Я тебя замучию, как пол пот кампучию - история в фотографиях. Пол Пот. Маньяк, герой Кампучии или козел отпущения

«Вы так обо мне говорите, будто я какой-нибудь Пол Пот», — обиженно заявляла героиня Людмилы Гурченко в одной популярной российской комедии.

«Полпотовщина», «полпотовский режим» — эти выражения прочно вошли в лексикон советских журналистов-международников во второй половине 1970-х годов. Впрочем, имя это в те годы прогремело по всему миру.

Всего за несколько лет лидер движения «красных кхмеров» стал в один ряд с самыми кровавыми диктаторами в истории человечества, заслужив титул «азиатского Гитлера».

О детстве камбоджийского диктатора мало что известно, в первую очередь потому, что сам Пол Пот старался не обнародовать эту информацию. Даже о дате его рождения имеются разные сведения. По одной из версий, он родился 19 мая 1925 года в деревне Прексбаув, в крестьянской семье. Восьмой ребёнок крестьянина Пек Салота и его жены Сок Нем при рождении получил имя Салот Сар .

Деревня Прексбаув. Место рождения Пол Пота. Фото: Commons.wikimedia.org / Albeiro Rodas

Семья Пол Пота хоть и была крестьянской, но не бедствовала. Двоюродная сестра будущего диктатора служила при королевском дворе и даже была наложницей наследного принца. Старший брат Пол Пота служил при королевском дворе, а сестра его танцевала в королевском балете.

Самого Салот Сара в возрасте девяти лет отправили к родственникам в Пномпень. После нескольких месяцев, проведённых в буддистском монастыре в качестве прислужника, мальчик поступил в католическую начальную школу, по окончании которой продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука, а затем в Технической школе Пномпеня.

В марксисты по королевскому гранту

В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции и отправился в Париж, где стал изучать радиоэлектронику.

Пол Пот. Фото: www.globallookpress.com

Послевоенный период был отмечен стремительным ростом популярности левых партий и национально-освободительных движений. В Париже камбоджийские студенты создали марксистский кружок, членом которого стал и Салот Сар.

В 1952 году Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом в журнале камбоджийских студентов во Франции опубликовал свою первую политическую статью «Монархия или демократия?». Одновременно с этим студент вступил во Французскую компартию.

Увлечение политикой отодвинуло учёбу на второй план, и в том же году Салот Сара отчислили из университета, после чего он вернулся на родину.

В Камбодже он поселился у старшего брата, стал искать связей с представителями Компартии Индокитая и вскоре обратил на себя внимание одного из её координаторов в Камбодже — Фам Ван Ба . Салот Сара привлекли к партийной работе.

«Политика возможного»

Фам Ван Ба довольно чётко охарактеризовал нового соратника: «молодой человек средних способностей, но с амбициями и жаждой власти». Амбиции и властолюбие Салот Сара оказались значительно больше, чем предполагали его товарищи по борьбе.

Салот Сар взял новый псевдоним — Пол Пот, что является сокращением от французского «politique potentielle» — «политика возможного». Под этим псевдонимом ему суждено было войти в мировую историю.

Нородом Сианук. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1953 году Камбоджа получила независимость от Франции. Правителем королевства стал принц Нородом Сианук , пользовавшийся большой популярностью и ориентировавшийся на Китай. В разгоревшейся следом за этим войне во Вьетнаме Камбоджа формально придерживалась нейтралитета, однако подразделения Северного Вьетнама и южновьетнамские партизаны достаточно активно использовали территорию королевства для размещения своих баз и складов. Власти Камбоджи предпочитали закрывать на это глаза.

В этот период камбоджийские коммунисты действовали в стране достаточно свободно, а Салот Сар к 1963 году прошёл путь от новичка до генерального секретаря партии.

В коммунистическом движении Азии к тому времени наметился серьёзный раскол, связанный с резким ухудшением отношений между СССР и Китаем. Компартия Камбоджи сделала ставку на Пекин, ориентируясь на политику товарища Мао Цзедуна .

Вождь «красных кхмеров»

Принц Нородом Сианук увидел в росте влияния камбоджийских коммунистов угрозу собственной власти и стал менять политику, переориентируясь с Китая на США.

В 1967 году в камбоджийской провинции Баттамбанг вспыхнуло крестьянское восстание, которое было жестоко подавлено правительственными войсками и мобилизованными горожанами.

После этого камбоджийские коммунисты разворачивают партизанскую войну против правительства Сианука. Отряды так называемых «красных кхмеров» формировались в массе своей из малограмотных и неграмотных молодых крестьян, которых Пол Пот сделал своей главной опорой.

Очень быстро идеология Пол Пота стала уходить не только от марксизма-ленинизма, но даже и от маоизма. Сам выходец из крестьянской семьи, лидер «красных кхмеров» сформулировал для своих неграмотных сторонников куда более простую программу — путь к счастливой жизни лежит через отказ от современных западных ценностей, через уничтожение городов, являющихся носителями тлетворной заразы, и «перевоспитание их жителей».

Даже соратники Пол Пота не представляли, куда заведёт их лидера такая программа...

Лон Нол. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1970 году усилению позиций «красных кхмеров» поспособствовали американцы. Посчитав, что переориентировавшийся на США принц Сианук — недостаточно надёжный союзник в борьбе с вьетнамскими коммунистами, Вашингтон организовал переворот, в результате которого к власти пришёл премьер-министр Лон Нол с твёрдыми проамериканскими взглядами.

Лон Нол потребовал от Северного Вьетнама свернуть всю военную деятельность на территории Камбоджи, пригрозив в противном случае применить силу. Северовьетнамцы в ответ ударили первыми, да так, что едва не заняли Пномпень. Чтобы спасти своего ставленника, президент США Ричард Никсон послал в Камбоджу американские части. Режим Лон Нола в итоге устоял, однако в стране поднялась небывалая волна антиамериканизма, а ряды «красных кхмеров» стали расти, как на дрожжах.

Победа партизанской армии

Гражданская война в Камбодже разгорелась с новой силой. Режим Лон Нола не пользовался популярностью и держался только на американских штыках, принц Сианук был лишён реальной власти и пребывал в изгнании, а Пол Пот продолжал набирать силу.

К 1973 году, когда Соединённые Штаты, решив поставить точку во Вьетнамской войне, отказались дальше оказывать военную поддержку режиму Лон Нола, «красные кхмеры» уже контролировали большую часть территории страны. Пол Пот обходился уже без соратников по Компартии, отодвинутой на второй план. Ему было куда проще не с образованными знатоками марксизма, а с неграмотными бойцами, верившими только в Пол Пота и автомат Калашникова.

В январе 1975 года «красные кхмеры» начали решающее наступление на Пномпень. Войска, верные Лон Нолу, не выдержали удара 70-тысячной партизанской армии. В начале апреля американские морские пехотинцы начали эвакуацию из страны граждан США, а также высокопоставленных представителей проамериканского режима. 17 апреля 1975 года «красные кхмеры» взяли Пномпень.

«Город — обитель порока»

Камбоджа была переименована в Кампучию, но это была самая безобидная из реформ Пол Пота. «Город — обитель порока; можно изменить людей, но не города. Работая в поте лица по корчеванию джунглей и выращиванию риса, человек поймёт, наконец, подлинный смысл жизни», — таков был главный тезис пришедшего к власти лидера «красных кхмеров».

2-й Генеральный секретарь Коммунистической партии Кампучии Пол Пот. Фото: www.globallookpress.com

Город Пномпень с населением в два с половиной миллиона человек было решено выселить в течение трёх суток. Всех его жителей, от мала до велика, отправили крестьянствовать. Не принимались никакие жалобы на состояние здоровья, отсутствие навыков и тому подобное. Вслед за Пномпенем та же участь постигла другие города Кампучии.

В столице остались лишь около 20 тысяч человек — военные, административный аппарат, а также представители карательных органов, взявшихся за выявление и устранение недовольных.

Перевоспитывать предполагалось не только жителей городов, но и тех крестьян, которые слишком долго находились под властью Лон Нола. От тех же, кто служил прежнему режиму в армии и других государственных структурах, решено было просто избавиться.

Пол Пот развернул политику изоляции страны, и о том, что в ней в действительности происходило, имели весьма смутное представление и в Москве, и в Вашингтоне, и даже в Пекине, являвшемся ближайшим союзником Пол Пота. В просачивающуюся информацию о сотнях тысяч расстрелянных, умерших во время переселения из городов и от непосильного принудительного труда, попросту отказывались верить.

На вершине могущества

В этот период в юго-восточной Азии сложилась крайне запутанная политическая ситуация. Соединённые Штаты, завершив Вьетнамскую войну, взяли курс на улучшение отношений с Китаем, пользуясь крайне натянутыми отношениями Пекина и Москвы. Китай, в ходе Вьетнамской войны поддерживавший коммунистов Северного и Южного Вьетнама, стал относиться к ним крайне враждебно, ибо они ориентировались на Москву. Пол Пот, который ориентировался на Китай, ополчился на Вьетнам, несмотря на то, что ещё недавно «красные кхмеры» рассматривали вьетнамцев как союзников по общей борьбе.

Пол Пот, отказавшись от интернационализма, сделал ставку на национализм, который был широко распространён среди камбоджийского крестьянства. Жестокие гонения на этнические меньшинства, в первую очередь на вьетнамцев, вылились в вооружённый конфликт с соседней страной.

Пол Пот на почтовой марке Лаоса. 1977 год. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1977 году «красные кхмеры» стали проникать в сопредельные районы Вьетнама, устраивая кровавые расправы над местным населением. В апреле 1978 года «красные кхмеры» заняли вьетнамское селение Батюк, уничтожив всех его жителей от мала до велика. Жертвами расправы стали 3000 человек.

Пол Пот разошёлся не на шутку. Чувствуя за спиной поддержку Пекина, он не только грозил разгромить Вьетнам, но и угрожал всему «Варшавскому пакту», то есть Организации Варшавского Договора во главе Советским Союзом.

Между тем его политика заставляла бунтовать бывших соратников и верные прежде воинские части, считавшие происходящее ничем не оправданными кровавым безумием. Мятежи подавлялись безжалостно, бунтовщиков казнили самыми жестокими способами, но их число продолжало расти.

Три миллиона жертв за неполные четыре года

В декабре 1978 года Вьетнам решил, что с него довольно. Части вьетнамской армии вторглись в Кампучию с целью свержения режима Пол Пота. Наступление развивалось стремительно, и уже 7 января 1979 года Пномпень пал. Власть была передана созданному в декабре 1978 года Единому фронту национального спасения Кампучии.

Спасти своего союзника попытался Китай, в феврале 1979 года осуществивший вторжение во Вьетнам. Ожесточённая, но непродолжительная война завершилась в марте тактической победой Вьетнама — китайцам не удалось вернуть Пол Пота к власти.

«Красные кхмеры», потерпевшие серьёзное поражение, отступили на запад страны, к кампучийско-тайской границе. От полного разгрома их спасла поддержка Китая, Таиланда и США. Каждая из этих стран преследовала свои интересы — американцы, к примеру, старались предотвратить усиление позиций в регионе просоветского Вьетнама, ради этого предпочитая закрыть глаза на итоги деятельности режима Пол Пота.

Демократическая Республика Кампучия (Камбоджа). Официальный визит партийно-правительственной делегации Китая (5-9 ноября 1978 года). Встреча Пол Пота и Ван Дунсина. Фото: www.globallookpress.com

А итоги были поистине впечатляющи. За 3 года 8 месяцев и 20 дней «красные кхмеры» ввергли страну в средневековое состояние. В протоколе Комиссии по расследованию преступлений режима Пол Пота от 25 июля 1983 года говорилось, что за период между 1975 и 1978 годами погибло 2 746 105 человек, из которых 1 927 061 крестьянин, 305 417 рабочих, служащих и представителей иных профессий, 48 359 представителей национальных меньшинств, 25 168 монахов, около 100 писателей и журналистов, а также несколько иностранцев. Ещё 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо похоронены в массовых захоронениях. Общее число жертв оценивается в 3 374 768 человек.

В июле 1979 в Пномпене был организован Народно-революционный трибунал, заочно судивший лидеров «красных кхмеров». 19 августа 1979 года трибунал признал Пол Пота и его ближайшего сподвижника Иенг Сари виновными в геноциде и заочно приговорил их к смертной казни с конфискацией всего имущества.

Паспорт Иенга Сари — одного из наиболее влиятельных деятелей режима «красных кхмеров». В годы диктатуры Пол Пота (1975-1979) он занимал посты заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Демократической Кампучии. Фото: www.globallookpress.com

Последние тайны вождя

Для самого Пол Пота этот приговор, однако, не значил ничего. Он продолжил партизанскую войну против нового правительства Кампучии, скрываясь в джунглях. О лидере «красных кхмеров» мало что было известно, и многие полагали, что человек, чьё имя стало нарицательным, давно умер.

Когда в Кампучии-Камбодже начались процессы национального примирения, направленные на прекращение многолетней гражданской войны, новое поколение лидеров «красных кхмеров» постаралось отодвинуть своего одиозного «гуру» на второй план. В движении произошёл раскол, а Пол Пот, пытаясь удержать лидерство, вновь решил использовать террор для подавления нелояльных элементов.

В июле 1997 года по приказу Пол Пота был убит его многолетний соратник, бывший министр обороны Кампучии Сон Сен. Вместе с ним убили и 13 членов его семьи, включая малолетних детей.

Однако на сей раз Пол Пот переоценил своё влияние. Соратники объявили его предателем и провели над ним собственный суд, приговорив к пожизненному аресту.

Суд «красных кхмеров» над собственным вождём вызвал последний всплеск интереса к Пол Поту. В 1998 году видные лидеры движения согласились сложить оружие и сдаться новым камбоджийским властям.

Могила Пол Пота. Фото: www.globallookpress.com

Но среди них Пол Пота не было. Он умер 15 апреля 1998 года. Представители «красных кхмеров» заявили, что бывшего лидера подвело сердце. Есть, однако, версия, что его отравили.

Власти Камбоджи добивались от «красных кхмеров» выдачи тела для того, чтобы убедиться, что Пол Пот действительно мёртв, и установить все обстоятельства его кончины, однако труп был спешно кремирован.

Свои последние тайны лидер «красных кхмеров» унёс с собой...

«Нельзя вести политическую борьбу, не убивая людей!»

Пол Пот

Иногда история, двигаясь по спирали, делает неожиданные повороты. Часто майдан со всеми вытекающими сравнивают с гитлеровским фашизмом, но такое сравнение верно лишь отчасти, прежде всего потому, что, несмотря на все людоедство гитлеровской идеи, действия тех нацистов были направлены на то, чтобы поднять уровень жизни германского народа за счет порабощения других. В современной Украине происходит прямо обратный процесс.

Народ заставляют делать движения, направленные исключительно на развал страны со всеми вытекающими последствиями. Причем если немцы, видя успехи немецкой экономики и улучшение своей жизни, просто не хотели замечать тех зверств, которые во имя этого творили фашисты, то реакция украинцев, лишившихся даже того малого, что у них было, но продолжающих саморазрушение, необъяснима с точки зрения логики и все больше напоминает истерический фанатизм. Однако исторический пример подобного саморазрушения, со своим «майданом», «правосеками», шизофреничной постановкой вопроса в экономическом плане и войной, ознаменовавшей падение режима, все-таки был.

От процветания до развала

Камбоджа могла бы остаться в истории страной тропического рая, если бы не события 1970-х, которые потрясли своим кровавым размахом весь мир. Почему такое произошло - неясно до сих пор. Ведь ни культура, ни история этой страны не предвещала такого сценария.

История Камбоджи похожа на лоскутное одеяло, состоящее из разных отрезков, связанных между собой нитками культуры. Первые сведения о заселении территории Камбоджи человеком относятся к эпохе палеолита. Примерно к 14-му тыс. до н.э., как показали раскопки в Молупрее, Лонгпрао и Самронгсене, население уже занималось ранним земледелием, собирательством, рыболовством и охотой.

Первым крупным государством на территории современной Камбоджи был Бапном (1-6 вв.), известный также под названием Фунань (от китайской транслитерации кхмерского слова «пном» - гора). Ранний период истории империи связан с деятельностью Джаявармана II (802-54) - объединителя кхмерских земель и основателя новой династии. В последней из основанных им столиц Махедрапарвате он провозгласил независимость своего государства от яванских властителей, построил первый религиозный центр страны и учредил официальный культ дева-раджи (бога-короля). Тип государства, сложившийся при Джаявармане II, представлял собой форму неограниченной монархии, где король считался воплощением бога. Подобные идеологии формировались в большинстве стран Европы, но в Азии это скорее выделяло государство из общей массы азиатских государственных образований, нежели было правилом.

Наибольший подъём древней Камбуджадеши связан с именами Сурьявармана II (1113-1150) и Джаявармана VII (1181-1220). Сурьяварман II, сумев установить хорошие отношения с Китаем, начал войны на востоке с Дайвьетом и Тьямпой, а на западе - с монским государством Харипунджая и тайскими княжествами. Территория империи значительно превышала в это время территорию современной Камбоджи. Помимо кхмеров, в империи проживали моны, тайцы, тьямы, малайцы, горные племена. В столице в это время возводится величественный храм Ангкорват, ставший усыпальницей этого монарха.

Но в истории, как нигде, работают так называемые законы маятника. Чем быстрее и мощнее развивается государство, тем сильнее и глубже впоследствии наблюдается его падение. Так после нескольких веков процветания Камбуджадеши начинает внутренне разлагаться. Разность культур и предательская беспечность чиновников делают свое дело. Камбуджадеши теряет все территории некхмерского населения и превращается в моноэтническое государство. Постепенно страна все более попадает в зависимость от быстро усиливающихся соседей - Вьетнама и Сиама. Соперничество этих государств за преобладание на Индокитайском полуострове крайне обостряло междоусобные распри кхмерских феодалов, стремившихся в борьбе за власть опереться на поддержку иноземных правителей.

В 1863 году вслед за покорением территории Кохинхины (современный Южный Вьетнам) Франция вынудила короля Камбоджи Нородома (1860-1904) подписать договор о протекторате, который лишал страну права проводить самостоятельную внешнюю политику. В рамках последовавших за этим соглашений в стране учреждалась должность французского Верховного резидента и французских резидентов в провинциях, создавалась колониальная администрация, в ведение которой переходил контроль за установлением и взиманием налогов, косвенного обложения, таможенных сборов. Эта же судьба постигла и другие государства региона, бесконечно воюющие между собой.

В период французского протектората (1863-1953) страна прошла через «верхушечную модернизацию», которая затронула главным образом городские слои и кхмерскую правящую элиту. Серьёзных перемен в аграрной сфере, которые бы существенно улучшили жизнь камбоджийского крестьянства, составлявшего до 90% населения, так и не произошло. Кхмерское крестьянство в рамках созданной в стране экономической модели оказалось фактически в полной зависимости от ростовщиков и чиновников, балансируя на грани выживания.

Салот Сар - мальчик из приличной богатой семьи

Но, несмотря на это, и среди крестьян того времени появлялись богачи. Собирая и продавая рис поколениями, они смогли не только выжить, но и, сколотив некоторый капитал, все же выйти в общественную элиту. В одной из таких семей деревни Прексбаув в 1928 году и родился мальчик Салот Сар. В возрасте девяти лет он был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил во французскую католическую начальную школу, где получил основы классического образования. Родители не жалели капитала для обучения своего сына, поэтому после окончания школы Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме.

Шел 1942 год, Европа обливалась кровью, метрополия Франция была оккупирована нацистами, а юноша Сар продолжал постигать знания, будучи далеким от всех этих ужасов. В годы войны Камбоджа была оккупирована японцами, но в октябре 1945 года сюда вернулись французы и восстановили свои порядки. Тем временем в Индокитае разгоралось освободительное движение. В 1946 году принц Сианук сумел добиться от французов «внутренней автономии» для Камбоджи. Год спустя была введена в действие первая в истории страны конституция, которая упразднила институт абсолютной монархии. В стране прошли первые парламентские выборы.

Но все эти события юного Салот Сара касались лишь вскользь. В 1949 году он получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне. Но за дальнейшими знаниями он отправился в Париж. Прибыв во Францию, Сар начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни, он позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Да и сверстники отмечали его недюжинное стремление к знаниям. Таких обычно называли «зубрилами», из них выходили хорошие технари, знающие досконально весь процесс работы той или иной машины. Никто тогда не мог предположить, что знание техники Сар полностью перенесет на работу с людьми и войдет в историю под именем, которое впоследствии станет нарицательным - Пол Пот.

В конце 1950 года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари. Он познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Впоследствии социальные идеи стали вытеснять из головы студента технические навыки. Правильнее было бы сказать, что работа с механизмами ему была менее интересна, чем изучение человека как механизма. В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом выступает со своим первым политическим произведением - в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut» выходит его статья «Монархия или демократия?». Тогда же Салот Сар вступил в Коммунистическую партию Франции.

Так в роскоши Парижа готовилось будущее для Камбоджи. В стенах кружка или за чашкой кофе в столичном бистро Салот Сар и Иенг Сари вырабатывали новую, еще нигде не апробированную идеологию. Для слаборазвитых стран они пропагандировали полную экспроприацию крестьянства и создание в деревне системы по сути подневольного крестьянского труда, предлагая обобществление даже личного имущества. По сути, «марксисты» с техническим неоконченным образованием готовили лабораторный эксперимент на людях в масштабах целой страны. К этому времени Салот Сар уже полностью потерял интерес к учёбе и был отчислен из Сорбонского университета.

В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он предпринял попытки установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) - Фам Ван Ба. Салот Сар обратился к нему с просьбой принять его в КПИ на основании своего членства в КПФ. Фам Ван Ба связался с Парижем через Ханой, и в августе 1953-го Салот Сар вступил в КПИ, начал работать в отделе массовой пропаганды штабной ячейки, посещать школу для партийных кадров. Параллельно Пол Пот стал преподавать в престижном частном лицее в Пномпене. Позднее он иногда именовал себя «профессором истории и географии».

Начав работать в столичной партийной организации, Пол Пот уже вскоре обратил на себя внимание. Он был хорошо образован, умел убеждать, и вместе с тем был приветливым, мягким и вежливым в общении с людьми. Он лучше ориентировался в городских условиях, чем многие ветераны партии, которые ранее много лет провели в джунглях, сражаясь вместе с лаосскими и вьетнамскими коммунистами против французских колонизаторов.

От половинчатого социализма к диктатуре

Между тем в Камбодже происходили невиданные доселе изменения. Принц Сианук вдруг нежданно-негаданно объявил её страной социализма. Он основал «народно-социалистическое сообщество» («Сангкум»), призванное построить «кхмерский, буддийский, королевский социализм». «Наш социализм в первую очередь является применением буддизма в аспекте его борьбы против социальных бед, несправедливости и неравенства. Он превозносит дух братства и взаимопомощи и призывает к жертвенности и совершенствованию личности во имя помощи обществу», - разъяснял международному сообществу этот невиданный симбиоз сам принц.

Затея эта, разумеется, ни к чему не привела. По-прежнему зачатки социалистического общества проявлялись только в Пномпене, где и заканчивались. Крестьяне по-прежнему изнывали под тяжестью налогов и поборов несправедливой закупочной политики и в большей части не могли себе объяснить, чем королевский социализм отличается от французского колониализма.

Тем временем подпольную компартию Камбоджи стали раздирать клановые споры за лидерство. Фактически она разваливалась. Партия, по существу, оказалась расколотой на три группировки, находящиеся в разных районах страны. Первая - это уцелевшие «ветераны партии», люди, во многом оторванные от реального положения в стране. Вторая - это молодые интеллигенты-«романтики»: учащиеся, преподаватели, учителя колледжей и лицеев. Пол Пот и его соратники входили в третью группировку, идеологическая платформа которой отличалась откровенным национал-шовинистическим характером и антивьетнамскими настроениями. Лидеры этой фракции, которая первоначально насчитывала не более 30 человек, выступали за создание путем «сверхвысокого скачка» (по аналогии с «большим скачком» в Китае) сильной Камбоджи при опоре на собственные силы.

В 1962 году при невыясненных обстоятельствах в Пномпене на конспиративной квартире был убит генсек компартии Ту Самут. Позднее появились свидетельства, что его убили по приказу Пол Пота. Во всяком случае, устранение Ту Самута открывало Пол Поту и его сподвижникам прямой путь к овладению всей полнотой власти в партии. Пол Пот оставляет преподавательскую работу и переходит на нелегальное положение. Народно-революционная партия все более явно становится партией «нового типа», организацией «революционеров-профессионалов» и орудием осуществления планов полпотовцев. В 1965 году Пол Пот побывал в Китае, где встречался с Мао Цзэдуном. Позднее он еще несколько раз посетил эту страну, в которой полным ходом разворачивалась «культурная революция». Вождь красных кхмеров высоко оценил ее, назвав «очищением организма от болезненных явлений». Позднее Пол Пот не раз говорил, что председатель Мао «всегда поддерживал и поощрял нас».

Между тем звезда принца Нородома Сианука стала закатываться. В конце 60-х годов в Камбодже нарастают оппозиционные настроения, а на политическую арену выходит армейская верхушка как самостоятельная политическая сила. В марте 1970 года, когда Сианук посещал с официальным визитом Советский Союз и Китай, Королевский совет и Национальное собрание под давлением генерала Лон Нола отстранили его от власти. По существу, это был государственный переворот, организованный Лон Нолом при поддержке армейской верхушки и проамерикански настроенных политиков. Приговоренный к смертной казни, Сианук не рискнул вернуться в Камбоджу и остался в Пекине. Однако, не смирившись с отстранением, он обращается за поддержкой к левым силам, руководимым компартией.

Начало «кампучийского майдана»

1970 год положил начало разрушению кхмерского общества. Именно тогда Камбоджа стала «привыкать» к крови и смерти. Гражданская война, американское вмешательство, массовые миграции - все это вело к социальному распаду. «После того, как Америка в течение 5 лет помогала феодальному правительству, которое она презирала, и вела войну, о которой было известно, что она безнадежна, - Соединенным Штатам нечего показать миру, кроме грустной картины эвакуации с послом, выносящим в одной руке американский флаг, а в другой - свой гигантский чемодан. Но есть миллион убитых и раненых камбоджийцев (седьмая часть населения), есть сотни тысяч беженцев, которые живут в лачугах, есть опустошенная страна, дети, умирающие от голода, и плотники, наловчившиеся сколачивать гробы из ящиков, в которых транспортировались боеприпасы», - писала газета «Нью-Йорк тайм» вскоре после падения режима Лон Нола.

К радости СССР проамериканский режим рухнул в Камбодже и был позорно вышвырнут из Вьетнама. Казалось, жизнь этих двух стран теперь выстраданно и неразрывно связана с Советским Союзом и идеалами социализма. Но в Камбодже вдруг стали происходить странные необъяснимые события.

Вначале все было более чем пристойно. Воинские подразделения красных кхмеров вступили в Пномпень 17 апреля 1975 года. В то время в нем проживали около трех миллионов человек. Толпы столичных жителей приветствовали солдат в черной форме радостными криками и рукопожатиями. На улицах города танцевали, пели и веселились. Верилось, что в Камбоджу наконец-то пришел мир. Народ давно уже устал от войны. Но вскоре «освободители» уже рыскали по улицам столицы, взламывая запоры магазинов. У жителей изымали автомобили, мотоциклы, даже велосипеды. Солдаты - нередко это были 14-16-летние мальчишки - произносили при этом одну фразу: «Ангка». Направляя дуло автомата на человека, они заявляли: «Ангка требует, чтобы ты предоставил мне свой мотоцикл».

Использование детей в начинавшейся «кровавой бане» было неслучайно. В отличие от ветеранов революции, их разум еще не был сформирован какой-либо идеей, а наличие автомата и безраздельной власти превращало преступление в увлекательную игру. Подростки, науськиваемые старшими «воспитателями», стали врываться в дома и выгонять жителей - зачастую своих родителей - из городов, непокорных убивали на месте.

Мотыга как средство для достижения непонятной цели

Полпотовцы в момент разорвали дипломатические отношения со всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд и выезд из страны были запрещены. КГБ СССР по заданию ЦК КПСС пытался «навести справки». Но даже этой мощной организации получить достаточно полную информацию было не под силу. Тогда руководителям «братской Кампучии» было отправлено приглашение посетить СССР. Отдохнуть, покупаться в Черном море. Полечиться, в конце концов. Ответ ошарашил даже видавших виды кремлевских партийцев: «Приехать не можем, очень заняты, много дел». Дальше - полнейшая тишина.

«Дел» действительно было много. В Камбодже, переименованной в Кампучию, провозглашалось чисто кхмерское общество («Кампучия - для кхмеров!»). Те из сограждан, кто исповедовал «нехарактерные» для Кампучии религии, христиане и мусульмане, также подвергались преследованиям. Дабы завершить полную изоляцию страны, были проведены указы о языке. Использовать любой другой язык, кроме кхмерского, запрещалось: за разговоры на вьетнамском, тайском или китайском языках полагалась смертная казнь. Но самым большим преступлением были разговоры на языках европейских, в частности на французском.

С историей своей страны в Кампучии разобрались так же быстро, как и со всем остальным. Год прихода к власти красных кхмеров был объявлен нулевым, а все, что было до этого, объявлялось наследием буржуазного прошлого - запрещалось или уничтожалось, от некхмерских памятников архитектуры до императорского балета, гордости камбоджийцев. Из городов всех людей огромными потоками гнали в поля, где новое бесклассовое общество, объявленное Пол Потом, сразу разделялось на два класса - рабов и надсмотрщиков. Никто в Кампучии не знал, кто стоит во главе страны. Более того, камбоджийцы не знали, что те, кто ими правят, себя называют коммунистами. На самом деле к коммунизму этот строй имел такое же отношение, как и к капитализму. Это был оригинальный, но кровавый эксперимент кучки сорбонских недоучек.

Все «новшества» вершились от имени «Ангка лоэу» - «верховной организации». На деле страной правили четыре семейных клана «лучших товарищей» - Пол Пота, Иенг Сари, Кхиеу Самфана и Сон Сена. «Ангка» же являлась лишь инструментом в их руках. Не было ни культа личности, ни биографий вождей, ни приличествующих этому портретов. Пол Пот не давал себя фотографировать. Один - позже забитый мотыгами - художник набросал его портрет. Когда этот размноженный на ротаторе рисунок вывесили в общих столовых, брат и сестра Салот Сара, отправленные, как и прочие буржуазные элементы, на перевоспитание, узнали своего родственника. «Нами правит маленький Сар!» - воскликнула сестра диктатора. Портреты сняли.

К интеллигенции у Пол Пота, как вышедшего из её среды, было отношение особое. «Нам надо подавить тягу интеллигенции к западному образу жизни. Интеллигенции как таковой быть не должно. Ее представители будут заниматься полезным физическим трудом, жить совместно, учиться у народа». Эти слова принадлежат человеку, проведшему юность в стенах престижных институтов Франции. Как тут не вспомнить слова нашего известного сатирика «Может, в консерватории что-то подправить?». Позднее к интеллигенции, куда включались все техники, медики и учителя, были применены еще более радикальные методы исправления. Изможденных работой на полях (Камбоджа была в полной изоляции, а внутренние производства полностью остановились), их просто забивали мотыгами ввиду дефицита патронов - тут же, на рисовых плантациях.

В лагерях на государственной основе применялись пытки, и самое ужасное, что над своими отцами и матерями их осуществляли те же дети, из которых Пол Пот сформировал свои штурмовые отряды. Для них был создан даже специальный указ «Руководство по допросам S-21»,который гласил: «Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом, потеря воли допрашиваемого. Бить допрашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой». Вот что рассказывает один из тех подростков, которых тогда превратили в слепое орудие зверства и страха: «Я убивал в первую очередь тех, кто носил очки. Если в очках, значит умел читать. А стало быть, мог обладать вредными мыслями. И вообще очки - изобретение буржуазии».

Невежество как способ управления

Отвлечемся на минутку от кампучийских событий и перенесемся в современную Украину. Неважно, хотели построить полпотовцы моментальный коммунизм, или они руководствовались бы более странной и приземленной идеей вступления в ЕС, или там еще чем-то. Важно другое - технология обработки масс, когда дети (онижедети) берут оружие и убивают своих родителей, объявляя себя родоначальниками новой нации с новой идеологией, отрекаются от своего прошлого, смутно представляя свое будущее. Когда общее невежество населения мастерски используется для насаждения в его головах идей, несовместимых со званием человека. Когда прогрессивную идею закручивают в колючую проволоку национализма и создают монстра, убивающего самого себя. Ведь именно на майдане произошло то, что не должно происходить. Невежественные дети, взяв оружие под руководством маньяков и подонков, стали убивать своих родителей, а невежественная страна, оплевав и разрушив идеологию, с помощью которой она была построена, стала на ее руинах строить монстра (ведь будучи невежественным по всем основным государственным вопросам, трудно построить что-то путное).

Кукловоды же, как правило, понимают, что именно они делают, но, зайдя слишком далеко, уже не имеют возможности остановиться, так как будут моментально уничтожены именно тем Минотавром, которого сами же породили.

К слову, сам Пол Пот подписывал свои приказы «Товарищ-87». Все то, что касалось «Ангки», также было засекречено. Видимо, полпотовцы тоже понимали, что на самом деле совершали преступление. Из соседнего Вьетнама, где в то время шло планомерное социалистическое восстановление хозяйства, разрушенного войной с США, в мир просачивались ужасные новости, но мир предпочитал их не слышать. Вслух на них реагировал лишь Советский Союз, но это тоже было не услышано. «Оскорбление идеи», «зловонный гомункулус», «паупер-социализм» - такими определениями награждала наша пресса злосчастный эксперимент Пол Пота. В сентябре 1976 года газета «Комсомольская правда» писала:

«Происходящее в Кампучии не оставляет сомнений, чьи идеи являются теоретической базой людей, пришедших к власти в этой стране. И напрасно кампучийские руководители пытаются убедить кого-то, что в Кампучии создается особая форма социализма. Это всего лишь кампучийский вариант маоизма, предусматривающего в области внешней политики создание безликих государств. Кампучийские руководители мыслят маоистскими категориями, говорят знакомыми фразами из цитатника "великого кормчего"».

В отличие от Советского Союза, китайские руководители считали, что Пол Пот действительно строит социализм. Когда летом 1978 года Пол Пот давал прием в честь китайских специалистов, посол КНР заявил: «За время нашей работы в Кампучии мы смогли увидеть собственными глазами, как кампучийский народ под руководством партии осуществляет социалистическую революцию, строит социализм в условиях независимости и суверенитета».

Когда приходит «лесник»

Точку в этом идеологическом споре поставила вьетнамская армия. 25 декабря 1978 года началось её освободительное наступление на Камбоджу. Юноши, хорошо умеющие убивать безоружных, не смогли оказать серьезного сопротивления регулярным войскам. Большая часть из них просто разбежалась, остальные вместе с лидерами партии ушли в джунгли. Эта акция Вьетнама, в отличие от кровавой бойни Пол Пота, моментально нашла «отклик» международного сообщества. Вторжение Вьетнама в Камбоджу было осуждено не только Китаем, но и большинством стран мира. Промышленно развитые государства организовали экономическую блокаду Вьетнама. А новый режим в Пномпене признали только Советский Союз и его союзники по соцлагерю.

После свержения режима Пол Пота в Камбодже и вокруг нее сложилась весьма своеобразная ситуация. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой новое правительство Хенг Самрина не признавалось, а место Камбоджи в ООН сохранялось за красными кхмерами. В декабре 1979 года вместо Пол Пота премьер-министром «Демократической Кампучии», то есть правительства в изгнании, стал Кхиеу Самфан.

Красные кхмеры обосновались в Таиланде. Сам Пол Пот нередко бывал в Бангкоке, где проходил медицинское обследование и даже встречался с официальными лицами. Он и его сподвижники утверждали, что годы их правления - «самый блестящий период в истории Кампучии за последние две тысячи лет». Мол, были ошибки и некоторые перегибы, но общий курс оставался верным. Ликвидировались только те, кто был «безнадежно испорчен империализмом». Этот трехгодичный «блестящий период» был отмечен тремя миллионами убитых красными кхмерами людей - треть населения страны. Сам Пол Пот тихо скончался 15 апреля 1998 года. Тело сожгли, пепел развеяли.

У кровавого диктатора не было никакой собственности. Во время болезней он пользовался только травяными отварами. Несколько бутылочек с традиционными снадобьями и накомарник - вот и все, что осталось от маленького Сара.

Это, пожалуй, одно из немногих отличий «Товарища-87» от «товарищей», взявших власть сегодня на Украине. У маленьких полпотов, устроивших из Украины Кампучию в лайт-версии, достаточно денег, чтобы не думать о своем будущем, они надеются закончить свою жизнь на собственных виллах лазурных берегов Европы, в окружении роскоши и изобилия. Еще одно отличие в том, что если тогда Запад молчал в тряпочку по поводу зверств полпотовцев, то сейчас он активно поддерживает украинскую хунту и всеми силами старается удержать этот режим. Нет СССР, но есть Россия, крик которой также не слышит «просвещенное сообщество». Вьетнамцы смутно представляют, где находится Донбасс, но есть ДНР-ЛНР, которые могут, как и тогда, «загнать в джунгли» киевских полпотов, при этом постоянно выслушивая обвинения в свой адрес в «терроризме», «гибридных войнах», «вторжениях в суверенное государство» и т.д. Тем более у них есть преимущество - они воюют на своей земле. И хоть для «капиталистического интернационала» это не важно, этот фактор укрепляет антихунтовское сопротивление в его правоте. Главное, чтобы после уничтожения украинского «Минотавра» нашлась идея для построения нового государства, более справедливого и хоть как-то застрахованного от появления других разрушительных идей и идеологий.

Сейчас в либеральной прессе часто говорят о том, что режим Пол Пота «выкристаллизовал коммунизм, показав его истинное лицо». Разумеется, эта чушь говорится и повторяется не случайно, многие хотят из левой идеи сделать «пугалку» для социума, и здесь действительно личность Пол Пота как нельзя кстати. Однако так же умышленно замалчивается или перевирается тот факт, что именно социалистический Вьетнам при поддержке Советского Союза остановил эксперимент парижского «мажора».

Сегодня Камбоджа строит капитализм, туристы наслаждаются ее памятниками и природой, а крестьяне по-прежнему живут в беспросветной ужасающей нищете, зарубежные обозреватели все чаще пишут о росте коррупции и злоупотреблениях властью, но это уже другая история.

Виталий Свободин

Использованы материалы: Информационно-справочный сайт, посвященный странам Ближнего и Среднего Востока; В.Н.Шевелев, «Пирамида из двух миллионов черепов»; С.Лаврович «Пол Пот - Верхние люди»).

Геноцид в Камбодже возник из-за насильственной попытки лидера красных кхмеров Пол Пота национализировать и централизовать камбоджийские крестьянские хозяйства в соответствии с сельскохозяйственной моделью коммунистического Китая. Это привело к истреблению более 25% населения страны в течение трёх лет.

Режим Пол Пота: геноцид в Камбодже

Камбоджа – небольшая страна (в два раза меньше штата Калифорния) в Юго-Восточной Азии, её столица Пномпень. Страна граничит на западе и северо-западе с Таиландом, на северо-востоке с Лаосом и на юго-востоке с Вьетнамом. Южные границы Камбоджи проходят по пляжам Сиамского залива.

В 1953 году, после 100 летнего колониального правления Франции, Камбоджа получила независимость.

Избранный премьер-министр Камбоджи принц Н. Сианук принял политику нейтралитета, отказался от американской помощи и разорвал дипломатические отношения с США. В годы, предшествующие геноциду, население Камбоджи составляло более 7 млн., в основном это были кхмеры, исповедующие буддизм.

Что предшествовало геноциду?

Принц Сианук и его верные последователи объединились с коммунистической организацией партизанского движения, известной, как «красные кхмеры». Вскоре после этого в Камбодже началась гражданская война.

В это же время юго-восточный сосед Вьетнам воевал за независимость против французов. В 1954 году он разделился на коммунистический Северный Вьетнам и прозападный Южный Вьетнам, которые продолжали воевать между собой.

В 1964 году США ввязались в гражданскую войну во Вьетнаме, что в итоге привело к смерти более трёх миллионов американских и вьетнамских жителей.

Принц Сианук во время войны во Вьетнаме сохранял нейтралитет, предоставлял поддержку обеим сторонам. В 1970 году новый премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке США совершил государственный военный переворот и стал президентом новой кхмерской республики.

В 1975 году северовьетнамские войска захватили столицу Южного Вьетнама Сайгон, а в Камбодже лидер красных кхмеров Пол Пот со своей армией вошёл в Пномпень. После свержения правительства Лон Нола в 1975 году красными кхмерами и захвата власти Пол Потом начался геноцид, который продолжался до 1978 года, пока красные кхмеры не были свергнуты вьетнамцами.

Правление красных кхмеров

Красные кхмеры, пришедшие к власти, намеревались мгновенно совершить революцию камбоджийского общества. Это была жестокая революционная группа с радикальными взглядами.

17 апреля 1975 года армия красных кхмеров вошла в Пномпень, современную столицу Камбоджи. Необразованная молодёжь из крестьянских провинций ворвалась в город, они стали заставлять всех городских жителей покинуть город, бросить все свои вещи и направиться в деревни. Плачущих детей гнали прочь от их родителей.

После тяжёлых бомбардировок США и сотрудничества правительства Лон Нола с США, многие камбоджийцы надеялись, что коммунизм Пол Пота принесёт новую спокойную жизнь.

К 1975 году армия Пол Пота выросла до 700 000 солдат.

Коллективизация в Камбодже

После захвата власти Пол Пот сразу же начал свою политику коллективизации. Было конфисковано, национализировано и взято под контроль всё имущество, включая школы, больницы, общественные институты. Пол Пот учился во Франции, был последователем и страстным поклонником Мао Цзэдуна и собирался внедрять маоизм (китайский коммунизм) и сталинизм.

Он собирался создать новую Камбоджу на основе маоистской модели. Целью красных кхмеров было превратить Камбоджу в примитивную страну, в которой все граждане будут работать в аграрном секторе, а любые западные инновации будут удалены.

Воинствующий коммунизм

Чтобы достичь «идеальной» коммунистической модели, все камбоджийцы должны были стать колхозниками, кто против этого, должны быть устранены. Под угрозой смерти люди должны были покинуть свои родные города и сёла.

Инвалидов, молодых и старых, которые не могли отправиться в коллективные хозяйства, убивали на месте. Тех, кто отказался покинуть дома, убивали, как оппозиционеров новому режиму. Городских жителей насильно эвакуировали в сёла, никто не имел никаких гражданских и политических прав. Детей отрывали от родителей, их направляли в разные трудовые лагеря.

Камбоджийцы были вынуждены жить в общественных коммунах, подобных военным казармам, с постоянной нехваткой продовольствия. В условиях рабского труда, голода и болезней многие становились неспособны выполнять тяжёлую работу, после чего их убивали.

В список «потенциальных оппозиционеров» вносили журналистов, юристов, врачей, представителей интеллигенции, студентов и профессоров. Фабрики, школы, университеты, больницы были закрыты.

Руководство и их сотрудники были убиты вместе с семьями. Владение иностранным языком было поводом к расстрелу. Читать, писать, и даже носить очки было чертой Запада, за это могли расстрелять.

Воинствующий коммунизм внушал веру, что журналисты и интеллектуалы несут угрозу государству. Красные кхмеры преследовали также и за различные религиозные взгляды: буддистов, мусульман, христиан, этнических китайцев, вьетнамцев, тайцев и камбоджийцев.

Ведущие буддистские монахи и христианские миссионеры были убиты, а храмы и церкви сожжены. Национальные меньшинства насильственно переселялись, использование языков меньшинств было также запрещено.

Красные кхмеры приветствовали доносы по подозрению в предательстве и саботаже. Выживание людей зависело от их трудоспособности. Пожилые люди, инвалиды, больные и дети в Камбодже несли огромные потери, так как были неспособны на ежедневный тяжёлый физический труд.

Пока кхмеры набирали силу, США не проявляло интереса к событиям в Юго-Восточной Азии. Американское посольство не сильно беспокоил режим Пол Пота, для них главнее было влияние Камбоджи на войну во Вьетнаме.

Жертвы режима Пол Пота

Только по приблизительным подсчётам Исследовательского комитета по геноциду режима Пол Пота всего от рук красных кхмеров погибло от полутора до трёх миллионов камбоджийцев. В выпущенном комитетом отчёте были данные о смертности порядка 3 314 768 человек. Это 25 % от общей численности населения Камбоджи до начала режима. Такое количество людей погибли из-за политики принудительного переселения из городов в деревни, пыток, казней, недоедания и принудительного труда.

Народ Камбоджи продолжал страдать и после падения режима Пол Пота. Тысячи людей были вынуждены бежать в Таиланд, многие из них голодали, ели листья и корни. Кто-то умер от голода в пути, кто-то подорвался на минном поле, так как кхмеры заминировали местность вдоль западной границы. Из лагерей беженцы в Таиланд принесли малярию, тиф, холеру и множество других болезней. По оценкам специалистов, после падения режима в течение года умерло ещё более 650 000 человек.

Поля смерти

Большинство красных кхмеров пострадали от посттравматического стрессового расстройства. В 1990-х годах никто такого не определял и не предлагал никакого лечения. Болезнь продолжалась долгие годы, иногда прогрессировала. Те, кто страдали таким стрессовым расстройством, периодически впадали в панику, которая могла спровоцировать сердечный приступ. В начале 1990-х годов по всей территории Камбоджи проводились массовые захоронения. В каждом из них складывали десятки и сотни останков. Даже спустя десятилетия жители часто находят черепа на поверхности.

Международная реакция

Довольно трудной задачей стало привлечение виновных к ответственности. Через три десятилетия после изгнания Пол Пота и красных кхмеров из Пномпеня, правительство Камбоджи обратилось за помощью к Организации Объединённых Наций в преследовании за преступления в период между 1975 и 1979 годами.

Изначально ООН собирался создать суд, напоминающий Международный трибунал по Югославии, но правительство Камбоджи отказалось от предложения ООН, опасаясь западного влияния в преследовании виновных в режиме красных кхмеров. После долгих переговоров через Генеральную Ассамблею ООН, были созданы чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (ЧПСК). Пока так долго создавались эти судебные органы, многие виновные уже умерли.

Судьба членов верхушки режима Пол Пота

Среди умерших были: Пол Пот, Сон Шен (министр обороны ответственный за политическую полицию). Многие министры и подозреваемые были убиты в столкновениях со Вьетнамом.

(Pol Pot) (1925–1998), глава т.н. «красных кхмеров», настоящее имя Салот Сар. Родился в 1925 или 1928 в деревне в области Компон-Том в Камбодже (после 1976 название страны – Кампучия). Посещал занятия в торговой школе в Пномпене, в 1949 получил стипендию для учебы во Франции. В Париже познакомился с марксистскими идеями и вскоре стал убежденным коммунистом. Не сдав очередных экзаменов, вынужден был вернуться в Камбоджу в 1953, где занялся подпольной антиправительственной деятельность и в начале 1960-х годов участвовал в образовании коммунистической Кхмерской рабочей партии, получившей известность как «красные кхмеры». В 1963 получил партийную кличку Пол Пот. В 1967 Пол Пот и «красные кхмеры» начали партизанскую войну против правительства принца Нородома Сианука . В 1970 Сианук был смещен в результате переворота, совершенного генералом Лон Нолом, возглавившим военное правительство и получившим поддержку США. Началась гражданская война. Сианук примкнул к своим бывшим врагам среди «красных кхмеров», попытавшись вернуть себе власть. Массированные бомбардировки Камбоджи, предпринятые США с целью разрушить базы «красных кхмеров», привели к тому, что многие камбоджийцы примкнули к отрядам Пол Пота.

В 1975 «красные кхмеры» захватили Пномпень и начали осуществление марксистско-маоистской программы создания бесклассового аграрного общества. Всем камбоджийцам было приказано переселиться в деревню и работать на полях. Образование, религия и торговля были объявлены вне закона. Границы страны были закрыты. Новые правила общежития насаждались с помощью армии, состоявшей по большей части из подростков, отнятых у родителей и воспитанных в духе «красных кхмеров». Все заподозренные в принадлежности к иностранцам (особенно к вьетнамцам), интеллектуалам или оппонентам «красных кхмеров» были убиты, многие из них после долгих пыток. Более миллиона камбоджийцев погибли от болезней или голода, тысячи были похоронены в общих могилах на «полях смерти». Всего в результате осуществления программы идеологических и этнических чисток погибли от полутора до двух миллионов человек – около четверти всего населения Кампучии.

Мир почти ничего не знал о событиях в Кампучии до января 1979, когда вьетнамские войска вошли в Кампучию и свергли «красных кхмеров». Пол Пот с преданными ему отрядами отступил в джунгли, чтобы продолжать партизанскую войну с новым провьетнамским правительством. Благодаря посредничеству ООН в Париже в 1991 был подписан мирный договор, а в 1993 в Кампучии были проведены выборы.

Спустя годы армия Пол Пота уменьшилась в числе, его авторитет пошатнулся в июне 1997, когда он приказал казнить одного из своих ближайших соратников Сон Сена и 14 его родственников. Восставшие отряды «красных кхмеров» арестовали Пол Пота и устроили «народный трибунал», который приговорил его к пожизненному заключению. Умер Пол Пот в джунглях на границе с Таиландом 15 апреля 1998.

Камбоджийский политик, лидер «красных кхмеров» и премьер-министр Камбоджи. Являлся одним из лидеров крайне левого режима «красных кхмеров», за 3,5 года уничтожившего от полутора до двух миллионов человек – около четверти всего населения Кампучии, включая убийство нескольких сот тысяч человек из числа буржуазии и интеллигенции, поддерживающей режим Лон Нола. Следует помнить, что при проведении расчетов демографических потерь, часто вообще не учитывались или принимались заведомо заниженные данные потерь населения от предшествующих американских бомбардировок, когда на Камбоджу было сброшено около 3 миллионов тонн бомб.


Салот Сар родился в 1928 году в деревне Прексбаув в семье зажиточного крестьянина. В возрасте девяти лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме. Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене. В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.

Годы учёбы во Франции

Прибыв во Францию, Сар отправился в Париж, где начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни, Сар позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Летом 1950 года вместе с другими студентами Сар отправился на работу в Югославию, где около месяца работал в Загребе. В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари. Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ - «Марксизм и национальный вопрос» Сталина и «Капитал» Маркса.

В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом выступает со своим первым политическим произведением - в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut» выходит его статья «Монархия или демократия?». Вероятно в том же году Салот Сар вступил и в Коммунистическую партию Франции. К этому времени Салот Сар потерял интерес к учёбе и был отчислен из университета. 15 декабря 1952 года Салот Сар покинул Францию.

Возвращение в Камбоджу

В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он предпринял попытки установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) - Фам Ван Ба. Салот Сар обратился к нему с просьбой принять его в КПИ на основании своего членства в КПФ. Фам Ван Ба связался с Парижем через Ханой, и в августе 1953 Салот Сар вступил в КПИ, начал работать в отделе массовой пропаганды штабной ячейки, посещать школу для партийных кадров. Наставником Сара стал Ту Самут. В 1954 году Салот Сар занимался подготовкой будущих выборов.

Через некоторое время Салот Сар основал движение, известное под названием «красные кхмеры». В 1967 году «красные кхмеры» начали партизанскую войну против центрального правительства. В 1975 году отряды Пол Пота захватили Пномпень. В стране установился режим жесточайшего террора против представителей буржуазии, чиновников и военнослужащих прежнего режима, интеллигенции, уничтоживший за 3,5 года несколько сот тысяч человек. (Протокол "О преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Самфана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов") Общее сокращение населения Кампучии за это время составило 3 374 768 человек (около 40 % населения страны).

В январе 1979 года режим красных кхмеров был свергнут вторгшимися вьетнамскими войсками. При этом Вьетнам, свергая режим «красных кхмеров» и оккупируя Камбоджу, преследовал исключительно собственные политические цели.

До 1998 года года Пол Пот скрывался в джунглях в труднодоступных районах Камбоджи с отрядами «красных кхмеров». Умер 15 апреля 1998 года от сердечного приступа.

В 2010 году правительство Камбоджи приняло решение превратить дом, в котором жил Пол Пот, а также его могилу, в национальный музей.

Происхождение псевдонима

Салот Сар начал использовать псевдоним «Пол Пот» в 1976 году. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «потенциальная политика».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх