Что значит выпущенных в обращение. Условный выпуск и выпуск для свободного обращения. Выпуск и обращение жилищных сертификатов

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. N 943
"Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит"

В целях реализации пункта 3 статьи 25 и пункта 10 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит.

2. Установить, что сертификаты соответствия и декларации о соответствии, выданные (принятые) до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, в пределах срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продукция и (или) упаковка, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации по указанным документам, перемаркированию знаком соответствия не подлежат.

Особенности
маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. N 943)

1. В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей), знак обращения на рынке или знак соответствия, наносимый на впервые выпускаемую в обращение продукцию, сопровождаются информационной надписью "Впервые выпускаемая в обращение продукция".

Впервые выпускаемая в обращение продукция маркируется в соответствии с настоящими особенностями в течение 1 года с момента начала производства.

2. Маркировка впервые выпускаемой в обращение продукции наряду с маркировкой, установленной законодательством Российской Федерации, должна содержать на потребительской упаковке, этикетке, листке-вкладыше и (или) в сопроводительных документах, помещаемых в каждую потребительскую упаковку или прилагаемых к каждой потребительской упаковке, информацию:

а) о продукции, подлежащей обязательной сертификации, в случае если обязательная сертификация не осуществлялась, которая маркируется надписью "Обязательная сертификация не осуществлялась";

б) о продукции, подлежащей декларированию соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, в случае если изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) осуществил декларирование соответствия такой продукции на основании собственных доказательств, которая маркируется надписью "При принятии декларации о соответствии не использованы доказательства, полученные с участием третьей стороны";

в) о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых такой вред зависит.

3. Маркировка впервые выпускаемой в обращение продукции, которая не предназначена для детей и которая может причинить вред их здоровью и (или) развитию, дополнительно должна содержать информацию о недопустимости ее использования и применения в присутствии детей, а также самими детьми.

4. Маркировка впервые выпускаемой в обращение продукции, нанесенная в виде изображения возможности применения такой продукции, должна сопровождаться словами "вариант использования (применения)".

5. Информация, предусмотренная настоящими особенностями, должна быть нанесена в ясной, понятной и доступной форме любым способом, обеспечивающим ее сохранение в течение всего срока годности или службы продукции.

6. Информационная надпись в отношении неупакованной впервые выпускаемой в обращение продукции, реализация которой осуществляется организациями розничной торговли, должна доводиться до сведения приобретателя, в том числе потребителя, любым способом, обеспечивающим обоснованный выбор такой продукции.

Установлены особенности маркировки продукции, впервые выпускаемой в обращение. Определено, как приобретатель информируется о ее возможном вреде и факторах, от которых тот зависит.

Знак обращения на рынке или знак соответствия, наносимый на такую продукцию, сопровождаются надписью о том, что она впервые выпускается в обращение.

Маркировка данной продукции наряду с маркировкой, установленной российским законодательством, должна содержать на потребительской упаковке, этикетке, листке-вкладыше и (или) в сопроводительных документах определенную информацию. Указано, о каких сведениях идет речь. Это в т. ч. информация о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит.

Если продукция не предназначена для детей и способна навредить их здоровью и (или) развитию, то маркировка дополнительно должна содержать сведения о недопустимости ее использования и применения в присутствии детей, а также ими самими.

Продукция маркируется в соответствии с данными особенностями в течение 1 года с начала производства.

Сертификаты и декларации о соответствии, выданные (принятые) до вступления в силу указанных особенностей, действительны до окончания срока, установленного в них, в пределах срока годности (службы) продукции. Товары и (или) упаковку, выпущенные в обращение в России по этим документам, не нужно перемаркировывать знаком соответствия.

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. N 943 "Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 N 943 "Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит"

Постановление Правительства РФ N 943 касается маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции. Нормативные требования к ней в общем виде установлены в п. 3 ст. 25 и в п. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Вместе с Постановлением N 943 также было принято Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 N 942 "О порядке декларирования соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции", в котором была утверждена форма декларации о соответствии впервые выпускаемой в обращение продукции.

Впервые выпускаемая в обращение продукция

Рассматриваемое Постановление принято в сфере технического регулирования, оно касается случаев отсутствия необходимых технических регламентов, стандартов и т.п. либо невозможности применения требований таких документов в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции. До недавнего времени выпуск указанной продукции на рынок был серьезно затруднен, поскольку не было возможности оценить выпускаемую продукцию на соответствие принятым техническим нормативам (либо нормативы вообще не были разработаны к моменту выпуска продукции в обращение). Данное положение вещей затрудняло участие российских производителей и потребителей во внешнеторговых операциях, так как многие иностранные товары не имели необходимых технологических регламентов (стандартов и т.п.) и не могли быть выпущены на российский рынок.

Положения законодательства о впервые выпускаемой в обращение продукции были установлены Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - Закон N 255-ФЗ), имеющим целью, помимо прочего, гармонизацию законодательства государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также Европейского Союза (Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"). Следует отметить, что данные правила также будут актуальны в связи с присоединением России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (заключено в г. Марракеше 15.04.1994).

Законом N 255-ФЗ были введены положения, которые дали развернутое разрешение коллизий и расхождений в техническом регулировании различных стран, включая случаи отсутствия в России соответствующих документов в области стандартизации (технических регламентов, международного и национального стандартов и т.п.). Эти нормы направлены на снижение технических барьеров для ввода иностранной продукции на российский рынок, а также для упрощения процессов реализации российской продукции, произведенной по новым технологиям, ранее не использовавшимся в России.

В Законе о техническом регулировании под впервые выпускаемой в обращение понимается такая продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории России либо которая ранее выпускалась в обращение, но свойства или характеристики которой были впоследствии изменены (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

В отношении данной продукции установлены особенности маркировки, связанные с тем, что для впервые выпускаемой продукции документация в области стандартизации либо еще не разработана, либо не может быть применена. В таких случаях изготовитель вправе осуществлять декларирование соответствия на основании собственных доказательств. Правила маркировки в этих случаях зависят от того, к какому типу относится продукция:

К продукции, подлежащей обязательной сертификации. В таком случае изготовитель при маркировке указывает, что обязательная сертификация не осуществлялась;

К продукции, подлежащей декларированию соответствия с использованием доказательств, полученных с участием третьей стороны. При маркировке указываются сведения об отсутствии у изготовителя доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Названные особенности маркировки проистекают из того, что в некоторых случаях на эту продукцию документация в области стандартизации еще не была разработана или разработана (технические регламенты, международные и национальные стандарты и т.п.), но не может быть применена. В связи с этим на продукцию, впервые выпускаемую в обращение, должна наноситься маркировка о том, что эта продукция соответствует требованиям технического регламента, примененного на добровольной основе. При этом указывается на соответствие продукции требованиям на основе собственных доказательств.

Аналогичные требования применяются к продукции, технический регламент (национальный или международный стандарт и т.п.) к которой уже разработан, но официально не вступил в силу (п. 10 ст. 46 Закона о техническом регулировании).

Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции

Согласно п. 1 Постановления N 943 впервые выпускаемая в обращение продукция должна быть маркирована знаком обращения на рынке или знаком соответствия согласно установленным в этом Постановлении особенностям. Помимо этого, в Постановлении N 943 установлено, что покупатель продукции должен быть должным образом проинформирован о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит.

На впервые выпускаемую в обращение продукцию должен быть нанесен знак соответствия или знак обращения на рынке, содержащие надпись "Впервые выпускаемая в обращение продукция". Кроме того, данная маркировка продукции наносится в течение одного года с момента начала производства (п. 1 Особенностей маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и порядка информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, утвержденных Постановлением N 943, далее - Особенности маркировки).

Кроме данной информационной надписи и общих сведений, которые указываются в маркировке, впервые выпускаемая в обращение продукция должна также содержать следующую информацию (п. 2 Особенностей маркировки):

Надпись "Обязательная сертификация не осуществлялась", если эта продукция подлежит обязательной сертификации, но обязательная сертификация не осуществлялась;

Надпись "При принятии декларации о соответствии не использованы доказательства, полученные с участием третьей стороны", если эта продукция подлежит декларированию соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, но изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) осуществил декларирование соответствия такой продукции на основании собственных доказательств;

О возможном вреде этой продукции и факторах, от которых такой вред зависит.

Согласно п. 2 Особенностей маркировки указанная информация о впервые выпускаемой в обращение продукции должна содержаться на потребительской упаковке, этикетке, листке-вкладыше и (или) в сопроводительных документах, помещаемых в каждую потребительскую упаковку или прилагаемых к ней.

Если впервые выпускаемая в обращение продукция не предназначена для детей и может причинить вред их здоровью и (или) развитию, то маркировка такой продукции дополнительно должна содержать информацию о недопустимости ее использования и применения в присутствии детей, а также самими детьми (п. 3 Особенностей маркировки).

Кроме того, в п. 4 Особенностей маркировки отмечается, что маркировка в виде изображения возможности применения впервые выпускаемой в обращение продукции должна сопровождаться словами "вариант использования (применения)".

Маркировка впервые выпускаемой в обращение продукции должна быть нанесена в ясной, понятной и доступной форме любым способом, обеспечивающим ее сохранение в течение всего срока годности или срока службы продукции (п. 5 Особенностей маркировки).

Весьма неопределенной представляется норма п. 6 Особенностей маркировки, устанавливающая требования к маркировке впервые выпускаемой в обращение продукции, которая не имеет упаковки и реализуется организациями розничной торговли. В указанном пункте предусмотрено, что необходимая информационная надпись должна доводиться до сведения приобретателя (в том числе потребителя) любым способом, обеспечивающим обоснованный выбор такой продукции. Следует отметить, что данная норма не устанавливает конкретные способы донесения такой информации.

Указанные требования к маркировке впервые выпускаемой в обращение продукции вступают в силу 2 октября 2012 г. При этом его нормы не имеют обратного действия. Подобный вывод можно сделать исходя из того, что согласно п. 2 Постановления N 943 сертификаты соответствия и декларации о соответствии, выданные (принятые) до дня вступления в силу Постановления N 943, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, в пределах срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с российским законодательством. Как отмечается в п. 2 Постановления N 943, продукция и (или) упаковка, выпущенные в обращение на территории России по указанным документам, перемаркированию знаком соответствия не подлежат.

Документы, являющиеся героями текущего обзора - Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 N 943 "Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит" , можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (

Свободное обращение - это оборот товаров на таможенной территории таможенного союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.

Выпуск товаров для свободного обращения, при условии уплаты всех необходимых таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения ограничений:

  • 1. таможенно-тарифного регулирования;
  • 2. нетарифного регулирования;
  • 3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • 4. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Так же устанавливается критерии процедуры выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, происходящих из иностранных государств:

  • 1. в соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров;
  • 2. технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения;
  • 3. товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется процедура не менее благоприятный, чем процедура, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, связанных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении товара;
  • 4. товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международных договоров с Российской Федерацией о предоставлении товарам российского происхождения процедуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации может предоставляться иная процедура регулирования.

Товары, выпущенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают статус российских товаров. Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории таможенного союза, то есть не вывезенные с таможенной территории таможенного союза товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории таможенного союза, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории таможенного союза.

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления (с целью оформления товаров для свободного обращения) может быть заявлен не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории таможенного союза в соответствии с ранее заявленной таможенной процедурой. Например, в случаях выпуска в свободное обращение:- иностранных товаров для переработки и (или) продуктов их переработки;- временно ввезенных товаров;- товаров, хранящихся на таможенном складе.

Выпущенные в свободное обращение товары поступают в распоряжение любого лица, которое имеет на них имущественные или неимущественные права, снимаются с таможенного контроля и могут быть помещены под иную таможенную процедуру, если это предусмотрено законодательством.

Таможенная процедура выпуска товаров для свободного обращения в основном соответствует поступлению в Россию товаров, закупленных за рубежом по контрактам. То есть, как правило, он используется при осуществлении обычных импортных операций, когда товары ввозятся для потребления населением, нужду предприятий и организаций и т.д.

Существует ряд особенностей применения данной таможенной процедуры:

  • 1. в некоторых случаях выпуска товаров для свободного обращения, например, при безвозмездной передаче товаров российским лицам (гуманитарная и техническая помощь) возможно освобождением от уплаты определенных видов платежей. В то же время, в случае дара товаров российскому лицу освобождение от уплаты таможенных платежей не производится;
  • 2. кроме того, в соответствии с таможенным законодательством России, товары, выпущенные в свободное обращение на территории РФ, приобретают статус российских товаров. Поэтому, когда подобные товары помещаются под иную таможенную процедуру, к ним применяются все меры экономической политики и таможенные платежи, соответствующие этой таможенной процедуре. Если под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения помещаются товары российского происхождения, ранее вывезенные с территории РФ в таможенную процедуру экспорта, ввозная таможенная пошлина по ним взимается по базовой ставке импортного тарифа как по товарам, происходящим из государств, которым Россия предоставляет процедуру наибольшего благоприятствования в торговле.

Типовой порядок проведения согласования решений о выпуске товаров в свободное обращение:

  • 1. Согласование решений о выпуске товаров в свободное обращение (далее согласование) проводится отделами контроля таможенного оформления или, в случаях отсутствия таковых, структурными подразделениями таможенного органа, в ведении которых находятся вопросы организации таможенного контроля (далее ОКТО) при наличии рисков, перечисленных выше (далее риски);
  • 2. В случае обнаружения при таможенном контроле рисков, должностное лицо отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее ОТО и ТК) или таможенного поста (далее ТП) незамедлительно докладывают начальнику ОТО и ТК или ТП;
  • 3. Начальник ОТО и ТК или ТП в течение 30 минут после прохождения первых четырех этапов основного таможенного оформления, включая таможенный досмотр, составляет письменное уведомление о согласовании;
  • 4. Уведомление о согласовании, не позднее следующего рабочего дня, направляется в ОКТО таможни вместе с документами, представляемыми для целей таможенного оформления;
  • 5. Согласование осуществляется в ОКТО в течение одного рабочего дня - если согласование производится без повторного досмотра и не более трех дней - если принято решение о повторном досмотре;
  • 6. При проведении согласования, в необходимых случаях могут привлекаться иные функциональные отделы таможни. Повторный досмотр может производиться по поручению ОКТО иными ОТО и ТК или ТП. Акт повторного таможенного досмотра представляется в ОКТО;
  • 7. При согласовании могут быть запрошены дополнительные документы и сведения для принятия решения. В этом случае срок согласования осуществляется с момента представления в ОКТО таких документов и сведений;
  • 8. После согласования должностное лицо ОКТО, ответственное за согласование, подписывает уведомление и заверяет его личной номерной печатью и представляет начальнику ОКТО для утверждения. Оригинал уведомления в тот же день направляется в ОТО и ТК или ТП, а копия остается в ОКТО;
  • 9. В случае если ОТО и ТК (ТП) находится на значительном удалении от ОКТО, согласование может производиться с использованием имеющихся средств связи и передачи информации;
  • 10. При обнаружении в процессе согласования нарушений порядка таможенного оформления и таможенного контроля, начальник ОКТО письменно докладывает заместителю начальника таможни, в ведении которого находится вопросы организации таможенного контроля.

Прилагаю ниже нашу переписку. Диалог закончен не был. Вы написали, что по вопросу подтверждения соответствия существует неразбериха в отношении рыбной продукции. И что другие производители практикуют подтверждение соответствия ТР ТС.(То, что они это делают по собственному желанию - ещё не говорит о том, что это - обязательно.) Вы посоветовали ознакомиться с письмом Роспотребнадзора. Ознакомились. В нём не оказалось никаких конкретных указаний по обсуждаемому вопросу. Мы производим рыбные полуфабрикаты - это входит в понятие "рыбная продукция". код ОКП 9266. Тр ТС по рыбной продукции ещё не принят. О каком соответствии ТР ТС может идти речь?

Елена
22.01.2016 15:12:36
Добрый день! Мы являемся производителями полуфабрикатов из рыбного фарша в панировке. При реализации продукции столкнулись c такой проблемой: имеем отказное письмо от центра сертификации, касательно того, что продукция - Изделия кулинарные, относящаяся к коду ОКП 9266 не подлежит процедуре обязательного декларирования, поскольку этот код исключен из "Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (постан. Правительства РФ от 04.10.2013 № 147). Торговую сеть не устраивает данное письмо в отношении продукции - "Рыбные палочки в панировке замороженные. Полуфабрикат". Менеджер сети настаивает на том, что продукция подлежит обязательному декларированию, если не сможем доказать обратное. Документ не принимают, поскольку в нём не прописано конкретное наименование продукта "Рыбные палочки в панировке замороженные. Полуфабрикат", в том числе аргументируя тем, что не указан и точный код ОКП - 926661, а указан Общий код - 9266. Правы ли они? У нас большой ассортимент продукции, около 1000 наименований, не представляется возможным на каждое наименование оформлять отказные письма с указанием конкретного кода ОКП, а не общего - 9266.

admin
25.01.2016 11:07:44
Здравствуйте, Елена!
Указанная группа была исключена из национального перечня товаров, подлежащих декларированию, в связи со вступлением в силу "пищевых" технических регламентов Таможенного союза. В данном случае рассматривается кулинарное изделие целиком (помимо рыбы туда входит другая пищевая продукция), поэтому требуется регистрировать декларацию о соответствии нормам ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 029/2012.

Елена
27.01.2016 10:03:24
Добрый день! Большое спасибо за ответ. Продукт - Рыбные палочки в панировке замороженные - является рыбным полуфабрикатом, на который не распространяются нормы ТР ТС. Он подпадает под действие ТР ТС по рыбной продукции, который ещё не принят. Продукция производится в соответствии с действующими НД, отнесена к определённому коду ОКП - 9266. Существует чёткое определение в том же ТР ТС по рыбной продукции следующих понятий" «рыбное кулинарное изделие» – пищевая рыбная продукция, с добавлением пищевых компонентов и (или) пищевых добавок или без их добавления, доведенная до кулинарной готовности; «рыбный кулинарный полуфабрикат» – пищевая рыбная продукция с добавлением пищевых компонентов и (или) пищевых добавок или без их добавления, прошедшая одну, или несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности;" Так в чём же всё-таки проблема? На каком основании происходит оценка РЫБНОГО кулинарного изделия целиком (помимо рыбы туда входит другая пищевая продукция), и выдвигается требование регистрировать декларацию о соответствии нормам ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 029/2012. ? Почему не является достаточным указание в отказном письме Общего кода - 926600, с учётом того, что согласно иерархии кодов данный код входит в группу - 926000 -" Продукция РЫБНАЯ пищевая товарная"?

admin
27.01.2016 10:22:17
Мы понимаем Ваши вопросы и недовольства. К сожалению, по данному вопросу в нашем законодательстве неразбериха: из одного перечня исключили, так как вступили в силу ТР ТС, но без учета ограничений по конкретной продукции, а именно рыбная продукция.
На практике кулинарные изделия, в которые входит рыбная продукция, проходят подтверждение соответствия в форме декларирования по нормам действующих "пищевых" регламентов.
Обратите внимание на разъяснения Роспотребнадзора, где говорится и о рыбной продукции в части применения ТР ТС 021/2011 (в статье речь идет о продукции для детского питания, но для справки это касается и остальной пищевой продукции).

Елена
29.01.2016 15:55:18
Да, спасибо, ознакомилась с разъяснениями Роспотребнадзора. В целом речь идёт конкретно о полуфабрикатах мясных, из рыбы и нерыбных объектов промысла для детского питания для детей дошкольного и школьного возраста. Это не наше направление. Очень обобщенно звучит последнее предложение "Продовольственное сырье и пищевые продукты общего назначения должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза и подлежат оценке соответствия в форме декларирования соответствия." Нет разделения продукции ни на мясную, ни на рыбную, ни на молочную. Как мы можем декларировать рыбную продукции в соответствии с ТР ТС, если ТР ТС по рыбной продукции не является действующим документом?

Предисловие

Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - технический регламент) разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года .

Настоящий технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям и к продуктам, полученным в результате переработки (утилизации) отработанной продукции на этапах жизненного цикла продукции, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Если в отношении смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, продуктов, полученных в результате переработки (утилизации) отработанной продукции, будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза, то смазочные материалы, масла и специальные жидкости, продукты, полученные в результате переработки (утилизации) отработанной продукции, должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

Статья 1. Область применения

1.1. Настоящий технический регламент устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее - продукция), к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее - отработанная продукция), к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения.

Настоящий технический регламент распространяется на:

а) смазочные материалы, в том числе:

- смазочные масла органического происхождения, в том числе:

1) масла моторные (универсальные, карбюраторные, дизельные, для авиационных поршневых двигателей);

2) масла трансмиссионные;

3) масла гидравлические;

4) масла индустриальные;

5) масла компрессорные;

6) масла турбинные;

7) масла антикоррозионные;

8) масла электроизоляционные;

9) масла базовые.

- пластичные смазки;

б) специальные жидкости:

- охлаждающие жидкости (в том числе смазочно-охлаждающие жидкости);

- тормозные жидкости;

в) отработанную продукцию.

1.2. Основными опасными факторами (рисками), возникающими при выпуске в обращение, обращении, использовании (эксплуатации) и переработке (утилизации) продукции, являются:

пожаровзрывоопасность продукции;

содержание воды и механических примесей в количестве, превышающем установленные нормы;

экологическое воздействие отработанной продукции при попадании ее в окружающую среду;

вредное воздействие на организм человека.

1.3. Настоящий технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение, находящуюся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию и отработанную продукцию.

1.4. Настоящий технический регламент не распространяется на следующую продукцию:

поставляемую по государственному оборонному заказу;

поставляемую на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза;

находящуюся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва;

масла растительного и животного происхождения;

полученную в результате высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы (в том числе креозотовые);

не подпадающую под понятия "масло", "смазочный материал", "специальная жидкость", установленные Статьей 2 настоящего технического регламента;

масла, применяемые для изготовления парфюмерно-косметической продукции, изделий медицинского назначения и лекарственных средств.

Статья 2. Определения

В настоящем техническом регламенте применяются следующие термины и их определения:

безопасность продукции - отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру, с учетом сочетания вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий;

выпуск в обращение - первичный переход продукции от изготовителя (импортера) к продавцу и (или) потребителю;

идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции, представленной для обязательного подтверждения соответствия, характеристикам, указанным в сопроводительных документах к продукции;

идентификация отработанной продукции - определение принадлежности отработанной продукции к отходам того или иного вида и установление данных о ее опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках;

изготовитель - юридическое лицо, в том числе иностранное, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие от своего имени и (или) по поручению изготовление и реализацию продукции, ответственные за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента;

импортер - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключает с нерезидентом государства Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу продукции (отработанной продукции), осуществляет хранение и реализацию (оптовую и (или) розничную торговлю) этой продукции (отработанной продукции) и несет ответственность за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента;

жизненный цикл - этапы (стадии) состояния продукции при выпуске в обращение, обращении, использовании (эксплуатации) и переработке (утилизации);

марка продукции - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение продукции;

масло - жидкость нефтяного или синтетического (полусинтетического) происхождения, используемая в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости;

масла антикоррозионные - масла, применяемые для временной защиты черных и цветных металлов от коррозии;

масла базовые - масла, применяемые в качестве сырья для получения товарных смазочных масел;

масла индустриальные - смазочные масла, применяемые в машинах и механизмах промышленного оборудования;

масла компрессорные - смазочные масла, применяемые для смазки поршневых и ротационных компрессоров;

масла моторные - смазочные масла, применяемые для поршневых двигателей внутреннего сгорания;

масла трансмиссионные - масла, применяемые для смазывания агрегатов трансмиссий различных машин и механизмов;

масла турбинные - смазочные масла, применяемые для смазки турбоагрегатов: паровых газовых турбин, турбокомпрессорных машин, гидротурбин, судовых паротурбинных установок;

масла электроизоляционные - масла, применяемые для изоляции и охлаждения электрических аппаратов и устройств: трансформаторов, конденсаторов, кабелей;

обращение продукции на рынке - этапы движения продукции от изготовителя к потребителю (пользователю), которые проходит продукция после выпуска ее в обращение;

обращение отработанной продукции - этапы сбора и переработки (утилизации) отработанной продукции;

отработанная продукция - отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей;

партия продукции - количество продукции одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);

паспорт безопасности химической продукции - документ установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции;

паспорт качества продукции (отработанной продукции) - документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества продукции (отработанной продукции), полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемый изготовителем;

потребитель - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее или использующее продукцию исключительно для собственных нужд;

продавец - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся резидентом государства - члена Таможенного союза, осуществляющие оптовую (розничную) реализацию продукции потребителю (пользователю) и ответственные за обращение на рынке продукции (отработанной продукции), соответствующей требованиям настоящего технического регламента;

пункт сбора отработанной продукции - инженерно-технический комплекс, предназначенный для приема, хранения, учета, подготовки и отгрузки отработанной продукции;

сбор отработанной продукции - деятельность, связанная с изъятием отработанной продукции из мест ее образования, для последующей ее переработки (утилизации);

смазочный материал - вещество нефтяного или синтетического происхождения, облегчающее процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате которого уменьшается сила трения и изнашивание поверхности;

специальная жидкость - жидкость нефтяного или синтетического происхождения, предназначенная для использования в качестве рабочего тела;

переработка (утилизация) отработанной продукции - процессы завершения жизненного цикла отработанной продукции с целью получения новой продукции.

Статья 3. Правила обращения продукции на рынке

3.1. Продукция, выпускаемая в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

3.2. Допускается выпуск в обращение и обращение продукции, соответствие которой подтверждено требованиям настоящего технического регламента.

3.3. Идентификация смазочных материалов, масел и специальных жидкостей в целях применения настоящего технического регламента проводится по документации. В качестве документации могут быть использованы технические документы, и/или паспорта качества, протоколы испытаний, и/или договоры поставки, и/или спецификации, и/или этикетки, и/или аннотации и другие документы, характеризующие продукцию. Признаками, характеризующими масла, смазочный материал и специальные жидкости, является использование продукции в качестве смазочного материала или специальной жидкости.

Идентификация отработанной продукции проводится по признакам:

предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов;

получена в результате использования продукции по прямому назначению;

используется в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.

3.4. Каждая партия смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, выпускаемая в обращение и (или) находящаяся в обращении, должна сопровождаться паспортом качества продукции.

Паспорт качества должен содержать:



наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, его товарный знак (при наличии), местонахождение (с указанием страны), информация для связи с ним;

нормативные значения показателей безопасности продукции в соответствии с Приложением 1 к настоящему техническому регламенту и фактические результаты испытаний;

обозначение документа, в соответствии с которым производится продукция (при наличии);

нормативные значения показателей продукции, установленные нормативным документом, в соответствии с которым произведена продукция, и фактические результаты испытаний;

сроки и условия хранения;

дата изготовления (месяц, год);

номер партии;

номер паспорта;

подпись лица, оформившего паспорт.

3.5. Продукция должна иметь паспорт безопасности химической продукции (далее - паспорт безопасности).

3.6. Продавец по требованию потребителя обязан предоставить потребителю копию паспорта качества и/или копию паспорта безопасности.

3.7. Паспорт качества и паспорт безопасности выполняются на русском языке и/или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данная продукция будет реализовываться.

3.8. Требования к обращению отработанной продукции.

3.8.1. Отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно Приложению 2 к настоящему техническому регламенту.

3.8.2. Отработанная продукция, поставляемая с пунктов сбора отработанной продукции на переработку (утилизацию) либо подготовленная к самостоятельной переработке (утилизации) организацией - производителем отработанной продукции, должна сопровождаться паспортом качества и соответствовать требованиям, изложенным в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту. Требования настоящего технического регламента, изложенные в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту, на отработанную продукцию, сдаваемую на пункты сбора отработанной продукции, не распространяются.

3.8.3. При обращении отработанной продукции запрещается:

сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования;

вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением;

смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды;

смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения;

применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

3.8.4 Деятельность по сбору и утилизации отработанной продукции осуществляется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Статья 4. Требования безопасности

4.1. Продукция и продукты, полученные в результате переработки (утилизации) отработанной продукции (смазочные материалы, масла и специальные жидкости, полученные в результате переработки (утилизации) отработанной продукции), должны соответствовать требованиям, указанным в Приложении 1 к настоящему техническому регламенту.

4.2. Упакованная продукция должна быть маркирована. Маркировка должна содержать:

наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, его товарный знак (при наличии);

наименование, обозначение марки и назначение продукции;

обозначение документа, в соответствии с которым производится (при наличии);

срок и условия хранения;

дата изготовления;

номер партии;

штриховой идентификационный код (при необходимости).

4.3. Продукция, способная оказывать вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, обладающая пожароопасными свойствами, должна иметь соответствующую предупредительную маркировку.

4.4. Маркировка должна быть изложена на официальном и государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данная продукция реализуется потребителю, при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением наименования изготовителя и наименования изделия, а также другого текста, входящего в зарегистрированный товарный знак. Дополнительное использование иностранных языков допускается при условии полной идентичности содержания с текстом.

4.5. Маркировка должна быть четкой и разборчивой, выполнена способом, обеспечивающим ее сохранность к упакованной продукции и воздействиям внешней среды.

4.6. При поставке неупакованной продукции сведения о ней приводятся в паспорте качества.

Статья 5. Обеспечение соответствия

5.1. Соответствие продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.

5.2. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора проб, необходимые для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза.

Статья 6. Подтверждение соответствия

6.1. Перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия. При подтверждении соответствия заявителем может быть юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) или импортером (продавцом).

6.2. Перед подтверждением соответствия проводится процедура идентификации продукции.

6.3. Декларирование соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется по схемам 1Д или 2Д согласно Приложению 4 к настоящему техническому регламенту.

6.4. Испытания в целях декларирования соответствия организовываются изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером (продавцом) в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

6.5. При проведении подтверждения соответствия продукции заявитель формирует комплект документов, подтверждающий соответствие данной продукции требованиям безопасности настоящего технического регламента, который включает:

технические условия (при наличии);

контракт (договор на поставку) и товаросопроводительную документацию (при декларировании соответствия по схеме 2Д);

сертификат на систему менеджмента качества изготовителя (при наличии);

паспорт качества продукции;

паспорт безопасности продукции;

протоколы испытаний, подтверждающие соответствие продукции требованиям безопасности настоящего технического регламента;

копия документа, подтверждающего, что заявитель зарегистрирован в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

сертификаты соответствия, выданные, в том числе, зарубежными органами по сертификации (при наличии).

6.6. При декларировании соответствия по схеме 1Д заявитель формирует комплект документов, указанных в пункте 6.5 настоящего технического регламента, осуществляет производственный контроль и принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства обеспечивал соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента, проводит испытания образцов, принимает и регистрирует декларацию о соответствии и наносит единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

6.7. При декларировании соответствия по схеме 2Д заявитель формирует комплект документов, указанных в пункте 6.5 настоящего технического регламента, проводит испытания образцов, принимает и регистрирует декларацию о соответствии и наносит единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

6.8. Декларация о соответствии подлежит регистрации в порядке, установленном законодательством Таможенного союза.

Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации:

для серийно выпускаемой продукции - не более трёх лет; для партии продукции - на срок хранения продукции.

6.9. Комплект документов на продукцию, включая декларацию о соответствии, должен храниться на территории государств - членов Таможенного союза:

на продукцию, выпускаемую серийно - у изготовителя (уполномоченного лица) в течение не менее десяти лет со дня снятия (прекращения) с производства продукции;

на партию продукции - у импортёра (продавца), изготовителя (уполномоченного лица) в течение не менее десяти лет с даты регистрации декларации о соответствии.

Статья 7. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза

7.1. Смазочные материалы, масла и специальные жидкости, соответствующие требованиям настоящего технического регламента и прошедшие процедуры подтверждения соответствия согласно Статье 8 настоящего технического регламента, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

7.2. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском смазочных материалов, масел и специальных жидкостей в обращение на рынке.

7.3. Смазочные материалы, масла и специальные жидкости маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется и предусматривающих нанесение данного знака.

7.4. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу упаковки, а также приводится в паспорте качества.

Статья 8. Защитительная оговорка

8.1. Ответственность за несоблюдение требований настоящего технического регламента, а также за нарушение процедур проведения подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента устанавливается законодательством каждой Стороны. При обнаружении продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента или подлежащей подтверждению соответствия установленным к ней обязательным требованиям и поступающей или находящейся в обращении без документа о подтверждении соответствия и (или) без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, уполномоченные органы каждой Стороны принимают меры по недопущению выпуска данной продукции в обращение, по изъятию ее из обращения в соответствии с законодательством Стороны, а также по информированию об этом других Сторон.

8.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента проводится в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.

Приложение 1. Требования к характеристикам продукции

Приложение 1
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к смазочным
материалам, маслам
и специальным жидкостям"
(ТР ТС 030/2012)

Наименование показателя

Пластичные смазки

Специальные жидкости

Температура самовоспламенения***, °С

не определяется

не менее 165

не определяется

Температура вспышки в открытом тигле, °С

не определяется

не менее 135

не определяется

не определяется

не более 0,3

не определяется

Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт.ст.), °С, не ниже:

Для охлаждающих жидкостей

не определяется

не определяется

не определяется

Для тормозных жидкостей

не определяется

не определяется

Температура начала кристаллизации, °С, не выше:

Для охлаждающих низкозамерзающих жидкостей

не определяется

не определяется

минус 35

не определяется

не более 0,03

не определяется

не более 50

не определяется

Водородный показатель (pH)

не определяется

не определяется

не определяется

не определяется

не более 0,05

(Позиция дополнительно включена со 2 марта 2019 года решением Совета ЕЭК от 3 марта 2017 года N 29)

* - для масел без присадок;

** - для трансформаторных и кабельных масел;

*** - при декларировании

Приложение 2. Распределение отработанной продукции (отработанных смазочных материалов, масел) по группам

Приложение 2
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к смазочным
материалам, маслам
и специальным жидкостям"
(ТР ТС 030/2012)

Масла моторные отработанные: универсальные, карбюраторные, дизельные, для авиационных поршневых двигателей.

Масла индустриальные отработанные:

масла трансмиссионные;

масла индустриальные;

масла газотурбинные и турбинные;

масла трансформаторные;

масла компрессорные;

масла гидравлические;

масла антикоррозионные;

масла электроизоляционные.

Смеси нефтепродуктов отработанных:

нефтяные промывочные жидкости;

масла, применявшиеся при термической обработке металлов;

масла трансмиссионные, осевые, обкаточные, цилиндровые;

масла, извлекаемые из нефтяных эмульсий;

смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения и транспортирования, извлекаемые из очистных сооружений и нефтесодержащих вод.

Специальные жидкости:

охлаждающие жидкости (в том числе смазочно-охлаждающие жидкости);

тормозные жидкости.

Приложение 3. Требования к физико-химическим показателям качества отработанной продукции (смазочным материалам, маслам) при их сборе, хранении (накоплении) и сдаче-приёме на переработку (утилизацию)

Приложение 3
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к смазочным
материалам, маслам
и специальным жидкостям"
(ТР ТС 030/2012)

Наименование показателя

Норма для группы

1. Кинематическая вязкость при 50°С, (сСт)

2. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

3. Массовая доля механических примесей, %, не более

4. Массовая доля воды, %, не более

Отсутствие

* Показатель может быть больше для отдельных марок

Приложение 4. Схемы декларирования соответствия продукции

Приложение 4
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к смазочным
материалам, маслам
и специальным жидкостям"
(ТР ТС 030/2012)

Элемент схемы

Применение

Документ,

испытания продукции, исследования типа

оценка произ-
водства

производст-
венный контроль

подтвер-
ждающий соответствие

испытания образцов продукции осуществляет изготовитель

Производст-
венный контроль осуществляет изготовитель

Для продукции, выпускаемой серийно: Заявитель - изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Декларация о соответствии на продукцию, выпускаемую серийно

испытания партии продукции осуществляет заявитель

Для партии продукции: Заявитель - изготовитель, продавец (импортер) государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Декларация о соответствии на партию продукции

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх