Что такое правовое государство? Правовое государство - понятие и основные признаки Кто первым употребил термин правовое государство

Правовое государство – характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Принципы правового государства:

Верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Соответствие закона праву;

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Взаимную ответственность личности и государства;

Реальность – гарантированность права и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений действующий в рамках Конституции, наличие различных идеологических концепций, взглядов;

Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

Преодоление правового ингилизма в массовом сознании;

Выработка высокой политико – правовой грамотности;

Появление действенной способности противостоять произволу;

Разграничение партийных и государственных функций;

Установление парламентской системы управления государством;

Торжество политико – плюрализма;

Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой деятельности, трактовка права как продукта властно – принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции с использованием опыта других развитых стран.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.

Принципы правового государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ и раскрывается через верховенство закона (ст.4; 15). Здесь важно отметить, что ни власть, ни само право не могут быть гарантом закона, если право не легитимно. В основу конституционного строя абсолютную норму, предусматривающую, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3).

Составными частями правового государства выступает реальность права и свобод человека и гражданина (гл.2), взаимная ответственность государства и личности (ст.2), эффективный контроль за исполнением законов (ч.2,3 ст.15).Юридическая сила и действие Конституции РФ (ч.2 ст.4, ч.1ст.15), статус нормативно- правовых актов высшей юридической силы и их соответствие Конституции РФ и нормам международного права (ч.2 ст.4).

Правовое государство - это, прежде всего конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном – конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы. На её базе строится механизм законности в правовом государстве. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовое акты, применяемы в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.15)

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие правовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированной правовой статус, юридическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст.19) в РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости. Социальная справедливость – это реальное обеспечение прав человека. В справедливых отношениях – это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юридической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

Референдум - (то, что должно быть сообщено) - это всенародный опрос, выявление мнения путем голосования граждан, обладающий активным избирательным правом.

В отличие от выборов при референдуме, объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Референдум (закон, законопроект, конституция и т.д.).

Референдум, общенациональное, проводимое по всей государственной территории.

Местные проводятся в отдельных субъектах федерации и т.д.

Суверенитет – верховная власть, верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.,

1) С. государственный- верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. В принципе С. государства всегда является полным и исключительным. С. как важнейшее средство гос. власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.

2) С. национальный- полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) С. народный- полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. – один из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Литература.

1. Теория права и государства. Ильин И.А. Москва 2003 г.

2. Венчеров А.Б. Теория государства и права. Учебник 3-е издание Москва 2000 г.

3. Гражданское общество и правовое государство. Москва 1999 г.

4. Правоведение. Учебник. М. Н. Марченко. «Проспект» Москва 2004 г.

5. Г.А. Воронцов. Правоведение Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.

Контрольные вопросы.

1. Происхождение государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Соотношение государства и права.

4. Форма, функции государства.

5. Правовое государство, признаки и понятие.

6. Условия формирования правового государства.

Стабильность, соблюдение норм и принципов права, безопасность граждан и их равенство перед лицом закона – все эти признаки присущи так называемому правовому государству. Агентство РБК регулярно публикует Рейтинг правовых государств , в котором Россия, увы, занимает далеко не первые позиции. По итогам 2012 года наша страна находится на 85-ом месте, по соседству с Угандой, Нигерией и Зимбабве.

Подкосили российские позиции высокий уровень преступности, коррупции и практически неограниченная власть правящей элиты страны. Мы же предлагаем Вашему вниманию десятку стран, возглавивших список правовых государств.

10. Сингапур

В стране уникально низкий уровень преступности – Сингапур занимает вторую строку в соответствующем рейтинге. Безопасность и соблюдение прав и свобод граждан делают страну крайне привлекательной в глазах мирового сообщества. Так, Сингапур входит в десятку .

9. Австрия

Благополучная и зажиточная Австрия бдительно охраняет покой собственных граждан, обеспечивая их равноправие перед лицом закона. Страна традиционно славится низким уровнем коррупции.

8. Япония

В страна восходящего солнца занимает шестое место. Традиционно неподкупное правосудие и уважительное отношение граждан друг к другу обеспечили Японии хорошие позиции в нашей сегодняшней десятке.

7. Австралия

Австралия – это единственная неазиатская страна, где в правоохранительных органах действует специальное агентство по расследованию случаев коррупции. Высокий уровень личных свобод и низкий уровень преступности позволили стране занять четвертую строку в .

6. Новая Зеландия

По версии международной организации Transparency International, Новая Зеландия – наименее коррумпированная в мире страна. Кстати, как и Сингапур, Новая Зеландия рекомендована для посещения туристами в 2013 году.

5. Нидерланды

Страну постоянно приводят в пример в качестве социально-ориентированной, традиционно поддерживающей и оберегающей личные свободы граждан. В Нидерландах практически отсутствует социальное расслоение.

4. Норвегия

Скандинавские страны традиционно возглавляют рейтинг правовых государств. В нынешней десятке Норвегия обогнала все прочие страны по такому показателю, как эффективность гражданского правосудия.

3. Финляндия

Целый ряд громких скандалов, связанных с изъятием финскими властями детей, рожденных в интернациональных браках, вызвал острую критику со стороны российских правозащитников. Между тем, Финляндия традиционно занимает высокие позиции среди стран мира по уровню защиты свобод и прав граждан.

2. Дания

По таким показателям, как уровень порядка и безопасности, а также эффективность гражданского правосудия Дания обогнала даже лидера сегодняшнего рейтинга. Кстати, датский Институт по правам человека считается самым авторитетным в Европе в своей области.

1. Швеция

Социально-ориентированная экономика, низкий уровень преступности, высокий уровень образованности населения и крайне низкая коррумпированность власти способствуют тому, чтобы именно Швеция возглавила рейтинг правовых государств.

  1. классификация государств по их отношению к праву
  2. особенности правового государства
  3. правовое государство и гражданское общество
  4. построение правового государства в Казахстане
  1. Классификация государств по их отношению к праву

Чтобы разобраться в огромном множестве государств, которые существовали в прошлом и существуют в настоящее время, их классифицируют по разным основаниям. Особый интерес представляет классификация на этатические и правовые государства. В её основу положены отношение государства к праву, а также место права в системе используемых форм и методов государственного управления обществом.

Этатические государства характеризуются тем, что во всей их деятельности преобладают формы и методы жесткого распорядительства и императивных предписаний, рассчитанных на обязательное и беспрекословное подчинение и исполнение всеми гражданами и иными субъектами общественных отношений. Положение личности и др. субъектов общественных отношений зависит не только от четких и стабильных предписаний закона, сколько от субъективного усмотрения государственных органов и должностных лиц, с которыми они сталкиваются повседневно.

Правовые государства исходят из идеи приоритетности права в государственном управлении и потому отдают предпочтение правовым нормам и методам, учитывающим не только намерение официальных органов и должностных лиц, но и необходимость обеспечения и гарантирования прав, свобод и интересов граждан и др. субъектов общественных отношений.

К этатическим государствам относятся все разновидности тоталитарных и авторитарных режимов. Правовыми являются цивилизованные и высокоразвитые государства Запада и Востока. Прежнее государство, в состав которого на правах союзных республики входил Казахстан, был типичным примером неправового, этатического государства. В нем конституция, законы и иные нормативно-правовые акты не занимали подобающего им места, уступая по всей значимости актам партийных органов, преобладали командно-приказные методы управления. Возникновение правовых государств явилось закономерным следствием длительной эволюции государственно-правовых процессов. Этому предшествовало теоретическое осмысление преимуществ правовых форм государственного управления над командно-административными и полицейско-приказными.

Теоретические истоки правового государства уходят корнями в прошлое. Уже передовые мыслители древности (Платон, Аристотель) высказывали мнение о том, что конструкция государства не может быть прочной, устойчивой и надежной без учета огромной позитивной роли права. Можно утверждать, что отныне число правовых государств в мире будет расти за счет уменьшения числа этатических государств.

В целом же процесс не обратим.
  1. Особенности правового государства.

А) В правом государстве весь механизм власти и каждый орган, каждое должностное лицо в отдельности в своей деятельности связаны правовыми принципами и предписаниями, сообразуют с ними всю свою деятельность. Правовые нормы обязательны не только для населения, но и для государственных органов и должностных лиц.

Б) правовое государство не допускает большого разрыва между правом и законом, который характерен для этатического государства. В нем все нормативные акты государственных органов по своему содержанию и направленности, процедуре принятия и оформления, особенностями введения в действие, характеру применения, реализации и охраны от нарушений отвечают высоким критериям права.

В) Правовое государство не ограничивается принятием и провозглашением нормативных предписаний. Оно уделяет большое внимание обеспечению того, чтобы они в обязательном порядке претворялись в жизнь, чтобы они реально направляли действия и поступки всех физических и юридических лиц, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. В правовом государстве каждый субъект общественных отношений убежден, что действующие нормативные акты государственных органов надо обязательно выполнять, поскольку это способствует созданию особой обстановки незыблемости порядка и препятствует распространению юридического нигилизма в обществе и пренебрежительного отношения людей к праву.

Г) Предметом особой заботы правового государства является соблюдение субординации действия нормативных актов государства. Место каждого акта в этой системе зависит от его юридической силы. Вершиной этой системы источников права является конституция, обладающая высшей юридической силой.

Д) В правовом государстве провозглашается и реализуется принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках единой государственной власти обеспечивается её дифференциация на три относительно самостоятельные и независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимодействуют друг с другом с исполнением системы сдержек и противовесов.

Е) В правовом государстве осуществляются меры по установлению оптимального соотношения между внутренним законодательством страны общепризнанными принципами и нормами международного права.

Ж) В случае обнаружения нарушений правопорядка незамедлительно вводится в действие механизм правового реагирования и правовой защиты, в котором первостепенную роль играет суд. Этот механизм решает в комплексе задачи пресечения начатого нарушения, восстановления нарушенного права, обеспечения компенсации за причиненный вред, наказания виновных, предупреждения новых нарушений, привития гражданам и иным субъектам общественных отношений сознания того, что все предписания государства должны обязательно выполняется без каких-либо исключений и изъятий.

З) Статус личности и др. субъектов общественных отношений в правовом государстве отличается тем, что, во-первых, предусматривает широкий комплекс прави свобод, достаточный для обеспечения им нормальной жизнедеятельности и успешного решения стоящих перед ними задач; во-вторых, в неразрывном единстве с правами включает в себя соразмерную с ними и адекватную им систему обязанностей; в-третьих, подкреплен реальными юридическими гарантиями обязательного претворения их в жизнь.

Совокупное действие вышеуказанных признаков приводит к тому, что в обществе и государстве утверждаются господство права, его верховенство, приоритет, доминирующее положение. Итак, правовым следует считать государство, которое отдает несомненный приоритет правовым ценностям, заботиться об их высоком авторитете как среди населения, так и среди работников государственного аппарата, во всей своей деятельности связано правом, действует в пределах требований закона, не допускает нарушений прав и свобод граждан.

  1. Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество непосредственно решают разные, хотя и близкие друг другу задачи. Если государство закрепляет в своих конституционных и законодательных актах правовой статус личности, то гражданское общество обеспечивает ей высокий социальный статус. Социальный статус определяет материальные, организационно-технические возможности, а также присущие каждому обществу преимущества классово-групповых, национально-этнических, социумных связей и отношений.

Гражданское общество в силу своего характера, природы и основных качеств, в силу нацеленности на достижение свободы и справедливости, установление демократии и гуманных отношений облегчает утверждение принципов правового государства.

Существующие три фактора:

в общественном мнении закрепляются и культивируются высокий имидж права, авторитет и непререкаемость юридических институтов, принципов и норм;

создается обстановка, при которой игнорирование и нарушение правовых требований расцениваются как ненормальность, они не вписываются в общественный социальный порядок;

общество вырабатывает определенные социальные и духовные механизмы реализации права, дополняющие собой юридические механизмы: к их числу можно отнести формируемые у людей в условиях гражданского общества такие личностные качества, как нравственный долг, чувство гражданственности, требовательность к себе, самодисциплина, непримиримость к справедливости, социальная активность.

Таким образом, процессы формирования гражданского общества и построения правового государства как бы подталкивает друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба эти процесса проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него.

  1. Построение правового государства в Казахстане

Обретя государственную независимость и полный государственный суверенитет, Казахстан провозгласил курс на построение гражданского общества и правового государства. За прошедшие годы изменилось политико-правовое содержание основных институтов государственности. В соответствии с Конституцией РК 1995 года парламентско - президентская формаправления преобразована в чисто президентскую. Институт президентства стал главным в государственной системе, он оказывает определяющее воздействие на состояние дел в стране, функционирование всех трех ветвей власти, соблюдение прав и свобод личности.

Иным стал институт законодательной власти. Прежний однопалатный Верховный Совет, на счету которого принятие ряда важных актов (Декларация о государственном суверенитете, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», Конституция 1993 г., законы о собственности, о гражданстве и т.д.), уступил место двухпалатному Парламенту с видоизмененными функциями.

Под непосредственным руководством Правительства функционирует исполнительная власть, на которую возлагаются практическое осуществление экономической реформы, разработка и осуществление мер по поводу страны из глубокого кризиса, организация выполнения законов, повседневное государственное управление. Претерпела изменения и судебная ветви власти. Общие и арбитражные суды объединены в одну систему, которую ныне возглавляет Верховный Суд. Взамен прежнего Конституционного Суда, просуществовавшего три года (1992-1995 гг.), создан Конституционный Совет. Реорганизуется система правоохранительных органов. Завершается формирование атрибутов государственной независимости Казахстана, действует армия, создана республиканская гвардия, утверждена и используется государственная символика. Республика перешла на национальную валюту.

Вместе с тем следует отметить, что кризисные явления в экономике, во всех сферах государственной и общественной жизни не только не преодолевается, а порой углубляется. Осуществление принципов правового государства и гражданского общества сопряжено с большими трудностями и сопровождается негативными последствиями.

Правовое государство – наше будущее, путь к которому не близок, тернист, охватывает ряд этапов развития и потребует от государственных органов, должностных лиц, общественности, населения серьезных усилий. Необходимость утверждать здоровый тонус государственной и общественной деятельности, поставить заслон на пути коррупции и разложения, бороться с преступностью и злобоупотреблениями, развивать юридические и морально-нравственные основы общества. Немаловажной задачей государства являются преодоление укоренившегося повсеместно юридического нигилизма и пренебрежения к законам со стороны государственных органов и должностных лиц, а также граждан, формирование позитивно настроенного правосознание людей.

Такой комплексный подход позволит ускорить решение задачи построения правового государства и гражданского общества.

Вопросы для повторения:

1) Что такое этатическое государство?

2) Что такое правовое государство?

3) Методы правового государства?

4) Как возникла казахстанская национальная государственность?

5) Была ли на самом деле суверенным государством Казахская советская республика?

6) Каковы основные свойства Конституции РК 1995 года?

7) Какие черты характерны для президентского правления РК?

8) Какие признаки присущи правовому государству?

Правовое государство - это продукт нового времени, а точнее - XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство - это государство, приобретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство - это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632-1704), французского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689-1755), немецкого философа И. Канта (1724-1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права . Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей . Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть - это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих законов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предусматривается система сдержек и противовесов, или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

  1. предотвратить злоупотребление властью;
  2. повысить профессионализм в государственном управлении;
  3. осуществлять контроль за действиями государственных органов;
  4. возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей - это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности . Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало.

В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право - это кусочек свободы. О том, что личность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности . Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.

Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Подправовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей (Цыганов В.И.).

Правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность граждан от произвола, стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов. Правовым является государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных закономобязательств (правового долга) (В.И. Червонюк).

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей (Мелехин А.В.).

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. (Мелехин А.В.).

Правовое государство – форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров).

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права (В.Н Хропанюк).

Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности (С.Н. Кожевников).

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (Малько А.В.).

Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства (Головистикова А.Н.).

Признаки:

    Верховенство права. Вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Все подзаконные акты должны соответствовать закону. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть отвечало принципам равенства и справедливости, интересам и потребностям общества. Правовое государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, устанавливает те принципы и рамки, которые оно не может переступить;

    Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина . Государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их защиту и реализацию. Ст. 2 Конституции РФ;

    Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду. Этот принцип следует понимать как систему сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность. Каждая из ветвей власти обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Так, в отношении законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует все стадии законодательного процесса. Президент имеет право применить отлагательное вето. (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье);

    Демократизм – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата ст. 3 Конституции РФ;

    Взаимная ответственность государства и личности. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами;

    Политический и идеологический плюрализм , заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

    Режим законности в государстве и обществе .

Законность – это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами (С.С. Алексеев).

    Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

    Наличие гражданского общества.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх