Классный час по правовому воспитанию для учащихся начальной школы «Я знаю о…. Классный час на тему: “Твои права и обязанности”. Сценарий Классные часы на тему право

«Педагогика и психология»

26. 03. 2014г

Тема мероприятия:

«Правовая грамотность учащихся – залог правового государства»

Цели и задачи по формирования компетенции:

А) информационная

Б) коммуникативная

В) по решению проблемы

А) упорядочить знания ребят о правах и обязанностях, правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, формирование представления о структуре Основного Закона Республики Казахстан.

Б)развивать представления о последствиях противоправных деяний,
формирование умения использования знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан в ходе выполнения заданиий, упражнений и игр.

В) воспитывать чувство ответственности за свои поступки, з акрепление сформированных знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан.

Форма мероприятия:

Деловая игра

Используемые технологии:

ИКТ, технология развивающего обучения, групповая технология обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения

Методы и приемы:

Диалог, монолог, наглядный, практический, беседа, групповые методы обучения.

Средства обучения:

Слайды, проектор, компьютер, интерактивная доска, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход мероприятия:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

І. Организационный момент

Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель объявляет тему тему классного часа:

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

План:

    Орг. Момент

Вступительное слово учителя

Упражнение «Ассоциация»

    Основная часть

Игра «Расположи верно»

Анализ ситуаций

Задание «Определи верное»

Кроссворд

3.Заключительная часть

Рефлекия, синквейн «Гражданин, конституция, право»

Преподаватель:

Давайте обобщим ваши представления, связанные со понятиями «Конституция» и «Человек и гражданин».

Учащимся предлагается разделиться на две подгруппы и в течение 3 минут написать ассоциации со словом «Конституция» и определить разницу между понятиями «Человек и гражданин» и затем спикер каждой группы защищает работу.

Студенты удобно рассаживаются, участвуют в актуализации темы классного часа.

Организуют свою деятельность в аудитории

Направляют свое внимание на получение информации.

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Конституция РК

Ознакомились с планом классного ч

Учащиеся выполняют задание в подгруппах, пишут свои ассоциации связанные со словом «Конституция»- закон, право, президент и т. д и разницу между понятиями «Человек и гражданин». Человек- существо биологическое, а гражданин – сын своей страны, патриот.

Участники, студенты готовы к началу классного часа.

Внимание сконцентрированное.

Знают значение законов в жизни общества, к чему приводит их нарушение, что это приводит к беззаконию и беспорядку.

Понимают актуальность выбранной темы классного часа, важность знания своих прав и обязанностей.

Знают, что основной закон РК конституция.

Ознакомлены с планом классного часа

Выполнили упражнение, сформировано представление об основном законе РК. Определили разницу между понятиями челоек и гражданин. Высказывают свои мысли.

ІІ. Основная часть

Преподаватель:

Среди множества законов есть один, значение которого трудно переоценить. Часто его так и называют - ОСНОВНОЙ ЗАКОН. О каком законе идет речь?

Дайте определение понятию закон

В Послании народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев остановился на тех наиболее значимых результатах, которые казахстанцы действительно достигли благодаря Конституции 1995 года.

Какие результаты были достигнуты благодаря Конституции?

А знаете ли вы какой документ защищает права детей не достигших совершеннолетия?

Учитель: Настоящий гражданин должен отличаться правовой грамотностью.

Игра « Расположи верно »

Задание: Надо расположить карточки в правильном порядке, ориентируясь по названиям разделов в Конституции.

Задание «Права и обязанности»

В Конституции РК определены права и обязанности человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (закрасить на доске обязанности человека красным цветом, права человека зеленым).

Выберите права и обязанности

Прочитайте, что осталось?

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Задание «Проступок, правонарушение, преступление»

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения. (на доске даны определения понятий, нужно осуществить соотношение)

Преподаватель:

-Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 .Алмаз учащийся 6 класса не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Алмаза, как проступок, правонарушение или преступление?

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Ситуация № 2 . Девятиклассники Арман, Аулет и Данияр в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Как можно расценить их поведение?

Ситуация № 3 . Семиклассники Арман, Женис и Мади поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Как можно классифицировать действия семиклассников как проступок, правонарушение или преступление?

В «Уголовном Кодексе Республики Казахстан» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Конституция

-ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Законы записаны в Конституции – основном законе государства.

Конституция обеспечила стабильность, устойчивость и уверенность

Конвенция о правах ребенка

Учащиеся работают в группах. Им раздаются карточки с названиями основных разделов Основного Закона (на одной карточке - название одного раздела).

- Разделы Основного Закона Республики Казахстан

1.Общие положения

2.Человек и

гражданин

3.Президент

4.Парламент

5.Правительсво

6.Конституционный Совет

правосудие

8.Местное государственное управление и самоуправление

9.Заключительные и переходные положение

10.Всего 98 статей

-Права

Жить и воспитываться в семье

Право на охрану здоровья

право на отдых

право на охрану здоровья

право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

право родителей на заботу о детях и их воспитание

право на образование

-Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;

Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

Уважать государственные символы Республики;

Защищать Республику Казахстан (воинская служба);

-Ответственность

Исключение из колледжа за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава колледжа.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

-Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил

- Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Проступком

- Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей

-это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры .

Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 336 Кодекса об административных правонарушениях РК – «Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде».

-эти ребята совершили преступление

Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 181 Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Знают, что закон- это нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Знают что законы записаны в Конституции-основном законе государства

Знают закон защищающий права детей.

Знают, что Конституция РК состоит из 9 разделов, и 98 статей.

Определили права человека:

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РК

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Сформированы знания об обязанностях человека Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав колледжа, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Знают за какие виды нарушений несут уголовную ответственность.

Учащиеся знают, какую ответственность они несут за отдельные виды преступлений

Знают определения понятий проступок, правонарушение, преступление. Осуществили анализ понятий.

Проанализировали предложенную ситуацию, определили поведение мальчика как проступок, за которое он несет дисциплинарное наказание.

Проанализировали ситуацию, знают, что за данное административное правонарушение, предусмотрена статья 336 Кодекса об административных правонарушениях РК – «Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде».

Знают, что для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.


Даю задание выделить неверное утверждение среди предложенных

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3.Права должны соблюдать только взрослые?

4.Права - это сама жизнь

5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

Преподаватель: А сейчас предлагаю вашему вниманию отгадать кроссворд:

Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …

Правами обладают все граждане РК

Права человека должны соблюдаться всеми гражданами РК, где бы они не находились

Неверное утверждение, права соблюдают и взрослые и дети

Верно, если люди не будут соблюдать права, то жизнь в государстве будет беспорядочной, люди будут делать все, что хотят.

Все люди обязаны соблюдать права, иначе невозможно будет добиться порядка в государстве

П о р я д о ч н о с т ь

С п р а в е д л и в о с т ь

Р а з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О б я з а н н о с т и

Смогли определить среди предложенных утверждений верное, проанализировали

Ответили на вопросы кроссворда. Знают качества человека, помогающие ему соблюдать права и выполнять свои обязанности.

Заключительная часть классного часа.

Рефлексия классного часа.

Синквейн со словами: гражданин, конституция, право»

первая строка -одно слово - существительное

Вторая строка - два прилагательных.

Третья строка-тремя глаголами

Четвертая строка - фраза из четырёх слов

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Осуществляют рефлексию.

Выполняют упражнение синквейн.

Осуществили рефлексию классного часа, понимают и выделяют главное. Систематизируют и обобщают полученные знания по теме.

Выполнили задание.

Понимают значение предложенных советов, их рекомендательный характер. Выделили для себя наиболее важное.

Разработка классного часа для старшеклассников «Несовершеннолетний имеет право...»

Цель: Формировать правовую культуру обучающихся.

Форма: Правовой лекторий.

Участники : Классный руководитель, учащиеся класса.

Подготовительный этап: Классному руководителю необходимо подготовить юридические памятки для старшеклассников и по возможности пригласить на классный час юриста.

Ход классного часа

Во вступительном слове учитель должен обратить внимание на актуальность обсуждаемой проблемы.

Вы знаете о том, что у детей есть свои права, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Наше государство, реализуя этот важнейший международный документ о правах детей, создает условия для вашего развития и образования. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются обязанности и ответственность. Прав без обязанностей в обществе не бывает.

Правовая информация для учителя и учащихся

С рождения ребенок имеет

права:

Жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

Знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

На защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

На гражданство;

Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются

права:

Совершать мелкие бытовые сделки;

Совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

Получить основное общее образование (9 классов);

Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

Перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

С 8 лет добавляются

права:

На участие в детском общественном объединении;

обязанности:

Соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

Перед детским общественным объединением и его участниками.

С 10 лет добавляются

права:

На учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

Быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

Давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

С 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

Получить паспорт гражданина Российской Федерации;

Самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

Требовать отмены усыновления;

Давать согласие на изменение своего гражданства;

Требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;

Работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;

Заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

Вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

Управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

Участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

Выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

Соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;

Самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

Возмещение причиненного вреда;

Ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

С 15 лет добавляются права:

Работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

Вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);

Работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;

Быть членом кооператива;

Управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

Быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);

ответственность:

За административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;

За совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется

обязанность:

Встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием невыполнения обязанностей — наказанием, и сами получите право требовать привлечения правонарушителей к ответственности.

В ходе классного часа учителю предлагается отдельно остановиться на правах несовершеннолетних детей, закрепленных Семейным кодексом Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-Ф3 принят Государственной Думой РФ 08.12.95 г. (с изменениями от 3 июня 2006 г.)

(Извлечения)

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье:

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками:

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию:

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка:

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено., орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка:

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Цели:

  • воспитание правовой грамотности учеников
  • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
  • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей
  • способствовать осознанию ответственности за свои права
  • сформировать положительное отношение к правам других

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

    Организационный момент

Здравствуйтедети, меня зовут Елизавета Игоревна. Сегодня я проведу классный час на тему: “Твои права и обязанности”.

Сегодня на уроке, мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах и обязанностях.

Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимыми к другим.

Скажите, пожалуйста, мне, хотели бы вы стать взрослым, образованным человеком?

Конечно же, мы все этого хотим.Наши малыши тоже этого хотят.(Внимание – на рисунок деток). Сегодня на уроке они вместе с вами будут получать информацию о правах и обязанностях.

Но для того, чтобы стать умным и образованным человеком, мы должны знать свои права и соблюдать свои обязанности.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Но не так-то давно люди поняли, что основным заступником прав человека является государство. Долгое время в истории царил закон “око за око, зуб за зуб”.

А сейчас мне понадобится 5 ребят. Попрошу вас выйти к доске и построиться в линию.

Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы онивыросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?

Предполагаемые ответы:

(на доске закрепляются слова рядом с картинкой детей)

  • Любовь
  • Забота
  • Защита
  • Хорошие условия
  • Образование

Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

Кто из вас знает, как называется этот документ?

Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.

Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

Конвенция это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер.

В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

Помимо этих книг, у нас в стране так же существует Конституция Республики Беларусь и Кодекс об образовании, в которых так же прописаны права.

Скажите, что может помешать малышам стать такими людьми, которыми они хотят быть?

К доске выходит 4 человека, и дают ответы на поставленный вопрос.

Предполагаемые ответы:

неблагоприятные условия помешают ему выжить;

если не получит образование, он не сможет развиваться;

если нет защиты;

если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества

Конвенции выделяет 4 самых важных групп прав человека:

1) право на выживание (жизнь)

2) право на участие

3)право на развитие

4) право на защиту

Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие.

А сейчас мы свами, заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность)

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим(справедливость)

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность)

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность)

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются… (обязанности).

А какие вы ещё знаете качества, помогающие людям не нарушать права и обязанности?

Предполагаемые ответы:

    Честность

    Самостоятельность

    Рассудительность

    Объективность

    Вежливость

    Трудолюбие

    Пунктуальность

Сценка из школьной жизни.

Раздаются слова на листочках и дети разыгрывают сценку импровизировано.

  1. Командир: – Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, вымой доску и полей цветы.

Вася: – Сашка! Не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: – Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Назовите обязанности, которые должны выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

  1. Мария Степановна: – Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: – Мария Степановна, вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Назовите права и обязанности, которые были нарушены.

Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий, с длинным носом и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, но замечал, что все над ним смеются. Мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду.

А он просто был не такой, как все.

Ребята, а вы читали эту книгу? Тогда скажите мне, в кого превратился утёнок когда он вырос? (прекрасным лебедем).

Правильно, ведь человек не должен быть “как все”.

Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос.

Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот куда пошел Буратино? (эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!

– Дом поросенка – это его крепость! – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Что это за сказка? ( “Три поросенка”).

Кто в этой сказке нарушил права? (волк)

Правильно, ведь никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой, врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

Какие же права есть у всех детей мира?

Предполагаемые ответы:

    Право на жизнь

    Право на имя при рождении

    Право на медицинскую помощь

    Право на образование

    Право на отдых и развлечения

    Право иметь имущество

    Право свободно выражать свои взгляды

    Право на свободное перемещение

    Право на заботу и воспитание детей

    Право на развитие и уважение человеческого достоинства

    Право на личную жизнь

    Право на семейную жизнь и неприкосновенность жилища

    Право на тайную переписку

А сейчас, я проведу игру, которая называется “Угадай-ка слово”

НОКЕВНИЦЯ

ГОУСАРДТСОВ

ИЖЗНЬ

РБОАЗОАВИНЕ

Кроме личных прав человека у детей есть и другие права. Одно из таких прав – право на любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях.Послушайте стихотворение С.Михалкова “Права что даны детям”:

Права, что даны детям.

Права, что даны детям,
Нарушают все на свете.
Декларации и конвенции написаны,
Права детей в них перечислены.
Увы, наши родители
Этих книг не читали и не видели.
У детей одно лишь право –
Слушать, что сказала мама.
Вовремя покушать, вовремя спать,
Много учиться, и мало погулять.
Нам надоели такие «права»,
Мы их нарушали не раз и не два.
Думаете, это к взрослым неуважение?
Нет. Это протест за унижение.
Почему мы не послушны, почему упрямы?
Потому что мало нас уважают – мам.

Ответьте теперь мне на вопрос, согласны ли вы с тем, что родители нарушают ваши права?


Конечно же, нет! Мамы и папы стараются вырастить вас в любви и ласке, обеспечивают едой, одеждой, хотят воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все действия, которые они предпринимают – всё во благо вам. Всё что они делают, они делают для тех, кого любят сильнее всего. Родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не смогли сделать они.

А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

Дедушка, - сказал мальчик, - вы не видели здесь камень?

Я убрал его с дороги.

Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

Почему же вы убрали камень?

Потому что я - Человек.

Как вы понимаете эту притчу?

Писатель Лермонтов, ответил на эту притчу стихотворением:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Когда весь мир ты примешь во владенье.

Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Видео презентация.

Викторина.

Ребята вы все читали сказки, давайте сейчас постараемся вспомнить сказки, и ответить на вопросывикторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права.

1 ситуация: Мачеха с утра до ночи, заставляла Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

Нарушены ли права Золушки?

2 ситуация: Баба Яга уносит братца Иванушку от сестры Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Нарушала ли Баба Яга права Иванушки?

Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора.

Скажите мне, что такое обязанности? (круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения)

Правильно, помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Помните!Права и обязанности идут рука об руку. Ты имеешь право на образование, однако в то же время у тебя есть обязанность посещать школу. Ты имеешь право требовать уважения собственных прав, однако при этом ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

А сейчас я вам расскажу памятку: Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Так же все ваши школьные обязанности, прописаны в вашем дневнике.

И я сейчас вам перечислю самые главные обязанности:

1.В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг другу.

2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

7. Школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь.

8. Веди активный образ жизни, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

9. Ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

10. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.

11. Если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Физкультминутка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

А как вы думаете, какие обязанности вы должны соблюдать в школе?

Предполагаемые ответы:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы/

О чём мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией? (О правах и обязанностях детей).

Что же детям дает знание своих прав, мы сейчас с вами и узнаем.

Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.

Наши ребята уже много набрали информации, и сейчас вместе с вами будут закреплять знания, благодаря ситуациям.

Ребёнку даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию,слушая и уважая мнение каждого в группе определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае. Определитесь, кто грамотно сможет высказать перед классом мнение группы(раздаются листы с ситуациями)

Ситуации.

1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?

2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?

3.13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?

4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье, кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами. Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?

Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей по детскому саду и школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать.

Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?

Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты, и мы верим, что он вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!

Я не завидую чужому счастью

И, как умею, берегу своё.

И если у друзей в душе – ненастье,

То это горе, также, и моё!

Друзьям не расставляю я капканы,

Не закрываю сердце на засов

И не ищу в поступках их изъяны.

Друзей люблю без всяких громких слов.

Но кто-то мастер – делать людям больно.

И ненавистью душу бередя,

Изводит всех, пусть, даже, и невольно…

А злобой душит, собственно, себя!

Таких людей я искренне жалею:

В их душах не искрится яркий свет.

Там вечный мрак запущенной аллеи,

И светлых уголков там просто нет!

Что может быть страшнее лицемерья?

Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!

И я гоню и зависть, и безверье.

Для этого не нужно быть святой!

Но в истину одну я верю твердо:

Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!

А сейчас мы с вами закрепим наш материал.

1. Какое главное право имеет ученик? (Право на обучение)

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?

4.Что такое права?

5. Что такое обязанности?

Игра. Школы мечты.

На доске вывешивается рисунок школы. Ученикам раздаются кружочки, на которых они пишут права, обязанности, качества человека и,подходя по одному к рисунку закрепляют его.

Тест.

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Спасибо за урок!

Классный час в игровой форме "права ребёнка" (9-11 классы).

Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.

Условия игры. В ней участвуют две команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.

Игра состоит из трёх частей. Первая часть - разминка. Вторая часть - конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребёнка. Вопросы также размещаются на карточках. Затем предлагается решить проблемные ситуации. Третья часть игры - блиц-турнир.

Эксперты - обучающиеся, с которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.

Ход игры .

Разминка . Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.

Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав человека; означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т.к., во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.

Дискриминация - ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

Геноцид - уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

  • 1959 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребёнка.
  • 1989 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка.

Конкурс "Правовой статус ребёнка" . Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек: 1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 10 баллов.

  • 1-й набор (8 карточек) - основные возрастные вехи в жизни ребёнка: а) с рождения; б) 6 лет; в) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет; ж) 17 лет; з) 18 лет.
  • 2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
  • 1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт (выдаётся приписное свидетельство).

Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращённая рабочая неделя -36 часов).

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.

Может быть членом кооператива, акционерного общества.

Может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.

Имеет право на получение паспорта.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.

Может быть исключён из школы за нарушения.

Подлежит имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).

Может вступать в молодёжные общественные объединения.

Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.

Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.

Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.

25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Может вступать в детские общественные объединения.

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

28. Вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.

Даёт согласие на изменение имени или фамилии.

Вправе заключать мелкие бытовые сделки.

Вправе посещать школу.

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

Имеет право на имя, отчество и фамилию.

Приобретает право на гражданство.

Конкурс "Правовой выбор" . Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях.

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

Каковы ваши дальнейшие действия?

2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятие в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.

Как вы поступите в данной ситуации?

Конкурс "Блиц" . Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (нет)

Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (нет)

Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка? (да)

Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо, достигшее 16 лет? (нет)

Брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (да)

Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (нет)

Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (да)

Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (нет)

Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае совершения преступления? (да).

Конкурс "Точка зрения" . Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, журналист).

"Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже свободу" (И. Кант, философ).

Какая точка зрения вам ближе и почему? На рассуждения даётся 5 минут.

Классный час для 2 класса «Царство закон, царство беззаконие»

Цели : дать понятие терминов «закон» и «беззаконие», показать роль закона в обществе (оттенив его ситуацией беззакония); подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Ход занятия

I. Введение.

1. Сообщение темы и задач занятия.

2. Вводная беседа.

Целесообразно попросить детей дать свое понимание термина «закон».

Учитель. К концу занятия мы попытаемся определить, кто из вас был ближе к истине.

II. Основная часть.

1. Чтение сказки с периодическими беседами по содержанию.

Из царства Закон к нам пришло письмо.

ДЕТЯМ О ЗАКОНЕ

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени Закон. Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты Первый Министр! Знают, что нельзя просто так человека оклеветать (обсудить значение слова). Каждого из своих подданных защищает Его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны самые главные правила. Все обязаны их соблюдать...

Как вы думаете, какие законы здесь были? (Если обобщить, то законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.)

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей, взрослых, спешащих на работу или с работы. Никто не позволяет себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека...

Нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя так же?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде чисто и опрятно. Никто не позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль тротуаров тянутся ухоженные аллеи цветов и причудливых кустарников. Кстати, многое сделали сами жители в воскресные дни...

А мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольный участок лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь? (Хорошие справедливые законы, и каждый житель соблюдает закон.)

Что бывает, если кто-то нарушает закон? А если все жители нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещает страну, удивляются, что в стране царят Мир и Порядок...

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти без работы? (Милиционеры, судьи, тюремщики...)

Почему так случилось? (Все жители соблюдают законы.)

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в жизни воцарятся мир и порядок и всем будет хорошо.)

2. Упражнение «Познай людей и самого себя».

Представьте, что вы оказались в царстве Закон. Подумайте, что вы будете чувствовать:

Уверенность в своем будущем;

Опасение за завтрашний день;

Уверенность, что суд защитит невиновного;

Уверенность, что преступник будет наказан;

Опасение за жизнь близких;

Возможность честно трудиться.

Какой вывод можно сделать?

Что же такое «закон»?

Закон - правило, соблюдение которого обязательно для всех. Соблюдение закона несет благо людям.

3. Противопоставление понятий «закон» и «беззаконие».

Приятно ли там находиться, жить? Почему? (Люди были защищены справедливым законом, были счастливы и уверены в будущем.)

Учитель. Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон и хотел все испортить и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе). Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути.

Главную книгу царства, где были записаны самые справедливые законы, ураганный ветер разорвал в клочья и разметал по всему свету.

Теперь в государстве, которое превратилось в царство Беззакония (учитель подписывает приставку БЕЗ в промежуток, оставленный в названии темы, и дописывает окончание. Получается - «Царство БезЗакон ие»), люди уже не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не было порядка и справедливости Закона. Здесь царствовали Чудо-юдо по прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило. Оно не любило людей. Чудо-юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросами: «Что можно делать, а что нельзя?».

К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззаконие?

В царстве Беззаконие не стало основного закона дороги - правил дорожного движения. Ни одного знака, ни одного светофора, постового...

Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения"? (Они созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех - пешеходов и водителей.)

Чудо-юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право иметь жилище и гарантировал (обеспечивал) его неприкосновенность.

Как вы думаете, что произошло?

Вывод: чтобы этого не было, нужен Закон.

И вот тогда жители царства решили собрать всю свою храбрость и, объединившись, свергли Чудо-юдо Беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и спокойно.

Почему люди свергли власть Беззакония?

4. Упражнение «Познай людей и самого себя».

Попытайтесь представить: вы оказались в царстве Беззаконие. Подумайте, что вы будете чувствовать:

Уверенность;

Опасение за свою жизнь;

Опасение за жизнь своих близких;

Защищенность своих прав;

Боязнь, что любой может нарушить ваши права;

Стремление говорить правду;

Опасение, что ваши слова будут поняты неправильно.

Хотели бы вы жить в царстве Беззаконие?

Что нужно делать, чтобы наша жизнь не была похожа на жизнь в Беззаконии? (Соблюдать законы, уважать права других.)

5. Работа с литературными источниками.

В каких сказках и кто из сказочных героев учинял беззаконие? Кто был «освободителем»?

Как вариант: учитель сам зачитывает отрывки из произведений, дети угадывают, какой герой совершил правонарушение и в отношении кого.

III. Подведение итогов.

Что такое беззаконие?

Помогает ли отсутствие законов людям?

Есть ли справедливость там, где нет законов?

Кто стремится к беззаконию?

Вывод : отсутствие законов не прибавляет человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твоих прав, следует уважать права других и соблюдать законы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх