Вопросы для подготовки студентов к зачёту по дисциплине «безопасность жизнедеятельности». Перечень вопросов для подготовки к зачёту по БЖД Нормативная литература и законодательные акты


  1. Основные понятия и определения БЖД . Принципы, методы и средства БЖД.

  2. Аксиоматика БЖД.

  3. Таксономия опасностей.

  4. Опасные и вредные факторы производственной среды.

  5. Опасные и вредные факторы бытовой среды

  6. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС).

  7. Анализаторы человека (экстероцептивные и интероцептивные), их основные характеристики.

  8. Зрительный анализатор.

  9. Слуховой анализатор.

  10. Тактильный анализатор.

  11. Обоняние. Вкус. Вибрационная и органическая чувствительность

  12. Работоспособность человека и ее динамика.

  13. Микроклимат производственных помещений. Основные параметры, нормирование.

  14. Избыточное тепловое (инфракрасное) излучение на рабочих местах. Основные параметры, нормирование, защита.

  15. Вентиляция производственных помещений. Системы вентиляции. Требования к вентиляционным системам.

  16. Шум. Параметры, характеризующие шум. Классификация производственного шума.

  17. Действие шума на организм. Специфическое и неспецифическое воздействие шума.

  18. Гигиеническое нормирование производственного шума. Измерение и оценка производственного шума.

  19. Методы борьбы с шумом.

  20. Вибрация. Параметры, характеризующие вибрацию. Виды вибрации и ее источники.

  21. Действие вибрации на организм человека.

  22. Гигиеническое нормирование вибрации. Защита от вибрации.

  23. Характеристики электромагнитных неионизирующих излучений. Классификация электромагнитных волн.

  24. Источники электромагнитных полей. Воздействие электромагнитных полей на организм человека.

  25. Гигиеническое нормирование электромагнитных полей. Защита от электромагнитных полей.

  26. Основные характеристики ионизирующих излучений. Источники ионизирующих излучений.

  27. Воздействие ионизирующих излучений на организм человека. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений. Защита от ионизирующих излучений.

  28. Параметры электрического тока и источники электроопасности.

  29. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Электрический удар.

  30. Параметры, определяющие тяжесть поражения током. Пороговые значения токов. Электрическое сопротивление тела человека.

  31. Параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током. Анализ схем включения в электрическую цепь.

  32. Классы электроустановок. Классы опасности помещений. Требования к персоналу.

  33. Методы и средства обеспечения электробезопасности (применение малых напряжений, разделение сетей, изоляция).

  34. Защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения.

  35. Классификация ЧС.

  36. ЧС техногенного характера.

  37. ЧС природного характера.

  38. ЧС экологического характера.

  39. Поражающие факторы техногенных катастроф (воздушно-ударная волна, тепловые и осколочные поля).

  40. Поражающие факторы техногенных катастроф (выброс химически опасных веществ, выброс радиоактивных веществ).

  41. Классификация АХОВ (по характеру и степени воздействия на человека, по агрегатному состоянию).

  42. Пожаробезопасность. Основные определения.

  43. Виды процесса возникновения горения.

  44. Характеристики пожароопасных веществ.

  45. Основные источники возникновения пожаров на промышленных предприятиях. Оценка пожарной опасности промышленных предприятий.

  46. Пожарная профилактика в производственных зданиях.

1) Основные понятия и определения БЖД

Цель изучения дисциплины - это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Опасность. Характерным свойством (непременным условием) процесса взаимодействия человека со средой его обитания является потенциальная опасность. Опасность - это центральное понятие в . Мы представляем себе опасность как возможность, угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса.

опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском , т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

Признаками, определяющими опасность, могут быть:угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. нарушение условий нормального функционирования экологических систем

Источники:сам человек ;элементы среды обитания , процессы взаимодействия

В терминологии безопасности жизнедеятельности используются такие термины как: ноксосфера (опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;

гомосфера (человек) - область, зона, в которой пребывает человек.

В безопасности жизнедеятельности часто используется понятие негативного фактора , который охватывает все использовавшиеся ранее понятия: опасный фактор, вредный фактор, поражающий фактор.

Безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. При этом имеется в виду, что обеспечиваются условия, при которых исключается появление опасностей или превышение научно обоснованных допустимых уровней опасных факторов.

^ Безопасность труда – состояние трудовой деятельности, обеспечение приемлемого уровня риска.

Производственная безопасность – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих вероятность воздействия на работающих опасных производственных факторов, воздействующих в рабочей зоне в процессе труд деятельности.
^

Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности


Принципы бжд – это основные направления деятельности, обеспечения безопасности, с их помощью определяется уровень знаний об опасности, а затем формируются требования по проведению защитных мер и мероприятий.

По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы: ориентирующие , т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п. управленческие ; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

организационные ; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем , когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.

технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

К техническим принципам относятся такие как: защита количествомс, снижение негативного фактора в источнике, защита расстоянием , использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием;защита с помощью ограждений; экранирование; блокировка; герметизация; принцип слабого звена

В дальнейшем вы увидите как те или иные принципы реализуются при защите от конкретных опасностей.

Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

^ Методы обеспечения БЖД. метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой, т.е. достичь определенного уровня безопасности.Принято выделить четыре метода БЖД:

А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы

Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере. Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих подразделяющиеся по характеру их применения на средств коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.) СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предохранительные пояса.Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. К средствам БЖД следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

Д ифференцированный зачет по Безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Д ифференцированный зачет проводится по итогам 3 семестра обучения с выставлением итоговой оценки в диплом об окончании учебного заведения.

Состоит из двух вариантов. ДЗ- представляет собой итоговую контрольную работу на 2 часа в виде тестов по всем 3 семестрам обучения. Состоит из 2-х частей. Блок А- 20 вопросов. Блок Б- 5 вопросов.

В результате контрольной работы студенты должны показать знания по следующим проийденным материалам;

освоение знаний ; овладение умениями показать навыки показать умение

Разделы зачёта

Изучение мат. части АК- 74М.

4. По итогам зачёта делаются выводы об уровне и качестве подготовки студентов:

При проведении дифференцированного зачёта студенты подтвердили знания полученные в течении трёх семестров обучения: первого и второго семестра 2013/2014 учебного года и третьего семестра 2014/22015 учебного года, о чём свидетельствует коэффициент обученности.

В целом студенты показывают хороший уровень знаний. Итоговые оценки за первый курс обучения и за 3 семестр соответствуют оценкам полученным студентами в ходе дифференцированного зачёта.

более 12 ошибок 2 балла.

Специальность СПО:

09.01.03 гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

гр.171

Спецификация дидактических единиц

п/п

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

Основы обороны государства

Военная службаособый вид федеральной государственной службы

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

Кодификации тестовых заданий

№ п/п

Наименование дидактической единицы

Номер варианта

Номера вопросов

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

2, 4, 5, 6.

2, 4, 5, 6.

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3, 7.

3, 7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

8, 9.

8, 9.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

10, 11

10, 11

Основы обороны государства

12, 20

12, 20.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

14, 15, 16.

14, 15, 16.

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

17, 18, 19.

17, 18, 19.

Изучение материальной части АК- 74М.

1, 22, 23, 24, 25.

1, 22, 23, 24, 25.

Специальность СПО: 1.

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Раздел учебного плана: Общеобразовательные дисциплины

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Вариант № 1

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

1.Цифрой 5 обозначено:

1 - шомпол;

2 - масленка;

3 – пенал.

1. Связанные с проявлениями стихийных явлений природы.

2. Связанные с техническими объектами.

3. Связанные с авариями на производстве.

2. Северо-запад;

4. Сель - это:

1.Временный поток смеси воды и горных пород после обильных дождей;

3. Длительный и очень сильный ветер.

5. Цунами - это:

1. Морские волны большой величины, возникающие в результате сдвига морского дна.

2. Затопление водой местности в результате ливней и продолжительных дождей.

3. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть.

1.Взрывы и аварии на опасных химических объектах.

2.Землетрясения и наводнения.

3.Оползни, сели и ураганы.

7.Авария – это:

1. Повреждение машины, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

2.Землятрясение, цунами.

3.Пожар, извержение вулкана.

2. Бежать к соседям;

9.Эпидемия - это:

1. Широкое распространение инфекции среди людей.

2. Широкое распространение инфекции среди растений.

1. Отравляющих свойствах некоторых химических веществ;

2. Использовании внутриядерной энергии:

1. Химическое и бактериологическое;

2. Ядерное и высокоточное;

3. Лучевое, радиочастотное и инфразвуковое.

1.Авиационный механик;

3.Наводчик артиллерийского орудия.

13.Правила наложения жгута:

1.Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см;

3. Жгут накладывают на рану;

1.Телефонный звонок дежурного из военкомата.

2.Повестка из военкомата.

3.Долг и совесть призывника.

1.Министр обороны РФ.

3.Начальник генеральго штаба ВС РФ.

1.Сержантов и, как исключение из числа наиболее подготовленных солдат;

2.Солдат - отличников боевой подготовки;

3.Офицеров роты.

1.Дежурному по роте;

2.Только своему командиру отделения;

3.Верховному главнокомандующему (Президенту РФ)

1.Начальник караула и разводящий, которому подчиняется часовой;

2.Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

3.Министр обороны РФ или Начальник генерального штаба ВС РФ.

20.Часовой обязан:

1.Бдительно охранять и оборонять свой пост;

2.Чистить и смазывать вверенное ему оружие на посту;

3.Проверять военное ему имущество внутри хранилищ поста.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

«Огневая подготовка - это обучение личного состава Вооруженных Сил по применению …для поражения целей в бою.».

«АК-74 имеет калибр... мм.».

«Автоматическое действие АК-74 основано на использовании энергии … газов.»

Специальность СПО:

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Раздел учебного плана: Общеобразовательные дисциплины

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Вариант № 2

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

Инструкция по выполнению заданий № 1-20: выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Принадлежность автомата АК-74:

1.Цифрой 5 обозначено:

1 - шомпол;

2 - пенал.

3 – масленка;

2.Чрезвычайные ситуации природного характера - это:

1. Связанные с авариями на производстве;

2. Связанные с техническими объектами;

3. Связанные с проявлениями стихийных явлений природы.

3.Стрелка компаса всегда показывает направление на:

3. Северо-запад.

4. Сель - это:

1. Длительный и очень сильный ветер.

2. Масса снега, падающая с крутых склонов;

3. Временный поток смеси воды и горных пород после обильных дождей.

5. Цунами - это:

1. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть;

2. Затопление водой местности в результате ливней и продолжительных дождей;

3. Морские волны большой величины, возникающие в результате сдвига морского дна.

6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера – это:

1. Землетрясения и наводнения.

2. Взрывы и аварии на опасных химических объектах.

3.Оползни, сели и ураганы.

7.Авария – это:

1. Пожар, извержение вулкана.

2.Землятрясение, цунами.

3. Повреждение машины, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

8.При обнаружении пожара в квартире в первую очередь:

1. Немедленно вызвать пожарных по телефону «01»;

2. Бежать к соседям;

3. Выйти на балкон и звать на помощь.

9.Эпидемия - это:

1. Широкое распространение инфекции среди растений.

2. Широкое распространение инфекции среди людей.

3. Широкое распространение инфекции среди животных.

10.Действие ядерного оружия основано на:

1. Использовании внутриядерной энергии;

2. Отравляющих свойствах некоторых химических веществ;

3. Использование болезнетворных свойств микробов и токсичных продуктов.

11.Виды оружия на новых физических принципах:

1. Лучевое, радиочастотное и инфразвуковое.

2. Ядерное и высокоточное;

3. Химическое и бактериологическое;

12. Воинская должность в Военно-Воздушных Силах РФ:

1. Наводчик артиллерийского орудия;

2.Машинист-турбинист подводной лодки;

3. Авиационный механик.

13.Правила наложения жгута:

1. Жгут накладывают на рану;

2. Жгут накладывают ниже раны на расстоянии 5-7 см;

3. Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см;

14. Основание для прибытия в военкомат в период призыва на военную службу является:

1.Телефонный звонок дежурного из военкомата;

2. Долг и совесть призывника;

3. Повестка из военкомата.

15. Призывной возраст граждан РФ:

1. 18-27 лет.

3. 19-26 лет.

16.Общее руководство Вооруженными силами РФ осуществляет:

1. Министр обороны РФ.

2. Начальник генеральго штаба ВС РФ.

3. Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

17.Дежурный по роте назначается из:

1. Солдат - отличников боевой подготовки;

2. Сержантов и, как исключение из числа наиболее подготовленных солдат;

3. Офицеров роты.

18.Дневальный по роте подчиняется:

1. Только своему командиру отделения;

2. Дежурному по роте;

3. Верховному главнокомандующему (Президенту РФ)

19.Часового имеют право сменить или снять с поста только:

1. Министр обороны РФ или Начальник генерального штаба ВС РФ.

2. Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

3. Начальник караула и разводящий, которому подчиняется часовой;

20.Часовой обязан:

1. Проверять военное ему имущество внутри хранилищ поста;

2. Чистить и смазывать вверенное ему оружие на посту;

3. Бдительно охранять и оборонять свой пост.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Инструкция по выполнению заданий № 21-25: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

«Автоматическое действие АК-74 основано на использовании энергии … газов»

«Магазин автомата снаряжается патронами в количестве … штук».

«Огневая подготовка-это обучение личного состава Вооруженных Сил по применению …для поражения целей в бою»

«АК-74 имеет калибр... мм».

«Иммобилизация – создание условий ….. для поврежденной или больной части тела»

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Группа №____________

(Ф.И.О.)

Вариант №____________

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

18

9

19

10

20

Блок Б

Инструкция по выполнению заданий № 21-25: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

№ п/п

Эталон ответа

21

22

23

24

25

Оценка знаний дифференцированного зачёта:

до 2-х ошибок (включительно) 5 баллов

до 6-ти ошибок (включительно) 4 балла

до 12 ошибок (включительно) 3 балла

более 12 ошибок 2 балла.

Всего ошибок____________ Оценка за зачёт____________________

Преподаватель-организатор ОБЖ ____________________________ Литвиченко В.В.

Проверочный лист:

Вариант № 1

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

3

11

3

2

1

12

1

3

3

13

1

4

1

14

2

5

15

3

6

16

2

7

17

1

8

18

1

9

19

1

10

20

1

Блок Б

№ п/п

Эталон ответа

21

штатного оружия

22

5.45

23

пороховых

24

25

Неподвижности (покоя)

Вариант № 2

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

2

11

1

2

3

12

3

3

2

13

3

4

3

14

3

5

3

15

1

6

2

16

2

7

3

17

2

8

1

18

2

9

2

19

3

10

1

20

1

Блок Б

№ п/п

Эталон ответа

21

пороховых

22

23

штатного оружия

24

5.45

25

Неподвижности (покоя)

Пояснительная записка

контрольно – оценочные средства для проведения дифференцированного зачёта по общеобразовательной дисциплине

« Основы безопасности жизнедеятельности »

по профессии

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Тестовый материал состоит из 25 тестовых заданий составленных в двух вариантах и включает в себя вопросы по основным разделам предмета:

Спецификация дидактических единиц согласно ФГОС

п/п

Наименование дидактических единиц

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

Основы обороны государства

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

Изучение материальной части АК- 74М.

контроль знаний, умений, навыков в соответствии с основными целями курса :

1.освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства ;

2. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;

3. показать навыки использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

4. показать умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Преподаватель- организатор ОБЖ: _______________ Литвиченко В.В.

  1. Основы оптимального взаимодействия человека со средой обитания.
  2. Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» (аксиомы, примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду, критерии оценки негативного воздействия).
  3. Причины возникновения и развития ЧС, критерии оценки, их значимость.
  4. Цель и содержание дисциплины БЖД.
  5. Опасность. Аксиома о потенциальной опасности.
  6. Риск. Концепция приемлемого риска. Пути снижения риска.
  7. Классификация основных форм деятельности человека (тяжесть и напряженность труда, мышечная работа, энергетические затраты).
  8. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата помещений.
  9. Причины формирования техносферы (виды техносферных зон).
  10. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.
  11. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные, селитебные зоны, на природную среду.
  12. Причины техногенных аварий и катастроф.
  13. Вредные вещества. Пути поступления в организм человека. Действие вредных веществ и чувствительность к ним.
  14. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ.
  15. Виды вибраций и их воздействие на человека.
  16. Действие шума на человека. Аудиометрия. Нормирование акустического воздействия.
  17. Инфразвук, ультразвук.
  18. Воздействие на человека электромагнитных полей радиочастот. Нормирование электромагнитных полей.
  19. Ионизирующие излучения. Их действие на организм человека (дозы, категории облучаемых лиц). Нормы радиационной безопасности.
  20. Лучевая болезнь. Отдаленные последствия.
  21. Сочетанное действие негативных факторов.
  22. Прогнозирование опасных ситуаций.
  23. Зоны действия негативных факторов.
  24. Требования к безопасности технических средств и процессов.
  25. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экспертизы.
  26. Классификация ЧС.
  27. Поражающие факторы источников ЧС природного и техногенного характера.
  28. Поражающие факторы ЧС военного времени.
  29. Радиационно-опасные объекты. Радиационные аварии, их виды, основные опасности.
  30. Прогнозирование радиационной обстановки.
  31. Химически опасные объекты (ХОО), классы опасности.
  32. Способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.
  33. Прогнозирование аварий на ХОО.
  34. Пожароопасные и взрывоопасные объекты.
  35. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС мирного и военного времени
  36. Задачи и структура РСЧС.
  37. Задачи, структура, органы управления ГО.
  38. Эвакуация населения из зон ЧС.
  39. Основы организации АСДНР при ЧС.
  40. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
  41. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности.
  42. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах (законодательство о труде, охрана окружающей среды).
  43. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах.
  44. Нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  45. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
  46. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов.
  47. Радиоактивные отходы.
  48. Пожароопасные объекты экономики.
  49. Тушение пожаров, огнетушащие вещества.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Безопасность жизнедеятельности как наука; предмет, цели, задачи, основные понятия, значение.

2. Основные направления практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

3. Понятие “среда обитания”, Эволюция системы “человек - среда обитания”.

4. Взаимодействие человека со средой обитания.

5. Экологический кризис, его последствия. Экологическая политика государства.

6. Основные направления предотвращения экологического кризиса в России.

7. Техносфера как зона действия различных уровней энергии, причины ее формирования.

8. Негативные факторы техносферы и их воздействие на природу. Техногенная ситуация в России.

9. Техногенные системы и их влияние на окружающую среду. Безопасность и экологичность технических систем. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

10. Антропогенное загрязнение атмосферы, источники, загрязняющие вещества, негативное воздействие на биосферу.

11. Антропогенное загрязнение гидросферы, источники, загрязняющие вещества, влияние на биосферу.

12. Антропогенное загрязнение литосферы и его влияние на человека.

13. Источники и уровни энергий естественного и антропогенного происхождения.

14. Классификация негативных факторов среды обитания человека. Природные, экологические, биологические опасности.

15. Вредные вещества: классификация, пути поступления в организм человека, биотрансформация вредных веществ в организме человека.

16. Негативное воздействие вредных (опасных) веществ на организм человека, на среду обитания. Понятие о комбинированном действии вредных веществ.

17. Принципы и порядок нормирования химических веществ. Понятие безопасности. Системы безопасности по объектам защиты.

18 .Производственная среда. Негативные факторы производственной среды.

19. Классификация и характеристика основных форм трудовой деятельности, их влияние на организм человека.

20. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Понятие об обмене веществ.

21. Классификация условий трудовой деятельности, оптимальные и допустимые условия труда. Понятия тяжести, напряженности труда, параметры их оценки. Методы снижения тяжести и напряженности трудовой деятельности.

22. Работоспособность и фазы ее изменения, утомление, переутомление. Взаимозависимость умственного и физического утомления. Пути повышения эффективности трудовой деятельности.

23. Адаптация человека к воздействию крайних температур.

24. Понятие и критерии комфортности. Микроклимат как фактор комфортных условий жизнедеятельности.

25. Понятие производственного микроклимата. Параметры микроклимата. Негативное воздействие производственного микроклимата на организм человека. Профилактические мероприятия неблагоприятного воздействия микроклимата.

26. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Эргономика системы обеспечения параметров микроклимата.

27. Производственное освещение, его влияние на организм человека. Естественное и искусственное освещение. Основные характеристики освещения. Классификация искусственного освещения. Качественные и количественные показатели освещения.

28. Источники искусственного освещения, их технические характеристики. Основные требования к производственному освещению. Нормирование и расчет освещения. Цветовое оформление интерьера, его влияние на организм человека.

29. Производственные вибрации, воздействие на организм человека. Допустимые уровни, гигиеническое нормирование и меры снижения воздействия вибраций.

30. Акустические колебания, основные характеристики, классификация. Методы и средства защиты от воздействия акустических колебаний.

31. Шум: понятие, классификация, воздействие на человека, методы нормирования, допустимые уровни. Мероприятия борьбы с шумом. Инфразвук, ультразвук, их характеристики.

32. Производственная пыль: понятие, классификация, источники, пути поступления в организм, агрегатное состояние, влияние на организм человека.

33. Количественная оценка токсичных свойств пыли (веществ). Методы и средства защиты от воздействия пыли. Профилактика пылевых заболеваний.

34. Электромагнитные поля, их классификация, характеристики. Электромагнитные поля радиочастот и их воздействие на организм человека.

35. Электрические поля токов промышленной частоты, их воздействие на человека. Методы и средства защиты от влияния электромагнитных полей.

36. Обеспечение безопасности при работе с компьютерами и другой оргтехникой.

37. Лазерное и ультрафиолетовое излучения, воздействие на организм человека.

38. Ионизирующее излучение: понятие, виды, дозы (поглощенная, экспозиционная, эквивалентная), основные виды лучевых поражений.

39. Защита от воздействия излучений. Принципы обеспечения радиационной безопасности.

40. Понятие, физические характеристики, механизм действия на организм человека электрического тока. Основные поражающие факторы.

41. Понятия “напряжение прикосновения”, “шаговое напряжение”, “ток фибрилляции”, “неотпускающий ток”. Способы повышения электробезопасности в электроустановках. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход воздействия электрического тока.

42. Электротравмы, их классификация. первая помощь при поражении электрическим током.Гигиеническое нормирование электротока.

43. Сочетанное воздействие негативных факторов и оценка их влияния на организм человека (воздействие химических и физических факторов; электромагнитных и ионизирующих излучений; электромагнитных излучений и теплового фактора).

44. Региональный комплекс естественных и антропогенных негативных факторов как причина экологического и демографического кризиса.

45. Оценка влияния вредных факторов на организм человека.

46. Понятие и качество современной жилой среды. Уровни системы бытовой среды.

47. Основные группы и источники негативных факторов бытовой среды. Основные источники химических и физических негативных факторов жилой среды, их влияние на организм человека. Меры профилактики негативного влияния неблагоприятных факторов жилой среды на человека.

48. Понятие, классификация, причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения, классификация. Понятие риска.

49. Чрезвычайные ситуации природного и антропогенного происхождения.

50. Радиационно опасные объекты. Основные опасности при авариях на радиационно опасных объектах. Защита населения от облучения при авариях на радиационно опасных объектах.

51. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах, их классификация. Аварийно-спасательные работы на ХОО.

52. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия о процессах горения, детонации, взрыва. Классификация и основные параметры пожаров. Взрывчатые вещества и взрывоопасные среды. Воздушная ударная волна.

53. Характер воздействия пожаров и взрывов на население и окружающую среду. Профилактика возникновения пожаров и взрывов.

54. Аварии на транспорте. Причины возникновения, аварийно-спасательные работы.

55. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование потерь в ЧС мирного времени.

56. Ядерное оружие, очаг ядерного поражения, поражающие факторы ядерного взрыва.

57. Химическое оружие и очаг химического поражения. Отравляющие вещества, классификация.

58. Биологическое оружие и очаг биологического поражения. Основные способы применения биологического оружия, классификация.

59. Основные принципы и мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

60. Средства индивидуальной защиты населения.

61. Средства коллективной защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

62. Средства медицинской защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

63. Виды и характеристика ран. Первая медицинская помощь при ранах.

64. Общие правила обращения с ранеными.

65. Основные типы повязок и правила их наложения.

66. Виды и характеристика кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

67. Способы временной остановки кровотечений.

68. Техника и правила наложения жгута.

69. Переломы: определение, классификация, признаки и осложнения. Первая медицинская помощь при переломах. Правила иммобилизации.

70. Правила иммобилизации при переломах костей предплечья, плеча, голени, бедра, позвоночника.

71. Синдром сдавливания тканей и первая медицинская помощь при нем.

72. Ожоги: классификация и характеристика, оказание первой медицинской помощи.

73. Электротравма, характеристика, первая медицинская помощь.

74. Клиническая смерть: определение, характеристика, первая медицинская помощь.

75. Шок: определение, причины, первая медицинская помощь.

76.Отравления (алкоголем, наркотиками, оксидом углерода, бытовым и другими газами, пищевое, лекарственное отравление).

76. Правила эвакуации пораженных из очагов чрезвычайных ситуаций.

77. Способы переноски пораженных, правила развертывания носилок.

78. Правила укладывания пострадавших на носилки.

79. Основные способы эвакуации пострадавших из очага чрезвычайной ситуации (с места происшествия) без носилок.

80. Управление чрезвычайными ситуациями. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

81. Правовые основы безопасности жизнедеятельности. Федеральный закон “Об охране окружающей среды”. Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” и др.

82. Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности. Система экологического контроля. Экологическая экспертиза.

83. Правовые аспекты охраны лесов, особо охраняемых природных территорий, животного мира.

84. Основные правовые принципы охраны атмосферного воздуха.

85. Законодательство по использованию и охране водных объектов.

86. Охрана труда. Законодательство РФ об охране труда.

87. Нормативно-техническая документация, ее классификация.

88. Управление охраной окружающей природной среды. Система мониторинга окружающей среды.

89. Управление охраной труда

Список вопросов для зачета по БЖД и полные ответы к вопросам. УГАТУ 1 курс, 1 семестр. Основные понятия и определения БЖД. Принципы, методы и средства БЖД. Аксиоматика БЖД. Таксономия опасностей. Опасные и вредные факторы производственной среды. Опасные и вредные факторы бытовой среды
Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). Анализаторы человека (экстероцептивные и интероцептивные), их основные характеристики. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Тактильный анализатор. Обоняние. Вкус. Вибрационная и органическая чувствительность Работоспособность человека и ее динамика. Микроклимат производственных помещений. Основные параметры, нормирование. Избыточное тепловое (инфракрасное) излучение на рабочих местах. Основные параметры, нормирование, защита. Вентиляция производственных помещений. Системы вентиляции. Требования к вентиляционным системам. Шум. Параметры, характеризующие шум. Классификация производственного шума. Действие шума на организм. Специфическое и неспецифическое воздействие шума. Гигиеническое нормирование производственного шума. Измерение и оценка производственного шума. Методы борьбы с шумом. Вибрация. Параметры, характеризующие вибрацию. Виды вибрации и ее источники. Действие вибрации на организм человека. Гигиеническое нормирование вибрации. Защита от вибрации. Характеристики электромагнитных неионизирующих излучений. Классификация электромагнитных волн. Источники электромагнитных полей. Воздействие электромагнитных полей на организм человека. Гигиеническое нормирование электромагнитных полей. Защита от электромагнитных полей. Основные характеристики ионизирующих излучений. Источники ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующих излучений на организм человека. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений. Защита от ионизирующих излучений. Параметры электрического тока и источники электроопасности. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Электрический удар. Параметры, определяющие тяжесть поражения током. Пороговые значения токов. Электрическое сопротивление тела человека. Параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током. Анализ схем включения в электрическую цепь. Классы электроустановок. Классы опасности помещений. Требования к персоналу. Методы и средства обеспечения электробезопасности (применение малых напряжений, разделение сетей, изоляция). Защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения. Классификация ЧС. ЧС техногенного характера. ЧС природного характера. ЧС экологического характера. Поражающие факторы техногенных катастроф (воздушно-ударная волна, тепловые и осколочные поля). Поражающие факторы техногенных катастроф (выброс химически опасных веществ, выброс радиоактивных веществ). Классификация АХОВ (по характеру и степени воздействия на человека, по агрегатному состоянию). Пожаробезопасность. Основные определения. Виды процесса возникновения горения. Характеристики пожароопасных веществ. Основные источники возникновения пожаров на промышленных предприятиях. Оценка пожарной опасности промышленных предприятий. Пожарная профилактика в производственных зданиях.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх