная (создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь

развитие человека);

3) экологическая;

4)развитие науки и образования

5) информационная;

6) взимание налогов;

7) охранительная

Это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внешние функции государства

  • оборонная;
  • 2) внешнеэкономическая;

    3) культурного сотрудничества;

    4) дипломатическая;

    5) экологическая;

    6) информационная.

Форма государственного устройства определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей. Унитарное государство - единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Основные признаки унитарного

государства:

единая конституция, имеющая

верховенство на всей территории

страны; ;единые для всей страны

высшие органы власти;

единая система законодательства;

единое гражданство;

единая денежная единица.

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Федерация - устойчивый союз государств, самостоятельных в

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. ФЕДЕРАЦИЯ

пределах, распределенных между ними и центром полномочий; имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. (США, Германия, РФ, Мексика, Бразилия).

Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.(Швейцария, СНГ). Признаки конфедерации:

отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы; отсутствие общих законодательных органов и системы управления;

отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы;

наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств; наличие права выхода из состава конфедерации.

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. КОНФЕДЕРАЦИЯ

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Тоталитарный

Демократиче ский

Политический режим характеризуется совокупностью средств и способов осуществления государственной власти.

Политический режим

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.ТОТАЛИТАРИЗМ

Признаки тоталитарного режима: тираническая диктаторская власть;

тотальный контроль

за поведением,

деятельностью и

мышлением людей;

бессудные репрессии,

милитаризация

общественной жизни.

Например,

германский фашизм

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.АВТОРИТАРИЗМ

отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц, правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся не регулярно и часто фальсифицируется. Режимы генерала Пиночета, СССР периода Л.И. Брежнева

Признаки демократического

режима: народовластие;

правительство, основанное на

согласии управляемых; правило

большинства; строгое

соблюдение прав и свобод

человека;

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.ДЕМОКРАТИЯ

свободные и частные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство, политический, идеологический плюрализм

Слайд 1

Обществознание 11 класс Профильный уровень
Кодификатор по обществознанию Глава 4. Политика. Тема 4.2
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Государство как ключевой институт политической системы. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, классовая, теория насилия). Этатизм и анархизм. Основные признаки государства: наличие суверенитета; территория и население; ораны публичной власти; система права; налоги и сборы. Функции государства: внутренние (политическая, экономическая, социальная, идеологическая, правоохранительная); внешние (оборонительная, дипломатическая, внешнеэкономическая). Формы государства: формы правления (монархии и республики); политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный); формы государственного устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные); Демократическое государство – основной тип государства в современном мире.

Слайд 3

Дайте определение понятию ГОСУДАРСТВО.
ГОСУДАРСТВО - это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая его единство и целостность, порядок и стабильность.
Планета Земля образовалась около 4,7 млрд. лет назад Жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд. лет назад Человек появился около 2 млн. лет назад Человек современного типа (Homo sapiens) появился около 40 тыс. лет назад Государство и право возникли около 5 тыс. лет назад
Не путать понятия: страна, общество, государство

Слайд 4

ОБЩЕСТВО
СТРАНА
ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Что изображено на карте
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (англ. British Empire) - крупнейшее из когда-либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех обитаемых континентах: 22% земной суши; 25% численности человечества.
ГОСУДАРСТВО ОДНО, СТРАНЫ РАЗНЫЕ

Слайд 5

ОБЩЕСТВО
СТРАНА
ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
СТРАНА
ГОСУДАРСТВО
территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством
система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории
ГОСУДАРСТВО ВСЕГДА СУВЕРЕННО

Слайд 6

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Слайд 7

ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ
ЭТАТИЗМ
АНТИЭТАТИЗМ
(от фр. État - «государство») -идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества.
Государство: цель и высший результат общественного развития; безусловная польза для общества; должно быть сильным
это термин, описывающий системы взглядов, отвергающие (полностью или частично) государственное вмешательство в личные, общественные и экономические дела
Государство: социальное и нравственное зло должно быть ограничено правом (либералы) должно быть уничтожено (анархисты, марксисты)

Слайд 8

Происхождение слова «государство». Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словами «господарь», «господарьство». Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Какая из теорий возникновения государства нашла свое отражение в этимологии слова «государство»?

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Слайд 10

Дополнение к схеме: ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ - форма правления, где главой государства является глава церкви (в одних руках светская и религиозная власть). В настоящее время теократическими монархиями являются: Ватикан, Королевство Саудовская Аравия, Султанат Бруней.

Слайд 11


отношения между центральными и местными органами власти; распределение власти по территории страны.
ВЛАСТЬ УХОДИТ ИЗ ЦЕНТРА НА МЕСТА
Почему одни государства становятся унитарными, а другие федеративными?
унитарными, как правило, становятся государства мононациональные (там где титульная нация – большинство населения); федеративное государство – многонациональное, федерация – гарантия от дискриминации по национальному признаку.
Приведите примеры государств с различным территориальным устройством

Слайд 12

1. Какой критерий лежит в основе данной типологии?
ВЫБОРНАЯ (срочная) ИЛИ НАСЛЕДСТВЕННАЯ (бессрочная) ВЛАСТЬ
2. Чем отличаются абсолютные монархии от ограниченных?
3. Чем отличаются президентские республики от парламентских?
В АБСОЛЮТНЫХ МОНАРХИЯХ ВЛАСТЬ МОНАРХА НЕ ОГРАНИЧЕНА КОНСТИТУЦИЕЙ И ПАРЛАМЕНТОМ
В ПЕРВОЙ ПРЕЗИДЕНТ ИЗБИРАЕТСЯ ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ, В ВО ВТОРОЙ – ДЕПУТАТАМИ ПАРЛАМЕНТА. В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПРЕЗИДЕНТ ЕЩЕ И ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Слайд 13

Какой критерий лежит в основе данной типологии?
реальный уровень политической свободы в государстве (т.е. соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина или они только декларируются)
Приведите примеры тоталитарных государств с демократическими Конституциями.
Конституция СССР 1936 года, статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Слайд 14


государственное устройство
права человека и гражданина
партийная система
способ урегулирования социальных конфликтов
идеология, роль СМИ
роль армии и полиции
Заполните таблицу «Типология политических режимов»

Слайд 15

КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ ТОТАЛИТАРНЫЙ
государственное устройство правовое государство на основе разделения властей традиционное государство, поддерживающее порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни «всеобщее государство», полный контроль всех сторон частной и общественной жизни
права человека и гражданина закон стоит на страже прав и свобод граждан закон стоит на страже интересов государства, политические права и свободы граждан существенно ограничены закон защищает не личность, а государство. Права и свободы граждан лишь декларируются
партийная система политический плюрализм (многообразие политических партий и движений), активная оппозиция господствующее положение правящей партии, права других партий существенно ограничены, «ручная» оппозиция однопартийная система, господствующая партия срослась с государством, оппозиция уничтожена
способ урегулирования социальных конфликтов согласование интересов путем переговоров социальные конфликты регулируются принудительно, включая насилие массовый террор
идеология, роль СМИ отсутствие единой официальной идеологии, свобода СМИ официальная идеология, свобода СМИ в дозволенных властью пределах обязательная официальная идеология, жесткая цензура СМИ
роль армии и полиции армия и полиция существуют для обеспечения внешней безопасности и поддержания правопорядка и законности, действуют в строгих рамках закона возможно привлечение армии для подавления общественных беспорядков армия и полиция существуют для карательных функций, имеют широкие полномочия за рамками закона
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Слайд 16

К какому политическому режиму относятся данные иллюстрации?

Слайд 17

ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕМОКРАТИИ
ПРЯМАЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
народ непосредственно принимает решения (референдумы, законодательная инициатива граждан, право досрочного отзыва депутатов, митинги, собрания, демонстрации, сходы)
народ осуществляет власть через выборы своих представителей в органы власти (парламент, местное самоуправление и пр.)

Слайд 18

ДОПОЛНИТЕЛЬНО о монархии и республике:

Слайд 19

ГЛОССАРИЙ
ГОСУДАРСТВО - это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая его единство и целостность, порядок и стабильность. СТРАНА - территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством. ЭТАТИЗМ - (от фр. État - «государство»), идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества. АНТИЭТАТИЗМ - это термин, описывающий системы взглядов, отвергающие (полностью или частично) государственное вмешательство в личные, общественные и экономические дела. ЛОББИ - те, кто находится в непосредственном окружении власти и может оказывать на нее давление при принятии решений. ПОПУЛИЗМ - опора на примитивные лозунги, спекуляция на внушаемости масс.

Слайд 20

ЦИТАТНИК
Лучшее правительство то, которое правит как можно меньше. Ге́нри Де́йвид То́ро (1817 - 1862), американский писатель, общественный деятель, аболиционист.
Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей. Джон Стю́арт Милль (1806 - 1873), британский философ, экономист и политический деятель.
Если государство от тебя что-то хочет, оно называет себя Родиной. Неизвестный автор.
Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией. Викто́р Гюго́ (1802 - 1885), французский писатель, основоположник французского романтизма.
Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли. Поль Валери́ (1871 - 1945), французский поэт, эссеист, философ.

Слайд 21

Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. уровень; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. Баранов П.А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012. http://all-politologija.ru/knigi/muxaev-politologiya/znachenie-termina-politika - учебный портал о политике. http://ru.wikipedia.org, http://xn--e1aogju.xn--p1ai/ .
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l270_%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_Country_%D1%8D%D1%82%D0%BE – Лекция и видео по теме «Государство, его признаки». http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bpoliticheskaya-zhizn-obwestvab/gosudarstvo?seconds=0&chapter_id=772 – ИнтернетУрок «Государство». https://www.youtube.com/watch?v=OH2O4yfipZE – Ведеолекция Коцарь Е.С. «Понятие власти. Государство и его функции». http://humanitar.ru/page/cs_4_3 - сайт Единый Портал Обществознание. Конспект по теме «Государство».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Признаки, функции и формы государства Подгорнова Марина Владимировна, Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №36

2 слайд

Описание слайда:

Государство политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны

3 слайд

Описание слайда:

Теории происхождения государства Теория Представители Основнаяидея Теологическая А. Блаженный, Ф.Аквинский Государство сотворено Богом, правитель подчинен Божественной воле Классовая К.Маркс,В.И. Ленин Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов Патриархальная Р.Филмер Государство выросло из семьи, подданные относятся к монарху, как дети к отцу Договорная (естественно-правовая) Г.Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав Теория насилия Е.Дюринг, Д. Юм, Л.Гумплович Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных

4 слайд

Описание слайда:

Признаки государства Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница) Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления) Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)

5 слайд

Описание слайда:

Признаки государства Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег Обязательность членства в государстве Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)

6 слайд

Описание слайда:

Дополнительные признаки государства Язык как средство общения на территории того или иного государства Единая оборонная и внешняя политика Единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

7 слайд

Описание слайда:

Функции государства это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Функции государства (внутренние) Политическая – государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов Экономическая – государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)

10 слайд

Описание слайда:

Функции государства (внутренние) Социальная – осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры Идеологическая – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы СМИ

11 слайд

Описание слайда:

Функции государства (внешние) Участие в решении глобальных проблем Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

12 слайд

Описание слайда:

Формы осуществления функций государства однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции

13 слайд

Описание слайда:

Правовая форма Правотворческая форма Разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов Правоисполнительная форма Принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.) Правоохранительная форма Контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям

14 слайд

Описание слайда:

Организационная форма Организационно-регламентирующая форма Текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.д. Организационно-хозяйственная форма Оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д. Организационно-идеологическая форма Повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения

15 слайд

Описание слайда:

Государство – важнейший субъект политической жизни Государство является самой массовой политической организацией, т.к. оно включает в себя всех членов общества Любой человек участвует в жизни государства как политической организации Государство обладает суверенитетом, т.е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами

16 слайд

Описание слайда:

Государство – важнейший субъект политической жизни Государство является собственником ресурсов и средств производства Государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей

17 слайд

Описание слайда:

Форма государства это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование

18 слайд

Описание слайда:

Форма государства Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим Это способ организации верховной государственной власти Это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией Это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления

19 слайд

Описание слайда:

Форма правления Монархия Республика Абсолютная Дуалистическая Парламентская Президентская Полупрезидентская Смешанная

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Абсолютная Дуалистическая Парламентская Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту Осуществление исполнительной власти Монарх Формально – монарх, фактически - правительство Назначение главы правительства Монарх Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов Ответственность правительства Перед монархом Передпарламентом

22 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Абсолютная Дуалистическая Парламентская Право роспуска парламента ____ (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства) Правоvetoмонарха на решения парламента ____ Абсолютноеveto Предусмотрено, но не используется Чрезвычайно-указное законодательствомонарха Неограниченно (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется Современные государства Катар, Кувейт, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская(смешанная) Парламентская Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) Избирается на заседании парламента Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на партии

25 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская(смешанная) Парламентская Ответственность правительства Перед президентом. Парламентне может выразить вотум недоверия правительству Двойная ответственность– перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверияправительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства Право роспуска парламента у президента Отсутствует Президент имеет право роспуска парламента

26 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская(смешанная) Парламентская Наличие поста премьер-министра Отсутствует Существует пост премьер-министра Объем полномочий президента Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством Президентские полномочияноминальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность Современные государства США, страны Латинской Америки Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

27 слайд

Описание слайда:

Формы государственно-территориального устройства Унитарное государство Федерация Конфедерация

28 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация Сущность формы Г-Ту Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместноговедения – с участием субъектов федерации Принимаются высшими органами власти государств-участников

29 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация Территория Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке Отсутствие единой территории Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью Субъекты обладают политической самостоятельностью Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность

30 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация Конституция Единая Союза и субъектов, верховенство конституции союза Государств-участников Гражданство Единое Союзное и субъектов Государств-участников Правовая и судебнаясистемы Единая Верховенство союзного законодательства,право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты Отсутствиеединой правовой и судебной систем

31 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация Международная деятельность В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных переговоров, участие в международных организациях Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях,иметь научные и культурные обмены Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме Право расторжения договора _____ Субъекты лишены права расторгнуть федеративныйдоговор и выйти из федерации Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке

32 слайд

Описание слайда:

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация Современные государства Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония Австралия, Бразилия, германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария Содружество Независимых Государств (СНГ),европейский Союз (ЕС)

33 слайд

Описание слайда:

Сепаратизм («отдельный») – теория, политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии Уважение и реальное обеспечение прав и свобод человека и народов, гарантирование им достойных условий жизни и развития Правовое ограничение и подавление незаконных действий вооруженных сил сепаратистов Пути борьбы с сепаратизмом Последствия Позитивные Негативные Борьба против колониализма, за образование молодых национальных государств Нарушение суверенитета, единства и территориальнойцелостности государства, принципа нерушимости границ. Может явиться источником межгосударственных и межнациональных конфликтов

36 слайд

Описание слайда:

Типырежимов Линии сравнения Демократический Недемократический Тоталитарный Авторитарный Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партияогосударствлена Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками Правовойпринцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, кроме политики Идеология Имеет место политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других течений

37 слайд

Описание слайда:

Типырежимов Линии сравнения Демократический Недемократический Тоталитарный Авторитарный Права и свободы человека Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируется, люди совершенно беззащитны перед произволомвластей. Закон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере.Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

38 слайд

Описание слайда:

Типырежимов Линии сравнения Демократический Недемократический Тоталитарный Авторитарный Экономика Смешанная, доминирует частный сектор; государственное регулирование частногопредпринимательства носит косвенный характер Централизованная экономика,государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой Примеры Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм От буржуазных, социалистических до военных диктатур (Пиночет, Хомейни)














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Слайд 2

Тема: Что такое государство?

МБОУ АБАНСКАЯ ООШ № 1 УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: СВИРИДЕНКО О. Н

Слайд 3

План

Виды государств. Признаки государства.

Слайд 4

Государство – важнейшее учреждение призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей

Армия Полиция Суды Чиновники Зачем нужно государство?

Слайд 5

Что вам известно о первых государствах?

Как вы думаете, что возникло первым общество или государство? Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? В каких местах обычно возникали государства? Почему люди объединялись в государства?

Слайд 6

Разбираем и записываем термин

" Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь

Слайд 7

Видыгосударства.

По форме правления: республикамонархия Россия Англия По политическому режиму: (Власть народа) (тирания)

Слайд 8

Вспоминаем и записываем черты демократии

1. Народ выбирает правителя; 2. Государство защищает права человека; 3. Народ может критиковать власть; 4. В стране существует порядок и безопасность

Слайд 9

Как вы думаете, ребята, кто такой тиран?

Комментированное чтение и анализ документа

Слайд 10

Черты недемократического государства

Правит один человек, власть не выборная; Права человека не защищены; В стране нет порядка, царит произвол; Распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

Слайд 11

Термин государство понимается в двух смыслах:

1. В широком – страна или народ проживающий на данной территории 2. В узком – система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории

Слайд 12

Признаки государства

Единая территория – законы на всех граждан Суверенитет Поддержание порядка в стране – армия, полиция, суд, прокуратура Право на взимание налогов Гражданство – принадлежность к государству

Слайд 13

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…"

Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

Слайд 14

Рефлексия

Какая была тема сегодняшнего урока? Какие цели сегодняшнего урока? Что узнали нового на уроке? Чему научились? Что было сложным на уроке? Что было интересным на уроке?

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели :

Задачи: 1)

Оборудование:

Основные понятия и термины: монархия; суверенитет,

Ход урока:

Изучение нового материала.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

" Государство"

Виды государства.

1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

- Работа со схемами:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

работа с документом.

" Документ. Диктатор Сулла".

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Урок: " Что такое государство?"

Цели :

Сформировать понятие государства, рассмотреть его виды и признаки.

Задачи: 1)углубление понятий демократии, республики; 2) формировать умения работать с документом; 3) Развитие умения у учащихся выделять главное в изучаемом материале;

4) развитие устной и письменной правильной речи; 5) развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: карта мира; портрет диктатора Суллы

Основные понятия и термины: Государство; демократия; диктатор; республика;монархия; суверенитет,

Ход урока:

Анализ контрольной работы по теме " Экономическая сфера", разбор и работа над ошибками.

5-7минут разбор типичных ошибок по теме " Экономическая сфера"

Изучение нового материала.

Закрепление изученного на уроке.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

II. 1. Что такое государство? Возникновение первых государств.

- Актуализация знаний к теме:

Вопрос учителя:1) Как вы думаете, что возникло первым общество или государство?

Подводя итоги, учитель делает вывод о том, что действительно раньше возникло общество, а государство появилось только 5-6 тыс. лет назад.

Учитель:2) Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Древний Рим)

Учитель:3) В каких местах обычно возникали государства? (В долинах плодородных рек, например Нил, Тигр, Евфрат)

Учитель: 4) Почему люди объединялись в государства? (Для наведения порядка, чтобы не было конфликтов и раздоров)

-Объяснение значений новых слов:

Учитель: 5)Разбираем и записываем термин " Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей.

Виды государства.

- Комментированное чтение по абзацам 1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

Какие можно выделить виды государств по форме правления?

Какие формы государств по политическому устройству?

- Работа со схемами:

После прочтения и беседы заполняем схемы, написанные на доске:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

-Актуализация знаний к теме с опорой на текст учебника стр. 37

Учитель:6) Вспоминаем и записываем черты демократии:(1. народ выбирает правителя; 2. государство защищает права человека; 3. народ может критиковать власть; 4. в стране существует порядок и безопасность).

Учитель: 7) Другим видом государства являются недемократические, например тирания. Как вы думаете, ребята, кто такой тиран? (человек, который всю власть взял в свои руки, правит на основе силы, угрозы, наказания). После этого детям предлагается работа с документом. Главная цель работы - определить черты недемократического государства.

" Документ. Диктатор Сулла".

"В древнем Риме в I в. до н.э. люди начали ожесточённо бороться между собой за землю и богатство. Моральные запреты переставали действовать. Люди утратили способность управлять страной. Они больше не советовались друг с другом. Общие решения не принимались. Бедные боролись с бедными, богатые с богатыми. В этих условиях появился диктатор Сулла.

Он поощрял самые низменные поступки римлян. Он сталкивал их между собой. И чем больше люди ненавидели друг друга, тем сильнее была его власть.

В обстановке всеобщей ненависти люди были одиноки - каждый сам за себя. А у Суллы-армия, шпионы. Кроме того, Сулла подкупал народ. Для этого он использовал награбленные за годы войн богатства. Люди начинали думать, что можно жить не работая - нужно только отнимать результаты чужого труда.

Дошло до того, что Сулла лично составлял списки приговорённых к смерти и назначал подарки тем, кто их убьёт. Подарками одаривались те, кто донесёт на другого человека. Плутарх описывал случай с Луцием Сергием Катилиной, который из-за денег и других благ убил собственного брата.

Жизнь человека в глазах большинства членов общества потеряла ценность. Убийство стало нормой. Всё держалось только на жёсткой власти, на общем страхе перед нею".

- После комментированного чтения и анализа документа дети выделяют черты недемократического государства, которые записываются в тетрадь:

1. правит один человек, власть не выборная; 2. права человека не защищены; 3. в стране нет порядка, царит произвол; 4. распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . Читать, объяснять и выписывать признаки государства . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Закрепление изученного материала:

-Использование познавательного задания:

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…" Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

1.КОРОЛЕВСКИЙ БАРАН (английская народная сказка)

Жил-был король, и было у него три дочери. Однажды король ушёл на войну. Когда он победил и вернулся домой, то устроили большой пир. Король на пиру стал спрашивать дочерей, что им снилось прошлой ночью. Самая младшая дочь ответила: " Вы, отец, подозвали меня к себе и омыли мне руки розовой водой". Разъярённый король закричал: " Эта девица думает, что я – её слуга, а я-король!" Он вызвал охрану и приказал: " Уведите мою дочь в лес и убейте её". Охрана была в ужасе, но обещала, что в точности выполнит приказ короля.

2.СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (французская сказка)

Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрёт. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а уснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от несчастья, которое было предсказано. Для этого особым указом он запретил всем подданным под страхом смерти прясть пряжу и хранить в доме веретена и прялки.

V.Домашнее задание: §6, ответить на вопросы: в.1,2,3 –устно; в.4-письменно.

Скачать конспект

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх