Устюжское благовещение. Благовещение пресвятой богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы - один из почитаемых праздников в христианстве. Он приурочен событию, которое произошло в евангельские времена, а именно появлению перед Девой Марией Архангела Гавриила, который сообщил ей о будущем рождении сына. С тех пор Благовещение является символом благой вести для всех людей.

Предыстория Благовещения

В те времена девочки до четырнадцати лет воспитывались при храмах, а по достижении этого возраста обычно выдавались замуж или возвращались к родителям. Так и для Девы Марии собрались найти достойного мужа, но она приняла решение остаться девственной и посвятить свою жизнь служению Господу.

Священники внемли ее пожеланию и обручили с восьмидесятилетним старцем Иосифом. Так она переехала в Назарет и стала жить в его доме. Иосиф охранял ее целомудрие, она жила скромно и уединенно, как и раньше в храме.

Четыре месяца спустя и случилось явление который известил ее о том, что она станет матерью Божьего Сына. Не знавшая мужа, девственная Мария приняла волю Бога. Считается, что если бы Матерь Божья не имела такой веры, если бы по каким-то причинам отказалась от слов Архангела, то зачатия бы и не произошло. Это показывает очень важный момент для людей. Вера имеет очень большую силу, без нее ничего не может случиться.

В этот момент и произошло само Конечно, на этот счет есть много скептиков, но верующие люди называют этот момент не иначе как чудом.

Теперь в события во многих городах есть храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Обычаи на Благовещение

Этот день очень знаменателен для верующих христиан. Его символом можно назвать летящую птицу, которую по традиции запускали на Благовещение. Она означала свободу, любую, но главное - для поисков Царства Божьего. Также принято читать литургию Св. В церкви проводится всенощная, начинающаяся специальной вечерней службой.

Также в этот день запрещена любая работа. Говорилось, что даже птичка гнезда не вьет, девица кос не плетет.

Также нужно было пережигать соль и добавлять ее в тесто, из которого пеклись разные Их давали есть и родным, и домашним животным. Существовала примета, что такая соль помогает справляться с болезнями.

Благовещение Пресвятой Богородицы - это день, когда пробуждается природа от зимы, а также начинаются сельскохозяйственные работы. Происходило освящение всех зерен и семян для высадки. Для этого приносили икону, ставили возле них и читали молитву. Считали, что это способствует богатому урожаю.

Существующие приметы и суеверия на этот праздник

Существуют также и приметы в этот день - как природные, так и бытовые. К примеру, при наличии ветра, тумана или инея говорилось про богатый урожай. Если дождик полил землю, то будет хороший урожай ржи, если случился мороз, то это к грибам. А вот гроза предвещала много орехов и теплое лето.

В Благовещение Пресвятой Богородицы нельзя никому ни давать денег в долг, ни просить. В первом случае будет отдана удача, а во втором - целый год будут преследовать финансовые трудности.

Считалось на удачу на следующий год что-то украсть.

Целебной силой обладала в этот день просфора, взятая в храме. Ее хранили целый год и при необходимости давали размоченный кусочек больному человеку.

День празднования Благовещения

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на двадцать пятое марта по и на седьмое апреля по григорианскому, которым мы пользуемся сейчас. Правда, это число соответствует только для Русской, Иерусалимской, Украинской, Грузинской и Сербской православных церквей, еще сюда входит и Украинская грекокатолическая, а также так принято у старообрядцев.

Ото дня этого праздника до Рождества Христова ровно девять месяцев. За день непосредственно перед самим Благовещением и после него также совершаются празднества. Они отменяются при их совпадении со Страстной или Светлой седмицей.

Если говорить про католическую и протестантскую церковь, то у них этот праздник приходится на двадцать пятое марта по современному григорианскому календарю.

Икона Пресвятой Богородицы

Изображения этого события были обнаружены в катакомбах, которые датируются II-III веком, хотя сам праздник был установлен не раньше IV века.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы размещается на Царских вратах. Ее окружают четыре евангелиста. Это имеет символическое значение. Тут проводится важное сопоставление Благовещения и Святых Даров Христовых, о которых говорится в Причастии. К слову сказать, что эта икона является представительницей одного из трех типов, которые есть в русской иконографии. На ней Богородица изображена с пряжей, что также является символичным. Смысл этого изображения с прядением в том, что в результате этого появляется плоть Христова, хотя Богородица была чиста и девственна.

Еще одним типом образа является Божья Матерь с младенцем во чреве, когда он еще не был рожден. Икона “Устюжское Благовещение” иллюстрирует наглядно этот способ написания.

Также есть еще один тип написания. Это “Благовещение у кладезя”. Такое изображение можно видеть на стенах храма. Его значение в том, что Божья матерь услышала глас из колодца, предупреждающий ее о том, что случится. Это считается сейчас как бы предблаговещением.

Также существуют атрибуты, которые могут присутствовать на образе:

  • лилия - обозначает непорочность и чистоту, как духовную, так и телесную;
  • веретено (красная пряжа), прялка - плоть Христова;
  • книга;
  • райская ветвь, которую держит Архангел Гавриил;
  • луч света;
  • колодец - чистота;
  • кувшин;
  • ласточка.

Молитва к Пресвятой Богородице

Благовещение Пресвятой Богородицы является великим событием в христианской истории. Это была благая весть о том, что возможно спасение и искупление. Поступок послушания Марии как бы уравновесил совершенное когда-то непослушание Евы.

Очевидно, именно поэтому к той иконе возносят молитвы при различных недугах для их исцеления, а также если кто-то находится в заключении любого рода. Заступничество Богоматери помогает во время наступления уныния или в скорбях.

Некоторые храмы, построенные в честь Благовещения Богородицы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы есть практически в каждом городе. Туда можно прийти, помолиться, рассказать о своих бедах и печалях, попросить заступничества. Также есть те, которые находятся в плачевном состоянии и требуют восстановления, но от этого не становятся менее ценными.

К примеру, такой храм есть в Рязанской губернии в селе Коленцы. Он в полуразрушенном состоянии, имеет статус объекта культуры. Его история построения уходит к 1752 году.

Также в городе Туле есть старинный действующий храм Благовещения, строительство которого относят к 1692 году. Во времена СССР в нем были склады. С 1990 года идет активное его восстановление, которое не заканчивается и по сей день.

В республике Коми в Сизябске также находится известная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Год постройки относится к 1843-1854 годам.

И это, конечно, не все известные постройки. В честь этого события построено достаточное количество храмов и церквей.

Храм в Федосьино

Первые упоминания про храм Благовещения Пресвятой Богородицы Федосьино относятся к XVII веку, когда в документах значилась деревянная церковь. Она относилась к Вознесенскому девичьему монастырю.

Сейчас храм сооружен из кирпича, как и в XIX веке. Также вокруг него когда-то было кладбище, которое снесли. Сам храм много раз разрушался, но всегда по Божьему велению его восстанавливали.

Если говорить о самом Федосьино, то долгое время село было зажиточным, в нем была школа, развивались свои ремесла. Со временем всего этого не стало, а после революции оно и вовсе превратилось в захудалую деревушку.

Со временем на месте Федосьино выросли новостройки, куда переехали жители села. началось в 1991 году и продолжается до сих пор. Также была обретена и чудотворная икона Феодоровской Божьей Матери, на счету которой уже одно известное чудо.

Соборы Благовещения Богородицы

Также существуют многочисленные благовещенские соборы по всей Руси и прилежащих странах. К примеру, древнее сооружение в Москве, которое было построено в 1489 году. Имеет интересную историю - его несколько раз разрушали, затем восстанавливали. В нем есть древние иконы, которые написаны еще самим Андреем Рублевым.

В Афинах также находится собор Благовещения Пресвятой Богородицы, который считается важным центром греческой церкви. Его еще называют Митрополи.

Строился этот собор с 1842 года по 1862 год. Рядом находится более древнее сооружение - Микри Митрополи, которое датируется XII столетием.

Помимо этого, на Украине в городе Харькове есть также крупный собор Благовещения. Он построен в византийском стиле, пожалуй, это единственный подобный храм в православии. Его история возникновения довольно туманна, первые упоминания о нем были около 1720 года.

Храм также много раз подвергался пожарам, но его заново отстраивали. Статус собора получил в 1914 году.

Таким образом, событие, которое случилось в евангельские времена, теперь запечатлено не только в праздничном почитании, но и в построенных сооружениях, иконах, молитвах.

икона Богородицы «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

_____________________________________________

Описание иконы Божьей Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»:

На иконе Божией Матери изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово "благовещение" означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки.

Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира: "Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца". Мария спросила Ангела: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Ангел ответил Ей: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Тогда Мария со смирением ответила: "Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 26-38).

Благовещение положило начало спасению рода человеческого, в лице же Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Заступницу и Ходатаицу за них пред Её Божественным Сыном. Хотя торжественное празднование Благовещения был введено в IV веке, иконы, изображающие эти события, появились в христианской Церкви гораздо раньше.

Существует несколько иконографических разновидностей образа. Смотрите ниже в списке икон Божией Матери :

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Благовещение - один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить - указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница - плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

В конце XIII – начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки - это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.

В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери. Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено».

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери. На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем». Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.

В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх