Попал в дтп я пострадавший что делать. Что делать, если попал в ДТП: пошаговая инструкция

Что делать, если попал в ДТП? Четкое знание ответа на этот вопрос поможет быстро сориентироваться во время аварии, сэкономить свои силы, нервы и, самое главное, финансовые средства. Алгоритм действий первой необходимости довольно прост, однако многие из нас не знают, что именно необходимо предпринимать, а главное, в какой подследовательности стоит делать те или иные шаги. Постараемся составить пошаговую инструкцию обязательных мероприятий, которая поможет каждому водителю максимально быстро принимать правильные решения во время форс-мажорной ситуации.

Общие правила поведения в случае ЧП

В первую очередь следует подчеркнуть, что информация о том, что делать в случае ДТП, нужна каждому участнику дорожного движения. Даже если вы полностью уверены в своих знаниях и опыте, то это не значит, что они наличествуют у других автолюбителей. Помимо прочего, не стоит забывать и о сложных погодных условиях, плохом покрытии дороги, отсутствии освещения и многих других факторах, которые провоцируют риски возникновения аварий. Что касается общих рекомендаций, то их можно сформулировать в следующие общие постулаты:

  • не поддавайтесь панике;
  • сначала думайте, потом делайте и говорите;
  • не пытайтесь покинуть место чрезвычайного происшествия;
  • не следует менять что-либо на месте аварии, также не разрешайте второму участнику инцидента совершать подобные действия;
  • сохраняйте спокойствие и будьте максимально корректны в общении.

Базовые действия при аварии

В случае ДТП разумнее всего руководствоваться действующей законодательной базой, в данном случае - правилами дорожного движения. Ваше первое действие заключается в остановке машины в максимально короткие сроки, если она все еще продолжает двигаться после удара или касания.

Затем, во избежание дополнительных аварий, следует включить аварийную световую сигнализацию и выставить соответствующий знак на дорогу. Подобные действия помогут другим участникам движения быстрее сориентироваться и объехать место столкновения, не создавая лишней давки и пробок, а самое главное - новых аварий. Несоблюдение указанных правил может привести к наказанию со стороны сотрудников ГИБДД (как правило, штрафы или предупреждения).

Куда и в какой очередности следует звонить

Куда звонить в случае ДТП? Данный вопрос также крайне важный, если не сказать первостепенный. В первую очередь рекомендуется обращаться в скорую медицинскую помощь для спасения пострадавших. Как только медицинские службы вызваны, немедленно самостоятельно приступайте к оказанию первой помощи. Если нуждающихся в оперативном лечении нет - начинаем обзвон с представителей ГИБДД, а после - страховой компании. Последняя инстанция также крайне важна, ведь именно сотрудники вашей страховой службы помогут вам определиться с дальнейшими действиями, подскажут, как вызвать эвакуатор, дадут дополнительные полезные рекомендации о следующих действиях, о которых вы можете и не предполагать.

На что следует обращать внимание?

Очень часто случается так, что человек попал в ДТП, а после предается панике, опасаясь значительных сложностей. Помните, чтобы их минимизировать, потребуется проявить максимальную внимательность, особенно важно это в момент приезда сотрудников ГИБДД для составления протокола. Необходимо убедиться, что в документы была внесена вся необходимая информация в полном объеме и без искажений со стороны представителей власти или второй стороны аварии.

К ценным сведениям можно отнести:

  • показания свидетелей;
  • показания участников аварии;
  • расположение автотранспортных средств на дороге;
  • наличие и длину тормозного пути;
  • повреждения на машинах и многое другое;
  • наличие вещественных доказательств и многое другое.

Куда обратиться за возмещением ущерба?

Что делать, если попал в ДТП? Продолжаем составлять подробный план действий. После того как сотрудниками ГИБДД был составлен протокол, не забудьте получить у них специальную справку для страховой компании. Указанный документ предоставляется в фирму не позднее срока, оговоренного в нем, в противном случае, выплаты могут быть аннулированы. На основании него, а также вашего письменного заявления, будет проведена детальная экспертиза, цель которой - выявить размер ущерба и определить необходимые выплаты, а также то, в каком порядке они будут осуществляться. Деньги вам могут быть выданы наличными для проведения самостоятельного ремонта. Однако чаще всего машина просто отправляется в определенной сервис, где ее и чинят за счет страховой компании.


Теперь вы знаете, что делать, если попал в ДТП. Страховая компания возместит деньги, ремонт будет завершен, а машина снова будет радовать вас. Это идеальная ситуация, которая, к сожалению, происходит далеко не всегда. Ведь велик процентов случаев, когда страховые выплаты не осуществляются вовсе. Причин этому явлению существует несколько, перечислим основные из них:

  • нахождение водителя за рулем в момент аварии в нетрезвом состоянии;
  • подача запроса на компенсацию позже установленного в документах срока;
  • отсутствие описания повреждений в справке от представителей ГИБДД (инспектор может просто пропустить или забыть включить в протокол какое-либо повреждение);
  • нарушение условий хранения автотранспортного средства (в документах может быть прописано нахождение машины только на охраняемой стоянке);
  • другие причины, оговоренные в договоре между сторонами.

При желании решение страховой можно оспорить в судебном порядке, однако проще всего внимательно читать документы на этапе их подписания, ведь все права и обязанности участников заключенного соглашения оговариваются в соответствующих пунктах. Предвидеть возможные сложности просто необходимо. Поэтому возьмите за правило - всегда внимательно читать все официальные документы, прежде чем ставить на них свою подпись.


Почему нельзя уклоняться от вызова ГИБДД?

Что делать, если попал в ДТП, но повреждения автомашины минимальны, а вторая сторона предлагает разойтись полюбовно? Соглашаться на такое категорически не рекомендуется, особенно если вы не виноваты в столкновении. Так вы теряете свои права на получение финансового возмещения ущерба, а кроме того, сами становитесь участником правонарушения. Все дело в том, что любое ДТП, вне зависимости от его размаха (крупная авария, когда машина не на ходу, просто мелкая царапина на капоте) должно быть зафиксировано в государственной инспекции. Уклоняясь от визита в эту инстанцию, вы рискуете попасть под определение «покинул место аварии», что приведет к весьма плачевным последствиям, вплоть до лишения водительских прав.

Когда можно покинуть место ДТП?

Что делать, если попал в ДТП, а время ждать ГИБДД просто нет? При минимальных повреждениях автомобилей и согласии второй стороны вы можете сами прибыть к посту инспекции для оформления случившейся ситуации. Делать это следует лишь в том случае, если отсутствуют взаимные финансовые претензии и нет пострадавших людей.

Как отстоять свою правоту?

Что делать, если попал в ДТП и не виноват? Как доказать свою правоту? Многие из нас считают, что это практически нереально. Однако не все так плохо, как может показаться. Забудьте о взятках и связях, оперируйте фактами. Сформулируем краткий план действий, который поможет вам повысить свои шансы на положительное разрешение вопроса в вашу сторону. Итак:

  • не нервничайте, будьте предельно собраны и спокойны, правда на вашей стороне;
  • максимально подробно напишите о случившемся в заявлении;
  • не бойтесь указывать информацию о вине второй стороны: многие пытаются подчеркнуть лишь то, что не являются источником ДТП сами, что в корне неверно, не забудьте упомянуть об ответственности второго водителя;
  • позаботьтесь о наличии свидетелей (участники дорожного движения и простые пешеходы, оказавшиеся рядом);
  • внимательно прочтите все протоколы, убедитесь, что указанная в них информация присутствует в полном объеме и максимально корректно;
  • попросите показать вам схему ДТП и также удостоверьтесь в актуальности данных, на основе которых она и была составлена;
  • при необходимости вы имеете право требовать внесения каких-либо изменений в бумаги, не стесняйтесь сообщить об этом представителям ГИБДД;
  • после проверки всех бумаг, оставляйте подпись и помните - внести правки после этого действия уже не получится.

Пара слов для виноватых


Что делать, если попал в ДТП и виноват? В целом порядок необходимых действий ничем не отличается от стандартных мероприятий, указанных выше. Если вы решили признать вину и имеете договор со страховой компанией, каких-либо серьезных последствий для вас также не предвидится (конечно, если речь не идет о серьезной крупной аварии с человеческими жертвами или нестраховом случае).

Помимо прочего, вас могут попросить заполнить протокол об административном правонарушении. Не стоит пытаться избежать этого, отсутствие вашей подписи не снимет с вас ответственности и вины за проступок. Желаете бороться за свои права? Впишите в документ, что не согласны с тем, что ответственность лежит на вас. Это будет куда разумнее банального уклонения и выяснения отношений с официальными представителями власти.

Вместо заключения

Теперь вы знаете, что делать, если водитель попал в ДТП. Порядок действий довольно прост, следование правилам экономит силы и нервы всем участниками форс-мажора, а также помогает избавиться от возможной головной боли с оформлением документов. Проявляйте бдительность при подписании бумаг, тщательно проверяйте официальную информацию. В противном случае вас могут сделать виноватым даже при отсутствии каких-либо предпосылок для этого.

«Я попала в аварию!», - фраза, которую ежедневно произносят тысячи женщин-автолюбителей. Дорожно-транспортные происшествия, к сожалению, – неотъемлемая часть жизни водителя и стараться относиться к ним нужно спокойно и философски.

В данный момент ваша задача – соблюсти определенный порядок действий, чтобы в дальнейшем максимально облегчить себе устранение последствий аварии. Речь, конечно, идет о ДТП, в которых вы не пострадали физически.

Вы сидите за рулем автомобиля, осознавая, что на этот раз дорожная неприятность коснулась вашей любимого авто. Первое, что обычно делают большинство водителей, - выскакивают из машины для осмотра повреждений. Если у аварии есть второй участник, то первый контакт часто заканчивается стычкой между автовладельцами, особенно если за рулем второго автомобиля воинственно настроенный мужчина. Не выходите из машины сразу, позвоните в вашу страховую компанию, а заодно зафиксируйте для себя номер автомобиля-участника ДТП. За это время и ваши первые эмоции сойдут, и другой водитель успеет «выпустить пар».


Вы вышли из автомобиля. Постарайтесь наладить со вторым участником ДТП добрые или нейтральные отношения, способствующие конструктивному диалогу. Если ваш оппонент ведет себя неадекватно, садитесь в свою машину, закрывайтесь и звоните в ГАИ. Дальше общайтесь только с сотрудниками компетентных органов, прибывшими на место. Надеюсь все же, что контакт со вторым водителем налажен, и далее у вас есть вариант «договориться на месте» или оформлять аварию по всем правилам, получая справки о ДТП в ГАИ для предоставления их в страховую компанию. На всякий случай, небольшое пояснение относительно страховок: каждый водитель должен иметь полис ОСАГО на свой автомобиль, которым страхуется ВАША ответственность перед другими участниками движения: то есть по этому полису, в случае вашей виновности, возмещение по аварии получит другой участник ДТП. Если его признают виновным, то страховая компания, в которой он купил полис ОСАГО, возместит ваш убыток. Если же у вас полис КАСКО, то ваш убыток будет возмещен страховой компанией в любом случае, при условии наличия необходимых справок.

«Договориться на месте» - распространенный, но рискованный выход из обсуждаемой ситуации. У этого пути только один плюс – временной фактор: вы не ждете ГАИ, не тратите время на дальнейший сбор справок и подачу их в страховую компанию. Идти путем договоренности стоит только в случае, если вы абсолютно уверены, что ничего при этом не теряете. Например, если ущерб вашего авто совсем незначителен и вы не будете его устранять, или если пострадала деталь и так подлежащая ремонту по более ранним уже зафиксированным ДТП. Второй участник аварии может уверять вас в вашей виновности. Слушать это не стоит: правильно оценить ситуацию может лишь сотрудник ГАИ. Также вам могут предлагать деньги на месте, уверяя, что сумма покроет ремонт, или, наоборот, просить вас о финансовом возмещении убытка сейчас без последующих разбирательств. Идти на такую договоренность не стоит без профессионального осмотра повреждений: несколько часов времени сейчас могут дорого обойтись потом. Если, взвесив «за» и «против», вы все же считаете целесообразным достигнуть договоренности и разъехаться, не забудьте написать друг другу расписки об отсутствии претензий: вдруг второй участник, подумав, решит вызвать ГАИ? Получится, что вы скрылись с места ДТП. Расписка как раз и будет служить доказательством обратного.

Но вернемся к оформлению аварии «по правилам». Приехавшие на место сотрудники ДПС должны составить протокол и схему ДТП. Внимательно читайте документы, которые вам предстоит подписать! Вне зависимости от вашей виновности, вежливо, но уверенно задавайте вопросы инспектору: все аспекты протокола и схемы должны быть вам ясны. Если вы не согласны с изложением фактов в документах, обязательно укажите это в пояснении внизу протокола. В таком случае инспектор обязан рассказать вам, куда и когда нужно подъехать на группу разбора.

Находясь на месте ДТП не первый час, вам, естественно, будет хотеться как можно быстрее уехать, но перед этим ответьте себе на вопросы:

  • 2 Есть ли у вас на руках протокол об аварии?
  • 3 Четко ли вы понимаете, когда и какие дальнейшие действия вы должны предпринять?
  • 4 Адреса и телефоны отдела ГАИ, в который вам нужно будет подъехать для получения остальных документов.

На все вопросы вы можете ответить положительно? Значит, самое неприятное с точки зрения бумажной волокиты уже позади. Если установлено на месте, что виновник аварии – другой водитель или у вас полис КАСКО, вы можете претендовать на возмещение затрат на ремонт. В ГАИ вам выдадут еще одну справку, а далее весь комплект бумаг вы подадите в страховую компанию. И помните: самое главное при ДТП – сохранять спокойствие, соблюсти вышеуказанную последовательность действий и правильно оформить документы, чтобы минимизировать дальнейшие временные и финансовые затраты.

Будьте внимательны и удачи на дорогах!

В Правилах дорожного движения появился новый пункт, который не только разрешает покидать место ДТП, но и обязывает это делать. Но при это нужно соблюсти некоторые обязательные условия.

Самый простой вариант – если вред причинен только имуществу и участники аварии не имеют разногласий по тому, кто виноват, как оформлять, какой ущерб и т.п. Это будет оформление по так называемому европротоколу, которое требует соблюдения еще одного условия – в ДТП нанесен вред не более 2 автомобилям. Только нужно помнить, что без справки ГИБДД выплата компенсаций по ОСАГО не будет превышать 50 000 рублей для пострадавшего (при обоюдной вине выплата делиться пополам). Если всех все устраивает, то участники могут просто разъехаться, предварительно зафиксировать на фото или видео положение машин и их повреждения, заполнить бланки для страховой компании и уже двинуться по своим делам.

Правда смогут ли водители адекватно оценить ущерб, наличие скрытых повреждений или нет – это будут уже их проблемы.

Вариант без обращения в ГИБДД и договоренности на месте, либо может быть предпочтителен для тех, кто не хочет портить свою страховую историю. Ведь иногда выправить небольшой дефект дешевле, чем потом доплачивать за ОСАГО и каско. Только нужно быть уверенным, что другой участник аварии потом не вернется на место столкновения и не обставит дело так, что вы покинули место ДТП. Поэтому если принято решение об отказе сообщать в ГИБДД об аварии – нужно писать друг другу расписки обо всем: кто участники, кто виноват, о чем договорились, какие деньги переданы и т.п., в двух экземплярах и с паспортными данными. Если доверия нет, то лучше все-таки обратиться в ГАИ.

И вот тут как раз вылезает новое требование – освобождать проезжую часть в случае мелкой аварии. Если оно не выполняется, то водителям грозит штраф в 1000 рублей (п.1 статьи 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). А чтобы его не получить – нужно покинуть место ДТП. А это уже второй пункт той же статьи, который грозит лишением прав на год-полтора, или арестом на 15 суток.

В ПДД есть описание того, как нужно действовать если участники аварии не договорились между собой.

Почти при любом ДТП в первую очередь нужно зафиксировать его последствия на фото или видео. Причем нужно это делать так, чтобы была привязка по местности – в кадр должны попасть неподвижные объекты (дома, остановки, рекламные стенды, указатели и т.п.). Нужно запечатлеть все те места транспортного средства, которым нанесен ущерб, его госномер и желательно VIN. Оторванные бамперы и зеркала тоже нужно заснять в том положении, как они находятся сразу после аварии. При этом качество съемки должно быть таким, чтобы всем все было понятно. Без нормального визуального подтверждения можно остаться без страховки.
Действующее законодательство не требует привлекать очевидцев, но практика показывает, что в спорных случаях чем больше свидетелей – тем лучше.

Параллельно с этими действиями нужно звонить 02 и объяснять происшедшее. Лучше это делать всем водителям – каждый звонок фиксируется и в будущем будет доказательством того, что никто не пытался скрыться с места аварии. В ГИБДД должны дать инструкции о том, что делать дальше. Почти всегда это указание ехать на ближайший пост или в подразделение, искать инспектора по разборам и с ним оформлять документы для страховой. Времени это займет конечно не мало, но зато не создаст пробку, водителю получат справки, не будут оштрафованы на 1000 рублей и не лишатся прав.

Тот же порядок действий (позвонить в ГИБДД и освободить проезд) нужно произвести даже если пострадал только ваш автомобиль и справка нужна для страховой компании.

Каждый водитель, который регулярно управляет автомобилем, рискует попасть в ДТП. К сожалению, застраховать себя от этого невозможно, несмотря на многообразие различных страховых продуктов, которые помогают снизить расходы в случае серьезных неприятностей.

Как быть, если дорожно-транспортное происшествие таки случилось, что делать, куда обращаться и кто будет компенсировать ущерб? Действия автолюбителя после ДТП будут зависеть от степени вины, от обстоятельств, и, конечно же, поведения в момент столкновения.

Сегодня существует ряд причин, которые могут привести к самым неприятным последствиям, как в плане материального ущерба участников, так и касательно жизни и здоровья.

Обстоятельства, которые привели к ДТП, могут быть:

  • объективные;
  • субъективные.

К объективным причинам относятся обстоятельства, которые не зависят от человека, а именно, состояние дорожного полотна, погодные условия, недостаточная освещенность улиц, не правильная транспортная развязка, наличие препятствий на неосвещенной улице и т.д.

Субъективными причинами можно назвать:

  • несоблюдение водителем правил дорожного движения;
  • усталость и болезненное состояние;
  • нарушение правил безопасной эксплуатации автомобилей и других транспортных средств.

Сегодня в классификаторе дорожно-транспортных происшествий имеется 9 видов аварий, каждая из которых несет в себе опасность для жизни и здоровья, а также для состояния автомобиля.

К наиболее частым относят:

  • все виды столкновений;
  • опрокидывание автомобиля;
  • наезд на препятствие, пешехода, велосипедиста или гужевой транспорт;
  • падение пассажира;
  • иные виды.

Что делать в случае дорожно-транспортного происшествия

Многие водители, особенно те, которые попадают в аварию в первые разы, очень сильно теряются и не могут сообразить, что же нужно делать. В первую очередь, нужно взять себя в руки и успокоиться. Поведение водителя оказывает существенное влияние на ход разбора происшествия. Схему все ученики автошкол отрабатывают до автоматизма, но это не мешает им совершать ошибки, начиная от нервных криков и заканчивая покиданием места аварии.


Чего ни в коем случае нельзя делать?

  1. Впадать в шоковое состояние и безучастно относиться к исходу дела.
    Водители в такой ситуации должны обязательно активно участвовать в осмотре места происшествия совместно с работниками дорожной полиции.
  2. Стесняться излагать свою версию происшествия.
    Если вы не согласны, не позволяйте делать из себя виновника либо полностью доверяться на мнение сотрудников ГИБДД. Такая линия поведения характерна для неопытных водителей, которые впервые оформляют происшествие.
  3. Существует категория водителей, которая до приезда работников полиции старается внести изменения в обстановку ДТП.
    Делать этого категорически нельзя, поскольку это может ухудшить положение участника аварии. Нельзя передвигать машину ни в коем случае, равно, как и все вещи, осколки, которые имеют отношение к инциденту.
  4. Покидать место ДТП.
    Очень часто страх перед ответственностью и перед большими затратами заставляет уехать, оставив чужой автомобиль в кювете. Делать так нельзя, поскольку это может повлечь за собой лишение водительского удостоверения сроком от 1,5 до 2 лет. Первое правило, которое следует выполнить – это остановиться! Если авария произошла по вашей вине, не пытайтесь скрыться, так как кроме административной ответственности, вам может грозить еще и уголовная, по статье 125 УК РФ – умышленное оставление без помощи лица в опасных для жизни и здоровья условиях.
  5. Употреблять после ДТП и до медицинского освидетельствования алкогольные напитки, наркотические вещества, спиртосодержащие успокоительные лекарства.

Как же нужно себя вести, если ты попал в аварию?

Все, что позволит вам минимизировать последствия – это логическая, взвешенная и грамотная линия поведения. От того, какие самые первые действия вы будете производить, зависит ваше будущее.


Если ты попал в ДТП, необходимо максимально подробно и тщательно фиксировать все обстоятельства этого события. К счастью, на сегодняшний день существует большое количество технических средств.

Любой, даже самый простой смартфон сегодня умеет фотографировать и снимать видео, которое может установить взаимосвязь между вашими действиями и последствиями.

Работники ГАИ, приехав на место происшествия, составят множество документов, которые в связке с показаниями свидетелей, объяснениями участников происшествия и фото-видео свидетельствами, которые могут оказаться на регистраторах у других участников дорожного движения, обязательно сделают правильный вывод.

Поэтому не стоит пытаться скрыть следы и изменить обстоятельства в свою пользу. Нестыковки будут обязательно заметны, а самое главное, страховая компания может отказать вам в выплате компенсации ущерба.

Если второй участник ДТП пытается подтасовывать факты, попытайтесь предупредить его о последствиях, если же он не внимает этим советам, то обратите внимание свидетелей на это и зафиксируйте это событие на фото или видео. Не забудьте в процессе объяснений, как все произошло, упомянуть о первоначальном положении предметов.


Не забывайте, что вы вправе требовать от работников ГИБДД фиксации в протоколе всех обстоятельств, которые могут иметь отношение к разбору происшествия:

  • место, где автомобили врезались друг в друга;
  • взаимное расположение машин;
  • дорожные знаки, светофоры, разметку;
  • видимость, в том числе и освещение;
  • погодные условия;
  • тормозной путь;
  • предметы на дороге, препятствия, а также осколки от столкновения.

Если вы фиксируете все самостоятельно, при оформлении Европротокола, помните, что все это должно иметь привязки к местности, а схема ДТП должна включать в себя линии разметки дороги, дома, улицы, телеграфные и осветительные столбы и многое другое.

Обязательно осмотрите автомобиль второго водителя. В судебной практике известно очень много случаев, когда вина с одного водителя снималась благодаря тому, что у другого автомобиля не было, предусмотренных заводом производителем, зеркал заднего вида, или не работали поворотники, перегорели лампочки стоп-сигналов или же была зимой летняя резина.


Как уже было сказано, не пускайте на самотек все, что происходит, когда работники полиции оформляют аварию. Требуйте грамотного описания всех повреждений. Так, например, работник ГИБДД может легко написать, что помято крыло, но на самом деле повреждений намного больше – присутствует разрыв металла, разбит боковой фонарь, треснута фара и т.д.

Не лишним будет сразу указать, что возможны другие, не видимые невооруженным глазом повреждения, чтобы обратить внимание аварийного комиссара или независимого эксперта на данную область в процессе осмотра.

Несмотря на грамотные действия при дорожной катастрофе, вам нужно думать еще и о компенсации. Так, если будет написано, что помято крыло, то вам выделят деньги только на удаление вмятины, а при более подробном описании можно рассчитывать на ремонт всех поломок.

Прежде, чем подписать протокол о ДТП, обязательно внимательно его прочитайте, а если с чем-то не согласны, так и пишите: «с мнением инспектора не согласен, все было так и так». Также, не нужно вступать в перепалку с работниками ДПС, всегда есть вариант полюбовного решения всех проблем.

Еще до приезда работников ГИБДД, необходимо найти свидетелей, которые видели, как произошла авария. Обязательно запишите их личные и контактные данные, сохраните их у себя, а копию передайте инспектору ГАИ.

Какие свидетели ДТП могут быть полезны:

  • люди, которые видели, как автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие;
  • водители других автомобилей – участников дорожного движения, у которых был на момент аварии включен видеорегистратор;
  • владельцы ближайших к месту аварии магазинов, кафе, заправок: у них часто устанавливаются камеры внешнего наблюдения, и момент инцидента на дороге может быть записан.

Общаться со свидетелями нужно сразу, пока они не разошлись по своим делам. В некоторых случаях, им можно пообещать компенсировать расходы по явке в ГАИ или в суд, если до этого дойдет.

Если ты попал в аварию, при этом являешься виновником, то лучше не экономить на хорошем юристе. Человек, который сможет вести ваше дело в суде, отстаивая ваши интересы, должен быть хорошо «подкован» во всех вопросах.

Кроме того, такой человек очень полезен на месте аварии. К слову, не нужно спешить вешать на себя всю вину. Возможно, действия второго участника тоже были далеки от правильных и виновниками являются оба.

Многие страховые компании, заключая договор на КАСКО, включают услугу аварийного комиссара. И если первые аваркомы были беспристрастны, то сегодня они действуют в интересах того, кто им платит.

Если это страховщик, то они могут умышленно занизить сумму ущерба, либо истолковать на месте ДТП обстоятельства так, что страховая может отказать в выплате. Поэтому, на месте инцидента желательно иметь юриста.

Еще одна причина, по которой без помощи юриста вам не обойтись, если в ДТП есть раненые или погибшие. Хороший адвокат может выгодно представить дело, добиться дополнительных расследований и экспертиз, которые могут решить дело в вашу пользу.

Если у работников полиции возникнут сомнения, что вы могли вести автомобиль в состоянии алкогольного опьянения, то они предложат вам пройти медицинское освидетельствование. Не отказывайтесь, поскольку это может повлечь серьезные неприятности со страховой компанией.

Отказ от теста, как правило, это повод для отказа в выплате компенсации ущерба. Вы имеете право настаивать на проведении медицинского освидетельствования на базе лечебного заведения. Экспертизу должен проводить врач, имеющий специальность нарколог или токсиколог, за исключением тестов в небольших сельских больницах.

Если второй участник аварии отказывается проходить тест на алкоголь, обратите на это внимание полиции и проконтролируйте, чтобы это было внесено в протокол.

Совет 6. Не соглашайтесь решать проблемы на месте

Сегодня, с действием обязательной страховки, водители все чаще обращаются к правоохранителям для оформления ДТП или же заполняют Европротокол. Однако, остались еще и те, которые по разным причинам предпочитают решить на месте все денежные вопросы.

Положительная сторона такого решения только одна – быстро. Но стоит помнить, что быстро – это не всегда хорошо.

Негативные стороны компенсации ущерба на месте следующие:

  • вам могут дать меньше, чем на самом деле стоит ремонт;
  • вас могут обвинить в вымогательстве денег или мошенничестве;
  • виновник может вернуться на место ДТП и остаться ждать ГАИ, а вам грозит штраф в 30 тысяч рублей и лишение водительского удостоверения на 1,5-2 года.

Единственное исключение, когда такое решение оправдано, если ущерб минимальный, а вам предлагают быстро и с лихвой компенсировать его. Но даже в таком случае нужно быть бдительным и до того, как разъезжаться, обменяться расписками о том, что вы не имеете никаких претензий. Такую же расписку должен написать и второй участник ДТП.

Рост автомобильного парка влечет за собой увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Несмотря на развитый рынок автострахования и других сопутствующих услуг, людям, попавшим в ДТП, особенно впервые в жизни, очень важно знать, что необходимо делать и как себя вести в столь непростой ситуации. Основные рекомендации для автолюбителей и ответы на возможные вопросы подготовил юрист Сергей Радько.

Прежде всего, надо заранее узнать и всегда иметь в автомобиле экстренных служб (скорой медицинской помощи, милиции, ГИБДД, МЧС, Службы собственной безопасности и даже ФСБ – на случай различных противоправных посягательств), страховых компаний (их представителей или комиссаров). С оперативными службами всегда можно связаться и через экстренный звонок на номер 112 с любого мобильного телефона (даже при отсутствии SIM-карты или денег на счете). И, кроме того, держите в перчаточном ящике шариковую ручку! Итак, если вы попали в ДТП…

До прибытия инспектора

1. Немедленно остановите (не трогайте с места) транспортное средство.

2. Включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки.

3. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

4. Примите возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызовите «скорую».

5. В экстренных случаях отправьте пострадавших на попутном, а если это невозможно – доставьте на своем транспортном средстве (порядок действий – см. п. 12) в ближайшее лечебное учреждение, где сообщите свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство), и вернитесь к месту происшествия.

6. Позвоните в свою страховую компанию, сообщите о ДТП – назовите себя, номер страхового полиса, место (улица, номер дома, можно также указать и номер опоры освещения, которые пронумерованы повсеместно), время и обстоятельства и выполняйте рекомендации страховщика. Если автомобиль застрахован (каско), можно, а иногда нужно (когда по страховому договору это предусмотрено в обязательном порядке) вызвать на место представителя страховщика (аварийного комиссара).

7. Можете сообщить о случившемся в ГИБДД (но, как правило, это делает диспетчер страховой компании).

8. Запишите фамилии, телефоны и адреса очевидцев.

9. Обменяйтесь данными о страховых полисах и с участниками ДТП.

10. Ни в коем случае сразу не признавайте свою полную вину и не обвиняйте других.

11. Заполните и подпишите (у всех участников) бланк извещения о ДТП, выданный страховой компанией.

12. Освободите проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части (или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение) предварительно зафиксируйте в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и примите все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

После прибытия сотрудников ГИБДД

1. Если ДТП не повлекло тяжелых последствий, составляет:

2. Если ДТП повлекло причинение тяжких или средних телесных повреждений, гибель людей, крупный материальный ущерб, инспектор ГИБДД составляет:

  • протокол об административном правонарушении;
  • справку ДТП (на основании данных, полученных на месте ДТП);
  • протокол осмотра и проверки технического состояния ТС (фиксирует места повреждения автомобиля, степень деформации или разрушений);
  • схему ДТП (с помощью измерительных инструментов, данных осмотра и показаний свидетелей);
  • акт состояния дорожного покрытия; описание механических повреждений ТС;
  • акт медицинского освидетельствования на предмет наркотического или опьянения.

3. Получите у инспектора:

  • копию оформленного протокола об административном правонарушении (если вы виновник – обязаны получить под расписку, если потерпевший – можете попросить у инспектора);
  • справку об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля;
  • временное разрешение на право управления транспортным средством (в случае изъятия водительского удостоверения до вынесения постановления).

Все документы оформляются в присутствии водителя и при его непосредственном участии. Все графы и разделы в документах должны быть заполнены.

4. Выясните у инспектора ГИБДД дату и время вашего прибытия в группу административной практики (группу разбора) ГАИ, где будет рассматриваться административный материал по факту ДТП.

В группе разбора

1. Подготовьтесь к группе разбора: получите совет эксперта, помощь в подготовке документов, проведите юридическую экспертизу ДТП – все это можно сделать, своевременно обратившись в свою страховую компанию. При необходимости вам будет предоставлен защитник или представитель в группе разбора.

2. В группу разбора участникам и свидетелям ДТП желательно прибыть вместе в указанное инспектором время (свидетели могут быть вызваны инспектором группы разбора).

3. Инспектор группы разбора:

  • рассматривает материал по ДТП;
  • определяет нарушителей правил дорожного движения;
  • выносит постановления об административных правонарушениях (подписываются руководителем подразделения ГИБДД).

Виновник аварии определяется не в ГИБДД, а в суде!

4. В группе разбора вы должны получить:

– копию постановления об административном правонарушении (копии постановления вручаются нарушителю ПДД, а также пострадавшим – по просьбам последних);

– справку об участии в ДТП;

– копию протокола, если все эти документы не были выданы на месте ДТП.

5. В случае согласия с решением группы разбора следует оплатить штраф и предоставить в группу разбора квитанцию о его оплате, после этого постановление считается исполненным, а дело об административном правонарушении закрытым.

6. Жалоба на решение группы разбора может быть подана в вышестоящий орган ГИБДД или в суд в течение 10 суток.

7. Если все участники аварии пришли к единому мнению о виновнике ДТП, то обращаться в суд не потребуется. (При необходимости подать исковое заявление можно и позднее – в течение трех лет после аварии.)

Определение виновника в суде

  1. Решение о виновности в ДТП принимает суд. Если требуется определить виновника аварии, иск в суд подает водитель-участник ДТП (или его представитель).
  2. В случае, если нарушение ПДД предусматривает лишение водительского удостоверения (например, если один из участников ДТП был пьян), дело об административном правонарушении в суд направляет начальник подразделения ГАИ.

Порядок компенсации ущерба, нанесенного имуществу третьих лиц по вине клиента страховой компании (гражданская ответственность)

  1. Размер и порядок компенсации ущерба определяется либо по соглашению сторон (например, по договоренности владельца автомобиля и страховой компании), либо по решению суда.
  2. Страховая компания в большинстве случаев компенсирует ущерб добровольно, не требуя решения суда о виновнике аварии; выплаты производятся на основании документов, перечисленных ниже.

Документы для получения компенсации ущерба, предоставляемые в страховую компанию

  1. Заявление о страховом случаеи возмещении ущерба.
  2. Справка об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля, которая должна быть подписана руководителем и заверена печатью подразделения ГАИ (в настоящее время компании принимают справки об аварии как нового, так и старого образца (форма № 2 с указанием нарушителя ПДД);
  3. Копия протокола об административном правонарушении, повлекшем ДТП.
  4. Желательно копия постановления об административном правонарушении. Для третьих лиц, пострадавших в ДТП в результате действий клиента, дополнительно потребуется: заключение автоэкспертизы с оценкой материального ущерба (если осмотр автомобиля не проводился на месте ДТП), подтверждение владения транспортным средством, личный паспорт или удостоверение личности.

Наши комментарии:

Оставление места происшествия

Такая ситуация возможна:

    Если в ДТП есть пострадавшие и необходима их срочная транспортировка в медучреждение (в этом случае ответственность за оставление места ДТП исключается, так как его участник действует полностью в соответствии с ПДД). Однако водитель в этом случае должен зафиксировать в присутствии свидетелей положение своего транспортного средства и обязан вернуться на место происшествия.
  1. Если сложившаяся вследствие ДТП дорожная обстановка исключает возможность движения других транспортных средств (участвовавшие в ДТП машины перегородили проезжую часть). В этом случае надо максимально точно и с обязательным участием свидетелей зафиксировать обстановку (положение ТС, расположение следов, частей, осколков и пр.), составить схему ДТП, указать в ней расстояния от центров колес до неподвижных ориентиров на местности (дорожные знаки, столбы, светофоры и т.д.) и только потом убирать авто в сторону. Здесь может помочь наличие фотоаппарата, пусть даже и встроенного в телефон, – зачастую отсутствие даже таких снимков существенно затрудняет разбирательство. Можно вызвать на место происшествия знакомых или родственников с фотоаппаратурой для более тщательного фиксирования обстановки. При наличии свидетелей и очевидцев необходимо записать их координаты.
  2. В соответствии с п. 2.6 Правил, если в результате ДТП пострадавших нет, а оценка обстоятельств ДТП со стороны водителей-участников не вызывает у них разногласий, при их взаимном согласии они имеют право после предварительного составления и подписания схемы происшествия следовать на ближайший пост ДПС или в подразделение милиции для оформления этого происшествия. Все это при условии, что оба водителя согласны в оценке ДТП. Иначе обоим могут приписать «оставление места ДТП». Так что, если не уверены в своих силах, лучше оставаться на месте, мотивируя тем, что не согласны с оппонентом в оценке ДТП, схему составлять не умеете (и не обязаны), как сохранить следы от ДТП (осколки и т.д.), не знаете.

Кто виноват?

Прибывшие на место сотрудники ДПС приступят к составлению необходимых бумаг. На данном этапе нужно быть очень внимательным в изучении тех документов, которые после составления вам предъявят и предложат подписать. Также надо зафиксировать сотрудников, правильное наименование и адрес их подразделения – это поможет впоследствии быстрее узнать, где будет рассматриваться дело и куда обращаться по всем вопросам, связанным с происшествием.

Как правило, у прибывшего наряда довольно быстро складывается мнение о виновнике ДТП, и в отношении него составляется протокол об административном правонарушении.

Иногда сразу определить нарушение ПДД в чьих-либо действиях невозможно, и эту ситуацию необходимо прокомментировать с точки зрения закона. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В кодексе имеется целая глава № 12, предусматривающая ответственность за нарушение ПДД. Поскольку сам факт ДТП косвенно свидетельствует о возможном наличии в действиях кого-либо из его участников нарушения правил, многие из которых (не все) наказуемы по соответствующей статье кодекса, то по факту ДТП может быть возбуждено дело об административном правонарушении.

Протокол

Составление протокола – наиболее частый способ возбуждения дела по факту дорожно-транспортного происшествия. С этого момента в соответствии со ст. 25.1 правонарушитель имеет следующие права:

  • знакомиться со всеми материалами дела;
  • давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с кодексом.

В протоколе должны быть указаны:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за вменяемое административное правонарушение;
  • объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, а также иные необходимые для разрешения дела сведения.

После прочтения протокола правонарушитель вправе представить объяснения и замечания по его содержанию.

Замечания – неотъемлемая часть протокола. Если они составлены на отдельном листе, то в протоколе надо собственноручно указать, что замечания или объяснения прилагаются к протоколу.

Подписывается протокол должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело. При отказе от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Распространенное заблуждение – «подписание протокола означает согласие с ним». Это не так – подписание протокола означает лишь собственноручное подтверждение факта ознакомления с ним. Более того, если протокол не подписывать вообще, нельзя быть уверенным, что позднее в него не будут внесены какие-либо изменения или не будет составлен совершенно иной протокол.

Если в силу психологического или физического состояния после ДТП у вас есть опасения, что обстоятельства могут быть изложены неверно, лучше в протоколе написать, что пояснения вы дадите позднее.

Фраза о том, что при рассмотрении дела вы нуждаетесь в помощи защитника, тоже должна быть указана обязательно – есть некоторые нарушения, дела по которым могут быть рассмотрены любым инспектором. Поэтому сотрудники ГИБДД на месте составляют протокол и выносят постановление, признавая водителя виновным в том или ином правонарушении. Еслижев протоколе будет указано на желание воспользоваться помощью защитника, рассмотрение дела при его отсутствии будет незаконным и даст неплохие шансы для обжалования и отмены такого постановления.

Место рассмотрения дела

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 12.5 Кодекса). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту его жительства.

Если по делу проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование. Дело о нарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства. Поэтому при составлении протокола в нем можно указать (или приложить на отдельном листе) ходатайство о направлении дела для рассмотрения по месту жительства. Такое ходатайство (равно как и любое другое) подлежит немедленному рассмотрению (ч. 2 ст. 24.4 Кодекса).

При этом, как недавно постановил Верховный cуд, отказ в удовлетворении ходатайства о направлении дела по месту жительства незаконен. Такое ходатайство имеет большое процессуальное значение. Поскольку срок давности, по истечении которого постановление по делу не может быть вынесено, составляет два месяца со дня совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП РФ), в случае удовлетворения такого ходатайства этот срок приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства и до поступления дела в орган или должностному лицу, уполномоченному его рассматривать.

Остается только пожелать нашим читателям, чтобы все здесь изложенное так и осталось для них просто теорией, которую никогда не придется применять на практике.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх